Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Поминовение живых и усопших
Затем священник тайно молится, вспоминая святых, спасенных Крестной Жертвой Христа Спасителя, а также поминает живых и усопших. «О святéм Иоанне Пророце, Предтече и Крестители, о святых славных и всехвальных апостолех...». Затем священник произносит вслух. «В первых помяни, Господи, Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси...». Хор: «И всех и вся». Священник продолжает тайную молитву: «Помяни, Господи, град сей, в немже живем...». Священник произносит вслух: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем...». Хор: «Аминь». Священник благословляет верующих: «И да будут милости Великаго Бога...». Хор: «И со духом твоим». Приготовление предстоящих к Святому Причащению Дьякон – просительная ектенья: «Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся...». Во время ектеньи священник тайно молится: «Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеколюбче...». Молитва Господня Священник: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога, Отца, и глаголати». Хор (или дьякон с народом): «Отче наш, Иже еси на Небесех!...». Далее священник говорит вслух заключительные слова Молитвы Господней: «Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа...». Хор: «Аминь». Священник: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Дьякон: «Главы ваша Господеви приклоните». Хор: «Тебе, Господи». Священник тайно читает: «Благодарим Тя, Царю невидимый, Иже неисчетною Твоею силою вся содетéльствовал еси...». Возглас: «Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего...». Хор: «Аминь». Священник тайно читает: «Вонми, Господи Иисусе Христе, Боже наш...» и (трижды) тайно – «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», и делает три поясных поклона. Далее священник закрывает Царские врата завесой. Дьякон: «Вонмем» (призыв молящихся к благоговейному стоянию). Священник берет Святый Агнец и, поднимая его над дискосом, возглашает: «Святая – святым!» Это значит, что великая святыня – Святые Дары – могут преподаваться только тем, кто очистился через Покаяние. Хор: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь». Этим ответом верующие исповедуют, что никто из людей сам не может быть святым, и только Один Бог может сделать человека причастником Своей Святости. Причащение священнослужителей Хор поет причастен[49]. Дьякон – священнику: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник разламывает Святой Хлеб на четыре части, тихо произнося: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий...». Дьякон – священнику: «Исполни, владыко, святый Потир». Священник, взяв частицу с надписью ИС, опускает ее в Потир: «Исполнение Духа Святаго». Дьякон: «Аминь». И, взяв ковшец с теплотой (горячей водой), дает его священнику со словами: «Благослови, владыко, теплотý». Священник: «Благословена теплота святых Твоих...». Дьякон крестообразно вливает теплоту в Потир: «Теплота веры, исполнь Духа Святаго. Аминь». После этого священник берет часть Святого Агнца с надписью ХС и разделяет ее на частицы по числу причащающихся священнослужителей. После определенных Уставом священнодействий и молитв все служившие Литургию священники причащаются. Причащение мирян Дьякон (и священник), выйдя с Дарами на солею, возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите!» Хор: «Благословен Грядый во Имя Господне. Бог Господь, и явися нам». Священник читает молитву пред Причащением: «Верую, Господи, и исповéдую...». Хор: «Тело Христово приимите, Источника Безсмертнаго вкусите». После Причащения мирян священник входит в алтарь и по совершении священнодействий на Престоле обращается лицом к молящимся и, благословляя их, возглашает: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». Хор: «Видехом Свет истинный...». Последнее явление Святых Даров предстоящим Священник берет Потир и тихо говорит: «Благословен Бог наш...». А затем, повернувшись лицом к народу со Святой Чашей, произносит вслух. «Всегда, ныне и присно и во веки веков». После этого священник несет Святую Чашу на жертвенник, тихо говоря: «Вознесися на небеса, Боже...». И совершает уставные священнодействия с оставшимися Дарами. Хор: «Аминь. Да исполнятся уста наша...». Благодарственная ектенья и заамвонная молитва Дьякон, став на обычном месте солеи, произносит ектенью: «Прóсти, приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих...». Хор: «Господи, помилуй». Дьякон: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Хор: «Господи, помилуй». Дьякон: «День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Хор: «Тебе, Господи». Священник: «Яко Ты еси Освящение наше...». Хор: «Аминь». Священник: «С миром изыдем». Хор: «О имени Господни». Дьякон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Священник в это время спускается за амвон (внизу солеи) и читает заамвонную молитву: «Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящай на Тя уповающия...». Хор: «Аминь. Буди имя Господне благословено отныне и до века» (трижды) и 33-й псалом. Потребление Святых Даров Священник с дьяконом Царскими вратами входят в алтарь и после положенных Уставом священнодействий и молитвословий дьякон потребляет оставшиеся после Причащения мирян Святые Дары. Отпуст Священник благословляет молящихся, стоя в Царских вратах лицом к ним: «Благословение Господне на вас...». Хор: «Аминь». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе». Хор: «Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови». Священник: «Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопóльскаго, Златоустаго, и святаго (храма и дня), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец[50]». Затем священник дает крест для целования молящимся, после чего осеняет крестом народ и возвращается в алтарь, закрывая при этом Царские врата и завесу. Хор поет многолетие. Читаются благодарственные молитвы «по святем Причащении».
ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.
Это Таинство называют вторым Крещением. В современной Церкви оно, как правило, предшествует Таинству Причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, поскольку приготавливает души кающихся к участию в этой Великой Трапезе. Необходимость в Таинстве Покаяния связана с тем, что человек, ставший христианином в Таинстве Крещения, омывшем все его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества. Эти грехи отделяют человека от Бога и ставят между ними серьезную преграду. Может ли человек преодолеть этот болезненный разрыв своими силами? Нет. Если бы не было Покаяния, человек не смог бы спастись, не смог бы сохранить обретенное в Таинстве Крещения единение со Христом. Покаяние – это духовный труд, усилие согрешившего человека, направленное на то, чтобы восстановить связь с Богом, чтобы быть причастником Его Царства. Покаяние подразумевает такое духовное делание христианина, в результате которого совершённый грех становится ему ненавистным. Господь говорит: не хочу смерти грешника (Иез. 33; 11). А грех несет смерть не только телесную, но и, что гораздо важнее – духовную: сделанный грех рождает смерть (Иак. 1; 15). Покаянное усилие человека приемлется Господом как самая большая жертва, самое значимое его каждодневное делание, ибо сказано, что бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15; 10). В Священном Писании Покаяние является необходимым условием для спасения: если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13; 3). И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15; 7). В непрерывной борьбе с грехом, продолжающейся всю земную жизнь человека, бывают поражения и порой тяжкие падения. Но после них христианин должен вновь и вновь вставать, каяться и, не поддаваясь унынию, продолжать свой путь, потому что милосердие Божье бесконечно. Надо просить у Господа дар – видеть свои грехи, поскольку, по словам апостола Иоанна, Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин. 1; 8, 9). Плод покаяния – примирение с Богом и людьми и духовная радость от открывшейся человеку причастности к жизни Божьей. Прощение грехов подается человеку через молитву и священнодействие священника, которому от Бога в Таинстве Священства дана благодать прощать на земле грехи. Покаявшийся грешник получает в Таинстве оправдание и освящение, а исповеданный грех полностью изглаживается из жизни человека и перестает разрушать его душу.
Видимая сторона Таинства Покаяния заключается в исповедании грехов, приносимом кающимся Богу в присутствии священника, и в разрешении грехов, совершаемом Богом через священнослужителя. Это происходит следующим образом. 1. Священник читает предварительные молитвы из чинопоследования Таинства Покаяния, побуждая исповедников к чистосердечному раскаянию. 2. Кающийся, стоя перед крестом и Евангелием, лежащими на аналое, как перед Самим Господом, устно исповедует все свои грехи, ничего не скрывая и не оправдываясь. 3. Священник, приняв эту исповедь, покрывает голову кающегося епитрахилью и читает разрешительную молитву, через которую именем Иисуса Христа разрешает кающегося от всех тех грехов, в которых он исповедался. Невидимое действие благодати Божией состоит в том, что кающийся, при видимом свидетельстве прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. В результате этого исповедник примиряется с Богом, Церковью и собственной совестью и освобождается от наказаний за исповеданные грехи в вечности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 349. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |