Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Избирательное право: понятие, источники, принципы




 

(слайд 2) Прежде, чем рассматривать сущность избирательного права как одного из важнейших институтов права, следует обратить внимание на весьма редкое в правовой сфере явление - один правовой термин имеет двойное содержание. Понятие “избирательное право” может рассматриваться в объективном и субъективном его выражении.

(слайд 3) Избирательное право как правовая категория в объективном смысле - это институт конституционного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения выборов, деятельность субъектов избирательного процесса, их права и обязанности в сфере осуществления народовластия - выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

(слайд 4) Содержание избирательного права - это облаченное государством в форму правовых норм принципы, положения и гарантии, согласно которых проводятся выборы, осуществляются действия и принимаются решения со стороны граждан, политических объединений, избирательных комиссий, других органов, наделенных полномочиями по подготовке и проведению выборов, иных субъектов правоотношений на различных этапах избирательной компании.

 (слайд 5) Содержанием избирательного права являются также положения, регламентационные этапы, порядок, правила и процедуры осуществления избирательных действий и принятия компетентными органами решений: по регистрации или учету избирателей, составлению списков избирателей, образованию избирательных округов, избирательных участков, выдвижению и регистрации кандидатов, предвыборной агитации, проведению голосования и подведению его итогов и другим вопросам.

(слайд 6) Наконец, содержание избирательного права оставляют положения, предусматривающие ответственность лиц, нарушивших нормы избирательного права и восстановления субъективных избирательных прав тех или иных участников выборов (кандидатов, политических партий, избирателей).

(слайд 7)В субъективном смыслеизбирательное право понимается как право, непосредственно принадлежащее конкретному гражданину и характеризующее его избирательную правосубъектность, т.е. право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме.

(слайд 8) Следует различать активное и пассивное субъективное избирательное право:

Активное избирательное право - как право гражданина обладать при достижении установленного законом возраста (18 лет) решающим голосом при формировании органов государственной власти (депутатов, главу государства и т.д.) и органов местного самоуправления. Это право реализуется путем участия гражданина в голосовании на выборах.

Пассивное избирательное право - право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

 

(слайд 9) Источники избирательного права - это формы его внешнего выражения. Следует заметить, что общепринятое понятие источника права в юридической науке отсутствует. С позиции общей правовой теории понятие "источник права" рассматривается в двух аспектах: широком - как причины и закономерности правообразования или генезиса права и узком - как способ закрепления и существования норм права или как внешняя форма установления и выражения правовых предписаний.

(слайд 10) Источниками избирательного праваявляются правовые акты, содержащие нормы, регулирующие избирательные отношения, – нормы избирательного права.

Система источников избирательного права характеризуется такими качествами, как взаимосвязь и иерархия правовых актов.

(слайд 11) Основными составными частями системы источников избирательного права являются:

1) избирательное законодательство;

2) международно-правовые акты;

3) нормативные правовые акты местного самоуправления;

4) решения Конституционного Суда Российской Федерации;

5) решения Верховного Суда Российской Федерации;

6) нормативные правовые акты избирательных комиссий.

( слайд 12) Избирательное законодательство в Российской Федерацииможно разделить на виды по двум основаниям:

1) по уровню регулируемых выборов (предметному признаку) на законодательство о выборах федеральных органов государственной власти, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и законодательство о выборах органов местного самоуправления;

2) по субъекту правотворчества (субъектному признаку) на федеральное избирательное законодательство, избирательное законодательство субъектов Российской Федерации.Конституция Российской Федерации Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. (в ред. от 22 июня 1998 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». . Федеральные законы о выборах в федеральные органы государственной власти. Федеральные законы, определяющие общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Законы смежных отраслей права, регулирующие отдельные аспекты избирательных отношений.

 

 

(слайд 13) Принципы избирательного права есть основополагающие начала, которые пронизывают содержание избирательного права и на основе которых оно строится.

Принципы избирательного права - это обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституциях зарубежных стран.

(слайд 14) Всеобщность означает принадлежность права участия в выборах всех совершеннолетним гражданам государства и отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям. То есть исключена возможность отстранения от выборов каких-либо граждан и групп населения: все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

Принцип периодичности и обязательности проведения выборовозначает, что выборные органы осуществляют свои полномочия в течение определенного срока, по окончании которого обязательно должны быть проведены новые выборы. Срок полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления устанавливается соответственно Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Равное избирательное право означает равное количество голосов у каждого избирателя, равные основания и возможности участия в выборах всех избирателей, а также равенство избирательных округов.

Открытость и гласность выборов.Открытость и гласность относятся к универсальным принципам организации выборных институтов публичной власти. Федеральное избирательное законодательство содержит совокупность норм, обеспечивающих реализацию данного принципа в деятельности избирательных комиссий на всех стадиях избирательного процесса, а также открытость и гласность избирательных компаний для всех участников избирательного процесса – кандидатов, избирательных объединений, блоков, избирателей. Так, гласность обеспечивается, в частности, введением в избирательный процесс института наблюдателей, требованием закона о систематической публикации в средствах массовой информации сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, обязательность официальной публикации полных данных о результатах выборов в объеме данных протоколов избирательных комиссий всех уровней.

Альтернативность выборовозначает, что на один мандат претендуют как минимум два кандидата. По мнению авторов учебника «Конституционное (государственное) право зарубежных стран», сам термин «выборы» несет в себе элемент альтернативности.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют.

Принцип свободы выборов, означает, что участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается тем, что проведение агитации за день до выборов не допускается.

Тайное голосование - предполагает исключение контроля за волеизъявлением избирателей, создание условий для свободы выбора.

 

(слайд 15) Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. В юридической литературе выделяется множество разновидностей избирательных цензов.

(слайд 16) Приведем следующую классификацию:

Наиболее распространенным и вполне оправданным с точки зрения здравого смысла является возрастной ценз, т.е. признание за лицом избирательных прав по достижении им определенного возраста, позволяющего осознавать свои гражданские обязанности и разумно высказываться по политическим вопросам.

Довольно распространенным в мировой практике является и ценз оседлости. Суть его состоит в том, что за лицом признаются его избирательные права только в том случае, если оно проживет в данной стране или в данной местности определенное время. Так, чтобы получить право быть избранным Президентом РФ, необходимо постоянно проживать в Российской Федерации не менее 10 лет (в США, например, - не менее 14 лет).

Технические цензы, позволяющие упорядочить процедуру и итоги выборов. Технически цензы выводят из числа участников избирательного процесса:

- недееспособных и несовершеннолетних лиц.

- лиц не имеющих устойчивых и определенных оснований для пользования активным избирательным правом. В большинстве стран к выборам допускаются только граждане, редким исключением можно привести Великобританию, Испанию, Польшу. Здесь можно привести и ценз оседлости, допускающий к выборам лишь лиц, имеющих постоянное местожительство на конкретной территории;

- лиц, возраст которых дает основания для отграничения их пассивного избирательного права.

Охранные цензы выводят из числа участников выборов лиц, влияние которых на политику может оказаться опасным для государственного строя (ограничения, налагаемые на военнослужащих, государственных служащих, банкротов, должников).

Дискриминационные цензы порождают бессрочное лишение избирательных прав, применяемые к представителям оппозиции, а также к категориям лиц со слабой социально-правовой защищенностью. Такие цензы исключают возможность участия в выборах женщин, лиц "низкого происхождения", определенной национальности, расы.

В прошлом весьма распространены были имущественные цензы, которые применялись к лицам, не имеющим достаточно высоких доходов.

Встречаются и такие цензы, природу которых определить сложно (внебрачное сожительство, ценз грамотности и др.).

Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении итогов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно в присутствии наблюдателей и общественных организаций.

Законодательством в качестве ограничения пассивного избирательного права предусмотрен также ценз неизбираемости,т.е. невозможности для лица баллотироваться кандидатом. Неизбираемость связана со специальными ограничениями для определенных лиц, категорий лиц. Так, в соответствии со ст. 81 Конституции Российской Федерации одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Аналогичные ограничения установлены в законодательстве многих субъектов Российской Федерации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...