Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные направления во внутренней политике Александра 2 1855-1881. «Великие реформы», 60-70гг 19века




 

Социально-экономическая сфера Политическая сфера Духовная сфера
1861- отмена крепостного права. - 1864-земская реформа -1864-судебная реформа -1870-городская реформа. -1874-военная реформа реформа народного образования -1863- новый университетский устав

 

Отмена крепостного права

Причины

1.  кризис феодально-крепостнической системы хоз-ва. Экономическая исчерпанность её дальнейшего развития

2. потребности экономического развития, начавшийся в 30-40-е гг.XIX. промышленный переворот требовали свободных рабочих рук  ( крепостные крестьяне не заинтересованы в результатах труда на помещика. Отсутствие свободных рук мешало развитию промышленности)

3. социальная напряжённость в стране и массовые крестьянские выступления.

4. поражение России в Крымской войне, вызванное военно-экономической отсталостью России.

5. общественное осознание необходимости реформ в стране.

6. активизация либерально-настроенной части общества.

7. необходимость повышения международного авторитета России в мире, а крепостное право подрывало престиж

8. ухудшение финансовогоположения, рост дефицита бюджета

Общественное мнение

Либералы

Кавелин К.Р.

- «записка об освобождения крестьян»

-наделение крестьян землёй за выкуп.

- труд крестьян выкупает гос-во

- реформы

- личное освобождение.

Демократы Чернышевский Н.Г. - наделение землёй, выкуп незначительный. - освобождение без выкупа за труд крестьян - революция - личное освобождение
Подготовка к реформе

1856- выступление А2 перед московским дворянством, призыв к решение крестьянского вопроса

1857 образование Негласного комитета,

1857 рескрипт А2 Назимову о создании губернских комитетов по обсуждении вопроса об отмене

1858- преобразование Негласного (секретного) комитета в Главный комитет по крестьянскому вопросу,

 1859- создание редакционных комиссий при Главном комитете (Ростовцев Я.И.)

1860-роспуск редакционных комиссий, передача документов в Главный комитет, в Госсовет.

19 февр. 1861-подписание А2 Манифеста об освобождении крестьян, Положение о крестьянах вышедших из крепостной зависимости и др. документы

Учреждения по подготовке

1) Губернские дворянские комитеты.

2) Редакционные комиссии.

3) Секретный комитет

4) Главный комитет по крестьянскому делу.

5) Государственный совет ( обсужденине проекта.)

6) Император А2 (подписал, защищал на Гос.совете.)

 

Основные положения

правовое положение крестьян наделение крестьян землёй выкупная операция
- личное освобождение крестьян без выкупа   - наделение крестьян общегражданскими правами.( право иметь имущество, заниматься ремеслом, переходить в др.сословия и др.) - вся земля собственность помещика - получение надела крестьянами обязательно. - земельный надел подлежал денежному выкупу - размеры наделов устанавливались в зависимости от района - определялись нормы наделов: минимальный - помещик не должен был предлагать меньший; максимальный- крестьянин не мог требовать больше у помещика - выкуп носил принудительный характер - 20% выкупной суммы выплачивали крестьяне,80%-государство в качестве долгосрочного кредитана 49 лет по 6% годовых. - гарант выкупа- крестьянская община, круговая порука - размер выкупа определялся путём капитализации оброка.( т.к. оброк приравнивался к капиталу, который в банке должен давать доход 6% годовых) - до совершение выкупной сделки крестьяне обязаны были выполнять предписанные повинности- барщину и оброк.  
Механизм реализации

1. Учреждение института мировых посредников.

2. Составление Уставных грамот

Самоуправление.

Объединение домохозяев- крестьян (сельское общество)- собрание на сельский сход, выбирали старосту.

Объединение нескольких сельских обществ- волость.

Волостной сход выбирал волостного старшину.

 Но! Эти органы были под контролем губернатора мирового посредника

Значение

Положительное

Отрицательное

1) открыло простор развитию капитализма.

2) толчок в развитии страны в целом

3) стало началом других либеральных реформ.

4) ликвидировано позорное крестьянское крепостничество.

 

1) сохранение крупного помещичьего землевладения. 2) Малоземелье крестьян. 3) Крестьяне не получили в собственность землю. 4) Сохранение общину, круговой поруки, половинчатый характер. Сохранило поземельную зависимость крестьян от помещиков (временно- обязанные отношения.)                            

Отношение к реформе

Крестьяне не довольны. Восстание крестьян в Бездне и Кандеевка.

Огарев Н.П.-« старое крепостное право заменило новым… народ царём обманут.»

Реф

Содержание

Судебная реформа 1864 г

1) Вводился бессословный характер судебной деятельности, т. е. формальное равенство всех сословий перед законом

2) Провозглашалась несменяемость судей и независимостьих от административных властей

3) Вводилась гласность и состязательностьсудопроизводства

4) Учреждалась адвокатура (присяжные или частные поверенные)

5) Создавался институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел

6) Вводилась выборность некоторых судебных органов (мировые судьи: рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела)

7)  Упрощена система судопроизводства и сокращено число судебных инстанций

8) Изменена система предварительного следствия. Теперь оно осуществлялось не полицией, а судебными следователями, входившими в состав окружных судов.

НО! СОХРАНЯЛСЯ СОСЛОВНЫЙ СУД ДЛЯ КРЕСТЬЯН, ДУХОВЕНСТВА, ВОЕННЫХ

Судебная система России по реформе 1864 г.

                                                  Император

                                                  Сенат ( высший судебный орган: надзорные и контролирующие функции)

Мировой суд                       Общие суды                                                                            Особые суды для

В городах и уездах         (Судебная палата- Окружной суд)          крестьян, духовенства, военных, высших сановников

Земская реформа 1864 г. Разрабатывал Н.А. Милютин

Содержание: создание в уездах и губерниях выборных органов местного самоуправления земств.

Полномочия земств: вопросы местного хозяйственного значения

-строительство дорог, школ, больниц,

-развитие местной промышленности,

- обеспечение продовольствием в случае голода

- агрономическая помощь

- санитарные меры

Принципы

1) Отделение земств от административной власти

2) Всесословное выборное земское представительство

3) Хозяйственно-финансовая самостоятельность земств

Органы земского самоуправления

Распорядительные                                                                                   Исполнительные

Уездные и губернские земские собрания            выбирали         Уездные и губернские управы

 

Особенности выбор гласных (депутатов земских собраний):

- 1 раз в 3 года по избирательным куриям (ценз имущественный):

· Землевладельческая (крупные и средние земельные собственники), выборы прямые

· Городская – городские собственники, выборы прямые

· Крестьянская – сельские крестьянские общества. Выборы многоступенчатые

В ЗЕМСТВАХ ПРЕОБЛАДАЛИ ДВОРЯНЕ

Реформы в области народного образования 1863 – 1864 гг.

Изменение в системе образования:

1) Увеличилась сеть начальных школ .

Принято « Положение о начальных народных училищах»(14 июля 1864 г.) (школьный устав), который давал формальное равенство в обучении, вводил принцип всесословности образования.

Ликвидация государственно-церковной монополии на образование. Учебные заведения разрешено открывать земствам, общественным организациям и частным лицам.

2) Среднее образование. Принят «Устав гимназий и прогимназий» (19 ноября 1864 г.) вводил принцип всесословности образования.

Гимназии (7 классов) делились на:

-классические (готовили к поступлению в университет),

- реальные (готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения)

- стали открываться женские гимназии с 1870.

Прогимназии: сокращенный срок обучения 4 года.

3) Высшее . Принят новый«Университетский устав» (18 июня 1863 г.)

Утверждение автономии университетов: создавались советы университетов, решавшие все внутренние вопросы; избрание ректора, деканов и преподавателей; смещение цензуры.

В 1870 открылись Высшие женские курсы –первые высшее учебное заведение для женщин.

 Образование стало доступным для различных сословий.

Городская реформа 1870

Цель:введение городского самоуправления по типу земского.

Полномочиятеже, что и у земств

Органы городского самоуправления

Распорядительные                                                                                   Исполнительные

Городская думавыбирала Городская управа ( во главе с городской главой)

Особенности выборов

- 1 раз в 4 года

- по трем съездам на основе имущественного ценза: крупные, средние, мелкие налогоплательщики..

НЕ УЧАСТВОВАЛИ- КТО НЕ ПЛАТИЛ НАЛОГОВ!

Военная реформа (1861-1874гг.) Генерал Д. А. Милютин

Основные направления

1) Сокращение численности русской армии

2) Расширение сети военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава (1863 – 1864 гг. – создание военных гимназий и юнкерских училищ)

3) Введение новых воинских уставов

4) Осуществление перевооружения армии

5) Учреждена система военных округов в целях совершенствования военного управления

6) Отмена рекрутской системы комплектования армии и введение всеобщей воинской повинности , все мужчины с 20 лет (с 1 января 1874 г.)

7)Сокращение срока службы в армии ( пехота- 6 лет, флот-7

Рефо. печати1865:

       

Принятие «Временных правил о печати» (отмена предварительной цензуры)

Точки зрения на итоги реформ Александра 2

Реформы дали мощный импульс дальнейшего развития страны

Аргументы:

· Ликвидировано крепостное право

· Утвердился гласный, состязательный, бессословный суд

· Произошла модернизация российской армии, отменена рекрутская повинность

· В образовании утвердился принцип всесословности, расширились возможности податных сословий для получения образования

· Ускорились темпы капиталистического развития страны

Реформы привели к кризису Российской империи Аргументы: · Условия крестьянской реформы оказались невыгодными для крестьян, спровоцировали в последующем аграрный кризис · Реформы отличались непоследовательностью и незавершенностью, носили половинчатый характер · Незавершенность реформ стала одной из причин роста революционного движения ·  По мнению некоторых современников реформы подорвали традиционные устои и привели к появлению нигилизма · Реформы сохраняли пережитки феодализма
     

С4. В 1880-1881гг вошли в историю как период «диктатуры сердца» М.Т. Лорис Меликова, который наряду с беспощадной борьбой с революционным террором старался найти компромисс с либеральными силами (смягчена цензура, отправлен в отставку  непопулярный консервативный минстр народного просвещения Толстой Д.А.) К началу 1881Лорис – Меликов разработал проект, известный как «конституция Лорис – Меликова» и представил его на утверждение Александра 3 .










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 167.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...