Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование основных видов социальных отношений




Потребности в ценностях

Обладание ценностями

Власть Уважение Мораль Аффективность
Власть Политическая власть Почтение Внушение Преданность
Уважение Выдача советов Престиж Увещевание Уважение
Мораль Наставничество Одобрение Моральный авторитет Привязанность
Аффективность Личное влияние Уважение Моральное влияние Любовь
Благополучие Принуждение Террор Дисциплина Насилие
Богатство Экономическая власть Высокое положение Торговля моральным авторитетом Продажность
Мастерство Влияние экспертов Администрирование Казуистика Расположение
Просвещение Консультирование Известность (слава) Мудрость Симпатия

 

Потребности в ценностях

Обладание ценностями

Благополучие Богатство Мастерство Просвещение
Власть Принуждение Экономическая власть Директорство Обучение
Уважение Харизма Кредит Руководство Ученый авторитет
Мораль Наказание Честный бизнес Предписания Цензура
Аффективность Опекунство Благотворительность Усердие, рвение Назидание
Благополучие Грубая сила Разбой Принудительный труд Дознание
Богатство Власть над средствами существования Экономическое влияние Отношения занятости Рекламирование
Мастерство Доблесть Производительность Менеджмент Интеллект
Просвещение Управление Покупка образования Инструктирование Обмен знаниями

 

Таблицу 1 можно читать не только слева направо, но и сверху. Например, если я владею ценностями, связанными с благополучие людей, или контролирую их (т.е. могу повлиять на здоровье и безопасость), то потребность других людей во власти может привести к что у меня с ними сложатся отношения, основанные на принуждении. Если у других людей, с которыми я вступаю во взаимодействие, будет ярко выраженная потребность в более высоком статусе, то это приведет к харизматическим отношениям. Если же у них превалирует потребность в богатстве, то отношения могут привести к контролю над средствами существования.

Очевидно, что в табл.1 приведены далеко не все социальные отношения, возможные в человеческом обществе, а только наиболее значимые, всегда существующие в социальных общностях. В реальной жизни социальные отношения гораздо сложнее, так как в процессе человеческой деятельности происходят множественные обмены ценностями и контроль за ними, что придает таким отношениям многочисленные неповторимые оттенки.

Мы специально не заостряли внимания на вопросе о том, какие отношения будут негативными, враждебными, приводящими к конфликтам, а какие могут считаться человечными, добрыми, полными сотрудничества и понимания. Дело в том, что каждое из сложных человеческих отношений, даже таких, как любовь, содержит одновременно в связанном виде враждебность, нетерпимость, а также доброту и сотрудничество. Поэтому, если вообще можно говорить о социальных взаимодействиях сотрудничества или конкуренции, то в случае социальных отношений такая классификация практически бессмысленна.

Подход к изучению социальных отношений с точки зрения владения и обмена ценностями дает возможность проводить плодотворный ана-лиз отношений в сфере политики, бизнеса, производства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...