Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Аль-Фараби учился в: Иране и Арабских странахСтр 1 из 2Следующая ⇒
Хозяйство и культура средневекового Казахстана Материальная культура 1. Какая отрасль хозяйства преобладала у казахов степных районов в ХV-ХVII вв.?кочевое и полукочевое скотоводство 2. Как называлось пастбище, используемое казахами в весеннее время?коктеу 3. При кочевом скотоводстве сезонные пастбища делились на четыре типа и места осенних стоянок назывались:кузеу. 4. При кочевом скотоводстве для казахских аулов основную угрозу - составлял:джут 5. «Джут» - это:Массовый падеж скота. 6. Что такое барымта?насильственный угон скота 7. У кочевников кошара – это:место загона скота на ночь (овец) 8. Что было главным мерилом богатства кочевников, их имущественного положения?скот 9. Вид скота, не играющий важную роль в кочевом хозяйстве.Крупный рогатый скот 10. Способность скота добывать корм из-под снега.Тебеневка 11. С переходом к кочевому скотоводству увеличилось число:Лошадей и овец 12. Какими домашними промыслами занимались казахи-кочевники в ХV-ХVII вв.?переработка продуктов животноводства 13. Свадебный головной убор девушки носит название:Саукеле. 14. Головной убор женщины, одеваемый через год после замужества.Желек. 15. Казахский мужской плащ из верблюжьей шерсти.Шекпен. 16. Из верблюжьего молока изготавливали целебный напиток:Шубат. 17. Путешественник Петахья, проехавший в XII веке через кыпчакские земли писал, что «хлеба не едят в этой земле, а только…» рис и просо 18. Одно из изысканных лакомств у казахов, приготовленное из проса:жент 19. Охота с ловчими птицами.Саят. 20. О развитии ремесла в раннесредневековом Казахстане известно в основном по:Археологическим находкам 21. Обращение жужанского кагана к тюркскому «Ты мой плавильный невольник» свидетельствует о развитии у тюрков: плавки металла 22. Тюрки были знакомы с процессом плавки металла в: V в. 23. Х-ХП вв. изготовление стекла было развито в городах:Отрар, Тараз 24. Объединения ремесленников в XIII-XV веках: Цехи. 25.Кочевниками была изобретена(-о), вытеснившая (-ее) тяжелый прямой меч в конном бою:изогнутая сабля 26. Музыкальный инструмент, сделанный из камыша:Свирель 27. Часть юрты, состоящую из сборно-раздвижной решетки называют:кереге 28. Удобное передвижное жилище кочевников - это:Кибитка 29. Дома с надворными хозяйственными постройками у казахов назывались:зимовки 30. Некоторые города в период раннего средневековья появлялись на местах постоянных: зимовок. 31. В каких районах Казахстана казахи знали оседлое, полуоседлое земледелие и городскую культуру?южные и юго-восточные районы Казахстана 32. Основные экономические и культурные центры Казахстана VI-X вв. находились в:Семиречье и Южном Казахстане 33. Какие районы являлись основным центром экономики и культуры Казахстана в VI-VII вв.? Семиречье и Южный Казахстан 34. Традиционный очаг земледелия на территории Казахстана:Южный Казахстан 35. В какой части Казахстана получило широкое распространение поливное земледелие?в Южном Казахстане и Семиречье 36. Где находился Мавераннахр?в медждуречье Амударьи и Сырдарьи 37. Как называлась Сырдарья в раннее средневековье? Яксарт 38. Более интенсивно развитие культуры в XVII в протекало:в городских и земледельческих центрах 39. Расцвет средневековой городской культуры Казахстана приходится на:X-XII вв. 40. Наибольшее количество городов в X-XII вв. было в: Южном Казахстане 41. Города Южного Казахстана имели тесные связи с народами:Средней Азии 42. Общий подъем городской культуры на территории средневекового Казахстана наблюдается в:IХ-ХIII вв. 43. В IX-начале XIII веков на территории нынешнего Казахстана наблюдается общий подъем городской культуры. Это происходит:в районе Семиречья 44. В Центральном и Восточном Казахстане рост числа городов и развитие оседлой культуры наблюдается в: X-XII вв. 45. Развитие средневековой городской культуры Казахстана было прервано:Татаро-монгольским нашествием. 46. Возрождение сельского хозяйства и городской культуры после монгольского нашествия началось в:конце XIII в. 47. Число городов Южного Казахстана в 15 в. по сравнению с 9-12 вв.: Уменьшилось почти в три раза 48. На какой территории Казахстана в ХIV-ХV вв. происходил подъем городской и земледельческой жизни?Южный Казахстан 49. По мнению К.Байпакова сооружение Акыртас было возведено в период:Карлукского каганата 50. В IX - XII вв. рост тюркских городов шел более быстрыми темпами за счет:оседания кочевников 51. Одна из причин активного развития городской жизни в X-XII вв.:переход кочевников к оседлому образу жизни 52. Основное население городов Семиречья было тюркское, о чем свидетельствуют:Названия городов 53. Махмуд Кашгари оставил записи о взаимосвязи культуры согдийцев и: тюрков 54. Основателями городов Джамукант, Навакент, Семекну были:Согдийцы 55. Торговые отношения и экономические связи способствовали тому, что народы и племена перенимали друг у друга опыт ведения хозяйства. Тюркоязычные племена переняли оседлость, земледелие, торговлю у:согдийцев 56. Особую роль в расцвете городов в раннее средневековье в Средней Азии сыграли:Согдийцы 57. Племена, сыгравшие ключевую роль в становлении раннесредневековой городской культуры на территории Казахстана:Согдийцы 58. Большую роль в развитии городской и земледельческой культуры в Жетысу сыграли инароязычную народность:согдийцы 59. В средневековом Казахстане расширению и укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром способствовали:заинтересованность во взаимной торговле 60. Где в Казахстане в Х-ХII вв. наиболее интенсивно велась ярмарочная торговля? В пограничных с кочевым миром городах 61. Одна из наиболее существенных сторон жизнедеятельности городов южного Казахстана в ХVI-ХVII вв.:торговля 62. В XVI-XVII веках в Дешт-и-Кыпчаке основным местом торговли являлся город на границе с кочевой степью:Сыгнак 63. Самые крупные города IX-XIII вв.: Испиджаб, Отрар, Сауран 64. К наиболее крупным городам по площади в IX-XIII веках относятся:Испиджаб, Отрар 65. Один из крупнейших политико-экономических центров Южного Казахстана в VI-VIII вв.: Отрар. 66. Крупный торгово-ремесленный центр южно-казахстанских земель:Отрар 67. Торгово-ремесленный центр южно-казахстанских земель, владение которым в ХVI-ХVII вв. обеспечивало власть над всей областью:Отрар 68. Средневековый центр Фарабского округа город:Отрар 69. К числу редкостных по значению находок, говорящих о международной торговле, относится: Серебряный клад из Отрара 70. Свидетельством оживления городской культуры после монгольского нашествия является то, что в середине XIII в. начинает работать монетный двор: Отрара. 71. В XIII - XV веках монеты трех номиналов (динары, дирхемы, фельсы) чеканились в городе: Отраре 72. Золотые деньги Отрара XIII века: Динар. 73. Золотые монеты, имевшие обращение на всей территории Южного Казахстана в послемонгольский период: Динары. 74. В эпоху средневековья владетели городов свою независимость и самостоятельность подчеркивали тем, что:Выпускали монеты 75. В 1210 и 1217-1218 гг. Мухаммед Хорсзмшах чеканил монеты в городе: Отрар 76. Новые монеты, чеканка которых началась в 1428г. сразу во многих городах Ср. Азии: «медный динар» 77. Высокопробные серебряные дирхемы Саманидов назывались:исмаили 78. Что предполагал тарханный дар в средневековых феодальных государствах Казахстана в XIV - XV вв.? освобождались от уплаты налогов в пользу государства 79. Какой город Тюргешского каганата был крупным центром торговли?Тараз 80. Какой город являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Семиречья в IX-ХII вв.?Тараз 81. Какой город являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Семиречья в IX-ХII вв.?Тараз 82. В каких городах в IХ веке существовали монетные дворы?Тараз, Испиджаб 83. Наиболее многонаселенный город на территории Казахстана в IX-XII вв.Испиджаб 84. «Городом на Белой реке» называли:Испиджаб 85. В XIII веке Испиджаб - крупный торговый город на Шелковом пути, стал называться:Сайрам. 86. Город Испиджаб по сведениям М.Кашгари носил название:Сайрам 87. Крепость - административный, торговый и ремесленный центр в XVI-XVII веках.Сайрам. 88. Х-ХП вв. на берегу реки Кенгир находились города:Сарайлы, Торайлы 89. Город в Чуйской долине, в котором "смешанно живут торговцы разных стран" называется:Суяб 90. Крупным торговым городом Чуйской долины являлся:Суяб 91. Столица Казахского ханства в XVII веке:Туркестан 92. Выделите из предложенных городов Казахского ханства религиозный центр:Яссы. 93. Известный торговый пункт, центр крупного земледельческого округа, в ХVII в. ставший столицей Казахского ханства:Ясы (Туркестан) 94. Древнее название города Ташкента:Шаш 95.Традиционная планировка средневековых городов на территории Казахстана.Округлая 96. Как назывался центр средневекового города?цитадель 97. Центральное место в структуре раннесредневекового города занимал:Цитадель 98. Центральная часть города Отрара XIII века.Хисар. 99. Как называлась часть средневекового города, где жили купцы и чиновники?шахристан 100. Как называлась часть средневекового города, где жили ремесленники и простой люд?рабад 101. Рабад - часть средневекового города, где:Жили бедняки 102. Как назывался экономический центр древнего города?Базар 103. В какой временной период на территории Казахстана наблюдается территориальный рост городов за счет рабадов? Х-ХП века 104. На юге Казахстана в XI веке появляются новые типы жилищ, в которых ряд комнат сообщаются друг с другом дверными проемами, расположенными по одной оси. Они называются:Анфиладные 105. Печь, очаг в тюркских жилищах: тандыр 106. В архитектуре жилых домов XII века появились ташнау, это:саниатрно-очистительное устройство 107. Исследователи относят архитектурные памятники Х-ХII вв.:К северо-туркестанской школе. 108. Северо-туркестанской архитектурной школе X-XII в. характерны тесные связи с традициями: Степного искусства. 109. С распространением ислама в архитектуре появились:геометрический орнамент 110. С распространением ислама в архитектуре появились:арки 111. Отличителная черта мусульманской культуры: купола 112. К коммунальным постройкам средневековых городов Казахстана можно отнести:Бани и трубопроводы 113. Новым элементом градостроительства в X-XII вв. было:сооружение восточных бань 114. Остатки двух восточных бань, датируемые XI-XII вв., обнаружены в ходе раскопок города:Отрар 115. Бани в Таразе обеспечивались водой:по каналам с гор. 116. До 1960-х годов в Туркестане работал(-а) построенный(-ая) в средние века:баня 117. Бани в XI веке отапливались с помощью:жаропроводящих каналов 118. Свидетельством высокого уровня архитектуры XI-XII вв. является:Мавзолей Айша-Биби 119. Свидетельством высокого уровня архитектуры X-XII вв. являются мавзолеи Бабаджа-Хатун и Айша-Биби, расположённые близ города:Тараз 120. Вход мавзолея Бабаджи-Хатун обращен на:восток 121. Сохранившийся памятник XII века, мавзолей Сырлытам обнаружен археологами:В низовьях Сырдарьи 122. Мавзолеи Арыстан-Баба, Кок-Кесене, Ясави находились в:Присырдарьинском регионе 123. Мавзолей Кок-Кесене находится у:Сыгнака. 124. Мавзолей Арыстан-Баб находится у:Отрара 125. Выдающимся архитектурным сооружением XIV-XV вв. на территории Казахстана является мавзолей: Ходжа Ахмеда Йасауи 126. Лицевая часть мавзолея Ясави обращена:восток 127. Когда был построен мавзолей ходжи Ахмета Яссауи в Туркестане?на рубеже XIV-XV вв. 128. Мавзолей Ходжа Ахмета Яссави находится в:Туркестане. 129. Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи был построен по приказу:Тимура 130. Новый мавзолей над могилой Ясави приказал возвести: Тимур 131. Автор проекта мавзолея Ходжа Ахмета Яссауи:Тимур. 132. Чтобы привлечь исповедующих ислам на свою сторону Эмир Тимур, приказал построить мавзолей:Ходжа Ахмеда Йасауи 133. Возле мавзолея Ясави находилась(-лся):мавзолей Рабиги Султан Бегим. 134. Мавзолей Рабиги Султан Бегим относится к: XV веку 135. Мавзолей внучки Тимура:Рабиги Султан Бегим 136. Мавзолей, построенный в X-XI веках близ Жезказгана, связан с именем человека, который по легенде, является создателем казахских жузов на территории Казахстана и принадлежит он хану: Алашу 137. Памятник зодчества X-XI вв. мавзолей Алаш хана расположен в: Центральном Казахстане. 138. С именем Алаша хана связаны многие легенды об образовании казахских жузов, его мавзолей, построенный в X-XI веках, обнаружен: близ Жезказгана 139. Мавзолеи Алаш хана и Жошы, расположенные в Центральном Казахстане, относятся к архитектурным памятникам: XIV-XV вв. 140. Своеобразие данного мавзоле в том, что он построен по традициям степного зодчества:Алаш-хана 141. В VI-IX вв. вдоль караванных путей тюрки строили «сардобы» - купольные сооружения над:колодцами. 142.Для путников и скотоводов возводились купольные сооружения над колодцами:сардобы 143. Кочевники укрепляли стены колодцев: ветвями деревьев 144. Разновидность зодчества доисламского периода: дын 145. Архитектурное сооружение доисламского периода в форме юрты: Дын 146. В VI- IX вв. тюрки возводили памятники в стиле «дын» - строения из камня в виде юрты:на месте захоронения людей 147. С чьим приходом связано появление нового вида памятников – каменных изваяний? Тюрков 148. Скульптурные изваяния раннего средневековья называли: балбалы 149. Каменные скульптуры «балбалы» тюрки устанавливали: на месте захоронения знатных людей 150. Традиция создания каменных скульптур балбалов исчезла с распространением:Ислама Духовная культура 1. Какое животное было тотемом у древних тюрков?Волк 2. Обереги, сделанные из шерсти и когтей волка: тумары 3. Чтобы сберечь от сглаза использовали:бойтумары 4. От сглаза оберегали:бойтумары. 5. Что означает термин «уран»?боевой клич 6. Высшее достоинство кочевника в Казахском ханстве:Воинская доблесть 7. Обычай, по которому жена умершего брата переходила к младшему (старшему) брату или ближайшему родственнику, назывался:Аменгерство 8. Какие праздники у казахов проводятся с обязательным участием детей?перерезание пут (тусау кесер). 9. Важное место среди обрядов занимал обычай жертвоприношения по случаю засухи:тасаттык 10. Профессионалы-вычислители, занимавшиеся эмпирической метеорологией и счетом времени:Есепчи. 11. Как назывались родоплеменные метки, которыми клеймили скот, находившийся в частной собственности кыпчакских семейств?тамги 12. Письменный знак родового имени у тюркских племен.Тамга. 13. Древнетюркский рунический алфавит, состоявший из 35 букв, был создан на основе:родовых тамг 14. Как называлась древнетюркская письменность?руническая 15. Древнетюркский алфавит состоял из:35 букв. 16. Византийский историк Менандр Протектор стал известен казахстанской историографии благодаря тому, что:оставил первое сообщение о письменности тюрков. 17. Первое сообщение о письменности тюрков принадлежит историкуМенандру Протектору 18. Кто впервые прочитал орхоно-енисейские надписи?В. Томсон 19. Тюркские надписи впервые были найдены на территории Казахстана:В долине реки Талас 20. По мнению исследователей, тюркская письменность получила широкое распространение:VIII-XII вв. 21. По мнению исследователей, тюркская письменность получила широкое распространение:VIII-IX вв. 22. Наряду с тюркским письмом в VI-X в. широкое распространение в Казахстане получило: Согдийское письмо. 23. Письменность средневекового Казахстана, широко применявшая наряду с тюркской рунической письменностью «послами, купцами и государственными советниками»: согдийская 24. С X в. в тюркской среде широко употребляется:Арабский язык 25. В IX - XII в тюркской среде широко употребляется: Арабский язык 26. Возникновению тюркской письменности на основе арабской графики способствовало: Распространение ислама 27. В каком государстве арабская графика впервые заменила древнетюркскую письменность?в государстве Караханидов 28. Тюркское письмо было вытеснено:уйгурским 29. Самый древний памятник тюркской письменности:Письмена «Культегина» 30.Древний памятник тюркской письменности: Письмена «Тоньюкок» 31. Крупнейшими памятниками древнетюркской литературной письменности являются письмена:«Культегин» и «Тоньюкок» 32. Древнейшие памятники древнетюркской письменности - «Тоньюкук и Кюль-Тегин»:Исторические дастаны (поэмы). 33. Древнейшие памятники древнетюркской письменности - надписи в честь Бильге-кагана и Кюльтегина, являются блестящим образцом:Политической прозы 34. Древнетюркские стелы - памятники в честь Бильге-кагана и Кюль-Тегипа написаны:Руническим письмом 35. Каким письмом написаны тексты в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина?Руническим 36. Древнейшие памятники древнетюркской письменности - «Культегин» и «Тоньюкок» были созданы в период:Тюркского каганата 37. К литературе тюркоязычных народов VIII - IX вв. относится книга:«Коркыт - Ата». 38. Книга, посвященная знаменитому акыну и кобызисту – «Книга моего деда Коркыт-ата» 39. Кем был Коркут? знаменитым жырау, одаренным композитором 40. Коркут был: Знаменитым жырау, одаренным композитором 41. Мавзолей Коркыта находится в: Кзыл-Ординской области 42. Древний вариант «Огуз-намы» в XIII в. записал: Рашид-ад-дин 43. Поздняя версия «Огуз-намы» в XVII в. была записана: ханом Абулгазы 44. Произведение, возникшее, по мнению О.Сулейменова, на стыке славянского и тюркского этносов:«Слово о полку Игореве» 45.Автор произведения «Мухаббатнаме»:Хорезми 45.1 Произведение «Жусуп-Злиха»:воспевает любовь 46. Ученый-энциклопедист Востока IX-X веков, «второй учитель» мира.Аль Фараби 47. «Вторым учителем» после Аристотеля был назван, один из первых ученых Востока X в:Абу Насыр аль-Фараби 48. Кого называют «Вторым Аристотелем» Востока?Аль Фараби 49. Развивал идеи грека Аристотеля: Фараби Аль-Фараби учился в: Иране и Арабских странах 50. Автор книги «Философские, математические трактаты»:Аль Фараби 51. Свои труды писал арабским письмом один из первых ученых Востока X в:Абу Насыр аль-Фараби 52. Письменность, которой пользовался Аль-Фараби, создавая свои труды:Арабская 53. Город, где родился Аль-Фараби:Отрар 54. Один из первых ученых Востока X в. Абу Насыр аль-Фараби родился в округе Фараб (Отрар), здесь получил образование на:кыпчакском языке 55. Выдающийся философ, ученый энциклопедист IX-X вв.:Абу Райхан Бируни 56. Учёный-энциклопедист, живший 973-1050 гг.: аль-Бируни 57. Автор трудов «Памятник прошлых поколений», «Благородных камни»:Абу Райхан аль-Бируни 58. Знаменитый учёный Востока, за 600 лет до Галилея и Ньютона научно доказавший закон всемирного тяготения: аль-Бируни 59. Вкладом в историю языкознания является труд Кашгари:«Диван лугат ат-тюрк» 60. Огромный вклад в историю языкознания внес ученый XI в:Махмуд Кашгари 61. Автор «Диван лугат ат-тюрк»:М.