Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ответственность за вред, причиненный транспортным средством, как источником повышенной опасности.




Контрольная работа

по дисциплине:
Транспортное право

Вариант №11.

 

 

                                                                              Студент: Ефимов ВА
                                                                              Группа: ТСЗ - 40312
                                                                              Шифр ЗК: 006146

                                                                              Проверил: Гусельников ЮА

 

Курган, 2016.

Содержание:

1. Ответственность за вред, причиненный транспортным средством, как источником повышенной опасности.

2. Договор фрахтования ТС для перевозки пассажиров: порядок заключения, содержания.

Список литературы

 

 




Ответственность за вред, причиненный транспортным средством, как источником повышенной опасности.

Происшествия на дорогах случаются ежедневно. Последствия бывают разные: от незначительных повреждений автомобиля до его полного уничтожения и человеческих жертв. Не всегда собственникам транспортных средств удается урегулировать спор о возмещении материального ущерба в добровольном порядке на месте ДТП, а иногда это и невозможно по ряду причин: так как именно последствиями и измеряется мера ответственности виновных.

Гражданский кодекс (далее - ГК) Украины впервые в законодательной практике, в ч. 1 ст. 1187 определяет в качестве источника повышенной опасности деятельность, связанную с использованием, хранением или содержанием транспортных средств, механизмов и оборудования, с использованием и хранением химических, радиоактивных, взрывоопасных, огнеопасных и других веществ, с содержанием диких животных, служебных собак и собак бойцовских пород. Отметим, что данный перечень не является исчерпывающим.

В этой статье рассмотрим такой вид источника повышенной опасности, как транспортные средства.

Под транспортным средством следует понимать все виды автомобилей, тракторов и иных самоходных машин, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и иные механические транспортные средства. В отдельных случаях для установления технических параметров транспортного средства, а значит признания его источником повышенной опасности, проводится соответствующая экспертиза.

Характерными признаками транспортного средства как источника повышенной опасности являются:
- невозможность полного контроля со стороны человека;
- наличие вредных свойств;
- большая вероятность причинения вреда. Другими словами, деятельность должна быть связана с повышенной опасностью как для осуществляющего ее, так и для других лиц.

Основаниями ответственности за ущерб, причиненный источником повышенной опасности, являются:
- ущерб;
- противоправность деяния, связанного с повышенной опасностью;
- причинная связь между действием источника повышенной опасности и причиненным ущербом.

Под ущербом следует понимать любое уменьшение блага, которое охраняется правом. При этом характерной чертой ущерба, причиненного источником повышенной опасности, является его материальность, независимо от того, причинен ущерб имуществу потерпевшего или его жизни и здоровью.

Противоправной деятельность, связанная с повышенной опасностью, становится в случае, если нарушаются правовые нормы и субъективные права граждан, юридических лиц или государства.

Требовать возмещения ущерба могут непосредственно потерпевшие или же их правопреемники. Субъектами права требования являются физические и юридические лица, а также государство.

С практической точки зрения возмещение ущерба, причиненного источником повышенной опасности, бывает двух видов:
- возмещение ущерба, причиненного имуществу потерпевшего;
- возмещение морального вреда. Причем размер морального ущерба никоим образом не зависит от ущерба, причиненного имуществу потерпевшего.

Итак, если в случае ДТП повреждена лишь машина, наступает гражданско-правовая ответственность, размер которой устанавливается договоренностью сторон или в судебном порядке. Если же пострадали люди, то, как правило, вступает в действие Уголовный кодекс Украины.

Так, в случае причинения пострадавшим телесных повреждений (травмы, повлекшие длительное нарушение функций какого-либо органа или иное длительное расстройство здоровья) средней тяжести, возбуждается уголовное дело.

Отметим, что уголовное дело возбуждается по факту ДТП, т.е. наличие либо отсутствие заявления потерпевшего не является основанием для возбуждения или отказа в возбуждении уголовного дела.

В ходе расследования досконально устанавливаются обстоятельства ДТП, экспертным путем определяются его причины и тяжесть последствий. В зависимости от результатов следствия, суд может определить одну из следующих мер наказания:
- штраф до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан;
- исправительные работы на срок до 2 лет;
- арест на срок до 6 месяцев;
- лишение свободы на срок до 3 лет. Любой из видов наказания может включать и лишение права управлять транспортным средством на срок до 3 лет.

Смерть потерпевшего или причинение ему тяжких телесных повреждений влечет наказание от 3 до 8 лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет либо без такового.

Гибель нескольких лиц влечет наказание от 7 до 12 лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет.

В ходе следствия и судебного рассмотрения решается также вопрос о материальной ответственности - определяется, какие суммы и за что подлежат взысканию с виновного.

Если обобщить признаки деяния, то оно должно быть совершено:
- только при эксплуатации транспортных средств;
- лицом, которое выполняет функцию управления транспортным средством;
- в процессе дорожного движения;
-без одновременного сочетания движения транспортного средства с выполнением нетранспортных работ;
- вопреки требованиям правил дорожного движения либо другим нормативным актам.

С возмещением имущественного ущерба при рассмотрении дела в суде особых проблем не возникает, так как он соответствует реальной стоимости утраченного имущества на момент рассмотрения дела в суде или стоимости выполнения работ, необходимых для восстановления поврежденной вещи (ст. 1192 ГК Украины). Способ возмещения суд выбирает, учитывая обстоятельства рассматриваемого дела и пожелания потерпевшего. Это может быть либо возмещение ущерба в натуре (передача имущества того же рода и того же качества, ремонт повреждённого имущества и т. д.), либо возмещение ущерба в полном объеме.

Что касается морального вреда, то в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1167 ГК Украины он возмещается в случае увечий, других повреждений здоровья или смерти потерпевшего в результате действия источника повышенной опасности независимо от вины владельца транспортных средств.

Какую максимальную денежную сумму может назвать потерпевший в счёт возмещения морального вреда? А любую! Закон не ограничивает потерпевшего в своих требованиях. А соответствует ли требуемая сумма морального возмещения истинным обстоятельствам по делу, решит суд. При этом суд, конечно же, выслушает стороны, изучит имеющиеся в деле документы и, руководствуясь принципами законности, гласности и независимости, оценит услышанное с точки зрения закона и согласно своему внутреннему убеждению. А как стороны аргументируют свою позицию, на какой юридический документ или норму закона будут ссылаться - это “головная боль” участников судебного процесса.

Одним из важнейших нюансов, возникающих в период подготовки дел по ДТП к слушанию, является соотношение и правильность применения понятий “собственник транспортного средства” и “владелец транспортного средства”.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Украины “ О практике рассмотрения судами гражданских дел по искам о возмещении ущерба” от 27.03.1992 г. № 6 - право на возмещение причинённого ущерба имеет владелец источника повышенной опасности. Таким образом, презюмируется понятие “владелец”, а не “собственник”.

Под владельцем источника повышенной опасности понимается юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию транспортного средства в силу права собственности, полного хозяйственного ведения, оперативного управления или на других основаниях (договор аренды, доверенность и др.).

Не считается владельцем источника повышенной опасности и не несет ответственности за вред перед пострадавшим лицо, которое управляет источником повышенной опасности в силу трудовых отношений (например: водитель автобуса, машинист паровоза, оператор и т.п.).

Отметим, что ответственность юридического лица наступает лишь в случаях, когда лицо, по вине которого причинён вред, находится с данным предприятием в трудовых отношениях и вред причинён в связи с выполнением трудовых (служебных) обязанностей независимо от того, на каких условиях он является работником предприятия: постоянным, сезонным, временным работником по трудовому договору или на других основаниях.

Соответственно, если лицу было запрещено управлять источником повышенной опасности, а он без разрешения воспользовался им, то данное действие будет считаться неправомерным владением и на это лицо будет возложена обязанность возместить вред.

Если собственник передаст транспортное средство другому лицу в управление без надлежащего правового оформления, то ответственность будет нести собственник транспортного средства.

Следует помнить о существовании права обратного требования (регресса).

Регрессное требование - это требование кредитора к должнику (лицу, причинившему вред) о возвращении уплаченного по его вине возмещения потерпевшему.

При взаимоотношениях работника и работодателя право регресса возникает с момента возмещения потерпевшему вреда и с этого же момента начинается отсчёт срока исковой давности. Срок исковой давности составит 3 года. Основываясь на судебной практике, можно говорить, что суд не удовлетворит регрессный иск, если надень вынесения решения предприятие (истец) не возместил причинённый вред.

При установлении объёма ответственности ответчика по регрессному иску существуют некоторые тонкости. Известно, что должник обязан рассчитаться в полном объёме. Однако должностные лица следствия, прокуратуры, суда несут ответственность только, если в их действиях имеются: состав преступления и приговор, вступивший в силу.

В отношении других работников, вред, причиненный при выполнении ими трудовых обязанностей, возмещается с учётом норм трудового законодательства.

Согласно ст. 132 Кодекса законов о труде (далее - КЗоТ) Украины, - за ущерб, причинённый предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, работники, по вине которых причинён ущерб, несут материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка.

Допускаются случаи и полной материальной ответственности, если:
- ущерб причинён действиями работника, содержащими признаки деяний, преследуемых в уголовном порядке;
- ущерб причинён работником, находившемся в нетрезвом состоянии.

Беспокоясь о равенстве сторон судебного процесса, законодатель определил случаи, когда причинитель вреда - владелец источника повышенной опасности - не несёт ответственности перед потерпевшим.

Во-первых, владелец источника повышенной опасности не несёт ответственности, если докажет, что данное транспортное средство выбыло из его владения вследствие неправомерных действий других лиц.

Во-вторых, владелец источника повышенной опасности не несёт ответственности, если ДТП произошло вследствие умысла потерпевшего.

В-третьих, владелец источника повышенной опасности не несёт ответственности, если ДТП произошло вследствие действия непреодолимой силы. При этом необходимо доказать:
- наличие непреодолимой силы и её чрезвычайный (форс-мажорный) характер;
- невозможность предотвратить причинение ущерба;
- причинную связь между ДТП, обстоятельствами непреодолимой силы и причинённым ущербом.

Зачастую, для суда достаточным доказательством наличия непреодолимой силы является заключение Торгово-промышленной палаты или судебных экспертов.

Отметим, что грубая неосторожность потерпевшего может быть основанием лишь для уменьшения размера возмещения, а не освобождает от ответственности.

В этой публикации мы рассмотрели далеко не все вопросы, которые могут возникнуть при взаимодействии с источником повышенной опасности. А учитывая тот факт, что автомобили давно и всё заполонили, уважаемые владельцы транспортных средств, будьте предельно внимательны и взаимовежливы на дорогах!

__________________________________________________________________

Особые правила применяются в отношении ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности. Под источником повышенной опасности понимается деятельность, осуществление которой создает повышенную опасность вследствие невозможности всеобъемлющего контроля над ней со стороны человека — использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; строительная и иная, связанная с нею деятельность, и др. Вред, причиненный источником повышенной опасности, обязан возместить его владелец, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (п. 1 ст. 1079 ГК РФ). Таким образом, вина не входит в состав оснований ответственности при причинении вреда источником повышенной опасности. Под владельцем источника повышенной опасности понимается юридическое лицо или гражданин, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц (п. 2 ст. 1079 ГК РФ). В таких случаях ответственность несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (например, столкновения транспортных средств) третьим лицам. Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (п. 3 ст. 1079 ГК РФ), т.е. в зависимости от степени вины каждого из них.

Вред может быть причинен совместно не только в результате взаимодействия источников повышенной опасности, но и в других случаях, например при совершении преступления. Под совместным причинением вреда понимаются действия двух или более лиц, находящиеся в причинной связи с наступившим вредом. Такие лица отвечают перед потерпевшим солидарно. Лишь по заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях.

Лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Причинитель вреда, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины этого причинителя вреда. При невозможности определить степень вины доли признаются равными. Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного должностным лицом органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда, имеют право регресса к этому лицу, если его вина установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Право регресса не возникает у лиц, возместивших вред, причиненный недееспособными или несовершеннолетними лицами (ст. 1073—1076 ГК РФ). Эти лица не имеют права регресса к причинителю вреда.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 209.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...