Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Процесс совершенствования государственного управления




Итоговым, концентрированным выражением деятельности общества и государства по созданию "опережающего состояния" государственного управления в общественном развитии является процесс совершенствования самого государственного управления.Он представляет собой подсистему в государственном управлении с соответствующими целями, предметом, принципами и организацией,· смысл которой заключается в придании государственному управлению как системному общественному явлению способностисамопреобразования, саморазвития, самоулучшения.

Целевая ориентация совершенствования государственного управления, исходя из всего сказанного, видится в том, чтобы, во-первых, обеспечивать максимально достижимоесоответствие со-

^См.: Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., 1990.

 

../../../../../zavalny/Books/temp/kons1.htm - т382


держания управляющих воздействий органов государственной власти и местного самоуправления потребностям и закономерностям управляемых объектов — всей общественной системы; во-вторых, формировать наиболее рациональные и эффективные взаимосвязи между управляющими компонентами государства и управляемыми объектами, а также субъектами других видов управления; в-третьих, поддерживать воптимальном состоянии (с общественной и экономической точек зрения) организационную структуру государственного управления; в-четвертых, способствовать постоянному относительному и абсолютномууменьшениюобщественных затрат на управление; в-пятых, повышатьэффективность форм, методов и других элементов государственно-управленческой деятельности.

Этуобщую целевую ориентацию совершенствования государственного управления можно условно подразделить на две группы целей:внешние и внутренние. Внешние цели состоят в повышении эффективности управляющих воздействий, их упорядочении и систематизации, в обеспечении адекватности объективным запросам управляемых объектов. Реализациявнутреннихцелей предполагает совершенствование самой управляющей системы, улучшение ее мобильности, рациональности, внутренней жизнедеятельности. Далее целиконкретизируются в зависимости от объекта анализа и преобразования (элементов, сторон и аспектов государственного управления). Поэтому важнейшим и исходным элементом процесса совершенствования государственного управления выступает его научно обоснованное"древо целей", на основе которого определяются предмет, структура, актуальность, последовательность и другие проявления совершенствования государственного управления. Должна бытьясность в том, чего же мы хотим добиться от совершенствования государственного управления.

Наряду с целями и на их основе важным элементом процесса совершенствования государственного управления выступает его предмет. Ведь надо заранее и точно знать, что подлежит совершенствованию, какие реальные процессы следует познавать и улучшать. Предмет данного процесса имеетдвойственный характер: гносеологический и предметно-практический, свидетельствующий о том, что подлежащие совершенствованию управленческие явления представляют собой и объекты познания (теоретического постижения), и объекты практического преобразования.

Если обобщить все сказанное в курсе лекций о государственном управлении, то можно обозначить такие"блоки" предмета его совершенствования:

 

 

../../../../../zavalny/Books/temp/kons1.htm - т383


а) постоянное и охватывающее все уровни и направления улучшение и упрочение взаимодействий между управляющими и управляемыми компонентами системы государственного управления, что предполагает совершенствование главным образом "древа целей" и функциональной структуры государственного управления; б) непрерывноеразвитие общественной сущности государственного управления посредством его все более глубокой демократизации, расширения участия граждан в его процессах, становления и активизации самоуправляемых общественных механизмов, что связано преимущественно с совершенствованием организационной структуры государственного управления; в) системнаярационализация государственно-управленческой деятельности с целью все большей социальной, организационной и правовой обусловленности, обоснованности и эффективности каждого ее элемента, умелое сочленение и полное использование человеческого потенциала и научно-технических средств управления; г) создание информационных, организационных и других условий, факторов и стимулов, обеспечивающихвведение в управленческую практику и эффективное применение в нейнаучных форм, методов и средств овладения человеком объективной действительностью ; д) постоянно и научно прогнозируемое улучшениесистемы подбора, использования, подготовки и повышения квалификации управленческих кадров всех категорий, развитие методов, средств и форм стимулирования инициативного, качественного и ответственного исполнения государственных должностей; е) широкое использованиесоциально-психологических факторов развития свободных, демократических, обоюдоответственных отношений между всеми участниками государственно-управленческих отношений.

Возможна, конечно, и дальнейшая детализация элементов и взаимосвязей предмета совершенствования государственного управления, но это уже относится к специальным отраслям государственного управления, в которых они должны и изучаться, и практически реализовываться.

Сложность целей и предмета совершенствования государственного управления обусловливает использование определенных принципов при осуществлении всей этой работы. Назову следующиеосновные принципы. Прежде всего это принципсистемности,обусловливающий охват данным процессом какой-либо крупной составной части функциональной и организационной структуры государственного управления, подсистемы органов государствен-

 

../../../../../zavalny/Books/temp/kons1.htm - т384


ной власти и местного самоуправления. Далее, принципкомплексности, требующий учета многообразия элементов государственного управления, их сторон, свойств, аспектов, охвата различных факторов, средств, форм, методов и т.д., которые реально и в совокупности влияют на управленческие процессы. Нельзя забывать также о принципенепрерывности, исходя из которого действия по совершенствованию государственного управления должны вестись каждодневно, шаг за шагом, но неуклонно. Любые "радикальные" преобразования система государственного управления всегда переживает болезненно, часто теряет уже достигнутый уровень стабильности и упорядоченности, в то время как небольшие подвижки, осуществляемые системно, сохраняя целостность государственного управления, постепенно переводят его в новое качество. Это, наконец, принципплановости, свидетельствующий о том, что цели процесса совершенствования государственного управления могут достигаться лишь путем тщательно спланированных и последовательно выполняемых действий. Ведь речь идет о совершенствовании системы государственного управления, а не только каких-то отдельных ее элементов. Принципы необходимо применятьскоординированно, во взаимосвязи друг с другом.

Процесс совершенствования государственного управления должен быть, разумеется, надлежащеорганизован. На практике сложилось в основномтри способа решения таких вопросов: осуществление рационализации тех или иных элементов управления силами персонала соответствующего органа или подсистемы органов (по собственной инициативе и за счет внутренних ресурсов); обоснование предложений по рационализации силами привлеченных специализированных (проектных, экспертных и т.п.) организаций, внешних по отношению к рассматриваемой структуре управления; разработка и реализация проектов (планов) рационализации объединенными силами представителей как соответствующего органа, так и внешних специализированных организаций.

Каждый из названных способов имеет свои достоинства и слабые стороны. Полной и достоверной информацией о состоянии управленческой деятельности в определенном органе (ее тайнах) владеет, конечно, его коллектив, которому, как говорится, "на месте виднее". Но специализированные организации лучше знают в большинстве своем мировой и национальный опыт, имеют отработанные методики анализа и оценки управленческих процессов, настроены на объективный подход; им не хватает лишь конкретной информации. Поэтому самые плодо-

 

../../../../../zavalny/Books/temp/kons1.htm - т385


творные результаты приносит объединение усилий, сочетание здесь типичного, что освоено специализированными организациями, и уникального, носителем чего выступает коллектив каждого отдельного органа.

Вместе с тем опыт и дореволюционной России, приведший к известным событиям начала XX века, и советского периода, не решившего намеченных целей, и периода становления Российской Федерации, и зарубежных стран однозначно подтверждает, что в вопросах совершенствования государственного управления не может быть самодеятельности, субъективистских "вариаций", революционных "скачков" и реформаторской неопределенности. Если подобное и бывает, то оно никак не связано с совершенствованием государственного управления и не ведет к нему. Нужна серьезнаяорганизация процесса совершенствования государственного управления (да и других видов управления) наобщегосударственном уровне и в масштабах всего общества.

