Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1. Рекомендации по использованию сборника




Задачник не заменяет учебник по биологии но его можно использовать на уроках и на факультативных занятиях. Рекомендации:

1. При преподавании биологии и экологии можно использовать сборник задач с разными целями. Например, с такими:

  • подобрать интересные примеры и решать задачи из жизни растений, животных, чтобы оживить урок.
  • проводить уроки со сквозными темами, например: пауки-изобретатели, пчелы.., как выполнить нужную функцию, как привлечь/отвадить БО...
  • познакомиться с механизмами решения изобретательских задач и проводить занятия по ТРИЗ темам.
  • совместно с учащимися искать новые решения задач, создавать свои задачи, видоизменять классификацию задач.
  • выявлять закономерности при решении задач, например, выявить, какой общий прием применен при решении задач.

2. Многие задачи можно формулировать по-разному в виде исследовательской или изобретательской задачи (см. главу 4). Возьмем, к примеру: Задачу № 83

Пример   КАК СПАСТИ СЕТЬ? Факт: На некоторых паутинах, есть странные утолщения, которые явно демаскируют их. Утолщенные места паутины имеют различную форму: то в виде кругов, то в виде крестов или линий.

 

Составим текст исследовательской задачи: "Долгое время энтомологам казались загадочными действия некоторых видов пауков. Вроде бы чем незаметнее соткана паутина, тем лучше для ее хозяина чаще будут попадаться насекомые. Но на некоторых паутинах есть странные утолщения, явно демаскирующие их. Утолщенные места паутины имеют различную форму: то в виде кругов, то в виде крестов или линий. Зачем же пауку понадобилось это художество?"
Сформулируем изобретательскую задачу: "Чтобы насекомые попали в ловчую сеть пауков, нить паутины должна быть невидимой, прозрачной. Но вот беда: некоторые виды дневных пауков из-за невидимости сети страдают от пролетающих птиц. Можно, конечно, сделать сеть видимой, но тогда в нее не попадут насекомые. Что делать?"

Рассмотрим еще одну задачу

Пример   МЕДВЕЖАТА И МЕДВЕДИЦА Факт: Завидев вдалеке взрослого медведя, медвежата быстро вскарабкиваются на тонкие деревца.


Составим текст исследовательской задачи: "Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних.Но при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему?"
Сформулируем изобретательскую задачу: "Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних. Медведи плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться пока медведь приблизится поближе опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам?" (24, с. 260, 266)

Исходя из потребностей на уроках аналогично можно формулировать в виде исследовательских и изобретательских большинство задач из настоящего задачника.

3.Как решать задачи, представленные в сборнике? Приведем небольшой алгоритм, помогающий решать творческие задачи:

3.1. Выявите тип задачи (см. главу 4).
3.2.Сформулируйте Противоречие, ИКР, определите Ресурсы, используйте приемы разрешения противоречий. (См. главу 2)

Формулировки моделей ТРИЗ даны в подсказках к задачам.

В подсказках указано:

  • Тип задачи,
  • Противоречие,
  • ИКР,
  • Приемы для решения.




Примечание 1

Формулировать Противоречия, ИКР можно и в нескольких вариантах это позволяет найти несколько решений. В некоторых задачах даны не все подсказки. Например, иногда в задачах не описано противоречие его описание есть в условии задачи.

3.3. Поиск решения. (см. главы 2-3).

Примечание 2

В текстах задач дан контрольный ответ. Это не отрицает того, что других решений нет, наборот, решений может быть несколько.

Примечание 3

При решении задачи желательно использовать несколько приемов решения задач.(см. главу 4) Например:
Решение задачи № 75

Пример   НЕМАТОДА И КАРТОШКА Перед посадкой картошки поле поливают водой, смешанной с соком подгнившей картошки. Это заставляет вредителей нематод выбраться из своих коконов, в расчете на обилие пищи. Здесь использовано несколько приемов: посредник вкусная пища — копирование нематоде предложили не картошку, а сок от гнилой картошки, а также использован жизненный цикл вредителя.

 

3.4. Анализ найденных решений.


Примечание 4

Найденные решения желательно рассмотреть с позиций идеальности: т.е., оценивая ответы, задавать вопросы: типа: "Насколько сложно и дорого осуществить решение?", "Что плохого в предлагаемом решении?", "Какие нежелательные эффекты возникнут при осуществлении полученного решения?"...










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 968.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...