Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕЖДОМЕТИЕ. УТВЕРДИТЕЛЬНЫЕ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ И ВОПРОСИТЕЛЬНО-ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА




Упражнение 261. Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

1.1. Ба ты косой пожаловал отколе? (Кр.). 2. Эй завяжи на память узелок! (Гр.). 3. Ну что ж Онегин? Ты зеваешь? (Я.). 4. Жизнь увы не вечный дар (П.). 5. О я шутить не люблю (Г.). 6. Ох ты гой еси царь Иван Васильевич (Л.). 7. Чу стучит проезжающий воз (П.). 8. На-ка друг я тебе гостинцу принес (М. Г.). 9. Ну чур не выдавать (Фад.). 10. Ух как жутко и весело было идти Гаврику по такому поручению! (Кат.). 11. Ах ты моя рыбка ненаглядная! (Кат.). 12. Эх да мало ли что снилось наяву Якову Лукичу! (Шол.).

II. 1. Да домишко очень недурен! (Г.). 1. Да в нашей реке и рыбы-то нету (Т.).З. В лице Анатолия было выражение душевной силы да именно силы (Фад.). 4. Да будет сталь крепка! (Исак.). 5. Я с этим согласен да да! (Н. О.). 6. Нет я не больна Афанасий Иванович (Г.). 7. Нет сегодня настоящей болью сердце холодей (Маяк.). 8. Нет страшней того, как гибнут дети (Щип.).

III. 1. Что если я кликну клич? (Т.). 2. Что ж я готов. 3. А что разве это не так? 4. Как же жди от него еще раз помощи!

Д л я с п р а в о к .

1. Междометия отделяются запятыми. Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (как в начале, так и в середине предложения), например: Ура! Мы ломим, гнутся шведы (П.); Но, увы! комендант ничего не мог сказать мне решительного (Л).

Частицы о, ну, ах, ох и др., употребляемые для выражения усилительного оттенка, в отличие от междометий не отделяются запятыми. Частица о употребляется обычно при восклицательном обращении и перед словами да и нет, например: О поле,

поле! Кто тебя усеял мертвыми костями? (П.); О нет, я не согласен! Частица ах обычно употребляется перед личными местоимениями ты и вы: Ах ты, степь моя, степь привольная!(Кольц.); Ах вы какая! Ср. также: Ах да, забыл вам сказать. Частица ну употребляется в разных случаях: Ну что ж, пошли! Ну и денек выдался! Ну нет, это не для меня.

2. Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, отделяются запятой или восклицательным знаком, если произносятся с восклицательной интонацией. Утвердительное слово да следует отличать от союза да (соединительного, противительного, присоединительного) и от побудительной частицы да. Отрицательное слово нет следует отличать от слова нет, употребляемого в роли сказуемого.

3. Запятыми отделяются слова что, что ж, что же, как же, выражающие "вопрос, подтверждение, восклицание.

 

Упражнение 262. Перепишите, ставя знаки препинания в соответствии с правилами пунктуации при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

I. 1. Да знаешь ли ты эту свет работу? (Кр.). 2. Нет братьев у меня (Кр.). 3. Приляг-ка брат и отдохни (Кр.). 4. Да счастье у кого есть этакий сынок! (Гр.). 5. Но не хочу о друти умирать! (Я.). 6. Нет никогда я зависти не знал (Л.). 7. Ох пошлите за доктором! (7). 8. Знакомец милый и старинный о сон хранитель добрый мой где ты? (П.). 9. Простите мирные долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса! (П.). 10. Благослови мой долгий труд о тыэпическа ямуза (П.). 11. Чу за тучей прогремело (Тютч.). 12. Забушуй же непогодушка разгуляйся Волга-матушка! (Колъц.). 13. Ах боже мой Павел Иванович!(Г.). 14. Тьфу даже тошнит, так есть хочется (Г.). 15. Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный (Л.). 16. Да были люди в наше время! (Л.). 17. Нет у вас родины, нет вам изгнания (Л.). 18. О зачем я не ворон степной! (Л.). 19. Дробись дробись волна ночная и пеной орошай брега в туманной мгле! (Л.).
20. О если б голос мой умел сердца тревожить! (Л.).

П. 1. Гей вы ребята удалые гусляры молодые голоса заливные! (Л.). 2. Нет вам наскучили нивы бесплодные (Л.). 3. Да ты умеешь ли плавать? (Т.). 4. Э да это никак Ефрем стоит! (Т.). 5. Эге да это я совсем не туда попал! (Т.), 6. В минуту унынья о родина-мать я мыслью вперед улетаю (Н.). 1. Ах кабы ночь поскорее! (А. Остр.). 8. Ты не плачь береза бедная не сетуй (А. К. Т.). 9. Как я люблю море, ах как я люблю море! (Ч.). 10. Ах ты утешеньишко мое милое! (М. Г.), 11. О если б в небо хоть раз подняться! (М. Г.). 12. Эй берегись под лесами не балуй (Брюс.). 13. Ох и глаза ж горели под насупленными бровями у этих дымом салом и дегтем пропахших людей (А. Н. Т.). 14. Крепни и славься в битвах веков Красная Армия большевиков! (Маяк.). 5. О барабанщики предместий когда же среди гулких плит ваш голос ярости и мести вновь над Парижем прогремит? (Багр.). 16. Ах песня песня что можешь ты сделать с сердцем человека! (Фурм.). 17. Да будет трижды свято мщение за горе матерей! (Щип.). 18. Я бы все-таки не променял своего несчастья на их счастье нет нет (Н. О.). 19. Э братишка да ты основательно недослышишь! (Шол.). 20. Эй седлайте хлопцы коней! («Тачанка»).

 


ПОВТОРИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ПУНКТУАЦИИ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Упражнение 263. Объясните знаки препинания в тексте.
Александр Васильевич Суворов происходил из небогатого дворянского рода. Родился он и вырос в поместье Кончанском (бывшая Новгородская губерния). По воспоминаниям родственников, мальчик не отличался ни здоровьем, ни хорошим сложением. Казалось бы, какие тут могли быть мечты о военной службе! Но, к досаде родителей, ребенок рано пристрастился к военным наукам. Разумеется, этому отчасти способствовали увлекательные рассказы о Петре I отца, его гостей и просто случайных посетителей. Мальчик с жадностью накинулся на жизнеописания великих полководцев прошлого: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря — и в мечтах неоднократно видел себя на бранном поле. В его детской появляются военные предметы и все относящееся к военному делу: планы сражений, географические карты, глобусы. В целях тренировки он приучает себя вставать на рассвете, купается до заморозков, часами (кто из знавших его мог бы этому поверить?) остается на морозе в легкой одежде. Ни уговоры, ни убеждения, ни угрозы родителей — ничто не могло отклонить Александра от намеченной цели. Настойчиво и прямолинейно он продолжал готовить себя к суровой походной жизни, но вначале ни от кого не получал поддержки для осуществления своей мечты. Наоборот, все, казалось, готовы были отговорить его от бессмысленных мечтаний (так некоторые из родных называли его планы). Но мальчик был непоколебим и,
по-видимому, с исключительным упорством добивался своего. Родители наконец уступили. Александр был приписан в рядовые Семеновского полка. С этого момента начинается новая, полная трудов и величия жизнь гениального русского полководца.

 



СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...