Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социологический эксперимент




Повторные исследования также делятся на:

• Трендовые исследования осуществляются на аналогичных выборках или в пределах одной генеральной совокупности с интервалами во времени с целью анализа изменений на уровне определенной группы, совокупности. Различаюткагортные тренды, когда объектом исследования является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во времени повторных исследований, иисторические тренды, когда объектом исследования является определенная возрастная группа, которая исследуется через определенные промежутки времени. В этом случае постоянной остается возрастная группа, а когорта и время проведения исследования меняется.

Лонгитюдным  называют исследование, момент повторения которого определяется с учетом генезиса совокупности, которая изучается, то есть с достижением этой совокупностью определенной стадии своего развития.

4. Методы социологических исследований:

1) Анализ документов

Древнейшим и наираспространенным способом получения социологической информации являетсяметод изучения документов, которые есть в любом цивилизованном обществе. Поддокументом в социологии понимают те или иные источники, которые содержат информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, которые функционируют в обществе.

По форме фиксации информации документы делятся на:

• письменные документы (в них сведения подаются в форме текста);

• статистические данные (цифровая форма изложения);

• иконографическая документация ( кино-видео-фотодокументация, картины);

• фонетические документы.

 В социологических исследованиях наиболее распространенными естьтрадиционный (классический) иформализованный (качественно-количественный метод анализа документов).

Существенно отличаясь друг от друга, они не исключают, а взаимно дополняют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся в каждом недостатки.

Подтрадиционным, классическим анализом понимается вся многогранность умственных операций, направленных на интеграцию сведений, которые содержатся в документе с определенной точки зрения, примененного исследователем в каждом конкретном случае.

 Желание избавиться от субъективности традиционного анализа обусловило появление принципиально нового,формализованного метода анализа документов, который получил название " контент-анализ". Контент-анализ, или научный анализ содержания текста (документа), - это метод исследования, который применяется в разных гуманитарных дисциплинах. Суть этого метода сводится к тому, чтобы найти такие признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания.

Анкетный опрос

Среди распространенных методов опроса респондентов важное место занимает методанкетного опроса. Чрезвычайная популярность этого метода объясняется разнообразием и качеством социологической информации, которую можно получить с его помощью. Данный метод основывается на высказываниях отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов в мыслях респондентов.

По способу распространения анкетные опросы делятся на:

• раздаточные, когда анкетер лично вручает анкету и ждет, пока она заполняется, и здесь же получает ее -очный раздаточный опрос, или получает заполненную анкету через несколько дней- заочный раздаточный опрос;

• почтовый - анкета по предыдущей договоренности высыпается и получается по почте;

• прессовый - анкету предлагают заполнить читателю газеты или журнала и прислать в редакцию;

• телетайпный (распространение и сбор анкеты осуществляется через электронную связь).

3) Социометрический опрос

Социометрический метод - это метод опроса, направленый на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (например, студенстськой группы).

Повседневный жизненный опыт свидетельствует о том, что в процессе совместной деятельности индивидов всегда имеющимися есть чувства симпатии и антипатии один к одному. Одни индивиды хотят(положительный выбор) сотрудничать с определенными людьми в какой-то конкретной ситуации, в процессе некоторого довольно определенного вида деятельности, другие индивиды, наоборот, высказывают нежелание(негативный отбор) взаимодействовать с этими лицами. Процессинтерперсонального положительного или негативного отбора является неотъемлемой характеристикой повседневной жизнедеятельности группы.Социометрический тест как раз и имеет своей целью измерить чувство симпатии или антипатии, которые проявляются в межличностных отношениях каждого члена группы, социально-политический и психологический климат в группе и т.д.

Социологическое интервью

Достаточно распространенной формой социологических опросов являетсяинтервью.  Наиболее характерная его особенность как специфического вида опроса заключается в том, что интервьюер (тот, кто опрашивает) иреспондент (тот, кого опрашивают) сводятся лицом к лицу, что информация, которая интересует исследователя, содержится в ответах индивида на заданные ему в устной форме вопросы.

Интервью - это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. Направление беседы определяется той проблемой, которая интересует интервьюера и является предметом прикладного социологического исследования.    

По форме различают несколько видов интервью:

• свободное интервью, когда, как правило, нет плана и раньше времени сформулированных вопросов. Его проводят не интервьюеры, а социологи, которые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т.д. Такое интервью является незаменимым методом на ранних разведывательных стадиях исследования;

• глубинное интервью имеет целью получить информацию, которая удостоверяет не только наличие того или другого социального факта, явления, но и объясняет причины появления данных фактов, явлений;

фокусовано направленное интервью - изучение общественной мысли относительно конкретного события, факта, ситуации;

• стандартизированное (формализованное) интервью, когда формулирование вопросов, их порядок, количество и перечень возможных альтернативных ответов, их кодирование и форма записи предполагаются заранее и сурово фиксируются в своем однообразии. Этот вид интервью - наиболее распространенный, чаще всего его применяют при переписи населения.

Социологическое наблюдение

Наблюдение как метод сбора социологической информации нельзя отнести к специфическим методам социологии.

При этом собирается и фиксируется с помощью технических приборов (кинокамера, фотоаппарат, магнитофон, телевизионная и другая техника) лишь та информация, которая может быть использована для описания, а потом и объяснение проблемной ситуации, которая исследуется.

 

Социологический эксперимент

Эксперимент - это общенаучный метод получения в контролирующих и управляющих условиях нового знания. В социологию он пришел из области наук о природе.

К операциям, которые представляют эксперимент, можно отнести:

• постановку и уточнение задачи и основной гипотезы;

• выбор эмпирического объекту, в пределах которого предполагается провести эксперимент;

• изготовление общего плана экспериментальной и контрольной группы;

• формулирование рабочих гипотез и их уточнение путем построения операционных определений;

• создание экспериментальной ситуации через внедрение в действие гипотетической причины и проведения периодических измерений функционирующего объекта;

• анализ результатов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 409.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...