Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАСНЫЕ О — Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ




ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее пособие содержит следующие разделы: 1) орфография, 2) пунктуация,3) лексика и стилистика, 4) грамматический разбор.

Упражнения в первых двух разделах построены на действующих «Правилах русской орфографии и пунктуации». Материал дается в принятой системе, соответствующей школьной программе, что позволяет сохранить нужную последовательность и преемственность, но преимущественное внимание уделяется так называемым трудным случаям.

В области орфографии — это правописание сложных слов (в частности, сложных прилагательных), одного или двух и в суффиксах прилагательных и причастий, правописание наречий, частиц не и ни, употребление прописных букв.

В области пунктуации основное внимание уделено упражнениям на постановку знаков препинания при однородных и обособленных членах предложения, при вводных словах и словосочетаниях, в конструкциях с союзом как, в бессоюзных сложных предложениях.

Значительная часть упражнений имеет обобщающий характер и построена по принципу сопоставления аналогичных и контрастных явлений. Приводятся не только связные тексты, но и отдельные предложения и даже разрозненные слова и словосочетания, правописание которых не связано с более широким контекстом. Особый характер имеют повторительные упражнения в виде диктантов: предполагается, что учащиеся напишут текст под диктовку, а затем сами сверят написанное с напечатанным. Это позволит закрепить правописные навыки и навыки самопроверки. Каждый раздел завершается повторительными упражнениями.

Необходимые объяснения, частично воспроизводящие, частично расширяющие знакомые учащимся сведения, даются в виде правил более общего содержания, справок более частного значения и специальных приложений. Для справок приводится обширный перечень наречий, вводных слов, фразеологических выражений с союзом как и т. д.

Материал для лекеико-стилистических упражнений (третий раздел пособия) отобран с учетом типичных ошибок в письменных работах лиц, поступающих в вузы: многолетние наблюдения показывают, что нередко при орфографическом и пунктуационном «благополучии» экзаменационных работ существенным их недостатком является низкая стилистическая грамотность. К разделу приложен довольно подробный справочный материал по грамматической стилистике. В целях повышения культуры устной речи даются некоторые сведения и упражнения орфоэпического характера.

Последний раздел пособия ставит своей задачей использовать грамматический разбор (морфологический, синтаксический, пунктуационный) как средство экономного повторения теоретического материала, а также закрепления навыков орфографии и пунктуации.

 

 

О Р Ф О Г Р А Ф И Я

 

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

 

§ 1. ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

П р а в и л о. В неударяемом слоге корня пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге того же или однокоренного слова.
Например: примерять (мерить) платье - примирять (мир) противников.

П р и м е ч а н и е. Гласные о — а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (-ивать).
Например: опоздать (поздний), хотя опаздывать.

 

 

Упражнение 1. Объясните различное написание выделенных слов.

1. Прежде чем начнешь гладитъ белье, хорошо накали утюг. — Осторожно наколи на булавку бабочку, расправив ей крылья. 2. Лектор спокойно обежал глазами присутствующих. — Даже в возбужденном состоянии отец не обижал маленьких детей. 3. Пастух отварил себе немного картофеля и принялся за скудный ужин. — Приезжий быстро отворил дверь и вошел в комнату. 4. Волнуясь, молодой человек все время поправлял углы пристежного воротника. — Кучер покрикивал на пристяжного коня, запряженного с правой стороны. 5. Бифштекс оказался до того пересушенным, что посетитель столовой так и не прожевал его. — Некоторое время назад в нашем городе проживал известный художник. 6. На корме парохода развевался какой-то незнакомый флаг. — Физически и духовно ребенок развивался очень быстро.

7. Пробираясь вперед, партизаны топорами разредили чащу леса. — Успешно завершившиеся переговоры разрядили напряженность обстановки. 8. Прочно скрепите бревна скобами, ведь сплав леса идет по горной реке. — Идите без шума, не скрипите сапогами. 9. По свидетельству одного старожила, раньше в этих местах дичи было больше. — Группа деревенских ребят сторожила лошадей в ночном. 10. Он готов был пойти на извинение, лишь бы оно не умаляло его достоинства. — Выжженная земля, поникшие цветы, засыхающие деревья — все кругом жаждало влаги, умоляло о дожде.

 

Упражнение 2. Подберите проверочные слова к приведенным ниже.

Долина, зарождение, испарение, обнажать, обогащаться, обстоятельство, объединение, оземь, озимь, ознаменование, поглощать, посвящение, просвещение, раскаленный, слипаться, сокращение, соревнование, увядать, угрожать, удаляться.

 

Упражнение 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Месяц величаво поднялся на небо посв...тить добрым людям и всему миру (Г.). 2. В то время все науки преподавались на латинском языке (Черн.). 3. Влажный, промозглый воздух еще не успел разр...даться после ночи и был тяжел (Ч.).
4. Маменька обв...ла удивленными глазами свою комнату (Ч.). 5. Она накинула на голову зеленый газ, обв...ла его концы вокруг шеи (Бун.). 6. Все погл...щается бездонной тр...синой нашей жизни (М. Г.). 7. Степь до самой зари не могла охладиться от погл...щенного за день жара (Сераф.). 8. По складу его ума, по его привычкам и вкусам ему лучше всего было посв...тить себя кабинетным занятиям (Купр.). 9. Отец подр...жал деду в обращении с братьями, с мамой, со мною (Гладк.).10. Желтоватый снег опилок густо порошил, нав...вая внизу сугроб (Шишк.). 11. Толпа не понимала, как это могло случиться, что столь быстро разр...дилось общее гневное настроение (Фурм.). 12. Летчик обл...котился о

перила и смотрел, как разгорается рассвет (Пауст.).

 

§ 2. НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ

Упражнение 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Аб...жур, б...калея, в...нтиляция, вер...ница, в...стибюль, гор...зонт, д...зентерия, к...литка, к...морка,к...нифоль, к...р...катица, к...щей, лот...рея, м...взолей,облигация, п...ром; п...риод, периферия, пласт...лин,пол...клиника, р...мштекс,рот...принт,т...р...ватый,экск...ватор, эск...латор, эст...када.

2. Апл...даровать, б...лагур, бахр...ма, б...чёвка, вел...сипед, в...тчина, вин...грет, гастр...ном, д...легация,д...сциплина, к...блук, к...вычки, к...лач, к...р...вай,к...чан, к...лчан, ман...фест, м...тель, од...леть, пиг...лица, прив...легия, провол...ка, св...репый, сков...рода, т...бурет, торм...з, ун...верситет,ур...ган, ф...нарь, экспл...атация,ярм...рка.

3. Акк…мп…немент, б...нзин, б...тон, б...дон, б...дяга, бр...олин, в...тага, в...трушка, в...трина, гард...роб,г...г...мония, д...зинфекция, д...стилляция,ижд...вение, камф...ра, к...бура, к...нфорка, к...рниз,к...рнишон, л...леять, мач...ха, нав...ждение, об...яние,об...няние, п...л...садник, папор...тник, п...скарь, предв...рительный, пр...зидиум, проп...ганда, ст...пендия, т...бун, экзам...натор, эл...ксир.

 




ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ

Корень –гар-/-гор-

П р а в и л о. В корне –гар-/-гор- под ударением пишется а, без ударения — о(ср.: загар — загорать).

И с к л ю ч е н и я: пригарь (привкус гари), изгарь, выгарки и некоторые специальные слова.

 

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Наконец, столбы, поддерживающие соломенную крышу, подг...рели (С.-Щ.). 2. Свеча сильно наг...рела, фитиль покрылся темной шапкой и тихо потрескивал (Кор.). 3. Мрачно шагали пог...рельцы, стаскивая в кучу уцелевшую домашнюю утварь (М. Г.). 4. Под праздник уг...рел со всей семьею Пров (Д. Бедн.). 5. Был ноябрьский мутный день, с утра в доме г...рело электричество(Эренб.). 6. Заг...релись огни в окнах соседних дач (Гайд.).7. Все еще никак не мог разгореться день (Саян.). 8. Сложив все бумаги в походный несг...раемый ящик, он пошел в свою землянку (Овечк.).

 

Корень –зар-/-зор-

Правило. В корне –зар-/-зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — а (ср.: зарево —зорька — зарница).

И с к л ю ч е н и я: зоревать, зарянка.

 

Упражнение 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Ветерок пахнул прохладою ночной, и над уснувшею землей з...рницы вспыхнул огонек (Ник.). 2. В слабом оз...рении рассвета лицо ее казалось бледным и загадочным (Л. Андр.). 3. Зарево ярче оз...ряло снежный лес (А. Н. Т.). 4. Все поднялись рано, с з...рей (Арс.).

 

Корень –кас-/-кос-(н)-

Правило. В корне–кас-/-кос-(н)- пишется а, если дальше следует а, в остальных случаях пишется о (ср.: касаться — коснуться).

 

Упражнение 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Муму принялась есть с обычной своей, вежливостью, едва прик...саясь мордочкой до кушанья (Т.). 2. Война только к...снулась железным пальцем Даши (А. Н. Т.). 3. Он весь съежился от этого прикосновения (Чак.).4. Кусты сибирской яблони к...сались ветвями стекол маленьких окон (Марк.).

 

Корень –клан-/-клон-

П р а в и л о. В корне -клан-/-клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения — о (ср.: кланяться —наклон — наклониться).

 

Упражнение 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Под самым окном, накл...нясь над водой, росла развесистая береза (Акс.). 2. После обеда никто и ничто не могло откл...нить Обломова от лежанья (Гонч.). 3. Учительница по-прежнему сидела, низко склонившись над толстой книгой (Гладк.). 4. Наклонившись к окну, Поляков подставил лицо ветру (Рыб.). 5. Конечно, без потерь дело не обойдется, ибо уклониться от боя мы не сможем (Степ.). 6. Бойченко подошел к старушке и покл...нился ей поясным поклоном (Ант.).

 

Корень –лаг-/-лож-

П р а в и л о . В корне -лаг- пишется а (перед г), в корне -лож- пишется о (перед ж), например: предлагать — предложить.

И с к л ю ч е н и е: полог.

 

Упражнение 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Пол...гаю также неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения (Т.). 2. Написанные им доклады и бумаги невольно кидались в глаза отчетливостью, краткостью и ясностью изложения (Писемск.). 3. Не десятки, а сотни фактов говорят о разрушительном, разлагающем влиянии фашизма на молодежь Европы (М. Г.). 4. Судить о причине этого взрыва можнотолько предпол...жительно(Купр.). 5. Ниже, в ста шагах от него, расположилась батарея и зеленые ящики (А. Н. Т.). 6. Существование комбината немыслимо без основных слагаемых — сырья, топлива и воды (Пауст.).7. Пленного ул...жили на траву возле озерка (Казак.).8. Матросы нал...жили временные заплаты на пробойны (Пере.).

 

Корень –мак-/-мок-

П р а в и л о. Корень -мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (макать перо в чернила); корень -мок- пишется в глаголах (и в производных от них словах со значением «пропускать жидкость» (ботинки промокают).

 

Упражнение 10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Нужно вареник сперва обм...кнуть в сметану (Г.). 2. Из солонки насыпает себе на стол кучку соли и м...кает в эту соль очищенный картофель (Д. Т.). 3. Мухов просушил промокательной бумагой подписи (Сераф.). 4. Мы очень скоро вым...кли до последней нитки (Ар.). 5. Чай впитывает запахи, как пром...кашка чернила(Шуст). 6. На нем кожаная фуражка, синее непромокаемое пальто (Кат.). 7. Профессор завинтил ручку и пром...кнул зачетную книжку бронзовым пресс-папье, изображающим танк (Добр.).

 

Корень –плав-/-плов-/ -плыв-

П р а в и л о. В корне -плав- гласный а может быть ударяемым и безударным
(ср.: плавать — плавучий). Корень -плов- - в словах пловец и пловчиха, корень -плыв- - в слове плывуны.

 

Упражнение 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. В стеклянном аквариуме стояли неподвижно, едва пошевеливая пл...вниками, большие, темные, издыхающие рыбы (Купр.).2. Мы ставим большой попл...вок с флагом на якоре, буй, отмечаем этим найденное рыбное место (Пришв.). 3. Это были удары, направленные к тому, чтобы лишить судно пл...вучести (Нов.-Пр.). 4. В одном месте было много пл...вникового леса, принесенного сюда во время наводнения (Ар.). 5. Пл...вунная гуща смягчила падение {Леон.). 6. Непроницаемая тьма пл...вцов отовсюду окружала (И. Суриков). 7. Оливковые жуки-пл...вунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков (Пауст.).

 

Корень -равн—/-ровн-

П р а в и л о. Корень -равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, уравнять); корень -ровн- - в словах со значением «ровный, гладкий, прямой» (сровнять, уровень). Ср.: подравнять (сделать равным) — подровнять (сделать ровным); выравненный (сделанный равным) — выровненный (сделанный ровным).

 

Упражнение 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. И ты с собой его р...внял! (П.). 2. Широкие тени ходят по р...внине, как облака по небу (Ч.). 3. Тихон Ильич подстриг волосы, подр...внял и укоротил бороду (Бун.). 4. Закончив раскопки, мы зар...вняли канавки, вырытые в фанзе С. Обручев). 5. Ты, как мать, пор...вняла славой дружной семьи от великих до малых все народы свои (Исак.). 6. Снег лежал еще кое-где на этом выр...вненном поле аэродрома (Лид.). 7. Роты без взаимного сговора подтянулись, выр...внялись в рядах (Пер.). 8. Они были р...весники, жили на одной улице, в школе сидели за одной партой (Горб.). 9. На речке, сравнявшейся от весенних вод с берегами, заиграл ветерок (Марк.). 10. Пор...внявцщсъ с избой Семена, девушки замедлили шаг и стали смотреть на освещенные окна (Ант.). 11. Тракторы р...вняли катками большую, на два километра длиной,площадку, где предполагалось вести сварку труб (Аж.).

 

Корень –рост-/-рос-

Прав и л о. В корне -рост-/—рос- пишется а перед последующим сочетанием cт (также перед щ), в остальных случаях пишется о (ср.: расти — наращение — выросший).

И с к л ю ч е н и я : отрасль (хотя нет cm); росток, выросток,ростовщик, Ростов, Ростислав (хотя есть cт).

 

Упражнение 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Целый день барка за баркой выбрасывает свой груз, а смеряешь — прир...щение самое ничтожное (Гарш.).2. Едва началась война 1914 года, как она уже переросла в мировую (Серг.-Ценск.). 3. Оригинальный вид имеют зар...сли тростников с длинными листьями (Аре.). 4. Нелегко выр...стать плодовое дерево: много оно требует труда и забот (Эренб.). 5. Алексей забрался в густую пор...сль молодого сосняка, присел под деревом {Полев.). 6. Одинокая кривая береза р...сла на откосе (Ант.).

 

Корень –скак-/-скоч-

П р а в и л о. В безударном корне –скак-/-скоч- перед к пишется а, перед ч пишется о (ср.: подскакать — подскочить).

И с к л ю ч е н и я: скачок, скачу.

 

Упражнение 14. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Скажите, кто из вас согласен ск...кать за дочерью моей? (П.). 2. Дениска хотел показать, что он может проск...кать на одной ноге какое угодно расстояние (Ч.).3. Варавка в два прыжка подск...чил к нему (М. Г.).4. Подскакали всадники с факелами, соск...чили наземь (А. Н. Т.). 5. Из рощи выск...кал на иноходце татарин с бельмом на глазу (Фед.). 6. Алеша вск...чил на ноги и побежал догонять демонстрантов. Переск...чил ров(Горб.). 7. Из-за рощи выск...чил грузовик с пустыми снарядными ящиками (Сим.).

 

Корень –твар-/-твор-

Правило. В корне –твар-/-твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о (ср.: тварь — творчество — творить).

И с к л ю ч е н и е: утварь.

 

Упражнение 15. Образуйте приставочные глаголы от глагола

творить.

 

Корни –бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-,-пер-/-пир-, -теp-/-тир-.

П р а в и л о. В указанных корнях пишется и, если дальше следует суффикс -а- (собирать, задирать, замирать, запирать, стирать); в противном случае пишется е (беру, деру, умереть, запереть, стереть).

 

Упражнение 16. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Сердце ее сильно билось и зам...рало (П.). 2. Засеку, кричит бывало, зад...ру до смерти! (Григ.). 3. Ст...рала одна Лина, а кухарка пошла на реку полоскать белье (Ч.). 4. Николай кончил говорить, снял очки, вытер их, посмотрел на свет и стал выт...рать снова (М. Г.).5. Товарищи относились к нему с невольным почтением, более сильные не смели его зад...рать (Верес.). 6. Один

за другим стали собираться в чум заспанные тунгусы(Шишк.). 7. Можно было ждать: соб...рется дождь (Фед.).8. У опушки дремлют кони, подп...рая боком ель (Исак.). 9. Определив состав косяков, начали подб...рать к ним табунщиков (Кож.).

10.Стояла она, оп...раясь на палку(Никол.). 11. По ее лицу текли не то слезы восторга, не то ручейки пота, — она не от...рала их (Горб.). 12. Она стояла у новой машины и тщательно прот...рала ее(Рыб.).

 

Корни –блест-/-блист-, -жег-/-жиг-,-стел-/-стил-, -чет-/-чит-

П р а в и л о. В указанных корнях пишется и, если дальше следует суффикс -а- (блистать, сжигать, расстилать, вычитать), в противном случае пишется е (блестеть, выжегший, расстелить, вычет).

И с к л ю ч е н и я: сочетание, сочетать.

 

Упражнение 17. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Лучи полдневного солнца приж...гают грибные шляпки (Акс.). 2. Какая-то женщина принесла ведро воды и стала, охая и прич...тая, обмывать лицо Рыбина (М. Г.),3. В одном месте по небу чиркнула падавшая звезда, точно кто в темной комнате заж...гал спичку о стену (М.-Сиб.).4. Вода забл...стела, как расплавленный металл (Шишк.). 5. Дым всегда висел над Донбассом тучей, заст...лая солнце (Коч.). 6. Парк уже бл...стал чинным порядком (Фед.). 7. Впереди расст...лалась ставропольская степь в радуге летних красок (Баб.). 8. Тотчас что-то бл...снуло с пронзительным визгом (Пауст.).

 

Корни с чередованием а(я) — им, а(я) — ин

П р а в и л о. В указанных корнях им и ин пишутся, если дальше следует суффикс -а- (пожать—пожимать, понять—понимать, начать—начинать, примять — приминать).

 

Упражнение 18. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Закл...наю вас всем, что есть святого на свете, скажите мне правду! (Т.). 2. И это обхождение стола, и пож...мание рук всем присутствующим показалось ему нынче особенно неприятным и смешным (Л. Т.). 3. Антонио стал подробно и занимательно рассказывать об американских борцах (Купр.). 4. Форма горы отчасти напом...нает колпак какими покрывают домашние чайники (И. Андроников).

 

Упражнение 19 (повторительное). Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с чередующимися гласными в корнях.

I. Сквозь волнистые туманы проб...рается луна (П.). 2. Бывало, жалуешься, если от супа пахнет дымом, или жаркое перег...рело, или вода не бл...стит, как хрусталь(Гонч.). 3. Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто
зам...рало, уп...раясь в темноту, круглое красноватое отражение (Т.). 4. Молодые деревья р...сли очень тесно, ничей топор еще не к...снулся до их стройных стволов (Т.). 5. И голод и холод выносит, всегда терпелива, р...вна (Н.). 6. Костоправ попался плохой, ср...стил ногу небрежно (С.-Щ.). 7. Все почтительно прекл...нили головы (Дост.). 8. Гости Анны Павловны долго еще говорили о положении отечества и делали различные предпол...жения об исходе сражения, которое на днях должно было быть дано (Л. Т.). 9. Мы с Павлом приб...рали мастерскую, а вечером меня заставляли раст...рать краски (М. Г.). 10. Наружность [артиста], сначала как будто невыразительная, ничего не говорящая, но всегда готовая претвориться в самый неожиданный сказочный образ (Купр.). 11. На р...внине заг...рались огоньки, скользили по каналам (А. Н. Т.). 12. Мастерство и сердце — вот два равновеликих слагаемых, которые в своем соч....тании и создали живопись Репина (К. Чук.). 13. Здесь скопилось много пл...вучего льда (Ар.). 14. Ольга Николаевна обм...кнула ручку в чернильницу и сделала надпись на фотографии (Лид.). 15. Как раз в это время на луговину, где г...рел костер, Выск...чил из-за барака игривый жеребец (Кож.). 16. Я скомандовал: «Р...вняйсь! Ползунов, подр...вняй ряды!» (А. Бек). 17. Алексей по ходу изложения его мыслей тут же демонстрировал листы ватмана с чертежами и схемами (Аж.). 18. Заг...релась над степью з...ря, на траве засверкала роса (И. Суриков).

 

 



ГЛАСНЫЕ О — Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ

П р а в и л о. После щипящих в корне пишется ё, если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е (чёрный — чернеть, чёрт — черти); при отсутствии таких соотношений
пишется о (шов, крыжовник).

 

Упражнение 21. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.

Б...ч...вка, веч...рка, деш...вый, ж...ваный, ж...лоб, ж...лтый, ж...лудь,ж...лчь, ж...рнов, ж...сткий, зач...т,кош...лка, печ...нка, пощ...чина, прич...ска, пч...лка,пш...нка, пш...нник, расч...ска, реш...тка, саж...нки,

сч...т, уч...ба, уч...т, ч...боты, ч..лка, ч...лн, ч...рствый,ч...рточка, чеч...тка, ш...пот, щ...голь, щ...лка, щ...тка.

 

Упражнение 22. Составьте предложения с приводимыми словами (в каждой паре первое слово глагол, второе — имя существительное).

Ожёг — ожог, пережёг — пережог, поджёг — поджог, прожёг — прожог.

 

Упражнение 24. Вставьте пропущенные буквы. Составьте предложения с приводимыми ниже иноязычными по происхождению словами.

Ж...кей, ж...нглёр, маж...рдом, Ш...ВИНИЗМ, ш...кировать, ш...колад, ш...ссе, ш...тландский, ш...фёр.

 

Упражнение 25. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Выбор написания объясните соответствующими правилами.

1. Но я привык к его язвительному спору и шутке с ж...лчью пополам (П.). 2. В густой тени лесных трущ…б таятся и плодятся совы, сычи и длинноухие филины (Акс.). 3. Слышно было только, как звякали о стволы и тупо стучали о пыжи ш...мполы заряжаемых винтовок(Гарш.). 4. Кухарка подала к столу полную тарелку крыж...внику (Ч.). 5. Стены домов однообразно опутаны реш...тками железных балконов и лестниц (М. Г.). 6. Издали Нью-Йорк кажется огромной челюстью, с неровными ч...рными зубами. Он дышит в небо тучами дыма и сопит, как обж...ра, страдающий ожирением (М. Г.). 7. Наутро болела голова, мучила изж...га (М. Г.). 8. В Шепелеве испокон веков жили ш...рники (Пришв.). 9. По сумрачным углам затаились пугающие ш...рохи и чьи-то вздохи (Ш.). 10. Елена Дмитриевна метнула на мужа злой взгляд: ее ш...кировало небрежное его отношение к гостям (Глазк.). 11. Конфетчики наливали в формочки расплавленный ш...колад (Н.Ляшко). 12. Мать прислала ей полную кош...лку продуктов (Фад.). 13. В то время у моторных вагонов были не звонки, а электрические трещ...тки (Пауст.). 14. Я говорил ш...потом, чтобы не потревожить лежавшего танкиста (Горб.).
15. Добрый ж...рнов все смелет (посл.).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 388.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...