Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность специализации производства, ее преимущества и недостатки, формы специализации. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Специализация- это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях. Специализация, с одной стороны, является следствием разделения труда, а с другой — результатом кооперации взаимосвязанного производства по выпуску конечной продукции. Выделяют следующие преимущества специализации: - является основой для комплексной автоматизации производства; - создает предпосылки для высокого качества и конкурентоспособности продукции; - создает условия для применения более производительной техники и технологии и наиболее эффективного их использования; - позволяет снизить издержки на производство продукции за счет более высокого уровня механизации и автоматизации труда, использования менее квалифицированной рабочей силы и концентрации производства; - обусловливает необходимость развития стандартизации и унификации производства; - позволяет даже на мелких предприятиях быстро увеличивать объемы производства и экономить на издержках за счет этого фактора; - способствует рациональному размещению производства, приближению предприятий к источникам ресурсов и рынкам сбыта; - ускоряет темпы научно-технологического развития. Недостатки специализированных предприятий: - монотонность в работе, необходимость в мероприятиях по снижению отрицательного воздействия этого явления на работника; - большая зависимость от поставщиков и покупателей; - подверженность малым конъюнктурным колебаниям рынка; - как правило, отсутствие выхода на конечного потребителя. Процесс специализации в промышленности осуществляется по следующим направлениям: - создание или выделение отраслей и предприятий, специализированных на выпуске определенных изделий; - расчленение процесса изготовления продукта на ряд частичных процессов и концентрация на предприятиях обособленного производства отдельных частей этого продукта; - выделение и создание самостоятельных предприятий и цехов по В соответствии с названными направлениями в промышленности выделяют три формы специализации. Предметная специализация - сосредоточение производства определенных видов продукции конечного потребления. Предметом такой специализации могут быть станкоинструментальный или автомобильный завод, швейная фабрика, выпускающие определенные виды изделий. Подетальная специализация — сосредоточение производства определенных деталей и узлов, заготовок и полуфабрикатов на отдельных профильных предприятиях. В отдельных отраслях она может иметь конкретные разновидности, например, в машиностроении — подетальную, агрегатную, узловую. Пример подетальной специализации — шарикоподшипниковый завод, завод поршней и т.д. Технологическая специализация (стадийная) — превращение отдельных фаз изготовления продукта или операций в самостоятельные производства (например, литейный завод, прядильная фабрика). В зависимости от масштабов выделяют внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализацию. При оценке уровня специализации используются два схожих параметра: однородная и профильная продукция. Однородность продукции или выполняемой работы определяется конструктивно-технологическими признаками. Критериями однородности служат: на рабочем месте — одинаковые деталеоперации, закрепленные за ними; на участке и в цехе — аналогичные по техническим признакам детали, узлы, изделия или выполняемые работы; на предприятии — изделия или работы, конструктивно и технически сходные между собой. Однородность (однотиповость) продукции служит основой для ее типизации, унификации и стандартизации. Профильная продукция — понятие более широкое, относящееся преимущественно к предприятиям и отраслям. Каждое предприятие создается для производства определенной продукции, которая и является для них профильной.
Сущность и формы кооперирования. Уровень кооперирования, эффект от кооперации. Кооперирование— это установление длительных производственных связей между специализированными предприятиями. Специализация тесно связана с кооперированием производства. По сути, это две стороны одного процесса, поэтому в экономике их необходимо рассматривать в единстве. Повышение уровня специализации неизбежно приводит к повышению уровня кооперирования. Процессы кооперирования — это поставки комплектующих полуфабрикатов и выполнение работ для потребностей определенного производства; связь поставщика с определенными покупателями данного вида продукции; работа поставщиков на определенных потребителей, изготовляющих конечную продукцию или продолжающих обрабатывать полуфабрикат. В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования: - предметное, или агрегатное, — ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным предприятиям, выпускающим машины и оборудование; - подетальное — ряд специализированных предприятий поставляет головному предприятию узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т.д.); - технологическое, или стадийное, — поставки одними предприятиями полуфабрикатов головным предприятиям (пряжи – ткацким фабрикам; отливок - машиностроительным заводам). С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся между собой предприятий различают четыре в ид а кооперирования. По отраслевому признаку кооперирование делится: - на внутриотраслевое — кооперируются предприятия одной отрасли; - межотраслевое — при кооперировании заводов разных отраслей. По территориальному признаку кооперирование делится: - на внутрирайонное - кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности; - межрайонное — кооперируются предприятия в различных экономических (административных) районах. Уровень кооперирования определяется следующими основными показателями: - удельным весом в себестоимости выпускаемой предприятием продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперированию; - удельным весом полуфабрикатов, изготовляемых предприятием на сторону, в общем их выпуске и выпуске всей продукции; - количеством предприятий, кооперирующихся с данным предприятием. Эффект от кооперации выражается: - в снижении удельных приведенных затрат на приобретение изделий по кооперации по сравнению с изготовлением на данном предприятии; - увеличении объемов производства продукции на предприятии в случае размещения части номенклатуры полуфабрикатов на других предприятиях вследствие наличия узких мест в производственной мощности; - развитии научно-технологического прогресса и интенсификации производства в результате кооперации со специализированными инновационными предприятиями; - оживлении экономической жизни в целом в результате диффузии нововведений. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 301. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |