Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Состав бухгалтерской отчётности.




Тема XIX: Бухгалтерская отчётность.

  1. Виды и назначение отчётности.
  2. Состав бухгалтерской отчётности.
  3. Бухгалтерский баланс.

Виды и назначение отчётности.

Бухгалтерская отчётность организации - это система показателей, представляемых в соответствующим образом утвержденных формах, характеризующих условия и результаты работы организации за истёкший период. Это завершающий этап учетного процесса. Она является одним из методов бухгалтерского учета.

Требования к содержанию и правила заполнения бухгалтерской отчетности содержаться в:

· Законе РФ “О бухгалтерском учет”;

· Положении о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в РФ;

· Положении по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99);

· инструкции по заполнению соответствующих форм.

Отчётность составляется на основании данных всех видов текущего учёта – бухгалтерского, статистического и оперативно-технического. Она может содержать как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. Бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков. При этом отчётные данные, сгруппированные в учётных регистрах, не могут отражать таких хозяйственных оборотов, которых не было в текущих учётных записях.

Значение отчетности в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур оформления и публичности.

Достоверность – определяется использованием не только бухгалтерского учета, но и других, в первую очередь статистического.

Сопоставимость отчетных и плановых показателей требует отражать изменения в бухгалтерском учете в учетной политике предприятия с начала финансового года.

Целостность (полнота) – бухгалтерская отчетность должна включать показатели финансово-хозяйственной деятельности и самого предприятия и его филиалов и др. структурных подразделений. Это позволяет принимать более обоснованные управленческие решения.

Своевременность – представление бухгалтерской отчетности в установленные сроки и по соответствующим адресам. Срок представления квартальной отчетности – не позднее 30 дней по окончании отчётного периода, годовой отчётности – в течении 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Она должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами собственника. День представления бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Простота – состоит в ее упрощении и доступности. Этому должен способствовать переход к международным стандартам бухгалтерского учета.

Проверяемость – возможность подтверждения представленной информации в любое время.

Сравнимость – наличие одинаковых показателей в течении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций.

Экономичность – стандартизация и унификация форм отчетности, сокращения отдельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных (в первую очередь – справочно-информационных).

Оформление – означает, что составление отчетности, как и ведение учета осуществляется на русском языке, в валюте РФ. Отчетность подписывается руководителем организации и главным бухгалтером.

Публичность – осуществляется организациями, перечень которых регламентирован действующим законодательством РФ (открытые акционерные общества, кредитные и страховые организации, биржи и т.д.). Она предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, доступных ее пользователям, или распространение ее в соответствующих изданиях, а также передачу органам государственной статистики по месту регистрации для предоставления заинтересованным пользователям. Годовая бухгалтерская отчетность должность быть опубликована не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Публикации должна предшествовать аудиторская проверка с обязательным утверждением годового отчета общим собранием акционеров.

Применяемые отчёты подразделяются на виды по трём основным признакам :

1. объёму сведений, включаемых в отчёт :

· внутренняя – включает информацию о работе на одном каком-то участке деятельности организации;

· внешняя – характеризует хозяйственную деятельность в целом. Для внешних пользователей.

2. целям, для которых составляются отчёты;

3. периодам, охватываемым отчётностью :

· периодическая – отчётность составляется на внутригодовую дату, составляется через определённые промежутки времени. Это квартальная и полугодовая отчётность;

· годовая – предоставляется : собственникам; гос. налоговой инспекции; органам гос. статистики.

Бухгалтерская отчётность служит основным источником информации о деятельности предприятия. Тщательное изучение её раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе, помогает наметить пути совершенствования деятельности.

Состав бухгалтерской отчётности.

Состав и форма бухгалтерских отчётов, а так же инструкции по их заполнению устанавливаются и утверждаются Министерством финансов РФ. Место отчетности в организации бухгалтерского учета на предприятии определяет Закон РФ “О бухгалтерском учете”. В главе III установлено, что все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основании данных синтетического и аналитического учета, независимо от форм собственности. В настоящее время в соответствии с п.2 ст. III бухгалтерская отчётность включает :

· бухгалтерский баланс;

· отчет о прибылях и убытках;

· приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;

· аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

· пояснительную записку (должна содержать существенную информацию о предприятии, его финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий года, методах оценки и прочую, позволяющую правильно оценить состояние предприятия).

К отчетности прилагается дополнительная информация, раскрывающая отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности и состоящая из отдельных справок:

· перечень организаций-дебиторов;

· перечень организаций-кредиторов;

· сведения о счетах в иностранной валюте в банках или иных кредитных учреждениях, действующих на территории РФ и за рубежом;

· сведения о рублевых счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории РФ.

Годовая бухгалтерская отчетность должна предоставляться в отдельной папке в сброшюрованном виде и включает:

Бухгалтерский баланс - форма № 1 (Приложение 1). Представляет собой способ обобщённого отражения и экономической группировки в денежной оценке хозяйственных средств предприятия и источников их образования на определённую дату. В бухгалтерском балансе информация показывается на начало года и на конец отчетного периода.

Отчёт о прибылях и убытках - форма № 2 (Приложение 2). В этом отчете показывается порядок формирования финансового результата предприятия с начала года до конца отчетного периода, причем в сравнении с аналогичными данными года, предшествующего отчетному;

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:

· отчет об изменениях капитала – форма № 3. Данный отчет содержит подробную информацию об изменениях пассивной части баланса в отношении собственных средств предприятия в сравнении с аналогичными данными года, предшествующего отчетному: о величине уставного, добавочного и резервного капиталов, о порядке формирования нераспределенной прибыли;

· отчет о движении денежных средств – форма № 4. Содержит сведения о потоках денежных средств (поступление, расходование) с учетом остатков на начало и конец отчетного периода в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Сведения о движении денежных средств отражаются нарастающим итогом с начала года в валюте РФ;

· приложение к бухгалтерскому балансу - форма № 5. В эту форму вошла обширная учетно-экономическая информация в показателях на начало и конец отчетного периода нарастающим итогом с начала года. Это следующие показатели: движение заемных средств, дебиторская и кредиторская задолженность, амортизируемое имущество, движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений, финансовые вложения, затраты, произведенные организацией, расшифровка отдельных прибылей и убытков и прочее;

· отчет о целевом использовании полученных средств – форма № 6;

· пояснительная записка;

Специализированные формы, установленные в соответствии с п. 30 Положения о бухгалтерском учёте и отчётности в РФ;

Аудиторское заключение в случаях, когда это необходимо по законодательству.

Предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, имеют не предоставлять в составе годовой бухгалтерской отчетности:

· отчет о движении денежных средств (ф.№ 4);

· приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);

· пояснительную записку;

· специализированные формы.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

Все элементы бухгалтерского отчёта связаны между собой, так как отражают, как правило, разные стороны одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Например, информацию, представленную в балансе, дополняют сведения из Отчёта о финансовых результатах и их использовании и наоборот.

Большое значение для правильного понимания и интерпретации бухгалтерского баланса, Отчёта о финансовых результатах и их использовании имеют пояснительная записка и расшифровки к отдельным показателям отчёта.

Представлению форм годовой бухгалтерской отчетности предшествует большая подготовительная работа. Ее содержание определяется необходимостью подтверждения соответствия учетных данных фактическому наличию имущества и источников его формирования. Поэтому в годовом балансе степень достоверности информации более высокая, т.к. в этом случае производится инвентаризация всех видов имущества. Составлению баланса должна предшествовать проверка оборотов и остатков по счетам аналитического учета с оборотами и остатками по счетам Главной книги.

Бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс представляет собой способ обобщённого отражения и экономической группировки в денежной оценке хозяйственных средств предприятия и источников их образования на определённую дату.

Бухгалтерский баланс служит основным источником информации для обширного круга пользователей. Требования к его содержанию представлены в Положении по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99). Его особенность, как финансового документа в том, что в нем сопоставляются имущество, права и обязательства (долги кредиторам). В случае, если имущество равно догам, требования (права) и обязательства взаимно погашаются, то капитал имеет нулевое значение. Если имущество превышает долги, значит, в наличии имеются чистые активы, при условии недостатка имущества возникает дефицит.

В российской практике актив в балансе показывается в порядке возрастания ликвидности, при которой основные средства, длительно сохраняющие свою натуральную форму, находятся в начале, материалы, товары, деньги и т.п. – в конце.

Все амортизируемое имущество показывается в балансе по остаточной стоимости. Прочие виды активов показываются в очищенном виде, то есть с учетом информации на счетах, регулирующих данные виды активов.

В бухгалтерском балансе приводятся данные на начало и конец отчетного периода (месяца, квартала, года).

Существуют следующие основные виды бухгалтерских балансов:

1. в зависимости от способа отчистки:

· баланс-брутто – в нем представлена информация по активам и пассивам в развернутом виде,

· баланс-нетто – очищенный от регулирующих счетов.

2. в зависимости от времени составления:

· вступительный - при организации, создании предприятия;

· текущий- составляется в период деятельности предприятия;

· соединительный (объединительный) - при объединении нескольких предприятий в одно;

· разделительный - при разделе предприятия на несколько отдельных предприятий;

· ликвидационный - при ликвидации предприятия;

· санируемый;

· сводный;

· сводно-консолидируемый.

3. в зависимости от периодичности составления: периодический и годовой;

4. По источникам составления: инвентарный, книжный, генеральный;

5. По характеру деятельности:

· по основной деятельности (преобладающей на данном предприятии, ради чего оно создавалось);

· по не основной деятельности;

6. По степени самостоятельности: самостоятельный и отдельный;

7. По форме собственности: в зависимости от формы собственности предприятия.

Составлением вступительного баланса открывают ведение бухгалтерского учёта в организации. Существуют различия между балансами заново создаваемых организаций и организаций, являющихся правопреемниками ранее действующих. В первом случае баланс будет крайне простым, так как показываемое в нём имущество будет состоять в основном из денежных вкладов и организационных расходов. Во втором случае отличие от периодического баланса может быть за счёт оценки и состава статей.

Ликвидационный баланс отличается главным образом оценкой своих статей (производимой по реализационной стоимости, в большинстве случаев более низкой, чем первоначальная балансовая стоимость). Некоторые статьи могут отсутствовать, например, “Доходы будущих периодов”, “Расходы будущих периодов”, а некоторые могут появится. Например, стоимость фирмы (гудвилл), стоимость патента, торговых знаков. Есть и другие особенности.

При ведении учёта с использованием журнально-ордерной формы счетоводства бухгалтерский баланс составляется на основании данных Главной книги. Не все статьи в балансе заполняют путём переноса остатков по счетам. Некоторые статьи баланса требуют объединения остатков по нескольким счетам. Например, статья “Незавершённое производство” включает данные остатков счетов Основного производства, Полуфабрикатов собственного производства, Вспомогательных производств, Обслуживающих производств и хозяйств, Некапитальных работ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 446.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...