Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взаимосвязь сфер социальной ответственности




Понятие социальной ответственности и основные подходы к ее 

интерпретации

Взаимосвязь сфер социальной ответственности

3. Этика управления и социальный эффект

1. Понятие социальной ответственности и основные подходы к ее интерпретации

Социальная ответственность - обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса на общественные нужды.

Большинство определений социальной ответственности включают в себя ссылки на то, что производители должны брать на себя решение части социальных проблем, помимо своих чисто экономических интересов.

Социологи уже в начале XX в. высказали мысль о том, что общественность может отвергнуть предпринимательство, если его представители не возьмут на себя часть социальных проблем.

Иначе социальную ответственность можно определить как осознание людьми бизнеса того, что они действуют в интересах тех, чьими ресурсами пользуются (материальные, природные, человеческие, интеллектуальны и т.д.).

Результаты ряда исследований показывают, что для формирования осознания современным российским предпринимательством ответственности перед обществом нужны время, условия, средства. Отсюда, по всей видимости, бремя социальной ответственности сегодня возлагается прежде всего на крупный бизнес.

За прошлое столетие общественное восприятие социальной ответственности в предпринимательстве прошло через три фазы.

1. Управление, направленное на максимизацию прибыли.Это тот случай, когда некоторые предприниматели стали выражать уверенность в том, что бизнес обязан использовать часть своей прибыли в интересах общества. В этом аспекте хорошо известны имена русских предпринимателей (купцов) Х1Х века, прославившихся своим меценатством и благотворительностью: Морозовы, Мамонтовы, Третьяковы, Алексеевы, Малютины. Например, при текстильных фабриках Малютиных в подмосковном Раменском существовали церковь, больница, приют для престарелых, ясли, школа, училище, для рабочих строились дома, им выделялись огороды. Для многих предпринимателей того времени это было не исключением, а, скорее, нормой.

Подобные примеры характерны и для зарубежных предпринимателей начала XX века. Занимавшийся производством стали Э. Корнеги, к примеру, вложил 350 млн. долл. в социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек. Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долл. и основал фонд Рокфеллера.

Сторонниками рассматриваемой концепции были Р. Вуд, глава фирмы «Сирс» и многие другие предприниматели того времени. Но при всем при этом большинство предпринимателей и населения полагало, что производители ответственны только за свой бизнес. И эта точка зрения превалировала вплоть до 30-х годов двадцатого столетия.

2. Попечительское управление. В 30-х годах в США и ряде стран Европы идет расширение профсоюзного и рабочего движения в защиту прав трудящихся. В результате чего профсоюзы склоняют предпринимателей заниматься не только вопросами прибыльности, но и повышением уровня заработной платы, пенсионных выплат, улучшением трудовых, жилищных условий, охраной труда рабочих и т.д. Далее, в связи с ростом конкуренции на рынке после Великой депрессии предприниматели были вынуждены поддерживать интересы своих контактных групп: кредиторов, потребителей, поставщиков, персонала фирм.

3. Социальное управление. Начиная с 60-х годов, предпринимательство действует в условиях третьей фазы, которая представляет собой восприятие социальной ответственности как неотъемлемого элемента деятельности любой организации. Эта фаза основывается на том, что предприятия и организации должны быть вовлечены в процесс «залечивания» социальных болезней.

Соответственно трем историческим фазам социальной ответственности существует три основные философские идеи.

1. Традиционная философия. Традиционная философия соответствует первой фазе. Согласно ей, главная цель предпринимательства - максимизировать прибыли, учитывая долгосрочные интересы деловой организации. Социальная ответственность определяется просто как производство товаров и услуг по приемлемым ценам и обеспечение населения рабочими местами.

 2. Философия заинтересованных лиц. Эта идея соответствует второй фазе. Согласно ей, бизнес ответственен за определенные группы, которые связаны с интересами компаний. Такие группы включают в себя акционеров, потребителей, государственные институты, конкурентов, профсоюзы, служащих, поставщиков и другие группы.

В сравнении с традиционным подходом философия заинтересованных лиц расширяет сферу социальной ответственности.

3. Утвердительная философия. Утвердительная философия соответствует третьей фазе. По ней бизнес должен отражать интересы своей организации, заинтересованных лиц и общества в целом.

Но как показывает опыт российского предпринимательства, социально-ответственная позиция современного бизнеса в лучшем случае имеет инструментальную природу: она возникает тогда, когда может реально послужить своему бизнесу, но отнюдь не ради заботы об общем благе.

Сегодня, чтобы заставить современный бизнес считаться с интересами и потребностями общества, государствами разных стран используются различные способы – от налоговых льгот по социальным и культурным программам до юридического принуждения к соблюдению ответственности в сфере безопасности производимой продукции, экологической безопасности и т.п. Основная цель этих усилий состоит в том, чтобы свести к минимуму негативные социальные последствия недобросовестной предпринимательской активности. Сегодняшний бизнес склонен пренебрегать интересами общества и забывать о социальной ответственности, как только это будет ему позволено. Поэтому, думается, устойчивость этики ответственности делового мира в отношении общества – задача самого общества.

Таким образом, шел и идет процесс эволюции понимания социальной ответственности предпринимательства.

Следует отметить, что тема социальной ответственности до сих пор остается спорной. Поскольку каждая организация осуществляет свою деятельность в различных условиях, сталкивается с разными воздействиями изнутри и извне, то предприниматели и менеджеры этих организаций чаще всего придерживаются различных подходов к социальным проблемам и к ответственности перед обществом.

 

 2. Взаимосвязь сфер социальной ответственности

В попытке гармонизировать философию социальной ответственности с планами фирмы предприниматели и менеджеры могут рассматривать социальную ответственность в пространстве от максимального выполнения социальных обязательств до сведения их до минимума. Как показано в схеме, это пространство включает в себя следующие сферы социальной ответственности: экономическая, правовая, этическая (рис. 2).

Экономическая ответственность - самая основная социальная обязанность организации. Она заключается в максимизации прибыли, производстве товаров и услуг по разумным ценам, предоставлении рабочих мест и обеспечении занятости населения.

Правовая ответственность отражает обязательства организации по подчинению законам, как гражданским, так и уголовным, а также тем, которые регулируют деятельность производителей, работодателей и работников, защищают права потребителей и др.

Этическая ответственность отражает понятие компании о правильном и пристойном поведении хозяйствующих субъектов в обществе.

Этическая ответственность – обязанность предпринимательства, масштаб которых шире правовой и экономической ответственности, но она не является обязательной, а скорее желательной.

 

 

 

 


Рис. 2. Сферы социальной ответственности

 

3. Этика управления и социальный эффект

Термин «этика» определяется как набор нравственных принципов, которые управляют действиями человека и группы людей.

Организации предпринимают разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения своих руководителей и рядовых работников. К таким мерам относятся: разработка этических нормативов поведения в организации, правила общения с клиентами и партнерами по бизнесу или совместной деятельности и даже создание комитетов по этике, обучение работников этическому поведению.

Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правил этики, которых, по мнению организации, должен придерживаться ее персонал.

Комитеты по этике создаются для оценки повседневной практики с точки зрения этики.

Обучение этичному поведению должно быть характерно как для руководителей, так и для рядовых сотрудников. При этом обучающихся знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть.

Подход к оценке социальных действий фирмы, учитывающий социальный эффект, включает следующие элементы:

1. Объединение социальных целей в ежегодно составляемый план. Другими словами, любые социальные действия не должны быть временными мерами или запоздалой реакцией на неожиданно возникшую или сиюминутную проблему.

2. Анализ существующих норм социального поведения партнеров и конкурентов с целью увидеть: что делают другие организации в сфере социальной ответственности? Насколько успешны их программы? Какова реакция общественности и т.д.

3. Информирование заинтересованных лиц о социальных действиях фирмы посредством регулярных отчетов об участии в социальных программах.

4. Подсчет и планирование издержек фирмы на социальные программы.

5. Последний пункт - оценка эффективности усилий фирмы, направленных на выполнение своих социальных обязательств, заключается в следующем:

· оценка экономического вклада, который вносит компания в процветание общества тем, что создает новые рабочие места, производит качественные товары и услуги, платит фиксированную заработную плату своим работникам и налоги государству и т.д.

· оценка качества жизни. Это связано с развитием социальной сферы, использованием чистых технологий, охраной окружающей среды и т.д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...