Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основы взаимодействия со средой обитания.
Раздел I. Человек и среда обитания. Тема 1.1. Теоретические основы учения о безопасности. План: 1.Предмет, цели и задачи дисциплины БЖД. 2.Основы взаимодействия со средой обитания.
Предмет, цели и задачи дисциплины БЖД. В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей. Возникновение науки Безопасность жизнедеятельности — объективная потребность современного общества. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них. Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека втехносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности. Безопасность можно обеспечить двумя путями: 1.устранением источников опасности; 2.повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им. Задачи БЖД: 1.Теоретический анализ и разработка методов идентификации (распознавание и количественная оценка) опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания (технические средства, технологические процессы, материалы, здания и сооружения, элементы техносферы, природные и социальные явления); 2.Разработка принципов и методов защиты от опасностей; 3.Разработка и рациональное использование средств защиты человека и среды обитания от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений; 4.Непрерывный контроль и мониторинг среды обитания; 5.Моделирование и прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций; 6.Обучение населения основам защиты от опасностей; 7.Разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей; 8.Разработка мер по обеспечению национальной и международной безопасности. Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов. Дисциплина базируется на следующих отраслях знаний: анатомия и физиология человека, инженерная психология, гигиена труда, техническая эстетика, физика, химия, математика, метеорология, правовые и профессиональные дисциплины. Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания". Аксиомы науки о безопасности жизни: 1.Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки веществ, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения Опасность - негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям; 2.Источниками техногенных опасностей являются элементы техносферы, неисправности в технических системах, их неправильное использование, наличие отходов, нарушение режимов использования технических систем; 3.Техногенные опасности действуют в производстве. Вредные факторы действуют в пределах рабочих зон, бытовых сфер. Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию; 4.Травмоопасные факторы действуют кратковременно и спонтанно, например: при взрывах, катастрофах, авариях. Травмирующий (травмоопасный) фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу; 5.Техногенные опасности оказывают негативное воздействие на человека, среду обитания и элементы техносферы одновременно, т.к. все компоненты находятся в непрерывном и постоянном взаимодействии.
Основы взаимодействия со средой обитания. Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей. Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью. Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания. Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания. Среда обитания — это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, биологических, химических и социальных), способных оказывать прямое или косвенное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. В составе окружающей среды выделяют: § Природная среда (Биосфера) — область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы). § Техногенная среда (Техносфера) — среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды всем потребностям человека. На современном этапе развития человека общество непрерывно взаимодействовало на среду обитания. Ниже показана схема взаимодействия человека со средой обитания.
Классификация условий для человека в системе "человек — среда обитания": 1.Комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха. 2. Допустимые. Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условия труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. 3.Опасные. Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды. 4.Чрезвычайно опасные. Потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде. На протяжении своего развития человечество постоянно сталкивалось с проблемой обеспечения безопасности. Благодаря прогрессу, изменившему мир, выросло благосостояние людей, улучшились качество жизни и условия их труда, невиданных размеров достигли производства промышленности и сельского хозяйства, особенно в экономически развитых странах. Вместе с тем во второй половине XX в. появились крайне неблагоприятные тенденции для жизни человечества, возросло негативное воздействие на человека и среду обитания антропогенных опасностей, отмечался рост природных, техногенных и экологических катастроф. При этом одновременно увеличился их разрушительный эффект, отмечались огромные потери людей и экономический ущерб. Безопасность любой деятельности для каждого человека и окружающей его среды, а также для общества в целом должна рассматриваться с учетом всех экономических, социальных и экологических последствий. Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, продолжительности жизни, состоянии здоровья. В современной техносфере формируются такие факторы условий труда и жизни человека, которые начинают превышать адаптационные, физиологические и психологические возможности человека. Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным (при комфортном и допустимом состоянии) и негативным (при опасном и чрезвычайно опасном ).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 294. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |