Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность специализации производства, ее преимущества и недостатки, формы специализации.




Специализация- это процесс сосредоточения выпуска опреде­ленных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях.

Специализация, с одной стороны, является следствием разделе­ния труда, а с другой — результатом кооперации взаимосвязанного производства по выпуску конечной продукции.

Выделяют следующие преимущества специализации:

- является основой для комплексной автоматизации производства;

- создает предпосылки для высокого качества и конкурентоспо­собности продукции;

- создает условия для применения более производительной тех­ники и технологии и наиболее эффективного их использования;

- позволяет снизить издержки на производство продукции за счет более высокого уровня механизации и автоматизации труда, исполь­зования менее квалифицированной рабочей силы и концентрации производства;

- обусловливает необходимость развития стандартизации и уни­фикации производства;

- позволяет даже на мелких предприятиях быстро увеличивать объемы производства и экономить на издержках за счет этого фактора;

- способствует рациональному размещению производства, при­ближению предприятий к источникам ресурсов и рынкам сбыта;

- ускоряет темпы научно-технологического развития.

Недостатки специализированных предприятий:

- монотонность в работе, необходимость в мероприятиях по сниже­нию отрицательного воздействия этого явления на работника;

- большая зависимость от поставщиков и покупателей;

- подверженность малым конъюнктурным колебаниям рынка;

- как правило, отсутствие выхода на конечного потребителя.

Процесс специализации в промышленности осуществляется по следующим направлениям:

- создание или выделение отраслей и предприятий, специализи­рованных на выпуске определенных изделий;

- расчленение процесса изготовления продукта на ряд частичных процессов и концентрация на предприятиях обособленного произ­водства отдельных частей этого продукта;

- выделение и создание самостоятельных предприятий и цехов по
выполнению отдельных технологических операций (стадий).

В соответствии с названными направлениями в промышленности выделяют три формы специализации.

Предметная специализация - сосредоточение производства оп­ределенных видов продукции конечного потребления. Предметом такой специализации могут быть станкоинструментальный или автомобильный завод, швейная фабрика, выпускающие определен­ные виды изделий.

Подетальная специализация — сосредоточение производства опре­деленных деталей и узлов, заготовок и полуфабрикатов на отдельных профильных предприятиях. В отдельных отраслях она может иметь конкретные разновидности, например, в машиностроении — поде­тальную, агрегатную, узловую. Пример подетальной специализации — шарикоподшипниковый завод, завод поршней и т.д.

Технологическая специализация (стадийная) — превращение отдель­ных фаз изготовления продукта или операций в самостоятельные про­изводства (например, литейный завод, прядильная фабрика).

В зависимости от масштабов выделяют внутриотраслевую, меж­отраслевую и межгосударственную специализацию.

При оценке уровня специализации используются два схожих параметра: однородная и профильная продукция.

Однородность продукции или выполняемой работы определяется конструктивно-технологическими признаками. Критериями одно­родности служат: на рабочем месте — одинаковые деталеоперации, за­крепленные за ними; на участке и в цехе — аналогичные по техниче­ским признакам детали, узлы, изделия или выполняемые работы; на предприятии — изделия или работы, конструктивно и технически сходные между собой. Однородность (однотиповость) продукции служит основой для ее типизации, унификации и стандартизации.

Профильная продукция — понятие более широкое, относящееся преимущественно к предприятиям и отраслям. Каждое предприятие создается для производства определенной продукции, которая и яв­ляется для них профильной.

 

 

Сущность и формы кооперирования. Уровень кооперирования, эффект от кооперации.

Кооперирование— это установление длительных производствен­ных связей между специализированными предприятиями.

Специализация тесно связана с кооперированием производства. По сути, это две стороны одного процесса, поэтому в экономике их необходимо рассматривать в единстве. Повышение уровня специали­зации неизбежно приводит к повышению уровня кооперирования.

Процессы кооперирования — это поставки комплектующих полу­фабрикатов и выполнение работ для потребностей определенного про­изводства; связь поставщика с определенными покупателями данного вида продукции; работа поставщиков на определенных потребителей, изготовляющих конечную продукцию или продолжающих обрабаты­вать полуфабрикат.

В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования:

- предметное, или агрегатное, — ряд предприятий поставляет раз­ные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным предприятиям, выпускающим машины и оборудование;

- подетальное — ряд специализированных предприятий постав­ляет головному предприятию узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т.д.);

- технологическое, или стадийное, — поставки одними предпри­ятиями полуфабрикатов головным предприятиям (пряжи – ткацким фабрикам; отливок - машиностроительным заводам).

С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся между собой предприятий различа­ют четыре в ид а кооперирования.

По отраслевому признаку кооперирование делится:

- на внутриотраслевое — кооперируются предприятия одной от­расли;

- межотраслевое — при кооперировании заводов разных отрас­лей.

По территориальному признаку кооперирование делится:

- на внутрирайонное - кооперируются предприятия, располо­женные в одном экономическом (административном) районе, вне за­висимости от отраслевой принадлежности;

- межрайонное — кооперируются предприятия в различных эко­номических (административных) районах.

Уровень кооперирования определяется следующими основ­ными показателями:

- удельным весом в себестоимости выпускаемой предприятием продукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по кооперированию;

- удельным весом полуфабрикатов, изготовляемых предприяти­ем на сторону, в общем их выпуске и выпуске всей продукции;

- количеством предприятий, кооперирующихся с данным пред­приятием.

Эффект от кооперации выражается:

- в снижении удельных приведенных затрат на приобретение из­делий по кооперации по сравнению с изготовлением на данном пред­приятии;

- увеличении объемов производства продукции на предприятии в случае размещения части номенклатуры полуфабрикатов на других предприятиях вследствие наличия узких мест в производственной мощности;

- развитии научно-технологического прогресса и интенсифика­ции производства в результате кооперации со специализированными инновационными предприятиями;

- оживлении экономической жизни в целом в результате диффу­зии нововведений.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 301.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...