Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рекомендации для психологов и учителей




Тест эмоций»

(опросник Басса-Дарки, адаптированный Г.А.Цукерман)

Инструкция: «Каждый из людей оказывался в ситуации, когда не хочется или не получается сдерживать себя. Оцените, насколько характерны для вас следующие реакции. Об­ведите номера тех вопросов, на которые вы дали положительные отве­ты. Подсчитайте количество обведенных номеров в каждой строчке бланка для ответов и постройте график».

Текст опросника

1. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

2. Иногда я раздражаюсь настолько, что могу бросить какой-то предмет.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Пока меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.

5. Мне кажется, что судьба ко мне несправедлива.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

7. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

8. Если я кого-то обманываю, то мне становится стыдно.

9. Мне кажется, что я могу ударить человека.

10. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.

11. Иногда люди раздражают меня просто фактом своего присут­ствия.

12. Если мне не нравится какое-то правило, то хочется его нарушить.

13. Иногда меня гложет зависть, хотя я этого не показываю.

14. Я думаю, что многие люди не любят меня.

15. Я требую, чтобы люди уважали мои права.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Я знаю людей, которые могут довести меня до драки.

18. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу по столу.

19. Иногда я могу взорваться, как пороховая бочка.

20. Если кто-то пытается мной командовать, я поступаю ему наперекор.

21. Есть люди, к которым я испытываю ненависть.

22. Довольно много людей мне завидует.

23. Если я злюсь, я могу выругаться.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Если меня кто-то обидит, я могу дать сдачи,

26. Иногда я хватаю первый попавшийся под руку предмет и ломаю его.

27. Я могу нагрубить людям, которые мне не нравятся.

28. Когда со мной разговаривают свысока, мне ничего не хочется делать.

29. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям. 

30. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

31. Если кто-то раздражает меня, я могу сказать все, что о нем ду­маю.

32. Меня угнетает, что я мало помогаю своим родителям.

33. Если кто-то первый ударит меня, я ему отвечу тем же.

34. В споре я часто повышаю голос.

35. Я раздражаюсь из-за мелочей.

36. Того, кто корчит из себя начальника, я стараюсь поставить на место.

37. Я заслуживаю больше похвал и внимания, чем получаю.

38. У меня есть враги, которые хотели бы мне навредить.

39. Я могу угрожать, хотя и не собираюсь приводить угрозы в ис­полнение.

40. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.

Продолжение инструкции:

«Твоя агрессивность — твое личное дело до тех пор, пока она не затрагивает других людей. Что же с этим делать? Как минимум знать, чтобы осознать, что этим качеством природа наделила вас более щедро, чем следовало бы. Максимум — вспомнить, кто в доме хозяин — вы или ваши инстинкты? Построенный график показывает, какие про­явления агрессии характерны именно для тебя. Точка, расположенная на графике выше пунктирной линии, говорит о выраженности данной формы поведения.

Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не следует вы­бирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием, обучением, — то есть профессии, связанные с людьми. Даже обращение с животными требует умения контролировать себя, сдерживать гнев и раз­дражение. Если же все-таки выберете одну из этих профессий, вам придется, как следует поработать над собой, чтобы быть успешным в избранном виде деятельности».

Дополнительные вопросы: «Насколько результаты теста совпали с вашим представлением о себе? Приходилось ли вам испытывать трудности из-за вашей вспыль­чивости, раздражительности? Расскажите об этом, если хотите».

Бланк ответов

 


В о п р о с ы

 

Сумма
(Ф) 1 9 17 25 33
(К) 2 10 18 26 34
(Р) 3 11 19 27 35
(Н) 4 12 20 28 36
(О) 5 13 21 29 37
(П) 6 14 22 30 38
(В) 7 15 23 31 39
(Ч) 8 16 24 32 40

Обработка и анализ результатов

Физическая агрессия — вы склонны к самому примитивному виду аг­рессии. Вам свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, ваш образ жизни и личностные особенности мешают вам искать более эффек­тивные методы взаимодействия. Вы рискуете нарваться на ответную агрес­сию.

Косвенная агрессия — конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалейте мебель, посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.

Раздражение — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать вас изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвет­ся — см. «физическая и косвенная агрессия».

Негативизм — реакция, типичная для подростка, совершающего бессмыс­ленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице: «Выбью себе глаз, пусть у теши будет зять кривой».

Обидчивость — готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Сильно отравляет жизнь.

Подозрительность — готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против вас. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.

Вербальная агрессия — за словом в карман вы не полезете. А зря. По­следствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительными, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.

Чувство вины — вы никого не ударили, ничего не разбили, ни на кого не накричали. Откуда тогда чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноваты? Если вы чувствуете себя в ответе за свои эмоции, значит, способ­ны ими управлять. Чувство вины — необычная форма агрессии. Это агрес­сия против самого себя. Одним из ее видов психологи считают пирсинг. Последняя стадия самоагрессии — самоубийство.

Причина чрезмерного проявления агрессии — страх и слабость. Поэто­му ее преодоление — это преодоление страха и слабости.

Ключ

Физическая агрессия (Ф)   1   9   17   25   33  
Косвенная агрессия (К)   2   10   18   26   34  
Раздражительность (Р)   3   11   19   27   35  
Негативизм (Н)   4   12   20   28   36  
Обидчивость (0)   5   13   21   29   37  
Подозрительность (П)   6   14   22   30   38  
Вербальная агрессия (В)   7   15   23   31   39  
Чувство вины (Ч)   8   16   24   32   40  

Рекомендации для психологов и учителей

Тест эмоций относится к личностным методикам, поэтому применять его следует с большой долей такта, учитывая, что каждый подросток спосо­бен самостоятельно ознакомиться с результатами диагностики. Несмотря на «легкость» интерпретации, призванной «смягчить» настораживающую терминологию («агрессия», «негативизм» и т. д.), дети прекрасно понимают смысл диагностики. Поэтому не следует комментировать результаты диаг­ностики вслух и знакомить с ними третьих лиц, в том числе учителей и ро­дителей, без согласия подростка.

«Тест эмоций» используется в целях осознания требований обширной группы профессий к эмоционально-волевой сфере человека. Напоминаем, что на основании данных груп­повой профдиагностики нельзя делать окончательные выводы о психологи­ческих особенностях подростка. Это, скорее, информация к размышлению и повод к дальнейшей работе по профессиональному и личностному само­определению подростка в ходе факультативных занятий и на индивидуаль­ных консультациях.

По окончании группового консультирования следует поблагодарить ре­бят за выполненную работу и проинформировать их о возможности полу­чить индивидуальную консультацию у школьного психолога или в центре профориентации.

Г. А. Цукерман рекомендует предложить ребятам предсказать свои результаты по каждой шкале. Когда ученики построят свой предполага­емый профиль, им предъявляются реальные результаты теста. Возмож­ны реакции двух типов:

1) познавательная страсть: «Все не совпадает! А где, правда?! Какой я — настоящий?»

2) личностная озабоченность: «Это правда. Но я не хочу быть таким агрессивным. Что мне делать?»

Предложив ученикам нарисовать на том же графике еще одну кривую — «Я - идеальное», мы помогаем им:

а) расчленить разные составляющие образа «Я» и осознать их различие;

б) очертить то пространство, в котором и ставятся задачи саморазвития и самоизменения.

Построенный график показывает, какие проявления агрессии ха­рактерны для подростка. Если на графике точка расположена выше пун­ктирной линии, можно говорить о выраженности данной формы поведения.

Знакомство с такими формами агрессии, как физическая, косвенная, раздражение, негативизм, обидчивость, подозрительность, вер­бальная агрессия, чувство вины, поможет ребятам задуматься о разрушительной силе этих эмоций.

 (Из книги: Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального… )

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 141.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...