Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 2. Этапы исследования.




Цель –познакомиться с основными этапами исследовательской деятельности.

 

При работе над темой рекомендуется:

1. Внимательно прочитать содержание теоретического материала.

2. При изучении теоретического материала обратить внимание на следующие понятия:

проблема исследования, тема исследования, объект исследования, предмет исследования, метод исследования, гипотеза.

3. Ответить на вопросы для самоконтроля.

 

Ребята, вспомните, что такое исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность - деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.

Учебно-исследовательская деятельность – работа научного характера, связанная с поиском, проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.

Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Добывание знаний всегда идёт по схеме: постановка проблемы – исследование - получение новых знаний. Затем снова – обнаружение проблемы, её постановка – исследование – добывание новых знаний. Итак, любое исследование начинается с постановки проблемы.

Можно сказать, что проблема появляется там, где не хватает имеющихся знаний, а общественная практика требует решения возникших вопросов.

В качестве примера можно привести факт появления ракет во Второй мировой войне. Гитлеровцы бомбили советские города и города союзников антигитлеровской коалиции, в том числе и Лондон. Немецкие самолеты сбивались зенитной артиллерией, и потери авиации были особенно большими на лондонском направлении. Встал проблемный вопрос: нельзя ли бросать бомбы на Лондон без участия самолетов и пилотов.

Начались исследования и в конце войны ученые Германии создали ракету ФАУ-2. Проблема была решена. Но тут вряд ли мы найдем противоречие. Скорее надо говорить о появлении потребности.

Так было с появлением телеграфа, телефона и т.д.

Проблемы вообще бывают разные: научные, производственные, экономические, финансовые, житейские, общественные, личные и т.д.

Чаще всего проблема исследования формулируется в виде вопроса. Например: "Каковы условия, необходимые и достаточные для формирования у будущих специалистов профессионального мышления?".

Или другие примеры: «Как провести математическое моделирование явлений физической оптики?», «Как провести анализ конкурентно - способности продукции?», «Как проанализировать работу завода в условиях рынка?» и т.д.

Нам необходимо рассмотреть научные, а точнее учебно-научные проблемы.

Научная проблема - это задача, решение которой приведет к получению нового знания об исследуемом объекте.

 

Рассмотрим требования к учебно-научной проблеме.

1.Учебно-научная проблема должна быть посильной для вас.

2.Учебно-научная проблема должна давать вам возможность продемонстрировать отличительные признаки исследовательской работы, а именно:

· новые факты, найденные вами наблюдением, экспериментом, анкетированием, взятием интервью и т.д.;

· высказывание новой идеи с убедительной собственной аргументацией ее верности;

· обоснование тезиса /идеи/ со ссылкой на авторитетные источники;

· показать, что в основе работы должны быть или эксперимент, или наблюдение, или математическая модель с убедительными расчетами;

· толковое описание добытых знаний /новых для класса, школы или новых вообще/.

 

К учебно-научным можно отнести, например, следующие проблемы:

· Как воспитать потребность и привить навыки охраны окружающей среды у молодежи?

· Какие социальные показатели лежат в основе ваших представлений о родном крае?

· Каково состояние преступности в нашем городе? и т.д.

 

Что же такое постановка проблемы? Это описание условий и обстоятельств состояния области, сферы и т.п., о которой идет речь, в том аспекте (в направлении, в плоскости), в котором хотят поднять проблему.

Например. Авторов предполагаемого исследования беспокоит представление молодежи о жизненном успехе. Авторы, как добропорядочные граждане своей страны, желают, чтобы молодые люди своим жизненным успехом, наряду с материальным благополучием, считали обретение таких качеств, как трудолюбие, честность, порядочность, стремление делать добро и т.п. Но, простое наблюдение за молодежью наводит на мысли о том, что жизненные идеалы у нее другие. Основываясь на этом рассуждении учебно-научную проблему можно сформулировать следующим образом: "В чем заключаются представления молодежи нашего города (выпускников нашей школы) о жизненном успехе?

Таким образом, "постановка проблемы" - это не что иное, как ее формулировка в виде задачи. При постанове проблемы вам необходимо продумать суть проблемы, описать какие цели ставятся при ее решении, каков примерно план действий.

После того, как мы поставили перед собой проблему, необходимо сформулировать тему исследования.

Выбор темы - это один из самых важных элементов исследовательской деятельности. Нередко приходится слышать от ребят: а зачем надо формулировать тему научной работы - я и так, мол, "экспериментирую". Но дело в том, что, во-первых, такое неопределенное "экспериментирование" бессмысленно и бесполезно - в большинстве случаев такой "исследователь" сам не представляет себе, чем же он занимается, и какие результаты он хочет получить. Во-вторых, только четкое обозначение темы каждого отдельного исследования может позволить спланировать и организовать проведение всего комплекса научно-исследовательской работы.

Тема – это часть проблемы, это сторона проблемы, с которой собираются её рассмотреть. Посмотрите в словарике определение слова «проблема».

