Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вероятностное прогнозирование




Под вероятностным прогнозированием понимается предвосхищение будущего,основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации (А. С. Батуев). Оба этих фактора служат основой для создания гипотезы о предстоящем будущем, причем каждой из них придается определенная вероятность. В соответствии с таким прогнозом осуществляется подготовка к действиям в предстоящей ситуации, приводящим к наиболее вероятному достижению цели, как считал Н, А. Бернштейн.

Нервная система животных обладает способностью оценивать не только вероятность появления тех или иных стимулов (раздражителей), но и вероятность удовлетворения потребности (подкрепления). Проявление вероятности (наряду с другими характеристиками внешней среды) выделяются нервной системой и фиксируются в памяти не только человека, но и животных. Причем механизм предвидения в структуре поведенческого акта строится с учетом вероятностной структуры среды и вероятности достижения цели. Таким образом, по А. С. Батуеву, теория вероятностного обучения исходит из предсказания статистических закономерностей и выбора оптимальных стратегий поведения при обучении животных в среде независимых или зависимых вероятностно возникающих раздражителей.

При построении своего поведения животные прогнозируют вероятность нахождения пищевого объекта в данной среде, одновременно прогнозируя поведения возможного хищника или врага, чтобы не стать самому жертвой.

Различают несколько форм вероятностного прогнозирования:

1. Прогнозирование различных форм независимых от субъекта событий.

2. Прогнозирование своих ответных активных действий.

3. Прогнозирование целенаправленных действий не только в соответствии с их частотой в прошлом опыте , но и с их значимостью для животного и предполагаемым результатом.

4. Прогнозирование в общении с другими объектами (в стае, с человеком); предполагает использование гипотез о наиболее вероятных действиях своих партнеров.

5. Прогнозирование действий и целей с учетом собственных энергетических затрат.

Когнитивные формы научения, включая в себя репертуар более простых форм изучения, выступают в качестве одного из фундаментальных свойств высшей нервной деятельности.

Словарь терминов: когнитивное поведение, образное (психонервное) научение,элементарная рассудочная деятельность, инсайт, вероятностное прогнозирование.

Контрольные вопросы: Чем отличается образное научение от условнорефлекторного? Охарактеризуйте элементарную рассудочную деятельность животных на примере их экстраполяционных возможностей. Возможен ли инсайт v собак? Какую роль играет вероятностное прогнозирование в кооперативном поведении животных?

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ

Основные классификации периодов развития собаки.

Характеристика неонатального, переходного периодов, периода социализации., ювенального периода, периода зрелости, старческого периода как основных периодов развития собаки.

_________________________________________________________________

Основные классификации периодов развития собаки.

 «Период» — это отрезок времени на протяжении которого особенности физиологических отправлений являются примерно одинаковыми.

По данным института физиологии им. И. П. Павлова, часть жизни собаки от рождения до полового созревания можно разделить на 4 периода:

¾ первый - от 1 до 18 — 21 дня - период безусловно-рефлекторной адаптации;

¾ второй — от 18 — 21 до 35 дня — период первичной условно-рефлекторной адаптации;

¾ третий — от 5 — 6 до 8 —12 недель — экзальтационный период (преобладание процессов возбуждения над тормозными реакциями);

¾ четвертый — от 3 — 4 до б — 7 месяцев — период формирования типологических особенностей нервной системы.

Очень важным моментом стало установление критических периодов в развитии щенка. Критический период определяется как стадия развития, когда воздействие слабого стимула вызывает значительные изменения поведения в дальнейшем.

К критическим могут быть отнесены периоды: новорожденности оптимальной социализации (возраст от трех до пяти недель) когда щенки начинают игры в драку и у них появляются реакция виляния хвостом как знак приязни, и реакция страха.

Наиболее критический период наблюдается в возрасте 6 — 7 нед. Если щенков выращивать в изоляции сверх этого периода, то они уже не могут нормально взаимодействовать с представителями своего рода. Если же изоляцию прерывали до 7 нед. возраста, то далее щенки развивались нормально.

Критическим можно назвать и весь период социализации, а также переход к ювенальному периоду. В возрасте с 3 по 10 неделю жизни у щенка формируются навыки социальных контактов (группового поведения). Искусственная изоляция щенка в этот период очень болезненно отражается на формировании ВНД. Именно в этом возрасте щенок воспринимает человека в качестве своего социального партнера. Щенок, лишенный общения с людьми в этот период жизни, утрачивает способность иметь близкий психологический контакт со своим будущим хозяином.

Вайтли (1997) в жизни щенка выделяет следующие чувствительные периоды развития взаимоотношений: с 3 по 8 нед. — общение с другими собаками; с 5 по 12 нед. — общение с людьми; с 5 по 16 нед. — начало приобретения жизненного опыта; с 7 по 14 нед. — появление чувства опасности. Если в этом возрасте собака не познакомится с другими собаками, она никогда не будет с ними достаточно общительна, это касается и человека. Так же как и волчонка, не знавшего людей, трудно сделать домашним.

Дж. П. Скотт, экспериментировавший над социализацией собак, сообщает, что щенки, воспитанные людьми и изолированные от сородичей, привязываются к людям, а не к другим собакам. Когда двух щенков, выращенных в кругу людей, познакомили с их сородичами, они отреагировали лаем и угрожающими действиями. Созрев, эти две особи утратили способность половой реакции на своих сородичей. Одна была сексуально ориентирована на кота, который воспитывался с нею, а другая — на пылесос. В данном случае не наблюдалось самоидентификации собак, когда организм правильно выбирает партнера для спаривания и проявляет другие, типичные формы социального поведения.

В онтогенетическом развитии собаки современные ученые выделяют несколько периодов развития:

¾ первые 10-12 дней, 

¾ переходный или промежуточный период — вторая и третья недели,

¾ период социализации — с четвертой по девятую недели,

¾  ювенальный период — с 10 недель до полового созревания,

¾  период зрелости,

¾  старческий период.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...