Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В Деяниях апостолов есть свидетельства от первого лица – (мы), то есть автор сопровождал Павла.




Историко-культурологический аспект.

Контекст – понимание всего отрывка.

Дискурс – быть в теме.

Контекст (от лат. contextus — «соединение», «связь») — законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений, и т. п

Под дискурсом понимают сложное коммуникативное явление, сложную систему иерархии знаний, включающую, кроме текста, ещё и экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели адресата и др.), необходимые для понимания текста[3].

 

Первыми из новозаветных книг были написаны послания святых апостолов, вызванные необходимостью утверждения в вере недавно основанных христианских общин; но скоро явилась потребность и в систематическом изложении земной жизни Господа Иисуса Христа и Его учения. Новейшие открытия в патристической области (творениях святых отцов Церкви) литературы со всей убедительностью свидетельствуют, что все они написаны в I веке.

 

ЕВАНГЕЛИЕ:

В вопросе о возникновении четырех Е. исследователи исходят прежде всего из их большого сходства (вплоть до одинаковых выражений), которое проявляется в первых трех Е. Поэтому эти три Е. были названы синоптическими [от греч. сюнопсис, "общий обзор"]. Наряду с ними существует Евангелие другого рода - -> Евангелие от Иоанна.

Поскольку большая часть Е. от Матфея (как и Евангелия от Луки), довольно точно соответствует Евангелию от Марка, то было сделано предположение, что именно Евангелие от Марка было написано первым (ср. Лк 1:1), а затем дополнено Евангелиями от Матфея и Луки. Каждый из евангелистов пользовался при этом своими источниками, напр. собранием речей Иисуса и устным преданием (ср. Лк 1:1-4).

Во-первых, в параллельных местах у Матфея свыше 95% слов Марка, у Луки – свыше 88%. Остальное – их собственный материал, увеличивший объем. Во-вторых, у Марка более примитивный литературный стиль и упрощенное богословие. И еще, писатели древности обычно имели тенденцию расширять написанное, а не сокращать текст. Тогда, какой же смысл мог быть у кого-либо в сокращении Матфея и Луки, чтобы написать евангелие, как у Марка?

Основываясь на замечании Папия о том, что Евангелие от Матфея изначально было написано на арамейском языке, а позднее переведено на греческий, и опираясь на предание древней Церкви, некоторые исследователи считают этот арамейский оригинал (никаких следов которого, однако, не обнаружено и поныне) самым древним из синоптических Е. Но поскольку, за исключением Лк 1:1-4 (ср. также Ин 20:30 и след.; 21:24 и след.), нигде больше не приводятся сведения о происхождении Е., то история их возникновения в конечном итоге предстает лишь в виде гипотез.

 

АВТОР:

Лука, тот же кто написал Деяние Святых Апостолов

В Деяниях апостолов есть свидетельства от первого лица – (мы), то есть автор сопровождал Павла.

Д.А. написана как рассказ очевидца (т.е. от первого ли-ца: Деян 16:10-17; 20:5-16; возм., также и 20:17-38; 21:1 - 28:16). Исключив сотрудников, которые были с Павлом и в других эпизодах, можно прийти к выводу, что именно Лука был автором этой книги. Если такие доводы установления авторства не кажутся остаточно убедительными, как и свидетельство отцов Церкви, то и возражения против них не выглядят основательными. О личности Луки нам известно, что он был врачом (Кол 4:14).

Это косвенно подтверждается тем, что Лука дает точное описание болезней (Деян 3:2; 9:33; 14:8; 28:8).

 

Древний историк Евсевий Кесарийский говорит, что Лука происходил из Антиохии, и потому принято считать, что Лука был, по своему происхождению, язычник или так называемый «прозелит», то есть язычник, принявший иудейство. По роду своих занятий он был врачом, что видно из Послания апостола Павла к Колоссянам.

ЛУКА ЕВАНГЕЛИСТ (сокращ. форма лат, слова Lucanus, как например Сила - Silvanus)

 

 

ВРЕМЯ и МЕСТО НАПИСАНИЕ

 

Время и место написания Евангелия от Луки можно определить, руководствуясь соображением, что оно написано ранее Книги Деяний апостольских, составляющей как бы его продолжение (см. Деян. 1, 1). Книга же Деяний оканчивается описанием двухлетнего пребывания апостола Павла в Риме (см. Деян. 28, 30). Это было около 63 года по Р.Х. Следовательно, Евангелие от Луки написано не позже этого времени и, надо полагать, в Риме.

 

 

АДРЕСАТ

Житель Италии. Скорее всего Рима.

Лука написал свое Евангелие и книгу Деяния человеку по имени Феофил. Лука называет его в Евангелии «высокочтимый Феофил» (Луки 1:3). Именно так было принято обращаться к состоятельным, занимавшим видное положение людям и к высокопоставленным лицам в римском правительстве. Подобным образом апостол Павел обращался к Фесту, римскому прокуратору Иудеи (Деяния 26:25).

Очевидно, Феофил услышал весть о Христе и заинтересовался ею. Лука надеялся, что его сообщение в Евангелии поможет Феофилу «полностью убедиться в достоверности того, в чем [он] был наставлен устно» (Луки 1:4).

По мнению эллиниста Ричарда Ленски, Феофил навряд ли был верующим, когда Лука назвал его «высокочтимым». «В христианской литературе... не встречается ни одного случая, чтобы христианин обращался к своему брату по вере, используя этот титул, подчеркивающий земные различия». Позднее, в книге Деяния, Лука уже не называет Феофила «высокочтимым», а говорит: «О Феофил» (Деяния 1:1). Ленски делает вывод: «Когда Лука писал свое Евангелие, тот высокопоставленный человек, Феофил, еще не был христианином, но очень интересовался всем, что было связано с этой верой. Однако к тому времени, когда Лука послал ему книгу Деяния, Феофил уже стал верующим».

В то время было принято, что на службе у таких лиц состояли особые рабы - переписчики. Если такому господину посвящалась к.-л. книга, то ожидалось, что он позаботится как об изготовлении списков с нее, так и об их распространении. Следовательно, Е. от Л. было предназначено для более широкого круга читателей, вероятно, живших в Италии, поскольку в повествовании слишком подробно описаны места, хорошо известные каждому жителю Палестины (Лк 1:26; 4:31; 8:26; 24:13). Кроме того, известно, что книги ВЗ, переведенные на греческий язык, были распространены и в среде неевреев. Вероятно, Феофил был знаком с этими книгами, поскольку выражения типа "священник из Авиевой чреды" (Лк 1:5) были ему понятны.

Евангелие По Матфею По Марку По Луки По Иоанна
Адресат Иудеи Римская церковь Язычники Греки
Портрет Иисуса Мессия Слуга Богочеловек Бог

 

 

ИНФОРМАЦИЯ, ОТСУТСТВУЮЩАЯ В ДРУГИХ ЕВАНГЕЛИЯХ

Только в Евангелии от Луки приводятся сведения о родителях Иоанна Крестителя, о событиях, связанных с его рождением, и о посещении Девой Марией Елисаветы, матери Иоанна. Исключительно здесь говорится о поклонении пастухов родившемуся Младенцу, о Сретении и о посещении 12-летним Иисусом Иерусалимского Храма. Также тексту этого Евангелия мы обязаны знакомством со знаменитым благодарственным гимном Богородицы Магнификат (Величит душа Моя Господа…).

Только здесь упоминаются такие чудеса, как невидимое удаление Спасителя от врагов (4:30), воскрешение сына Наинской вдовы (7:11), исцеление согбенной женщины (13:11), больного водянкой (14:1), десяти прокажённых (17:1) и Малха, раба первосвященника (22:50).

Обширен список притч Христа, не встречающихся в других Евангелиях, в их число входят такие знаменитые, как:

· о милосердном самарянине (10:30),

· о блудном сыне (15:11),

· о потерянной драхме (15:8),

· о мытаре и фарисее ((18:10), которая содержит текст «Молитвы мытаря»),

· о богаче и Лазаре (16:19);

· о десяти минах (19:12);

· о двух должниках (7:41),

· о докучливом друге (11:5),

· о безумном богаче (12:16),

· о бодрствующих слугах (12:35),

· о благоразумном домоправителе (12:42),

· о бесполезной смоковнице (13:6),

· о званных на вечерю (14:6),

· о царе идущем на войну (14:28),

· о неверном управителе (16:1),

· о рабах ничего не стоящих (17:7),

· о неправедном судье (18:2).

 

ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ключ к пониманию Е. от Л. содержится во вступит. главах (Лк 1-3). В этом разделе четыре раза встречается слово "Спаситель" [греч. сотэр], к-рое еще лишь один раз встречается в Ев. от Иоанна, и трижды слово "спасение" [греч. сотэриа], к-рое также еще один раз использует Иоанн. Дух Марии возрадовался о Боге, ее Спасителе, избравшем ее матерью Своего Сына (Лк 1:47); ангелы возвещают пастухам о том, что родился Спаситель (Лк 2:11);

Симеон благодарит Бога за то, что ему позволено увидеть спасение Божье (Лк 2:30);

Иоанн Креститель возвещает обетование, что всякая плоть "узрит спасение Божие" (Лк 3:6). Это возвещение о Спасителе и спасении приобретает усиленное значение, поскольку слово сотэр, являвшееся титулом бога у язычников, переносилось и на имп. -> Августа (а впоследствии и на его преемников) в надежде на то, что имп. приведет свой народ к дол-гожданному золотому веку. Так с самого начала возникает связь между ожиданием мирского, сотворенного человеком спасения и ожиданием спасения вечного, принесенного Спасителем Божьим. Кроме полученного по Божьей милости прощения грехов, другого пути к спасению нет. Посланный Богом Спаситель, Который явился, дабы спасти всех людей, облечен властью прощать грехи (Лк 5:24; 7:48 и след.). Поэтому Лука ведет родословие Иисуса от Адама, творцом к-рого был Сам Бог (Лк 3:38). Покаяние и исповедание грехов вновь открывают дверь всякому грешнику в дом Отца (Лк 15:11-24). Спаситель явился, чтобы отыскать и вернуть Отцу потерянное (ст. 1-10). Там, где через прощение устранена причина всякого несчастья - грех, там устраняются и его последствия. По-этому главная тема Е. от Л. - весть, принесенная ангелом: "Я возвещаю вам великую радость". Причину этой радости объясняет Сам Господь: "лето Господне благословенное" было возвещено в обетовании, и вот обетование исполнилось (Лк 4:18-21).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 141.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...