Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Рекомендации для психологов и учителей
Тест эмоций» (опросник Басса-Дарки, адаптированный Г.А.Цукерман) Инструкция: «Каждый из людей оказывался в ситуации, когда не хочется или не получается сдерживать себя. Оцените, насколько характерны для вас следующие реакции. Обведите номера тех вопросов, на которые вы дали положительные ответы. Подсчитайте количество обведенных номеров в каждой строчке бланка для ответов и постройте график». Текст опросника 1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь. 2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет. 3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. 4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу. 5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива. 6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной. 7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. 8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно. 9. Мне кажется, что я могу ударить человека. 10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. 11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присутствия. 12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить. 13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю. 14. Я думаю, что многие люди не любят меня. 15. Я требую, чтобы люди уважали мои права. 16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. 17. Я знаю людей, которые могут довести меня до драки. 18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу. 19. Иногда я могу взорваться, как пороховая бочка. 20. Если кто-то пытается мной командовать, я поступаю ему наперекор. 21. Есть люди, к которым я испытываю ненависть. 22. Довольно много людей мне завидует. 23. Если я злюсь, я могу выругаться. 24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины. 25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи, 26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его. 27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся. 28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать. 29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям. 30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются. 31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что о нем думаю. 32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям. 33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же. 34. В споре я часто повышаю голос. 35. Я раздражаюсь из-за мелочей. 36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место. 37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю. 38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить. 39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение. 40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею. Продолжение инструкции: «Твоя агрессивность — твое личное дело до тех пор, пока она не затрагивает других людей. Что же с этим делать? Как минимум знать, чтобы осознать, что этим качеством природа наделила вас более щедро, чем следовало бы. Максимум — вспомнить, кто в доме хозяин — вы или ваши инстинкты? Построенный график показывает, какие проявления агрессии характерны именно для тебя. Точка, расположенная на графике выше пунктирной линии, говорит о выраженности данной формы поведения. Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не следует выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием, обучением, — то есть профессии, связанные с людьми. Даже обращение с животными требует умения контролировать себя, сдерживать гнев и раздражение. Если же все-таки выберете одну из этих профессий, вам придется, как следует поработать над собой, чтобы быть успешным в избранном виде деятельности». Дополнительные вопросы: «Насколько результаты теста совпали с вашим представлением о себе? Приходилось ли вам испытывать трудности из-за вашей вспыльчивости, раздражительности? Расскажите об этом, если хотите». Бланк ответов
Обработка и анализ результатов Физическая агрессия — вы склонны к самому примитивному виду агрессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффективные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрессию. Косвенная агрессия — конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться. Раздражение — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется — см. «физическая и косвенная агрессия». Негативизм — реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице: «Выбью себе глаз, пусть у теши будет зять кривой». Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Сильно отравляет жизнь. Подозрительность — готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья. Вербальная агрессия — за словом в карман вы не полезете. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительными, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает. Чувство вины — вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не накричали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноваты? Если вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, способны ими управлять. Чувство вины — необычная форма агрессии. Это агрессия против самого себя. Одним из ее видов психологи считают пирсинг. Последняя стадия самоагрессии — самоубийство. Причина чрезмерного проявления агрессии — страх и слабость. Поэтому ее преодоление — это преодоление страха и слабости. Ключ
Рекомендации для психологов и учителей Тест эмоций относится к личностным методикам, поэтому применять его следует с большой долей такта, учитывая, что каждый подросток способен самостоятельно ознакомиться с результатами диагностики. Несмотря на «легкость» интерпретации, призванной «смягчить» настораживающую терминологию («агрессия», «негативизм» и т. д.), дети прекрасно понимают смысл диагностики. Поэтому не следует комментировать результаты диагностики вслух и знакомить с ними третьих лиц, в том числе учителей и родителей, без согласия подростка. «Тест эмоций» используется в целях осознания требований обширной группы профессий к эмоционально-волевой сфере человека. Напоминаем, что на основании данных групповой профдиагностики нельзя делать окончательные выводы о психологических особенностях подростка. Это, скорее, информация к размышлению и повод к дальнейшей работе по профессиональному и личностному самоопределению подростка в ходе факультативных занятий и на индивидуальных консультациях. По окончании группового консультирования следует поблагодарить ребят за выполненную работу и проинформировать их о возможности получить индивидуальную консультацию у школьного психолога или в центре профориентации. Г. А. Цукерман рекомендует предложить ребятам предсказать свои результаты по каждой шкале. Когда ученики построят свой предполагаемый профиль, им предъявляются реальные результаты теста. Возможны реакции двух типов: 1) познавательная страсть: «Все не совпадает! А где, правда?! Какой я — настоящий?» 2) личностная озабоченность: «Это правда. Но я не хочу быть таким агрессивным. Что мне делать?» Предложив ученикам нарисовать на том же графике еще одну кривую — «Я - идеальное», мы помогаем им: а) расчленить разные составляющие образа «Я» и осознать их различие; б) очертить то пространство, в котором и ставятся задачи саморазвития и самоизменения. Построенный график показывает, какие проявления агрессии характерны для подростка. Если на графике точка расположена выше пунктирной линии, можно говорить о выраженности данной формы поведения. Знакомство с такими формами агрессии, как физическая, косвенная, раздражение, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины, поможет ребятам задуматься о разрушительной силе этих эмоций. (Из книги: Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального… )
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 184. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |