Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




А.П. Видманкин, студент 3 курса направления «Юриспруденция»

Саранский кооперативный институт (филиал) РУК

Научный руководитель: Пяткина Т.Ю., старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин

 

В любом цивилизованном обществе важным благом является возможность получения каждым человеком юридической помощи. Традиционно потребность в оказании юридической помощи связывается с участием защитника в уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношениях. Согласно статье 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Данная норма является одной из важнейших, которые составляют правовой статус личности в правовом государстве, а в условиях рыночных преобразований право на квалифицированную юридическую помощь становится все более востребованным, поскольку в связи с динамичным развитием гражданских и других правоотношений значительно чаще возникают различные проблемы, которые без помощи грамотного специалиста в области права невозможно разрешить.

К сожалению, в действующем российском законодательстве до сих пор не закреплены дефиниции понятий «юридическая помощь» и «квалифицированная юридическая помощь». Нет четкости в определении этих понятий и в юридической науке.

Можно выделить следующие подходы к определению понятия «юридическая помощь»: как защита прав; как осуществление прав; как обеспечение прав; как услуга.

Анализируя ст. 48 Конституции РФ следует особо заострить внимание на таком признаке юридической помощи как ее квалифицированность. Квалифицированный характер юридической помощи означает: соответствие деятельности по оказанию юридической помощи закону; соразмерность действий по оказанию юридической помощи обстоятельствам дела; своевременность действий по оказанию юридической помощи. В соответствии с мировой практикой квалифицированной считается помощь, оказываемая не любым лицом, а юристом, т.е. специалистом по правоведению, юридическим наукам. В качестве подтверждения наличия у лица юридических знаний, его способности оказывать квалифицированную юридическую помощь могут служить документы, подтверждающие у него юридическое образование, опыта работы в области юриспруденции либо прохождения им соответствующей стажировки[1].

В российском законодательстве квалифицированная юридическая помощь определяется лишь адвокатская деятельность (ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). В тоже время, юридическую помощь могут оказывать и иные лица, имеющие юридическое образование: прокуроры, юрисконсульты, нотариусы, судебные приставы-исполнители и т.д. Закрепление права на юридическую помощь в Конституции РФ делает это право основным, конституционным, подлежащим регламентации и детализации в других отраслях права.

К числу характерных признаков конституционного права на юридическую помощь относят:

1. Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь входит в правовой институт основных прав и свобод человека и гражданина, лежащий в основе правового статуса личности. Как следствие, оно обладает наивысшей юридической силой и подлежит повышенной защите.

2. Норма Конституции Российской Федерации о праве на квалифицированную юридическую помощь носит учредительный, управомачивающий, общерегулятивный характер.

3. Право личности на квалифицированную юридическую помощь закрепляется материальной конституционной нормой. Эта особенность вытекает из общего характера конституционного регулирования общественных отношений.

Конституционное право каждого на получение юридической помощи фиксирует наиболее существенные, принципиальные связи и отношения между обществом, государством и гражданином. Оно является гарантом реализации и защиты для всех иных прав и свобод человека и гражданина.

Механизм реализации права на квалифицированную юридическую помощь обеспечивается путем создания государством для субъектов, оказывающих такую помощь, всех необходимых условий. В этой связи необходимо конкретизировать виды юридической помощи, оказываемые заинтересованным лицам.

Право на получение юридической помощи – это закрепленное в Конституции в соответствии с международно-правовыми стандартами право каждого на получение услуг юридического характера в целях обеспечения экономических, культурных и политических интересов, благоприятной жизнедеятельности человека в различных социальных сферах.

На основе анализа места конституционного права на квалифицированную юридическую помощь в системе прав и свобод личности можно сделать вывод о том, что конституционное право на юридическую помощь это личное (гражданское), позитивное, относительное, индивидуальное право человека, относящееся к правам первого поколения и требующее для своей реализации контроля со стороны государства.

Оказание квалифицированной юридической помощи – публичная функция государства. Поэтому оказание юридических услуг любыми лицами, без соблюдения каких-либо профессиональных стандартов, нарушает конституционные нормы о праве личности на получение квалифицированной юридической помощи.

Данное положение не раз подтверждалось Конституционным Судом Российской Федерации. В Постановлении от 28 января 1997 г. № 2-П было обозначено, что, «гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно, во-первых, обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, в том числе в уголовном судопроизводстве, и во-вторых, установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии»[2]. Указывая на необходимость принятия соответствующего нормативного акта, Конституционный Суд отметил, что «критерии квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве... устанавливает законодатель путем определения соответствующих условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников».

Ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание бесплатной юридической помощи основывается на принципах.

Согласно ст. 6 этого ФЗ она оказывается в виде: 1) правового консультирования в устной и письменной форме; 2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; 3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Ст. 4 вышеуказанного ФЗ предусмотрено, что государственная политика в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью реализуется не только федеральными органами государственной власти, но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. На сегодняшний день, практически все субъекты Российской Федерации предприняли необходимые меры по реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.

Законом должно быть предусмотрено освобождение граждан от всех судебных расходов, которые они должны понести в связи с обращением в суд, так как обеспечение соблюдения прав социально неблагополучных категорий населения должно быть полностью на балансе у государства. Очевидно, что люди, чьи материальное положение и социальная категория не позволяют обратиться к платному специалисту, не в состоянии и нести бремя судебных расходов.


[1] Андреев В.В. Реализация конституционного права граждан на юридическую помощь (на примере Чувашской Республики) // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 1. С. 196.

[2] По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан Б.В. Антипова, Р.Л. Гитиса и С.В. Абрамова: Постановление Конституционного Суда РФ: [от 27.01.1997 г. № 2-П] // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. № 1.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...