Тема по сути дела выражает формулировку проблемы в повествовательной форме. В данном случае формулировка темы будет выглядеть так: "Представление молодежи города о жизненном успехе". Темой мы более точно выражаем то, что мы собираемся исследовать.

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

· фантастические – о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

· экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

· теоретические – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, фильмах и т.д.).

Следующий этап после формулирования темы - обоснование актуальности исследования. Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Далее определяются объект и предмет исследования. Вспомните, что такое объект и предмет исследования. Правильно, объект исследования - это процесс, предмет, вещество, явление, которое подлежит изучению, рассмотрению.

Неправильный выбор объекта исследования может повлечь за собой как грубые теоретические ошибки, так и в дальнейшем - ошибки, просчеты в практике. Поэтому точному определению объекта исследования необходимо уделить пристальное внимание в самом начале научной работы. Объектом исследования в нашем примере является "молодежь города".

Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, "проекция", с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений. Так, объект "озеро" может изучаться биологами, ихтиологами, экологами, химиками и др. Но у них у всех будут разные предметы исследования.

Предметом исследования в нашем примере будет - "понимание /толкование/ молодежью жизненного успеха человека в современной России".

Важно отметить то обстоятельство, что предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.

На основе сформулированной проблемы, определенных объекта и предмета исследования устанавливается центральный момент исследовательской работы - ее цель.

Цель исследования - это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим?

Следующий важнейший момент - построение гипотезы.Гипотеза – это предположение, догадка ещё не доказанная логически и не подтверждённая опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Гипотеза вообще - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении гипотезы и последующей экспериментальной, а подчас и теоретической ее проверке, которая либо подтверждает гипотезу и она становится фактом, концепцией, теорией, либо опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т.д.

Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования. Естественно, гипотеза в процессе исследования неоднократно уточняется, дополняется или изменяется.

Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Для решения проблемы вам потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

Сформулированные цель и гипотеза исследования логически определяют его задачи. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.

Следующим этапом будет выбор методов и методик исследования. Посмотрите в словарике, что такое метод и что такое методика исследования. О методах исследования более подробно мы поговорим на следующих лекциях.

Затем целесообразно составить план работы. Как составить план исследовательской работы? Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как вы можете узнать что-то новое о том, что исследуете?».

Примерный план исследовательской работы.

N Вид работы Содержание материала, работы Источник информации Начал Окончил 
1 Изучение литературных источников по теме исследования. Задача – овладение минимумом знаний Книги, журналы, газеты 1.10 1. 11
2 Формулирование цели исследования Цель должна состоять в выявлении зависимости успеваемости по отдел. циклам предмета от правопол (левопол) типа мышления   2.11 9.11
3 Выбор метода исследования Методами исследования могут быть анализ, синтез, анкетирование Ротенберг Р. Доровской А. 10.11 17.11
4 Разработка методики ведения работ Расписать порядок сбора данных, их анализа, составление анкет, анкетирование, обработка результатов анкеты Оценки. 18.11 23.11

В приведенном плане указаны основные рабочие этапы исследовательской деятельности.

При классификации рассматриваемых этапов в другом аспекте, по-крупному, можно выделить следующие четыре этапа:

· Изучение теорий, принципов, закономерностей, понятий, взаимосвязей, а также фактов, идей, событий и т.п., имеющих отношение к исследуемой проблеме.

· Проведение собственно исследования и добывание новых знаний о рассматриваемом объекте.

· Описание и объяснение полученных знаний.

· Разработка предложений по использованию добытых знаний в практической жизни.

Такая классификация исследовательской деятельности довольно прозрачна и понятна. Ясно, что, не усвоив уже известных знаний по рассматриваемому вопросу вести исследовательскую работу невозможно.

Изучая исследуемый объект, накапливая знания, надо еще учитывать следующие положения.

1.Наши знания о любом объекте всегда ограничены, и в большинстве случаев абсолютной истиной не являются.

2.Используя в исследовании какую-либо теорию, необходимо знать границы ее применимости.

3.В основе исследования должны лежать факты, добытые из опыта, или взятые из авторитетного печатного источника /литературы, документов, электронных средств информации/.

 

Следуя плану, проводим исследование и анализируем полученные результаты. После этого формулируем выводы и оформляем материалы исследования.

Завершением исследовательской работы является написание исследовательской работы и оформление её в соответствии с требованиями к исследовательским работам.

Последним этапом исследовательской работы является представление ее результатов и оценка.

Где можно представить результаты? На уроке в школе, на различных конкурсах, выставках и конференциях.

Кто может оценить исследовательскую работу? Одноклассники, учителя, жюри конкурсов, выставок и конференций.

 

 

Вопросы для самоконтроля по теме 2

 

Поставь в порядке выполнения действий:

1. Оценка исследовательских работ

2. Постановка проблемы

3. Выбор темы

4. Составление плана исследования

5. Обоснование актуальности

6. Оформление и представление материалов исследования

7. Выдвижение гипотезы

8. Выбор методов и методик исследования

9. Проведение исследования

10. Формулирование цели и задач

11. Анализ полученных результатов

12. Формулирование выводов

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...