Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Процесс совершенствования государственного управления
Итоговым, концентрированным выражением деятельности общества и государства по созданию "опережающего состояния" государственного управления в общественном развитии является процесс совершенствования самого государственного управления.Он представляет собой подсистему в государственном управлении с соответствующими целями, предметом, принципами и организацией,· смысл которой заключается в придании государственному управлению как системному общественному явлению способностисамопреобразования, саморазвития, самоулучшения. Целевая ориентация совершенствования государственного управления, исходя из всего сказанного, видится в том, чтобы, во-первых, обеспечивать максимально достижимоесоответствие со- ^См.: Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., 1990.
../../../../../zavalny/Books/temp/kons1.htm - т382 держания управляющих воздействий органов государственной власти и местного самоуправления потребностям и закономерностям управляемых объектов — всей общественной системы; во-вторых, формировать наиболее рациональные и эффективные взаимосвязи между управляющими компонентами государства и управляемыми объектами, а также субъектами других видов управления; в-третьих, поддерживать воптимальном состоянии (с общественной и экономической точек зрения) организационную структуру государственного управления; в-четвертых, способствовать постоянному относительному и абсолютномууменьшениюобщественных затрат на управление; в-пятых, повышатьэффективность форм, методов и других элементов государственно-управленческой деятельности. Этуобщую целевую ориентацию совершенствования государственного управления можно условно подразделить на две группы целей:внешние и внутренние. Внешние цели состоят в повышении эффективности управляющих воздействий, их упорядочении и систематизации, в обеспечении адекватности объективным запросам управляемых объектов. Реализациявнутреннихцелей предполагает совершенствование самой управляющей системы, улучшение ее мобильности, рациональности, внутренней жизнедеятельности. Далее целиконкретизируются в зависимости от объекта анализа и преобразования (элементов, сторон и аспектов государственного управления). Поэтому важнейшим и исходным элементом процесса совершенствования государственного управления выступает его научно обоснованное"древо целей", на основе которого определяются предмет, структура, актуальность, последовательность и другие проявления совершенствования государственного управления. Должна бытьясность в том, чего же мы хотим добиться от совершенствования государственного управления. Наряду с целями и на их основе важным элементом процесса совершенствования государственного управления выступает его предмет. Ведь надо заранее и точно знать, что подлежит совершенствованию, какие реальные процессы следует познавать и улучшать. Предмет данного процесса имеетдвойственный характер: гносеологический и предметно-практический, свидетельствующий о том, что подлежащие совершенствованию управленческие явления представляют собой и объекты познания (теоретического постижения), и объекты практического преобразования. Если обобщить все сказанное в курсе лекций о государственном управлении, то можно обозначить такие"блоки" предмета его совершенствования:
../../../../../zavalny/Books/temp/kons1.htm - т383 а) постоянное и охватывающее все уровни и направления улучшение и упрочение взаимодействий между управляющими и управляемыми компонентами системы государственного управления, что предполагает совершенствование главным образом "древа целей" и функциональной структуры государственного управления; б) непрерывноеразвитие общественной сущности государственного управления посредством его все более глубокой демократизации, расширения участия граждан в его процессах, становления и активизации самоуправляемых общественных механизмов, что связано преимущественно с совершенствованием организационной структуры государственного управления; в) системнаярационализация государственно-управленческой деятельности с целью все большей социальной, организационной и правовой обусловленности, обоснованности и эффективности каждого ее элемента, умелое сочленение и полное использование человеческого потенциала и научно-технических средств управления; г) создание информационных, организационных и других условий, факторов и стимулов, обеспечивающихвведение в управленческую практику и эффективное применение в нейнаучных форм, методов и средств овладения человеком объективной действительностью ; д) постоянно и научно прогнозируемое улучшениесистемы подбора, использования, подготовки и повышения квалификации управленческих кадров всех категорий, развитие методов, средств и форм стимулирования инициативного, качественного и ответственного исполнения государственных должностей; е) широкое использованиесоциально-психологических факторов развития свободных, демократических, обоюдоответственных отношений между всеми участниками государственно-управленческих отношений. Возможна, конечно, и дальнейшая детализация элементов и взаимосвязей предмета совершенствования государственного управления, но это уже относится к специальным отраслям государственного управления, в которых они должны и изучаться, и практически реализовываться. Сложность целей и предмета совершенствования государственного управления обусловливает использование определенных принципов при осуществлении всей этой работы. Назову следующиеосновные принципы. Прежде всего это принципсистемности,обусловливающий охват данным процессом какой-либо крупной составной части функциональной и организационной структуры государственного управления, подсистемы органов государствен-
../../../../../zavalny/Books/temp/kons1.htm - т384 ной власти и местного самоуправления. Далее, принципкомплексности, требующий учета многообразия элементов государственного управления, их сторон, свойств, аспектов, охвата различных факторов, средств, форм, методов и т.д., которые реально и в совокупности влияют на управленческие процессы. Нельзя забывать также о принципенепрерывности, исходя из которого действия по совершенствованию государственного управления должны вестись каждодневно, шаг за шагом, но неуклонно. Любые "радикальные" преобразования система государственного управления всегда переживает болезненно, часто теряет уже достигнутый уровень стабильности и упорядоченности, в то время как небольшие подвижки, осуществляемые системно, сохраняя целостность государственного управления, постепенно переводят его в новое качество. Это, наконец, принципплановости, свидетельствующий о том, что цели процесса совершенствования государственного управления могут достигаться лишь путем тщательно спланированных и последовательно выполняемых действий. Ведь речь идет о совершенствовании системы государственного управления, а не только каких-то отдельных ее элементов. Принципы необходимо применятьскоординированно, во взаимосвязи друг с другом. Процесс совершенствования государственного управления должен быть, разумеется, надлежащеорганизован. На практике сложилось в основномтри способа решения таких вопросов: осуществление рационализации тех или иных элементов управления силами персонала соответствующего органа или подсистемы органов (по собственной инициативе и за счет внутренних ресурсов); обоснование предложений по рационализации силами привлеченных специализированных (проектных, экспертных и т.п.) организаций, внешних по отношению к рассматриваемой структуре управления; разработка и реализация проектов (планов) рационализации объединенными силами представителей как соответствующего органа, так и внешних специализированных организаций. Каждый из названных способов имеет свои достоинства и слабые стороны. Полной и достоверной информацией о состоянии управленческой деятельности в определенном органе (ее тайнах) владеет, конечно, его коллектив, которому, как говорится, "на месте виднее". Но специализированные организации лучше знают в большинстве своем мировой и национальный опыт, имеют отработанные методики анализа и оценки управленческих процессов, настроены на объективный подход; им не хватает лишь конкретной информации. Поэтому самые плодо-
../../../../../zavalny/Books/temp/kons1.htm - т385 творные результаты приносит объединение усилий, сочетание здесь типичного, что освоено специализированными организациями, и уникального, носителем чего выступает коллектив каждого отдельного органа. Вместе с тем опыт и дореволюционной России, приведший к известным событиям начала XX века, и советского периода, не решившего намеченных целей, и периода становления Российской Федерации, и зарубежных стран однозначно подтверждает, что в вопросах совершенствования государственного управления не может быть самодеятельности, субъективистских "вариаций", революционных "скачков" и реформаторской неопределенности. Если подобное и бывает, то оно никак не связано с совершенствованием государственного управления и не ведет к нему. Нужна серьезнаяорганизация процесса совершенствования государственного управления (да и других видов управления) наобщегосударственном уровне и в масштабах всего общества. Многие страны, особенно развитые, постоянно разрабатывают и реализуют программы (планы) совершенствования своего государства, его аппарата и государственного управления, создали для этих целей различные структуры в виде министерств, комитетов, комиссий и т.д. Почти каждая политическая партия в своих программных документах имеет раздел, посвященный развитию государственности. Свидетельством актуальности данной проблемы является существование в большинстве стран, прежде всего США, Японии, Европейского сообщества, значительного числа консультационных структур (фирм), специализирующихся на совершенствовании управления. Имеет место по этим вопросам международное сотрудничество, где действуют соответствующие международные организации. Пора и в демократической России организовать на современном уровне процесс совершенствования государственного управления. Вопросы для размышления и дискуссии:1. В чем прогнозируется специфика объективных условий и субъективного фактора XXI века, определяющих государственное управление? 2. Каковы новые возможности общества и государственного управления в нем? 3. Дайте характеристику "опережающего состояния" государственного управления. 4. Раскройте структуру и содержание элементов процесса совершенствования государственного управления.
../../../../../zavalny/Books/temp/kons1.htm - т386 ../../../../../zavalny/Books/temp/00.htm - glava26 ПОСЛЕСЛОВИЕ Когда в курсе лекций изложен столь, обширный материал, вроде бы и ни к чему послесловие, в каждой теме и ее конкретных сюжетах была сделана попытка представить все, по крайней мере, основное, относящееся к их теоретическому описанию. И все же хочется в завершение сказать несколько обыкновенных (не из научного аппарата) душевных слов, объясняющих в какой-то мере смысл моего подхода и моих рассуждений в области государственного управления. Многие из прочитавших мою книгу наверняка подумают, что уж слишком у нее сложное содержание, к тому же выраженное в труднопостижимых понятиях и терминах. Вот, скажут, намудрствовал автор. Должен откровенно признаться, что я в жизни стремлюсь к ясности, точности, четким мыслям и действиям, организованности и дисциплине, считаю,что порядок есть обогащение и продление частной и общественной жизни. Однако когда входишь всистему общественных зависимостей,то встречаешь здесь усложнение, опосредование, абстрагирование. Смотришь вокруг: все возмущаются, ропщут, критикуют, недовольны, а положение дел — ни с места. Сделаешь исторический экскурс: и в далеком и в близком прошлом — тоже недовольства, возмущения, люди идут на реформы, революции, восстания, забастовки и т.п., но проходит время — и опять все возвращается на круги своя. Видимо, общественная жизнь намного сложнее частной, хотя, как каждый знает по своему опыту, и в последней разобраться трудно. Еще древние римляне поняли, что нельзяприватизировать общественную жизнь, и отделили частное право от публичного, гражданско-правовые отношения от государственно-правовых. В частной жизни многое (но не все) зависит отсамого человека в общественной — отвсех вместе. И чем больше людей в обществе, чем оно крупнее (многолюднее), тем болеесложные, многообразные отношения между ними. Описание таких отношений требует обобщения, классификации и систематизации, использования особого языка —научных понятий и терминов. Не всегда удается подыскать или "изобрести" нужные слова, способные
../../../../../zavalny/Books/temp/kons1.htm - т387 адекватно отражать соответствующие общественные явления, отношения и процессы. Есть проблемы перевода научных понятий и терминов с одного языка на другой, их интерпретации (уяснения смысла) и соотнесения с обыденным, "традиционным" национальным языком. Поэтомусложность научного мышления есть неизбежность, вызванная объективными свойствами общественной жизнедеятельности людей. Надо понимать это и работать над усвоением современного научного языка. ' И еще одно замечание —напутствие: в государственном управлении как научном знании, историческом опыте и повседневной практикенет и не может быть простых явлений, отношений и процессов, легких решений и способов их реализации. Все —исключительно сложно и в перспективе будет еще сложнее. Управлять множеством людей всегда было сложно, и лишь немногим (имена их остались в истории) удалось на этом поприще достичь серьезных успехов. Талант, интуиция рождают, конечно, предпосылки, но как алмаз еще не бриллиант, так и предпосылки еще не объективный результат. Толькоупорный труд над собой, помощь и поддержка других людей, постоянная учеба, преодоление "шипов" познания позволяют человеку взойти на уровень, с которого онвправе управлять общественными процессами. Тот, кто хочет идти по этой стезе, должен заранее осознавать, что его ждет и что от него потребуется. Приобрести власть, даже высокую, в условиях демократии не так уж трудно: сыграть роль могут многие обстоятельства, вплоть до случайных. Наслаждение властью тоже не нуждается в особой подготовке. Нореально управлять способен лишь очень талантливый, опытный, многогранно обученный и добросовестный человек. Поэтому не удивляйтесь, если вокруг много "управляющих", но нет самого управления. И цените и уважайте тех, кто действительно умеет вести управленческие дела. Это самый сложный вид человеческих усилий. В курсе лекций дан весьма ограниченный объем управленческого знанияметодологического характера, скорее, показаны основные подходы и направления в научной разработке такого знания. Российским ученым предстоит большая (и сложная!) работа по раскрытию государственного управления по линии как фундаментальных ^-исследований, так и прикладных, доведенных до каждой конкретной "ячейки" управления. Нужно идти по этому пути, добывать знания, использовать их, поднимать эффективность государственного управления в Российской Федерации. Иного не дано! В конце своего курса хочу сказать:я сделал все, что мог, пусть придут другие и сделают лучше. Октябрь 1994 — август 1995 г. Москва — д.Костино Владимирской области.
../../../../../zavalny/Books/temp/kons1.htm - т388 ПРИЛОЖЕНИЕ Список актуальных отечественных работ Аверьянов В.Б. Функции и организационная структура органа государст- Аганбегян А.Г. Управление и эффективность. М., 1981. Алексеев А. С. Начала современного правового государства и русский ад- Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., Бакунин М.А. Государственность и анархия. М., 1989. Богданов A.A. Тектология: всеобщая организационная наука. М., 1989. Витте С.Ю. По поводу непреложности законов государственной ГвишианиД.М. Организация и управление. 2-е доп. издание.М., 1972. Грибовский В.М. Государственное устройство и управление Российской Гронский П.П. Децентрализация и самоуправление. М., 1917. Диневич В.А., Рогачев C.B., Якунина Н.И. Показатели и критерии эффек- Дюрягин И.Я. Право и управление. М., 1981. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические Керженцев П.М. Принципы организации. М., 1968. Кизеветтер A.A. Основные законодательные акты, касающиеся высших Ковалевский М. Новейшие преобразования русского государственного 389 Колесников Α.Η. Начала административной централизации и самоуправ- Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1909. Милънер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт B.C. Системный подход к органи- Моисеев H.H. Человек, среда, общество. М., 1982. Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995. Оболонский A.B. Человек и государственное управление. М., 1987. Общая теория управления. М., 1994. Ольминский М. Государство, бюрократия и абсолютизм в истории Рос- Омаров A.M. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и Палиенко Н.И. Основные законы и форма правления в России. Яро- Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М., 1990. Пискотин М.И. Социализм и государственное управление. М., 1984. Покровский С.П. Министерская власть в России. Ярославль, 1906. Порфирьев Б.Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. Психологические аспекты управления. М., 1984. М., 1991. 1975. 1984. 1980. Государственной Думе. М., 1991. 390 Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. Флоренский М.Ф. Кризис государственного управления в России в годы Шепель В.М. Управленческая этика. М., 1989. Список основных публикаций зарубежных авторов Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ.М., 1989. Брэбан Г. Французское административное право. Пер. с франц. М., Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М., 1990. Ведель Ж. Административное право Франции. Пер. с франц. М., 1973. Винер Н. Кибернетика и общество. Пер. с англ. М., 1958. Вятр Ежи. Социология политических отношений. Пер. с польск М Верховенство права. Сборник. Пер. с англ. М., 1992. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. Пер с Грейсон Дж. (мл.), 0'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI Гурней Б. Введение в науку управления. Пер. с франц. М., 1969. Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Система и руководство. Теория сис- Драго Р. Административная наука. Пер. с франц. М., 1982. Иванцевич Дж. М. (США), Лобанов A.A. (Россия). Человеческие ресурсы Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы. Пер. Киллен К. Вопросы управления. Пер. с англ. М., 1981. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная по- Клаус Г. Кибернетика и общество. Пер. с англ. М., 1967. Клиланд Д., Кинг У. Системный анализ и целевое управление Пер с Ковалевски С. Научные основы административного управления. Пер. с Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. Пер. с польск М Курс для высшего управленческого персонала.Пер. с англ. М., 1970. 391 Кунц Г., 0'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ Макиавелли Н. Государь. M., 1992. Манко Г. Организация и проведение технических совещаний. Пер. с Марков Марко. Технология и эффективность социального управления. Маркс К., Энгельс Ф. К критике гегелевской философии права// Соч. Т. 1. Остром Винсент. Смысл американского федерализма. Что такое само- Оучи Уильям. Методы организации производства. Theory "Z". Японский Паркинсон С. Законы Паркинсона. Пер. с англ. М., 1989. Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Пер. с англ. М., 1986. Пер. с англ. М., 1984. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог с природой. Пер. с англ. М., 1986. Пщоловский Т. Принципы совершенной деятельности. Пер. с польск. К., 1993. Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Дарение П., Ниссинен И. Управление Сарагоса Ф.М. Завтра всегда поздно. Пер. с исп. М., 1989. Скидмор М. Дж., Tpunn M.K. Американская система государственного Старосьцяк & Элементы науки управления. Пер. с польск. М., 1965. Страссман Л. Информация в век электроники. Проблемы управления. Пер. с англ. М., 1987. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. Пер. с англ. М., 1991. файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и ис- с англ. Т. 1 - 5. M., 1992. 392 Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэ- Фромм Э. Иметь или быть? Пер. с англ. М., 1986. Хайек Φ.Α. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. Пер. с Хакен Г. Синергетика. Пер. с англ. М., 1980. Шлезингер-младший A.M. Циклы американской истории. Пер. с англ. Шушански Я. Методология рационализации. Пер. с венг. М., 1987. Список некоторых публикаций автора по проблемам а) КНИГИ Постоянные комиссии Советов — органы полномочные (на украинском Местные Советы — организаторы хозяйственного и культурного стро- Государственное управление: проблемы методологии правового иссле- Сущность советского государственного управления. М.: Юридическая Особенности процессов управления в развитом социализме. М.: Мысль, Обеспечение рациональности государственного управления.М.: Юриди- Управление: социальная ценность и эффективность. М.: РАГС, 1995. Культура решений менеджмента. М.: РАГС, 1995. 12,7 п.л. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М.: Славянский 6) СТАТЬИ В ЖУРНАЛАХ, ГАЗЕТАХ, ГЛАВЫ В КНИГАХ Социальное развитие и местные Советы// Советское государство и К вопросу о взаимосвязи субъектов и объектов социального управления О содержании совершенствования аппарата государственного управле- 393 Некоторые методологические вопросы теории государственного управ- Социалистическая демократия и научно-техническая революция // Демократизм и эффективность советского государственного управления Ответственность'перед обществом, ее роль в укреплении правовой ос- Совершенствование планирования экономического и социального раз- Социальное содержание государственного управления // Современное САПН АН СССР, 1985. 0,75 п.л. Типичное и уникальное в государственном управлении (теоретические Дисциплина в системе управления // Государственная дисциплина и Управление научно-техническим прогрессом (некоторые вопросы пере- Об эффективности управления общественными процессами // Комму- Партийное руководство и государственное управление // КПСС и раз- Сущность организационной деятельности Советов народных депутатов Что мешает перестройке? // Вестник АПН "Глобус". 1988. № 47. Методы управления — экономические // Советы народных депутатов. Почему не экономичен наш труд? // Москва. 1989. № 11. Демократизация управления, процесса принятия решений // Социалис- Новые договоры: только ли полномочия? // Союз. Еженедельное при- Суверенитет: чем и для чего? // Союз. Еженедельное приложение газе- Референдум и судьба Союза // Правда. 1991. 16 апр. Куда прислониться Президенту СССР? // Союз. Еженедельное прило- Коварная триада управления: депутаты, лидеры, аппарат (размышления Политический процесс и государственная политика // Свободная Основные положения концепции развития государственной службы в Государственная служба как сфера управления // Проблемы теории и Как найти формулу разделения властей? // Российские вести 1992 11 Современная концепция государственного управления Россией // Госу- Государственное управление: рациональность и эффективность его в Реалии и иллюзии государственного управления // Экология человека Правовые механизмы освоения социального пространства // Информа- Базовые аспекты концепции государственной службы Российской Фе- СОДЕРЖАНИЕ ../../../../../zavalny/Books/temp/text.htm - glava01 Введение в теорию . 3 ../../../../../zavalny/Books/temp/text.htm - glava02 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 420. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |