Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 2. Философия, религия и искусство.




 

Для характеристики философии важно не только установитьее взаимоотношение с наукой, но и с религией и искусством. Выясним, что общего между философией, религией и искусством, и в чем их отличие?

Философия, религия и искусство - три важнейших формы общественного мировоззрения (Г. Гегель рассматривал их как высшие формы познания Абсолютной идеи), которым присущи и общие и своеобразные черты. К общему можно отнести, прежде всего, то, что и в философии, и в религии, и в искусстве проблема смысла жизни, ее высших целей и ценностей является центральной, вокруг которой группируются все другие проблемы. В поисках истины и экзистенциального смысла бытия философия, религия и искусство, в отличие от конкретных наук, стремятся проникнуть с помощью разума, веры, интуиции и откровения в трансцендентный мир, находящийся за границами человеческого опыта и повседневного, обыденного представления о жизни. В определенные исторические отрезки времени общность между рассматриваемыми мировоззренческими формами сознания достигает такой полноты, что происходит как бы частичное слияние философии и религии, философии и искусства.

Слияние философии и религии отчетливо проявляется в использовании античной философии (прежде всего Платона и Аристотеля) для доказательства религиозных догматов в средневековой патристике и схоластике, в философской системе Гегеля, религиозном экзистенциализме, христианском персонализме, в учении Вл. Соловьева о Софии, неотомизме и т.д. Однако следует отметить, что такого рода слияния философии и религии возможно только на теоретическом уровне религиозного сознания, где осуществляется принцип единства веры и разума.

Соединение философии с искусством, ее художественно-эстетическая ориентация присутствуют в философии Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше, Шеллинга, Камю, Сартра, а также у постмодернистов Фуко, Дерриды, Лиотара и др. «Философ, - писал Шопенгауэр, - никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука». Сторонники отождествления философии и искусства считали, что не абстрактными понятиями, а художественными средствами можно выразить глубинный смысл философского восприятия человеческого бытия. Именно чувственно-эстетическое познание обращается к индивидуальному, а не к общему, к насущным вопросам жизни человека, его переживаниям, страданиям, судьбе. Как говорил Ф. Ницше: «...мы должны непрестанно рожать наши мысли из нашей боли и по-матерински придавать им все, что у нас есть: кровь, сердце, огонь, веселость, страсть, муку, совесть, судьбу ... ». С другой стороны, и в самом искусстве постоянно присутствует интерес к философским идеям. Достаточно напомнить, что Достоевский свой роман «Преступление и наказание» посвятил художественному отражению ницшеанской идеи о том, что бог умер и теперь все дозволено.

Таким образом, существует много общего у философии и религии, философии и искусства. Однако это общее, разумеется, нельзя абсолютизировать и сливать в единое целое три качественно своеобразных формы общественного сознания. Они существенно отличаются друг от друга в первую очередь тем, каким образом отражаются в них проблемы бытия. Одна и та же идея – например, идея справедливости - по-разному выражается в философии, искусстве и религии. Философия познает и отражает бытие в общих понятиях, идея справедливости в ней представлена как этическая категория, выражающая универсальное значение, наиболее общее понимание ее сущности. В искусстве же мир природы и человека воплощается в конкретно-чувственных образах (поэтических, музыкальных, художественных и т.д.), поэтому справедливость здесь выступает в виде эмоциональных переживаний и конкретных поступков человека. В основе религии лежит вера в высшие, абсолютные, божественные ценности, к которым относится и справедливость - как установленная богом мера межчеловеческих отношений. Как отмечал Г. Гегель, если истину в науке и искусстве может постичь не каждый, то в религии как вера она дана для всех.

Для философии, также как для религии и искусства характерно многообразие взглядов на смысл человеческого бытия, сущность и устройство мира.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 173.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...