Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Противоречия внутриполитического курса




3.1. Отход от процесса обновления.В период оттпели открытоевыражение общественного мнения было явлением новым и непривычным. Венгерские события 1956 г. и последовавшая вскоре попытка смещения Н.С. Хрущева в 1957 г. подтолкнули советское партийное руководство к корректировке общего политического курса, смысл которой заключался в свертывании начавшегося процесса демократизации.

Венгерский синдром имел долговременные политические последствия. Начались проработочные кампании в области идеологии под видом встреч с интеллигенцией, откровенная и скрытая травля инакомыслия.

Надежды передовой части общества и позиции лидеров в данном случае разошлись. В связи с началом преследований московской интеллигенции зародилось диссидентское движение,представителями которого былиВ.Буковский, Б. Галансков и др. В обществе произошел спад критической волны, все реже поднимался вопрос о культе личности. После обнародования содержания закрытого доклада Н.С.Хрущева было принято решение временно прекратить его обсуждение. Начались уголовные преследования за клевету на советскую действительность.

3.2. Дискуссии по проекту новой Программы КПСС.К концу 50-х годов очевидная возможность утраты позиций, заявленных на ХХ съезде партии, с необходимостью ставила вопрос о поиске гарантий необратимости начатых преобразований. В ходе начавшегося обсуждения проекта новой Программы партии выявился целый ряд вопросов, большинство из которых концентрировалось вокруг проблемы народ и власть.

В качестве мер, направленных на преодоление отчуждения между общественностью и представителями власти, предлагались следующие меры:

- ограничение срока пребывания на руководящих партийных и государственных постах,

- ликвидация системы привилегий для номенклатуры,

- контроль за соблюдением принципов социальной справедливости. Активно обсуждалась в этой связи идея партмаксимума и госмаксимума (то есть допустимый уровень денежного дохода, выше которого партработник и госчиновник не имел права получать).

3.3. Курс на строительство коммунизма. Во второй половине 50-х гг. ставилась задача быстрого повышения жизненного уровня населения, и даже превышения показателей капиталистических стран. Ободренный успехами в сельском хозяйстве Н.С.Хрущев в 1957 г. по своей инициативе выдвинул нереальную идею обогнать США за 3-4 года по производству мяса, молока и масла на душу населения.

В 1959 г. на ХХI съезде КПСС было заявлено о полной и окончательной победе социализма в СССР и переходе к развернутому строительству коммунизма. В 1961 г. на ХХII съезде КПСС была принята новая, третья Программа партии, целью которой провозглашалось строительство коммунизма. Исторические рамки Программы были определены в 20 лет, за которые предполагалось воспитать человека коммунистического труда и завершить переход к эпохе коммунизма. Помочь этому был призван Моральный кодекс строителя коммунизма.

Постановка перед обществом задачи строительства реального коммунизма была вызвана несколькими причинам. Определенный утопизм и недооценка реальной действительности, упрощенные представления о коммунизме здесь сочетались с желанием компенсировать текущие трудности и проблемы призывом к великим свершениям и предотвратить растущее недовольство и недоверие к партии и советскому руководству, возникшее на заключительном этапе правления Н.С.Хрущева

3.4. Энтузиазм масс.Выдвинутая партией политическая цель воодушевила людей, заставила их решать многие проблемы по-коммунистически, с рассуждениями о равенстве, изобилии, коллективизме. Вновь, как и в 20-30-е гг., проявилась вера в близость и достижимость больших целей, в возможность осуществления скачка, что нашло отражение в многочисленных трудовых починах, участии в молодежных комсомольских стройках и т.д. В эти годы получила развитие общественная инициатива - движение за коммунистический труд, которое шло в привычных традициях социалистического соревнования.

ИТоГИ

4.1. После ХХ съезда КПСС в обществе начался процесс десталинизации. Была разрушена сталинская система репрессий и тотального страха.

4.2. Процесс политической либерализации способствовал раскрепощению личности и пробуждению общественного сознания. При этом он затронул и саму партию. Впервые стала возможной критика первых лиц в государстве, в связи с чем была поколеблена вера в непогрешимость верховной власти. Начался стихийный рост активности снизу.

4.3. В целом, несмотря на противоречивый характер, преобразования в жизни советского общества, связанные с эпохой Хрущева, были значительными и представляли собой один из самых важных периодов в истории СССР с точки зрения модернизации. Однако в ходе еене был поставлен вопрос о коренном преобразовании самой административной политической системы.Частичными изменениями удалось выявить новые социальные ресурсы развития, но они оказались невелики, и в начале 60-х гг. в социально-политической системе вновь обозначились кризисные явления

Вопросы и задания

Какие изменения произошли в руководстве партии и государства после смерти Сталина?

Как вы понимаете выражение десталинизация общественного сознания?

Какую роль сыграла партийно-государственная бюрократия в смещении Н.С.Хрущева?

В чем заключались противоречия курса Н.С.Хрущева на либерализацию политического режима?

Покажите, чем была вызвана необходимость принятия новой Программы КПСС? В чем заключались содержащиеся в ней противоречия?

Литература

  1. Хрущев Н.С. Воспоминания. В 3-х тт. - М., 1993.
  2. Хрущев С.Н. Пенсионер союзного значения. М., 1990.
  3. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. - М., 1991.

4.Зубкова Е.Н. Общество и реформы. 1945-1964 гг. - М., 199

5. Медведев Р. Н.С. Хрущев: Политическая биография. - М., 1990.

6.Олейкин Л.А. Оттепель: как это было? (1953-1955). - М., 1991.

  1. 7.Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. Ч. III. Р. 1,4. - М., 1999.
  2. 8.ХХ съезда КПСС и его историческое значение. М., 1991.

 

 

Тема 71. Социально-экономическое развитие

СССР в 50-х - середине 60-х гг.

Решение экономических проблем оставалось для советского общества важнейшей задачей. В организации хозяйственного развития данного периода отчетливо выделяются два периода, серьезно различавшиеся между собой по методам, целям и конечным результатам.

Гг.

1.1. Экономический курс Г.М. Маленкова После смерти Сталинановый экономический курс СССР был связан с именем Председателя Совета Министров СССР Г.М. Маленкова (1953-1955 гг.). Он заключался в социальной переориентации экономики, что означало перенесение центра тяжести на развитие легкой, пищевой промышленности, а также сельского хозяйства.

Была предпринята попытка решения продовольственной проблемы и вывода сельского хозяйства из кризиса за счет повышения урожайности (т.е. интенсификации производства) и использования фактора личной заинтересованности колхозника. Для этого было намечено

- снижение налогов на личное подсобное хозяйство,

- повышение заготовительных цен на сельхозпродукцию,

- списание колхозам недоимок по сельхозналогу (1,5 млрд. пудов зерна),

- увеличение приусадебных участков.

Это был один из вариантов нового аграрного курса .

1.2. Программа преобразований сельского хозяйства, осуществлявшаяся Н.С. Хрущевым, несколько отличалась от стратегического замысла Г.М.Маленкова. Кроме указанных мер, Хрущев намеревался обеспечить подъем сельского хозяйства путем быстрого расширения посевных площадей за счет освоения целины (экстенсивный путь развития сельского хозяйства). Особое внимание он уделял также процессам механизации сельского хозяйства, для чего предполагалось в будущем превратить колхозы в крупные хозяйства индустриального типа.

В 1954 г. началось освоение целинных земель в Заволжье, Сибири и Казахстане. С участием 300 тыс. добровольцев, в основном молодежи, было разработано 42 млн. га новых земель.

В два раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, списаны долги колхозов по сельхозналогу прошлых лет(1,5 млрд пудов зерна), в несколько раз увеличены расходы на социальное развитие села. Отменялись налоги на личное подсобное хозяйство, которое разрешалось увеличить в пять раз. В 1958 г. были отменены обязательные поставки сельскохозяйственных продуктов с приусадебного хозяйства, сокращены налоги с него.

По инициативе Н.С. Хрущева были изменены критерии планирования в сельском хозяйстве, колхозы получили право вносить изменения в свои уставы.

За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. С целью решения продовольственной проблемы были увеличены площади под кукурузу: с 1955 по 1962 гг. с 18 до 37млн. га.

1.3. Промышленность. Партийное руководство обратило внимание на отставание отечественной промышленности в научно-техническом соперничестве с Западом. Была поставлена задача всемерного повышения технического уровня производства на основе электрификации, комплексной механизации и автоматизации. Была сделана ставка на науку, образование и новые технологии.

В 1954 г. была построена первая в мире атомная электростанция в г. Обнинске, в 1959 г. - атомоход Ленин. В 1957 г. в СССР был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. В апреле 1961 г. советский космонавт Ю.А. Гагарин стал первым в мире человеком, осуществившим полет в космос. Быстрыми темпами развивались машиностроение, нефтехимическая промышленность, электроэнергетика. Объемы производства за 1950-1965 гг. увеличились в 5 раз.

В 50-е гг. темпы роста промышленного производства и национального дохода были наивысшими за всю советскую историю (начиная с 1928 г.). В среднегодовом исчислении они составили: в 1951-1955 гг. - 8,7%; в 1956-1960 гг. - 8,3%. Но как и раньше, предприятия группы Б (производство предметов потребления) развивались медленнее (здесь объем производства лишь удвоился). Оставалась низкой производительность труда, сохранялся высокий процент ручного труда

1.4. Административно-экономическая реформа. В 1957 г.Н.С. Хрущев попытался провести децентрализацию управления промышленностью, создать новую организационно-хозяйственную структуру, построенную на управлении промышленностью не по отраслевому (через министерства), а по территориальному принципу.

В целях ограничить возможности вмешательства местных партийных аппаратов в хозяйственную деятельность были созданы совнархозы, которые непосредственно подчинялись союзному министерству. Было упразднено 141 общесоюзное и республиканское министерство и вместо них создано 105 совнархозов.

Реорганизация системы управления дала определенные результаты: усилилась производственная специализация, межотраслевое кооперирование, происходил процесс технической реконструкции хозяйства. Расширились права и экономические полномочия союзных республик. Однако реформа в целом не только не внесла качественных изменений в условия хозяйствования, но и породила определенную разобщенность в отраслевом механизме советской экономики.

1.5. Социальная политика. Экономическая политика постсталинского руководства, несмотря на противоречия, носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на подъем жизненного уровня населения.

Регулярно повышались оклады работников в промышленности. Реальные доходы рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников - на 90% (с 1956 г. колхозники были переведены на ежемесячное авансирование оплаты труда). Закон о пенсиях по возрасту для рабочих и служащих увеличил их размер вдвое и снизил пенсионный возраст. Рабочая неделя сократилась с 48 до 46 часов, были отменены обязательные государственные займы. Большие права на производстве получили профсоюзы.

Одним из важных завоеваний социальной политики стало жилищное строительство. С 1955 по 1964 гг. городской жилищный фонд увеличился на 80%, новые квартиры получили 54 млн. человек. Укреплялась материальная база образования, здравоохранения, культуры.

Гг.

В конце 50-х гг. был совершен переход от пятилетнего к семилетнему планированию (1959-1965 гг.). С этого времени начался процесс вытеснения экономических стимулов в развитии хозяйства административным принуждением.

2.1.Всельском хозяйствеэта тенденция проявилась наиболе отчетливо.

2.1.1.Колхозная политика. Среди диспропорций семилетнего плана самый тяжелый был кризис сельского хозяйства. Хозяйства испытывали постоянный недостаток электроэнергии, химических удобрениий, семян ценных культур.

В целях индустриализации сельского хозяйства проводилось укрупнение колхозов (в результате их численность сократилась с 91 тыс. до 39 тыс.). В ходе развернутого коммунистического строительства с целью превращения всей собственности в общенародную происходило массовое преобразование колхозов в совхозы. Характерной чертой стало также укрупнение колхозов за счет так называемых неперспективных деревень. В 1959 г. был проведен принудительный выкуп всей техники ликвидированных машинно-тракторных станций (МТС) колхозами, что подорвало финансовое положение сельских производителей, учитывая, что они к тому же не имели достаточного количества технических кадров.

Не дала позитивных результатов кукурузная эпопея, в 1962-1963 гг. усугубился кризис в освоении целинных земель.

2.1.2. В целях скорейшего достижения задач коммунистического строительства власти повели наступление на личные подсобные хозяйства. У колхозников вновь были урезаны земельные участки (с 1,5 сотки в расчете на один колхозный двор в 1955-1956 гг. до одной сотки в 1959-1960 гг.; в 1950-1952 гг. приходилось 32 сотки), насильственно выкупался скот. На этом фоне развернулась кампания общественного осуждения торгашей и стяжателей, борьба против захватчиков колхозных земель. В итоге произошел упадок личного подсобного хозяйства. Работники колхозов преращались в наемных рабочих.

2.1.3. В результате возникших трудностей семилетний план в части развития сельского хозяйства выполнен не был: вместо запланированных 70% прирост сельского хозяйства составил лишь 15%. Обострилась продовольственная проблема в стране. Возникший дифицит продовольствия вызвал рост цен, в частности на мясо на 25-30%. Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 г., который имел катастрофические последствия. В результате кризис сельского хозяйства привел к первым массовым закупкам зерна за границей (12млн. т).

2.2. Промышленность. В целом в рассматриваемый период среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10%, что обеспечивалось исключительно благодаря жестким методам командной экономики. Одним из рычагов развития промышленности рассматривался научно-технический прогресс.

Наиболее зримых результатов в использовании его преимуществ удалось добиться в военно-промышленном комплексе и ряде смежных с ним отраслей. Однако к концу 50-х годов темпы экономического развития начали снижаться: в 1961-1965 гг. промышленное производство по официальным данным выросло на 51% (для сравнения: в 1956-1960 гг. на 64,3%), сельское хозяйство - на 11% ( в 1956-1960 гг. - на 20, 5%).

2.3. Дальнейшее развитие административной системы.С 1958 г. Н.С. Хрущев стал совмещать пост Первого секретаря ЦК КПСС с должностью Председателя Совета Министров СССР.

2.3.1.Наметился процесс развития вертикальной централизации совнархозов (СНХ). В июне 1960 г. были созданы республиканские СНХ, в марте 1963 г. - Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Последовательно усложнялась система общегосударственого планирования народного хозяйства.

Изменилась система органов управления аграрным сектором. С марта 1962г. создавались колхозно-совхозные управления (КСУ).

2.3.2. Административная реформа коснулась и структуры партийных организаций. С целью усиления роли партии в развитии сельского хозяйства в сельских районах были упразднены райкомы (их функции передавались парторганизациям КСУ, парторгам на производстве); обкомы были разделены по производственному принципу - на промышленные и сельскохозяйственные. В целом реформа по перестройке управления сохранила сущность административно-хозяйственного механизма, территориальная система управления привела к отраслевой несбалансированности и росту местнических тенденций совнархозов.

2.3.3. Реорганизация административной системы стала постоянным явлением. Непрерывные перетряски аппарата и персональные перемещения серьезно беспокоили партийных и государственных чиновников, стремившихся к стабильности своего личного положения. Н.С.Хрущев же заявлял о готовности расшвырять всех, как котят. Аппаратчикам казалось, что десталинизация не принесла желанной уверенности в завтрашнем дне. В бюрократических кругах нарастало недовольство Н.С.Хрущевым, желание подчинить его аппарату. Крупным шагом на этом пути стала кампания против творческой интеллигенции, в результате чего Хрущев-реформатор потерял прочную опору в ее среде.

Недовольство Хрущевым высказывали также представители всех звеньев партийного аппарата (после разделения его на две независимые системы и образования своеобразного двоевластия). Поэтому заговор против Н.С.Хрущева становился неизбежным.

Социальная политика.

2.4.1. Поначалу в социальной сфере продолжались позитивные сдвиги. Улучшалось материальное положение населения, росли общественные фонды потребления. К 1960 г. был закончен перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. Готовилось введение пенсионного обеспечения колхозников. Вырос жилой фонд (за 1959-1965 гг. - на 40%).

2.4.2. В условиях сокращения темпов развития и нарастания кризисных экономических явлений социальная политика не была последовательной. Правительство заморозило на двадцать лет выплаты по внутренним займам, выпущенным до 1957 г.(с целью снижения бюджетного дефицита).К концу 50-х годов обострилась продовольственная проблема, по населению больно ударило снижение производственных тарифов и одновременный рост цен (в среднем на 28%).

2.4.3. Это вызвало стихийные выступления рабочих. В 1959 г. с помощью войск было подавлено полуторатысячное выступление рабочих - строителей Казахстанской магнитки (г. Темиртау). В 1962 г. в Новочеркасске состоялась 7-тысячная рабочая демонстрация, также разогнанная войсками с применением танков (погибло 24 человека, 105 участников волнений были осуждены). Рабочие выступления прошли во многих промышленных районах - в Москве, Ленинграде, Донбассе, Кемерово, Иваново.

ИТОГИ

3.1. В период хрущевской оттепели была предпринята серьезная попытка модернизации. Н.С. Хрущев задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации.

3.2. Однако использование старого политического и экономического механизма в ходе проведения преобразований предопределило их неудачу. Курс Н.С. Хрущева характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. Положение усугублялось отсутствием каких бы то ни было научно-управленческих основ административных реформ, случайностью и субъективностью преобразований, проводимых в административно-хозяйственной системе.

3.3. Н.С.Хрущев и руководство партии, оставаясь на позициях коммунистической идеологии и сохраняя многие традиции сталинского руководства, не только оказались не готовы, но и не стремились к радикальным переменам.

3.4. После неудач противоречивой преобразовательной деятельности Н.С.Хрущева в обществе возник синдром усталости, стремление к устойчивым формам социальной и личной жизни. В этот период на первое место в иерархии власти вышла жаждавшая стабильности партийно-государственная бюрократия, или номенклатура, которая сыграла решающую роль в смещении Н.С.Хрущева в октябре 1964 г.

Вопросы и задания

1 В чем заключалась противоречивость социально-экономического курса, проводимого Н.С.Хрущевым?

2. Охарактеризуйте изменение положение советского крестьянства в рассматриваемый период. В чем, на ваш взгляд, заключались причины отставания сельского хозяйства?

3. В чем проявились волюнтаристские тенденции в политике Н.С.Хрущева?

4. Какое значение имели достижения научно-технического прогресса для преодоления общецивилизационного отставания СССР от мировых держав?

5. Как складывались взаимоотношения Н.С.Хрущева с партийной номенклатурой в период проведения им административных реформ?

Литература

1.Маленков А. О моем отце Георгии Маленкове. М., 1990.

  1. Веденеев Ю.А. Организационные реформы государственного управления промышленностью в СССР. М., 1990.
  2. Вербицкая О.М. Российское крестьянство: от Сталина к Хрущеву. сер.40 - нач.60-х гг. - М., 1992.
  3. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945-1964. - М.,1993.
  4. Новейшая история Отечества. Т.2.- М., 1998.

6.Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991.Ч.4. Р. 3-4. - М.,

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 396.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...