Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мотив——цель—— средства——-действия——результат.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Готовимся к ЕГЭ по обществознанию: справочный материал
Клышникова Любовь Ивановна Учитель истории и обществознания
СОДЕРЖАНИЕ
1. Что изучает обществознание? 2. Общество. 3. Человек. 4. Познание. 5. Культура и духовная сфера. 6. Экономика. 7. Социальная сфера 8. Политика. 9. Право
Что изучает обществознание? Объектом изучения обществознания является общество. Общество – очень сложная система, которое подчиняется различным законам. Естественно, нет одной науки, которая могла бы охватить все сторон общества, поэтому его изучают несколько наук. Каждая наука изучает какую-либо одну сторону развития общества: экономику, общественные связи, пути развития и другие. Обществознание -обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. В каждой науке есть объект и субъект. Объект науки -явление объективной реальности, которая изучает наука. Субъект науки -Личность, группа лиц, познающая объект.
Науки разделяются на три группы.
Науки:
Общество изучают общественные (гуманитарные науки).
Главное отличие общественных наук от гуманитарных наук:
Общественные (гуманитарные) науки, изучающие общество и человека: археология, экономика, история, культурология, лингвистика, политология, психология, социология, право, этнография, философия, этика, эстетика. Археология– наука, которая изучает прошлое по материальным источникам. Экономика– наука о хозяйственной деятельности общества. История– наука о прошлом человечества. Культурология– наука, изучающая культуру общества. Лингвистика– наука о языке. Политология - наука о политике, общества, о взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Психология – наука о развития и функционирования психики человека. Социология— наука о закономерностях становления и развития социальных систем, групп, личностей. Право –совокупность законов и правил поведения в обществе. Этнография– наука, изучающая быт, культуру народов и наций. Философия- наука о всеобщих законах развития общества. Этика– наука о морали. Эстетика – наука о прекрасном. Науки изучают общества в узком и широком смыслах. Общество в узком смысле: 1. Все население Земли, совокупность всех народов. 2. Исторический этап развития человечества (феодальное общество, рабовладельческое общество). 3. Страна, государство (французское общество, российское общество). 4. Объединение людей с какой-либо целью (клуб любителей животных, общество солдатских матерей). 5. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (высшее общество). 6.Способы взаимодействия власти и населения страны (демократическое общество, тоталитарное общество) Общество в широком смысле -обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
1. Общество.
Общественные науки: экономика, философия, социология, политология, этика (о морали), эстетика (о прекрасном). Общество: В узком смысле: Совокупность людей связанная общими интересами и целями. В широком смысле: Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения. Общество и природа взаимодействуют, влияют друг на друга. Экономическоевзаимодействие – потребление природных богатств, экологическое – охрана природных богатств. Ноосфера(В. Вернадский) – среда обитания (биосфера), управляемая человеческим разумом. Общество – динамическая система. Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность. В структуре общества 4 сферы (подсистемы): 1. Экономическая - материальной производство и производственные отношения. 2. Политическая - политика, государство, право, их отношения и функционирование, СМИ, армия. 3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д. 4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство. Сферы взаимодействуют и взаимосвязаны. Общественные отношения – отношения и формы, возникающие в процессе жизнедеятельности между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них. Общественные отношения Духовные Материальные Важнейший компонент общества – социальный институт –исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности. Социальные институты: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, СМИ и т.д. Типы обществ (по Дэниел Беллу, Элвин Тоффлер)
Типы обществ (по О. Тоффлеру)
Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, организаций из одного состояния в другое (природные, демографические, социальные, духовные изменения и т.д.). Направленное развитие прогресс стагнация регресс Критерий прогресса – степень свободы, которую дает человеку общество для ее оптимального развития. Прогресс противоречив(и положительные, и отрицательные процессы) Формы прогресса: революция и реформа. Эволюция– постепенное развитие. Научно-технический прогресс (НТП) - качественное изменение производительных сил общества под воздействием научно-технической революции. Научно-техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в системе научных знаний. Исторический процесс – хронологическая последовательность событий, оказывающих влияние на развитие общества. Субъекты исторического процесса: личности, социальные группы, массы. Исторический факт – событие общественной жизни.
Цивилизация –совокупность материальных, духовных и нравственных средств, которыми обладает данное общество в данный исторический период. Термин выдвинул Н. Данилевский,называл цивилизации культурно-историческими типами. Цивилизации различал по 4 признакам: экономическим, культурным, политическим, религиозным. Для характеристики цивилизаций выделяют также понятие менталитет. Менталитет - образ мышления, мировосприятия, присущий определенной группе, индивиду Две теории: теория стадиального развития (изучают развитие как единый процесс) и теория локальных цивилизаций(изучают большие исторически сложившиеся общности). Подходы к изучению исторического процесса:
Глобальные проблемы современности –комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом.Являются показателем целостности и взаимосвязи современного мира, создают угрозу человечеству, требуют объединения усилий для решения. Главные проблемы: 1. Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д. Термин «Экология» ввел Э. Геккель. 2. Демографическая; 3. Проблема безопасности и предотвращения мировой войны; 4. Проблема ресурсов; 5. Проблема «Север-Юг»: развивающиеся и высокоразвитые страны. Глобализация – усиление интеграционных связей в различных сферах между государствами, организациями, общностями. Международные организации: ООН (Организация Объединенных Наций); МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии); ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры); ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности); ВТО (Всемирная торговая организация); НАТО (Организация Североатлантического договора); ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе); Европейский Союз; ОПЕК (Организация стран-производителей и экспортеров нефти); СНГ (Содружество независимых государств); ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и другие.
Человек.
Теории происхождения:религиозная, эволюционная (Ч.Дарвин),марксистская (труд сделал человека) Биосоциальная проблема – проблема соотношения биологического и социального в человеке.
В момент рождения человек – индивид. Личностью становится в процессе социализации. Социализация - процесс усвоения человеком социального опыта, форм поведения, приемлемых для данного общества. Первичная социализация: агенты (родственники, учителя) и институты социализации (семья, школа). Вторичная социализация: агенты (коллеги, преподаватели, должностные лица) и институты (ВУЗы, армия, церковь). Десоциализация – процесс отхода от старых ценностей, норм, правил, ролей. Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, правилам, ролям. Свобода личности - способность творить себя и мир других людей, делать выбор, быть ответственным. «Свобода – познанная необходимость» - Г. Гегель. Межличностные отношения –отношения между различными индивидами по различным основаниям. Межличностные отношения
Мировоззрение личности – совокупность принципов, взглядов, убеждений и установок на объективную реальность и место человека в нем. Мировоззрение: обыденное, религиозное, мифологическое,научное, философское, гуманистическое.
Деятельность – человеческая активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и себя. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность. Объект– то, на что деятельность направлена. Структура деятельности: Мотив——цель—— средства——-действия——результат. Мотив –материальный или идеальный предмет, который побуждает к действию. Цель– осознанный образ ожидаемого результата. Виды деятельности: 1. По содержанию:труд,игра, общение, учеба. Труд– вид человеческой деятельности, направленный на достижение практически полезного результата. Общение- процесс взаимодействия людей, заключающийся в восприятии и понимании и в обмене информации ( коммуникации) 2. По направленности:духовная, практическая, творческая, управленческая. Творчество –деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Эвристика – наука, изучающая творческую деятельность. Потребности человека – переживаемая или осознаваемая нужда в чем-либо. Потребности: биологические, социальные, идеальные. Потребности по А. Маслоу. 1.Физиологические, 2.Экзистенциальные, 3.Социальные, 4.Престижные, 5. Духовные Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные Потребности каждого уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие. Интерес– осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям, имеющих для них важное общественное развитие. Интересы являются побудителями к различным видам деятельности.
Способности– индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность различных видов деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |