Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема №12. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ




ФИЛОСОФИЯ

 

 

                                 ЧАСТЬ 5 (темы 12 - 13)

                                                  Санкт-Петербург

                                                     2008 г.

УКД 1 (075. 8) (06)

Селезнев В.Д., Шмерлинг И.Ш., Московчук Л.С. Конспект лекций по философии. Предназначены для студентов, обучающихся по медицинским специальностям.

 

Учебное пособие подготовлено на кафедре социально-гуманитарных наук с курсом менеджмента и экономики здравоохранения.

 

Рекомендовано к печати Учёным советом С-ПбГМА 28 апреля 2008 года.

 

                                                                    Селезнев В.Д., Шмерлинг И.Ш., Московчук Л.С.

Тема №12. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЗНАНИЯ

 

1. Познание как предмет философского анализа.

2. Проблема соотношения субъекта и объекта познания.

3. Чувственное и рациональное познание и их формы.

4. Интуитивное и дискурсивное познание. Роль интуиции в медицине.

5. Истина и заблуждение. Истина как процесс.

6. Критерии истины в истории философской мысли.

 

1. Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения им окружающего мира. Познание развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. Оно есть процесс получения и накопления знаний. Знание является человеческой информацией о мире. Эта информация существует в виде некоторой субъективной реальности. Знание – всегда является идеальным образом действительности. Знать что-либо означает иметь некоторое идеальное представление о том или ином предмете.

Звание тесно связано с отражением, с информацией. Знание - это всегда информация, но не всякая информация - знание. В процессе переработки информация должна приобрести знаковую форму или выразиться в ней с помощью других знаний, она должна получить смысл и значение. Познание и знание различаются как процесс и его результат.

Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определённых формах. Выделяют следующие виды познания: обыденное, научное, философское, художественное, религиозное. Все эти виды тесно между собой связаны. Выделяют следующие формы познания: чувственное и рациональное.

Философская проблема познания связана с поиском ответов на такие вопросы: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир? Можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составить верное отражение действительности? Вопрос заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности? В истории философии сложились две позиции по этому вопросу: познавательно-реалистическая и агностическая.

Агностицизм. Его специфика - в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема. Это по­ложение первоначально касалось представления о богах, а затем уже и природ­ных вещах. Древнегреческий философ Протагор писал о том, что разным лю­дям свойственны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому "чело­век есть мера всех вещей". В этом положении не только установлена противо­положность между субъективной и объективной реальностью, но и отрицается возможность их совпадения в процессе познания действительности, утвержда­ется абсолютная независимость субъективной реальности от объективной.

Этот агностицизм был уже более детально обоснован школой античного скептицизма (Пиррон, Карнеад, Энезидем и др.). Скептицизм античного типа носит осторожный, уклончивый характер, направленный не только против по­знавательного оптимизма, но и против догматизма. Например, Карнеад разли­чал три степени вероятности познания: 1) просто вероятное представление;  2) вероятное и не противоречащее другим представлениям; 3) вероятное, не противоречащее другим и всесторонне прове­ренное представление. Всякое представление вероятно, но возможно достиг­нуть и вероятности третьей степени, где хотя мы и не имеем ручательства в ис­тинности, но можем на основе этого знания практически действовать.

К агностическим выводам вёл и античный релятивизм. Так ученик Герак­лита Кратил абсолютизировал учение об изменчивости мира, утверждал, что "в одну реку нельзя вступить и  одиножды". Покоя нет, все изменяется, а значит никакого истинного знания о мире получить нельзя, т.к. наше знание мгновенно устаревает.

Сущность вещей человек постичь не может. В Новое время сложились две наиболее влиятельные разновидности агностицизма - юмизм и кантианство. Д.Юм обратил внимание на причинность. Он сделал вывод: объективной при­чины нет, а есть лишь наша привычка, наше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. Юм утверждал: "Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств". "Самая совершенная философия природы только отодвигает немного границы нашего познания, а самая совершенная мо­ральная или метафизическая философия лишь помогает нам открыть новые об­ласти его".

Кант писал о том, что в процессе познания мы имеем дело фактически не с "вещами в себе", а с явлениями; "вещь в себе", т.е. сущность воздействующих на человека объектов, остается непознанной. Каковы вещи могут быть сами по себе, "мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т.е. представления, кото­рые они в нас производят, действуя на наши чувства". Одной из форм кантиан­ского агностицизма являлся "физиологический идеализм" И.Мюллера (1801-1858), обосновавшего свою концепцию данными физиологической науки (од­нородный раздражитель при воздействии на различные органы чувств вызывал разнородные ощущения, разнородные раз­дражители вызывали однотипные ощущения при воздействии на одни и те же органы чувств). Мюллер как и Кант обратил внимание на взаимодействия субъекта и объекта. Родственна с мюллеровской концепцией "теория иероглифов", или "теория символов", немецкого физика и физиолога Г.Гельмгольца (1821-1894). В дальнейшем наиболее значительной разновидностью агностицизма был конвенциализм А.Пуанкаре (1854-1912). Согласно конвенциализму различные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учёными; но теории не способны отражать достоверно сущ­ность исследуемых предметов. В наши дни встречаются многие разновидности агностицизма. Агностические концепции появляются не из наивно-примитивного нигилизма в отношении к познанию, а из столкновения с проти­воречивой природой материальных систем и чрезвычайно сложным характером и процессом её отображения в сознании субъекта.

Познавательно-реалистическая. Эта позиция имеет многих ярких пред­ставителей, среди которых Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, Н. Кузанский, Ф.Бэкон, Р.Декарт, Гегель, Маркс, Ж.-П.Сартр и др. Для них характерна вера в познаваемость не только явлений, но и сущности объектов. Ими признаётся по­ложение о познаваемости мира (хотя, конечно, мир в целом для них тоже не по­стижим, ибо мир бесконечен). Сторонники этого направления не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вме­сте с тем у разных его представителей имеются различные аргументы, доказы­вающие несостоятельность агностицизма. Одни из них опираются при этом на ясность и отчётливость мысли об объектах и их сущности, другие - на обще­значимость получаемых результатов, третьи - на невозможность существования человека без адекватного отражения законов объективного мира, четвёртые указывают на практику как на ведущий критерии при определении достоверно­го знания.

Субъект познания - это источник целенаправленной активности, но­ситель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом является, прежде всего, индивид, наделённый сознанием. Но субъект - это и кол­лектив, и социальная группа, класс, общество в целом. В субъект на уровне об­щества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры и т.п., но они выступают здесь лишь как части, элементы системы "субъект", а не сами по себе. На уровне индивидов или учёных те же самые приборы оказываются лишь средствами, условиями деятельности субъектов. Общество в процессе своего развития  считается универсальным субъектом в том смысле, что в нём объе­динены субъекты всех других уровней, люди всех поколений, что вне общества нет и не может быть никакого познания и практики. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через позна­вательную деятельность индивидуальных субъектов.

Объект – это то, что познается субъектом, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта. "Объект" и "объективная реальность" - не совпадающие понятия. Электрон вплоть до конца XIX в. не был объектом, хотя был частью объективной реальности.

Объектом могут выступать не только материальные, но и духовные явле­ния. Сознание индивида - объект для психолога. Каждый человек способен де­лать объектом познания самого себя: своё поведение, чувства, мысли. В этих случаях понятие субъекта как индивидуума сужается до субъекта как актуаль­ного мышления, до "чистого "Я" (из него исключается телесность человека).

Объект и субъект понятия различные, но в то же время связанные друг с другом в плане "взаимопереходов". Грани между ними не абсолютны. В клас­сической физике постулировался абсолютный характер, независимость физиче­ских объектов от субъекта и от условий познания. Теперь же субъект и условия познания "вторглись" в сам объект (квантовая физика). Условия познания опо­средуют отношения субъекта и объекта.

Объективный идеализм, допуская существование мышления вне человека, с необходимостью приходил к выводу о существовании внечеловеческого субъекта, в качестве которого выступал мировой дух. В философии Канта субъ­ект понимается не как некая материальная или идеальная вещь, а как чистая деятельность индивидуального человеческого сознания, самодеятельность. У Гегеля абсолютный дух познает себя как инобытие.

Знание, добытое отдельным индивидом и зафиксированное в языке и дру­гих формах материальной и духовной деятельности, как бы перестает ему при­надлежать. Но это не означает, что оно приобретает статус объективного духа и перестает зависеть от субъекта познания вообще. Просто из достояния индиви­дуального субъекта оно превращается в достояние общественного, гносеологи­ческого субъекта. Оно начинает существовать в "общественной голове", в соз­нании гносеологического субъекта.

Субъект является активной стороной в познавательном процессе, объект
выступает относительно пассивной стороной. Зависимость объекта от субъекта не следует понимать в том смысле, что объект создается или просто полагается субъектом. Предметы внешнего мира становятся объектами, когда на них на­правлена деятельность субъекта. В той мере, в какой без субъекта нет объекта, верно и обратное: без объекта нет субъекта, ибо любая деятельность субъекта всегда предметна.       

Взгляд на познавательный процесс сквозь призму категорий субъекта и объекта позволяет подчеркнуть ряд идей. Во-первых, это позволяет совместить принцип отражения с признанием творческого, активного познавательного процесса. Человек не ждет, когда внешний мир отразится в его сознании. Он сам генерирует познавательные структуры и в ходе практической деятельности проверяет меру их соответствия объективной действительности. Во-вторых, это позволяет понять любой вид знания как субъективный образ объективного ми­ра. Познавательный образ, будучи продуктом деятельности субъекта, всегда включает в себя элемент субъективности. Противоположность субъективного и объективного проникает в саму структуру образа. В-третьих, именно субъектно-объектное отношение позволяет раскрыть механизм социальной обуслов­ленности познавательного процесса. Субъект имеет социальную природу, соз­даваемые им познавательные структуры несут не только информации об объекте, но и отражают состояние общественного развития, отражают потребности и цели общества.

3. Субъект как индивид обладает способностью познавать через органы чувств и способностью к абстрактному, понятийному мышлению (органы чувств у человека "внешние" (зрение, слух, осязание и т.п.) и "внутренние", через последние (ощущение боли, например) человек получает информацию о своем физическом состоянии, о болезни того или иного органа. Существует три формы чувственного познания:

1) ощущение (отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств человека); 2) восприятие (это отражение предметов в целостности их свойств - по «виду», "вкусу" и т.д., непосредственно воздействующих на органы чувств человека); 3) представление – это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Здесь нет уже конкретного предмета, который отражается. Но остается столь же конкретный образ о нём, как и в восприятии, с той лишь разницей, что этот образ несколько "усреднен", на него действуют аналогичные образы прошлого, и он теряет уже некоторые свои уникальные случайные черты. Для представления характерны память, ее "оживление". Могут быть получены представления реальные, на которые человек способен реагировать или же представления нереальные. Представления по своим признакам есть высшая форма чувственного познания, содержащая в себе основы для перехода к другой познавательной способности человека – "рациональной".

Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения, умозаключения. Понятие - это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (например, понятие "человек", "самолёт" и т.д.). Суждение - есть отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо о чём-либо. На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод). Все три формы рационального познания в их единстве образуют некоторую целостность, её как форму способности человека называют умом, а как нечто процессуальное - мышлением. При анализе ума и мышления часто выделяют их уровни, ступени развития. Философская традиция различает рассудок и разум, где разум - высшая ступень логического понимания, преодолевающая недостатки рассудочного мышления. Рассудок менее гибок, менее теоретичен, чем разум. Мышление связано с языком. Язык – это система знаков, имеющих значение. В качестве знаков могут выступать звук; рисунки, чертежи, жесты и т.п. "Значение" - это содержание, закреплённое знаком; связь значения со знаком в разных языках различна (например, слова, означающие дом или корабль). Знак является не объектом познания, хотя и мо­жет быть таковым, а средством познания. Мышление неразрывно связано с языком лишь при общении людей друг с другом при социально значимом вы­ражении мысли. Но имеет место также невербальное (т.е. без знаков) мышле­ние. Ребенок ещё не научился говорить, но он уже мыслит наглядно-чувственными образами. 

В истории философии существовали два направления: сенсуализм и ра­ционализм: Сенсуализм возвышает чувственную познавательную способность и абсолютизирует её в ущерб рассудку и разуму. Положение сенсуализма; нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах. Представителями сенсуализ­ма были Аристотель Гоббс, Локк, Беркли, Юм, Фейербах и др. Противо­положную линию проводили рационалисты: Парменид, Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Гегель и др. Они признавали разум ос­новой познания и поведения людей, выражая тотальное недоверие к чувствам как источнику достоверной первичной информации.

 


Чувственное и логическое

    ЧУВСТВЕННОЕ
       ЛОГИЧЕСКОЕ
  СЕНСУАЛИЗМ
        РАЦИОНАЛИЗМ                                                     
          ЧУВСТВЕННОЕ И        ЛОГИЧЕСКОЕ      ВЗАИМОСВЯЗАНЫ                     
                      ПОЗНАНИЕ – ЕДИНЫЙ                 ПРОЦЕСС

                           

 

Однако многочисленные данные свидетельствуют в пользу взаимо­связанности и взаимообусловленности чувственного и рационального. Психика человека выступает как сложное системное образование с многочисленными цепями взаимоопределения. В силу этого содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, вооб­ражения. Чувственное и рациональное "пронизывают" друг друга.

Чувственное познание доставляет человеку тот минимум информации, который необходим для его рационалистической деятельности. Рациональное познание в своем взаимодействии с практикой способно преодолевать недостатки чувственного постижения действительности и обеспечивать фактически безграничное, поступательное развитие знания. Если рациональное невозможно без чувственного, то полнота чувственного достижима лишь в его дополненности рациональным. В реальном познании взаимосвязаны и выступают как единое целое чувственное и рациональное. Это единство нисколько не нарушает то, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других – рациональное начало.

 

4. Важной стороной познания наряду с отражением является творчество. Творчество - это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые, материальные и духовные ценности. В реальной жизни люди сталкива­ются с быстро меняющимися ситуациями. Поэтому наряду с решениями, осно­ванными, на общепринятых нормах поведения, им приходится принимать не­стандартные решения, которые обычно называют творчеством. Центральный момент творчества - озарение, интуитивное схватывание нового. Интуиция - это способность постижения истины путём прямого ее усмотрения через обосно­вания с помощью доказательства. Интуитивной способности человека свойственны: 1) неожиданность решения задачи; 2) неосознанность путей и средств её решения; 3) непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов. Современная психология творчества и нейрофизиология утверждают, что интуиция включает в себя ряд определенных этапов. К ним относятся: I) накопление и бессознательное распределение образов и абстракций в системе памяти; 2) неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстрак­ций, образов и правил в целях решения определенной задачи; 3) чёткое осозна­ние задачи; 4) неожиданное для данного человека нахождение решения (дока­зательство теоремы, создание художественного образа, нахождение конструк­тивного решения и т.д.).

Интуиция подразделяется на несколько видов, прежде всего, в за­висимости от специфики деятельности субъекта. Выделяются такие виды интуиции, как техническая, научная, обыденная, художественная, врачебная и т.д. По характеру новизны интуиция бывает стандартизированная и эвристическая. Первую из них называют интуицией-редукцией. Пример - врачебная интуиция С.П.Боткина. Известно, что пока пациент проходил от двери до стула (длина кабинета была 7 м.), С.П.Боткин мысленно ставил предварительный диагноз. Большая часть его интуитивных диагнозов оказывалась правильной. Можно ут­верждать, что при постановке любого врачебного диагноза имеет место подве­дение частного (симптомов) под общее (нозологическую форму заболевания). Эвристическая (творческая) интуиция существенно отличается от стандартизи­рованной: она связана с формированием принципиально нового знания, новых гносеологических образов, чувственных или понятийных. Тот же Боткин, вы­ступая как учёный-клиницист и разрабатывая теорию медицины, не раз опирал­ся на такую интуицию. Она помогла ему, например, в выдвижении гипотезы об инфекционной природе катаральной желтухи (Болезнь Боткина).

К общим условиям формирования и проявления интуиции относятся сле­дующие: I) основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы; 2) поисковая ситуация, состояние проблемности; 3) действие у субъекта поисковой доминанты; 4) наличие "подсказки".

Эвристическая интуиция не существует в абсолютном отрыве от дис­курсивного познания. Дискурсивный - рассудочный, опосредованный, ло­гический, демонстративный. Дискурсивное предшествует интуитивному, вы­ступает общим условием формирования и проявления интуиции. Логическое как мыслительное имеет место и на уровне подсознательного и включается в механизм интуитивного процесса. Дискурсивное должно дополнять свершив­шуюся интуицию, следовать за ней. Исследователи отмечают, что интуитивная способность образовалась, по-видимому, в результате необходимости прини­мать решения при неполной информации о событиях. Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное, неистинное знание. Знание развивается скачкообразно, с перерывами, с "логическими вакуумами", но, с другой сторо­ны, оно развивается без скачков, поскольку следующая за каждым "озарением" логическая мысль методично и направленно заполняет "логический вакуум". С точки зрения индивида развитие знания есть единство прерывности и непре­рывности, единство постепенности и скачка.

Большое значение проблеме интуиции придавал французский философ А.Бергсон (1859 – 1941). Интуицию он связал с инстинктом, с познанием живого, изменчивого, с синтезом, а логиче­ское - с интеллектом, с анализом. По его мнению, логика торжествует в науке, которая имеет своим предметом твёрдые тела. В тоже время Бергсон излишне жёстко противопоставлял интуицию логике. На самом деле не следует ни переоценивать ин­туицию, ни игнорировать ее роль в познании. Дискурсивное и интуитивное - специфические и дополняющие друг друга средства познания.

Интуиция и творчество не поддаются формально-логическому описанию, но существуют методы, их называют эвристическими, следуя которым ведётся поиск нового. Индуктивное рассуждение - перенос знания, полученного на ос­нове исследования части явлений, на весь класс в целом - является эвристиче­ским приёмом. Рассуждения по аналогии также есть пример эвристического рассуждения. Математическое моделирование - это опять же эвристический приём.

5. Имеются разные понимания истины. Сегодня подавляющее число фи­лософов берут за основу определение истины, данное Аристотелем. "Истина есть соответствие нашего знания об объекте самому объекту". Одно из опреде­лений истины в рамках классической концепции: истина - это адекватное отра­жение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне человеческого сознания. Истина, по определению, - в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина субъективна, она не существует по­мимо человека и человечества. Истина объективна, - это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от воли человека, ни от человечества. Из понимания истины как объективной следует её конкретность. Конкретность истины - это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

 

                                                          ИСТИНА

 

 

КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ

 

Идея вне человека (объективный идеализм)
Свойство человеческого сознания (субъективный идеализм)
Истина откровения (религия)
Соответствие знаний действительности (классическое Аристотелевское определение истины)

                                           

 

Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная. Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о предмете. Относительная истина - это неполное знание о том же самом предме­те. Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Такая истина есть; а) результат познания отдельных сторон изучаемых объек­тов; б) окончательное знание определенных аспектов действительности; в) то содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания; г) полное, актуально никогда целиком не достижимое знание о мире в сложноорганизованных системах. Абсолютная истина складывается из относительных истин. Относительная истина есть истина объективная, исклю­чающая заблуждения и ложь. Относительная и абсолютные истины - это лишь разные формы, уровни объективной истины.

 

 

  ОБЪЕКТИВНОСТЬ

 

  ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ
                 ИСТИНА
  АБСОЛЮТНОСТЬ
  КОНКРЕТНОСТЬ

                                     

 

В современной философии отчетливо выделяются три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности. Концепция корреспонденции устанавливает соответствие между фор­мами психики и определённым объективным содержанием. Это соответствие иногда понимают довольно прямолинейно, например, аналогично соотношению фотография и того, что на ней отображено. В простейших ситуациях такая ана­логия уместна, но в сложных случаях всё обстоит существенно иначе. Довольно часто простая схема прямого соответствия чувства или мысли объекту недоста­точна. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связность, системность рассуждений и высказываний. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. Концепцию когерентности (неопозитивизм) правильнее называть не концепцией истины, а концепцией правильности. Ибо, конечно, любая система знаний не может содержать в себе логических ошибок. Но, истинной эта система будет только тогда, когда истин­ными будут те принципы из которых выводятся все остальные суждения систе­мы. Неопозитивисты прибегали к конвенционализму, утверждая, что основополагающие положения системы являются истинными по договорённости. Но договориться можно о чём угодно. "Можно отнести сапожную щётку в класс млекопитающих, но от этого у неё не вырастут молочные железы" (Ф.Энгельс). Концепция, в которой критерием истинности выступает полезность разработана в прагматизме. В этой философии под практикой понимают любую деятельность, а истину отождествляют с полезностью. "Всё что полезно - истинно. Всё что истинно - полезно" (У.Джеймс).

Для успешных совместных действий людей нужны общезначимые истины. Общезначимость истины достигается при переводе психических форм в форму высказываний. Высказывание становится достоянием многих, всех, кто с ним ознакомлен. Индивидуум может заблуждаться. Он может преднамеренно искажать истину. Общезначимость истины как информации для многих не исключает ситуаций, когда один прав, а многие не правы. И в индивидуальной, и в общезначимой форме истина имеет градации от абсолютной истины до абсо­лютного заблуждения. Истина - процесс, своеобразное перемещение по шкале истинности по направлению к абсолютной истине.

Истина - это путь, который должен быть пройден. Объяснение, вчуствование, понимание - это этапы постижения истины. Объяснение раскрывает су­щество явлений и процессов посредством мыслей. Очень часто используется дедуктивное объяснение: факты подводятся под понятия, понятия под законы, законы под принципы. Структурное объяснение характеризует сложные объек­ты на основе знания структуры этих объектов. Генетическое объяснение пред­ставляет собой описание событий и процессов в их исторической последова­тельности. В науках о духе методом познания является понимание, выступаю­щее как "вживание", "сопережевание", "вчуствование". Развитие метода вчуствования привело к становлению понимающей психологии, понимающей социо­логии, понимающей философии, т.е. герменевтики. Виднейшие представители герменевтики В. Дильтей, Г. Гадамер, П. Рикёр и другие сформулировали ос­новную трудность понимания. Чтобы понять письменный или устный текст, надо понимать смысл и значение каждого слова, каждого понятия, каждого предложения или текстового отрывка, которые им придавали авторы. Но с дру­гой стороны, чтобы понять эти детали и части, необходимо понимать смысл и значение содержащегося их контекста, так как смысл и значение частей зависят от смысла и значения целого. Эта сложная зависимость получила название "герменевтический круг".

Постижение истины связано с такими феноменами как вера и сомнение. Особый интерес представляет вера, которая связана не с богом, а состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Такая вера обусловлена принципиальной открытостью любого знания. Существуют качественно различные виды такой веры, обладающие различной степенью мо­тивации поступков человека: от уверенности в чём-либо до жизненных убежде­ний в неизбежности торжества добра над злом и т.д. Вера и знание представля­ют собой диалектически взаимосвязанные противоположности. Вера помогает действовать в условиях неопределённости. Если бы существовала полная ин­формированность, то отпала бы необходимость в вере. Однако такая информи­рованность принципиально невозможна. Поэтому устранить неопределённость при принятии решений человеку никогда не удается. Человек потому и принимает свободное решение, что принципиально нельзя просчитать его как логич­ный вывод. Кант приводил в пример врача, который чаше всего лечит, не буду­чи абсолютно уверенным в достоверности своего диагноза. Вера не возникает на пустом месте. Она формируется жизненными обстоятельствами, практиче­ским опытом.

 

              КРИТЕРИИ ИСТИНЫ

 

ОБЪЕКТИВНЫЕ КРИТЕРИИ

 

ПРАКТИКА

 

СУБЪЕКТИВНЫЕ КРИТЕРИИ

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 383.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...