Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Стандартизация и сертификация. Кодирование товаров. Товароведная классификация товаров.




1. Общие понятия о стандартизации и сертификации.

2. Цель и задачи, принципы и методы стандартизации.

       3. Органы и службы стандартизации.

       4. Нормативные документы по стандартизации.

       5. Классификация и кодирование товаров.

       6. Товароведная классификация товаров.

      6.1 Общая классификация продовольственных и непродовольственных товаров.

1.Стандарт - это документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются правила всеобщего и многократного использования, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности и ее результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. В переводе с английского слово «стандарт» означает образец, норму, основу. Стандартизация основывается на достижениях науки, техники и передового опыта и должна являться надежным гарантом качества товаров, поступающих на внутренний и внешний рынки.

 Стандартизацию рассматривают в трех аспектах:

• как практическую деятельность;

• как часть системы управления;

• как науку.

Стандартизация как практическая деятельность заключается в разработке, внедрении и применении нормативных документов и надзоре за выполнением требований, правил и норм, изложенных в них.

Стандартизация как часть системы управления осуществляется на основе государственной системы стандартизации, опирающейся на комплекс основополагающих стандартов в области технической политики и управления качеством продукции.

Стандартизация как наука выявляет, обобщает и анализирует закономерности в области стандартизации, в теории систематизации, классификации и кодирования объектов, в развитии научных методов, в научном обосновании норм и требований к объектам стандартизации.

Любой товар, поступающий на рынок, должен выпускаться в соответствии с требованиями нормативных документов по стандартизации, независимо от того, на предприятии какой формы собственности он изготовлен.

Сертификация это действие, удостоверяющее посредством сертификата или знака соответствия, что товар отвечает требованиям определенных стандартов или технических условий. Она является гарантией того, что данный товар соответствует требованиям стандартов. В большинстве развитых стран существуют национальные системы сертификации. Такая система внедрена в Украине с 1995г. для пищевых продуктов отечественного производства и тех, что ввозятся, под названием УкрСЕПРО.

2. Важнейшими целями стандартизации являются следующие:

• улучшение качества выпускаемой продукции;

•повышение конкурентоспособности товаров отечественного производства и обеспечение условий для их экспорта на мировой рынок,

•установление рациональной номенклатуры производимых товаров;

•развитие международного сотрудничества во всех сферах человеческой деятельности;

•экологическая защита окружающей среды и обеспечение безопасности людей.

Главной задачей стандартизации является создание комплекса нормативных документов, определяющих современные требования к продукции, к ее разработке, производству и применению, а также надзор за правильным использованием стандартов.

Основной принцип стандартизации - это программно-целевое планирование. Другими важными принципами стандартизации являются: директивность, системность, динамизм и оптимальность.

Директивность или обязательность стандартизации заключается в том, что в стандарты закладываются требования и нормы, обязательные по своей государственно-правовой основе. Несоблюдение таких требований преследуется по закону. Системность предполагает рассматривать стандарт как элемент системы. На основе этого принципа разрабатываются системы межотраслевых стандартов, например стандарты на систему показателей качества продукции (СПКП).

 Основными методами стандартизации являются:

• математические методы (использование рядов предпочтительных чисел и параметрических рядов);

• унификация (приведение продукции к единообразию по форме, нормам и типоразмерам);

• агрегатирование (конструирование готовых изделий из унифицированных и стандартных деталей и узлов);

• комплексная стандартизация (разработка единой системы взаимоувязанных требований к готовой продукции, сырью, материалам, а также к процессам разработки, производства и потребления);

• опережающая стандартизация (установление повышенных требований к объекту стандартизации, обоснованное прогнозом научно-технического развития).

3. В систему органов и служб стандартизации входят международные (всемирные и региональные) и национальные организации по стандартизации. В настоящее время существует более 400 организаций, занимающихся вопросами стандартизации. Крупнейшими являются Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК). Они являются самостоятельными и независимыми друг от друга. ИСО создана с целью содействия развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения мирового товарообмена и сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности. Эта организация проводит работы по стандартизации во всех отраслях промышленности, экономики и техники, за исключением электротехники и электроники. Основной задачей МЭК является разработка международных стандартов в области электротехники и электроники, радиосвязи и приборостроения с целью содействия международному сотрудничеству в этих областях.

Региональные организации по стандартизации ограничиваются деятельностью в пределах группы стран определенного региона. Эти организации способствуют разработке региональных стандартов для решения задач, вытекающих as-aemwt из общих интеграционных экономических и технических соглашений между странами региона. Крупнейшая в мире региональная организация по стандартизации Европейский комитет по стандартизации (СЕН) - создана в рамках стран ЕЭС и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). СЕН разрабатывает единые европейские стандарты для стран-участниц с целью essfSSBtQ устранения технических барьеров, связанных с различием требований в национальных стандартах. Для стран СНГ региональной организацией будет являться Межгосударственный совет по стандартизации.

К национальным органам и службам стандартизации в Украине относятся: Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при кабинете министров Украины (Госстандарт), который осуществляет общее руководство работами по стандартизации, утверждает и регистрирует национальные стандарты, организует информационное обеспечение по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации. Госстандарт имеет свои территориальные органы - центры стандартизации и метрологии, осуществляющие функции и права Госстандарта в установленных пределах. Руководство деятельностью по стандартизации в области строительства и стройматериалов осуществляет Минстрой.

В министерствах, ведомствах и концернах отраслей экономики работы по стандартизации проводят управления или отделы стандартизации. На предприятиях, в организациях и учреждениях работы по стандартизации выполняют конструкторско-технологические или научно-исследовательские отделы, лаборатории или бюро, а также отдельные специалисты.

Для разработки стандартов Госстандарт может формировать технические Комитеты (ТК), назначать головные и базовые организации по стандартизации. В Украине созданы: Украинский НИИ стандартизации, сертификации, информатики, а также Центр метрологии (Харьков) и «Система» (Львов), национальная система сертификации СЕПРО (УкрСЕПРО).

4. К нормативным документам по стандартизации относятся: стандарты, технические условия, технические описания, методические указания, рекомендации по стандартизации и положения. Основное место среди них занимают стандарты и технические условия. Различают следующие виды стандартов: основополагающие (организационно-методические и общетехнические); стандарты на продукцию (услуги); стандарты на процессы; стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа). По категориям стандарты делятся на международные, региональные, государственные, отраслевые и стандарты предприятий. В Украине действуют следующие категории стандартов:

• международные стандарты ИСО (МС ИСО) и международные стандарты МЭК (МС k МЭК), которые носят рекомендательный характер;

• межгосударственный стандарт СНГ «ГОСТ», который имеет обязательный или обязательно-рекомендательный характер;

• стандарт Украины (ДСТУ), который может содержать обязательные или обязательные и рекомендуемые требования;

• стандарт предприятия (СТП), который может содержать обязательные или обязательные и рекомендуемые требования.

С целью предупреждения и пресечения нарушений обязательных требований стандартов осуществляется государственный надзор за стандартами службами Держстандарта и центрами стандартизации и метрологии на всех предприятиях и в организациях независимо от форм собственности.

5. Классификацией называется систематизированное разделения множества объектов на подмножества в соответствии с установленными правилами и принципами. Она помогает систематизировать множество товаров, рационально организовать их учет и хранение при размещении в магазинах и на складах, облегчает составление заказов и заявок на товары, спецификаций к договорам поставки, управление ассортиментом и качеством товаров, способствует внедрению компьютеризации. Классификация используется при разработке стандартов, каталогов, справочников и др. Признаки классификации товара:

• функционально-целевые, отражающие назначение товара;

• генетические, характеризующие происхождение товара, его исходное сырье;

• технологические, отражающие способ производства, особенности конструкции, степень обработки, отделку и способы декорирования;

• специфические, характеризующие свойства товаров, их агрегатное состояние, химический состав, особенности строения, геометрические параметры и размеры, конструкцию, особенности формы, фасоны, модели, марки.

Различают два метода классификации: иерархический и фасетный. Иерархический - последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки.

Фасетный метод - при делении образуются независимые классификационные группировки; одна и та же совокупность товаров делится многократно и независимо по набору признаков, называемых фасетами. Например, классификация вин:

• по срокам выдержки: молодые, ординарные, марочные, коллекционные;

по цвету: белые, розовые, красные;

• по технологии: тихие, игристые.

Различают учебные, отраслевые, государственные и международные классификации товаров.

Кодирование товаров - это присвоение им кодовых обозначений (кодов). Код - это обозначение в виде знака или группы знаков объекта классификации или классификационной группировки. Кодирование необходимо для построения классификаторов и удобства обработки информации о товарах на ЭВМ. Алфавит кода - система знаков, принятых для образования кода.

В качестве алфавита наиболее часто применяют цифры, буквы или их сочетания, штрихи. Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода.

Современным считается штриховой алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы. Ширина их «считывается» сканерами в виде цифр (система ЕАМ иUPC).

Число знаков в алфавите кода называется основанием кода. Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.

Разряд кода — позиция знака в коде. Поскольку каждый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара, то разряд кода несет определенную смысловую нагрузку.

Условное обозначение в структуре кода - это цифра, буква, штрих или пробел. Пробел - определенное расстояние между знаками (буквами, цифрами, штрихами), которое выполняет разделительную функцию. Например, код 54»3121»1211. Здесь разряд кода, обозначенный цифрами 54, относится к целлюлозно-бумажной промышленности, затем идет пробел, цифры 3121 - бумага и ее общая характеристика, опять пробел, цифры 1211 - частные признаки бумаги.

В штрих-кодах цифровую информацию несут ширина штрихов, пробелов и цифры внизу.

Во избежание ошибок при «считывании» кодов вводится контрольное число, используемое для проверки записи кода.

 Штриховое кодирование (ШК) впервые было применено в США в 1973 году - система "Универсальный товарный код" (Universal Produk Code) для применения в промышленности и торговле. В Западной Европе для идентификации потребительских товаров внедрена аналогичная система товарной нумерации в 1977 году под названием "Европейский артикул" (ЕАN –Еuropean Numberinq). В США около 90%, в Германии - 80%, во Франции -70% всех товаров имеют штрих-кодирование. После вступления в ЕАN неевропейских государств, она приобрела международное значение, и ее применение координирует Международная Ассоциация ЕАN с центром в Брюсселе.

В Украине создана Украинская ассоциация "СКАНА", которая разрабатывает стандарты, программно-технические средства, внедряет штриховое кодирование. Для присвоения штрих-кода отечественным производителям или товаровладельцам создана Национальная Номерующая Организация "ЕАN - Украина". По Госпрограмме перехода на международную систему обмена и статистики организованы региональные центры штрихового кодирования.

Применение ШК совместно с ЭВМ обеспечивает оптимизацию следующих процессов:

- изготовителям - учет количества произведенной продукции, сортировку и раздельное складирование различных видов, сортов, наименований, учет товарных запасов, формирование заказа для поставки в торговлю в оптимальные сроки и т.д.;

- оптовым посредникам - прием товаров по количеству и ассортименту, учет и контроль товарных запасов на складе, отгрузку в розничную торговлю;

- транспортным организациям - прием и сдачу товаров;

- розничным продавцам - прием товаров по количеству и ассортименту, размещение на складе, учет и контроль товарных запасов в магазине: на складе и в торговых залах; контроль за сохранностью товаров, обеспечение ритмичного пополнения запаса товаров по мере их реализации.

Принцип штрихового кодирования - кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины (штрихов и пробелов), «считывание» с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает информацию на ЭВМ.

ШК - одно из наиболее распространенных средств автоматической идентификации (АИ).

 К другим средствам АИ относятся цифровая, магнитная, звуковая, радиочастотная и визуальная (магнитная карточка, радиочастотная бирка и т.д.)

Широкое распространение ШК объясняется преимуществами перед другими средствами АИ. А именно:

- оперативная передача информации о товаре по системе электронной связи;

- однозначность информации (высокая защищенность алгоритмов кодирования от ошибок);

Классификация ШК. ШК делятся на 2 вида: европейский ЕАN и американский UPC. В международной практике существует несколько десятков схем кодирования (или символов) но ЕАN и UPC наиболее распространенные. Кроме них довольно часто встречаются коды Interleaved 2 оf 5, Соае 39, Соdabar .

 Коды ЕАN подразделяются на 3 типа: ЕАN - 8, ЕАN - 13, ЕАN - 14.

ЕАN-8 применяется для товаров небольшого размера и от ЕАN-13 отличается сокращенной информацией и меньшими размерами.

ЕАN -13 - наносится на любые упаковки и/или товары.

ЕАN - 14 - применяется только для транспортной упаковки. Он крупнее, не требует высокого качества.

Структура ШК.

Первые 2 или 3 цифры обозначают страну изготовителя или владельца товара. Присваиваются централизовано. Чаще они двузначные. Если трехзначные, то уменьшается следующая цифра - изготовителя. Код изготовителю присваивает национальный орган. В Украине это "ЕАN - Украина» или ее отделения по регионам. Следующие цифры присваиваются изготовителем или продавцом в системе своего предприятия (обязательно ведется регистрация). В этих цифрах кодируют сведения о товаре:

наименование, сорт, артикул, цвет, массу, размер и др. Любые изменения, вносимые в товар и влияющие на его идентификацию, требуют перекодирования ШК.Изменения цен не влекут за собой изменения ШК. Обо всех изменениях ШК изготовитель сообщает оптовому покупателю за 3 недели до поставки товара.

Последняя цифра - контрольное число - находят путем арифметических действий для проверки правильности «считывания» сканером всего ШК (дать пример на доске).

Чтобы избежать фальсификации надо знать следующее:

- размеры ШК: min  - 21,0 *30,0 мм, mах - 52,5* 74,6 мм;

- цвет штрихов должен быть черным, синим или темно-коричневым; не допускается для штрихов красный и желтый цвет;

- место нанесения ШК: задняя стенка упаковки в правом нижнем углу, на расстоянии не менее 20 мм от краев; не должен размещаться там, где есть другие элементы маркировки. Способ нанесения ШК : полиграфический и в виде самоклеющихся этикеток, ярлыков. Для считывания применяют стационарные и портативные лазерные сканеры, они «считывают» на расстоянии от 60 см до 5-6 м.

1 Классы, подклассы и группы составляют общую товароведную характеристику:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 462.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...