Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типы монополистических объединений.
4.3.1. Сбытовые монополии. В России еще в 80-е гг. прошлого века начали создаваться первые монополистические союзы - картели, координировавшие сбыт предприятий-участников. Они не имели общего органа и быстро распались, когда конкуренция несколько смягчилась в годы промышленного подъема 90-х гг. Но во время кризиса начала 900-х гг. и последовавшей депрессии, в условиях резкого роста конкуренции за сократившийся сбыт, возникли синдикаты - сбытовые монополистические объединения с единым центром в виде конторы по продаже продукции, выпускавшейся участниками. Монополии формально были запрещены в России, но синдикаты, координирующий орган которых имел форму официально зарегистрированного акционерного общества, сохранялись и крепли. В России действовало более 150 синдикатов. Одной из первых была создана Продамета, официально называвшаяся Обществом по продаже изделий русских металлических заводов. Общество объединяло более 20% металлообрабатывающих заводов, производивших 80% всей продукции отрасли. Затем организовались Кровля, Трубопродажа, Гвоздь, Проволока, Продвагон, Медь, Продуголь и др. Возникали синдикаты и в легкой промышленности, хотя и меньше. 4.3.2. Производственные монополиипредставляли собой объединение и сбыта и производства в единое предприятие. В годы предвоенного промышленного подъема (1910-1913), когда сбытовая конкуренция снизилась, а борьба за сырье обострилась, в России появились производственные монополистические объединения - концерны и тресты. Предприятия части концерна формально сохраняли юридическую самостоятельность, но фактически подчинялись единому руководству. Так создавались металлургические и машиностроительные концерны Коломна-Сормово, объединивший не только два крупнейших машиностроительных завода, но и горнодобывающие предприятия; Путиловско-Невский и др. При трестировании объединение было настолько тесным и полным, что и юридически это был уже не союз, а новое единое предприятии, проглотившее самостоятельных ранее участников. Тресты (Ниточный, Табачный и др.) часто имели вид холдингов, создавашихся за рубежом (в России это было крайне сложно) и владевших контрольными пакетами акций своих предприятий. 4.4. Роль банков в создании монополий.Банки, финансировавшие промышленность, в условиях кризиса начала 900-х гг. опасались потерять деньги из-за банкротств своих клиентов. В обмен на новые кредиты заводам, оказавшимся в сложном положении, банки вводили своих представителей в советы директоров подшефных предприятий. Банки настаивали на объединении сбыта подшефных предприятий - создании синдикатов. Кроме того в огромных масштабах монополий их существование без кредитно-финансовой поддержки банков было невозможно. Позже, особенно в годы подъема, крупнейшие банки образовывали финансово-промышленные группы. Так Русско-Азиатский банк контролировал и координировал взаимодействие военно-промышленного Путиловско-Невского и нефтяного концернов, нескольких синдикатов, десятков отдельных предприятий и ряда земельных банков. 4.5. Особенности монополизации в России. 4.5.1. В России синдикаты являлись основной формой монополистического объединения, так как картели (наиболее массовая форма монополий в Германии начала xx в.) были очень непрочны, так как картельный договор не защищался законом и малейшие противоречия приводили к распаду объединения. Концернов существовало много меньше. Это происходило: - в связи с более низким, чем в Европе уровнем экономического развития и - в результате антимонопольной политики государства, боявшегося потерять рычаги управления экономикой и формально запрещавшего монополии. 4.5.2. Поэтому синдикаты в России в отличие от других стран действовали под вывесками акционерных Обществ по продаже или торговых фирм, а трестов (самой распространенной тогда формы монополизации промышленности в США) насчитывалось очень мало даже по сравнению с концернами. 4.5.3. Несмотря на отдельные случаи судебного преследования монополий, правительство в целом сквозь пальцы смотрело на создание синдикатов и концернов. Но в условиях формальных правительственных запретов в отношении многих российскихпроизводственных монополийречь шла опромежуточном типе. Имея вид концернов, они фактически представляли собой единое предприятие, по сути неотличимое от треста. 4.5.4.Отраслевые различия. Некоторые отрасли промышленности были в значительной степени монополизированы (металлургия, тяжелое машиностроение и др.). Почти не была монополизирована текстильная промышленность. В других отраслях не было не только монополий, но и крупных предприятий вообще. В кожевенной, обувной, строительной, швейной и др. промышленности преобладало мелкое производство, дававшее треть продукции российской промышленности в целом. ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ 5.1. Рост населения и городов. В начале XX в. в связи с развитием промышленности произошли серьезные сдвиги. Население страны в 1897-1913 гг. увеличилось со 125 до 165 млн. чел. Быстро росли города: их население выросло на 70% (с 13,5% до 18%). В то же время сельские жители составляли, как и раньше, огромное большинство. Предприниматели (буржуазия). 5.2.1. Численность предпринимательской группы возросла, но составляла все еще крайне небольшую долю часть занятых в народном хозяйстве. Крупные предприниматели насчитывали к 1914 г. 35-40 тыс. чел. Всего, включая 300 тыс. владельцев ремесленных и мелких торговых заведений, в России официально занимались предпринимательством несколько сот тысяч человек. 5.2.2. Социальные источники. Представители деловой элиты - собственники и менеджеры - в основном были выходцами из высшего чиновничества, интеллигенции и купечества. Некоторые московские и провинциальные предприниматели унаследовали дело от родителей. Мелкие и средние предприниматели происходили из купцов, крестьян и мещан. Быт и культура крупных предпринимателей из дворян и других сословий постепенно сближались, но вне деловой сферы сословные различия еще ощущались. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 430. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |