Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фирма в системе рыночных отношений




Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

____________________________________________________________

  

 

Кафедра «Экономическая теория»

                                         

 

 

М.Л.Селезнева

 

Теория фирмы

 

Учебное пособие

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

УДК  330(075.8)

 ББК   65.012.1

 

Рецензенты:

 

     Доцент кафедры «Управление международным сотрудничеством» ИМОП СПб ГПУ,

канд. экон. наук, Е.О.Борщевская, канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономическая теория» ПГУПС Л.С.Глухарёв.

 

 

Селезнева М.Л. Теория фирмы: учебное пособие.- СПб.: Петербургский государственный университет путей сообщения, 2011.-    с.

 

     Пособие содержит переработанные автором материалы неоклассической теории фирмы. Рассматривается положение фирмы в различных рыночных структурах, что даёт чёткое представление о различных вариантах поведения фирм на рынке.

     Пособие, предназначенное для студентов, обучающихся по программе бакалавриата, может представлять интерес и для всех других категорий, изучающих экономику.

 

 

                                                                                         УДК 330.(075.8)

 

                                                                                          ББК 65.012.1

     

                                                                              ® Селезнева М.Л.

                                                                                          

                                                                              ®  Петербургский государственный

                                                                               университет путей сообщения, 2011

 

Содержание

    С
  Введение 4
1. Общие понятия теории фирмы 5
1.1.    Фирма в системе рыночных отношений 5
1. 2.  Теория издержек, дохода и прибыли фирмы 8
2. Фирма в условиях совершенной конкуренции 17
2.1. Прибыль фирмы и условия ее максимизации 17
2.2. Равновесие конкурентной фирмы 20
3. Монополия 28
3.1.  Сущность монополии 28
3.2. Определение цены и объёма продукции фирмой-монополистом 31
3.3. Ценовая дискриминация 37
3.4.  Экономические и социальные последствия монополии 42
3.5. Антимонопольная политика государства 45
4. Олигополия 49
5. Монополистическая конкуренция 53
  Список использованной литературы 58

 

Введение

     Основы современной микроэкономики были заложены неоклассической экономической теорией, сформировавшейся в конце XIX - начале ХХ века. Согласно этой теории базовой единицей микроэкономического анализа, главным субъектом микроэкономики является фирма.

Действительно, фирма в лице продавца осуществляет продажу товара на рынке и тем самым определяет потребительский спрос. В целях производства каких-либо благ фирма предъявляет спрос на ресурсы, необходимые для создания ценностей, а на основании издержек фирмы происходит формирование рыночной цены товара. Посредством фирм создается определенная структура рынка, и уже в зависимости от типа рыночной структуры фирма разрабатывает собственную соответствующую конкурентную стратегию. Прерогативой деятельности фирмы является сфера производства, то есть, именно фирма обеспечивает трансформацию ресурсов в готовые блага.

      Теория фирмы является составной частью курса микроэкономики, где фирма фактически рассматривается как способ рационального распределения и соединения ресурсов на уровне организационно-экономической единицы. Основными постулатами такого подхода к фирме являются: 1) ограниченность ресурсов, 2) рациональное поведение экономических субъектов, 3) бесплатность рыночных трансакций для производителя.

     Взятые вместе, эти постулаты предопределяют рассмотрение фирмы в виде некой материализованной формы существования производственной функции. Роль фирмы при этом сводится к выполнению чисто технической задачи – преобразовать ресурсы в полезные блага. В связи с этим вырисовывается «портрет» фирмы как производственной функции, выражающей зависимость между результатами производства и затраченными факторами.

     Неоклассическая теория фирмы рассматривает ее как своеобразный «черный ящик», то есть, в данной теории фирма определяется как данность. Как и потребитель, фирма выступает в роли первичного логического элемента экономической системы. Неоклассическая теория в принципе не ставит вопрос о том, почему возникает фирма. Не уделяется внимания характеру внутренней организации фирмы, таким задачам менеджмента, как поиск рынков, продуктов, технологий. Задачей менеджмента в представленной модели является выбор оптимального объема выпуска продукции, который позволит максимизировать получаемую прибыль, или  избежать убытков. Именно эта задача представлена в центре теории фирмы в трактовке теории цен.

Основными допущениями неоклассической теории фирмы являются:

1. Единственность критерия выбора решения.

2. Неограниченность возможностей и обработки поступающей из   внешней среды информации.

     В предлагаемом учебном пособии представлена исторически первая теория фирмы, разработанная в рамках неоклассической школы экономической теории. Основные положения теории разработаны А. Маршаллом, Дж. Робинсон и Э. Чемберлином.         

Учебное пособие «Теория фирмы» рекомендуется для студентов экономических специальностей, обучающихся по программе бакалавриата.

 

Общие понятия теории фирмы

Фирма в системе рыночных отношений

 

     В реальной жизни, как правило, люди не занимаются экономической деятельностью в одиночку. Им свойственно объединять свои возможности в малые или большие группы, куда каждый из участников приносит имеющиеся в его распоряжении "производственные ресурсы": один - принадлежащий ему участок земли, другой - оборудование или деньги, третий - способность к труду, четвёртый - знания и опыт управления производством и сбытом готовой продукции, пятый - предпринимательские способности, дающие возможность объединить их всех вместе и возглавить дело. Таким образом, возникает экономическая организация, и если она получает юридическое оформление, то становится партнёрством, товариществом, корпорацией, то есть тем, что в экономической теории объединяется термином "фирма".

Наряду с индивидом фирма - наиболее распространённый субъект микроэкономики: именно фирма, а не конкретные люди принимают решения о закупках, ценах, найме, продажах и т.д.

Таким образом, фирма – это организация, осуществляющая бизнес и использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли.

Затраты сырья и материалов, рабочей силы и капитала, направленные на изменение физических и других материальных свойств блага, называются трансформационными издержками. Для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нём максимально возможную достоверную информацию – о ценах, качестве товаров, стандартах, партнёрах, сделках, контрактах, правовых аспектах, рекламе, маркетинге, а также расходы, связанные с ведением переговоров, оформлением контрактов. Вся информация такого рода носит название трансакционных издержек и весьма дорого стоит. Трансакционные издержки можно определить как издержки, связанные с получением информации, совершением сделок и защитой прав собственности. Термин «трансакционные издержки» введён Р. Коузом в его работе «Природа фирмы». С точки зрения институционального направления экономической теории, представителем которого является Р. Коуз, способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. Согласно Коузу, считается, что фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации. 

 В экономической теории фирма рассматривается с двух сторон:

а) как первичная производственная единица, занятая переработкой исходных ресурсов производства в готовую продукцию (услугу) с целью продажи и извлечения излишка над израсходованными ресурсами (прибыли);

б) как рыночный агент, самостоятельно отвечающий за создание и поддержание механизма рыночной координации с минимальными издержками сделок с другими участниками рынка (трансакционными издержками).

Фирма – субъект хозяйствования, неделимый в экономическом и правовом отношении. Фирма может быть разделена на ряд производств, цехов, участков и т.п. Но не они представляют фирму в системе различного рода контактов с другими рыночными агентами, не они выступают в качестве истцов и ответчиков в суде.

В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются её цели и средства их достижения: традиционная теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли; менеджеральная теория доказывает, что первичная цель фирмы – максимизация объёма продаж, а лишь затем – дохода, при этом основную роль в этом процессе играют менеджеры, а не собственники; теория максимизации роста показывает, что основная задача фирмы – её рост, а всё остальное – результаты роста.                                         

Фирма планирует свою деятельность, исходя из интересов рынка и собственных интересов, направленных на удовлетворение первых. Планируя свою деятельность, фирма должна считаться с целой совокупностью привходящих факторов, от нее мало зависящих, и образующих внешнюю среду.

Все факторы внешней среды делятся на прямого и косвенного воздействия.

К факторам внешней среды как факторам прямого воздействия относят:

· поставщиков материальных ресурсов, техники и технологий, кадров предприятия;

· государственные органы управления (федеральные и местные);

· конкурентов, потребителей продукции;

· торговые фирмы.

К факторам внешней среды, как факторам косвенного воздействия, относят:

· политические (стабильность политической обстановки в стране обеспечивает защита государством интересов хозяйствующих субъектов);

· социально-экономические (характеризуют жизненный уровень населения, покупательную способность отдельных его слоев, демографические процессы, стабильность финансовой системы, инфляционные процессы);

· научно-технические (факт преимущества тем организациям, которые используют достижения научно-технического прогресса в своей сфере деятельности);

· правовые (характеризуют законодательную систему и законодательные акты, направленные на защиту прав потребителей, окружающей природной среды и т.п.);

· национальные;

· культурный и образовательный (необходимы для разработки стратегии формы по отношению к покупателю);

· природные (характеризуют наличие природных ресурсов и состояние окружающей природной среды).

Ряд факторов успешной деятельности фирмы приводится в движение по преимуществу собственными усилиями. Они образуют в совокупности внутреннюю среду фирмы: кадровый потенциал, организационная структура управления, техника и технология, материальные ресурсы, менеджмент, месторасположение предприятия, отраслевые особенности производства и др.

Фирма самостоятельно разрабатывает свою экономическую стратегию – свод правил и приемов, ведущих к достижению основных целей. Различают два типа стратегии: оборонительную и наступательную.

Оборонительная стратегия состоит в выжидательном поведении фирмы: она следит за появлением на рынке новой продукции конкурентов и производит прототип этой продукции. В наступательной стратегии фирма сама активно обновляет производство и осваивает рынок. В условиях рынка особое значение имеет достижение такой цели, как долговременное конкурентное преимущество перед другими фирмами. Оно достигается за счет высокого качества продукции (услуг), обновления ассортимента продукции, рекламы, образцового послепродажного обслуживания, умения предвидеть планы конкурентов. Достижение долговременного конкурентного преимущества требует наличия крупных источников финансирования. Основной из них – прибыль (чистый доход). Сложное финансовое положение многих российских фирм препятствует проведению эффективной конкурентной стратегии.

1. 2. Теория издержек, дохода и прибыли фирмы

          Для того чтобы производить продукцию, необходимо иметь соответствующие факторы производства. Поскольку большинство таких факторов производства относится к экономическим благам, их нужно приобрести, то есть купить. Затраты на приобретение факторов производства получили название издержек. Любой предприниматель должен таким образом комбинировать приобретаемые факторы производства, чтобы они окупались за счёт получаемого дохода или прибыли. Окупаемость предполагает равенство доходов и издержек, что означает, что нет дополнительных доходов, но и убытков тоже нет. Окупаемость получила в экономической науке название «нулевая» или «нормальная» прибыль, подразумевающая такую величину дохода, которая позволяет фирме оставаться «в деле» и не менять сферу деятельности. Если предприниматель не в состоянии заработать себе нулевую или нормальную прибыль, он разоряется.

     Любой предприниматель в праве ожидать доход от вложенных средств. Тоже касается и издержек. Свои средства можно вкладывать в самые различные отрасли производства, торговлю и финансовую сферу. Свои средства можно как приумножить, так и потерять. На основании этого, в западных теориях нормальная прибыль предпринимателя включается в издержки как плата за риск.

Приобретённые факторы производства могут быть использованы для производства различных продуктов. В экономической теории существует два основных подхода к определению издержек. Первый подход определяет издержки как ценность израсходованных ресурсов в фактических ценах их приобретения. Эти издержки носят название "бухгалтерских издержек".

Однако ресурсы, затраченные на производство одного продукта, утрачены для выпуска другого. Поэтому предприниматель должен определить, какой из множества вариантов использования данного ресурса является наиболее эффективным. В силу этого любые издержки на производство носят альтернативный характер. А это означает, что товаропроизводителям приходится постоянно определять, сколько они теряют, производя данный вид продукта, отказываясь от производства другого. Альтернативные издержки – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных способов использования ресурсов.

В экономической литературе в качестве примера альтернативных издержек используют ситуацию, когда фирма управляется её владельцем и использует, кроме привлекаемых внешних факторов производства время руководителя и его предпринимательские способности. Предполагается, что труд владельца фирмы может быть продан и более высоко оплачен при работе по найму на другого товаропроизводителя. В этом случае, более высокая заработная плата, полученная в другом месте, и будет представлять альтернативные издержки от использования предпринимательских способностей владельца в своей фирме. Помимо издержек, связанных с использованием предпринимательских способностей и труда собственника, следует обратить внимание и на тот факт, что и принадлежащие фирме станки, оборудование, производственные площади и денежные средства могут быть более эффективно (выгодно!) использованы в другом производстве, что также составит альтернативные издержки.

Бухгалтерские издержки вместе с альтернативными (экономическими) составляют общие издержки фирмы. Их необходимо учитывать при определении прибыли.

В экономической теории термин "прибыль" не совпадает с тем, что понимают под прибылью бухгалтерские работники. Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разница между общей выручкой и денежными затратами на приобретаемые ресурсы. Экономическая прибыль от реализации товаров и услуг представляет собой разницу между выручкой от продаж и общими издержками на ресурсы, использованными в процессе производства. Очевидно, что бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину альтернативных издержек, которую бухгалтерские работники не подсчитывают. Поэтому критерием успеха фирмы является не бухгалтерская, а экономическая прибыль.

Приведём условный пример подсчёта бухгалтерской и экономической прибыли, чтобы показать, в чем заключается разница этих понятий.

 

Статьи доходов и затрат Бухгалтерский расчет Экономический расчет
1.Общий доход от продаж (тыс.руб.) 1000 1000
2.Денежные (явные) затраты (тыс.руб.) 800   800
1 2 3
а) сырьё и материалы 350 350
б) топливо и энергия 100 100
в) зарплата 250 250
г) процент по займам (10%) 100 100
3. Альтернативные (неявные) затраты   250
а) альтернативная стоимость времени предпринимателя - 50
б) альтернативная стоимость собственного капитала (2000 при N = 10%) - 200
4. Бухгалтерская прибыль (1-2) 200 -
5. Экономическая прибыль (1-2-3) - -50

 

Из приведённого расчёта видно, что при положительной бухгалтерской прибыли экономическая прибыль равна минус 50 тысяч рублей. В этом случае предпринимателю выгодно выйти из дела, что принесло бы ему минимум 50 тысяч рублей, а изъятый капитал обеспечил бы доход 200 тысяч рублей в год (2000тыс.руб.х 0,1).

Если бы экономическая прибыль была равна нулю, такая ситуация была бы вполне удовлетворительной для фирмы, поскольку все ресурсы приносят доход, по крайней мере не меньший, чем они приносили бы, если бы их использовали наилучшим альтернативным образом. Следовательно, фирма будет иметь отличную от нуля положительную экономическую прибыль, когда она так использует факторы производства, что приносимый ими доход превысит доход, который фирма могла бы получить, если бы использовала эти ресурсы иным, наилучшим образом.

Таким образом, экономический подход при расчёте прибыли имеет исключительно важное значение для принятия решений. Бухгалтерский подход важен для текущей хозяйственной деятельности (налогообложения, расчёта амортизационных отчислений и т.п.). Экономический же подход имеет универсальное значение при организации бизнеса.

Прежде чем перейти к рассмотрению издержек, влияющих на объём выпускаемой продукции, необходимо отметить, что все экономические процессы, в том числе и поведение фирмы, в экономической теории рассматриваются для трёх основных временных периодов. Первый, мгновенный период, настолько мал во времени, что на его протяжении не изменяется ничего, то есть ни один экономический фактор или показатель. Второй, короткий период, (для его обозначения используется латинская буква S) характеризуется тем, что его протяженность недостаточна для изменения всех производственных факторов за исключением одного. Долгосрочный период (L) получил такое название, потому, что на его протяжении может измениться абсолютно всё: факторы производства, налоговое законодательство и т.д. Рассмотрим деятельность фирмы в коротком периоде.

В зависимости от влияния на объёмы производства различают постоянные и переменные издержки.

Постоянные издержки FC (fixed costs) (рис.1.1) – это издержки, которые не зависят от объёма производства. То есть с этим видом издержек фирма сталкивается вне зависимости от того, производит она продукцию или нет. Постоянные издержки включают в себя заработную плату администрации, отчисления на амортизацию сооружений, рентные платежи, выплату процентов по кредитам и некоторые виды налогов. Все эти выплаты от объёма выпускаемой продукции не зависят.

Переменные издержки VC (variable costs) (рис.1.2) называются так потому, что в отличие от постоянных изменяются соответственно изменению объёма выпускаемой продукции. Переменные издержки это затраты на сырьё, материалы, заработную плату рабочих и т.п.

 

 

 


FC
    

 











Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...