Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современная система воспитания и здоровье детей




Все мы любим своих детей, страдаем, когда они болеют, переживаем их неудачи, но при этом зачастую остаемся равнодушными к тому, что главной причиной их недомоганий, их телесной немощи и безволия является современная систе­ма дошкольного и школьного воспитания и обучения.

Фундаментальной наукой доказано: десять основных форм хронической патологии, которые определяют нынешнюю сверхзаболеваемость и сверхсмертность, в т.ч. разрушение детородного потенциала, берут свое начало именно в школе. В структуре детской заболеваемости на первом месте болезни костно-мышечной системы, на втором — органов пищеварения, затем — болезни эндокринной системы, психической сферы.

У детей до 14 лет преобладают болезни органов пищеварения, а у подростков с 15 до 18 лет — недуги костно-мыщечной системы и психической сферы. К типичным школьным патологиям — нарушению осанки, близорукости, искривлению позвоночника — добавляются считавшиеся прежде «взрослыми» заболевания: гипертония, атеросклероз, стенокардия, неврозы, психические расстройства и т.д. Идет обвальное разрушение детородной конституции.

Здоровьеразрушающие факторы современной школьной системы, сложившейся в основном в эпоху Просвещения, дав­но отмечали многие западные врачи-практики. Так, гарвардский врач Эдвард Кларк еще в 1873 г. писал: «Причиной раз­рушения детородных способностей и даже бесплодия молодых

женщин является методика школьного образования и преж­де всего оформившийся за время обучения синдром "тщедушности телес"». А вот как об этом говорил на первом Всемирном конгрессе по школьной гигиене, состоявшемся в 1904 г. в Нюрнберге, доктор Земерод (из Богемии): «Часто страшно бывает взглянуть на шестилетнего ребенка, поступающего в школу. В лице ни кровинки, весь организм достиг крайней степени истощения. Восьмилетнее пребывание в школе отражается очень вредно на здоровье этих слабых существ. Преж­де 14-летняя девушка была сильна, хорошо развита... настоящая невеста. Теперь это слабая, худощавая и бледная девочка с худенькими ручонками и тоненькими ногами. Таковы же и мальчики».

Последствия подобного «воспитания» не заставили себя ждать: не прошло и ста лет, как в Европе начали нарастать депопуляционные процессы. Все материально благополучные страны «Старого Света» имеют низкую рождаемость корен­ных жителей и активно заселяются иммигрантами из Азии и Африки. В некоторых европейских городах доля иммигрантов уже приближается к численности представителей титульной нации, что, кстати, нередко провоцирует локальные ме­жэтнические конфликты. И это только начало.

В России — при сверхвысокой смертности и низкой рождаемости — сегодня сложилась тяжелейшая демографичес­кая ситуация. Любопытно, что семья в нашей стране вплоть до конца 20-х гг. прошлого столетия была ориентирована на многодетность — малодетность считалась трагедией и неблагополучием. Но вступление в жизнь поколения «всеобуча» сразу же привело к спаду рождаемости (хотя демографичес­кой политике в СССР уделялось большое внимание, и потому даже в самый тяжелый для страны период — в годы Великой Отечественной войны — рождаемость была выше, чем сейчас). Суммарный коэффициент рождаемости сегодня составляет 1,3-1,4, в то время как только для простого замещения поколений необходимо иметь в среднем 2,6 детей на семью. В итоге — депопуляция, т.е. вымирание русского и других народов России. И происходит это не только в силу сложившихся социальных и экономических условий. В обществе исчезает главная доминанта — нацеленность на ре­бенка, семью, и, как следствие, появляются чуждые природе воспроизводства полноценных людей модели воспитания и обучения

К сожалению, отечественная педиатрия не только ушла от изучения детородной конституции тела и механизмов ее развития (либо, наоборот, разрушения) в процессе взросления де­тей, но даже не предложила для этого элементарного понятий­ного аппарата. Вместо детородной конституции, детородного тела прочное место в педиатрии заняло общее понятие «физи­ческое развитие». Но физическое развитие не препятствует детоубийству — 2/3 всех беременностей в нашей стране заканчи­ваются абортами. Количество социальных сирот за последние 10 лет выросло вдвое и сейчас составляет около 700 тысяч, или 2% от общего числа детей, проживающих на территории РФ. Возникает закономерный вопрос: можем ли мы назвать здоровой физически мать, бросившую своего ребенка на произвол судьбы?!

Что же касается собственно физического развития, то ди­ректор НИИ детской гематологии Минздрава России, членкор РАМН, главный педиатр Москвы Александр Румянцев на пар­ламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященных детскому здоровью, заявил следующее: «Если мы к сегодняш­ним девушкам подойдем с мерками молодежи послевоенного поколения, которое сдавало нормы БГТО и ГТО, то с этой точки зрения ни одной выпускницы школы с нормальной дето­родной конституцией сегодня нет». «Кого же они будут рожать?!» — вопрошает А. Румянцев. И сегодня мы подошли к тому, что уже новорожденные младенцы — потенциальные пациенты лечебно-реабилитационных отделений.

Между тем, вступив в эпоху «всеобуча», наша отечественная наука (да и зарубежная тоже) не проанализировала путь, по которому будет развиваться человек, в т.ч. его детородная конституция, в условиях конвейерного учебно-воспитатель­ного процесса. Что произойдет с «человеком прямоходящим», если с раннего детства формировать у него закрепощенно-седалищный динамический стереотип? Именно такие исследо­вания и были выполнены под нашим руководством в 80-90-е гг. XX в. (В.А. Гуров, Л.П. Уфимцева, Э.Я. Оладо, Л.А. Алифанова).

Обобщение полученных данных — предмет отдельного разговора. Приведем лишь качество телесной, и прежде всего де­тородной, конституции у молодых людей (девятиклассников), проживающих в подмосковных городах (в данном случае в Сергиевом Посаде — духовном сердце России) (Л.А. Алифанова, 2002).

Состояние телесно-функционального развития подростков Сергиева Посада

 

 

 

Класс, число обследованных

Итого
9а-23 9б"23 9в-22 9Г - 18 86
1. Диспропорция телесного развития 23 23 22 18 86
2. Отстают в биологическом возрасте 11 4 9 9 33
3. Нарушение осанки 20 20 20 18 78
4. Плоскостопие 22 23 22 18 85
5. Узкогрудость 22 21 18 13 74
6. Отклонения в развитии таза 22 23 20 18 83
7. Отклонения в весе 13 12 13 9 47
8. Понижение зрения 14 7 8 4 33
9. Снижение функций выносливости сердечно­сосудистой системы 21 20 19 17 77
10. Проявление эмбрионально-тонического типа вегетативной нервной регуляции 17 22 18 16 73
11. Дефицит выносливости тканевого дыхания 23 23 22 18 86

 

Приведенные данные убеждают: подобная детородная конституция тела практически несовместима с полноценным здоровым деторождением. Полученные данные объясняют те факты, которые озвучил в конце 90-х гг. директор Научного центра здоровья детей РАМН академик Александр Баранов: из каждой 1000 новорожденных, родившихся в крупных индустриальных городах России, у 800-900 выявляются те или иные дефекты и аномалии развития. Эти страшные цифры подтверждают известную истину: человек — часть природы, и вся его деятельность должна быть природосообразной, если он хочет остаться живым и к тому же здоровым физически и нравственно.

Принес ли «технократический выбор» человеку здоровье, счастье, независимость и спокойствие? Может быть, они заложены в удивительных победах в космосе или в микромире

в обгоняющих друг друга технологиях, во все расширяющем­ся «кругозоре» с помощью плюрализма средств массовой информации? Нет. На лицах современников тревога и растерянность, агрессивность и усталость, напряженность и озабоченность, подчас скрытые под маской непринужденности и нарочитой веселости.

Символами «цивилизованного» общества стали маньяки, убийства, наркотики. Переполнены больницы, тюрьмы. Растет число незащищенных, брошенных детей. Люди научились летать в воздухе, как птицы (но мало кто летает во сне), на­учились плавать под водой, как рыбы. Теперь им надо научиться жить на земле по-человечески, в согласии со своей вечной Матерью-Природой.

Современному человеку хочется, чтобы безо всяких усилий с его стороны новейшее лекарство или модный экстрасенс моментально исцелили его от недугов. Человек не желает уяснить, что главный лекарь — он сам. Являясь частью приро­ды, ее сыном, человек может быть здоровым физически и нравственно лишь в единении с нею, подчиняясь ее законам, т.е. ведя природосообразный образ жизни. И роль школы в этом трудно переоценить.

Известный в XIX в. врач Шнелль в своей книге «Органическое воспитание» писал: «Но будучи только заботой жиз­ни, здоровье делается целью воспитания! Оно должно быть целью потому, что дети и молодежь нашего времени подвер­жены болезням и слабостям более, чем когда-либо... Болез­ни же детства и юности имеют неотвратимое влияние на всю жизнь». Первейшим разрушителем здоровья детей автор уже в те годы считал школу: «Но вот начинается учение — дитя отправляют в школу, а здесь первая заповедь сидеть смирно и не шевелиться... Исчезает румянец щек и округлость форм, мышцы делаются слабее, тело худеет, и много, очень много детей с поступлением в школу навсегда расстаются со своим здоровьем». Автор приходит к однозначному заключению, на которое не худо было бы обратить внимание нынешним педагогам и управленцам: характер обучения и воспитания в школе является основой «истощающего развития ». А должно быть наоборот! Всем нам пора четко уяснить: здоровье — это категория воспитания, формиро­вания внутренних резервов, а наука о воспитании у нас пока одна — педагогика. Следовательно, здоровье — категория педагогическая.

Технический прогресс: проблемы здоровья и воспитания

С позиций классической генетики объяснить человека, его сущность, в т.ч. и физическую, нельзя. У растений и животных дееспособный генофонд разворачивается при определен­ных условиях почти автоматически, а человеку, для того чтобы стать человеком, необходимы воля тела, сила духа, а главное, культура. При отсутствии этого фактора человек никогда не станет «разумным». Хранителями законов этого духовного привоя всегда были традиционные народные культу­ры, которые в XX веке активно вытеснялись разного рода «инновациями», в результате чего произошел слом природо-сообразных механизмов воспроизводства человека. Классическая генетика исходит из самодостаточности генофонда и узколокального (точечного) носительства информации через ген, который консервативен, устойчив и сохраняется в поколени­ях. В ней не учтено, что все материальное (в т.ч. и генофонд) у каждого нового поколения воспроизводится упорным трудом, а не передается по принципу эстафетной палочки на стадионе. При зачатии новой жизни во многом происходит снятие эффекта прежнего генофонда и начинает разворачиваться про­цесс созревания нового организма, а с ним и воссоздания но­вого информационного потенциала организма. Мы вновь и вновь убеждаемся в народной мудрости: «От худого семени не жди доброго племени».

Незаметно, исподволь в нашу жизнь, в жизнь наших детей уже давно вошло такое понятие, как «инновация». Иннова­ции в укоренившемся укладе жизни, обычаях, семейных традициях. Инновации в искусстве, культуре, живописи, литера­туре, музыке, театре. Инновации в воспитании и образовании детей. Инновации в моде, в одежде, обуви...

И мы уже не задумываемся над корневым вопросом: могла ли сформироваться духовная жизнь людей лишь на основе инноваций или она — результат накопления, сбережения и возведения в вечные, непреходящие ценности подходов на­рода к воспитанию новых поколений?

Только с этих позиций и можно осознать, насколько губительно, что школа практически уже полвека живет в «орео­ле» сплошных педагогических инноваций, вне анализа влия­ния их на самочувствие и качество развития детей. В этих условиях все эти инновации являются, по сути, экспериментами над детьми. А ведь народ сохраняется до тех пор, пока живут традиции его национальной культуры и вековые цен­ности, в первую очередь культура воспитания, т.е. воспроизводство народа.

Специалисты-культурологи хорошо это понимают. Искусствовед Н. Крапивина утверждает: «Существуют определенные ценности, разрушение которых всегда ведет к гибели на­ции, народа, страны. Это прежде всего семья — основа основ любого общества, государства, поскольку гибель семьи неми­нуемо влечет гибель нравственности, культуры, личности, наконец, самой нации. Компоненты семьи как социальной ценности: целомудрие (сохранение генотипа нации), чадолю­бие (сохранение численности нации), связь поколений (сохра­нение и передача традиций национальной культуры).

Из истории известно немало примеров развала и гибели тех государств, где семья переставала быть ценностью. Для этого сначала разрушали ценность целомудрия, что влекло за со­бой сексуальную разнузданность, приводя в результате к фор­мированию моральных уродов и рождению уродов физических. Затем разрушали ценность чадолюбия (деторождения), сокращая тем самым численный потенциал. Параллельно шло разрушение ценности национальных традиций культуры, размывание их, подмена другими».

К сожалению, школа, современные СМИ многие семьи так воспитали молодых людей, что они убеждены: жизнь дана им во имя единственной цели — для все большего совершен­ствования способов удовлетворения потребностей и получе­ния удовольствий и наслаждений. Благодаря «средствам массового растления» «героями» молодежи уже давно стали «секс-звезды». Проводя широкомасштабные исследования, мы задавали тысячам выпускников школ один-единствен­ный вопрос: какими должны быть молодые люди, чтобы, женившись (выйдя замуж), они смогли родить полноценно­го, здорового младенца? К сожалению, ни от одного ученика (как, впрочем, и ни от одного учителя) мы так и не получили полного вразумительного ответа. Молодые люди испытывали настоящий шок, узнав, что при искусственном («пробироч­ном ») оплодотворении среда должна быть абсолютно стерильной (чистой, безмикробной), поскольку любое инфицирование местонахождения детородного семени ведет к изначальному поражению качества развития плода. Вот почему народы все­гда оберегали девственную чистоту невест как абсолютное условие, при котором только и возможно зачатие здорового младенца.

С этой точки зрения деструктивный характер так называе­мой «сексуальной революции» становится еще понятней. Анализ древних источников убеждает: еще ни одна культура, ни одна цивилизация не выживала после того, как народы были погружены в сексуальные свободы. И сегодня мы вынуждены признать: люди своими руками выстроили глобальный механизм самоликвидации. С одной стороны, у нас уже выросли целые поколения со слабой волей и силой духа. С другой — мы запустили всепоглощающий механизм соблазнов. В результате здоровье детей, молодых людей, народа ухудшается обвально. Наш последний реальный шанс сохранить себя как нацию состоит в том, чтобы мобилизовать все здоровые силы общества и власти на пресечение корневых механизмов развития заболеваемости и сверхсмертности. Мы должны переориентировать систему образования и здравоохранения на подлинное воспитание и воспроизводство народа, т.е. на под­линное «сбережение народа». Эта задача — дело чести каждого думающего, социально ответственного гражданина России. И огромная роль в ее решении принадлежит всем, от кого непосредственно зависит жизнь и здоровье детей.

Уважаемые учителя! Уважаемые родители! Задумайтесь хоть на миг: какие средства оказались самыми эффективны­ми в лечении тяжелых депрессий, наркомании, психических сломов не только у молодых людей, но и у взрослых? Вот они!

Это терапия созерцанием живой природы (леса, неба, вос­хода и захода солнца, звезд и т.д.).

Это терапия полезным физическим трудом.

Это терапия художественным рукотворчеством, и особенно рисованием.

Это терапия каллиграфическим письмом.

Это терапия вязанием и вышиванием.

Это терапия хоровым пением.

Это терапия личным участием в театрализованных представлениях и т.д.

Все то, что ранее было образом воспитания («вочеловечивания») детей, образом народно-воспитательных культур, все то, что затем изгнала из своего базового учебного плана шко­ла, много лет спустя мы вынуждены привносить в виде тера­пии перевоспитания! Выводы за вами

Практические советы родителям

Приведем несколько практических советов, которыми должны воспользоваться родители, учителя и воспитатели в сво­ей повседневной практике. Начните хотя бы с этого.

1. Ребенок должен как можно больше двигаться.
Особенно мальчики, у которых потребность в движении в

4-6 раз больше, нежели у девочек. Это связано с формированием зрелых качеств мужского типа. Обязанность взрослых — не ограничивать естественную свободу детей. Помните, дви­жение что воздух. Нет воздуха — мы задыхаемся. Нет движения — тело увядает, мысль не работает, психика угасает. Еще древние говорили: движение — это жизнь.

2. Неусади!

Для обеспечения сообразного природе ребенка режима ра­боты необходимо не усаживать его с раннего детства за стол, на стульчик, а предоставить ему возможность работать, и не только работать — жить, в режиме телесной вертикали. Для этого следует использовать рекомендуемые нами конторки. Ребенок сам определяет наиболее удобный режим. Если он устал двигаться или работать за конторкой — пусть пополза­ет или полежит.

Надо четко себе представлять, что телесная стойкаэтостойка психическая, стойка волевая. Народная мудрость че­рез язык донесла до нас это понимание. О чем мечтают роди­тели, если обобщить все их пожелания? Они хотят, чтобы ре­бенок в жизни состоялся. А понятие стойкость?Образ счастливого, свободного человека — человека разогнувшего­ся, несгибаемого, волевого.

3. Никакой преградыглазу ребенка!

Увидеть — значит своевременно обнаружить всю совокуп­ность объектов в пространстве, в их взаимоотношениях друг с другом. Другие органы чувств выполняют те же функции, но менее быстро и с несравненно более близких дистанций. Таким функциональным назначением зрительный анализатор выдвинут на передние рубежи эволюционного процесса.

Лучше всего для этого подходят естественные природные ландшафты. Ну а дома, в помещении, в детском саду, школе нужно обязательно освободить окна от штор, занавесок, тюля, капрона и прочего, что мешает глазу ребенка (да и взрослого) работать в наилучшем режиме дальнего зрения. Пусть в наших «коробках»-жилищах дети будут иметь хотя бы небольшую возможность для удовлетворения своих потребностей в зрительных горизонтах.

Глаз объединяет пространство Вселенной с сознанием человека. В условиях невесомости, когда фактически выключается мышечное и вестибулярное чувство, зрение становится чуть ли не единственной системой, позволяющей объективно отображать внешний мир и адекватно ориентироваться в пространстве.

Наше зрение обладает совершенной сигнально-отражательной способностью «воспринимать» характеристики простран­ства, с помощью которых происходит формирование психи­ческих функций человека. Кроме того, через глаз идет «настройка» организма на экологическую среду. Появился даже особый вид лечения — светоцветотерапия. Через изменение цветовой гаммы окружающей среды осуществляется воздействие на общее состояние человека. Основой этого метода как раз и является эффект оптимизации внутренних (эн­догенных) биоритмов с помощью «навязывания» определенных световых и цветовых характеристик. В частности, есть данные, что только изменение цветовой гаммы и освещения в школе приводило к повышению успеваемости и укреплению дисциплины учащихся. Предпочтительными цветами оказа­лись белый, бежевый и коричневый.

В ходе эволюции зрительная система формировалась как система, работающая в основном в режиме дальнего зрения, позволявшего воспринимать как можно более полную карти­ну окружающего мира. Не случайно у человека, глядящего на раскинувшееся вокруг раздолье, «душа радуется». Так про­исходит «сонастройка» всех биоритмов на оптимальный для организма режим.

И еще. Наш глаз — это сканер. Все образы, которые он «снимает», должны находиться в движении. Обездвиженный образ глаз не воспринимает. Или воспринимает в режиме... отторжения. Через 7 секунд, если перед глазом находится неподвижный объект, начинается отторжение этого образа.

При продолжающемся изо дня в день, из года в год использовании преимущественно ближнего зрения наблюдается отмирание клеток отростков нейроэпителия коры головного мозга, настроенных на восприятие пространства.

Вот почему ребенку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире.

Дети думают (воспроизводят образы по памяти) только тогда, когда двигаются, и двигаются, когда думают. Вот почему любое «обездвиживание» ведет к нарушению психики. Физи­ческая и психическая целостность как раз и объясняются це­лостностью телесно-мышечного тонуса, телесно-моторной активностью. У ребенка проявляется врожденное стремление сформировать этот чувственно-моторный «модуль». Беспокойство у родителей должны вызывать дети, которые не хотят много двигаться. Это начало серьезных болезней.

4. Да здравствует рукотворчество!

Ребенок должен постоянно творить свой мир своими руками (лепка, рисование, конструирование, вышивка и т.д.). Де­сять наших пальцев — это те «спицы», которые в эволюции «связали» нейроэпителиальную «вязь» мозга. Эти «кружева» должны постоянно воссоздаваться и поддерживаться у каждого ребенка. От рукотворчества к полетам на крыльях твор­ческого воображения — таков путь каждого человека.

5. «Нам песня строить и жить помогает...»

Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок вырос здоровым, психически устойчивым, нравственно защищенным, пусть он как можно чаще поет — самостоятельно, в коллективе и вместе с семьей. Песня — это то пространство, в котором раскрывается его душа. Если ребенок поет с вами, с другими детьми рус­ские (и других народов) народные песни и водит при этом хо­роводы, то, уверяю, речевые дефекты будут исправлены им самим без помощи логопеда.

6. Образы управляют миром.

Ребенок должен постоянно совершенствоваться в художе­ственно-образной речи (диалоговой, художественной речи, декламации стихов, в процессе участия в детских театрали­зованных постановках и т.п.) — только так у него может сформироваться уверенное и свободное мышление

Вместо заключения

Не подлежит сомнению, что организация учебного процес­са должна контролироваться директором школы, руководи­телями системы образования, широкой родительской обще­ственностью и учителями. Главное при этом, как реализуются в учебном процессе базовые положения законов РФ (см. ч. 1).

Отличительными особенностями предложенных материалов является то, что органы управления системой образова­ния и здравоохранения в зависимости от имеющихся сил и средств могут определить тот или иной набор тестов. При этом самым важным является следующее:

а) в пределах города (района) должен быть определен стандартизированный для всех школ набор тестов;

б) в контроль должны быть вовлечены специалисты по физической культуре, музыкальные работники, медицинские работники среднего звена, учителя, руководство школ и методические службы, а также психологи, школьные врачи (если таковые есть);

в) методическое руководство контролем за качеством развития детей осуществляют психологи и врачи профилактических отделений поликлиник.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 165.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...