Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Внутренняя и внешняя политика.




Тема 2. Киевская Русь: социально-экономический, политический строй, внутренняя и внешняя политика.

                                        План.

  1. Социально-экономический строй. «Русская правда».
  2. Политический строй.
  3. Задачи государства Киевская Русь (внутренняя и внешняя политика).
  4. Принятие христианства.
  5. Культура.
  6. Значение государства Киевская Русь.

 

                                          Киевская Русь. Середина IX – начало XII вв.

I период. Середина IX – середина X вв. – первые киевские князья.

II период. Вторая половина X – первая половина XI вв. – расцвет Киевской Руси.

III период. Вторая половина XI – начало XII вв. – начало перехода к феодальной раздробленности.

 

  1. В IX веке у восточных славян возникло классовое общество и государство. Большинство учёных считает его раннефеодальным государством.

Социальный строй – феодализм.

                 Феодализм характеризует:

а) частная собственность феодала на землю

б) наделение землёй производителей (зависимых крестьян); земля у крестьян в пользовании, а не в собственности

в) формирование классов: феодалов и зависимых крестьян

г) изъятие части производимого крестьянами продукта (феодальная рента).

Класс феодалов.

Класс феодалов – князь, дружина. Они являются коллективными собственниками всей земли в государстве и собирают дань с податного населения (полюдье). На раннем этапе государство характеризуется как государственный феодализм, т. к. трудовое население подвергалось эксплуатации не столько индивидуальными феодалами, сколько феодальным государством.

Постепенно со II половины XI века складывается, развивается собственное хозяйство князя и бояр. Вотчина – наследственное безусловное владение землёй. Вотчина включает усадьбу, собственную пашню, зависимые общины-верви. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер.

Формирование зависимого класса..

 Трудовое население социально неоднородно. Представление о категориях зависимого населения даёт нам первый юридический письменный памятник, сборник законов Киевской Руси «Русская Правда». Его относят к XI веку. Состоит из нескольких частей. Древнейшая – «Правда Ярослава» («Суд Ярославль»),1016 г. «Правда Ярославичей» - 1072 г. «Устав Владимира Мономаха» - 1113 г. Учёные определяют различие в социальном положении населения по различию наказаний за совершённые преступления. (Штраф – вира).

Вервь – община: коллективное пользование землёй, переделы земли, коллективная ответственность, круговая порука.

Люди – свободные общинники, земледельцы и ремесленники.

Смерды - полусвободное население, княжеские данники.

Закупы – долговая зависимость, Взяв «купу», ссуду, должны были вернуть с процентами.

Рядовичи – зависимые по договору. «Ряд» - договор.

Изгой – человек, лишившийся социального статуса, например, порвавшие с общиной; отпущенный на волю холоп.

Холопы, или челядь – наиболее бесправное население, пленные или временные холопы за долги. Слуги в вотчине феодалов. Различие в положении холопов. Например, княжеские и пашенные старосты; тиун – управляющий; огнищанин – глава вотчинной администрации; подъездной; ключник; военный холоп и др.

Значение «Русской Правды».

1.Охрана прав собственности феодалов на землю и трудовое население.

2. Фиксирует зависимость трудового населения (социальное неравенство).

3. Существующее сопротивление жестоко подавлялось.

 

  1. Политический стой – раннефеодальная монархия.

Киевский князь – верховный собственник земли, законодатель, военный предводитель
 верховный судья, верховный сборщик налогов. Власть наследственная, родовой принцип наследования престола, т. е. старшему в роде (лественичный, лествичный принцип).

Дружина – войско и совет. Старшая (бояре, знать). Младшая, гриди (охрана князя).

Князья подвластные и сыновья (удельные князья, посадники).

Сохранялось ещё влияние вече и старцев градских, особенно на окраинах.

Погосты, становища, волости.

  1. Задачи государства Киевская Русь.

1. Укрепление власти феодалов (князей, дружины, бояр) над зависимыми земледельцами и горожанами (подавление сопротивления: 945, 1068, 1113, 1136 гг.)

2. Оборона страны от внешних врагов, охрана торговых путей:

- IX – начало X вв. – войны Аскольда и Олега с хазарами;

- X – начало XI вв. – оборона от печенегов и хазар Святослава и Владимира Святого;

- XI в. – оборона от половцев Ярослава мудрого и Ярославичей;

- XII в. – оборона от половцев при Владимире Мономахе.

     3. Завоевательные походы и торговые договоры, обеспечивающие наиболее благоприятные торговые связи с Византийской империей (907, 911, 944 гг.).

Т. о., не только насильственные функции, но и прогрессивный характер государства: оборона (условия для развития производительных сил, культуры), объединение. Принятие христианства.


Внутренняя и внешняя политика.

 I. Первые киевские князья.

                                   Рюрик (862 – 879 гг.)                                                                                                                                         862 г. - Приглашён с Синеусом и Трувором править на Новгородский престол. Его дружинники Аскольд и Дир освободили Киев от хазарской дани и сели править в Киеве.

                                   Олег (в Киеве с 882 – 912 гг.)

882 г. – Объединил Новгород и Киев, выманив хитростью Аскольда и Дира из города, покорил полян, северян, радимичей, древлян, освободив их от хазар. Совершил военные походы в Константинополь (Царьград), заключил выгодные торговые договоры (907, 911 гг.). Избрал жену Игорю. По легенде принял смерть от своего коня.

                                   Игорь (912 – 945 гг.)

Сын Рюрика. Начал оборону от нового врага – печенегов. 941, 944 гг. – походы против греков (менее успешные, менее выгодный договор). Повторно пошёл за данью к древлянам, был убит в 945г. (Столица древлян Коростень (Искоростень), князь Мал.) Сохранил целостность государства, отстоял договор с греками.

                                     Ольга (945 – 957(964)

Жена Игоря. Отомстила древлянам за смерть мужа. Ввела «уроки» (размер) и «уставы» (сроки) сбора дани и погосты и становища (места) сбора дани. 955 г. – приняла христианство в Константинополе. Народ назвал хитрой, церковь – святой, история – мудрой.

                                 Святослав (957) 964 – 972 гг.)

 Оставил матери внутренне правление, сам занимался внешними походами. Не противопоставлял себя дружине (см. летописную характеристику; «Иду на Вы!»). 964 – покорил вятичей. 964 – 965 - разгромил хазар. 967 – 968 – поход против Волжской Булгарии. 968 г. – поход к Дунайским болгарам. 969 г. – печенеги у Киева. (« Ты, князь, ищешь чужих земель, а своей пренебрегаешь»). 971г. - мир с Византией. 972 г. – погиб у Днепровских порогов от печенегов.

 

II. Расцвет Киевской Руси.             

                 Владимир I («Святой», «Красное Солнышко») ( 980 – 1015 гг.)

  Наладил защиту Киева от печенегов (на окраинах земель – крепости, сигнальные башни). Делил добычу и пировал вместе с дружиной, приглашал киевлян.                                                                                      Пытался привести Русь к духовному единству, к поклонению единым языческим богам (религиозная реформа 980 г.). При Владимире Русь приняла христианство, православную ветвь.

Причины принятия христианства. 1. Необходимость духовно и этнически объединить разноплеменное население Руси.    2. Несовпадение раннефеодального характера власти и общества с родоплеменными верованиями. 3. Необходимость укрепить торговые и дипломатические связи с окружающими христианскими государствами, найти союзников.

В 988 году Владимир принял христианство в Корсуни. Потом крестил Русь. Процесс христианизации шёл сложно, подчас крестили «огнём и мечом». Строительство церквей, деревянных (С. Василия, Богородицкая), каменных (Богородицкая десятинная церковь 996 г), монастырей(Киево-Печерский). Распространение книжного просвещения, стали отдавать детей значительных домохозяев в обучение грамоте (первые школы).

Значение и последствия принятия христианства. 1. Ускорение стирания местных племенных различий, ускорение этнической консолидации, духовной связанности всех частей страны.      2. Православные институты оказались в тесной связи с раннефеодальным государством и монархией, придав ей сакральный, богоустановленный характер (укрепление государства и власти князя). 3. Способствовало приобщению к христианским ценностям, развитию культуры и духовной жизни, просвещения, каменного строительства и архитектуры и т.д. 4. Церковная иерархия также связывает воедино государство. 5. Принятие христианства содействовало более тесным связям с Византией и другими странами Европы.       

                                                        Ярослав Мудрый (1019 – 1054 гг.)

Пришёл на престол в борьбе с братьями.                                                                                                          Особое внимание уделял просвещению и строительству. Приобретение и переписка греческих и славянских книг. Способствовал дальнейшему распространению христианства (Суздаль, меря). При нём - первый русский митрополит Иларион с 1051г. («Слово о благодати и законе»). Ярославу принадлежит начало древнего сборника законов «Русская Правда» - 1016 г.( до того – Закон о порядках в Новгороде).                                                                                                                                       Стремился к мирному урегулированию внешнеполитических вопросов, династические браки. 1043 г. – последний поход против Византии, мирный договор 1046г. и династический брак сына Ярослава Всеволода с дочерью императора Константина Мономаха.                                                                  Разбил наголову печенегов 1034 гг., больше набеги не повторялись. На месте сечи в Киеве построил храм Святой Софии (1037 г.), в Новгороде тоже храм Св. Софии (1047 г.). Золотые ворота в Киеве. Утвердил свою власть на западном берегу Чудского озера – г. Юрьев (Дерпт, Тарту), заложил г. Ярославль

 

III. Начало перехода к феодальной раздробленности.

                                                    Ярославичи, сыновья Ярослава Мудрого Изяслав (1054-1073, 1076-1078), Святослав (1073-1076), Всеволод (1078-1093), сын Изяслава Святополк (1093-1113).

Борьба с набегами половцев, восстание в Киеве 1068 г., дополнения к Русской Правде 1072г. Правда Ярославичей.

                                                     Владимир Мономах (1113 – 1125 гг.)

Призван в Киев из Переславля во время восстания в Киеве 1113 г.                                                                            Ещё до призвания известен как патриот и полководец, созвал съезд князей в Любече в 1097 г. (цель – прекращение княжеских усобиц: «Каждо да держит отчину свою»), организатор похода 1111 г. против половцев.                                                                                                                                                         Государственный деятель - объединение Руси, продолжение Русской Правды «Устав Мономаха»- послабление городам, закупам, холопам.                                                                                                                            Писатель– «Поучение детям».                                                                                                                                                                      Сын Владимира Мстислав Великий (1125 -1132) продолжал попытку удержать единство Руси.

Значение государства Киевская Русь.

1. Государство Киевская Русь объединило все восточнославянские племена, сложилась единая древнерусская народность (будущие русские, белорусы, украинцы).

2. Большое значение для обороны, развития производительных сил, культуры.

3. Укрепление международного положения, авторитета Киевской Руси. Связи с Данией, Швецией, Венгрией, Польшей, Чехией, Болгарией, упоминание о Руси в германском, французском эпосе, скандинавских сагах, в грузинских, армянских, персидских источниках.

4. По размерам - самое большое государство в Европе в то время.        

  

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 131.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...