Многие страны, особенно развитые, постоянно разрабатывают и реализуют программы (планы) совершенствования своего государства, его аппарата и государственного управления, создали для этих целей различные структуры в виде министерств, комитетов, комиссий и т.д. Почти каждая политическая партия в своих программных документах имеет раздел, посвященный развитию государственности. Свидетельством актуальности данной проблемы является существование в большинстве стран, прежде всего США, Японии, Европейского сообщества, значительного числа консультационных структур (фирм), специализирующихся на совершенствовании управления. Имеет место по этим вопросам международное сотрудничество, где действуют соответствующие международные организации. Пора и в демократической России организовать на современном уровне процесс совершенствования государственного управления.

Вопросы для размышления и дискуссии:1. В чем прогнозируется специфика объективных условий и субъективного фактора XXI века, определяющих государственное управление?

2. Каковы новые возможности общества и государственного управления в нем?

3. Дайте характеристику "опережающего состояния" государственного управления.

4. Раскройте структуру и содержание элементов процесса совершенствования государственного управления.

 

../../../../../zavalny/Books/temp/kons1.htm - т386


../../../../../zavalny/Books/temp/00.htm - glava26






ПОСЛЕСЛОВИЕ

Когда в курсе лекций изложен столь, обширный материал, вроде бы и ни к чему послесловие, в каждой теме и ее конкретных сюжетах была сделана попытка представить все, по крайней мере, основное, относящееся к их теоретическому описанию. И все же хочется в завершение сказать несколько обыкновенных (не из научного аппарата) душевных слов, объясняющих в какой-то мере смысл моего подхода и моих рассуждений в области государственного управления.

Многие из прочитавших мою книгу наверняка подумают, что уж слишком у нее сложное содержание, к тому же выраженное в труднопостижимых понятиях и терминах. Вот, скажут, намудрствовал автор.

Должен откровенно признаться, что я в жизни стремлюсь к ясности, точности, четким мыслям и действиям, организованности и дисциплине, считаю,что порядок есть обогащение и продление частной и общественной жизни.

Однако когда входишь всистему общественных зависимостей,то встречаешь здесь усложнение, опосредование, абстрагирование. Смотришь вокруг: все возмущаются, ропщут, критикуют, недовольны, а положение дел — ни с места. Сделаешь исторический экскурс: и в далеком и в близком прошлом — тоже недовольства, возмущения, люди идут на реформы, революции, восстания, забастовки и т.п., но проходит время — и опять все возвращается на круги своя. Видимо, общественная жизнь намного сложнее частной, хотя, как каждый знает по своему опыту, и в последней разобраться трудно.

Еще древние римляне поняли, что нельзяприватизировать общественную жизнь, и отделили частное право от публичного, гражданско-правовые отношения от государственно-правовых. В частной жизни многое (но не все) зависит отсамого человека в общественной — отвсех вместе. И чем больше людей в обществе, чем оно крупнее (многолюднее), тем болеесложные, многообразные отношения между ними. Описание таких отношений требует обобщения, классификации и систематизации, использования особого языка —научных понятий и терминов. Не всегда удается подыскать или "изобрести" нужные слова, способные

 

../../../../../zavalny/Books/temp/kons1.htm - т387


адекватно отражать соответствующие общественные явления, отношения и процессы. Есть проблемы перевода научных понятий и терминов с одного языка на другой, их интерпретации (уяснения смысла) и соотнесения с обыденным, "традиционным" национальным языком. Поэтомусложность научного мышления есть неизбежность, вызванная объективными свойствами общественной жизнедеятельности людей. Надо понимать это и работать над усвоением современного научного языка. '

И еще одно замечание —напутствие: в государственном управлении как научном знании, историческом опыте и повседневной практикенет и не может быть простых явлений, отношений и процессов, легких решений и способов их реализации. Все —исключительно сложно и в перспективе будет еще сложнее. Управлять множеством людей всегда было сложно, и лишь немногим (имена их остались в истории) удалось на этом поприще достичь серьезных успехов. Талант, интуиция рождают, конечно, предпосылки, но как алмаз еще не бриллиант, так и предпосылки еще не объективный результат. Толькоупорный труд над собой, помощь и поддержка других людей, постоянная учеба, преодоление "шипов" познания позволяют человеку взойти на уровень, с которого онвправе управлять общественными процессами. Тот, кто хочет идти по этой стезе, должен заранее осознавать, что его ждет и что от него потребуется. Приобрести власть, даже высокую, в условиях демократии не так уж трудно: сыграть роль могут многие обстоятельства, вплоть до случайных. Наслаждение властью тоже не нуждается в особой подготовке. Нореально управлять способен лишь очень талантливый, опытный, многогранно обученный и добросовестный человек. Поэтому не удивляйтесь, если вокруг много "управляющих", но нет самого управления. И цените и уважайте тех, кто действительно умеет вести управленческие дела. Это самый сложный вид человеческих усилий.

В курсе лекций дан весьма ограниченный объем управленческого знанияметодологического характера, скорее, показаны основные подходы и направления в научной разработке такого знания. Российским ученым предстоит большая (и сложная!) работа по раскрытию государственного управления по линии как фундаментальных ^-исследований, так и прикладных, доведенных до каждой конкретной "ячейки" управления. Нужно идти по этому пути, добывать знания, использовать их, поднимать эффективность государственного управления в Российской Федерации. Иного не дано!

В конце своего курса хочу сказать:я сделал все, что мог, пусть придут другие и сделают лучше.

Октябрь 1994 — август 1995 г. Москва — д.Костино Владимирской области.

 

../../../../../zavalny/Books/temp/kons1.htm - т388




ПРИЛОЖЕНИЕ

Список актуальных отечественных работ
по теории государственного управления

Аверьянов В.Б. Функции и организационная структура органа государст-
венного управления. К., 1984.

Аганбегян А.Г. Управление и эффективность. М., 1981.

Алексеев А. С. Начала современного правового государства и русский ад-
министративный строй. М., 1905.

Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.,

Бакунин М.А. Государственность и анархия. М., 1989.
Бачило И.Л. Организация советского государственного управления. М.,

Богданов A.A. Тектология: всеобщая организационная наука. М., 1989.

Витте С.Ю. По поводу непреложности законов государственной
жизни. СПб., 1914.

ГвишианиД.М. Организация и управление. 2-е доп. издание.М., 1972.
Государственное управление и административное право. М., 1978.

Грибовский В.М. Государственное устройство и управление Российской
империи. Одесса, 1912.

Гронский П.П. Децентрализация и самоуправление. М., 1917.

Диневич В.А., Рогачев C.B., Якунина Н.И. Показатели и критерии эффек-
тивности управления. М., 1975.

Дюрягин И.Я. Право и управление. М., 1981.
Eemuxuee A. Φ. Законная сила актов администрации. Люблин, 1911.
Елистратов А.И. Основные начала административного права. М., 1914.
Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические
аспекты.М., 1983.

Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968.

Кизеветтер A.A. Основные законодательные акты, касающиеся высших
государственных учреждений. М., 1909.

Ковалевский М. Новейшие преобразования русского государственного
строя. СПб., 1905.

389


Колесников Α.Η. Начала административной централизации и самоуправ-
ления в современном государстве. Иркутск, 1921.

Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1909.
Курашвили Б.П. Очерк теории государственного управления. М., 1987.
Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М-, 1972.
Лазаревский О.И. Теория местного самоуправления. М., 1903.
Ленин В.И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33.
Малиновский И.А. Народ и власть в русской истории. К., 1905.
Методы и формы государственного управления. М., 1977.

Милънер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт B.C. Системный подход к органи-
зации управления. М., 1983.

Моисеев H.H. Человек, среда, общество. М., 1982.

Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.

Оболонский A.B. Человек и государственное управление. М., 1987.

Общая теория управления. М., 1994.

Ольминский М. Государство, бюрократия и абсолютизм в истории Рос-
сии.М., 1925.

Омаров A.M. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и
практики. М., 1980.

Палиенко Н.И. Основные законы и форма правления в России. Яро-
славль, 1910.

Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М., 1990.

