Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Помните, без тренировки изложения, не получив нужных навыков, почти невозможно добиться хорошего результата на экзамене.




Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова

История России с древнейших времен до конца ХХ века

Пособие для поступающих в вузы

 

Р.А. Арсланов, В.В. Керов, М.Н. Мосейкина, Т.М. Смирнова Пособие для поступающих в вузы "История России с древнейших времен до конца ХХ века" / Под ред. В.В. Керова

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Тема 1. Происхождение и ранняя история восточного славянства.

Тема 2. Образование древнерусского государства.

Тема 3. Древняя Русь Х-начала ХII вв.

Тема 4. Принятия христианства и начало становления российской православной цивилизации.

Тема 5. Государственная раздробленность Древней Руси.

Тема 6. Культура Древней Руси.

Тема 7. Борьба народов Руси за независимость в XIII в.

Тема 8-9. Объединение русских земель и образование Московского государства.

Тема 10. Русская культура середины XIII-ХV вв.

Тема 11. Социально-экономическое развитие России в первой половине ХVI в.

Тема 12. Социально-политическое развитие России в ХVI в.

Тема 13. Закрепощение крестьян в России

Тема 14. Русская культура в конце XV-XVI вв.

Тема 15. Социально-политическое развитие России в начале ХVII в.

Тема 16. Социально-экономическое развитие России в ХVII в.

Тема 17. Социально-политическое развитие России в ХVII в.

Тема 18. Внешняя политика России в ХVII в.

Тема 19. Русская культура в ХVII в.

Тема 20. Эпоха петровских преобразований

Тема 21. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.

Тема 22. Эпоха дворцовых переворотов

Тема 23. Русская культура первой половины ХVIII века.

Тема 24. Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

Тема 25. Внутренняя политика 60-90-х гг. XVIII в.

Тема 26. Восстание под руководством Е.И. Пугачева (1773-1775 гг.)

Тема 27. Внешняя политика 60-90-х гг. XVIII в.

Тема 28 . Русская культура 60-90-х гг. ХVIII века.

Тема 29. социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

Тема 30. Внутренняя политика первой четверти XIX в.

Тема 31. Внешняя политика России первой четверти XIX в.

Тема 32. Движение декабристов.

Тема 33. Внутренняя политика второй четверти XIX в.

Тема 34. Общественное движение второй четверти XIX в.

Тема 35. Внешняя политика 1825-1856 гг.

Тема 36. Культура России первой половины ХIХ в.

Тема 37. Социально-экономическое развитие 1860-начале 1890-х гг.

Тема 38. Отмена крепостного права.

Тема 39. Внутренняя политика 1860-1881 гг.

Тема 40. Внутренняя политика 1881-1894 гг.

Тема 41. Общественное движение 60-90-х гг. XIX в.

Тема 42. Внешняя политика России второй половины XIX В.

Тема 43. России второй половины ХIХ В.

Тема 44. Развитие сельского хозяйства России в конце XIX-начале XX В.

Тема 45. Социально-экономическое развитие России в конце XIX-начале XX В.

Тема 46. Социально-политический кризис начала 1900-Х гг.

Тема 47. Внешняя политика России в конце XIX В.-1905 Г.

Тема 48. Первая Российская революция

Тема 49. Третьеиюньская монархия в 1907-1914 гг.

Тема 50. Столыпинская аграрная реформа 1906-1917 гг.

Тема 51. Внешняя политика России в 1906-1914 гг.

Тема 52. Россия в первой мировой войне в 1914-1916 гг.

Тема 53. Российская культура в начале ХХ века.

Тема 54. Февральская революция в России.

Тема 55. Россия в межреволюционный период

Тема 56. Октябрьская революция и Внутренняя политика большевков в первые годы советской власти

Тема 57. Гражданская война в России

Тема 58. Экономическая политика советского государства периода гражданской войны (1918-1920 гг.)

Тема 59. Новая экономическая политика

Тема 60. Национальная политика советского государства

Тема 61. Политическая борьба в РКП(б) в 1920-е годы.

Тема 62. Внешняя политика Советского государства в 1917-1920-е годы.

Тема 63. Развитие отечественной культуры в период 1917- середина 1920-х гг.

Тема 64. Социально-экономическое развитие СССР в конце 1920-х-30-е гг.

Тема 65. Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е гг.

Тема 66. Внешняя политика СССР в конце 1920-х-1930-е гг.

Тема 67. Развитие отечественной культуры в конце 20-х - 30-е гг.

Тема 68. Великая Отечественная война.

Тема 69. СССР во второй половине 1940-х - начале 50-х гг.

Тема 70. Общественно-политическое развитие СССР в середине 1950-х-начале 60-х гг.

Тема 71. Социально-экономическое развитие СССР в 50-х - середине 60-х гг.

Тема 72. Внешняя политика СССР в середине 50 - начале 60-х гг.

Тема 73. "Оттепель" и советская культура в конце 50-х - 60-е гг.

Тема 74. СССР в середине 1960-х - начале 80-х гг.

Тема 75. Отечественная культура в 1960-е - середине 1980-х гг.

Тема 76. СССР в годы перестройки (1985-1991 гг.)

Тема 77. Внешняя политика СССР в годы перестройки.

Тема 78. Российская Федерация в 1991-2000 гг.

Тема 79. Внешняя политика Российской Федерации

Введение

Итак, вы выбрали специальность, для поступления на которую необходимо сдать экзамен по отечественной истории. Для успешной сдачи вам следует пройти длительную и сложную подготовку. Надеемся, что наше учебное пособие поможет вам в этом. Но сначала - несколько советов.

Необходимо учитывать неоднозначность выводов ученых-историков по многим проблемам отечественной истории. Сложность подготовки к экзамену определяется самим характером исторической науки. Наши знания о прошлом человечества основаны на изучении исторических источников, созданных в соответствующие эпохи и в конкретных странах. Но огромное большинство объектов материальной и духовной культуры, которые могли бы содержать информацию о своих создателях, не сохранились в результате войн, набегов и революций. Огромную разрушительную силу представляет собой само Время.

Наиболее красноречивыми кажутся письменные памятники. Но они создавались живыми людьми со своими взглядами, представлениями и в свих целях. Поэтому летописи, трактаты, мемуары и даже деловые документы часто противоречат друг другу, о многом умалчивают, а кое-что искажают. Даже когда речь идет о XIX или XX веках, оставивших огромное количество письменных свидетельств, сложно восстановить истинные и точные факты. На их освещение в документах воздействовали особенности личности авторов, политические концепции, распространенные в обществе и многое другое.

Поэтому, используя сложные, в том числе математические методы исследования, историки вынуждены реконструировать факты исчезнувшей действительности. Подчас анализ производится лишь при помощи косвенных свидетельств и аргументов. На выводы оказывают влияние различные мировоззренческие, философские, политические и пр. взгляды историков.

В этой связи совершенно естественно, что одни и те же события прошлого различные ученые интерпретируют по-разному, предлагая иногда взаимоисключающие выводы и оценки. Без этого историческая наука не могла бы нормально развиваться.

В годы советской власти были закрыты многие темы, не допускалось отклонение от многих выводов, одобренных партией, а историческая наука, по словам И.В. Сталина являлась грозным оружием в борьбе за социализм, и, как было записано в официальных документах, главной своей задачей считала изучение предпосылок Великой Октябрьской социалистической революции. Но и в эту эпоху проводились плодотворные научные споры и дискуссии, существовали различные научные школы, советская историческая наука добилась серьезных успехов на многих направлениях.

В школьные учебники, при этом, включалась лишь одна, официально принятая выверенная точка зрения. Теперь политические условия в нашей стране коренным образом изменились. Очень трудно найти два учебных пособия по отечественной истории, где бы мнение авторов совпадало по всем или большинству вопросов. Как ориентироваться абитуриенту в учебниках, противоречащих друг другу по ряду вопросам?

Важно получить информацию о специфике требований и программ избранного вуза. Для этого многие учебные заведения издают собственные учебные пособия, организуют ознакомительные лекционные курсы.

Но, главное - приобретение полноценных знаний по истории России, выяснение основных точек зрения по ключевым вопросам.

К счастью, уходит в прошлое время, когда, по сообщениям центральной прессы, даже в одном из ведущих вузов страны были отмечены случаи снижения оценки на вступительном экзамене за ответы полные, аргументированные, но отличные от взглядов экзаменаторов. Все большее распространение получает ситуация, когда приемлемой может быть любая точка зрения, если она аргументирована, то есть основана на фактах, приведенных и проанализированных в экзаменационном ответе. Политические взгляды абитуриента не могут оцениваться, а знание различных мнений по определенной исторической проблеме, наличие представлений об аргументах и контраргументах ученых-историков различных направлений лишь повышает качество ответа. В то же время, неаргументированные выводы не могут обеспечить высокую оценку, как бы они не были близки научным и иным взглядам членов предметной комиссии.

Наше пособие отличается от многих других тем, что по многим спорным проблемам

приводится точка зрения, с которой авторы данного учебного комплекта не согласны, но которая встречается в других учебниках и пособиях. После изложения такого мнения кратко перечисляются аргументы и контраргументы. Развернутые доводы может сформулировать сам абитуриент, внимательно изучив тему. Важно, что в работе над пособием использовались как последние достижения отечественных и зарубежных специалистов по истории России, так и богатое наследие советской и дореволюционной исторической науки. Авторы попытались представить результаты в сбалансированном виде, избегая безудержного и необоснованного новаторства, и учитывая, в то же время, выявленные и проанализированные в последние годы исторические факты и их связи.

Такое пособие может стать основой для самостоятельной подготовки, но будет и хорошим подспорьем в работе с педагогом, помогающим абитуриенту подготовиться к экзаменам.

Как следует работать с данным пособием. В работе необходимо использовать одновременно несколько частей данного пособия.

1. Начать надо с внимательного, возможно, неоднократного прочтения темы.

2. При повторном прочтении, обращайтесь к справочному материалу, чтобы сформировать правильное понимание терминов, получить больше информации об исторических лицах - героях исторического процесса.

3. Затем, используя любую из изданных хрестоматий, изучите исторические источники, относящиеся к данной теме. Они помогут вам уточнить, расширить и углубить свои представления о некоторых важных вопросах отечественной истории, почувствовать дыхание эпохи, а также снабдят материалом, который позволит вам украсить свой ответ цитатами.

4. Обдумав основные вопросы темы, ответьте на вопросы, предлагаемые после каждой темы, выполните задания.

5. Если материал, содержащегося в данном пособии, кажется вам недостаточным, а также, если у вас есть возможность и желание расширить свои знания, обратитесь к литературе, указанной после каждой темы.

6. Завершив работу над темой, потренируйтесь в изложении материала. Обязательно составьте письменный план ответа. Дополните его по памяти необходимыми историческими датами и именами. Затем, используя составленный план, расскажите тему вслух. Старайтесь добиться четкого изложения, обращайте внимания на дикцию и правильный литературный язык.

Помните, без тренировки изложения, не получив нужных навыков, почти невозможно добиться хорошего результата на экзамене.

Помните, что экзаменационная комиссия не может оценить те знания и способности абитуриента, которые не отразились в его ответе. Для получения высокой оценки абитуриент должен продемонстрировать в своем ответе на экзамене

- знание фактов отечественной истории как по вопросам конкретного билета, так и по всему курсу;

- умение анализировать факты, то есть на основе изложенного материала выявлять взаимосвязи и взаимодействия исторических явлений и процессов;

- возможность делать общие и конкретные выводы на основе произведенного анализа, то есть определять характер развития общества на том или ином этапе, основные особенности какого-либо исторического явления, давать общую оценку политическим, экономическим или культурным процессам конкретного периода и т.д.

Для проведения правильного анализа событий и процессов по истории России, необходимо представлять себецелостный характеристорического процесса, глубокуювзаимосвязь между экономическим, социальным, политическим, культурным развитиемнашего общества.

Все стороны целостной общественной жизни находятся в многоплановом и разнообразном взаимодействии и взаимовлиянии. Неверно было бы выделять один из компонентов общественной системы как ведущий, главный или определяющий.

Некоторые историки и философы основой движущей силой общественного развития считали и считают совершенствование орудий труда, приводившее к несоответствию между уровнем производительных сил (орудий, средств производства, в том числе, земли, умениями и навыками производителей) и производственными отношениями (между производителями и собственниками средств производства). По мнению этих авторов экономика (базис) определяла развитие политики, культуры и т.д. (надстройки).

Как свидетельствует история России, культура, психология нашего народа, государство, политика оказывали воздействие на хозяйственное развитие нашей страны не меньшее, чем влияние хозяйства, его уровня, форм организации и методов ведения на эволюцию государственности или духовной культуры. Изучая отечественную историю, обращайте внимание на это взаимодействие.

Помните также, что на историческое развитие нашей страны воздействовали многие факторы, определившие его особенности. Ученые справедливо отмечали влияние

- географического положения (на территории России нет естественных внутренних преград);

· природно-климатических условий, от которых зависели не только люди далекого прошлого, им подвластны и наши современники, вооруженные сложными орудиями труда.

- многонационального и многоконфессионального состава населения страны;

· эти, а также другие условия во многом сформировали своеобразный русский характер, социально-психологический и социокультурный архетип, оказывающий значительное воздействие на действия и поступки наших соотечественников и их предков;

- соседство с теми или иными народами (греками-византийцами, кочевниками, немцами, поляками и др.), представлявшими угрозу самостоятельности, а подчас и существованию страны, и - передававшими нам свои знания и элементы культуры.

В заключение - последнее пожелание, не связанное непосредственно с вступительными экзаменами.

Изучая отечественную историю, помните, что это - наша история, история наших предков, история страны, где будут жить наши потомки. Прошлое России не кануло бесследно, результаты деятельности наших отцов, дедов и прадедов проявляются в современном развитии российского общества. Вы - будущие творцы истории вашей современности. Какой она будет, зависит, в том числе от того, как вы выучите уроки Истории, как вы будете воспринимать и оценивать прошлое нашей страны и нашего народа.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...