Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II. Методические рекомендации по организации утренних бесед с детьми.




Скоролупова О.А.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

Часть I



ББК 74.900.6 С44

Рецензент

Доктор педагогических наук, профессор Т.С. Комарова

Скоролупова О.А.

С44      Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в до-

школьных образовательных учреждениях. Часть I. - М.: ООО Издательство «Скрип-торий 2003», 2007. - 96 с.

15ВМ 978-5-98527-048-8

В сборник вошли рекомендации по тематическому планированию воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении для детей стар­шего дошкольного возраста (5-7 лет). Темы, выбранные для тематического планирования, ориентированы на показатели развития детей старшей и подготовительной групп, сформу­лированные в «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Василье­вой (2005).

Материалы, предлагаемые в книге, составлены с учетом тех изменений, которые проис­ходят в дошкольном образовании сегодня. Они с успехом могут применяться как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания. Кроме того, в книге даны при­меры планирования для разновозрастных групп детей в возрасте от 4 до 7 лет. Предлага­ются также примеры информационных листков-рекомендаций для родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения.

Пособие адресовано воспитателям и старшим воспитателям детских садов.



Введение

Уважаемые коллеги!

В настоящее время проблемой для дошкольных учреждений является оптималь­ный выбор программ из большого количества разнообразных вариативных программ и технологий.

При этом мы должны учитывать современные требования со стороны общества к дошкольному образованию. Сегодня обществом хорошо осознана необходимость вне­дрения в педагогическую практику концепции личностно-ориентированной педаго­гики, которая помогла бы каждому ребенку полностью раскрыть свой личностный по­тенциал. Тысячи лет люди удивляются разности результатов воспитания и обучения при тождестве усилий и условий. Чему же удивляться, если каждый ребенок неповто­рим! Поэтому педагогика может быть только конкретной, личностно-ориентированной или никакой.

Кроме того, сегодня при всем разнообразии программ и технологий дошкольного образования и при наличии вариативных форм дошкольного воспитания акцент дела­ется на обеспечение детям равных стартовых возможностей при поступлении в школу.

Такие равные стартовые возможности можно обеспечить, развивая у детей универ­сальные психические функции, которые (вне зависимости от программы обучения и воспитания в детском саду) позволят им в дальнейшем усваивать любую информацию, любые знания. Поэтому основной целью работы педагога в дошкольном учреждении является не обучение детей или передача им как можно большего объема знаний, а развитие их. Такая формулировка цели основана на нескольких уже давно доказан­ных истинах:

• в дошкольном возрасте формируется психика ребенка, психические процессы,
оказывающие значительное влияние на дальнейшее развитие личности;

• в дошкольном возрасте с наибольшей интенсивностью и скоростью формиру­
ются мыслительные процессы детей (Д.Б. Эльконин доказал, что в среднем и
старшем школьном возрасте скорость формирования мыслительных процессов
значительно ниже);

• по утверждению К.Д. Ушинского, 90% знаний, полученных в дошкольном воз­
расте, остаются в памяти на всю жизнь;

• именно в дошкольном возрасте закладываются основы психического и физиче­
ского здоровья детей.

В данной брошюре хочу рассказать о форме организации воспитательно-образовательного процесса, сложившейся в практике работы с детьми дошкольного возраста. В основе ее лежит тематический подход.

Вот краткая суть тематического планирования:

• выбирается тема недели, которая называется и первоначально рассматривает­
ся на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология или ознакомле­
ние с природным миром, знакомство с социальной действительностью), которое
проводится в первый день недели;

• все остальные занятия (развитие речи, элементарных математических пред­
ставлений, лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предло­
женную тему, так или иначе связаны с ней;

• на каждом из последующих занятий дается короткое повторение темы недели;

• для родителей предлагаются краткие рекомендации, советы по организации
домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.

3


Такое построение воспитательно-образовательной работы позволяет учесть сле­дующие принципы дошкольной дидактики:

1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста.

2. Принцип последовательности.

3. Принцип систематичности.

4. Принцип повторности.

Опыт многих воспитателей, применяющих тематический подход в планировании и организации воспитательно-образовательной работы, показал, что его использова­ние позволяет значительно сократить время для занятий, освобождая его для игры, оздоровительных мероприятий; позволяет исключить перегрузки детей в организован­ных формах обучения.

Особенно актуальным тематическое планирование стало в связи с развитием вариа­тивных форм дошкольного образования, а именно, организацией во многих регионах России групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреж­дениях.

В Москве предусмотрено создание восьми видов таких групп:

• группы адаптации для детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет;

• группы развития для детей в возрасте от 3 до 6 лет;

• группы «Будущий первоклассник»;

• группы для детей, у которых русский язык не является родным;

• группы для детей с отклонениями в развитии;

• группы «Особый ребенок» для детей-инвалидов;

• группы вечернего пребывания, выходного и праздничного дня;

• группы «Играя, обучаюсь».

Практическое применение тематического планирования в разных видах групп кратко­временного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях Северо-Западного учебного округа Москвы показало, что такой подход к организации воспита­тельно-образовательного процесса подходит ко многим видам групп кратковременного пребывания:

• в группах развития тематическое планирование позволяет успешно решить
проблему построения занятий с детьми разных возрастов;

• в группах «Будущий первоклассник» при тематическом подходе к планированию
значительно повышается эффективность подготовки детей к школе с сохранени­
ем специфику дошкольного возраста, в котором ведущим видом детской дея­
тельности является игра;

• в группах адаптации многократное повторение познавательного материала в раз­
личных видах деятельности позволяет лучше усвоить его детям раннего возраста;

• в группах для детей с отклонениями в развитии (дети-логопаты) тематическое
планирование позволяет систематизировать работу всех педагогов, работаю­
щих с детьми (воспитатели, логопеды, психологи).

Первоначально разработанные планы воспитательно-образовательной работы на неделю претерпевают вполне логичные изменения, связанные с изменением состава детей и родителей, а также с учетом использования различных программ и технологий. При выборе тем для каждой учебной недели (всего 34 темы) мы руководствовались показателями развития детей старшей и подготовительной групп, сформулированных в «Программе воспитания и обучения в детском саду»1.

1 Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Кома­ровой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

4























Часть 1. Тематическое планирование в разновозрастных группах

Для детей 4-6 лет.

Рекомендации^ организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастных группах детей

Чтобы работа в разновозрастных группах детей была максимально эффективной, необ-эдимо:

1. В организации игровой деятельности:

• продумать место игры в режиме дня группы. Игра необходима, так как создает по­
ложительный эмоциональный фон, именно в ней формируются необходимые детям
социальные навыки, она делает жизнь ребенка увлекательной, соответствующей его
потребностям;

• постепенно переключать детей с игровой на другие виды деятельности;

• большинство занятий, особенно занятия познавательного цикла рациональнее
проводить по подгруппам (разделив детей по возрасту): в то время как одна под­
группа занимается, другой предоставляется возможность в это время играть само­
стоятельно;

• в связи с этим необходимо создать максимально безопасную игровую среду, учиты­
вающую потребности детей разных возрастов, в которой дети могут играть само­
стоятельно, в то же время не мешая занятиям других детей;

• разновозрастная группа дает прекрасные возможности для развития игровой дея­
тельности детей, так как игровой опыт передается естественным образом от млад­
ших детей старшим. Но это совсем не значит, что педагог может самоустраниться от
организации игровой деятельности детей. Педагогическое воздействие на развитие
игры детей необходимо и может быть представлено в виде бесед на разные темы
(о труде взрослых, о взаимоотношениях людей, о явлениях живой и неживой приро­
ды); просмотра диафильмов, видеофильмов, телевизионных передач; экскурсий и
наблюдений; чтения художественной литературы;

• по мере прихода детей в группу необходимо организовывать игры, беседы, работу
в книжном уголке, исходя из интересов детей, но с учетом предстоящих занятий.

2. В организации физкультурно-оздоровительной работы:

• при воспитании культурно-гигиенических навыков "большое внимание уделяется вос­
питанию самостоятельности детей, желания выглядеть аккуратно. Здесь важно так­
же воспитание таких качеств у старших дошкольников, как желание оказать помощь
младшим, быть для них друзьями и помощниками, воспитание чувства ответствен­
ности за малышей;

• для младших и старших детей необходимо организовать разные виды закаливания:
для малышей можно ограничиться закаливанием в повседневной жизни (тепловой и
воздушный режим в групповом помещении, облегченная одежда в помещении и оде­
жда по сезону на прогулке, обширное умывание, ходьба босиком после сна и во
время физкультурных занятий); для старших детей возможно применение специаль­
ных видов закаливания;

• в группе и на участке детского сада создаются условия для двигательной активности
детей: в группе это обеспечивается достаточным пространством для движения, на­
личием физкультурного уголка; на участке - наличием необходимого выносного ма­
териала. При этом учитывается специфика игр детей младшего и старшего дошко­
льного возраста. Организовывать подвижные игры лучше с подгруппами детей, соз­
данными по возрастному принципу;

5


• необходимо обеспечить удовлетворение потребности в движении и во время заня­
тий по всем направлениям развития детей. Обязательно проведение физкультмину­
ток, пальчиковой гимнастки, динамических пауз, минуток релаксации и т.д.;

• обязательно ежемесячное проведение физкультурных досугов, Дней здоровья, не­
дели зимних игр и забав, а также весенней каникулярной недели;

• при проведении утренней гимнастики, гимнастики после сна и физкультурных заня­
тий можно предусмотреть либо подгрупповые упражнения, либо выполнение упраж­
нений всей группой, с учетом того, что дети младшего возраста делают меньше по­
второв.

3. В организации занятий:

• повторим, что большинство занятий в разновозрастной группе рациональнее орга­
низовать по подгруппам согласно возрасту детей: в то время как одна подгруппа за­
нимается, другой предоставляется возможность в это время играть самостоятельно;

• работа в небольших подгруппах на занятиях познавательного цикла наиболее ра­
циональна, так как она способствует активному деловому общению и взаимодейст­
вию детей;

• во время занятий (особенно занятий познавательного цикла) дети делятся на микро­
группы из 2-5 человек (в зависимости от той цели, которую ставит воспитатель);

• задания предлагаются не одному ребенку, а нескольким (минимум двум) детям.
Можно предложить детям один предметный материал, с которым они работают, на­
пример общий лист бумаги;

• воспитатель предлагает идеи, конкретное дело, чтобы у детей появились какие-то
мысли;

• задание дается в такой форме, которая подчеркивает общность участников;

• такого рода организация продиктована следующими соображениями: она дает де­
тям необходимые для их развития возможности сравнения своих действий с дейст­
виями других детей, дает возможность ребенку поверить в собственные силы («Раз
так может мой товарищ, значит, и я смогу»), а также откорректировать собственные
способы действия, интеллектуальные усилия путем сравнения с действиями других;

• такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками;

• позиция педагога при организации занятия, а также всей жизни детей в детском саду
дает детям возможность самостоятельного накопления опыта и его осмысления.
Основная роль воспитателя с такой позицией заключается в организации ситуаций
для познания детьми окружающего мира, когда ребенок сохраняет в процессе обу­
чения чувства комфортности и уверенности в собственных силах;

• такая организация переносит акцент в содержании обучения с усвоения знаний,
умений и навыков на формирование у детей средств и способов приобретения зна­
ний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности;

• предлагаемая организация способствует психологической перестройке позиции пе­
дагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обу­
чения;

• фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создает положительный
эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению позна­
вательного интереса;

• кроме того, при организации занятий познавательного цикла одной из ведущих це­
лей является формирование самостоятельной поисковой деятельности, развитие
активности, инициативности и самостоятельности детей в ее осуществлении;

• занятия должны строиться на понятном и доступном для детей материале, который
несет эмоциональную окрашенность. «Проживание» детьми эмоционально окра-

6


шенных событий, связанных с темой занятия, позволяет им «присвоить» знания, они становятся личным опытом детей;

• материал, предлагаемый на занятиях познавательного цикла, должен найти свое
отражение в продуктивной деятельности и в игре: полученные знания должны стать
необходимыми для решения практических задач. Именно в этом случае знания ус­
ваиваются детьми легче и быстрее;

• знания не должны преподноситься детям в готовом виде. Они лучше усвоятся, если
станут личным опытом каждого ребенка. Следовательно, знания должны постигать­
ся детьми путем самостоятельного анализа, установления взаимозависимостей, са­
мостоятельного исследования существенных свойств и признаков предметов и яв­
лений;

• рекомендуется также проводить с детьми предварительную и последующую работу:
в утренние часы, на прогулке, вечером, во время, свободное от занятий: организо­
вывать игровое экспериментирование, наблюдать за изучаемыми объектами и яв­
лениями, использовать художественное слово, сообщать познавательную информа­
цию по тематике занятий и т.д.;

• во время занятий целесообразно менять характер деятельности детей, чтобы избе­
жать переутомления;

• более гибким должен быть подход к формам организации детей на занятии: от груп­
повой мы переходим к подгрупповой работе, а затем и к индивидуальной. Важно,
чтобы каждый ребенок был включен в работу;

• на занятиях изобразительного цикла целесообразно использовать коллективные ра­
боты детей, когда задание дается нескольким детям или всей группе. При этом за­
дания дифференцируются по уровню сложности. Например, при выполнении общей
аппликации на тему «Осень» дети старшего возраста вырезают из бумаги и наклеи­
вают деревья с разноцветными кронами, улетающих птиц, речку или озеро; млад­
шие дети на той же композиции создают аппликацию из готовых деталей: например,
облака в осеннем небе, домики на берегу реки и т.п. Овладение детьми изобрази­
тельными умениями должно быть построено на выполнении доступных задач, реше­
ние которых дает видимый и значимый для ребенка результат.

7



 



 



 



 



 



 



 


Часть 2. Примерное тематическое планирование в группах детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Как уже говорилось, в этой части книги мы приводим примерное планирование занятий на неделю по 34 темам (с учетом осенней, зимней и весенней недели игры). Из-за большо­го объема, а также для удобства наших читателей мы разбили материал этой части на две брошюры. В первой брошюре предлагаем 16 тематических недель для первой половины учебного года, во второй брошюре - остальные темы. Ориентировочное название тем мы взяли из «Программы воспитания и обучения в детском саду»2. В планировании на каждую неделю предусмотрены: утренние беседы с детьми; планирование занятий; названия про­изведений художественной литературы, которые можно прочитать детям по данной теме; описание различных игр; рекомендации для родителей.

Важное значение в организации воспитательно-образовательного процесса имеет ут­реннее время. Хотелось бы обратить особое внимание, уважаемые коллеги, на организа­цию работы в книжном уголке и организацию утренних бесед с детьми.





































































































I. Книжный уголок.

Работа в книжном уголке должна планироваться и быть целенаправленной.

• В книжном уголке проводится прежде всего индивидуальная работа с детьми по
всем направлениям развития речи. Она планируется во второй половине дня.

• Кроме того, материалы книжного уголка отражают всю работу на занятиях по раз­
витию речи, ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окру­жающим миром. Сюда помещаются иллюстрации и книги, используемые на занятиях.

Уголок должен быть оборудован так, чтобы в нем решались все вопросы развития речи в индивидуально-ориентированной форме.

1. Место для книжного уголка:

• оно должно быть хорошо освещенным (естественный свет) или с дополнительным
освещением;

• книжный уголок должен располагаться не в зоне сюжетно-ролевых игр;

• книжный уголок должен находиться не в зоне занятий, не у доски, чтобы книги и фотоиллюстрации уголка не отвлекали внимания детей во время занятий.

2. Наглядное оформление:

• в книжном уголке обязательно должна быть горизонтальная плоскость для выставочных материалов - в идеале, две-три открытые книжные полки, расположенные
на уровне зрения детей;

• желательно, чтобы был журнальный столик на 2-3 ребенка;

• может быть магнитофон или проигрыватель для прослушивания сказок.

3. Содержание книжного уголка.
Детская художественная литература:

• во-первых, та, которую воспитатель читает на занятии, именно детские книги с ил­
люстрациями, а не хрестоматии. Книги должны быть представлены не по одному эк­земпляру, желательно разных издательств, оформленные разными художниками-
оформителями;

• во-вторых, та художественная литература, которую воспитатель читает для расширения сюжета детских игр (эти книги подбираются на месяц);

• в-третьих, любимые книги детей, которые читаются по желанию детей,
с продолжением;

2 Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаро­вой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

15


• в младших и средних группах одна и та же книга в нескольких экземплярах; в старшем возрасте - одна и то ж^ произведение, но проиллюстрированное разными художниками, в разном оформлении;

• если на занятиях мы беседуем с детьми о творчестве писателя или поэта, его портрет выносится на занятие, а потом остается в книжном уголке (приблизительно на месяц). В методическом кабинете хорошо бы иметь несколько разных портретов од­ного писателя.

Иллюстрированный материал:

• по теме занятия по ознакомлению с окружающим миром;

• по теме занятия по ознакомлению с художественной литературой - книжная графи­ка, иллюстрации к прочитанным книгам;

• иллюстрации по темам занятий обновляются еженедельно. В понедельник утром
воспитатель вместе с детьми выставляет в книжный уголок те иллюстрации, которые отражают тематику занятий по ознакомлению с окружающим миром. Эти иллю­страции останутся в книжном уголке в течение месяца. Одновременно с помещени­ем новых иллюстраций из уголка убираются старые - те, которые были выставлены
в него 4 недели назад. Таким образом, здесь содержится иллюстративный материал
за текущую неделю и три предыдущих;

• по темам занятий в книжный уголок помещаются предметные и сюжетные картинки
и фотоиллюстрации - по 2-3 по каждой теме;

• картины по временам года. В иллюстрациях о природе желательны не пейзажи,
а сюжетные картины «Ребенок в данном времени года»;

• размер картинок и фотоиллюстраций - от половины альбомного листа, до альбомного листа; все картинки наклеены на паспарту в одном стиле.

Тематические выставки. Они оформляются по двум направлениям:

• памятные даты страны;

• юбилеи или дни рождения писателей.

В младшей группе выставки организуются только к концу учебного года, по сказкам; в средней группе 3-4 выставки в год; в старшем возрасте - 4-5 выставок в год, может быть и более.

Одна из форм работы в книжном уголке и один из видов выставок - презентация деть­ми любимых книг, которые они принесли из дома. Эта работа проводится в тесном контакте с семьей - родителей просят принести иллюстрации, семейные фотографии, о которых рассказывают дети.

Материал для выставки собирается за месяц, а выставляется накануне, вместе с детьми: «Посмотрите, дети, вот у нас картины, книги, посвященные... давайте подумаем, как их лучше расставить, разместить, чтобы было удобнее их рассматривать...»

Выставки могут устраиваться в разных группах по различным темам. Потом дети при­глашают друг друга в гости - одна группа идет в гости к другой, совместные полдники, чаепития. Воспитатель ненавязчиво проводит подготовку к приему гостей - напоминает детям правила хорошего тона, этикета при походе в гости и встрече гостей, правила сервировки стола.

Можно пригласить и родителей посетить выставку в группе - опять подключается эти­кет, эмоциональный подтекст.

Выставка планируется в годовом плане, перспективном планировании.

Когда в книжном уголке оформляется выставка, все остальные материалы убираются.

16


Детские журналы.
















II. Методические рекомендации по организации утренних бесед с детьми.

При использовании в воспитательно-образовательной работе тематического планиро­вания большое значение имеет организация утренних бесед с детьми. Они являются важ­ной составной частью всего педагогического процесса, так как способствуют достижению большей эффективности работы педагогов по развитию мышления и речи детей.

Беседа — это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовлен­ный диалог на заранее выбранную тему.

Беседа является одновременно методом ознакомления ребенка с окружающим миром и методом развития связной речи. Во время беседы взрослый учит ребенка логически мыс­лить и связно формулировать свои мысли. В беседе ребенок должен припоминать, ана­лизировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Беседа требует от ребенка обдумывания своего высказывания. Вместе с мышлением развивается и речь: формируются диалогические и монологические формы связной речи, умение слу­шать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли. Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Проведение утренних бесед с детьми имеет свои цели:

• введение детей в тему недели;

• активизацию их личного опыта, систематизацию и уточнение представлений, по­
лученных детьми в процессе их повседневной жизни, а также специально организо­
ванных занятий;

• закрепление и обогащение знаний, помощь детям в более глубоком и полном вос­
приятии действительности.

Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с ок­ружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятель­ностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Содержание утренних бесед с детьми напрямую связано с темой недели.

Хотя для утренних бесед с детьми мы предлагаем определенный набор вопросов, но их содержание в течение недели меняется. В понедельник проводится вводная беседа или беседа, предваряющая получение детьми новых знаний. Она является связующим звеном между имеющимся у детей опытом и знаниями, которые они приобретут. Ее цель — вы­явить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. В утренние часы вторника, среды и четверга целесообразно проводить беседы, сопровождающие приоб­ретение нового опыта. Их цель — стимулировать и направлять внимание детей на бо­лее богатое и целесообразное накопление опыта; помочь детям получить ясные, отчетли­вые представления, дополнить их знания. В пятницу проводится беседа заключительная или обобщающая. Цель обобщающей беседы — систематизировать, уточнить и расши­рить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Имен­но этот тип беседы, по мнению М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, более всего способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме об­щения3.

Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, чтобы мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и пробудить интерес к предстоящим занятиям, вызывать же­лание участвовать в беседе. Поэтому начать беседу можно с воспоминания педагога, с рассматривания игрушки, предмета, картины; можно использовать загадки, прочитать стихотворение, имеющие прямое отношение к теме беседы.

3 Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольни­ков. - М.: «Академия», 2000.

з-г«в                                                                                                                                                17


В основной части беседы перед детьми последовательно ставят вопросы, с целью активизировать их мышление и речевую деятельность. Воспитатель дает объяснения, под­тверждает детские ответы, обещает их, вносит добавления, поправки.

Окончание беседы должно характеризоваться определенной завершенностью, содер­жать обобщающие выводы по всей беседе. В окончании вводной беседы целесообразно оставить ряд вопросов без ответа, а в заключение предложить детям ответить на них в процессе занятий («Сегодня на занятии мы узнаем... увидим... проверим...»). В окончании заключительной беседы дети или воспитатель делают обобщение (заключи­тельный рассказ).

Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слу­шанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.

Проводятся утренние беседы с небольшими подгруппами детей. Если тема занятия требует активизации знаний и опыта детей всей группы, то воспитатель может собрать их в кружок возле себя в промежуток времени между утренней гимнастикой и завтраком.

Успех беседы и достижение ее целей зависит от эмоциональности ее проведения, ис­пользования наглядного материала, стихов, загадок, а также от умения педагога пробудить активность детей, привлечь их к участию в беседе.

При этом важно помнить, что беседа предполагает равноправное участие в ней всех собеседников. Поэтому воспитатель, хотя инициатива в беседе и принадлежит ему, не должен превращать беседу в свой монолог. Эффективность утренней беседы для речевого развития детей будет достаточно высокой лишь тогда, когда дети смогут активно высказы­ваться и будут уверены в том, что собеседники их внимательно выслушают. Следователь­но, большая часть времени беседы должна отводиться высказываниям детей. При этом воспитатель активно способствует развитию у детей навыков культуры речи: дети учатся внимательно слушать того, кто говорит; не отвлекаться; не перебивать собеседника; сдер­живать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав, пока за­кончит речь другой участник беседы.

Важное значение для эффективности утренних бесед имеет то, как сформулированы вопросы воспитателя к детям. Вопросы должны быть четкими, достаточно краткими и по­нятными детям. Поэтому воспитатель продумывает их накануне, возможно, делает для се­бя памятку, записывает перечень вопросов.

Взаимодействие с родителями

Не менее важно для эффективного развития детей установление тесного контакта с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями необходимо всегда, поскольку именно семья играет решающую роль в воспитании ребенка дошкольного возраста, а роди­тели - самые важные, главные, значимые для него люди. Традиционными формами со­трудничества с семьей в дошкольном учреждении считаются родительские собрания и ин­дивидуальные беседы.

Но, как правило, родители наших детей - люди очень занятые, и нередко им совершен­но некогда побеседовать с воспитателем, обсудить проблемы развития и воспитания сво­его ребенка.

Выручает нас в этом случае наглядная информация. Это могут быть материалы, кото­рые мы вывешиваем на стенды или помещаем в папки-передвижки. Современная форма -информационные листки, которые представляют собой листы формата А4 с краткой и наи­более ценной для родителей информацией. Такие листки выдаются каждому родителю, что подчеркивает внимание дошкольного учреждения к семье, желание педагогов сотрудничать с родителями воспитанников.

18


Информация, которая помещается на стендах, папках-передвижках, информационных листках, должна удовлетворять нескольким требованиям:

• Во-первых, конкретностьэтой информации. Если это советы психолога, то они
должны быть точными и четкими, без описания особенностей психического развития
детей дошкольного возраста. Если тематика связана со здоровым образом жизни, то
не стоит начинать с анатомии и возрастной физиологии ребенка.

Поэтому, если материал помещается в папку-передвижку, то это должна быть не одна толстая большая папка, где собрано ассорти из информации по всем вопросам дошкольного образования. Лучше, если папок будет несколько, и у каждой есть хо­рошо видное, напечатанное большими буквами название, например: «Здоровье де­тей», «Подготовка к школе», «Советы психолога», «Умственное развитие ребенка-дошкольника», «Правильно ли говорит ваш ребенок» и т.д.

Конечно же, следует обратить особое внимание на оформление папок. В уголке для родителей не должно быть канцелярских бумажных папок с ботиночными тесемка­ми, придерживайтесь современного стиля - пусть это будут пластиковые папки с файлами, где информация если и не отпечатана на компьютере или пишущей ма­шинке, то хотя бы аккуратно написана от руки. Кстати, оформление информации на компьютере в наши дни, я думаю, не является проблемой: если компьютера с прин­тером нет в детском саду, то наверняка кто-то из родителей имеет к ним доступ и не откажется вам помочь. В этом случае у вас есть гарантия того, что хотя бы один из родителей ваш материал прочтет.

• Во-вторых, доступностьматериала. При отборе информации следует учитывать,
что родители наших детей - люди очень разные и по образованию, и по професси­
ям, и по социальному статусу. Поэтому материал не должен изобиловать специаль­
ной терминологией, оформлен простыми и короткими предложениями.

• В-третьих, краткостьматериала. Как уже было отмечено, у родителей зачастую не
хватает времени для чтения больших статей, перелистывания толстых папок с под­
борками различных материалов. И потом, посудите сами, что легче запомнить -
длиннющую статью на 10 страницах или оформленное на одном листе резюме в ви­
де кратких тезисов?

В информационных листках мы помещаем рекомендации для домашних занятий с детьми и задания, которые родители могут выполнить вместе с ребенком. Это бывают задания на закрепление материала, пройденного в группе, или задания, предваряющие объяснение нового материала. Эти задания нужны для того, чтобы занятие по ознакомле­нию с окружающим миром не превратилось в монолог воспитателя. Родители, которые с готовностью откликаются на наши просьбы и занимаются с детьми дома, отмечают, что эти домашние задания очень помогают им в установлении контакта с детьми и организации за­нятий с ними, а также воспитывают у детей чувство ответственности - ребенок сам напо­минает родителю о необходимости выполнить домашнее задание, прочитать книгу.

В брошюре мы приводим примеры таких информационных листков для родителей.

19



 



 

 


 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   



 



 


Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

Тема наших занятий на этой неделе - «Правила и безопасность дорожного движения». Просим вас всегда помнить о том, что именно вы являетесь для вашего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Поэтому не жалейте времени на «уроки» поведения детей на улице.

К моменту поступления ребенка в школу он должен четко усвоить и соблюдать следую­щие правила поведения на улице и в транспорте:

• играть только в стороне от дороги;

• переходить улицу там, где обозначены пешеходные переходы, где их нет - на пере­
крестках по линии тротуаров;

• переходить улицу только шагом, не бежать;

• посмотреть при переходе улицы сначала налево, а потом направо;

• при переходе улицы следить за сигналами светофора;

• не пересекать путь приближающемуся транспорту;

• входить в любой вид транспорта и выходить из него только тогда, когда он стоит,
нельзя прыгать на ходу;

• не высовываться из окна движущегося транспорта;

• выходить из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или
обочине дороги;

• не выезжать на велосипеде на проезжую часть;

• если ты потерялся на улице, не плачь, попроси милиционера помочь тебе, назови
свой домашний адрес.






























Светофор

У любого перекрестка

Нас встречает светофор

И заводит очень просто

С пешеходом разговор:,

«Свет зеленый - проходи. Желтый - лучше подожди. Если свет зажегся красный -Значит, двигаться опасно! Стой!

Пускай пройдет трамвай, Наберись терпения! Изучай и уважай

Правила движения!»

Р. Фархади

25



 



 



 



 











Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

На этой неделе тема наших занятий - «Золотая осень». Мы с детьми беседовали об осенних изменениях в природе.

Осенняя природа дает богатый материал для совместных с детьми наблюдений. Во время прогулки по осенней улице, парку, лесу обращайте внимание детей на осенние изменения в природе: вспомните вместе с детьми о смене времен года, повторите назва­ния времен года и их очередность.

Вспомните и обобщите с детьми все сезонные изменения, которые происходят в приро­де осенью. «В это время года дует холодный ветер, на небе тучи, часто идет дождь. В деревне убирают на хранение овощи. Птицы улетают в теплые страны. День стано­вится короче. Листва на деревьях становится желтой, красной, оранжевой и осыпает­ся».

Листья на деревьях меняют свой цвет - летом они были зеленые, а теперь стали жел­тыми, красными, оранжевыми; скоро листья опадут - начнется листопад.

Можно рассмотреть с детьми место на ветке дерева, откуда только что сорвался листок: там мы увидим еле заметные почки. Деревья не погибли, они только отбросили отмершие, а потому ненужные листья. Но весной из почек вновь появятся новые листочки, дерево вновь оживет, зазеленеет.

Меньше становится насекомых - не слышно кузнечиков, не видно стрекоз, бабочек. Можно объяснить детям, что насекомые готовятся к зиме, к холодам: они прячутся в щели домов, под кору деревьев и засыпают на всю зиму до следующей весны.

Наблюдения за улетающими птицами. Можно теперь легко ответить на вопрос детей, почему от нас улетают птицы осенью. Летом дети имели возможность наблюдать, как пти­цы гонялись за насекомыми - комарами, мухами, бабочками. Но сейчас насекомых стало меньше - дети это видят сами. Поэтому птицы должны улетать, чтобы не погибнуть от го­лода. Они улетают в теплые края, где даже в зимнее время тепло и нет недостатка в пище. Но весною птицы вернутся снова.

Попробуйте разучить с детьми стихотворение.

Листопад

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца ...

М. Пришвин

30



 



 



 



 











Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

На этой неделе тема наших занятий - «Деревья и кустарники».

Дети узнали, что все царство растений нашей планеты можно разделить на три «госу­дарства»: деревья, кустарники, травы и цветы. Мы обсуждали, какую пользу приносят лю­дям деревья: они очищают воздух; дарят нам тень и прохладу в жаркий день; из деревьев, например, люди научились делать множество полезных вещей - мебель, посуду, различ­ную хозяйственную утварь, бумагу, на которой мы пишем и рисуем; используют для строи­тельства, дрова служат топливом для обогрева домов в холодное время года.

Дети узнали, что все деревья можно разделить на хвойные и лиственные, а среди лист­венных можно выделить еще плодовые.

Дети должны видеть и понимать разницу между деревом и кустарником. Дерево - это растение, имеющее один ствол, деревянистые, твердые подземные и наземные части; вет­ви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону. В отличие от деревьев кустарники имеют несколько деревянистых стволиков, а ветви его начинаются сразу от земли.

Для того чтобы дети лучше усвоили этот материал, побеседуйте с ними о царстве рас­тений, используя следующие вопросы:

• Можно сказать, что в царстве растений есть три государства. Можешь ли ты назвать эти
три государства?

• Какие виды деревьев ты знаешь? Почему деревья называют лиственными? Какие дере­
вья называют хвойными?

• Какие лиственные деревья ты знаешь?

• А какие хвойные деревья ты можешь назвать?

• Какие деревья называют плодовыми? Почему? Ведь плоды есть у каждого дерева.

• Почему деревья так важны для человека и вообще для всех живых существ? Какую
пользу они приносят?

• Какие вещи люди научились делать из древесины?

• Почему к деревьям необходимо относиться бережно?

• Назови свое любимое дерево. Почему именно оно тебе нравится? Постарайся описать
его, нарисовать его словами.

Попробуйте разучить вместе с детьми стихотворение.





Зеленая страна

Я люблю бродить по зеленой стране.

Здесь друзей заводить очень нравится мне.

На сюрпризы горазд молчаливый народ И за то, что отдаст, ничего не берет.

В той стране благодать, удивительный свет.

Вот бы нам разгадать: в чем тут главный секрет?

Загляни-ка со мной в эту славную жизнь

И с зеленой страной навсегда подружись.

Е. Серова

5*                                                                                                                   .                          35



 



 



 



 











Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

Тема этой недели на занятиях по ознакомлению с окружающим миром - «Овощи и фрукты».

Чтобы дети лучше запомнили названия овощей и фруктов, загадайте им загадки:

Телятки гладки, привязаны к грядке.

(Огурцы)

Ни окон, ни дверей, полна горница людей.

(Огурец)

Кругла, а не луна; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь.

(Репа)

Кругла, а не шар; с хвостом, а не мышь; желта, как мед, а вкус не тот.

(Репа)

Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

(Картофель)

Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает.

(Лук)

Скинули с Егорушки золотые перышки, Заставил Егорушка плакать без горюшка.

(Лук)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач. На вкус как сахар сладок, на вид похож на мяч.

(Арбуз)

Есть в саду фруктовом чудо: листья ярче изумруда, Серебристые цветы, золотистые плоды.

(Апельсин)

За кудрявый хохолок лису из норки поволок.

(Морковь)

Под землей огонь горит, а снаружи дыму не видно.

(Морковь)

Уродилась я на славу: голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня в них ищи.

(Капуста)

Для закрепления названий овощей и фруктов рекомендуем вам поиграть с ребенком в игру «Отгадай овощ (фрукт) по ответам на вопросы». Ведущий задумывает какой-либо овощ или фрукт, другие игроки пытаются его угадать, задавая вопросы: размер? Фор­ма? Цвет? Хвостик есть? Какая кожица на ощупь? Вершок или корешок? Какой вкус? Кто из животных его любит? Что из него готовят? Что можно заготовить на зиму?

Эта игра учит детей точно и полно выражать свои мысли, передавать свои чувственные ощущения словами, а также позволяет им упражняться в формулировании вопросов, в преобразовании словесного описания в наглядные образы.

40



 



 



 

 

 




 












Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

На этой неделе тема наших занятий - «Грибы».

Дети узнали, что грибы - особый вид растений. Мы рассматривали строение грибов, де­ти узнали новое слово «грибница». Эти знания помогут детям правильно собирать грибы, не нанося им вреда.

Большое внимание уделялось правилам безопасного поведения в природе. Пожалуй­ста, объясните детям еще раз, что собирать можно только знакомые грибы. Неизвестные грибы нужно сначала показать взрослым, только потом класть в лукошко. Для детей долж­но стать непреложным правилом, что нельзя пробовать на вкус ничего, что мы находим в лесу-трибы, ягоды, растения.

Дети также узнали, что есть еще грибы, не такие, которые растут в лесу под деревьями. Это грибы плесневый, кефирный, дрожжевой. Их люди заставили работать на себя, приго­товляя с их помощью лекарства, вкусный и полезный кефир, а также дрожжи, без которых невозможно было бы испечь хлеб.

Рекомендуем вам побеседовать с детьми о том, что они узнали на занятиях. Примерные вопросы к беседе могут быть такими: где растут грибы? Какие вы знаете грибы? Какие из этих грибов съедобные, а какие несъедобные? Что можно приготовить из грибов? Как мож­но приготовить грибы?

Как называются грибы, которые растут под березой, под осиной, на пеньках; грибы ры­жего цвета (рыжики, лисички); грибы с круглыми, волнистыми шляпками (волнушки); грибы с маслянистыми шляпками (маслята); грибы, название которых похоже на лесного зверя (лисички), на домашнее животное (свинушки); грибы, которые, согласно их названию, мож­но есть сырыми (сыроежки); грибы, которыми морят мух; нехорошие или «поганые» грибы?

Если во время прогулки по лесу или парку вы увидите грибы, еще раз обратите на них внимание детей, вместе с детьми вспомните их названия, рассмотрите строение съедоб­ных грибов.

Попробуйте разучить с детьми стихотворение. .

В грибном царстве

Разбежались по полянке                 А под елкой, а под елкой

Мухоморы и поганки,                       Кто-то.спрятался в иголках,

Чтобы сбить тебя с пути                 В темной шляпке набекрень

И от белых отвести.                         Боровик укрылся в тень.

Там, где солнышко пригрело,        А веселые ребята -

Задержаться можно смело:            Тонконогие опята -

Значит, здесь семья маслят          Притаились возле пня

Или рыжики стоят.                           И кричат: «Ищи меня!»

Нам и лето, нам и осень Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес

Это чудо из чудес.

3. Александрова

45



 



 



 



 











Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

Тема этой недели на занятиях по ознакомлению с окружающим миром - «Хлеб».

Дети узнали о том, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем появится на наших столах, какой огромный труд вкладывают в него люди. Мы повторили названия профессий людей, которые выращивают и производят хлеб: трактористы, комбайнеры, шоферы - ме­ханизаторы, агрономы, селекционеры, рабочие на мукомольном заводе, пекари в пекарне.

В хлеб вложен огромный труд, поэтому и отношение к хлебу должно быть бережное, почтительное.

Еще раз поговорите с детьми о том, что хлеб всегда считался главным блюдом на сто­ле. Считалось, что если в доме есть хлеб - значит, голод не страшен.

Дети узнали, что хлеб делают из муки, а мука производится из зерна. Из разных зерно­вых культур делают разную муку, а из нее получается разный хлеб: из пшеницы - пшенич­ная мука и пшеничный хлеб, из ржи - ржаная мука и ржаной хлеб, из гречихи - гречишный хлеб, из кукурузы - кукурузные лепешки. Из муки делают также различные кондитерские изделия: печенье, торты, вафли, пирожки, пряники, пирожные, кукурузные хлопья.

Для закрепления этого материала рекомендуем вам провести с ребенком беседу. Пред­лагаем следующие вопросы к беседе:

• Расскажи, как ты понимаешь фразу: «Хлеб - всему голова»? Почему так говорят?

• Вспомни, какой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол. Люди каких
профессий выращивают хлеб?

• Люди каких профессий сохраняют хлеб? А как называются строения, в которых хра­
нится зерно?

• А чем занимаются селекционеры? Расскажи об их работе.

• Люди каких профессий занимаются изготовлением хлеба и различных изделий
из муки?

• Вспомни, какие поговорки, пословицы ты знаешь о хлебе.

При проведении беседы особое внимание обратите на то, как ваш ребенок понимает значение поговорок и пословиц, заключенную в них народную мудрость. Попробуйте разучить с детьми стихотворение.




Руки человека

Склонила тяжелую голову рожь.                    Я долгую зиму в земле пролежала,

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!    Ютилась под снегом,

Спасибо земле,                                                 От стужи дрожала,

Что была моим домом,                                     Но солнце меня отогрело давно,

И сильным рукам,                                             И я принесла золотое зерно.

Моим старым знакомым.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!

Я помню, как руки трудились упорно,            А если меня вы посеете снова,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,         Я снова под снегом дорогу найду

А нынче они урожай уберут.                            И колосом стану,

Спасибо вам, руки,                                           И к людям приду».
За добрый ваш труд!

Я. Дягутите 50



 



 



 



 












Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

На этой неделе мы знакомим детей с домашними животными. Дети узнали, как и почему человек одомашнил животных. Мы беседовали о том, как человек ухаживает за домашними животными и какую они приносят пользу. Дети вспомнили, как называют детенышей до­машних животных.

Рекомендуем поиграть с детьми в игру «Папа, мама и ребенок». Ведущий называет первое слово, например «Папа - бык», второй игрок продолжает «Мама - корова, ребенок- теленок». Ведущий: «Один - теленок, а много - ...».

Детям очень нравятся загадки о животных. Поиграйте с ними в «Загадки и отгадки».

Зеленые глаза -                                                                                   Шубу дважды в год снимает.

Всем мышам гроза.                                                                                      Кто под шубою гуляет?

(Кошка)                                                                         (Баран, овца)

Что за зверь со мной играет?                                                               Заплелись густые травы,

Не мычит, не ржет, не лает,                                                                            Закудрявились луга,

Нападает на клубки,                                                                               Да и сам я весь кудрявый,

Прячет в лапках коготки!                                                                                  Даже завитком рога.

(Котенок)                                                                                    (Баран)

Рыжий молокозавод                                                                          Идет, идет, бородой трясет,

День жует и ночь жует,                                                                                                Травки просит:

Ведь траву не так легко                                                                                        «Ме-ме-ме, дай-ка

Переделать в молоко.                                                                                    Вкусной травки мне!»

(Корова)                                                                                       (Коза)

Кто имеет пятачок,                                                                   Не пахарь, не кузнец, не плотник,

Не зажатый в кулачок?                                                                      А первый на селе работник.

(Свинья)                                                                                       (Конь)

Заворчал живой замок,                                                          Спереди - пятачок, сзади - крючок,

Лег у двери поперек.                                                        Посредине спинка, а на ней щетинка.

(Собака)                                                                                  (Свинья)

Во дворе поставлен дом,                                                         Быстрый прыжок, теплый пушок,

На цепи хозяин в нем.                                                                                              Красный глазок.

(Собака)                       "                                                     (Кролик)

Эту игру можно преобразовать в «Придумай загадку». Она учит детей выражать свои мысли, будит фантазию, развивает творчество детей. Нужно придумать загадку про любой предмет, в нашем случае - про домашнее животное, не обязательно стихотворную.

Рекомендуем прочитать детям:

1. Г.Х. Андерсен. Гадкий утенок.

2. С. Михалков. Три поросенка.

3. С. Маршак. Сказка о глупом мышонке.

4. Бр. Гримм. Бременские музыканты.

5. Русские народные сказки «Сивка-бурка», «Волк и семеро козлят».

6. Э. Успенский. Дядя Федор, пес и кот.

7. Р. Киплинг. Кошка, гулявшая сама по себе.

55


 



 



 



 



 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 402.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...