Кашгари 62. Сочинение Махмуда Кашгарского, памятник истории, быта, нравов и языка тюркоязычных народов.«Словарь тюркских наречий». 63. Первопроходцем в изучении тюркских языков называли:Махмуда Кашгари 64. Первопроходцем в сравнительном изучении тюркских языков был: М.Кашгари 65. Кто автор поэмы «Кутадгу билик»?Ю. Баласагуни 66. Общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов отражены в научном труде XI в:«Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни. 67. Литературные традиции и специфика письменного языка тюркоязычной литературы XI в. отражена в поэме:«Кудаггу билик» Баласагуни 68. Сведения об общественно-политической жизни и религиозных воззрениях тюрков содержатся в труде: «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни 69. Поэма Баласагуни, представляющая свод наставлений и поучений, называется:«Кудадгу билик» 70. В каком государстве жил Юсуф Баласагуни?в государстве Караханидов 71. «Кутадгу билик» Ю. Баласагуни подарил:кагану Карахандов 72. За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил титул «главного визиря»:Юсуфу Баласагуни 73. Караханидский каган присвоил титул «главного визиря» Юсуфу Баласагуни за создание произведения:«Кугадгу билик». 74. «Много книг, написанных на арабском и таджикском языках, а эта единственный и первый сборник мудрости на родном языке» писал: Ю.Баласагуни о своем труде «Кутадгу билик» 75. Произведение XI в. «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни является одним из первых научных трудов, написанных на:тюркском языке 76. «Поэтом поэтов, предводителем мудрецов» называли: Ахмеда Иугнеки 77. Дастан (поэма) «Дар истины» Ахмеда Иугнеки, поэта эпохи Караханидов, написан на:тюркском языке 78. Поэт Ахмед Иугнеки жил при:Караханидах 79. Энциклопедия исторических, философских и естественных наук, преподаваемых в медресе, носила название:Хикмет. 80. Автор книги «Дивани Хикмет»:Ахмет Яссауи 81. Проповедником мусульманской религии в Казахстане в XII веке был:Ахмед Яссауи 82. Выдающийся мыслитель, поэт и проповедник мусульманской религии в Казахстане:Ахмед Яссауи 83. Распространителем поэзии духовного направления в Казахстане был:А.Яссауи 84. «Диуан-и-хикмет» Ходжа Ахмеда Йасауи написана на тюркском языке:арабским алфавитом 85. Ученый-богослов, проведший детские годы в Туркестане: Ходжа Ахмед Йасауи 86. Учителем поэта, мыслителя и проповедника мусульманской религии в Казахстане Ходжа Ахмеда Йасауи был:Арыстан-Баб 87. Непосредственное влияние на Ахмеда Яссауи оказал его учитель:Арыстанбаб 88. Арыстан-баб по легенде жил:VII-VIII вв. 89. В иерархии мусульманских святых Средней Азии и Казахстана, согласно воззрениям казахов, верхнюю ступеньку занимаетАрыстанбаба 90. По народной мудрости, прося милости у Ходжи Ахмеда, следует почитать его наставника: Арыстан-Баба 91. Одним из учеников Ходжа Ахмеда Йасауи является великий поэт, автор учебников по богословию:Сулеймен Бакыргани 92. Великий поэт известный в народе как Хаким-Ата: Сулеймен Бакыргани 93. Под именем Хаким-Ата был известен в народе ученик Ходжа Ахмета Йасауи:С. Бакыргани 94. На каком языке развивалась устная народная литература на территории Казахстана в XIII- XIV вв. На кыпчакском 95. На территории Казахстана устное народное творчество и литература развивались на кыпчакском языке в: XIV-XV вв. 96. На территории Казахстана в XIV - XV вв. устное народное творчество и литература развивались на: кыпчакском языке. 97. В каком городе находилась вторая в мире по величине и численности книг библиотека?в Отраре 98. Развитие науки в Средней Азии и Казахстане замедлилось с: XIII века 99. Кто из средневековых историков писал о монгольских завоеваниях? Плано Карпини 100. Источник, свидетельствующий об истории монголов: «Сокровенное сказание» 101. «Кодекс куманикус» предназначался для: европейцев в Золотой Орде 102. Словарем кыпчакского языка является: «Кодекс куманикус» 103. «Кодекс куманикус» является памятником: Кыпчакского языка 104. Назовите произведение на тюркском языке, написанное в период Золотой Орды в XIV веке? «Хосров и Ширин». 105. Кюй «Аксак кулан» был создан еще в эпоху: Золотой Орды 106. Эпическо-этническая поэма о «Кобыланды батыре» рассказывала о борьбе: кыпчаков против калмыков 107. Эпос XIII-XIV веков о войне кыпчаков с иранским ханом. «Кобланды батыр». 108. Героический эпос, возникший в период распада Золотой Орды: Ер Таргын 109. Поэты-исполнители эпоса: жырау 110. Представитель казахской устной поэзии: жырау 111. Назовите одного из знаменитых жырау в Дешт-и-Кыпчаке в XV в.: Асан-кайгы 112. Известные авторы произведений устного народного творчества XIII-XV вв.:Сыпыра-жырау, Асан-Кайгы 113. Один из знаменитых жырау Казахского ханства, живший в ХV веке:Шалкииз-жырау 114. Один из знаменитых жырау Казахского ханства, живший в ХVI веке:Доспамбет-жырау. 115. Поэты-импровизаторы:акыны 116. Состязание акынов (поэтов-импровизаторов):Айтыс. 117. Поэты-песенники у казахов назывались:сал и сери 118. В музыкальном искусстве казахов большое место занимал литературно-песенный жанр:терме 119. Разновидность песен-утешений:естирту 120. Свадебная песня казахского народа:жар-жар 121. Наиболее распространённым жанром устной народной литературы были: сказки 122. Персонажи устного народного творчества Аяз би и Жиренше встречают в:Сказках. 123. Ученый-богослов, живший в г.Сыгнаке – Хисамаддин аль-Сыгнаки 124. Историю династии хана Джучи описывает исторический труд середины XVI в. «Шынгыснаме». 125. Как называлось произведение Усмана Кухистани? «Тарих Абулхаир-хани» 126. В 40-х годах XVI в. историю правления хана кочевых узбеков Абулхаира «Тарих-и Абулхаир-хани» написал:Усман Кухистани 127. Летописью истории казахских племен и народов Могулистана является научный труд XVI в. «Тарих- и- Рашиди» сочинение:Мухаммед Хайдар Дулати 128. В труде какого средневекового автора содержится наибольшая информация истории Могулистана? «Тарих и Рашиди» Мухаммеда Хайдара 129. В каком средневековом источнике содержатся сведения об образовании Казахского ханства?«Тарих и Рашиди» Мухаммад Хайдар Дулати 130. Исторический научный труд XVI в. «Тарих-и-Рашиди» Мухаммеда Хайдара написан на: персидском языке. 131. Исторический труд, повествующий о казахско-могульских отношениях в XVI-XVII вв.: «Хроника» Шах-Махмуда Чораса 132. Как назывались казахские исторические сочинения и генеалогии?шежeре 133. О жалаирах говорится, как о племенах покоренных Чингисханом, у историка Абулгази в его:«Шежире-и тюрк» 134. Кто автор книги «Древние тюрки»?Л. Гумилев 135. Наиболее важный памятник казахской исторической литературы ХVII в.:«Джами ат-таварих» Кадыргали Джалаири. 136. Ценным историческим источником о внутреннем и внешнем положении Казахского ханства в XVI-XVII веках был труд Кадыргали Жалаири:«Сборник летописей» 137. Памятник исторической литературы XVI- XVII вв. сочинение Кадыргали Джалайри «Джами ат-тауарих» написан арабским алфавитом на:казахском языке 138. Свое произведение Жалаири посвятил:Борису Годунову. 139. К. Жалаири был советником у:Кучума 140. Исторические произведения на казахском языке стали появляться в: XVI-XVII вв. 141. Популярная игра казахской молодёжи в XVI-XVII веках:белая кость
Религии и верования. 1. Религия средневековых тюркоязычных жителей Казахстана в период раннего средневековья:Тенгрианство 2. Главный бог тюрков:Тенгри 3. В период раннего средневековья тюркоязычные жители поклонялись:Тенгри. 4. В период раннего средневековья тюркоязычные жители поклонялись Тенгри и женскому божеству, покровительнице очага и детей:Умай ана 5. Хранительница домашнего очага у тюрков: Умай ана 6. В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись женскому божеству Умай, которая считалась покровительницей:очага и детей 7. Главным объектом верований тюрков был: огонь 8. Как называли казахи в XVI-XVII вв. покровителя домашнего очага? От-ана (Огонь) 9. Тюрки в V-VII веках тела умерших:сжигали 10. В период раннего средневековья поклонялись Кок бори (волку) племена: тюрков 11. Древнеиранская религия, возникшая в VII-VI вв. до н.э., для которой характерно почитание четырех стихий - воды, огня, земли и воздуха.Зороастризм 12. Культ барана, распространенный у тюрков, был связан с: зороастрийским фавном 13. Зороастрийская вера была занесена в VI- VII вв. в казахстанские города: согдийцами 14. Медальон с символом манихейского божества, найден при раскопках города:Тараза. 15. Лица, занимающиеся распространением религии среди населения с иным вероисповеданием:Миссионеры 16. Роль основных миссионеров буддизма взяли на себя:Согдийцы 17. В раннем средневековье роль основных миссионеров буддизма взяли на себя:Согдийцы 18. На месте города Суяб найдены буддийские храмы, которые относятся к:VI-VIII вв. 19. Остатки буддийских храмов были обнаружены на месте города: Акбешим 20. Среди терракотовых фигур тюрков и согдийцев встречаются изображения: Будды 21. В VII-VIII вв. христианство несторианского толка широко распространилось в городах:Южного Казахстана и Семиречья 22. Кто способствовал проникновению христианства несторианского толка на территории Казахстана в средние века? Сирийцы 23. Как называется собрание высшего христианского духовенства? Собор 24. Собрание высшего христианского духовенства 431г., положившее начало гонению «несторианцев»: Эфесский собор 25.Надгробные камни с несторианскими надписями и символикой.Кайраки 26. Изображения, которые считаются символами христианства.Крест и голубь 27. Начало распространения ислама в Казахстане:VIII в. 27.1 Широкое распространение ислама на территории Казахстана можно отнести к:XIV в. 28. Ислам в Средние века появился в Казахстане с:юго-запада 29. Распространением ислама среди кыпчаков занимались:хорезмийцы 30. Распространенное в средневековом Казахстане течение в исламе, проповедующее смирение, аскетизм: Суфизм 31. С X в. в Южном Казахстане литературные и научные произведения стали писать на арабском языке из-за широкого распространения:ислама 32. Принятие ислама как государственной религии внесло изменение в развитие: городской архитектуры 33. Тип культовых сооружений средневековья:мечети, медрессе, мазары 34. По погребальным обрядам IX-XIII вв. можно проследить укрепление на территории Казахстана позиций: ислама 35. В XIV-XV вв. в Казахстане сосуществовали:ислам и шаманизм 36. На территории Казахстана в XIV - XV вв. основная часть населения наряду с исламом почитали и верховное божество:Тенгри. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |