Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ




 

Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью

 

Комментарий к статье 20

 

1. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует Федеральные законы, издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны, по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности министра МВД России. Контроль осуществляет через аппарат Администрации Президента и Совета Безопасности Российской Федерации.

2. В соответствии с п. 1 ст. 104 Конституции РФ: "Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения".

Это позволяет указанным субъектам проводить работу по подготовке законопроектов, посвященных регламентации оперативно-розыскной деятельности, ее отдельных направлений и аспектов, нормативно-правовому статусу органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Для этого постоянные комитеты обеих палат Федерального Собрания создают рабочие группы, в которые входят депутаты, представители органов уголовной юстиции, юристы, специализирующиеся в данной сфере. При этом депутаты Федерального Собрания получают возможность ознакомиться с обоснованием различных аспектов соответствующих законопроектов, что позволяет им контролировать ОРД, осуществляемую различными правоохранительными органами и спецслужбами.

Наряду с этим Государственная Дума и Совет Федерации вправе заслушивать руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Помимо этого, соответствующие постоянные комитеты и комиссии Федерального Собрания РФ могут в различных формах осуществлять контроль за оперативно-розыскной деятельностью.

В целях организации контроля за исполнением федерального бюджета в части, касающейся использования финансовых средств на оперативно-розыскную деятельность, Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Контролируются обоснованность выделения денежных средств, правильность и эффективность их использования (см. материалы к ст. 19 Закона об ОРД).

3. Правительство РФ как субъект исполнительной власти устанавливает основные направления деятельности и организует работу Министерства внутренних дел, входящего в его состав, определяет бюджет и гарантирует его исполнение, осуществляя контроль в сфере оперативно-розыскной деятельности для обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью. В этих целях заслушивает должностных лиц МВД, издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения в Российской Федерации.

4. Судебные власти, судебные органы не упомянуты в ст. 20 Закона об ОРД среди субъектов, осуществляющих контроль за оперативно-розыскной деятельностью, что, несомненно, является его недостатком, проявлением непоследовательности при конструировании статей. Судебные органы в силу прямых указаний Закона об ОРД являются субъектами контроля за исполнением законов оперативно-розыскными органами.

Суду (судьям) предоставлено право вынесения постановления о разрешении проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища.

Судья обязан изучить представленные материалы, прежде чем принять решение. В случае признания их недостаточными, судья уполномочен требовать дополнительные материалы, подтверждающие необходимость проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционное право гражданина. Закон прямо не обязывает судью следить за тем, достигло ли своей цели оперативно-розыскное мероприятие, на проведение которого он дал разрешение. Вместе с тем судья должен быть уведомлен за три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскного мероприятия, проведенного на основании судебного решения, в случаях, когда виновность лица, в отношении которого оно было принято, не была доказана в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке (ч. 7 ст. 5 Закона об ОРД). Очевидно, что данное правило рассчитано на предоставление судье возможности дать оценку законности и обоснованности оперативно-розыскного мероприятия, проведенного на основании судебного решения, коль скоро оно не привело к ожидаемому результату и материалы о нем решено уничтожить. Иначе в чем заключается смысл установления законом обязанности уведомления судьи о предстоящем уничтожении материалов, да еще за три месяца до приведения в исполнение принятого решения?

Суд (судья) <1> уведомляется о проведении неотложных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, без получения судебного решения, а потому имеет право проверить законность и обоснованность действий должностных лиц оперативно-розыскных органов.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции".

 

Закон об ОРД (ст. 5) наделяет судью правомочием истребовать оперативно-служебные документы, при проверке жалобы гражданина на незаконность проведения в отношении его оперативно-розыскного мероприятия. При установлении судьей нарушения органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц судья обязан <1> принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

--------------------------------

<1> Химичева О.В. Судебный контроль за процессуальными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями (досудебное производство): Учебное пособие. ЮИ МВД России, 1998.

 

5. Органы внутренних дел обязаны беспрепятственно предоставлять контролирующим органам любую запрошенную информацию, за исключением сведений, указанных в ч. 2 ст. 12 Закона об ОРД о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами (см. материалы к ст. 12 Закона об ОРД).

Государственный контроль за деятельностью полиции предусмотрен ст. 49 ФЗ "О полиции", который аналогичен ст. 20 ФЗ об ОРД.

Пунктом 3 Приказа МВД России от 19 июня 2012 г. N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России" установлено, что в системе МВД России к контролю за оперативно-розыскной деятельностью допускаются руководители органов внутренних дел, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, а также главные инспекторы МВД России и главные инспекторы инспекций территориальных органов МВД России на региональном уровне.

 

Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

 

Комментарий к статье 21

 

Говоря о роли и значении Прокуратуры Российской Федерации в борьбе с преступностью, необходимо прежде всего отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" <1>:

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 21.11.2011); Указ Президента РФ от 21 октября 2008 г. N 1510 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с образованием Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 17.02.2010); Приказ Генпрокуратуры РФ N 69, МВД РФ N 777, ФСБ РФ N 425, ГТК РФ N 700 от 25 ноября 1997 г. "Об утверждении Инструкции по взаимодействию правоохранительных органов Российской Федерации при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России"; Приказ Генпрокуратуры РФ от 17 декабря 2007 г. N 200 "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации" (ред. от 17.03.2010); Приказ Генпрокуратуры РФ от 17 апреля 2008 г. N 67 "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации"; Приказ Генпрокуратуры РФ от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" (ред. от 20.04.2010); Приказ Генпрокуратуры РФ от 15 марта 2010 г. N 107 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам".

 

"Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов".

В соответствии со ст. 29 "Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие".

Специфика ОРД состоит в том, что она в значительной мере носит негласный характер и осуществляется с применением тактических приемов, методов и средств, сведения о которых составляют государственную тайну. Эта специфика предопределила необходимость ограничения круга прокуроров, надзирающих за исполнением законов в данной деятельности. В ст. 21 Закона об ОРД указывается, что надзор за нею осуществляется Генеральным прокурором РФ и уполномоченными им прокурорами. Это же положение закреплено в п. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации":

"В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет... надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие...". В приказах Генерального прокурора РФ <1> неоднократно ставился вопрос "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".

--------------------------------

<1> Указание Генпрокуратуры РФ, ФСБ РФ от 18 апреля 2002 г. N 20-27/10 "О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами Федеральной службы безопасности"; Приказ Генпрокуратуры РФ от 21 декабря 2007 г. N 207 "Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (вместе с Инструкцией о порядке формирования отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ОРД), Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности) (в ред. от 27.02.2009) - утратил силу; Приказ Генпрокуратуры РФ от 27 февраля 2009 г. N 55 "О внесении изменений в Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21.12.2007 N 207 "Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (утратил силу).

 

Полномочия прокурора (ст. 30) по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 2 ст. 26 "Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций".

Генеральная прокуратура Российской Федерации, в целях осуществления надзора за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, 15 марта 2010 г. создало соответствующее управление <1>.

--------------------------------

<1> Положение об управлении по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, утвержденное Генпрокурором РФ 15 марта 2010 г.

 

В структуру управления входят:

отдел по надзору за производством дознания в МВД России, МЧС России, ФСКН России и ФССП России;

отдел по надзору за оперативно-розыскной деятельностью в МВД России и соблюдением законов в изоляторах временного содержания органов внутренних дел;

отдел по надзору за оперативно-розыскной деятельностью в ФСКН России и ФСИН России;

организационно-аналитический отдел;

отдел документационного обеспечения.

Задачами управления являются:

обеспечение гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание (МВД России, ФСКН России, ФССП России, МЧС России) и оперативно-розыскную деятельность (МВД России, ФСКН России, ФСИН России), изоляторами временного содержания органов внутренних дел России;

укрепление законности в сфере уголовно-правовой регистрации;

контроль за исполнением подчиненными прокурорами приказов, указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей по вопросам, отнесенным к компетенции управления;

оказание практической помощи нижестоящим органам прокуратуры в организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и оперативно-розыскную деятельность, изоляторами временного содержания органов внутренних дел России;

аналитическая и методическая деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции управления;

анализ принимаемых правоохранительными органами мер по противодействию преступности и раскрытию преступлений, подготовка предложений о повышении их эффективности и совершенствовании прокурорского надзора.

Управление в соответствии с поставленными перед ним задачами осуществляет функции, среди которых:

обеспечение реализации Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями процессуальных, надзорных и иных полномочий в сфере процессуальной деятельности органов дознания и оперативно-розыскной деятельности, исполнения законов в изоляторах временного содержания органов внутренних дел;

организация и контроль осуществления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов МВД России (за исключением надзора в части противодействия экстремизму, терроризму и в деятельности органов внутренних дел на транспорте), ФСКН России, МЧС России, ФССП России при производстве дознания, исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности подразделениями МВД России (за исключением оперативно-розыскной деятельности по противодействию экстремизму и терроризму), ФСКН России, ФСИН России, за соблюдением законности при содержании граждан в изоляторах временного содержания, а также при перевозке лиц, конвоирование и содержание которых в конвойных помещениях судов осуществляют подразделения охраны и конвоирования МВД России;

принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по восстановлению прав и законных интересов граждан и юридических лиц, возмещению причиненного им вреда в результате нарушений, допущенных при осуществлении оперативно-розыскной, процессуальной деятельности, при содержании в изоляторах временного содержания, по выявлению и устранению причин нарушений закона;

сбор, накопление, обработка и анализ данных о состоянии преступности, законности и правопорядка на территории Российской Федерации, принимаемых правоохранительными органами мерах по противодействию преступным проявлениям, о соблюдении конституционных прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной и процессуальной деятельности, содержании в изоляторах временного содержания и о состоянии прокурорского надзора в этих сферах;

разработка предложений по формированию совместно с иными подразделениями центрального аппарата на основании анализа и прогнозирования ситуации в сферах оперативно-розыскной, процессуальной деятельности, борьбы с преступностью и состояния законности при содержании граждан в изоляторах временного содержания МВД России перспективных и текущих планов работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исполнение плановых мероприятий;

информирование Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей о состоянии прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, изоляторами временного содержания органов внутренних дел Российской Федерации, а также подготовка предложений о его совершенствовании и об устранении выявленных нарушений закона и недостатков;

информирование Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей о принимаемых решениях и необходимых мерах реагирования на выявленные нарушения закона по конкретным уголовным делам и материалам оперативно-розыскной деятельности.

Среди различных полномочий, управление вправе:

проверять исполнение законов федеральными органами исполнительной власти в Российской Федерации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, дознания, в том числе при приеме, регистрации и рассмотрении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, а также при содержании граждан в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, при перевозке лиц, конвоирование и содержание которых в конвойных помещениях судов осуществляют подразделения охраны и конвоирования МВД России.

При реализации своих полномочий управление обеспечивает защиту охраняемых законом конституционных прав и законных интересов граждан, юридических лиц и общественных организаций, а также сведений, содержащих государственную, следственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и информации, имеющейся в оперативно-служебных, учетно-регистрационных документах и ведомственных нормативных правовых актах, регламентирующих порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Выступая 27 апреля 2011 г. на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации "О состоянии законности и правопорядка в 2010 году и о проделанной работе по их укреплению" Генеральный прокурор РФ Ю.Я. Чайка отметил, что:

"В работе всех правоохранительных органов еще не хватает инициативы, согласованности. Не дорабатывают как оперативные службы, так и следствие.

Повсеместно остается незначительным уровень осведомленности оперативных подразделений, являющейся основополагающим фактором в борьбе с коррупцией, что не позволяет выявлять все криминальные явления в органах государственной власти и местного самоуправления. Эта проблема характерна не только для уголовных дел, связанных с расследованием коррупционных преступлений.

Повышение эффективности работы оперативных подразделений, раскрываемости преступлений должно стать задачей номер один, которую предстоит решать вновь создаваемым органам полиции.

Сейчас же зачастую в деятельности оперативных работников всех правоохранительных органов выявляется значительное количество нарушений закона, более 10 тысяч в год, которые впоследствии значительно влияют на дальнейшее расследование. С одной стороны это проявляется в бездеятельности и отсутствии инициативы, а с другой - имитация деятельности, с целью искусственного улучшения статистических показателей".

В 2010 году Генеральная прокуратура Российской Федерации совместно с прокурорами субъектов РФ провела проверку исполнения требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" при осуществлении органами внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия "Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" в отношении субъектов предпринимательской деятельности <1>.

--------------------------------

<1> Генпрокуратура РФ: "О результатах проверки исполнения требований Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в органах внутренних дел".

 

Проверка показала, что нарушения закона со стороны сотрудников ОВД носили распространенный характер, о чем свидетельствовали массовые обращения граждан, а также результаты прокурорских проверок. Так, в 2010 году органы прокуратуры выявили 672 нарушения, что значительно превысило показатель предыдущего периода (454).

В нарушение Закона сотрудники органов внутренних дел зачастую не соблюдают процедуру проведения оперативно-розыскного мероприятия, нарушают порядок оформления его результатов, а именно: в протоколах не всегда указывается место проведения мероприятия, участвующим лицам не разъясняются его порядок и применение технических средств, не изготавливаются копии документов.

В некоторых случаях сотрудники органов внутренних дел с нарушением закона оформляли изъятие предметов и документов, а также не принимали мер к их сохранности. Данное обстоятельство нередко влекло причинение ущерба субъектам предпринимательской деятельности.

Кроме того, органы прокуратуры установили факты невозвращения изъятых документов, предметов, либо их утрату сотрудниками органов внутренних дел.

Результаты проверки показали, что ведомственный контроль за деятельностью подчиненных при проведении оперативно-розыскных мероприятий не всегда организован надлежаще.

В связи с выявленными нарушениями Генеральная прокуратура Российской Федерации внесла представление об их устранении Министру внутренних дел Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> Козлова Н. Взять на время и забыть вернуть // Рос. газ. 2011. 16 дек. N 284.

 

В целях обеспечения эффективности осуществления прокурорского надзора за исполнением Закона об оперативно-розыскной деятельности, руководствуясь пунктом 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", Генеральной прокуратурой РФ был издан Приказ от 15 февраля 2011 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Генпрокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" (вместе с Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, Инструкцией об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность).

 

Прежде всего, данный Приказ обязывает руководителей прокуратур определить лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности и оформление допуска прокуроров и лиц, на которых возложено ведение делопроизводства по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, оформленного в установленном порядке допуска к совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности.

Во-вторых, обязывает прокуроров при организации и осуществлении надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности обеспечить законные гарантии соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц, установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Обеспечить законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, на проведение которых разрешение дано судом, принятии должностными лицами решений, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд <1>, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, соблюдение порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленного законами и правовыми актами, принятыми уполномоченными органами и предусматривающими механизм реализации законов.

--------------------------------

<1> Приказ МВД РФ N 368, ФСБ РФ N 185, ФСО РФ N 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ N 32, ФСИН РФ N 184, ФСКН РФ N 97, Минобороны РФ N 147 от 17 апреля 2007 г. "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд".

 

В-третьих, деятельность прокуроров должна быть направлена на обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, законности при решении задач оперативно-розыскной деятельности, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших; по добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; по установлению имущества, подлежащего конфискации. Эти задачи поставлены и в ст. 2 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности.

В Приказе говорится и о проверках исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности при обращении граждан, юридических и должностных лиц и в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора:

"Проверки по обращениям о нарушениях Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении и решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, проводить уполномоченными прокурорами той прокуратуры, которой осуществлялся надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Исключение составляют обращения, в которых обжалуются действия должностных лиц органов федеральной службы безопасности, связанные с оперативным сопровождением уголовных дел. Проверки по таким обращениям проводить уполномоченным прокурорам по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности с учетом установленного Генеральным прокурором Российской Федерации разграничения компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур.

Оперативно-служебные документы об осуществлении органами федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в рамках контрразведывательной деятельности проверять в порядке надзора только по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граждан, свидетельствующих о нарушении этими органами законодательства Российской Федерации.

В ходе надзорных мероприятий в Службе внешней разведки Российской Федерации и в органе внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проверять только те оперативно-служебные документы, которые связаны с обеспечением собственной безопасности указанных органов".

Кроме того, в Приказе установлено, что уполномоченные прокуроры при реализации надзорных полномочий обязаны проверять:

соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности;

законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений.

Учитывать, что в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" перечень дел оперативного учета и порядок их ведения, а также организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий определяются нормативными актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Строго следовать требованиям Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" о том, что дела оперативного учета прекращаются в случае решения задач оперативно-розыскной деятельности или установления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения (ст. 10 ФЗ об ОРД); законность и обоснованность проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения.

Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов (ст. ст. 8, 9 ФЗ об ОРД).

В рассматриваемом Приказе Генпрокурора РФ большое внимание уделяется и другим вопросам изучения законности при осуществлении надзора за оперативно-розыскной деятельностью, в числе которых:

законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор данных, необходимых для принятия решений, указанных в части 2 ст. 7 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", в том числе о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений;

законность представления результатов оперативно-розыскной деятельности;

наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков, приостановлении и прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

соблюдение определенного Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности перечня оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 ФЗ об ОРД):

соблюдение установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законности постановки и снятии с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении;

соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 ФЗ об ОРД), а также соблюдение требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде (ст. 6 ФЗ об ОРД);

своевременность уведомление судей органами осуществляющими ОРД, О проведении в случаях, предусмотренных частями 3 и 6 ст. 8 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в указанных случаях;

законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими ОРД (ст. 12 ФЗ об ОРД), проверять исключительно при наличии жалоб граждан.

Кроме того, при осуществлении надзора прокурор должен учитывать, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности (ст. 21 ФЗ об ОРД).

В рассматриваемом Приказе указывается, что при проверке законности оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на основании поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении или решения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, в каждом случае рассматривать необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявления причастных к нему лиц (ст. 2 ФЗ об ОРД).

При наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях при проведении оперативно-розыскных мероприятий по указанным поручениям либо решениям, уполномоченному прокурору, помимо актов прокурорского реагирования, направлять руководителям органов, осуществляющих ОРД, требования в целях обеспечения эффективного осуществления уголовного преследования.

Ходе изучения дел оперативного учета и других оперативно-розыскных материалов (ст. 10 ФЗ об ОРД) прокурор обязан проверять наличие в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, незаконном освобождении от уголовного преследования, фальсификации оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий (заявлений граждан, протоколов следственных действий, официальных документов и т.п.).

Приказ устанавливает, что уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, обязан:

а) знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. ст. 7, 8 ФЗ об ОРД);

б) получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, по поводу выявленных нарушений закона;

в) требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам;

г) опротестовывать противоречащие закону нормативные акты органов, осуществляющих ОРД, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов;

д) по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании;

е) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Уполномоченный прокурор обязан пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении ОРД, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и (при наличии оснований) привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

В случае незаконного отказа от выполнения требований уполномоченного прокурора в зависимости от обстоятельств рассматривать как воспрепятствование его законной деятельности и при наличии оснований принимать меры для привлечения виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.

Руководителям прокуратур и уполномоченным прокурорам обеспечить защиту от разглашения сведений, содержащихся в представленных документах и материалах об оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов.

Приказом возлагается на уполномоченных прокуроров персональная ответственность за соблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.

Приказом утверждаются:

отчет о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (форма ОРД) (приложение N 1);

Инструкция о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (приложение N 2);

Инструкция об организации в прокуратуре делопроизводства по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (приложение N 3).

Прокурорский надзор за деятельностью полиции предусмотрен ст. 52 ФЗ "О полиции", который аналогичен ст. 21 ФЗ об ОРД, но в более сжатой форме.

Органы прокуратуры <1> уделяют большое внимание и вопросам прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, предварительного следствия, организации за исполнением законов при приеме и регистрации и разрешении в них сообщений о преступлениях.

--------------------------------

<1> См., например: Приказ Генпрокурора от 6 сентября 2007 г. N 137 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания"; Приказ Генпрокурора от 2 июня 2011 г. N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия"; Приказ Генпрокурора от 5 сентября 2011 г. N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия".

 

Становление органов прокуратуры в России

 

В процессе проведения административных реформ у Петра I возникла идея дополнить тайный надзор явным, поручив ему наблюдение за правительственным аппаратом. Одновременно планировалось создать механизм по предупреждению правонарушений. Все эти мысли воплотились в создание института прокуратуры, в основе которой лежала французская модель прокурорской службы.

27 апреля 1722 года Указом утверждается должность генерал-прокурора. В отличие от многих предшествующих систем надзора, новая охватывала всю иерархию государственных учреждений и носила гласный характер. Указ четко прописывал как организационную структуру прокуратуры, так и ее обязанности. Во главе нового ведомства стоял генерал-прокурор Сената с помощниками обер-прокурорами. Имели своих прокуроров коллегии, надворные суды. Под контроль прокуроров ставилась вся система надзора: теперь фискалы подавали им свои доношения. Прокурорам подчинялись и канцелярские службы учреждений. Одновременно вся прокурорская служба получила полную независимость от исполнительной власти. Генерал- и обер-прокуроров мог судить только монарх.

В их обязанности входило наблюдение за деятельностью подконтрольных организаций, обязательное присутствие на заседаниях и проверка выполнения решений. Так, генерал-прокурор, при необходимости, указывал Сенату на недостатки в его деятельности, а в крайнем случае мог опротестовать и остановить выполнение его постановлений. Прокуроров предостерегали от поспешных действий, "дабы напрасно кому бесчестия не учинить", но одновременно их предупреждали об ответственности за халатное отношение к обязанностям. По словам Петра I прокуратура должна была стать своеобразным "оком государевым" <1>.

--------------------------------

<1> История Петра Великого. М.: РООССА, 2007. С. 65.

 

Статья 22. Ведомственный контроль

 

Комментарий к статье 22

 

1. Статья 92 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ устанавливает <1>:

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

"1. Государственный надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о службе в органах внутренних дел осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в органах внутренних дел осуществляют в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации уполномоченные государственные органы.

3. Ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о службе в органах внутренних дел осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел".

Ведомственный контроль в МВД России за ОРД организуют руководители:

1) министр внутренних дел РФ и его заместители по оперативной работе;

2) начальники главных управлений и управлений МВД России, имеющих в своей структуре оперативные службы, и их заместители;

3) министры внутренних дел республик и их заместители по оперативной работе;

4) начальники главных управлений и управлений внутренних дел на транспорте и на режимных объектах; их заместители, являющиеся по должности начальниками криминальной полиции;

5) начальники отделов (управлений) внутренних дел районов, городов, районов (округов) в городе, на транспорте и на режимных объектах, их заместители, являющиеся по должности начальниками криминальной полиции, иные должностные лица <1>.

--------------------------------

<1> Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.К. Синилова. М.: ЮРАЙТ; Высшее образование, 2009.

 

Объем их полномочий определяется соответствующими ведомственными нормативными актами по организации и тактике ОРД.

Ведомственный контроль проводится в целях:

1) недопущения нарушений законов в процессе осуществляется оперативно-розыскной деятельности;

2) оказания практической помощи оперативным аппаратам при решении задач оперативно-розыскной деятельности;

3) обеспечение конспирации и безопасности граждан, оказывающих на конфиденциальной основе помощь органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

4) оказание помощи в подборе, расстановке и подготовке кадров оперативных аппаратов и др.

2. Руководители оперативных подразделений и отдельных (временных) структур в виде оперативных групп и т.п. контроль осуществляют повседневно в таких сферах как организация деятельности подчиненных им формирований и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также в области осуществления иных правовых действии, адекватных административно-правовым полномочиям сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

3. Субъектами ведомственного контроля за отдельными аспектами ОРД являются службы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выполняющие штабную функцию, если они имеют соответствующий допуск к сведениям оперативно-розыскного характера, составляющим служебную или государственную тайну.

4. Вышеперечисленные субъекты ведомственного контроля выбирают соответствующие его формы, которые выработаны оперативно-розыскной практикой и могут быть различными с учетом соответствующих целей, задач, объема полномочий и количества проверяющих, объектов контрольных проверок.

С учетом состава проверяющих и объема их полномочий различаются комплексные проверки, охватывающие все направления оперативно-служебной деятельности конкретного оперативного подразделения. Их осуществляют оперативные аппараты федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации по отношению к нижестоящим подразделениям.

Наряду с комплексными осуществляются и целевые проверки. Они классифицируются на различные виды в зависимости от субъекта их проводящего. Ведомственный контроль за делами оперативного учета может осуществляться в трех формах:

1) непосредственное изучение дела;

2) вызов сотрудника с материалами дела;

3) изучение справки о проделанной работе по конкретному делу.

Каждая форма контроля имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны, которые связаны с затрачиваемым временем и достоверностью информации.

Руководитель применяет и текущий контроль, санкционируя проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий и рассматривая их результаты, утверждая постановления о заведении и планы по делам оперативного учета, рассматривая заключения о результатах рассмотрения жалоб и заявлений граждан и др. Кроме того, руководитель оперативного подразделения организует подготовку информационно-аналитических материалов, отражающих результаты работы оперативной службы за конкретный период времени, что позволяет ему дифференцированно принимать соответствующие меры воздействия к своим подчиненным.

Особым направлением контроля является проверка соблюдения правил поддержания режима секретности, установленного ведомственными нормативно правовыми актами.

В этих случаях, когда руководителем оперативного подразделения или иным проверяющим выявлены нарушения в сфере оперативно-розыскной деятельности, требующие детального анализа, назначается и проводится служебная проверка, по ее результатам виновные привлекаются к ответственности в соответствии с нормами законов, определяющих статус органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Ведомственный контроль деятельности таможенных органов предусмотрен ст. 24 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в котором сказано:

"1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела.

2. В случае если после отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела требуется принятие нового решения в области таможенного дела, такое решение принимается уполномоченным таможенным органом в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в сроки, установленные для проведения таможенного контроля".

Ведомственному контролю за деятельностью полиции уделено внимание в п. 2 ст. 49 ФЗ "О полиции", где сказано: "Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителями федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел".

Кроме этого вида контроля, в отличие от ФЗ об ОРД, в ФЗ "О полиции" предусмотрены еще и "Общественный контроль за деятельностью полиции" (ст. 50) и "Судебный контроль и надзор" (ст. 51).

Общественный контроль заключается в том, что такой контроль осуществляется Общественной палатой Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации". Общественный контроль осуществляют и Общественные наблюдательные комиссии и Общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах.

Что касается судебного контроля и надзора за деятельностью полиции, то в соответствии со ст. 51: "Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами".

 

Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Приложения

 

Приложение N 1

 

Нормативные акты по регистрации сообщений о преступлениях и

обращениях по ним граждан

 

Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (ред. от 09.02.2009)

Федеральный закон от 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (ред. от 10.06.2008)

Федеральный закон от 20 марта 2001 года N 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (ред. от 30.12.2001)

Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (ред. от 27.07.2010)

Федеральный закон от 29 июня 2010 года N 126-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

Федеральный закон от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции"

Федеральный закон от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Указ Президента РФ от 30 марта 1998 года N 328 "О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений"

Указ Президента РФ от 17 февраля 2010 года N 201 "Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций"

Постановление Верховного Совета РФ от 22 ноября 1991 года N 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина"

Приказ Генпрокуратуры РФ от 9 апреля 2003 года N 74 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема заявителей в органах военной прокуратуры"

Приказ МВД России от 1 декабря 2005 года N 985 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях"

Приказ Генпрокуратуры РФ N 39, МВД РФ N 1070, МЧС РФ N 1021, Минюста РФ N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития РФ N 353, ФСКН РФ N 399 от 29 декабря 2005 года "О едином учете преступлений"

Приказ Минюста РФ от 2 мая 2006 года N 139 "Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе служебных приставов сообщений о преступлениях"

Приказ ФСБ России от 16 мая 2006 года N 205 "Об утверждении Инструкции по организации в органах Федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности"

Приказ Минюста РФ от 11 июля 2006 года N 250 "Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах Уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях"

Приказ ФСКН России от 22 декабря 2006 года N 430 "Об утверждении Инструкции по организации работы с обращениями граждан и осуществлению личного приема граждан в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (ред. от 15.12.2008)

Приказ ФТС России от 25 декабря 2006 года N 1370 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в таможенных органах Российской Федерации"

Приказ ФТС России от 25 декабря 2006 года N 1371 "Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в ФТС России"

Приказ ФТС России от 12 января 2007 года N 23 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки в таможенных органах Российской Федерации сообщений о преступлениях" (ред. от 22.03.2012)

Приказ ФСБ России от 22 января 2007 года N 21 "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности" (ред. от 04.04.2008)

Приказ Генпрокуратуры РФ от 23 августа 2007 года N 131 "О порядке передачи в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации уголовных дел и материалов проверок сообщений о преступлениях"

Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 года N 14 "О порядке приема, регистрации и проверки сообщении о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 07.10.2008)

Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19 сентября 2007 года N 17 "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 08.04.2008)

Приказ ФСО России от 26 сентября 2007 года N 450 "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в федеральных органах государственной охраны" (ред. от 06.08.2010)

Приказ Генпрокуратуры РФ от 17 декабря 2007 года N 200 "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации" (ред. от 17.03.2010)

Приказ ФСБ России от 4 апреля 2008 года N 149 "О внесении изменений в Инструкцию об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности, утвержденную Приказом ФСБ России от 22 января 2007 г. N 21"

Приказ ФСО России от 22 июля 2008 года N 384 "О внесении изменений в Инструкцию по работе с обращениями граждан в федеральных органах государственной охраны, утвержденную Приказом ФСО России от 26 сентября 2007 г. N 450"

Приказ Генпрокуратуры РФ N 70, МВД РФ N 122 от 27 февраля 2010 года "Об утверждении инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан"

Приказ МВД России от 27 августа 2010 года N 626 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России"

Приказ Генпрокуратуры РФ от 5 сентября 2011 года N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия"

Приказ МВД России от 12 декабря 2011 года N 1221 "Об утверждении Административного регламента системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок"

Приказ ФСКН России от 25 января 2012 г. N 26 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящихся к установленной сфере деятельности"

Приказ МВД России от 1 марта 2012 года N 140 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях"

Приказ ФСБ России от 18 мая 2012 года N 230 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, обращений граждан в форме электронного документа, принятию решений и направлению ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок"

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 7 июня 2012 г. N 114 "Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок"

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 125 "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей"

Приказ Министерства юстиции РФ от 31 июля 2012 г. N 147 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы исполнения наказаний по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы, принятию по ним соответствующих решений и направлению ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок"

Приказ МВД России от 22 августа 2012 года N 808 "О создании системы "горячей линии МВД России"

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 декабря 2010 года N 31 "Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам"

 

Образец заявления в следственный отдел Следственного

комитета Российской Федерации

о совершенном преступлении

 

Руководителю следственного

отдела по Центральному району

Следственного управления

Следственного комитета

Российской Федерации по г. Москве

от ________________________________________

(ФИО)

проживающего_______________________________

__________________________________________

(адрес места жительства и (или) регистрации)

тел. ______________________________________

 

Заявление (явка с повинной)

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

_________________ ___________

(дата)       (подпись)

 

Приложение N 2

 

Декларация о полиции <*>

 

--------------------------------

<*> Принята Парламентской Ассамблеей Совета Европы на 31-й очередной сессии. Резолюция 690 (1979).

 

Ассамблея, Страсбург, 8 мая 1979 г.

 

1) принимая во внимание, что для полного осуществления прав человека и основных свобод, гарантированных Европейской конвенцией по правам человека и другими национальными и международными документами, основным условием является наличие мирового общества, пользующегося преимуществами порядка и общественной безопасности;

2) принимая во внимание, что в этой связи во всех Государствах-членах полиция играет жизненно важную роль, что она вынуждена действовать в условиях, связанных с риском для сотрудников, и что выполнение ими своих обязанностей еще более осложнено, когда нет четко определенных правил поведения;

3) считая, что в должности полицейского не могут работать лица, которые находясь на службе в полиции, нарушили права человека, или лица, работавшие в подразделениях полиции, расформированных в связи с антигуманной практикой;

4) считая, что повсеместное принятие правил профессиональной этики полиции с учетом прав человека и основных свобод будет способствовать совершенствованию европейской системы по защите прав и основных свобод человека;

5) считая, что сотрудникам полиции необходима активная моральная и физическая поддержка общества, которому они служат;

6) считая, что сотрудники полиции должны пользоваться тем же статусом и правами, что и работники государственной гражданской службы;

7) полагая, что было бы целесообразным сформулировать правила поведения сотрудников полиции в случае войны или других чрезвычайных ситуаций и в случае оккупации иностранной державой;

8) принимает следующую Декларацию о полиции, которая является неотъемлемой частью данной резолюции;

9) поручает своему Комитету по парламентским и общественным связям и своему Комитету по правовым вопросам, а также Генеральному секретарю Совета Европы придать максимальную огласку этой Декларации.

 

Приложение (извлечение)

 

Декларация о полиции

 

A. Этика <1>.

--------------------------------

<1> Разделы "A" и "B" Декларации распространяются на всех сотрудников и организации, включая такие органы, как секретные службы, военная полиция, вооруженные силы или милиция, выполняющие полицейские функции, которые ответственны за правоохранительную деятельность, расследование правонарушений, охрану порядка и государственной безопасности.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 356.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...