Пискотин М.И. Социализм и государственное управление. М., 1984.

Покровский С.П. Министерская власть в России. Ярославль, 1906.

Порфирьев Б.Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях.
М., 1991.

Психологические аспекты управления. М., 1984.
Рассолов М.М. Проблема управления и информации в области права.

М., 1991.
Русская идея. М., 1992.
Сафаров P.A. Общественное мнение и государственное управление. М.,

1975.
Сергиенко Л.А. Правовая регламентация управленческого труда. М.,

1984.
Сиренко В.Ф. 'Проблема интереса в государственном управлении. К.,

1980.
Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия. Полное собрание речей в

Государственной Думе. М., 1991.
Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.
Тихомиров Ю.А. Управленческое решение. М., 1972.
Трапезников Β.Α. Управление и научно-технический прогресс. М., 1983.
Управление, информация, интеллект. М., 1987.
Управленческие процедуры. М-, 1988.

390


Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994.
Философия власти. М., 1993.

Флоренский М.Ф. Кризис государственного управления в России в годы
первой мировой войны. Л., 1988.

Шепель В.М. Управленческая этика. М., 1989.
Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы организации. М., 1975.

Список основных публикаций зарубежных авторов
по проблемам государственного управления,
изданных на русском языке

Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ.М., 1989.

Брэбан Г. Французское административное право. Пер. с франц. М.,
1988.

Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М., 1990.

Ведель Ж. Административное право Франции. Пер. с франц. М., 1973.

Винер Н. Кибернетика и общество. Пер. с англ. М., 1958.

Вятр Ежи. Социология политических отношений. Пер. с польск М
1979.                                         ' "'

Верховенство права. Сборник. Пер. с англ. М., 1992.

Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. Пер с
англ. М., 1984.

Грейсон Дж. (мл.), 0'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI
века. Пер. с англ. М., 1991.

Гурней Б. Введение в науку управления. Пер. с франц. М., 1969.

Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Система и руководство. Теория сис-
тем и руководство системами. Пер. с англ. М., 1971.

Драго Р. Административная наука. Пер. с франц. М., 1982.

Иванцевич Дж. М. (США), Лобанов A.A. (Россия). Человеческие ресурсы
управления. М., 1993.

Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Пер.
с англ. М., 1991.

Киллен К. Вопросы управления. Пер. с англ. М., 1981.

Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная по-
литика. Пер. с англ. М., 1982.

Клаус Г. Кибернетика и общество. Пер. с англ. М., 1967.

Клиланд Д., Кинг У. Системный анализ и целевое управление Пер с
англ. М., 1974.

Ковалевски С. Научные основы административного управления. Пер. с
польск. М., 1979.

Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. Пер. с польск М
1979.

Курс для высшего управленческого персонала.Пер. с англ. М., 1970.

391


Кунц Г., 0'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ
управленческих функций. Пер. с англ. Т. 1, 2. M., 1981.

Макиавелли Н. Государь. M., 1992.
Макмиллан Ч. Японская промышленная система. Пер. с англ. М., 1988.

Манко Г. Организация и проведение технических совещаний. Пер. с
англ. М., 1974.

Марков Марко. Технология и эффективность социального управления.
Пер. с болг. М., 1982.

Маркс К., Энгельс Ф. К критике гегелевской философии права// Соч.

Т. 1.
Мицич П. Как проводить целевые беседы. Пер. с серб.-хорв. М., 1987.

Остром Винсент. Смысл американского федерализма. Что такое само-
управляющееся общество? Пер. с англ. М., 1993.

Оучи Уильям. Методы организации производства. Theory "Z". Японский
и американский подходы. Пер. с англ. М., 1984.

Паркинсон С. Законы Паркинсона. Пер. с англ. М., 1989.
Печчеи Аурелио. Человеческие качества. Пер. с англ. М., 1985.

Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Пер. с

англ. М., 1986.
Лланкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений.

Пер. с англ. М., 1984.
Поппер К. Открытое общество и его враги. Пер. с англ. Т. 1, 2. M., 1992.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог с природой.

Пер. с англ. М., 1986.
Производительность труда "белых воротничков". Пер. с англ. М., 1989.

Пщоловский Т. Принципы совершенной деятельности. Пер. с польск.

К., 1993.
Самоорганизующиеся системы. Пер. с англ. М., 1964.

Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Дарение П., Ниссинен И. Управление
по результатам. Пер. с финск. М., 1988.

Сарагоса Ф.М. Завтра всегда поздно. Пер. с исп. М., 1989.

Скидмор М. Дж., Tpunn M.K. Американская система государственного
управления. Пер. с англ. М., 1993.

Старосьцяк & Элементы науки управления. Пер. с польск. М., 1965.

Страссман Л. Информация в век электроники. Проблемы управления.

Пер. с англ. М., 1987.

Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. Пер. с англ. М., 1991.
Токеиль Алексис. Демократия в Америке. Пер. с франц. М., 1992.
Управленческое консультирование. Пер. с англ. Т. 1, 2. M., 1992.

файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и ис-
кусство. Пер. с англ. М., 1992.
Фалмер Роберт М. Энциклопедия современного управления. Пер.

с англ. Т. 1 - 5. M., 1992.

392


Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэ-
дисона и Джона Джея. Пер. с англ. М., 1993.

Фромм Э. Иметь или быть? Пер. с англ. М., 1986.

Хайек Φ.Α. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. Пер. с
англ. М., 1992.

Хакен Г. Синергетика. Пер. с англ. М., 1980.

Шлезингер-младший A.M. Циклы американской истории. Пер. с англ.
М., 1992.

Шушански Я. Методология рационализации. Пер. с венг. М., 1987.
Эрхард Л. Благосостояние для всех. Пер. с нем. М., 1991.
Эшби У. Введение в кибернетику. Пер. с англ. М., 1959.
Якокка Л. Карьера менеджера. Пер. с англ. М., 1991.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. М., 1994.

Список некоторых публикаций автора по проблемам
государственного управления

а) КНИГИ

Постоянные комиссии Советов — органы полномочные (на украинском
языке). Львов: Каменяр, 1967. 4,3 п.л.

Местные Советы — организаторы хозяйственного и культурного стро-
ительства (на украинском языке). Львов: Каменяр, 1971. 8 п.л.,
соавтор Кушнерова A.B.

Государственное управление: проблемы методологии правового иссле-
дования. М.: Юридическая литература, 1975. 13,2 п.л.

Сущность советского государственного управления. М.: Юридическая
литература, 1980. 14,4 п.л.

Особенности процессов управления в развитом социализме. М.: Мысль,
1985. 13,5 п.л.

Обеспечение рациональности государственного управления.М.: Юриди-
ческая литература, 1990. 21,2 п.л.

Управление: социальная ценность и эффективность. М.: РАГС, 1995.
8 п.л.

Культура решений менеджмента. М.: РАГС, 1995. 12,7 п.л.

Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М.: Славянский
диалог, 1996. 13,2 п.л.

6) СТАТЬИ В ЖУРНАЛАХ, ГАЗЕТАХ, ГЛАВЫ В КНИГАХ

Социальное развитие и местные Советы// Советское государство и
право. 1970. № 12.

К вопросу о взаимосвязи субъектов и объектов социального управления
// Вопросы философии. 1974. № 7.

О содержании совершенствования аппарата государственного управле-
ния // Советское государство и право. 1975. № 2.

393


Некоторые методологические вопросы теории государственного управ-
ления // Вопросы философии. 1978. № 11.

Социалистическая демократия и научно-техническая революция //
Конституция СССР — основа социалистической демократии.
М.: Мысль, 1980. 1 п.л.

Демократизм и эффективность советского государственного управления
(методологические аспекты) // Проблемы партийного и госу-
дарственного строительства. № 1. M.: Мысль, 1981 г. 1 п.л.

Ответственность'перед обществом, ее роль в укреплении правовой ос-
новы // Укрепление правовой основы советской государствен-
ной и общественной жизни. К.: Политиздат Украины, 1984.
1 п.л.

Совершенствование планирования экономического и социального раз-
вития // Политико-правовые проблемы развитого социализма.
М.: Мысль, 1984. 1 п.л.

Социальное содержание государственного управления // Современное
государство: теория и практика (на англ. и франц. языках).М.:

САПН АН СССР, 1985. 0,75 п.л.

Типичное и уникальное в государственном управлении (теоретические
вопросы) // Советское государство и право. 1985. № 12.

Дисциплина в системе управления // Государственная дисциплина и
социалистический правопорядок. М.: Политиздат, 1985. 1 п.л.

Управление научно-техническим прогрессом (некоторые вопросы пере-
стройки) // Проблемы партийного и государственного стро-
ительства. М.: Мысль, 1987. № 7. 1 п.л.

Об эффективности управления общественными процессами // Комму-
нист Грузии. 1987. № 8.

Партийное руководство и государственное управление // КПСС и раз-
витие советской политической системы. М.: Мысль, 1987.
1,5 п.л..

Сущность организационной деятельности Советов народных депутатов
и критерии ее эффективности // Организационная работа мест-
ных Советов. Резервы повышения эффективности. М.: Совет-
ская Россия, 1988. 1 п.л.

Что мешает перестройке? // Вестник АПН "Глобус". 1988. № 47.

Методы управления — экономические // Советы народных депутатов.
1989. JM» 8.

Почему не экономичен наш труд? // Москва. 1989. № 11.

Демократизация управления, процесса принятия решений // Социалис-
тическое самоуправление. К.: Политиздат Украины, 1989. 1,5
п.л.

Новые договоры: только ли полномочия? // Союз. Еженедельное при-
ложение газеты "Известия". 1990. Июль. № 30.

Суверенитет: чем и для чего? // Союз. Еженедельное приложение газе-
ты "Известия". 1991. Февраль. № 8.

Референдум и судьба Союза // Правда. 1991. 16 апр.
394


Куда прислониться Президенту СССР? // Союз. Еженедельное прило-
жение газеты "Известия". 1991. Июль. № 27.

Коварная триада управления: депутаты, лидеры, аппарат (размышления
аппаратчика") // Союз. Еженедельное приложение газеты
"Известия". 1991. Декабрь. № 52.

Политический процесс и государственная политика // Свободная
мысль. 1991. № 18.

Основные положения концепции развития государственной службы в
Российской Федерации. Доклад 28 апреля 1992 г. // Вестник
государственной службы. 1992. Июнь.

Государственная служба как сфера управления // Проблемы теории и
практики управления. 1992. № 4.

Как найти формулу разделения властей? // Российские вести 1992 11
ноября.

Современная концепция государственного управления Россией // Госу-
дарственное управление: проблемы теории, истории, практики
преподавания. Ростов-на-Дону, 1993. 0,7 п.л.

Государственное управление: рациональность и эффективность его в
период структурных перемен // Ракурс. Управление: теория,
практика, поиск. Минск, 1993. № 1. 0,5 п.л.

Реалии и иллюзии государственного управления // Экология человека
VI Международный Соловецкий форум "Социальная работа и
социальное управление". Архангельск, 1994. 0,5 п.л.

Правовые механизмы освоения социального пространства // Информа-
тизация и технологизация социального пространства. Материа-
лы к I Международному симпозиуму по социальным техноло-
гиям. М., 1994. 0,5 п.л.

Базовые аспекты концепции государственной службы Российской Фе-
дерации // Ежегодник Российской академии государственной
службы. М., 1995. 1 п.л. (соавтор Казанцев Н.М.).


















































































































































СОДЕРЖАНИЕ

../../../../../zavalny/Books/temp/text.htm - glava01

Введение в теорию . 3

../../../../../zavalny/Books/temp/text.htm - glava02










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 420.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...