Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Значение внешних условий для дрессировки собак




Дрессировка собак проводится не изолированно от окружающей среды, а при различных внешних условиях, в той или другой степени влияющих на поведение собак. Так, например, ветер облегчает или затрудняет управление поведением собаки посредством звуковых команд в зависимости от его направления и силы; характер почвы и растительного покрова влияет на приучение собаки к работе по следу, а наличие "посторонних" для дрессировки раздражителей в виде громких звуков, новых для собаки предметов, других животных и т. д. может отвлечь собаку от дрессировщика и задержать выполнение тех или других навыков. Дрессировщик должен представлять себе, как условия окружающей среды могут влиять на дрессировку и работу собак и как с этим влиянием бороться. Под условиями окружающей среды следует понимать все то, что находится вне организма собаки, но может оказывать на этот организм определенное воздействие. Например, повышение температуры воздуха свыше 25° вызывает у собаки учащенное дыхание (тепловую реакцию).

Все условия окружающей среды, влияющие на дрессировку и работу собак, подразделяются на косвенные и непосредственные, благоприятствующие и не благоприятствующие дрессировке собак.

К косвенным условиям следует относить такие внешние влияния, которые облегчают или затрудняют дрессировку путем изменения общего состояния организма или оказывают воздействие на качество и состояние раздражителей, используемых для управления поведением собаки. Например, высокая температура окружающей среды влияет не непосредственно на дрессируемость собаки, а через изменения состояния организма вследствие его перегревания. В результате этого нервная система собаки быстрее утомляется, а это вызывает снижение активности и работоспособности собаки.

Различный почвенный покров (глинистый, песчаный, торфяной, луговой и т. д.) по-разному удерживает запах человека на его следу, а это также влияет на дрессируемость и качество работы розыскной собаки по запаху следа. Отвлекающие раздражители, непосредственно влияющие на дрессировку, оказывают прямое воздействие на нервную деятельность и поведение собаки через различные анализаторы (органы чувств). К таким непосредственным воздействиям на собаку прежде всего относятся отвлекающие раздражители, которые вызывают явление отвлечения у собаки при дрессировке. Академик И. П. Павлов указывал, что одним из основных условий выработки условных рефлексов должно быть свободное состояние коры головного мозга от воздействия "посторонних раздражителей", не имеющих никакого отношения к выработке данного условного рефлекса; так, например, громкий звук, появление кошки, взлет птицы, подход человека может не только задержать у собаки проявление того или другого действия, но затрудняет выработку необходимого условного рефлекса вследствие проявления у собаки ориентировочной реакции. Проявление ориентировочной реакции у собак академик И. П. Павлов обозначал как рефлекс "Что такое?", так как эта реакцпя наиболее резко проявляется на новые мало знакомые для собаки раздражители. В результате этого в нервной системе собаки возникают явления внешнего торможения, так как раздражитель, исходящий из окружающей среды, оказывает более сильное воздействие на собаку, чем сигналы самого дрессировщика, и собака отказывается выполнять то или другое действие.

Отвлечение весьма затрудняет дрессировку собак, и дрессировщик должен с этим бороться. Для этого прежде всего необходимо первоначальную дрессировку при обработке общих и специальных приемов проводить в таких условиях окружающей среды, где было бы наименьшее количество отвлекающих раздражителей. Это обеспечивает более быстрое и стойкое закрепление всех необходимых для управления поведением собаки навыков. Только после этого следует усложнять условия окружающей среды (обстановку занятий) проводить дрессировку при наличии разнообразных раздражителей, приучая собаку к этим раздражителям.

Ориентировочная реакция у собаки, по мере ознакомления ее с новыми для нее раздражителями, постепенно угасает, и собака начинает проявлять безразличное к ним отношение. Если же внешний раздражитель будет оказывать на собаку большую силу действия, чем команда или жест дрессировщика, следует усиливать действия команды путем использования угрожающей интонации или общего тормоза ко всем нежелательным действиям собаки в виде запрещающей команды "фу".

 Тренировка и ее задачи

Тренировкой называется регулярное упражнение с собакой по развитию, совершенствованию и закреплению, навыков - отработанных у собаки при дрессировке.

Первая задача тренировки состоит в том, чтобы не допустить у собаки ослабления и угашения условных рефлексов, составляющих навыки.

Основными причинами этого могут быть:

1) длительные перерывы между практическими занятиями или специальным использованием собак;

2) отсутствие подкрепления условных раздражителей (команд и жестов), а следовательно, условных рефлексов на данные раздражители безусловными, а также отсутствие своевременной дачи поощрения.

Для того чтобы предупредить потерю работоспособности собаки по этим причинам, необходимо проводить с собакой регулярные упражнения на повторение и закрепление навыков, ранее отработанных у собаки.

Вторая задача тренировки состоит в дальнейшем совершенствовании навыков, выработанных в процессе дрессировки собак. Это прежде всего обеспечивается "шлифовкой" ранее отработанных у собаки навыков с доведением выполняемых собакой действий до наиболее возможного совершенствования. Основная задача "шлифовки" отработанных навыков состоит, во-первых, в упрочении (путем многократных повторений) всех необходимых для выполнения данного навыка двигательных условных рефлексов, и, во-вторых, в торможении бесполезных ошибочных действий. Поэтому в период "шлифовки" от дрессировщика в особенности требуется большая наблюдательность и внимание к работе собаки.

Третья задача тренировки состоит в том, чтобы максимально приблизить тренировочные упражнения с собакой к реальным действительным условиям, в которых может быть использована собака.

Условия, при которых обычно производится дрессировка собак, не обеспечивают полностью возможности отработки специальных навыков применительно к обстановке действительного использования собак той или другой службы.

Четвертая задача тренировки состоит в том, чтобы развить у собаки ее физические качества и приспособить ее организм к длительной работе, выносливости и сопротивляемости к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Это достигается последовательным увеличением рабочей нагрузки собаки в разных условиях работы (времени года, суток, на различной местности, при разной погоде и т. д.).

Таковы основные принципы тренировки служебных собак, которые должны быть применяемы в зависимости от специальных целей, степени подготовленности собаки и ее индивидуальных особенностей.

Приступая к дрессировке собаки, дрессировщик должен знать ее возраст, состояние здоровья, условия, в которых собака находилась до дрессировки, особенности ее нервной системы, преобладающие реакции и отношение ее к различным раздражителям.

 Ошибки дрессировщика при дрессировке собак

В процессе дрессировки собак дрессировщики допускают ошибки, задерживающие и затрудняющие дрессировку. Особенно часты ошибки у начинающих, слабо теоретически подготовленных и практически малоопытных дрессировщиков. Ошибки возможны и у опытных дрессировщиков из-за недостаточного внимания и отсутствия должного анализа своих действий при дрессировке.

Каждая ошибка, даже незначительная на первый взгляд, приводит нередко к снижению эффективности дрессировки, а иногда и к непоправимой порче собаки. Поэтому каждый дрессировщик должен знать основные ошибки, возможные при дрессировке, их причины, последствия, меры предупреждения и исправления.

Приводим наиболее часто допускаемые ошибки.

Субъективное понимание поведения собаки. Грубейшей ошибкой в дрессировке является субъективное понимание поведения собаки, "очеловечивание" ее.

Некоторые дрессировщики, особенно теоретически мало подготовленные, при дрессировке собаки обращаются с ней, как с животным, которое якобы наделено, как и человек, способностью мыслить, сознательно действовать и т. д. В частности, по аналогии с человеком, они приписывают собаке способность понимать человеческую речь, способность руководствоваться в своих действиях различными "впечатлениями", "представлением", "желанием" или "нежеланием" и т. д.

Такое "очеловечивание" собаки приводит к тому, что дрессировщик начинает предъявлять к собаке требования, не выполнимые для нее, происходит срыв в работе по выработке навыка и даже порча собаки.

Приводим один пример.

Допустим, что собака при выгуливании погналась за кошкой. Дрессировщик подзывает собаку к себе по команде "ко мне" и "наказывает" ее ударами поводка. В результате этого собака при команде "ко мне" начнет убегать от дрессировщика, так как дрессировщик ("очеловечивая" собаку), считая, что собака понимает, за что ее наказывают, удары поводком связал не с броском за кошкой, а с выполнением собакой команды "ко мне". Условный раздражитель команды "ко мне" и вид поводка в руках дрессировщика подкрепились в этом случае безусловным болевым раздражителем. Следовательно, дрессировщик совершил две ошибки: "очеловечил" собаку и неправильно использовал поводок.

У некоторых начинающих дрессировщиков, в особенности у малоопытных любителей, "очеловечивание" собаки проявляется и в том, что команду они сопровождают разговором с собакой. Это, во-первых, затрудняет выработку условных рефлексов на определенные звуковые раздражители - команды, так как звуки команды смешиваются с другими звуками (словами), и, во-вторых, лишние слова, как новые для собаки звуковые раздражители, вызывая у нее ориентировочную реакцию, затормаживают выполнение приемов дрессировки по команде.

Дрессировщик должен не "очеловечивать" собаку, а повседневно изучая ее поведение, выяснять условия, которые влияют на ее поведение и нарушают выполнение приемов.

Отсутствие индивидуального подхода при дрессировке собак. Большой ошибкой при дрессировке является отсутствие учета особенностей поведения дрессируемых собак, в результате чего игнорируется индивидуальный подход к собакам при дрессировке. При этом ко всем дрессируемым собакам, независимо от особенностей их поведения, возраста, надрессированности, применяется один и тот же метод дрессировки.

Например, отработка навыка подачи предмета производится механическим методом дрессировки или только на вкусопоощрение и т. д.

Эти ошибки происходят от слабого изучения поведения дрессируемой собаки, недостаточного инструктажа молодых дрессировщиков.

Особенно большое значение имеет индивидуальный подход при специальной дрессировке. Нельзя применять одни и те же методы дрессировки как к возбудимым, смелым и злобным собакам, так и к спокойным, флегматичным, так как, обладая разным темпераментом и особенностями поведения, они будут различно реагировать и воспринимать один и тот же метод воздействия. Без индивидуального подхода к собакам при дрессировке не только нельзя добиться эффекта в работе, но можно привести собак в полную негодность.

Отсутствие необходимой последовательности в проработке приемов дрессировки и организации занятий по дрессировке. Нередко дрессировщики, в стремлении во что бы то ни стало отработать в короткий срок побольше навыков или скорее перейти к специальной дрессировке, отработку отдельных навыков производят небрежно. Это ведет к тому, что навыки при дрессировке закрепляются недостаточно прочно, стойкие условные рефлексы на команды и жесты не вырабатываются, в результате оказывается, что дрессировщик не в состоянии управлять поведением собаки в усложненных условиях и вести успешно дальнейшую дрессировку.

Одним из основных положений при отработке навыков при дрессировке служит принцип - "от простого к сложному". Навыки должны отрабатываться в определенной последовательности, так как отработка одного облегчает отработку последующего, более сложного. Например, не отработав "посадки", не следует отрабатывать "укладки"; "выборка вещи" должен отрабатываться после Подачи вещи, а к следовой работе можно переходить лишь после хорошего закрепления "выборка вещи по запаху". Переходить к отработке усложненных навыков при дрессировке, следует лишь после того, как у собаки образуются прочные условные рефлексы на действия дрессировщика, что облегчает последующее усложнение навыков. Так, например, высоту барьера следует увеличивать лишь после четкого преодоления собакой барьера меньшей высоты.

При организации занятий по дрессировке и проведении их необходимо учитывать строгую последовательность ввода отвлечений. Занятия, проводимые без учета условий окружающей среды, ведут к грубейшим ошибкам, особенно это относится к первым занятиям. Если первые занятия по дрессировке проводят в обстановке, где имеется значительное количество отвлекающих раздражителей, это весьма затрудняет быстроту выработки необходимых условных рефлексов на сигналы дрессировщика.

Недопустимо изо дня в день ставить собаке одни и те же задачи. В этом случае дрессировщик не совершенствует работу собаки, а довольствуется примитивным выполнением сигналов, упуская из виду обязательность постоянного усложнения работы.

Вот характерные примеры таких ошибок: во время занятий по общей дрессировке дрессировщик, воспитывая выдержку, отходит всегда на одно и то же расстояние, и собака находится в положении посадки или укладки всегда небольшой отрезок времени (одну-две минуты); при хождении рядом дрессировщик ограничивается небольшими расстояниями (100-200 м). При таких методах дрессировки собака будет способна выполнять только облегченные задания.

Такой метод совершенно недопустим в работе по чутью. Прокладка следов на одно и то же расстояние (причем небольшое - 1-2 километра) в облегченных условиях: по следу небольшой давности (до двух часов) и несложной конфигурации, при благоприятных атмосферных условиях и т. п., приводит к тому, что собака становится работоспособной только в облегченных условиях.

Дрессировщик должен последовательно и постоянно усложнять тренировку собаки, совершенствуя ее служебные качества.

При поиске собаки по чутью усложнять обстановку можно, как правило, путем ввода не более одного отвлекающего фактора, с одновременным облегчением в необходимых случаях остальных условий. Так, запланировав проработку давнего следа, надо предусмотреть уменьшение длины его, исключить различные отвлекающие факторы, заниматься в безветренную погоду и т. д.

Передрессировка собаки. Передрессировка возникает в результате переутомления нервной системы вследствие излишне длительного повторения собакой одних и тех же действий.

Ошибкой малоопытных дрессировщиков является их стремление во что бы то ни стало скорее отшлифовать служебные качества собак, что зачастую вызывает у собак отказ от работы.

Передрессировать собаку можно на любом приеме, но чаще всего при занятиях по преодолению препятствий, подаче голоса, посадке, укладке, подаче брошенных предметов, задержанию убегающего.

Опытные дрессировщики знают, что излишне частые занятия одним и тем же приемом отрицательно сказываются на результатах дрессировки. Поэтому, например, готовясь к состязаниям, они на 3-4 дня до состязания предоставляют собакам отдых. Отдохнувшие собаки более четко выполняют привычные для них навыки.

Добившись от собаки четкого выполнения какого-либо навыка, в этот день заниматься этим приемом больше не следует. Если хотят у собаки выработать условный рефлекс на какую-нибудь команду, не рекомендуется заставлять ее более 2-3 раз выполнять одно и то же действие, чтобы сохранить заинтересованность к нему у собаки.

Для предотвращения ошибок (по передрессировке) надо четко планировать занятия, чередовать упражнения, поддерживать постоянную заинтересованность собаки в работе.

Если собака отказывается от работы в результате передрес-сировки, можно рекомендовать, как метод исправления, перерыв в занятиях на 2-3 недели, с постепенным вводом упражнений после отдыха 2-3 раза в неделю по несколько минут (в течение 1--lVa месяцев).

Неправильное использование раздражителей. Непродуманное использование раздражителей относится к наиболее часто допускаемым ошибкам.

Неправильное сочетание условных и безусловных раздражителей. Начинающие дрессировщики при воспитании условных рефлексов часто неправильно пользуются условными и безусловными раздражителями. Как уже было сказано выше, при воспитании условного рефлекса раздражители (команды, жесты), на которые вырабатываются условные рефлексы, должны подкрепляться действием безусловных раздражителей механического пли пищевого порядка. Если же условный раздражитель применяют после безусловного, то обычно условный рефлекс не вырабатывается.

Например, если рывок поводка при отработке движения собаки у ноги дрессировщика применить раньше подачи команды "рядом", условный рефлекс на команду "рядом" не выработается. То же самое наблюдается и при выработке у собаки условных рефлексов на различные жесты.

Например, если команду "сидеть" подавать ранее соответствующего жеста, то условный рефлекс на жест не вырабатывается. Начинающие дрессировщики в результате излишней поспешности часто совершают эту ошибку.

Неправильное пользование интонацией голоса. Большой ошибкой будет также неправильное пользование интонацией голоса, например подача команды всегда в одной и той же интонации, без учета поведения собаки, злоупотребление подачей команды в угрожающей интонации и т. д. В результате интонация голоса в командах теряет свое значение как вспомогательный раздражитель, усиливающий действие команды. Чтобы не допустить этого, дрессировщик должен внимательно наблюдать за поведением собаки и умело сочетать интонацию голоса с непосредственным воздействием на собаку (безусловным раздражителем).

Неправильное использование команды "фу". Неопытные дрессировщики часто применяют команду "фу" по всякому поводу. Это приводит к тому, что собака перестает на нее реагировать. Чтобы команда запрещения была действенной, ее не следует подавать часто.

Вместо команды "фу" во многих случаях с успехом можно подать другую команду, например:

1) при занятиях по укладке собака самостоятельно пытается встать; неопытный дрессировщик применяет в таких случаях команду "фу". Это неверно. Надо произносить команду данного приема с угрожающей интонацией. То же самое относится и к случаям, когда собака, сидя перед препятствием, срывается с места;

2) прорабатывая след, собака отвлеклась. В данном случае команда "фу" может затормозить стремление к поиску. Правильна будет только команда "след" с угрожающей интонацией.

При контрольной выборке вещей неопытные дрессировщики по невнимательности часто путают искомый предмет с другим и при попытке собаки взять требуемую вещь подают команду запрещения. Такие действия тормозят стремление собаки к правильной выборке.

Аналогичные ошибки допускают и при проработке контроль-пых следов, когда проводник, перепутав, срывает собаку с правильного направления. Такие оплошности портят собаку.

Команду "фу" целесообразно подавать только при попытках собаки схватить лежащую на земле пищу, при набрасывании на прохожих, животных и в других аналогичных случаях.

Неправильное пользование командой. У молодых дрессировщиков часто встречается вредная привычка при подачз команды по нескольку раз повторять ее. Незаметно для себя такой дрессировщик воспитывает у собаки навык выполнения приема только после неоднократных команд. Так, например, дрессировщик дает собаке команду "лежать", но она не выполняет приема, будучи чем-то отвлечепа, а повторную команду "лежать" дрессировщик не связывает с принуждением. Такой метод не может воспитать у собаки безотказность, четкость выполнения действий и внимательность к командам.

Неуместное пользование парфорсом (строгий ошейник). Многие дрессировщики имеют привычку постоянно водить собаку на парфорсе, забывая, что пользование парфорсом - одна из крайних мер принуждения, сочетающегося обязательно с соответствующей командой и интонацией.

Постоянные ощущения парфорса притупляют степень воспри ятия его собакой, и роль парфорса как принудительного фактора снижается.

Злоупотребление дачей "лакомства". В дрессировке служебных собак лакомство не является единственным средством поощрения собаки и не всегда самым правильным. Не следует в период дрессировки длительное время давать лакомство при исполнении навыка. Когда с помощью этого безусловного раздражителя образуется новый условный рефлекс на поощряющую интонацию, следует больше пользоваться последней.

Дачу собаке лакомства, а также пищи всякий раз следует сопровождать поощряющей интонацией и командой "хорошо". Это вырабатывает вспомогательный условный рефлекс на интонацию и ускоряет прекращение дачи лакомства, уже мешающего работе.

Сталкивание процессов возбуждения и торможения. Сталкивание одинаковых по силе процессов возбуждения и торможения может вызвать у собаки расстройство условно-рефлекторной деятельности, обычно называемой срывом.

Отрабатывая "задержание убегающего", дрессировщик, желая отшлифовать навык, чтобы собака не трогала спокойно стоящего человека, при хватке собакой помощника дает команду запрещения "фу", сопровождая ее резким принуждением, а затем сразу же снова натравливает собаку, подавая команду "фасс". Резкая смена возбуждения и торможения, особенно у животных со слабыми и малоподвижными раздражительными и тормозными процессами, ведет к нарушению их нервной деятельности.

Дача собаке сложной задачи по дифереыцировке запахов на выборке с применением сильных средств принуждения при ошибках; злоупотребление выдержкой на брошенный предмет при ярко выраженном стремлении собаки в аппортировке; дача невыполнимых заданий по преодолеванию препятствий и другие подобные ошибки нервируют собаку и могут привести к срыву в сторону возбуждения или торможения нервной деятельности собаки в зависимости от типа.

Недооценка значения прочих раздражителей. Обстановка, и которой дрессируют собак, должна быть близка к той, в которой будет использована собака.

Однако еще часты случаи, когда дрессировщик, например, дает задание прокладчику следа на глазах у собаки. На конечной точке, после проработки следа, сразу же собаку привязывают, а дрессировщик и помощник весело беседуют, хлопая друг друга по плечу. Помощник протягивает дрессировщику папиросу, собака рычит, лает, расценивая эти жесты, как нападение на ее хозяина, но тут звучит запрещающая команда дрессировщика, а за ней иногда и рывок поводка.

Отрицательно действует на собаку и то, когда дрессировщик обращается с обнаруженным собакой помощником по-приятельски, задержанного не сдает третьему лицу, а отпускает на глазах собаки.

Разговоры, смех, шутки при дрессировке, натравливание собаки на своих товарищей недопустимы. Вялость, неповоротливость дрессировщиков, подача неправильных команд и жестов, неумелое пользование контрастными интонациями, скупость в поощрениях, неумелое управление поводком и другие лишние раздражители тормозят успех дрессировки.

Нежелательные связи у дрессируемой собаки. Наиболее частое последствие перечисленных выше ошибок дрессировщиков - появление у собак так называемых "нежелательных связей". Внешним показателем ошибочных действий дрессировщика является неожиданное изменение поведения собаки. Собака начинает проявлять какую-либо нежелательную связь или же совсем отказывается от выполнения команд или жестов, проявляя при этом слишком возбужденное или, наоборот, тормозное состояние. Нежелательные связи - это условные рефлексы, возникшие у собаки помимо желания дрессировщика в результате допущенных им ошибок. Их, как и вообще условных рефлексов, может быть множество. Такие нежелательные связи для работы очень вредны. Дрессировщик должен уметь предотвратить образование нежелательных связей и знать методы их устранения.

Наиболее часто встречаются следующие нежелательные связи.

Нежелательные связи при постоянной последовательности приемов. Если дрессировщик несколько дней подряд во время занятия, усадив собаку, потребует от нее "голос", затем уложит ее, а потом усадит, то примерно на 3-5 день, услышав команду "голос", собака подаст его, затем сядет, потом самостоятельно, без команды, ляжет. Если дрессировщик каждое занятие с собакой будет проводить в одной и той же последовательности, у собаки прочно закрепится постоянная последовательность выполнения отдельных действий, т. е. образуется "стереотип". Услышав первую команду, собака начнет выполнять все действия в одном и том же порядке, даже вые зависимости от подаваемых в дальнейшем команд и жестов.

Часто встречаются дрессировщики, которые, желая уложить собаку, обязательно дают ей сначала команду "сидеть", а затем уже "лежать", воспитывая этим самым связь на определенный порядок выполнения действий.

Надо приучить собак и требовать от них выполнения команд в разной последовательности. Укладывая из положения "стоять" или заставляя ползти из положения "стоять" или "сидеть", надо делать паузы (выдержки) между приемами. Это будет шлифовать четкость выполнения действий.

В дрессировке не должно быть места шаблону. Нельзя занятия превращать в ежедневное однообразное повторение одних и тех же действий и в неизменно установленной очередности.

Приходится иногда наблюдать, как дрессировщик, подзывая к себе собаку командой "ко мне", не опускает руку к бедру, а поднимает ее на высоту плеча. То же и при приеме укладки - звуковая команда "лежать" сопровождается подъемом руки, а не опусканием ее. В результате часто собака, только увидев поднятие руки проводником, не сделав выдержку, садится, ложится или подбегает к нему.

При обучении преодолению препятствий возникает нежелательная связь на обязательность прыжка при одном приближении к барьеру.

Иногда приходится наблюдать, как собака по команде проводника "вперед" преодолевает барьер, затем самостоятельно, в силу воспитавшейся нежелательной связи на последовательность приемов, перебегает по горизонтальному столбу, прыгает через плетень, взбирается по лестнице и т. д.

При следовой работе обычно всегда к ошейнику собаки пристегивают длинный поводок, затем усаживают ее перед исходной точкой, а после этого следует осмотр дрессировщиком места; все это, повторяемое неоднократно, воспитывает у собаки нежелательные связи - уже к моменту пуска собака находится в возбужденном состоянии, что вредно для работы по следу.

Чтобы предотвратить возможность возникновения таких нежелательных связей, необходимо приучать собаку к выдержке в течение 2-3 минут перед взятием препятствия (в положении усадки или укладки), следует изменять последовательность действий. Например, собака ждет команды "барьер", но звучит спокойный голос дрессировщика "рядом", и собаку отводят для дрессировки другим приемам.

Таким же путем надо устранять нежелательную связь на навык взбираться на лестницу и на обратный прыжок при преодолении препятствия. После нескольких подобных упражнений нежелательный условный рефлекс угаснет, и собака будет четко выполнять требования той команды, которая ей подана.

Умелое сочетание и чередование последовательности приемов, воспитание у собак выдержки предотвратит образование указанных нежелательных связей.

Нежелательные связи на обстановку. Если собака при обыске одного и того же участка местности будет постоянно обнаруживать на дереве, в яме, либо в других местах укрывшегося помощника или спрятанные вещи, то она в последующем, не производя обыска, начнет подбегать именно к знакомым ей местам.

Нежелательные связи на ориентиры возникают также при постоянной прокладке следов в одной и той же местности или при прокладке следов с конечной точкой у отдельно стоящего дома, дерева, куста, тропинок или дорог.

Если помощник конечную точку следа будет постоянно устанавливать у дерева, куста или другого какого-либо выделяющегося укрытия, у собаки обязательно возникнет нежелательная связь на вид этих предметов. Вид дерева, куста приобретет для собаки значение определенных условных раздражителей, и собака будет стремиться искать помощника за определенными укрытиями, не прорабатывая след.

При прокладке следов по снежной целине в зимнее время собаки увязывают обонятельные раздражители (запахи) со зрительными и через несколько занятий, совершенно не принюхиваясь, бегут по отпечаткам ног помощника.

Чтобы предотвратить такую нежелательную связь, надо в зимнее время проводить занятия по контрольным следам в населенных пунктах ночью, чаще практикуя угловую и веерную выборку следов.

Для собак со стойкой нежелательной связью па отпечатки ног рекомендуется прокладывать контрольные следы небольшой давности на территории, где имеются отпечатки ног большой давности и запахи слабой концентрации.

Занятия в таких условиях восстановят способность к работе по следу с помощью чутья.

Малоопытные дрессировщики часто заставляют помощников при прокладке контрольных следов оставлять ясно видимые условные знаки в виде воткнутых в землю палочек, флажков, взрыхленной ногами земли и т. д. Это также создает нежелательную связь на ориентиры, собака идет не по следу, а по видимым ориентирам.

Лучший способ устранения нежелательной на обстановку связи - постоянная смена участков занятий, мест укрытия помощников, прокладка следов в разных направлениях, параллельно и перпендикулярно дорогам и пешеходным тропинкам.

Нежелательные связи на команды. У некоторых дрессировщиков имеется вредная привычка часто повторять во время работы команду "след". При частом повторении команда "след" по существу превращается в сигнал "вперед" даже при утере разыскиваемого запаха.

При выборке вещей и человека частое повторение команды "нюхай" служит сигналом для движения вдоль разложенных вещей или стоящей группы людей. Собака воспринимает это, как "брать нельзя, иди дальше".

Пуская собаку на выборку, надо подавать команду один раз. Правильность выборки следует подкреплять командой "хорошо".

Нeжелательная связь на поведение дрессировщика. При проработке углов иа контрольных следах часто возникает нежелательная связь на замедление темпа движения дрессировщика, натягивающего поводок перед поворотом. Собака при малейшем натяжении поводка, не принюхиваясь к следу, поворачивает в сторону. Для устранения этого рекомендуется при приближении к углу предоставлять собаке, как правило, свободу поиска и самостоятельного определения направления следа. Полезно при проработке следа между углами время от времени то ослаблять, то натягивать поводок, увеличивая и уменьшая темп движения.

Необходимо обращать внимание и на то, чтобы у собаки не образовалась при работе по следу нежелательная связь обязательного поворота на углу в одну какую-либо сторону. Форму углов (прямой, тупой, острый) и направление их (вправо, влево) надо постоянно изменять в различных вариантах.

Нежелательная связь на время суток. Занятия в одни и те же часы, как это часто практикуется, воспитывают у собак условные рефлексы на время: к началу обычного выхода на занятия, еще до появления дрессировщика, собаки приходят в суетливо-возбужденное состояние. К проработке следа или обыску местности в необычное для них время они проявляют меньшую активность. Для поддержания у собак постоянной заинтересованности в работе следует проводить занятия в разное время суток.

Нежелательные связи при выборке. Причинами часто встречающихся нежелательных связей при всех видах выборки являются: одинаковая последовательность в порядке выборки или построения группы людей; постоянство формы предметов, места и выбираемого помощника; ослабление натянутого поводка при приближении собаки к разыскиваемому человеку (вещи); напряженный наклон туловища, а затем выпрямление его с облегченным вздохом при правильном результате; щелкание пальцами, приставление ноги и пр.

Нежелательная связь на дрессировочный костюм. Она возникает в том случае, если, например, помощник воздействует на собаку в одном и том же дрессировочном костюме. У собаки вырабатывается прочный условный рефлекс на вид этого костюма, и она проявляет оборонительную реакцию на него. Поэтому необходимо часто менять одежду у помощников.

Нежелательная связь на постоянного помощника. Когда один и тот же человек привлекается в качестве помощника при прокладке следов, выборке, обыске местности, вызове злобы у собаки, задержании, конвоировании, то у собаки устанавливается связь с запахом, внешним видом, голосом, фигурой именно этого человека. Раздражители данного человека собака привыкает четко диференцировать, отличая их от других, похожих раздражителей. В любой обстановке она ищет только постоянного помощника, и становится неспособной находить других людей.

Дрессировщик во всех случаях должен тщательно анализировать поведение собаки, а также свои действия, правильно определяя причины изменения поведения собаки. Убедившись, что основная причина изменения поведения собаки - результат его ошибок, необходимо найти и устранить такие ошибки.

Чтобы восстановить обычное поведение собаки, целесообразно:

1) изменить обстановку занятий, при которых возникла нежелательная связь. Это исключит внешние раздражители, вызывающие или содействующие проявлению нежелательной связи,

2) временно прекратить практические занятия с собакой по определенным приемам, до угашения условного рефлекса на нежелательную связь.

Это - основные способы исправления результатов ошибочных действий. Однако в каждом случае при применении того или другого способа воздействия следует учитывать причину возникновения ошибки и особенности поведения дрессируемой собаки. Главная и основная задача дрессировщика - не допускать ошибочных действий. Поэтому каждый способ воздействия на собаку, намечаемый дрессировщиком, должен быть тщательно и всесторонне им продуман и только после этого проведен на практике.

 

 Подбор собак для дрессировки

Общие положения. Правильный подбор собак для дрессировки имеет важное значение. От того, насколько правильно подобраны собаки, зависит успех дрессировки.

При правильном подборе собак процесс дрессировки ускоряется, создается уверенность в высоких качествах будущей служебной собаки.

Отбирать собак надо с учетом требований, предъявляемых определенной службой. Например, розыскная собака должна удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к служебной собаке, тогда как ездовая собака должна быть выносливой, а чутье и слух решающего значения при ее работе не имеют. Караульная собака должна иметь хорошо выраженную оборонительную реакцию, острый слух и т. д.

Для того чтобы правильно отобрать собак для дрессировки, необходимо определить:

1) преобладающую реакцию у собаки;

2) степень возбудимости собаки;

3) состояние органов чувств (обоняние, слух и зрение);

4) экстерьер.

Требования, предъявляемые к каждому из этих четырех слагаемых, различны и зависят от того, каким приемам и для какой службы будут дрессировать собаку.

Отбор собак следует подразделять на два этапа.

Первый этап - предварительное изучение собак в целях отбора для дрессировки.

Второй этап - тщательное изучение собак в процессе самой дрессировки для уточнения их рабочих качеств.

Рассмотрим порядок и методы изучения собаки на первом и втором этапах.

Определение преобладающих реакций. Это определение производится на первом этапе. В зависимости от результатов его решается вопрос, пригодна ли собака для дрессировки к той или иной службе.

На втором этапе эти данные уточняются.

Методика определения преобладающих реакций в основном одинакова для обоих этапов.

Приступая к определению преобладающих реакций у собаки, прежде всего необходимо путем опроса владельца собаки (или других лиц) выяснить, в каких условиях воспитывалась данная собака, подвергалась ли она дрессировке и отучалась ли от взятия пищи из чужих рук. Полученные сведения необходимо учитывать при окончательной оценке собаки.

Обследование собак на преобладающую реакцию следует производить в часы кормления или не ранее чем через 4 часа после кормления.

Наиболее благоприятными часами для обследования следует считать часы утреннего кормления, когда собака находится в состоянии достаточной пищевой возбудимости и не утомлена.

В обследовании собаки принимают участие дрессировщик, его помощник и владелец собаки. В качестве помощника следует привлекать человека, не известного собаке.

Для обследования выбирают место, мало знакомое собаке и без каких-либо отвлекающих собаку раздражителей (собак, каких-либо животных и посторонних людей). Необходимо наличие естественных или искусственных укрытий (кустов, деревьев, заборов, строений и т. п.), которые обеспечивают укрытие от собаки ее владельца, помощника, а также лиц, проводящих обследование (при обследовании большого количества собак кобелей следует обследовать раньше сук).

Необходимо учитывать внешние условия (погоду, осадки, температуру, силу и направление ветра, наличие "посторонних" раздражителей).

Само обследование производится в следующем порядке.

До прихода, владельца с собакой на место обследования помощник по указанию обследующего прячется за один из местных предметов на расстоянии не менее чем 50 м от того места, где будет находиться собака. Сам обследующий также располагается на расстоянии 20-30 м, за одним из укрытий, но так, чтобы иметь возможность хорошо наблюдать за поведением собаки и подавать сигнал владельцу собаки и своему помощнику.

Владелец приводит собаку на место обследования и привязывает ее поводком на длину 1,5-2 м к дереву, забору, колу и т. п. Привязав собаку, он отходит от собаки в сторону, противоположную от нахождения помощника, и на расстоянии не менее 50 м от собаки укрывается от нее за каким-либо местным предметом.

Обследующий отмечает поведение собаки после ухода се владельца, а также отношение собаки к привязи и к новой для нее обстановке.

После того как собака достаточно ознакомится с окружающей средой, а также успокоится после ухода ее владельца, помощник по указанию обследующего несколько раз не сильно стучит палкой о ствол дерева, доску или забор, а обследующий отмечает реакцию у собаки на ззуковой раздражитель.

Когда собака успокоится, по сигналу обследующего из-за укрытия выходит помощник и приближается к собаке, ласково называя ее по кличке, предлагает ей лакомство. Подойдя к собаке вплотную и попытавшись дать лакомство, помощник вновь возвращается за укрытие.

Взяв за укрытием заранее приготовленный тонкий прут или соломенный жгут (хлыстом пользоваться не следует, так как хлыст для многих собак может явиться тормозным условным раздражителем), помощник вновь медленно приближается к собаке, при этом взмахивает прутом, ударяет им о землю, производит резкие движения и т. д. Приблизившись к собаке, наносит ей 2-3 легких удара, после чего убегает в укрытие. Оставив прут за укрытием и взяв лакомство, помощник вновь спокойно подходит к собаке, подзывает ее и пытается дать ей лакомство, после чего вновь возвращается за укрытие.

Обследующий точно отмечает поведение собаки при подходе помощника в первый, второй и третий выход.

После того как собака успокоится, по сигналу обследующего владелец, находясь за укрытием, голосом средней силы называет собаку по кличке, чем привлекает ее внимание, а затем спокойно подходит к собаке, поднося ей обычную для нее пищу. Положив пищу перед собакой так, чтобы собака слегка тянулась за пищей, но при этом могла бы ее есть, владелец удаляется за свое укрытие. Как только собака начнет поедать пищу, появляется помощник с прутом и дразнящими движениями пытается отогнать собаку от пищи, после этого он уходит за укрытие.

Обследующий отмечает отношение собаки к владельцу, к пище и дразнению помощника. После этого к собаке вновь подходит ее владелец и, остановившись около собаки, успокаивает ее лаской и вновь предлагает ей пищу. Как только собака начнет есть, из-за укрытия вновь появляется помощник и нападает на собаку, а владелец старается возбудить собаку на защиту от нападающего.

На этом обследование заканчивается. После окончания обследования обследующий, сопоставляя свои наблюдения на основе произведенных им записей, делает вывод о проверенной им собаке.

При этом он руководствуется следующими характерными признаками проявления преобладающих реакций у собаки.

Собака с преобладанием ориентировочной реакции при обследовании оживленно и упорно обнюхивает землю, прислушивается, оглядывается по сторонам. На уход владельца реагирует слабо, отвлекаясь на окружающую обстановку. При звуках настораживается, при приближении помощника тянет вперед, принюхивается и ласкается пли продолжает проявлять ориентировочную реакцию на окружающие раздражители (пищу ест не сразу и продолжает отвлекаться). При дразнений оборонительной реакции не проявляет. В присутствии владельца поведение не изменяется.

Собака с преобладанием оборонительной реакции в активной форме на привязи ведет себя напряженно, следит за уходом владельца или рвется в его сторону. При появлении помощника сразу его облаивает и рвется в его сторону или рычит и настороженно ожидает его подхода, после чего набрасывается, стремясь произвести хватку. При дразнений в момент поедания пищи сразу переключается на дразнящего, проявляя оборонительную реакцию и после этого сразу к пище не возвращается. В присутствии владельца активно-оборонительная реакция еще более возрастает.

Собака с преобладанием пассивно-оборонительной реакции после ухода владельца, поджав хвост, жмется к земле, скулит или повизгивает или стремится сорваться с привязи и убежать. На стук проявляет явно выраженную трусость. При подходе помощника тянет назад, сильно дрожит, лакомство брать отказывается. При дразнений пытается убежать или, "обмирая", прижимается к земле. В присутствии владельца трусость может несколько уменьшиться, но полностью не пропадает.

Собака с преобладанием пищевой реакции при подходе ласкается, жадно берет лакомство. После дразнений лакомство берет сразу. Пищу ест с большой жадностью И на дразнение при этом не реагирует. В присутствии владельца оборонительную реакцию также не проявляет.

Наряду с собаками с хорошо выраженной преобладающей реакцией имеются собаки, у которых реакции проявляются в смешанной форме, при наличии равномерного развития 2-3 реакций.

Так, например, злобно-трусливые собаки при дразнений вначале проявляют значительную активность, но при приближении дразнящего активность постепенно вытесняется пассивно-оборонительной реакцией, и собака проявляет трусость.

Оценивая пригодность собаки к дрессировке в зависимости от преобладающих у нее реакций, необходимо исходить из следующих положений.

Преобладание ориентировочных реакций затрудняет дрессировку независимо от вида службы.

Преобладание оборонительной реакции в активной форме необходимо для таких служб, как розыскная, караульная, сторожевая.

Преобладание пищевых реакций облегчает подготовку собак для таких служб, как связная и др.

Собаки с преобладанием пассивно-оборонительных реакций, а также собаки злобно-трусливые для служебного использования не пригодны. Отбирать таких собак для дрессировки не следует;

Определение возбудимости. Степень возбудимости определяется на первом этапе и уточняется на втором - параллельно с выявлением преобладающих реакций.

Возбудимость собаки оценивается по степени ее подвижности и активности, по силе и стойкости проявляемых реакций, а также по быстроте их взаимозаменяемости.

Возможны следующие наиболее типичные формы проявления возбудимости у собак.

Наиболее возбудимые собаки чрезвычайно подвижны и активны, проявляют агрессивную реакцию на привязь, очень возбужденно ведут себя при уходе владельца. Реакции возникают быстро и отличаются силой, стойкостью и продолжительностью проявления.

Собаки средней возбудимости менее подвижны. Подвижность сменяется состоянием относительного покоя (собака приостанавливается, садится, ложится, а затем вновь начинает двигаться). Реакции проявляются достаточно интенсивно, но одна реакция сравнительно легко вытесняет другую. Собака быстро переключается с одной реакции на другую (например, с пищевой на оборонительную и обратно). В присутствии владельца возбудимость обычно возрастает.

У собаки с пониженной возбудимостью движения и реакции замедлены, собака мало подвижна. Реакции отличаются значительной стойкостью и малоподвижностью (например, дразнение прекращено, а собака продолжает облаивать ушедшего помощника). В присутствии владельца возбудимость не изменяется.

Собаки слабовозбудимые. Такие собаки отличаются большой вялостью в поведении, все реакции проявляют слабо и не стойко, склонны к малоподвижному состоянию.

Такие собаки к дрессировке для служебных целей не пригодны.

При отборе собак для дрессировки к выбраковке подлежат все собаки с преобладанием пассивно-оборонительной реакции, а также слабовозбудимые - вялые собаки.

При отборе для розыскной и сторожевой служб следует выбраковывать собак, проявляющих большую возбудимость с преобладанием активно-оборонительной реакции (чрезмерно злобных), а также с преобладанием ориентировочной и пищевой реакции при полном отсутствии активно-оборонительной.

Проверка слуха. На первом этапе проверку слуха производят произношением хозяином клички собаки шопотом в 5-6 м от нее.

Оценка состояния слуха может быть дана также на основании реагирования собаки на шумы при выяснении преобладающих реакций.

Более точное определение состояния слуха собаки проводят на втором этапе, когда будут отработаны такие приемы общей дрессировки, как укладка, усадка, подзыв.

Для испытания выбирают открытое место: луг, дорогу, двор без каких-либо отвлекающих раздражителей. Выводя собаку на место испытания, дрессировщик, по указанию обследующего, командой "сидеть" усаживает собаку, отходит на расстояние до 150 м и, повернувшись лицом к собаке, сделав небольшую выдержку, по сигналу обследующего подзывает собаку к себе обычным голосом средней силы.

Если собака не выполняет поданную команду, команду повторяют более громким голосом. При вторичном невыполнении команды владелец сокращает расстояние и вновь подает собаке команду с расстояния 100 м в том же порядке; в случае если и здесь собака не выполняет команду, расстояние сокращают до 50 м.

Собака, не слышащая команду на расстоянии 50 м, к дрессировке для служебных целей не пригодна.

Проверка зрения. Простейший способ проверки зрения - осмотр глаз и реагирование зрачка на подносимую к глазу руку.

На втором этапе зрение может быть проверено методом, аналогичным проверке слуха, путем замены команды жестом.

Проверка обоняния. При отборе собак для дрессировки по розыскной службе необходимо определять качество чутья.

Примитивно на первом этапе обоняние может быть проверено путем самостоятельного нахождения собакой нескольких кусочков мяса, разбросанных в разных местах, при этом собака должна быть в свободном состоянии и предварительно выгуляна. Место для проверки не должно иметь отвлекающих собаку предметов.

Мясо разбрасывают незаметно для владельца и собаки.

При наличии возможности может быть использован и следующий метод.

Собаке из двух совершенно одинаковых ящиков предлагается выбрать тот, в котором находится мясо. Ящики сконструированы таким образом, что пронюхать мясо, находящееся внутри ящика, собака может только через отверстие в крышке ящика, в которое вставлены фильтры с разным числом прослоек материи. Вставляя фильтры с разным числом прослоек материи, можно определить минимальное число прослоек, через которые собака в состоянии пронюхать мясо. Проведенные исследования показывают, что разные собаки пронюхивают мясо через весьма различное число прослоек.

Определение чутья собаки при помощи этого метода занимает около 30-40 минут и дает возможность оценить нз только остроту обоняния у собаки, но и активность ее поиска. Совокупность остроты обоняния и активность поиска оценивается как чутье.

Предварительно собаку обучают трогать лапой ящик, в котором находится мясо.

Данный метод определения чутья у собак разработан доктором биологических наук Л. В. Крушинским и в настоящее время проверяется на практике.

На втором этапе качество чугья уточняется при отработке таких приемов, как выборка, проработка следа. Собаки со слабым чутьем не "заинтересованы" в работе по чутью - к розыскной службе не пригодны.

Проверка экстерьера. Оценку экстерьера отбираемой собаки производят на первом этапе.

При оценке экстерьера следует руководствоваться основными требованиями общего и частного экстерьера.

Отбираемые для дрессировки собаки должны, как правило, иметь хороший шерстный покров с обильным подшерстком, хорошо развитую мускулатуру и крепкий костяк, свободные эластичные движения, правильный постав конечностей, крепкую, сухую конституцию, крепкие зубы с правильным прикусом.

Желательный рост для кобелей 55-60 см, для сук 53-58 см (в зависимости от породы).

Собака должна быть физически крепкой, достаточно крупной и не иметь пороков, препятствующих ее служебному использованию.

Пригодность собаки к дрессировке определяется на основании всех данных о ней: о преобладающих реакциях, степени ее возбудимости, состоянии органов чувств, экстерьерных качествах, состоянии здоровья (заключение ветеринарного врача).

Для дрессировки специальным приемам наиболее пригодны собаки в возрасте 1-2 лет. Дрессировка собак общим приемам начинается с 6-месячного возраста.

Пороками, безусловно исключающими возможность дрессировки собак для служебных целей, являются:

мелкий рост, слабосилие вследствие физической недоразвитости скелета и мускулатуры, резко выраженная косолапость на почве рахита, искривления суставов, вызывающие связанность в движениях;

неправильный прикус: перекус, недокус, прямой прикус (для розыскных и сторожевых собак);

травматические повреждения (раны, ушибы), требующие длительного лечения;

хромота, вызванная атрофией мышц плеча, бедра, хронический ревматизм и воспаление сухожилий, связок.

Такие отклонения от экстерьера, как постав хвоста, цвет глаз и т. п., не должны служить препятствием для отбора собак для дрессировки.

Чем полноценнее собака, тем быстрее, легче и лучше будет итти ее дрессировка, тем эффективнее будет ее работа в будущем.

Определениe типа высшей нервной деятельности (ВНД) собаки. Громадное значение для правильного отбора собак имеет тип ВНД собаки.

Отсутствие в настоящее время разработанной методики по определению типа ВНД в полевых условиях не позволяет установить тип высшей нервной деятельности собаки при ее отборе для дрессировки.

Тип высшей нервной деятельности у собак может быть определен лишь путем тщательного изучения собаки в процессе дрессировки и особенно в первоначальный период дрессировки.

Определение типа высшей нервной деятельности у собак должно производиться путем изучения выработки условных рефлексов на различные команды и жесты при дрессировке. При этом учитывается быстрота и стойкость образования как положительных, так и тормозных условных рефлексов, а также легкость и четкость выработки различных диференцировок. Для того чтобы изучить высшую нервную деятельность собаки в процессе дрессировки, следует каждому дрессировщику вести дневник дрессировки, в котором отмечать все особенности поведения собаки, проявляемые при дрессировке, а также податливость собаки к дрессировке.

Для того чтобы определить тип ВНД собаки, необходимо выяснить:

1. Двигательную активность собаки.

2. Быстроту и стойкость выработки условных рефлексов.

3. Особенности диференцировки.

4. Проявление основных реакций.

Наиболее характерные признаки различных типов высшей нервной деятельности собак представлены в нижеследующей таблице на стр. 287.

Наиболее пригодны к дрессировке собаки уравновешенного типа. Менее пригодны типа возбудимого. Собаки со слабым типом высшей нервной деятельности для дрессировки, как правило, не пригодны.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...