Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Узнать, как разводился Солженицын




ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ НА ЭРУДИЦИЮ ПО СЕМЕЙНОМУ ПРАВУ

Дело Магницкого

http://voprosik.net/delo-magnickogo-podrobno/

 

2. Пьеса М.Горького «Васса Железнова» или фильм "Васса" с Чуриковой

Васса Борисовна Железнова, в девичестве — Храпова, 42 лет (но выглядит моложе), владелица пароходной компании, очень богатый и влиятельный человек, проживает в собственном доме со спившимся мужем, Сергеем Петровичем Железновым, 60 лет, бывшим капитаном, и братом, Прохором Борисовичем Храповым, беспечным, пьющим человеком, коллекционирующим всевозможные замки (коллекция как бы пародирует собственнические инстинкты сестры). В доме также живут Наталья и Людмила — дочери Вассы и Сергея Петровича; Анна Оношенкова — молодая секретарша и наперсница Вассы и одновременно домашний шпион; Лиза и затем Поля — горничные. В доме постоянно бывают матрос Пятеркин, исполняющий роль шута и втайне приударяющий за Лизой в надежде жениться на ней и разбогатеть; Гурий Кротких — управляющий пароходством; Мельников — член окружного суда и его сын Евгений (квартиранты).

 

Из-за границы приезжает Рашель — жена умирающего вдали от родины сына Вассы Федора. Рашель — социалистка-революционерка, разыскиваемая полицией. Она хочет забрать своего малолетнего сына Колю, которого Васса прячет в деревне и не хочет отдавать снохе, так как рассчитывает сделать его наследником состояния и продолжателем своего дела. Васса грозит выдать Рашель жандармам, если она будет настаивать на возвращении сына.

 

Шаткое благополучие дома Вассы держится на преступлении. Она отравляет своего мужа Сергея Петровича, когда тот оказывается замешанным в совращении малолетней и ему грозит каторга. Но сначала она предлагает ему покончить с собой, и, лишь когда он отказывается, Васса, спасая честь незамужних дочерей, подсыпает мужу порошок. Тем самым семья избегает позора суда. На этом череда преступлений не закончилась. Горничная Лиза понесла от брата Вассы и, в конце концов, повесилась в бане (людям сообщили, что она угорела) Васса готова пойти на все, лишь бы сохранить дом и свое дело. Она безумно любит своих неудавшихся детей, которые оказались жертвой прежней разнузданной жизни их отца и его жестокого обращения с их матерью. Федор — не жилец на этом свете. Людмила, в детстве насмотревшись на забавы отца с распутными девками, выросла слабоумной. Наталья постепенно спивается вместе с дядей и не любит мать, на которую тем не менее очень похожа крутостью нрава. Последняя надежда — внук, но он ещё слишком мал.

 

Между Рашелью и Вассой есть какое-то сходство, которое они обе ощущают. Это цельные, фанатичные характеры — «хозяева жизни»; Только Васса — вся в прошлом, а за Рашелью — будущее. Они непримиримые враги, но уважают друг друга. Тем не менее Васса приказывает секретарше донести на Рашель жандармам, но делает это исключительно ради внука, финал пьесы неожидан. Васса скоропостижно умирает. В этом чувствуется наказание свыше за нелепую, скоропостижную смерть мужа и насмешка судьбы: часть денег Вассы крадет Оношенкова, а остальным богатством по закону будет распоряжаться беспутный брат, который несомненно все промотает. Только слабоумная Людмила оплакивает мать. Остальных её смерть ничуть не трогает.

 

3. Л.Н. Толстой "Живой труп"

Елизавета Андреевна Протасова решается расстаться с мужем, Федором Васильевичем, образ жизни которого становится для нее невыносим: Федя Протасов пьет, проматывает свое и женино состояние. Мать Лизы одобряет её решение, сестра Саша — категорически против расставания с таким удивительным, хотя и со слабостями, человеком, как Федя. Мать полагает, что, получив развод, Лиза соединит свою судьбу с другом детства Виктором Михайловичем Карениным. Лиза предпринимает последнюю попытку вернуть мужа и для этого посылает к нему Каренина Тот находит Протасова у цыган, в обществе нескольких офицеров. Слушая любимые свои песни «Канавела», «Час роковой», «Не вечерняя», Федя замечает: «И зачем может человек доходить до этого восторга, а нельзя продолжать его?» Он отвергает просьбу жены вернуться в семью.

 

Все говорит за то, что Лиза Протасова должна соединить свою судьбу с Виктором Карениным: тот любит её с детства, она в глубине души отвечает ему взаимностью; Виктор любит и её маленького сына Мишечку. Мать Виктора, Анна Дмитриевна, тоже была бы рада видеть Лизу женою своего сына, если бы не связанные с этим тяжелые обстоятельства.

 

В Федю влюбляется цыганка Маша, пение которой он так любит. Это вызывает возмущение её родителей, которые считают, что барин погубил их дочь. Маша тоже пытается убедить Федю пожалеть жену и вернуться домой. Тот отвергает и эту просьбу — уверенный, что живет теперь в согласии с совестью. Уйдя из семьи, в одиночестве, Протасов начинает писать. Он читает Маше начало своей прозы: «Поздней осенью мы сговорились с товарищем съехаться у Мурыги-ной площадки. Площадка эта был крепкий остров с сильными выводками. Был темный, теплый, тихий день. Туман…»

 

Виктор Каренин через князя Абрезкова пытается узнать о дальнейших намерениях Протасова. Тот подтверждает, что готов на развод, но не способен на связанную с этим ложь. Федя пытается объяснить Абрезкову, отчего не может вести добропорядочную жизнь: «А что я ни делаю, я всегда чувствую, что не то, что надо, и мне стыдно. А уж быть предводителем, сидеть в банке — так стыдно, так стыдно… И, только когда выпьешь, перестанет быть стыдно». Он обещает через две недели устранить препятствия к браку Лизы и Каренина, которого считает порядочным и скучным человеком.

 

Чтобы освободить жену, Федя пытается застрелиться, даже пишет прощальное письмо, но не находит в себе сил для этого поступка. Цыганка Маша предлагает ему инсценировать самоубийство, оставив на берегу реки одежду и письмо. Федя соглашается.

 

Лиза и Каренин ожидают известий от Протасова: тот должен подписать прошение о разводе. Лиза говорит Виктору о своей любви без раскаяния и без возврата, о том, что из её сердца исчезло все, кроме любви к нему. Вместо подписанного прошения секретарь Каренина, Вознесенский, приносит письмо от Протасова. Тот пишет, что чувствует себя посторонним, мешающим счастью Лизы и Виктора, но не может лгать, давать взятки в консистории, чтобы получить развод, и поэтому хочет физически уничтожиться, таким образом освободив всех. В последних строках прощального письма он просит помочь какому-то слабому, но хорошему часовщику Евгеньеву. Потрясенная этим письмом, Лиза в отчаянии повторяет, что любит одного только Федю.

 

Через год в грязной комнате трактира сидит опустившийся, оборванный Федя Протасов и разговаривает с художником Петушковым. Федя объясняет Петушкову, что не мог выбрать для себя ни одну судьбу из тех, которые возможны для человека его круга: ему было противно служить, наживать деньги и таким образом «увеличивать ту пакость, в которой живешь», но он и не был героем, способным разрушать эту пакость. Поэтому ему оставалось только забыться — пить, гулять, петь; что он и делал. В своей жене, идеальной женщине, он не находил того, что зовется изюминкой; в их жизни не было игры, без которой невозможно забыться. Федя вспоминает цыганку Машу, которую он любил — более всего за то, что оставил её, и таким образом сделал ей добро, а не зло. «А ведь ты знаешь, — говорит Федя, — мы любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали».

 

Протасов рассказывает Петушкову историю своего превращения в «живой труп», после чего его жена смогла выйти замуж за добропорядочного, любящего её человека. Этот рассказ подслушивает случайно оказавшийся поблизости Артемьев. Он начинает шантажировать Федю, предлагая ему требовать от жены денег в обмен на молчание. Протасов отказывается; Артемьев отдает его в руки городового.

 

В деревне, на террасе, обвитой плющом, беременная Лиза ожидает приезда мужа, Виктора Каренина. Тот привозит из города письма, среди которых оказывается и бумага от судебного следователя с сообщением о том, что Протасов жив. Все в отчаянии.

 

Судебный следователь снимает показания с Лизы и Каренина. Они обвиняются в двоебрачии и в том, что знали об инсценировке Протасовым самоубийства. Дело осложняется тем, что прежде Лиза опознала найденное в воде мертвое тело как труп своего мужа, а кроме того, Каренин регулярно посылал деньги в Саратов, и теперь отказывается объяснить, кому они предназначались. Хотя деньги пересылались на подставное лицо, именно в Саратове проживал все это время Протасов.

 

Приведенный для очной ставки Протасов просит прощения у Лизы и Виктора и уверяет следователя, что они не знали о том, что он жив. Он видит, что следователь мучает их всех лишь для того, чтобы показать свою власть над ними, не понимая происходившей в них духовной борьбы.

 

Во время суда Федя находится в каком-то особенном возбуждении. В перерыве его прежний приятель Иван Петрович Александров передает ему пистолет. Узнав, что второй брак его жены будет расторгнут, а ему и Лизе грозит ссылка в Сибирь, Протасов стреляет себе в сердце. На звук выстрела выбегают Лиза, Маша, Каренин, судьи и подсудимые. Федя просит прощения у Лизы за то, что не мог иначе «распутать» её. «Как хорошо… Как хорошо…» — повторяет он перед смертью.

 

4. Л.Н. Толстой "Крейцерова соната"

Ранняя весна. Конец века. По России идет поезд. В вагоне идет оживленная беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама. Тут, в середине её речи, раздается странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и некий не старый еще, седоватый господин с порывистыми движениями вмешивается в общий разговор. До сих пор на заговаривания соседей он отвечал резко и коротко, избегая общения и знакомства, а все больше курил, смотрел в окно или пил чай и в то же время явно тяготился своим одиночеством. Так какая любовь, спрашивает господин, что вы разумеете под истинной любовью? Предпочтение одного человека другому? Но на сколько? На год, на месяц, на час? Ведь это только в романах бывает, в жизни никогда. Духовное сродство? Единство идеалов? Но в таком случае незачем спать вместе. А, вы, верно, меня узнали? Как нет? Да я тот самый Позднышев, что убил свою жену. Все молчат, разговор испорчен.

 

Вот подлинная история Позднышева, рассказанная им самим той же ночью одному из попутчиков, история о том, как он этой самой любовью был приведен к тому, что с ним произошло. Позднышев, помещик и кандидат университета (был даже и предводителем) жил до женитьбы, как все в его кругу. Жил (по его нынешнему мнению) развратно, но, живя развратно, считал, что живет, как надо, даже нравственно. Он не был соблазнителем, не имел «неестественных вкусов», не делал из разврата цели своей жизни, а отдавался ему степенно, прилично, скорее для здоровья, избегая женщин, которые могли бы его связать. Между тем чистого отношения к женщине у него давно уже не могло быть, он был, что называется, «блудником», подобным морфинисту, пьянице, курильщику. Потом, как выразился Позднышев, не вдаваясь в подробности, пошли и всяческие отклонения. Так жил он до тридцати лет, не оставляя, впрочем, желания устроить себе самую возвышенную, «чистую» семейную жизнь, приглядываясь с этой целью к девушкам, и наконец нашел такую, одну из двух дочерей разорившегося пензенского помещика, которую счел достойной себя.

 

Однажды вечером они ездили в лодке и ночью, при лунном свете, возвращались домой. Позднышев любовался её стройной фигурой, обтянутой джерси (это ему хорошо запомнилось), и вдруг решил, что это — она. Ему казалось, что она понимает в эту минуту все, что чувствует он, а он, как ему тогда казалось, думал самые возвышенные вещи, и на самом деле джерси было ей особенно к лицу, и после проведенного с нею дня он вернулся домой в восторге, уверенный, что она — «верх нравственного совершенства», и уже назавтра сделал предложение. Поскольку он женился не на деньгах и не на связях (она была бедна), да к тому же имел намерение держаться после женитьбы «единобрачия», то гордости его не было пределов. (Свинья я был ужасная, а воображал, что ангел, признался Позднышев своему попутчику.) Однако все сразу пошло наперекосяк, медовый месяц не складывался. Все время было гадко, стыдно и скучно. На третий или четвертый день Позднышев застал жену скучающей, стал спрашивать, обнял, она заплакала, не умея объяснить. И ей было грустно и тяжело, а лицо выражало неожиданную холодность и враждебность. Как? Что? Любовь — союз душ, а вместо этого вот что! Позднышев содрогнулся. Неужели влюбленность истощилась удовлетворением чувственности и они остались друг против друга совершенно чужие? Позднышев еще не понимал, что эта враждебность была нормальным, а не временным состоянием. Но потом произошла еще ссора, потом еще одна, и Позднышев почувствовал, что «попался», что женитьба не есть нечто приятное, а, напротив, очень тяжелое, но он не хотел признаться в этом ни себе, ни другим. (Это озлобление, рассудил он позднее, было не что иное, как протест человеческой природы против «животного», которое подавляло её, но тогда он думал, что виноват женин дурной характер.)

 

В восемь лет у них родилось пять детей, но и жизнь с детьми была не радость, а мука. Жена была чадолюбива и легковерна, и семейная жизнь обернулась постоянным спасением от воображаемых или действительных опасностей. Присутствие детей дало новые поводы к раздорам, отношения становились все враждебнее. На четвертый год они уже разговаривали просто: «Который час? Пора спать. Какой нынче обед? Куда ехать? Что написано в газете? Послать за доктором. Горло болит у Маши». Он смотрел, как она наливает чай, подносит ложку ко рту, хлюпает, втягивая жидкость, и ненавидел её именно за это. «Тебе хорошо гримасничать, — думал он, — ты вот промучила меня сценами всю ночь, а у меня заседание». «Тебе хорошо, — думала она, — а я всю ночь не спала с ребенком». И они не только так думали, но и говорили, и так бы и жили, как в тумане, не понимая себя, если бы не случилось того, что случилось. Жена его будто проснулась с тех пор, как перестала рожать (доктора подсказали средства), и постоянная тревога о детях стала утихать, она будто очнулась и увидела целый мир с его радостями, о которых она забыла. Ах, как бы не пропустить! Уйдет время, не воротишь! Ей с юности внушали, что в мире одно достойно внимания — любовь; выйдя замуж, она получила кое-что из этой любви, но далеко не все, что ожидалось. Любовь с мужем была уже не то, ей стала представляться какая-то другая, новая, чистенькая любовь, и она стала оглядываться, ожидая чего то, снова взялась за брошенное прежде фортепьяно… И тут явился этот человек.

 

Он был музыкант, скрипач, сын разорившегося помещика, окончивший консерваторию в Париже и вернувшийся в Россию. Звали его Трухачевский. (Позднышев и теперь не мог говорить о нем без ненависти: влажные глаза, красные улыбающиеся губы, нафиксатуаренные усики, лицо пошло-хорошенькое, а в манерах деланная веселость, говорил все больше намеками, отрывками.) Трухачевский, приехав в Москву, зашел к Позднышеву, тот представил его своей жене, тотчас же зашел разговор о музыке, он предложил ей играть с ней, она обрадовалась, а Позднышев сделал вид, что обрадовался, чтобы не подумали, что он ревнует. Потом Трухачевский приехал со скрипкой, они играли, жена казалась заинтересованной одной музыкой, но Позднышев вдруг увидел (или ему почудилось, что он увидел), как зверь, сидящий в них обоих, спросил: «Можно?» — и ответил: «Можно». У Трухачевского не было сомнений, что эта московская дама согласна. Позднышев же поил его за ужином дорогим вином, восхищался его игрой, звал опять в следующее воскресенье обедать и еле сдерживал себя, чтобы тут же не убить.

 

Вскоре был устроен званый обед, скучный, притворный. Довольно скоро началась музыка, играли Крейцерову сонату Бетховена, жена на фортепьяно, Трухачевский на скрипке. Страшная вещь эта соната, страшная вещь музыка, думал Позднышев. И это страшное средство в руках у кого угодно. Разве можно Крейцерову сонату играть в гостиной? Сыграть, похлопать, съесть мороженое? Услышать её и жить как прежде, не совершая те важные поступки, на которые настроила музыка? Это страшно, разрушительно. Но Позднышев впервые с искренним чувством пожал Трухачевскому руку и благодарил за удовольствие.

 

Вечер кончился благополучно, все разъехались. А еще через два дня Позднышев уехал в уезд в самом хорошем настроении, дел была пропасть. Но однажды ночью, в постели, Позднышев проснулся с «грязной» мыслью о ней и о Трухачевском. Ужас и злоба стиснули его сердце. Как это может быть? А как может этого не быть, если он сам на ней ради этого и женился, а теперь того же от нее хочет другой человек. Тот человек здоровый, неженатый, «между ними связь музыки — самой утонченной похоти чувств». Что может удержать их? Ничто. Он не заснул всю ночь, в пять часов встал, разбудил сторожа, послал за лошадьми, в восемь сел в тарантас и поехал. Ехать надо было тридцать пять верст на лошадях и восемь часов на поезде, ожидание было ужасно. Чего он хотел? Он хотел, чтобы его жена не желала того, чего она желала и даже должна была желать. Как в бреду он подъехал к своему крыльцу, был первый час ночи, в окнах еще горел свет. Он спросил лакея, кто в доме. Услышав, что Трухачевский, Позднышев чуть не зарыдал, но дьявол тут же подсказал ему: не сентиментальничай, они разойдутся, не будет улик… Было тихо, дети спали, лакея Позднышев отправил на вокзал за вещами и запер за ним дверь. Он снял сапоги и, оставшись в чулках, взял со стены кривой дамасский кинжал, ни разу не употреблявшийся и страшно острый. Мягко ступая, пошел туда, резко распахнул дверь. Он навсегда запомнил выражение их лиц, это было выражение ужаса Позднышев бросился на Трухачевского, но на руке его повисла внезапная тяжесть — жена, Позднышев подумал, что смешно было бы догонять в одних чулках любовника жены, он не хотел быть смешон и ударил жену кинжалом в левый бок, и тут же вытащил его, желая как бы поправить и остановить сделанное. «Няня, он меня убил!», — из-под корсета хлынула кровь. «Добился своего…» — и сквозь физические страдания и близость смерти выразилась её знакомая животная ненависть (о том же, что было главным для него, об измене, она не считала нужным говорить). Только позже, увидев её в гробу, он стал понимать, что сделал, что он убил её, что она была живая, теплая, а стала неподвижная, восковая, холодная и что поправить этого никогда, нигде, ничем нельзя. Он провел одиннадцать месяцев в тюрьме в ожидании суда, был оправдан. Детей забрала его свояченица.

 

5. Фильм "Жила была одна баба"

Российская академия кинематографических искусств «Ника» присудила рекордное количество наград фильму Андрея Смирнова «Жила-была одна баба». Он победил в шести номинациях из восьми возможных: лучший игровой фильм, лучший сценарий, лучшая женская роль, лучшая мужская роль второго плана, лучшие работы художника и художника по костюмам. Накануне по Первому общероссийскому каналу состоялась демонстрация этого фильма в программе «Закрытый показ». Таким образом, с фильмом и его восторженными оценками, высказанными на обсуждении, ознакомилась максимально широкая аудитория.

 

Кто дал миллион

 

В телевизионном показе титры мелькают быстро, а потому далеко не все зрители могли разглядеть в них небезызвестные фамилии Романа Абрамовича, Виктора Вексельберга, Альфреда Коха, Владислава Суркова, Анатолия Чубайса, Леонида Гозмана, Анатолия Сердюкова — режиссёр Андрей Смирнов благодарил их за финансовую поддержку. Благодаря их участию и было собрано 6 миллионов долларов, составивших бюджет фильма. Однако получать «Нику» вслед за режиссёром скромно вышла только продюсер Елена Смирнова. Представляете себе, какой фурор произвела бы, поднявшись на сцену, вся эта компания?

 

Тридцать лет промолчал режиссёр Андрей Смирнов, известный своим фильмом «Белорусский вокзал». И вот теперь явил миру своё новое произведение, широко рекламируемое как «народный эпос», грандиозная киноэпопея, воссоздающая в художественной форме историю русской деревни первой четверти ХХ века. В судьбе одной женщины отражены, мол, все боли и беды русского крестьянства на историческом переломе, обрушившем коренные устои, на которых держались страна и её кормилец-пахарь. Особое значение придаётся тому, что местом действия выбрана Тамбовщина, а стало быть, речь пойдёт о крестьянском восстании против Советской власти, вошедшем в историю под названием «антоновское». Режиссёр, мол, отобразил в своём произведении «русскую Вандею» — сделал то, что не удалось даже Солженицыну.

 

Что же в этих посулах правда и что — от лукавого?

 

Какая любовь?

 

Действие фильма начинается за несколько лет до Первой мировой войны. Молодая крестьянка Варвара после пьяной свадьбы, сопровождаемой жутковатыми средневековыми обрядами, остаётся в богатом доме заложницей дикого домостроя и собственной безответности. Все помыкают ею, и от этого она ещё больше тупеет. Здоровое природное начало постоянно вступает в противоречие с условиями существования. Страшен быт крестьянской семьи: пьянство, скопидомство, рукоприкладство, снохачество. Помощи и сочувствия ждать не приходится. По неопытности опоив разгорячённую лошадь, Варвара, в кровь избитая свёкром, пытается повеситься. И опять-таки ни тени человеческого сочувствия — разве что пара дешёвых серёжек в качестве компенсации за нечеловеческое унижение.

 

На обсуждении после «закрытого показа» с нажимом говорилось, что это — фильм о любви. Сам режиссёр поддержал эту концепцию. Какая любовь? Четыре сожителя у Варвары, включая венчанного мужа, от двоих даже есть дети, но только с последним, чужим мужем, за которого рвёт ей волосы законная жена, узнаёт Варвара, что такое ласка. От остальных она получает только побои и оскорбления, оставаясь словно бы нечувствительной к ним в силу своей умственной ограниченности и душевной неразвитости. В окружении прекрасной природы она остаётся словно бы слепой, безгласной и равнодушной ко всему, что не есть она сама. Материнство её лишено какой бы то ни было эмоциональной окраски — она и ребёнка-то по-настоящему приласкать не может, гладит, как кошку. Корова ей интересней во всех отношениях, и неудивительно, что к концу фильма дети куда-то исчезают, зато корова остаётся. Личность в ней не просыпается — где уж тут быть любви? Казалось бы, пространство двухсерийного фильма позволяет показать личность в развитии, но такой задачи режиссёр, похоже, себе и не ставил: баба остаётся бабой, неизменной и вечной, как скифский истукан. Понятно, эта Варвара — плоть от плоти своего во всех отношениях убогого народа.

 

Главное: не упустить «шанс»

 

Жуткая роль досталась молодой актрисе Дарье Екамасовой, готовой буквально на всё, чтобы не упустить «свой шанс». Фильм Смирнова мог бы называться «Двадцать два изнасилования». Дикий натурализм этих в сущности порнографических сцен совершенно не оправдан с точки зрения искусства, но продиктован стремлением вызвать у зрителя шок и омерзение. Но автору недостаточно выражать ненависть к своему народу вот таким опосредованным способом. Он прямо и недвусмысленно декларирует эту мысль, а в сущности — идею фильма устами одного из персонажей: «Окаяннее нашего народа нет. Такой лютости, как у нашего брата, ни в одной земле не видать».

 

И нет нужды, что персонаж этот — убийца, каторжник, зато он членораздельно говорит, тогда как прочее мужичьё — просто бессловесная скотина. К тому же общаются они между собой на каком-то тарабарском наречии, выдаваемом за местный тамбовский диалект. Этот псевдонародный говорок помогает автору подчеркнуть отнюдь не самобытность, а тупость и ограниченность народа. Что ни случись — война, революция, контрреволюционный мятеж, — ко всему это быдло относится с абсолютным непониманием и полнейшим равнодушием: главное — собственная утроба. Отсюда и привычка работать «обща», чтобы не умереть с голоду. Похоже, что и в церковь их толкает стадное чувство.

 

Церковь занимает большое место в их жизни, но какова паства — таков и пастырь. Хитрый, корыстный, себе на уме, этот батюшка, кажется, единственный персонаж, который как-то эволюционирует в фильме: ослепнув от побоев чекистов и прикрыв свои хитрые лисьи глаза стёклами чёрных очков, он как бы преображается и внутренне — теперь это мученик и страдалец за веру, а стало быть, истинный духовник. По крайней мере, было что играть В. Шиловскому — как-никак, а перед нами живое лицо, индивидуальность. Прочие персонажи почти не отличаются друг от друга в своём нечеловеческом убожестве.

 

Ослепление ненавистью

 

И вот с такой ненавистью и предвзятостью в отношении к народу художник собрался говорить о серьёзнейших общественно-политических процессах, происходящих в стране и меняющих облик мира?! Взявшись самостоятельно писать сценарий, он так ничего толком и не узнал ни об антоновском восстании, вдохновлённом эсерами, ни о его разгроме. Сведения о «русской Вандее» автор, по собственному признанию, собирал на Тамбовщине у деревенских бабушек, которых в 1921 году и на свете-то не было. Не обременённый серьёзными познаниями, он вовсе не стремился к исторической достоверности. Ему не было дела до реальных фактов. Его просто захлёстывала ненависть к революции, большевикам и чекистам. Намереваясь представить крестьянство жертвой революционных преобразований, он пришёл к выводу, что в этой кровавой бане нет чистых людей — все грязны, все повязаны жестокостью, пьянством и распутством, и никто не заслуживает снисхождения.

 

В итоге режиссёр насылает потоп на русскую землю. Эта кинематографическая метафора воплощена со всей силой реальности: огромные водяные валы сметают всё на своём пути — людей, скот, сараи, заборы, дома. Всё плывет и гибнет в пучине. Вы думаете, автор пощадит свою героиню вместе с её коровой Звездоней? Ничего подобного — спасается на каком-то островке лишь один деревенский дурачок. Да и надолго ли? Нет больше России, вместо неё — тихие глубокие воды. Потонула она, как неведомый град Китеж, о котором Варвара как-то услышала от богомольцев.

 

Но образ града Китежа, не сдавшегося врагам, напрасно потревожен автором — миф то ли не понят, то ли нарочно извращён им. Город-праведник, отстоявший свою веру, по своей и Божьей воле опустился на дно озера. А тут перед нами потоп, посланный в наказание за грехи, тут пророчествуется гибель России.

 

Сбежавшая муза

 

Фильм Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» — это циничный заказ. Имена инвесторов откровенно указаны в титрах. Откровенно русофобский список. Остаётся только сказать, что они потерпели убытки. Фильм, без сомнения, провалится в прокате, как и другие подобные поделки. Ни один из мировых международных фестивалей не взял на конкурс эту «варварскую», по определению зарубежных критиков, картину.

 

PSЕсли я не ошибаюсь, на лекции Дюжева хорошо отзывалась об этом фильме, так что лучше обезопасить себя и особо его не критиковать на экзамене.

 

6. Узнать, как крестили Булата Окуджаву:

Когда-то много лет назад жена известного барда-шестидесятника Булата Окуджавы - Ольга – приезжала в Псково-Печерский монастырь к известному своей праведностью отцу Иоанну (Крестьянкину). В разговоре с иеромонахом была затронута тема равнодушия Булата Шалвовича к вопросам веры; сам он был некрещеным, да и не думал приобщаться к Церкви. Все это очень сильно беспокоило верующую Ольгу. В ответ на ее сетования отец Иоанн лишь спокойно заметил: «Не волнуйся, ты сама его окрестишь». У Ольги округлились глаза: как это она, не имеющая духовного сана, да к тому же женщина, будет крестить своего мужа! «А вот так и окрестишь!» – загадочно ответил старец. Ольга лишь спросила в растерянности: «А как же я назову его? Булат ведь имя не православное?» В ответ отец Иоанн сказал: «А назовешь, как меня Иваном», - и поспешил по своим делам.

Весь этот странный разговор Ольга вспомнила лишь много лет спустя в Париже – и даже не в те дни когда умирал Окуджава, а уже непосредственно после его смерти: треволнения и скорбь, связанные с кончиной мужа, вытеснили тогда этот случай из ее памяти. Только потом, вспомнив все, она поразилась прозорливости старца.

А произошло вот что: перед самой смертью Булат Шалвович высказал жене во многом неожиданное желание креститься. Окуджава был настолько плох, что звать священника было уже поздно. Ольга знала, что в подобных особых случаях церковь признает таинство крещения действительным, даже если его совершил мирянин, - главное, чтобы была искренняя и горячая Вера. Именно таковой и была ситуация в Париже. В ответ на вопрос жены, какое имя он выбирает при крещении, Булат Шалвович сам назвал его: «Иван!».

Так вот и отошел Булат Окуджава в мир иной с именем крещенного во Христе раба Божия Иоанна, через 15 лет после прозорливых слов отца Иоанна (Крестьянкина) – архимандрита Псково-Печерского монастыря, знавшего, что именно так все и случится.

 

7. Роберт Бернс "Моему незаконнорожденному ребёнку"

Дочурка, пусть со мной беда

Случится, ежели когда

Я покраснею от стыда,

Боясь упрека

Или неправого суда

Молвы жестокой.

 

Дитя моих счастливых дней,

Подобье матери своей,

Ты с каждым часом мне милей,

Любви награда,

Хоть ты, по мненью всех церквей,

Исчадье ада.

 

Пускай открыто и тайком

Меня зовут еретиком,

Пусть ходят обо мне кругом

Дурные слухи, -

Должны от скуки языком

Молоть старухи!

 

И все же дочери я рад,

Хоть родилась ты невпопад

И за тебя грозит мне ад

И суд церковный. -

В твоем рожденье виноват

Я безусловно.

 

Ты - память счастья юных лет.

Увы, к нему потерян след.

Не так явилась ты на свет,

Как нужно людям,

Но мы делить с тобой обед

И ужин будем.

 

Я с матерью твоей кольцом

Не обменялся под венцом,

Но буду нежным я отцом

Тебе, родная.

Расти веселым деревцом,

Забот не зная.

 

Пусть я нуждаться буду сам,

Но я последнее отдам,

Чтоб ты могла учиться там,

Где все ребята,

Чьих матерей водили в храм

Отцы когда-то.

 

Тебе могу я пожелать

Лицом похожей быть на мать,

А от меня ты можешь взять

Мой нрав беспечный,

Хотя в грехах мне подражать

Нельзя, конечно!

 

Интервью с почты

http://www.interfax.ru/society/txt.asp?id=281230

 

Узнать, как разводился Солженицын

19 декабря 1948 - встреча с Решетовская (женой) в Таганской тюрьме (где находился Солженицын), на которой она заявила о необходимости формального развода.

Весна 1952 - Решетовская оформляет развод в одностороннем порядке, начинает совместную жизнь с В.С. Сомовым

Август 1968 - познакомился с Натальей Светловой, у них завязался роман.

В 1970 Светлова забеременела. Солженицын стал добиваться развода с первой женой.

Август 1970 - решающее объяснение с Решетовской

27 октября 1970 - неудачная попытка оформить развод в Рязанском загсе

29 ноября 1971 - суд отказывает дать Солженицыну развод; дело отложено на полгода

18 октября 1972 - встреча Солженицина и Светловой с Решетниковой, которая наконец-то соглашается на развод

15 марта 1973 - оформление развода с Решетниковой в загсе

20 апреля 1973 - регистрирует брак со Светловой, несмотря на противодействие властей (брак давал ему возможность прописаться в Москве).

 

10. Вера Глаголева "Одна война"(фильм)

Действие кинокартины происходит 8-9 мая 1945 года на небольшом северном острове, где живут пять молодых женщин, пятеро детей и демобилизованный с фронта капитан Карп Ничипорук. Женщины и Карп работают в рыбсовхозе – вялят рыбу для отправки на фронт. Единственный человек, соединяющий остров с большой землей – старик Михалыч, который приплывает на лодке за рыбой. Выясняется, что молодые матери сосланы на островок с оккупированных фашистами территорий, а их дети рождены от оккупантов. Героини картины живут в радостном ожидании прощения: война закончилась, и матери уверены, что их и детей отпустят домой. Но в день Великой Победы на остров прибывает майор НКВД Максим Прохоров, которому приказано в кратчайший срок расформировать трудовое поселение (военные планируют организовать на острове учебные базы Северного флота). Майор должен организовать отправку женщин в лагеря, а детей врагов – в детские дома...

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...