Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Меры либерального характера.




3.3.1. Расширение привилегий дворянства, предоставление им права не служить означало "раскрепощение" дворянства от государства. Благодаря этому оно превращалось в подлинно привилегированное сословие, располагавшее определенными правами и свободами. Создание же дворянских уездных и губернских собраний было шагом на пути становления гражданского общества.

3.3.2. Предоставление в 1785 г. Жалованной грамоты городам обеспечивало некоторыми привилегиями городовых обывателей, разделенных на 6 разрядов в зависимости от рода занятий и материального положения, а также регулировало работу органов самоуправления. К тому же Екатерина 11 преследовала цель укрепить позиции третьего сословия в России, надеясь увидеть в нем как силу, обеспечивающую динамичное экономическое развитие страны, так и опору прогрессивных преобразований.

3.3.3. Наиболее значимыми в этом направлении сталимеры экономического либерализма. (См. Тему 25)Помимо достижения чисто экономических целей, снималась острота социальной напряженности в стране. Способствуя развитию крестьянских неземледельческих промыслов, эта политика была призвана помочь основной массе населения Нечерноземья обеспечить как свой, хотя бы минимальный достаток, так и выплату денежной ренты помещикам.

  1. ИТОГИ ПОЛИТИКИ ПРОСВЕЩЕННОГО АБСОЛЮТИЗМА

4.1 Укрепилось и модернизировалось самодержавие.

4.2. Оживилась общественная жизнь, появились зачатки гражданского общества.

  1. Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.
  2. Улучшилось положение городского населения, активизировалась его хозяйственная деятельность.

4.5. Зародились понятия свободы и прав личности. И хотя их распространение не выходило за рамки духовной элиты русского общества, но, осознав их значение, русская дворянская интеллигенция начала впоследствии борьбу за предоставление свободы всему народу.

4.6. Политика экономического либерализма правительства способствовала зарождению капиталистического уклада и началу разложения крепостнических отношений.

4.7. Некоторые негативные последствия политики просвещенного абсолютизма, неспособность реализовать декларируемые либеральные принципы привели часть общества к разочарованию в реформистской политике верхов и зарождению радикальных революционных идей.

  1. ПОЛИТИКА ПАВЛА I

5.1. Особенности внутренней политики Павла. Для сына великой императрицы была характерна крайняя неприязнь по отношению к матери, ее окружению и политике, которую он считал насквозь фальшивой, разлагающей дворянство и, в итоге, ослабляющей страну. Идеалом правителя для него являлся Петр I, к временам и порядкам которого он и пытался вернуться по своему.

В то же время, в стремлении укрепить самодержавие, правда, иными методами, в продолжении раздач помещикам государственных крестьян его политика мало чем отличалась от курса Екатерины.

Необходимо учесть и влияние на эту политику личности непредсказуемого в своем поведении императора. Его прямодушие и резкость, стремление соблюдать рыцарский кодекс чести зачастую превращались в грубость, нетерпимость и мелочность, вызывали непонимание и насмешки со стороны придворных кругов.

Основное содержание политического курса Павла I.

5.2.1. Отказ от политики просвещенного абсолютизма в отношении к дворянству (ограничение прав, предоставленных Жалованной грамотой: разрешение подвергать дворян телесным наказаниям, отмена дворянских губернских собраний, восстановление обязанности служить, запрет свободного выезда за границу и др.)

5.2.2. Переход к палочной дисциплине и мелочной регламентации в армии и государственных учреждениях. Насаждение прусских порядков. Увольнение всех малолетних офицеров, формально находившихся на службе

5.2.3.Борясь с влиянием французской революции, Павел ввел жесткую цензуру, запретил все частные типографии, употребление таких слов как гражданин, отечество, общество и др.

5.2.4.В то же время он предпринимает ряд мер, положивших начало ограничению крепостничества: крестьянам было разрешено присягать императору, в 1797 г. принят Указ о 3-х дневной барщине, носивший, правда, рекомендательный характер, в 1798 г. запрещена продажа без земли малороссийских (украинских) крестьян.

5.2.5. Помня о судьбе своего отца Петра III, в 1797 г. Павел принял новый закон о престолонаследии. Теперь власть передавалась от отца только к старшему сыну.

5.3. Итоги правления Павла I.Политика Павла I вызвала резкое недовольство особенно среди столичного гвардейского дворянства. Постепенно в гвардейских кругах созрел заговор, порожденный:

- чрезмерной регламентацией всей государственной жизни и ограничением привилегий дворян;

- страхом и постоянными ожиданиями репрессий со стороны непредсказуемого императора;

- интригами английской дипломатии, вызванными заключением Россией союза с Францией, направленного против Англии.

Переворот был подготовлен под руководством сановников из ближайшего окружения императора - П.А. Палена и Н.И. Панина. В ночь на 12 марта 1801 г. Павел был убит в Михайловском замке в Петербурге. Ему наследовал старший сын Александр, который знал о замыслах заговорщиков. Так была поставлена последняя точка в истории дворцовых переворотов в России.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Что такое "просвещенный абсолютизм"? Каковы предпосылки и особенности политики просвещенного абсолютизма в России?
  2. Что в законах и деятельности российских императоров 2-ой пол. ХУ111 в. соответствовало, а что противоречило политике просвещенного абсолютизма"?

3. Расскажите об отношении к крепостному праву Екатерины 11 и Павла 1.

4. Проанализируйте содержание Наказа Екатерины II Уложенной комиссии. Как ее внутренняя политика соотносилась с основными идеями Наказа?

  1. Проанализируйте содержание Жалованной грамоты дворянству 1785 г. Каково историческое значение этого документа?
  2. Какие изменения в управлении страной в центре и на местах произошли во второй половине ХУ111 в.?
  3. Каково идейное основание правление Павла 1? Расскажите о содержании и основных направлениях его внутренней политики.

8. Чем был вызван последний в истории России дворцовый переворот? Каковы его последствия?

 

 

Тема 25. Социально-экономическое

Развитие России во второй половине XVIII в.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 402.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...