Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аль-Фараби учился в: Иране и Арабских странах




Хозяйство и культура средневекового Казахстана

Материальная культура

1. Какая отрасль хозяйства преобладала у казахов степных районов в ХV-ХVII вв.?кочевое и полукочевое скотоводство

2. Как называлось пастбище, используемое казахами в весеннее время?коктеу

3. При кочевом скотоводстве сезонные пастбища делились на четыре типа и места осенних стоянок назывались:кузеу.

4. При кочевом скотоводстве для казахских аулов основную угрозу - составлял:джут

5. «Джут» - это:Массовый падеж скота.

6. Что такое барымта?насильственный угон скота

7. У кочевников кошара – это:место загона скота на ночь (овец)

8. Что было главным мерилом богатства кочевников, их имущественного положения?скот

9. Вид скота, не играющий важную роль в кочевом хозяйстве.Крупный рогатый скот

10. Способность скота добывать корм из-под снега.Тебеневка

11. С переходом к кочевому скотоводству увеличилось число:Лошадей и овец

12. Какими домашними промыслами занимались казахи-кочевники в ХV-ХVII вв.?переработка продуктов животноводства

13. Свадебный головной убор девушки носит название:Саукеле.

14. Головной убор женщины, одеваемый через год после замужества.Желек.

15. Казахский мужской плащ из верблюжьей шерсти.Шекпен.

16. Из верблюжьего молока изготавливали целебный напиток:Шубат.

17. Путешественник Петахья, проехавший в XII веке через кыпчакские земли писал, что «хлеба не едят в этой земле, а только…» рис и просо

18. Одно из изысканных лакомств у казахов, приготовленное из проса:жент

19. Охота с ловчими птицами.Саят.

20. О развитии ремесла в раннесредневековом Казахстане известно в основном по:Археологическим находкам

21. Обращение жужанского кагана к тюркскому «Ты мой плавильный невольник» свидетельствует о развитии у тюрков: плавки металла

22. Тюрки были знакомы с процессом плавки металла в: V в.

23. Х-ХП вв. изготовление стекла было развито в городах:Отрар, Тараз

24. Объединения ремесленников в XIII-XV веках: Цехи.

25.Кочевниками была изобретена(-о), вытеснившая (-ее) тяжелый прямой меч в конном бою:изогнутая сабля

26. Музыкальный инструмент, сделанный из камыша:Свирель

27. Часть юрты, состоящую из сборно-раздвижной решетки называют:кереге

28. Удобное передвижное жилище кочевников - это:Кибитка

29. Дома с надворными хозяйственными постройками у казахов назывались:зимовки

30. Некоторые города в период раннего средневековья появлялись на местах постоянных: зимовок.

31. В каких районах Казахстана казахи знали оседлое, полуоседлое земледелие и городскую культуру?южные и юго-восточные районы Казахстана

32. Основные экономические и культурные центры Казахстана VI-X вв. находились в:Семиречье и Южном Казахстане

33. Какие районы являлись основным центром экономики и культуры Казахстана в VI-VII вв.? Семиречье и Южный Казахстан

34. Традиционный очаг земледелия на территории Казахстана:Южный Казахстан

35. В какой части Казахстана получило широкое распространение поливное земледелие?в Южном Казахстане и Семиречье

36. Где находился Мавераннахр?в медждуречье Амударьи и Сырдарьи

37. Как называлась Сырдарья в раннее средневековье? Яксарт

38. Более интенсивно развитие культуры в XVII в протекало:в городских и земледельческих центрах

39. Расцвет средневековой городской культуры Казахстана приходится на:X-XII вв.

40. Наибольшее количество городов в X-XII вв. было в: Южном Казахстане

41. Города Южного Казахстана имели тесные связи с народами:Средней Азии

42. Общий подъем городской культуры на территории средневекового Казахстана наблюдается в:IХ-ХIII вв.

43. В IX-начале XIII веков на территории нынешнего Казахстана наблюдается общий подъем городской культуры. Это происходит:в районе Семиречья

44. В Центральном и Восточном Казахстане рост числа городов и развитие оседлой культуры наблюдается в: X-XII вв.

45. Развитие средневековой городской культуры Казахстана было прервано:Татаро-монгольским нашествием.

46. Возрождение сельского хозяйства и городской культуры после монгольского нашествия началось в:конце XIII в.

47. Число городов Южного Казахстана в 15 в. по сравнению с 9-12 вв.: Уменьшилось почти в три раза

48. На какой территории Казахстана в ХIV-ХV вв. происходил подъем городской и земледельческой жизни?Южный Казахстан

49. По мнению К.Байпакова сооружение Акыртас было возведено в период:Карлукского каганата

50. В IX - XII вв. рост тюркских городов шел более быстрыми темпами за счет:оседания кочевников

51. Одна из причин активного развития городской жизни в X-XII вв.:переход кочевников к оседлому образу жизни

52. Основное население городов Семиречья было тюркское, о чем свидетельствуют:Названия городов

53. Махмуд Кашгари оставил записи о взаимосвязи культуры согдийцев и: тюрков

54. Основателями городов Джамукант, Навакент, Семекну были:Согдийцы

55. Торговые отношения и экономические связи способствовали тому, что народы и племена перенимали друг у друга опыт ведения хозяйства. Тюркоязычные племена переняли оседлость, земледелие, торговлю у:согдийцев

56. Особую роль в расцвете городов в раннее средневековье в Средней Азии сыграли:Согдийцы

57. Племена, сыгравшие ключевую роль в становлении раннесредневековой городской культуры на территории Казахстана:Согдийцы

58. Большую роль в развитии городской и земледельческой культуры в Жетысу сыграли инароязычную народность:согдийцы

59. В средневековом Казахстане расширению и укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром способствовали:заинтересованность во взаимной торговле

60. Где в Казахстане в Х-ХII вв. наиболее интенсивно велась ярмарочная торговля? В пограничных с кочевым миром городах

61. Одна из наиболее существенных сторон жизнедеятельности городов южного Казахстана в ХVI-ХVII вв.:торговля

62. В XVI-XVII веках в Дешт-и-Кыпчаке основным местом торговли являлся город на границе с кочевой степью:Сыгнак

63. Самые крупные города IX-XIII вв.: Испиджаб, Отрар, Сауран

64. К наиболее крупным городам по площади в IX-XIII веках относятся:Испиджаб, Отрар

65. Один из крупнейших политико-экономических центров Южного Казахстана в VI-VIII вв.: Отрар.

66. Крупный торгово-ремесленный центр южно-казахстанских земель:Отрар

67. Торгово-ремесленный центр южно-казахстанских земель, владение которым в ХVI-ХVII вв. обеспечивало власть над всей областью:Отрар

68. Средневековый центр Фарабского округа город:Отрар

69. К числу редкостных по значению находок, говорящих о международной торговле, относится: Серебряный клад из Отрара

70. Свидетельством оживления городской культуры после монгольского нашествия является то, что в середине XIII в. начинает работать монетный двор: Отрара.

71. В XIII - XV веках монеты трех номиналов (динары, дирхемы, фельсы) чеканились в городе: Отраре

72. Золотые деньги Отрара XIII века: Динар.

73. Золотые монеты, имевшие обращение на всей территории Южного Казахстана в послемонгольский период: Динары.

74. В эпоху средневековья владетели городов свою независимость и самостоятельность подчеркивали тем, что:Выпускали монеты

75. В 1210 и 1217-1218 гг. Мухаммед Хорсзмшах чеканил монеты в городе: Отрар

76. Новые монеты, чеканка которых началась в 1428г. сразу во многих городах Ср. Азии: «медный динар»

77. Высокопробные серебряные дирхемы Саманидов назывались:исмаили

78. Что предполагал тарханный дар в средневековых феодальных государствах Казахстана в XIV - XV вв.? освобождались от уплаты налогов в пользу государства

79. Какой город Тюргешского каганата был крупным центром торговли?Тараз

80. Какой город являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Семиречья в IX-ХII вв.?Тараз

81. Какой город являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Семиречья в IX-ХII вв.?Тараз

82. В каких городах в IХ веке существовали монетные дворы?Тараз, Испиджаб

83. Наиболее многонаселенный город на территории Казахстана в IX-XII вв.Испиджаб

84. «Городом на Белой реке» называли:Испиджаб

85. В XIII веке Испиджаб - крупный торговый город на Шелковом пути, стал называться:Сайрам.

86. Город Испиджаб по сведениям М.Кашгари носил название:Сайрам

87. Крепость - административный, торговый и ремесленный центр в XVI-XVII веках.Сайрам.

88. Х-ХП вв. на берегу реки Кенгир находились города:Сарайлы, Торайлы

89. Город в Чуйской долине, в котором "смешанно живут торговцы разных стран" называется:Суяб

90. Крупным торговым городом Чуйской долины являлся:Суяб

91. Столица Казахского ханства в XVII веке:Туркестан

92. Выделите из предложенных городов Казахского ханства религиозный центр:Яссы.

93. Известный торговый пункт, центр крупного земледельческого округа, в ХVII в. ставший столицей Казахского ханства:Ясы (Туркестан)

94. Древнее название города Ташкента:Шаш

95.Традиционная планировка средневековых городов на территории Казахстана.Округлая

96. Как назывался центр средневекового города?цитадель

97. Центральное место в структуре раннесредневекового города занимал:Цитадель

98. Центральная часть города Отрара XIII века.Хисар.

99. Как называлась часть средневекового города, где жили купцы и чиновники?шахристан

100. Как называлась часть средневекового города, где жили ремесленники и простой люд?рабад

101. Рабад - часть средневекового города, где:Жили бедняки

102. Как назывался экономический центр древнего города?Базар

103. В какой временной период на территории Казахстана наблюдается территориальный рост городов за счет рабадов? Х-ХП века

104. На юге Казахстана в XI веке появляются новые типы жилищ, в которых ряд комнат сообщаются друг с другом дверными проемами, расположенными по одной оси. Они называются:Анфиладные

105. Печь, очаг в тюркских жилищах: тандыр

106. В архитектуре жилых домов XII века появились ташнау, это:саниатрно-очистительное устройство

107. Исследователи относят архитектурные памятники Х-ХII вв.:К северо-туркестанской школе.

108. Северо-туркестанской архитектурной школе X-XII в. характерны тесные связи с традициями: Степного искусства.

109. С распространением ислама в архитектуре появились:геометрический орнамент

110. С распространением ислама в архитектуре появились:арки

111. Отличителная черта мусульманской культуры: купола

112. К коммунальным постройкам средневековых городов Казахстана можно отнести:Бани и трубопроводы

113. Новым элементом градостроительства в X-XII вв. было:сооружение восточных бань

114. Остатки двух восточных бань, датируемые XI-XII вв., обнаружены в ходе раскопок города:Отрар

115. Бани в Таразе обеспечивались водой:по каналам с гор.

116. До 1960-х годов в Туркестане работал(-а) построенный(-ая) в средние века:баня

117. Бани в XI веке отапливались с помощью:жаропроводящих каналов

118. Свидетельством высокого уровня архитектуры XI-XII вв. является:Мавзолей Айша-Биби

119. Свидетельством высокого уровня архитектуры X-XII вв. являются мавзолеи Бабаджа-Хатун и Айша-Биби, расположённые близ города:Тараз

120. Вход мавзолея Бабаджи-Хатун обращен на:восток

121. Сохранившийся памятник XII века, мавзолей Сырлытам обнаружен археологами:В низовьях Сырдарьи

122. Мавзолеи Арыстан-Баба, Кок-Кесене, Ясави находились в:Присырдарьинском регионе

123. Мавзолей Кок-Кесене находится у:Сыгнака.

124. Мавзолей Арыстан-Баб находится у:Отрара

125. Выдающимся архитектурным сооружением XIV-XV вв. на территории Казахстана является мавзолей: Ходжа Ахмеда Йасауи

126. Лицевая часть мавзолея Ясави обращена:восток

127. Когда был построен мавзолей ходжи Ахмета Яссауи в Туркестане?на рубеже XIV-XV вв.

128. Мавзолей Ходжа Ахмета Яссави находится в:Туркестане.

129. Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи был построен по приказу:Тимура

130. Новый мавзолей над могилой Ясави приказал возвести: Тимур

131. Автор проекта мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи:Тимур.

132. Чтобы привлечь исповедующих ислам на свою сторону Эмир Тимур, приказал построить мавзолей:Ходжа Ахмеда Йасауи

133. Возле мавзолея Ясави находилась(-лся):мавзолей Рабиги Султан Бегим.

134. Мавзолей Рабиги Султан Бегим относится к: XV веку

135. Мавзолей внучки Тимура:Рабиги Султан Бегим

136. Мавзолей, построенный в X-XI веках близ Жезказгана, связан с именем человека, который по легенде, является создателем казахских жузов на территории Казахстана и принадлежит он хану: Алашу

137. Памятник зодчества X-XI вв. мавзолей Алаш хана расположен в: Центральном Казахстане.

138. С именем Алаша хана связаны многие легенды об образовании казахских жузов, его мавзолей, построенный в X-XI веках, обнаружен: близ Жезказгана

139. Мавзолеи Алаш хана и Жошы, расположенные в Центральном Казахстане, относятся к архитектурным памятникам: XIV-XV вв.

140. Своеобразие данного мавзоле в том, что он построен по традициям степного зодчества:Алаш-хана

141. В VI-IX вв. вдоль караванных путей тюрки строили «сардобы» - купольные сооружения над:колодцами.

142.Для путников и скотоводов возводились купольные сооружения над колодцами:сардобы

143. Кочевники укрепляли стены колодцев: ветвями деревьев

144. Разновидность зодчества доисламского периода: дын

145. Архитектурное сооружение доисламского периода в форме юрты: Дын

146. В VI- IX вв. тюрки возводили памятники в стиле «дын» - строения из камня в виде юрты:на месте захоронения людей

147. С чьим приходом связано появление нового вида памятников – каменных изваяний? Тюрков

148. Скульптурные изваяния раннего средневековья называли: балбалы

149. Каменные скульптуры «балбалы» тюрки устанавливали: на месте захоронения знатных людей

150. Традиция создания каменных скульптур балбалов исчезла с распространением:Ислама

Духовная культура

1. Какое животное было тотемом у древних тюрков?Волк

2. Обереги, сделанные из шерсти и когтей волка: тумары

3. Чтобы сберечь от сглаза использовали:бойтумары

4. От сглаза оберегали:бойтумары.

5. Что означает термин «уран»?боевой клич

6. Высшее достоинство кочевника в Казахском ханстве:Воинская доблесть

7. Обычай, по которому жена умершего брата переходила к младшему (старшему) брату или ближайшему родственнику, назывался:Аменгерство

8. Какие праздники у казахов проводятся с обязательным участием детей?перерезание пут (тусау кесер).

9. Важное место среди обрядов занимал обычай жертвоприношения по случаю засухи:тасаттык

10. Профессионалы-вычислители, занимавшиеся эмпирической метеорологией и счетом времени:Есепчи.

11. Как назывались родоплеменные метки, которыми клеймили скот, находившийся в частной собственности кыпчакских семейств?тамги

12. Письменный знак родового имени у тюркских племен.Тамга.

13. Древнетюркский рунический алфавит, состоявший из 35 букв, был создан на основе:родовых тамг

14. Как называлась древнетюркская письменность?руническая

15. Древнетюркский алфавит состоял из:35 букв.

16. Византийский историк Менандр Протектор стал известен казахстанской историографии благодаря тому, что:оставил первое сообщение о письменности тюрков.

17. Первое сообщение о письменности тюрков принадлежит историкуМенандру Протектору

18. Кто впервые прочитал орхоно-енисейские надписи?В. Томсон

19. Тюркские надписи впервые были найдены на территории Казахстана:В долине реки Талас

20. По мнению исследователей, тюркская письменность получила широкое распространение:VIII-XII вв.

21. По мнению исследователей, тюркская письменность получила широкое распространение:VIII-IX вв.

22. Наряду с тюркским письмом в VI-X в. широкое распространение в Казахстане получило: Согдийское письмо.

23. Письменность средневекового Казахстана, широко применявшая наряду с тюркской рунической письменностью «послами, купцами и государственными советниками»: согдийская

24. С X в. в тюркской среде широко употребляется:Арабский язык

25. В IX - XII в тюркской среде широко употребляется: Арабский язык

26. Возникновению тюркской письменности на основе арабской графики способствовало: Распространение ислама

27. В каком государстве арабская графика впервые заменила древнетюркскую письменность?в государстве Караханидов

28. Тюркское письмо было вытеснено:уйгурским

29. Самый древний памятник тюркской письменности:Письмена «Культегина»

30.Древний памятник тюркской письменности: Письмена «Тоньюкок»

31. Крупнейшими памятниками древнетюркской литературной письменности являются письмена:«Культегин» и «Тоньюкок»

32. Древнейшие памятники древнетюркской письменности - «Тоньюкук и Кюль-Тегин»:Исторические дастаны (поэмы).

33. Древнейшие памятники древнетюркской письменности - надписи в честь Бильге-кагана и Кюльтегина, являются блестящим образцом:Политической прозы

34. Древнетюркские стелы - памятники в честь Бильге-кагана и Кюль-Тегипа написаны:Руническим письмом

35. Каким письмом написаны тексты в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина?Руническим

36. Древнейшие памятники древнетюркской письменности - «Культегин» и «Тоньюкок» были созданы в период:Тюркского каганата

37. К литературе тюркоязычных народов VIII - IX вв. относится книга:«Коркыт - Ата».

38. Книга, посвященная знаменитому акыну и кобызисту – «Книга моего деда Коркыт-ата»

39. Кем был Коркут? знаменитым жырау, одаренным композитором

40. Коркут был: Знаменитым жырау, одаренным композитором

41. Мавзолей Коркыта находится в: Кзыл-Ординской области

42. Древний вариант «Огуз-намы» в XIII в. записал: Рашид-ад-дин

43. Поздняя версия «Огуз-намы» в XVII в. была записана: ханом Абулгазы

44. Произведение, возникшее, по мнению О.Сулейменова, на стыке славянского и тюркского этносов:«Слово о полку Игореве»

45.Автор произведения «Мухаббатнаме»:Хорезми

45.1 Произведение «Жусуп-Злиха»:воспевает любовь

46. Ученый-энциклопедист Востока IX-X веков, «второй учитель» мира.Аль Фараби

47. «Вторым учителем» после Аристотеля был назван, один из первых ученых Востока X в:Абу Насыр аль-Фараби

48. Кого называют «Вторым Аристотелем» Востока?Аль Фараби

49. Развивал идеи грека Аристотеля: Фараби

Аль-Фараби учился в: Иране и Арабских странах

50. Автор книги «Философские, математические трактаты»:Аль Фараби

51. Свои труды писал арабским письмом один из первых ученых Востока X в:Абу Насыр аль-Фараби

52. Письменность, которой пользовался Аль-Фараби, создавая свои труды:Арабская

53. Город, где родился Аль-Фараби:Отрар

54. Один из первых ученых Востока X в. Абу Насыр аль-Фараби родился в округе Фараб (Отрар), здесь получил образование на:кыпчакском языке

55. Выдающийся философ, ученый энциклопедист IX-X вв.:Абу Райхан Бируни

56. Учёный-энциклопедист, живший 973-1050 гг.: аль-Бируни

57. Автор трудов «Памятник прошлых поколений», «Благородных камни»:Абу Райхан аль-Бируни

58. Знаменитый учёный Востока, за 600 лет до Галилея и Ньютона научно доказавший закон всемирного тяготения: аль-Бируни

59. Вкладом в историю языкознания является труд Кашгари:«Диван лугат ат-тюрк»

60. Огромный вклад в историю языкознания внес ученый XI в:Махмуд Кашгари

61. Автор «Диван лугат ат-тюрк»:М.Кашгари

62. Сочинение Махмуда Кашгарского, памятник истории, быта, нравов и языка тюркоязычных народов.«Словарь тюркских наречий».

63. Первопроходцем в изучении тюркских языков называли:Махмуда Кашгари

64. Первопроходцем в сравнительном изучении тюркских языков был: М.Кашгари

65. Кто автор поэмы «Кутадгу билик»?Ю. Баласагуни

66. Общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов отражены в научном труде XI в:«Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни.

67. Литературные традиции и специфика письменного языка тюркоязычной литературы XI в. отражена в поэме:«Кудаггу билик» Баласагуни

68. Сведения об общественно-политической жизни и религиозных воззрениях тюрков содержатся в труде: «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни

69. Поэма Баласагуни, представляющая свод наставлений и поучений, называется:«Кудадгу билик»

70. В каком государстве жил Юсуф Баласагуни?в государстве Караханидов

71. «Кутадгу билик» Ю. Баласагуни подарил:кагану Карахандов

72. За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил титул «главного визиря»:Юсуфу Баласагуни

73. Караханидский каган присвоил титул «главного визиря» Юсуфу Баласагуни за создание произведения:«Кугадгу билик».

74. «Много книг, написанных на арабском и таджикском языках, а эта единственный и первый сборник мудрости на родном языке» писал: Ю.Баласагуни о своем труде «Кутадгу билик»

75. Произведение XI в. «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни является одним из первых научных трудов, написанных на:тюркском языке

76. «Поэтом поэтов, предводителем мудрецов» называли: Ахмеда Иугнеки

77. Дастан (поэма) «Дар истины» Ахмеда Иугнеки, поэта эпохи Караханидов, написан на:тюркском языке

78. Поэт Ахмед Иугнеки жил при:Караханидах

79. Энциклопедия исторических, философских и естественных наук, преподаваемых в медресе, носила название:Хикмет.

80. Автор книги «Дивани Хикмет»:Ахмет Яссауи

81. Проповедником мусульманской религии в Казахстане в XII веке был:Ахмед Яссауи

82. Выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религии в Казахстане:Ахмед Яссауи

83. Распространителем поэзии духовного направления в Казахстане был:А.Яссауи

84. «Диуан-и-хикмет» Ходжа Ахмеда Йасауи написана на тюркском языке:арабским алфавитом

85. Ученый-богослов, проведший детские годы в Туркестане: Ходжа Ахмед Йасауи

86. Учителем поэта, мыслителя и проповедника мусульманской религии в Казахстане Ходжа Ахмеда Йасауи был:Арыстан-Баб

87. Непосредственное влияние на Ахмеда Яссауи оказал его учитель:Арыстанбаб

88. Арыстан-баб по легенде жил:VII-VIII вв.

89. В иерархии мусульманских святых Средней Азии и Казахстана, согласно воззрениям казахов, верхнюю ступеньку занимаетАрыстанбаба

90. По народной мудрости, прося милости у Ходжи Ахмеда, следует почитать его наставника: Арыстан-Баба

91. Одним из учеников Ходжа Ахмеда Йасауи является великий поэт, автор учебников по богословию:Сулеймен Бакыргани

92. Великий поэт известный в народе как Хаким-Ата: Сулеймен Бакыргани

93. Под именем Хаким-Ата был известен в народе ученик Ходжа Ахмета Йасауи:С. Бакыргани

94. На каком языке развивалась устная народная литература на территории Казахстана в XIII- XIV вв. На кыпчакском

95. На территории Казахстана устное народное творчество и литература развивались на кыпчакском языке в: XIV-XV вв.

96. На территории Казахстана в XIV - XV вв. устное народное творчество и литература развивались на: кыпчакском языке.

97. В каком городе находилась вторая в мире по величине и численности книг библиотека?в Отраре

98. Развитие науки в Средней Азии и Казахстане замедлилось с: XIII века

99. Кто из средневековых историков писал о монгольских завоеваниях? Плано Карпини

100. Источник, свидетельствующий об истории монголов: «Сокровенное сказание»

101. «Кодекс куманикус» предназначался для: европейцев в Золотой Орде

102. Словарем кыпчакского языка является: «Кодекс куманикус»

103. «Кодекс куманикус» является памятником: Кыпчакского языка

104. Назовите произведение на тюркском языке, написанное в период Золотой Орды в XIV веке? «Хосров и Ширин».

105. Кюй «Аксак кулан» был создан еще в эпоху: Золотой Орды

106. Эпическо-этническая поэма о «Кобыланды батыре» рассказывала о борьбе: кыпчаков против калмыков

107. Эпос XIII-XIV веков о войне кыпчаков с иранским ханом. «Кобланды батыр».

108. Героический эпос, возникший в период распада Золотой Орды: Ер Таргын

109. Поэты-исполнители эпоса: жырау

110. Представитель казахской устной поэзии: жырау

111. Назовите одного из знаменитых жырау в Дешт-и-Кыпчаке в XV в.: Асан-кайгы

112. Известные авторы произведений устного народного творчества XIII-XV вв.:Сыпыра-жырау, Асан-Кайгы

113. Один из знаменитых жырау Казахского ханства, живший в ХV веке:Шалкииз-жырау

114. Один из знаменитых жырау Казахского ханства, живший в ХVI веке:Доспамбет-жырау.

115. Поэты-импровизаторы:акыны

116. Состязание акынов (поэтов-импровизаторов):Айтыс.

117. Поэты-песенники у казахов назывались:сал и сери

118. В музыкальном искусстве казахов большое место занимал литературно-песенный жанр:терме

119. Разновидность песен-утешений:естирту

120. Свадебная песня казахского народа:жар-жар

121. Наиболее распространённым жанром устной народной литературы были: сказки

122. Персонажи устного народного творчества Аяз би и Жиренше встречают в:Сказках.

123. Ученый-богослов, живший в г.Сыгнаке – Хисамаддин аль-Сыгнаки

124. Историю династии хана Джучи описывает исторический труд середины XVI в. «Шынгыснаме».

125. Как называлось произведение Усмана Кухистани? «Тарих Абулхаир-хани»

126. В 40-х годах XVI в. историю правления хана кочевых узбеков Абулхаира «Тарих-и Абулхаир-хани» написал:Усман Кухистани

127. Летописью истории казахских племен и народов Могулистана является научный труд XVI в. «Тарих- и- Рашиди» сочинение:Мухаммед Хайдар Дулати

128. В труде какого средневекового автора содержится наибольшая информация истории Могулистана? «Тарих и Рашиди» Мухаммеда Хайдара

129. В каком средневековом источнике содержатся сведения об образовании Казахского ханства?«Тарих и Рашиди» Мухаммад Хайдар Дулати

130. Исторический научный труд XVI в. «Тарих-и-Рашиди» Мухаммеда Хайдара написан на: персидском языке.

131. Исторический труд, повествующий о казахско-могульских отношениях в XVI-XVII вв.: «Хроника» Шах-Махмуда Чораса

132. Как назывались казахские исторические сочинения и генеалогии?шежeре

133. О жалаирах говорится, как о племенах покоренных Чингисханом, у историка Абулгази в его:«Шежире-и тюрк»

134. Кто автор книги «Древние тюрки»?Л. Гумилев

135. Наиболее важный памятник казахской исторической литературы ХVII в.:«Джами ат-таварих» Кадыргали Джалаири.

136. Ценным историческим источником о внутреннем и внешнем положении Казахского ханства в XVI-XVII веках был труд Кадыргали Жалаири:«Сборник летописей»

137. Памятник исторической литературы XVI- XVII вв. сочинение Кадыргали Джалайри «Джами ат-тауарих» написан арабским алфавитом на:казахском языке

138. Свое произведение Жалаири посвятил:Борису Годунову.

139. К. Жалаири был советником у:Кучума

140. Исторические произведения на казахском языке стали появляться в: XVI-XVII вв.

141. Популярная игра казахской молодёжи в XVI-XVII веках:белая кость

 

Религии и верования.

1. Религия средневековых тюркоязычных жителей Казахстана в период раннего средневековья:Тенгрианство

2. Главный бог тюрков:Тенгри

3. В период раннего средневековья тюркоязычные жители поклонялись:Тенгри.

4. В период раннего средневековья тюркоязычные жители поклонялись Тенгри и женскому божеству, покровительнице очага и детей:Умай ана

5. Хранительница домашнего очага у тюрков: Умай ана

6. В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись женскому божеству Умай, которая считалась покровительницей:очага и детей

7. Главным объектом верований тюрков был: огонь

8. Как называли казахи в XVI-XVII вв. покровителя домашнего очага? От-ана (Огонь)

9. Тюрки в V-VII веках тела умерших:сжигали

10. В период раннего средневековья поклонялись Кок бори (волку) племена: тюрков

11. Древнеиранская религия, возникшая в VII-VI вв. до н.э., для которой характерно почитание четырех стихий - воды, огня, земли и воздуха.Зороастризм

12. Культ барана, распространенный у тюрков, был связан с: зороастрийским фавном

13. Зороастрийская вера была занесена в VI- VII вв. в казахстанские города: согдийцами

14. Медальон с символом манихейского божества, найден при раскопках города:Тараза.

15. Лица, занимающиеся распространением религии среди населения с иным вероисповеданием:Миссионеры

16. Роль основных миссионеров буддизма взяли на себя:Согдийцы

17. В раннем средневековье роль основных миссионеров буддизма взяли на себя:Согдийцы

18. На месте города Суяб найдены буддийские храмы, которые относятся к:VI-VIII вв.

19. Остатки буддийских храмов были обнаружены на месте города: Акбешим

20. Среди терракотовых фигур тюрков и согдийцев встречаются изображения: Будды

21. В VII-VIII вв. христианство несторианского толка широко распространилось в городах:Южного Казахстана и Семиречья

22. Кто способствовал проникновению христианства несторианского толка на территории Казахстана в средние века? Сирийцы

23. Как называется собрание высшего христианского духовенства? Собор

24. Собрание высшего христианского духовенства 431г., положившее начало гонению «несторианцев»: Эфесский собор

25.Надгробные камни с несторианскими надписями и символикой.Кайраки

26. Изображения, которые считаются символами христианства.Крест и голубь

27. Начало распространения ислама в Казахстане:VIII в.

27.1 Широкое распространение ислама на территории Казахстана можно отнести к:XIV в.

28. Ислам в Средние века появился в Казахстане с:юго-запада

29. Распространением ислама среди кыпчаков занимались:хорезмийцы

30. Распространенное в средневековом Казахстане течение в исламе, проповедующее смирение, аскетизм: Суфизм

31. С X в. в Южном Казахстане литературные и научные произведения стали писать на арабском языке из-за широкого распространения:ислама

32. Принятие ислама как государственной религии внесло изменение в развитие: городской архитектуры

33. Тип культовых сооружений средневековья:мечети, медрессе, мазары

34. По погребальным обрядам IX-XIII вв. можно проследить укрепление на территории Казахстана позиций: ислама

35. В XIV-XV вв. в Казахстане сосуществовали:ислам и шаманизм

36. На территории Казахстана в XIV - XV вв. основная часть населения наряду с исламом почитали и верховное божество:Тенгри.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...