Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ




В.И. Штанько

Харьков

2003

УДК 101

Штанько В.И. Философия и методология науки. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов. Харьков: ХНУРЭ, 2002. с.292.

Учебное пособие является одним из первых в Украине учебных пособий для аспирантов и магистрантов технических и естественнонаучных специальностей по философии науки. В нем дается целостное изложение современного состояния философии и методологии науки. Автор пытается охватить разнообразные аспекты философского анализа возможностей, источников и границ познания, сущности процесса познания и различных гносеологических позиций при его решении; особенностей научного позна­ния, его методов, форм, оснований научного познания; генезиса и этапов развития философии науки; теоретических моделей развития науки и основных исторических этапов этого развития; особенностей онтологии и методологии классической науки и тех трансформаций, которые происходят в ней в процессе становления неклассической и постнеклассической науки конца ХХ - начала ХХI в.; разнообразие и противоречи­вость ценностных ориентаций науки как социального института, соотношения свобо­ды научного поиска и социальной ответственности ученого в современных условиях.

Учебное пособие будет полезно аспирантам, соискателям, которые готовятся к экзамену по философии, а также магистрантам, которые изучают курс «Философские и методологические проблемы научного познания».

Рецензенти: И.З. Цехмистро, д-р филос. наук, проф. (ХНУ им. В.Н. Каразина) В.В.Будко, д-р филос. наук, проф.  © В.И.Штанько

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Философия, ее предмет, функции и место в современной культуре 3

1.1. Предмет философии и ее место в современной культуре...................................................... 4

1.2. Особенности философского мировоззрения, его соотношение с мифом и религией     6

1.3. Многообразие философских позиций, учений, школ. Исторические типы философии 9

1.3.1. Исторические типы европейской философии 10

1.4. Проблемное поле философии и структура философского знания................................... 11

1.5. Проблема бытия в философии                            13

1.6. Философская антропология: сущность человека и смысл его существования .......... 17

1.6.1. Природа и сущность человека                        18

1.6.2. Проблема существования человека и смысла жизни............................................................. 20

1.7. Общество как предмет философского анализа 21

Рекомендованная литература                                         25

Контрольные вопросы                                                        25

Раздел 2. Познание как предмет философского анализа....................... 27

2.1. Источники познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия. Сенсуализм и рационализм                                      30

2.1.1. Источники познания                                        30

2.1.2. Сенсуализм и рационализм                             33

2.2. Возможности и границы познания. Гносеологический оптимизм, скептицизм агностицизм      36

2.3. Сущность процесса познания: созерцательный и деятельностный подходы к познанию. Познание как отражение действительности, конструирование объекта познания, единство отражения и конструирования (творчества), интерпретация 39

2.3.1. Познание как созерцание, как процесс и результат отражения.............................................. 39

2.3.2. Деятельностный подход к познанию              40

2.3.3. Познание как интерпретация                           43

2.4. Субъект и объект познания                                 45

2.5. Истина и заблуждение                                          47

2.5.1. Концепции истины                                          48

Рекомендованная литература                                         56

Контрольные вопросы                                                        56

Раздел 3. Многообразие форм знания  57

3.1. Понятие «знание». Соотношение знания и информации        58

3.2. Проблема классификация форм знания           60

3.3. Обыденное знание                                                 61

3.4. Мифологическое знание                                      62

3.5. Религиозное знание                                               65

3.6. Художественно-образная форма знания         67

3.7. Личностное знание                                                68

Рекомендованная литература                                         69

Контрольные вопросы                                                        69

Раздел 4. Особенности научного познания................................................ 71

4.1. Наука как деятельность по производству знаний и система знаний. Критерии научности. Особенности языка науки    72

4.1.1. Наука как деятельность по производству знаний                                                               72

4.1.2. Особенности науки как системы знаний         73

4.1.3. Критерии научности. Проблема демаркации 74

4.1.4. Язык науки                                                       77

4.2. Функции научного знания и науки                   78

4.3. Строение и динамика научного знания           80

4.4. Эмпирический и теоретический уровни познания, их соотношение 84

4.4.1. Эмпирический уровень познания                    84

4.4.2. Теоретический уровень познания                   85

4.4.3. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней исследования ................................ 86

4.4.4. Метатеоретический уровень в научном познании ................................................................  88

4.5. Основания научного знания                               89

4.5.1. Идеалы и нормы исследования                        89

4.5.2. Научная картина мира                                      91

4.5.3. Философские основания науки                        92

Рекомендованная литература                                         95

Контрольные вопросы                                                        95

Раздел 5. Методы и формы научного познания........................................ 97

5.1. Понятие метода и методологии научного познания…....       98

5.2. Общенаучные (общелогические) методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование          100

5.3. Методы эмпирического уровня познания: наблюдение, эксперимент 103

5.4. Методы теоретического познания                    105

5.5. Основные формы научного познания              110

5.5.1. Проблема                                                         110

5.5.2. Факт                                                                 110

5.5.3. Гипотеза                                                           111

5.5.4. Теория                                                             112

5.5.5. Концепции                                                       113

Рекомендованная литература                                      113

Контрольные вопросы                                                    114

Раздел 6. Философия науки, ее генезис и этапы развития.................... 115

6.1. Философия и наука: проблемы взаимосвязи и взаимодействия          116

6.2. Натурфилософия как историческая форма взаимосвязи философии и науки 119

6.3. Возникновение философии науки и особенности ее развития в XIX в 120

6.3.1. Позитивизм XIX в                                            120

6.3.2. Махизм (эмпириокритицизм): основные идеи и причины влияния среди естествоиспытателей 124

6.3.3. Неокантианство                                               126

6.3.4. Прагматизм                                                      131

Рекомендованная литература                                      133

Контрольные вопросы                                                    133

Раздел 7. Философия науки в XX в         135

7.1. Неопозитивизм                                                        136

7.2. Постпозитивизм                                                      141

7.3. Антипозитивистские концепции в философии науки ХХ в. Неорационализм 144

7.3.1. Концепция «нового рационализма» и «нового образа» науки Г. Башляра............................ 145

7.3.2. Структурализм и постструктурализм             146

7.3.3. Философия процесса А.Н. Уайтхеда              149

7.4. Феноменология                                                       152

7.5. Герменевтика                                                           156

Рекомендованная литература                                      160

Контрольные вопросы                                                    161

Раздел 8. Теоретические модели и закономерности развития науки 163

8.1. Кумулятивистская модель развития науки    164

8.2. Диалектико-материалистическая модель развития науки к. XIX - н. XX в      164

8.3. Постпозитивистские теоретические модели развития науки 165

8.3.1. К. Поппер: проблема роста научных знаний  165

8.3.2. И. Лакатос: методология научно-исследовательских программ........................................... 168

8.3.3. Томас Кун: историческая динамика научных знаний 170

8.3.4. Ст. Тулмин: эволюция матрицы понимания   173

8.3.5. Дж. Холтон: тематический анализ науки       175

8.3.6. П. Фейерабенд: методологический анархизм 176

Рекомендованная литература                                         177

Контрольные вопросы                                                        178

Раздел 9. Эпистемологический образ науки. Генезис науки и основные исторические этапы ее развития                                                179

9.1. Проблема возникновения науки и влияние представлений о науке на решение вопроса о ее возникновении…….            180

9.2. Античная наука и ее влияние на мировую культуру.....         183

9.2.1. Математическая программа                            183

9.2.2. Атомистическая научная программа (Левкипп, Демокрит)…............................................... 184

9.2.3. Континуалистская научная программа           185

9.3. Специфика рациональности средневековья   186

9.4. Духовная революция эпохи Возрождения и становление классической науки 190

9.5. Научные программы и особенности классической науки    194

9.5.1. Картезианская научная программа                 194

9.5.2. Атомистическая научная программа               196

9.5.3. Научная программа Ньютона                         197

9.5.4. Лейбницева научная программа                     201

9.6. Предпосылки кризиса классической науки и революция в естествознании на рубеже XIX - XX вв.       204

9.7. Становление неклассической науки                206

9.8. Проблемы формирования постнеклассической науки..         207

Рекомендованная литература                                      210

Контрольные вопросы                                                    210

Раздел 10. Онтологические проблемы современной науки................... 211

10.1. Проблемы структурной организации бытия в контексте современной науки  212

10.1.1. Неорганическая природа                               212

10.1.2. Органическая природа                                  213

10.1.3. Социальная природа                                      214

10.2. Редукционизм. Эффективность и ограниченность редукционистских программ в науке          214

10.3. Кризис элементаристских программ в науке ХХ в. Становление современной концепции холизма 215

10.4. Пространственно-временная структура бытия      219

10.5. Проблема детерминизма в современной науке и философии            222

10.5.1. Концепция лапласовского детерминизма и ее ограниченность для построения современной картины мира       222

10.5.2. Возможности и границы вероятностной картины мира……. 223

10.6. Телеологические концепции в современной науке. Антропный принцип и его философские истолкования……..            227

10.7. Глобальный эволюционизм и синергетика: в поисках нового миропонимания           229

Рекомендованная литература                                      234

Контрольные вопросы                                                    234

Раздел 11. Логико-гносеологические проблемы современной науки 235

11.1. Теоретизация современной науки. Природа теоретических объектов науки и их соотношение с объективной действительностью (проблема реальности в современной науке)          236

11.2. Трансформации объекта и идеала объективности. Проблема преодоление разрыва объекта и субъекта познания..     240

11.3. Изменение идеалов и норм описания, объяснения, понимания         245

11.4. Формализация современной науки                249

11.4.1. Особенности формализации современной науки      249

11.4.2. Возможности и границы формализации (философский смысл теорем Гёделя, Тарского)     251

11.5. Математизация современной науки              253

11.5.1. Основные методы математизации научного знания 254

11.5.2. Метрическое направление математизации    255

11.5.3. Неметрическое направление математизации 256

11.5.4. Математика как язык науки                            256

11.6. Роль новейших информационных технологий в современной науке. Особенности компьютеризации научного познания                                                                                    258

Рекомендованная литература                                      261

Контрольные вопросы                                                    262

Раздел 12. Аксиологические проблемы современной науки................. 263

12.1. Познание и ценности. Проблема соотношения истинности и ценности         264

12.2. Многообразие и противоречивость ценностных ориентаций науки как социального института. Сциентизм и антисциентицизм в оценке роли науки в современной культуре 267

12.3. Эстетические критерии научного поиска     270

12.4. Ценностные ориентации ученого: многообразие личностных мотиваций и ценностных ориентаций…            271

12.5. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого 274

Рекомендованная литература:                                     279

Контрольные вопросы:                                                   279

Алфавитный указатель                                                280

 

Предмет философии и ее место в современной культуре

Особенности философского мировоззрения, его соотношение с мифом и религией

Многообразие философских позиций, учений, школ. Исторические типы философии

Проблемное поле философии и структура философского знания

Проблема бытия в философии

Философская антропология: сущность человека и смысл его существования

Общество как предмет философского анализа

1.1. Предмет философии и ее место в современной культуре

Вопрос о предмете философии вызывает большие трудности не только у начинающих знакомиться с этой отраслью знаний. Он горячо обсуждается вот уже 2,5 тысячи лет самими философами. Дело в том, что каждого человека, так или иначе, интересуют вопросы, непосредственно к его повседневным нуждам и заботам будто бы и не относящиеся - как устроен мир, хаотичен он или упорядочен, изменчив он или стабилен, как соотносятся порядок и хаос, что есть истина, в чем смысл человеческого существования? Человек универсален и бесконечен: он способен соизмерить себя со всем миром, со всей реальностью, опираясь при этом не только на личный, но и на родовой, коллективный опыт прошлых поколений (запечатленный в языке и знаковом символизме культуры). Из стихийного философствования, т.е. умозрительных размышлений о высших смыслах и ценностях жизни, родилась, развилась философия как уникальная форма культуры и общественного сознания.

Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo -люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.). По свидетельствам античных авторов, когда финикийский правитель Клеонт обратился к Пифагору с вопросом «кто он такой?», тот ответил: «Философ». Далее объяснив:

«Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы - к одной только истине».

София, согласно с античной традицией, - высшая мудрость, которую вначале приписывали только богам. Владеть полной и определенной истиной могли только боги. Человек не может слиться с Софией, поскольку он - смертен, ограничен в познании. Таким образом, человеку оставалось доступным только непрерывное стремление к истине, любовь к мудрости, которая вытекает из самого понятия «философия».

Чрезвычайно высоко оценивая философию за ее бескорыстную любовь к истине, чистое желание достичь и созерцать ее, Аристотель писал:

«Люди, философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы».

4

Философия, таким образом, с самого начала своего возникновения стремилась к истине, которую следует искать, созерцать, истины самодостаточной, то есть истины как таковой. Свойственная людям любознательность постепенно перерастает в интеллектуальную потребность безграничного расширения и углубления знаний о мир. Интеллект человека пытается постичь мир разумом в таких его ракурсах, которые не могут быть даны никаким опытом, интеллект стремится к знанию о мире как целостной реальности, с которой люди должны постоянно считаться в формировании программ своего поведения.

Философия — это область духовной деятельности человека, в основе которой лежит критическая рефлексия над самой духовной деятельностью, над ее смыслом, целью и формами, и, в конечном счете — над выяснением сути самого человека как субъекта культуры, или естественного отношения человека к миру. Как теоретическое усилие мысли философия — это самосознание культуры.

В центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И главное назначение философии - помочь человеку ориентироваться в бесконечных сложностях жизни, в решении тех уравнений со множеством неизвестных, которые постоянно возникают на жизненном пути.

Поле деятельности философии определяется тем, что она есть квинтэссенция культуры. Задача целостного осмысления с философских позиций как природной, так и социальной реальности через оппозицию человека и мира остается важнейшей и сегодня, особенно в связи с коренными переменами во всех сферах нашей жизни и потребностями осмысления этих перемен. Только философии под силу удовлетворить потребности мыслящего человека в создании целостной картины мира, в осмыслении собственного предназначения в этом мире.

Интересные мысли, относительно важного места философии в системе мировоззрения человека высказал один из известных философов Х1Х в. П.Л. Лавров:

«Потребность в осознанной философии равнозначна потребности человека в развитии... Требование от человека осознания ее развития является моральной аксиомой, которую доказать нельзя, если ее кто-то отрицает. А есть люди, которые отрицают это начало, есть люди, которые готовы сказать: сознательность, развитие, размышления являются злом для человека. С подобными оппонентами полемизировать невозможно, потому что они имеют другое обоснование, разговаривают на другом языке. Убеждать их напрасно, потому что сам процесс убеждения им не доступен. Они не имеют потребности в философии, потому, что не имеют потребности в мысли. Их идеал - сон без сновидений. Оставляя их в стороне, мы должны считать для себя аксиомой - человек обязан осознавать каждое свое слово, каждую мысль, каждое чувство и действие. При этом мы должны осознавать то, какое значение имеет философский элемент в человеческой деятельности... Философия есть понимание всего сущего как единого и внедрение этого понимания в художественный образ и моральное действие. Она является процессом отождествления мысли, образа и действия. Философия, в отличие от другой деятельности человеческого духу, оживляет их всех, наделяет их человеческими качествами, осмысливает их для человека. Без нее наука - собрания фактов, искусство - вопрос техники, жизнь - механизм. Философствовать - это развивать в себе человека как стройную единую сущность»1.

1 Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии // Философия и социология. - М., 1965. - Т. 1. - С. 571-572.

5

Философии принадлежит фундаментальная роль в развития и обосновании культуры человечества. В теоретическом плане культурноохранительная и культуротворческая роль философии состоит в разработке онтологии культуры, в ответе на вопрос: что в бытии материальной и духовной культуры принадлежит к настоящим, а не иллюзорным человеческим ценностям. Успешный поиск конструктивного ответа - предпосылка сохранения нормальной культурной среды.

Продуктивная миссия философии, ее социальная ценность состоит в ее антропологическом назначении: помочь человеку утвердиться в мире не только как сознательному, но и высоконравственному, эмоциональному, чуткому, умному существу. Как теоретическая форма общественного и индивидуального сознания философия осмысливает стратегические пути общечеловеческого существования, способствует утверждению гуманистических целей.

В индивидуальном аспекте ценность философии - в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики, в побуждении к сознательному мировосприятию, к самостоятельной духовной жизни личности, к самосознанию. В этом случае очевидное, то, к чему привыкли, превращается в проблему, в сомнения, а отсюда начинается внутренний диалог человека с самим собой, рождается процесс философствования.

Если у человека нет порыва к новым горизонтам своего сознания, самоосознанию бытия, картины мира, то без этого фактически нет философии, и научить ей нельзя. В свое время Кант писал в трактате «О педагогике»:

«Философствовать можно научиться лишь благодаря самостоятельному применению ума».

Сказать: «Я не знаю» - означает найти в себе мужество подвергнуть сомнению завершенность, самодостаточность своих суждений. Это, по словам Николая Кузанского, «ученое незнание», а совсем не невежество.

Итак, философия требует беспрерывного пополнения знаний о мире и человеке, но ради продуктивной работы над собою.

Основной императив философии — научить человека мыслить творчески, самостоятельно.

 

1.2. Особенности философского мировоззрения, его соотношение с мифом и религией

Мировоззрение — это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в мире.

Мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего, это знания, отражающие стремление к объективному постижению мира, и ценности, воплощающие различные аспекты отношения человека к миру в соответствии с его интересами, целями, потребностями.

В выработке мировоззрения участвуют не только разум, но чувства человека, интеллектуальный и эмоциональный опыт человека. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием. Соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей. Больше того, разной может быть и сама

6

эмоциональная окраска мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т.п., - от радостных, оптимистических тонов до тонов мрачных, пессимистических. Второй уровень мировоззрения - миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция.

Мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Выделяют два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое.

Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Данный уровень мировоззрения отличается своеобразным переплетением теоретических положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; большой эмоциональной нагрузкой. На теоретическом уровне миропонимания и мировоззрения человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.

В философском знании органично связаны, соединены между собою два способа освоения мира человеком: научно-теоретический (рациональный) и духовно-практический (эмоционально-ценностный). Иными словами, философия - не только наука, но и мировоззрение. Философское знание имеет характер и силу убеждения, т.е. высших принципов, которые делают жизнь человека осмысленной и оправданной.

Исторически философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения2. Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснение различных форм его отношения к миру. Это отношение можно рассматривать в трех главных аспектах — познавательное, практическое, ценностное.

Если для мифа образ мира и действительный мир неразличимы и, соответственно, несоотносимы, то философия формулирует в качестве своей главной цели стремление к истине. Философия рождена свободой и для свободы. В этом смысле философское творчество - полная противоположность мифотворчеству, которое не знает никаких проблем, так как в мифе заранее все предопределено судьбой, единственно возможным, извечно начертанным ходом вещей. Философия же, философствование есть «вызов» человека слепому року, бездушной необходимости природы. Философия учит тому, что свою жизнь, свой завтрашний день человек может и должен выбрать и осуществить сам, полагаясь на собственный разум.

Предметом философского познания первых древнегреческих натурфилософов были вопросы о первоначалах и первопричинах всего сущего, о возникновении, строении и состояниях природного универсума. Ранняя греческая философия использует фантастические образы и метафорический язык мифологии.

2 Более подробно особенности мифологического и религиозного знания будут рассмотрены в разделе «Разнообразие форм знания».

7

За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы они стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, упорядоченность и гармония космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должны быть и их общественный мир, и их нравственность. Таким образом, уже первых философов интересовал не «мир сам по себе» (этот объективный мир есть предмет познания науки), а взаимоотношение «человек-мир», взятое в единстве, целостности и всеобщности.

Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность и теоретический, логически обоснованный характер.

Особенность философии состоит в том, что она изначально выступала как универсальное теоретическое познание, как познание всеобщего, всеобщих принципов бытия. Наряду с этим философия призвана решать вопросы, связанные с познаваемостью мира: не только познаваем ли мир, но и каковы средства проверки истинности наших знаний и т.д. Философствовать - значит решать и проблемы ценности, практического разума, как сказал бы Кант, прежде всего проблемы нравственности и среди них тот самый важнейший вопрос, который впервые поставил Сократ: «Что есть добро?» Суть философствования, таким образом, не просто и не только в обретении знаний о мире в целом, но и в том, чтобы формировать определенные нравственные ценности. Без этого сама жизнь человеческая лишается смысла, а человек перестает быть человеком.

Философии как особому типу мировоззрения в культуре общества присущи функции, которых не имеют ни миф, ни религия.

Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры. Они выражены на философском языке в категориях - интеллектуальных или ценностно-оценочных (морально-эмоциональных); в первом случае, например, категории детерминизма - причины и последствия, случайность и необходимость; в другом случае, к примеру, категории добра и зла, добродетели и порока. Следовательно, функция экспликации универсалий культуры выполняется именно философией.

Во-вторых, философия является теоретическим выражением суммарных результатов человеческого опыта на конечном уровне абстракции (что связанно с уровнем духовного освоения мира), то есть выполняет функцию рационализации и систематизации социокультурного опыта, который она обобщает. В философии получают теоретическое выражение социальное самосознание людей, их общие идеалы и ценности. Философия как «мыслящее мышление» выступает самосознанием, духовной квинтэссенцией своего времени.

В-третьих, философия выполняет в культуре критическую функцию, подвергая все сомнению, требуя аргументации и «отсекая» те положения, которые не выдержали проверки критической рефлексией.

В-четвертых, философия выступает «аккумулятором» мировоззренческого опыта и формой его трансляции в культуре. Давая человеку целостный взгляд на мир, философия позволяет ему определить свое место и роль в этом мире, формирует его осознанную позицию, ценностное отношение к миру. Современному человеку не обязательно каждый раз снова «изобретать велосипед» в осмыслении мировоззренческих вопросов (хотя, действительно, формирование мировоззренческой картины мира - особенный индивидуальный творческий про-

8

цесс). Можно обратиться к истории духовной культуры, прежде всего - к истории философии, чтобы узнать, какие способы решения проблем бытия, сознания, человеческого Я и т.п. предлагались в разные эпохи разными мыслителями, какие варианты решений и почему были признаны «ошибочными», чтобы в итоге сформировать современные представления об Истине, Добре, Красоте.

В-пятых философии свойственна интегративная функция, и, возможно, именно она является наиболее значимой среди функций в культуре, обеспечивая сбалансированность и целостность общественной жизни, согласованность всех форм опыта - практического, познавательного, ценностного.

Таким образом, философия является самосознанием культурной эпохи, теоретическим уровнем мировоззрения, мышлением, направленным на самого себя.

1.3. Многообразие философских позиций, учений, школ.

Исторические типы философии

Одной из существенных особенностей философского мировоззрения является его обусловленность многообразием различных факторов - интересами тех или иных личностей и социальных групп, уровнем развития науки, социокультурными особенностями эпохи, национальными особенностями различных стран и народов. Все это обуславливает многообразие философских позиций, учений, школ, направлений. Во всем многообразии философского знания выделяют позиции философского монизма, дуализма, плюрализма.

Монизм объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции - первоначала, первопричины, первоосновы всего сущего. Монизм первоначально имел форму наивного представления о «первове-ществе» (субстанции всего сущего), из которой возникли все вещи: вода (Фалес), огонь (Гераклит), апейрон (Анаксимандр). В настоящее время выделяются различные виды монизма в зависимости от того, как понимается сущность единого мира. Традиционно выделяются две разновидности философского монизма - материализм и идеализм.

Материализм усматривает первопричину, первооснову бытия в материи, субстанции, существующей вне и независимо от человека. В философии Нового времени материализм служил основой взглядов Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка в Англии. Во Франции XVIII в. - материалистами были Д. Дидро, П. Гольбах и др. В Германии XIX в. - Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс. Наиболее последовательно материалистическая позиция выражена и обоснована в философии марксизма - диалектико-материалистической философии.

Идеализм считает первоосновой мира духовную субстанцию. Классический образец идеализма представлен в работах Платона и неоплатоников, философии Шеллинга, Гегеля, неогегельянцев. Этот идеализм называют объективным. Он наделяет объективным бытием духовное; оно субстанционально (сущностно), а потому и более реально, чем телесное. По Платону, мир умопостигаемых идей существует более реально, чем бренные изменчивые вещи, которые он рассматривает как производные в качественном и генетическом отношении от этих идей. В XVIII в. в философии Беркли и Юма сформировалась философская позиция, которую принято называть субъективным идеализмом. Суть ее заключается в том, что бытие в субъективном идеализме совпадает с опытом субъекта, являющимся единственной реальностью. В Х1Х - ХХ вв. к субъективным идеалистам часто относят представителей позитивизма, эмпириокритицизма, прагматизма.

9

Дуализм исходит из признания двух независимых начал, составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия. Классическим примером философского дуализма считают философию Декарта, признававшего существование двух независимых друг от друга субстанций - мыслящей и материальной (телесной).

Плюрализм - философская позиция, согласно которой действительность состоит из многих самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства. Плюрализмом являются атомизм (понимаемый в абсолютном смысле как существование множества субстанций-атомов) и монадология Лейбница.

В системе философского знания выделяются определенные философские школы, которые формируются в поддержку и развитие взглядов конкретного философа, и философские течения.

Философское течение - формируется на основе общих программных идей определенных философских школ.

Так, влиятельное в западной философии течение позитивизма объединяет и

· школу исторически первого позитивизма XIX в. О. Конта, Д.Ст. Милля, Г. Спенсера, и

· школу второго позитивизма (конец XIX - начало XX в.) - эмпириокритицизма Э. Маха, Р. Авенариуса, и

· школу неопозитивизма «Венского кружка» М. Шлика, Р. Карнапа, О. Нейрата и др. 20-30-х годов XX в., и

· школу американского, прежде всего «логического эмпиризма» 40-50-х годов XX ст.

Объединяет эти школы в течение общность программных философских установок - отрицание «метафизики», поиск универсального метода получения знаний, гносеологический феноменализм, сведение всех функций науки к описанию.

В многообразии философских позиций, школ и направлений выделяют европейский и восточный типы философствования, исторические типы философии.

1.3.1. Исторические типы европейской философии

Для того чтобы лучше понять смысл и суть философии как науки, полезно и даже необходимо обратиться к истории ее развития, рассмотреть, как шло движение философской мысли в разные периоды истории человеческого общества. Изучение центральных проблем, встававших перед философами того или иного периода, поможет выработать представление об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их истории.

Выделение исторически определенных типов философии обусловлено тем, что в каждый период истории человечества существовали свои особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стиле мышления и т.д. Все это накладывало отпечаток и на развитие философской мысли, на то, какие проблемы в области философии выдвигались на первый план. При этом само своеобразие в развитии этих взглядов и учений обусловливалось специфическими экономическими, социальными и культурными факторами каждой эпохи. Все это вместе взятое и является основой для выделения определенных типов философии. В настоящее время в истории европейской философской мысли выделяют следующие ее основные типы:

• античная философия (VI в. до н.е. до V в.),

• философия средневековья (VI - XIV вв.),

• философия эпохи Возрождения, (XV - XVI вв.),

• философия Нового времени и Просвещения (XVII - XVIII вв.),

• неклассическая философии в Х1Х - нач. ХХ вв.,

• философия ХХ века.

10

Несмотря на своеобразие философских учений в разные периоды истории, между ними сохраняется преемственность, которая позволяет говорить о единстве историко-философского процесса. Важно отметить, что у философии есть свой способ существования во времени. Философия не знает прошлого, все, что есть великого и просто значимого в ее истории, живет и сейчас. Сегодня можно быть последователем любого философа любых времен, не навлекая на себя насмешек. Эта странная особенность философии стала причиной того, что главной формой ее существования оказалась «история философии», не похожая ни на прогресс науки, ни на мирное сосуществование всех феноменов искусства. Профессиональному философу нельзя обойтись без истории философии.

Как и у всякого явления культуры, у философии есть своя национальная почва, свои этнические очертания. Философия так же локальна в пространстве, как и во времени. Многие культуры могут ее заимствовать с большим или меньшим успехом. Но порождать оригинальные философские концепции смогли лишь некоторые. В связи с этим следует отметить, что проблема влияния национальной культуры на развитие философии является предметом дискуссий.

Возможна ли национальная философия? Всегда ли необходима философия той или иной культуре? Можно согласиться с тем, что вряд ли возможна национальная математика и вряд ли возможна в каком бы то ни было виде интернациональная литература. Место философии - где-то между этими полюсами. Разгадка здесь - в роли языка. Для философии язык - не внешняя оболочка смысла, но и не последняя возможность воплощения. Философия вырастает на почве национального языка, но тяготеет к выходу за его пределы, преодолевает его и в то же время не отказывается от него. Этот процесс еще не очень хорошо изучен: ведь только сравнительно недавно мир почувствовал необходимость духовного единства.

История показывает, что результаты национальной философии со временем становятся всеобщим достоянием (так произошло с философией Греции, Индии, Китая, Германии). В некоторых случаях возможна транснациональная философская культура (средневековая латинская философия), возможна устойчивая культурно-национальная традиция «стилей» философского мышления (например, склонность к рационалистической метафизике на континенте и склонность англоязычной философии к логико-лингвистическому анализу). Нет принципиальных границ для взаимовлияния различных философских традиций и школ, Восток и Запад могут находить общий язык при всех радикальных философских различиях.

1.4. Проблемное поле философии и структура философского знания

Центральной задачей философии является решение целого комплекса мировоззренческих проблем, выработка с позиций разума системы обобщенных взглядов на мир в целом. Ее объектом является мир как единое целое, что дает общий взгляд на мир.

Предмет же философии исторически изменялся, следовательно, изменялся и круг философских проблем, над которыми размышляли философы. Но среди них имеется и так называемые вечные вопросы, на которые каждая эпоха старалась дать свои ответы. Что образует основу мира? Как устроен мир, как соотнесены в нем духовное и материальное?

11

Имел ли мир начало во времени или он существует вечно? Есть ли в мире известная упорядоченность или все в нем хаотично? Развивается ли мир или он постоянно вращается в одном неизменном круге? Можно ли познать мир? Что такое человек и в чем смысл его жизни?

Каждый шаг истории по-своему изменяет, усложняет роль и положение человека в мире, в связи с чем изменяется и реальное содержание предмета философии. Этот предмет так же подвижен, историчен, как историчны сама общественная жизнь, сама культура. Природа и социум, а так же человек во взаимосвязи с ними - были и остаются главными предметами философских размышлений.

Аристотель одним из первых обобщил и подразделил философию на следующие области знания:

1) теоретическая философия (метафизика, физика и математика, психология), ее цель - знание ради знания;

2) практическая философия (этика и политика), ее цель - знание ради деятельности;

3) пойетическая (творческая, продуктивная) философия (риторика и поэтика), ее цель - знание ради творчества.

Теоретическое знание Аристотель ставил выше любого другого, а первая философия (метафизика), соответственно, имела абсолютное первенство по отношению ко всем теоретическим дисциплинам.

У стоиков (IV в. до. н.э.) философия начиналась с логики. Но, как и у Аристотеля, она не имела статуса самостоятельной науки, а выступала введением ко всему комплексу наук. После логики следовала физика (учение о природе, о бытии), а после физики - этика (учение о человеке, о пути его к мудрой, осмысленной жизни). Этика для стоиков имела первостепенное значение.

В эпоху Нового времени в западноевропейской философии основательно прорабатываются онтологические и особенно гносеологические проблемы, глубоко исследуются познавательные, эстетические и практические (моральные и религиозные) способности человеческой души. «Сферу философии» Кант связывает с осмыслением следующих вопросов:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я смею надеяться?

4. Что такое человек?

На первый вопрос отвечает метафизика, основанная на решении онтологических и гносеологических проблем. На второй - мораль, выявляя особенности этических взаимоотношений и задавая проблематику критериев нравственности и возможности их воплощения в жизнь. На третий - религия, исследуя феномен веры, в том числе и религиозной, как одной из предпосылок человеческого существования. И это в целом дает нам возможность ответить на вопрос о том, что такое человек, каково его место и предназначение в мире (антропология). Вопрос о человеке и фундаментальных, врожденных способностях его души, сориентированных на единство истины, добра и красоты, задает, по Канту, философии антропологическую перспективу.

Гегель, напротив, видит главную задачу философии в диалектическом раскрытии категориальной структуры разума. В человеке Гегель прежде всего усматривает способность к разумному мышлению. Сущность человека заключается в способности к постижению разумного разумным. Поэтому философию Гегель определяет как самосознание человеком своей сущности. Идеал человека для Гегеля - рассудочный человек, познающий действительность посредством понятий и категорий.

В «Энциклопедии философских наук» Гегель выделяет три области философского знания, обозначенные им в строгой последовательности:

1) логика,

2) философия природы,

3) философия духа.

12

К философии духа (субъективного, объективного, абсолютного) Гегель относит комплекс философских дисциплин о государстве и праве, морали и нравственности, о всемирной истории, об искусстве, религии и самой философии. Таким образом, гегелевская философская система универсальна, она охватывает действительность во всем ее многообразии, охватывает мир человеческой культуры, является самосознанием культуры.

В ХХ в. философы большей частью отказались от идеи создания универсальных философских систем. Однако традиционные философские проблемы и опыт их осмысления в прошлом не отвергается, а наоборот активно, творчески и не догматично используется в контексте понимания и объяснения современных социокультурных трансформаций.

Современный дисциплинарный образ философии наследует плодотворную работу прошлых веков, хотя моменты классификации и иерархии разделов философского знания, наличия водоразделов и границ между ними, логическая согласованность и последовательность философских конструкций является крайне условной, «разрушаемой» и «проницаемой». Схематично это можно представить в виде «ромашки», «лепестки» которой - области философского познания определенных аспектов взаимодействия человека и мира, смыслоопределяющих моментов бытия человека в мире, проявления различных культуротворческих (конструктивных и деструктивных) способностей человека:

онтология - учение о бытии как таковом, о фундаментальных принципах и формах бытия, его наиболее общих сущностях и определениях;

гносеология - теория познания;

эпистемология - логика, методология, философия науки и научного познания;

аксиология - философское учение о ценностях, их месте в жизни человека и общества;

философская антропология и философия культуры;

социальная философия и философия истории;

философия политики и философия права;

философия религии;

эзотерическая философия;

этика и эстетика;

история философии.

1.4. Проблема бытия в философии

На обыденном языке термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» являются синонимами. Но в философии они имеют особые смыслы, становятся категориями онтологии, того раздела философии, где речь идет об истинно сущем, едином, гарантирующем миру и человеку устойчивое существование. Онтология пытается ответить на ряд принципиально важных для философских размышлений вопросов. Что кроется за конкретными, временными, преходящими вещами, состояниями, процессами? Что есть мир в своей сущности? Един ли он? Конечен или бесконечен мир в пространстве и во времени? Если конечен, то что «там», за его границами и что было до его возникновения? Когда и как он возник? Если он вечный и безграничный, то как соотносятся с ним конечные вещи и человеческие существа? Что кроется за временным существованием отдельных людей, их жизнью и смертью, в чем смысл человеческого существования?

Люди на протяжении всей истории стояли и стоят перед жизненно важной проблемой: либо признать наличие абсолютного бытия, т.е. того, что есть истинно

13

сущее, что не возникало, а потому вечно, нескончаемо во времени, неуничтожимо, и жить «с оглядкой» на него, либо объявить свое собственное существование самодостаточным, автономным, не нуждающимся в помощи и покровительстве Абсолюта. Философия, принимая и оправдывая тот или иной выбор, являла себя в истории то, как философия бытия, то как философия свободы.

Философия бытия обосновывала зависимость человеческого существования от вечного и абсолютного (Бог, Разум и т.д.). Философия свободы доказывала, что человек сам творит историю и себя самого. Если философия признает бытие, то тем самым она утверждает, что все происходящее в мире предсказуемо и уравновешено, не сводимо к игре случайности. Философия бытия рассматривает мир как серьезный и ответственный, в котором нет места человеческому отчаянию, причиной которого является отсутствие надежды.

Если философия не признает ценность проблемы бытия, то она тем самым утверждает, что нет ничего, что находилось бы за миром чувственных вещей и гарантировало бы порядок в мире. Человеку не на кого и не на что надеяться, кроме себя самого. Только того, кто ни на что не надеется, не постигнет разочарование.

Проблема бытия введена в философию Парменидом (V-IVвв. до н.э.) как ответ на определенный социальный и экзистенциальный запрос. Люди стали терять веру в традиционных богов Олимпа. Тем самым рушились основы и нормы социальной жизни. С гибелью богов уже никто не мог поручиться, что ритм и порядок природных и социальных процессов останется стабильным. В глубинах человеческого сознания зародилось отчаяние, необходим был поиск новых гарантов человеческого существования. Людям нужна была опора в их жизни. Философия в лице Парменида попыталась успокоить смятенную душу античного человека, оповестив людей об открытии Абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность и надежность. Люди снова обрели уверенность том, что все подчиняется порядку с необходимостью. Необходимость Парменид назвал Божеством, Правдой, Провидением, Судьбой, что по определению вечно и неуничтожимо. Абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а Логос - космический Разум. Человеческий ум способен что-то знать в той мере, в какой он сумеет вступить в непосредственный контакт с Разумом, который и есть бытие. Такая ситуация делала неуместной гордыню человеческого ума, похваляющегося своим умением мыслить и постигать истину, ибо не человек открывает истину, а, наоборот, истина открывается ему через контакт с бытием. Бытие едино и неизменно, в нем заключена вся полнота совершенств, среди которых главными считались Истина, Добро, Благо. Бытие не возникает и не уничтожается. Оно Свет, но особый, «увидеть» который можно только «очами» разума. Бытие есть мысль и постижимо только в мысли. Оно, в понимании античных философов, не выступает Творцом мира, потому что мир существовал всегда. В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, свободный и личный, который творит. Своей волей и Своей премудростью. В отличие от обезличенного и умозрительного Абсолюта античности Бог христианства открывает Себя Личного и Живого. Бог - превечно Троица, но не превечно Творец, поэтому имя «Творец» вторично по отношению к трем именам Троицы. Творение - это свободный акт Бога, оно не обусловлено никакой «внутренней необходимостью». Человек был создан по образу и подобию Божию, а потому человек является существом личностным, истинная свобода которого состоит в свободном отказе от собственной своей воли, от видимости индивидуальной свободы.

14

В Новое время возникло мировоззрение, суть которого Ф. Ницше выразил в афоризме: «Бог умер». Основоположник философии Нового времени Р. Декарт сделал мысль бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъектным. И. Кант говорит о бытии, зависимом от познания. Философия жизни утверждает, что бытие - это жизнь и потребности ее возрастания. Философия ценности объявляет ценности предельным основанием человеческого существования. Экзистенциализм заявляет, что только человек есть подлинное и предельное бытие, а вопрос о бытии - это вопрос о его смысле, который задает сам человек. Люди перестали признавать свою зависимость от Бога, присвоили себе право Творца творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и несомненно подлинное бытие. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдывал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

Русские религиозные философы резко критиковали такое понимание бытия. Учение Декарта, в котором на место безусловного бытия было поставлено «Я», С.Л. Франк охарактеризовал как «глубокое заблуждение и притом гибельное", натворившее «безмерно много вреда не только в теоретическом самосознании философии, но и в духовной жизни европейского человечества». Н.А. Бердяев считал, что утвержденный И. Кантом примат познания над бытием привел к «роковому» разрыву с Абсолютом. Русские религиозные философы стремились уяснить глубочайшие бытийные истоки человеческого существования, обосновать идею, согласно которой бытие дано нам изначально, до всяких форм человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Человеку следует смиренно согласиться с тем, что его сознание не выводится из человеческой природы, унять гордыню своего «я», возжелавшего быть автономным и самодостаточным творцом мира.

Идея бытия как трансцендентного Абсолюта рассматривалась в философии идеализма. Материалистическая философия базировала свое учение на признании в качестве единственно истинно сущего бытие природного мира, чувственно воспринимаемых вещей, существующих вне и независимо от человека, т.е. объективно. Если в философии идеализма идея трансцендентного бытия использовалась для обоснования существования чувственного мира, то материалистическая философия признавала этот мир автономным и самодостаточным, не нуждающимся в обосновании. Для его обозначения и была введена категория «материя». Чтобы отличить категорию материи от категории бытия, диалектический материализм очерчивает «границы» объективной реальности: только то, что находится в пределах «нашего поля зрения» (Ф. Энгельс), что является предметом нашего чувственного восприятия, т.е. «отображается нашими ощущениями», называется объективной реальностью. О том же, что выходит за указанные границы - Бог, Абсолют и т.д., - говорить как об объективной реальности бессмысленно. Материалистическая философия не обсуждает вопрос, откуда и как произошла материя, постулируя ее вечность, несотворимость; материя рассматривается как основа (первооснова),

во-первых, сознания и духа вообще,

во-вторых, единства мира.

В этом смысле материя выступает как субстанция, т.е. основание всех реально существующих в мире вещей, как материальных, так и духовных, источник их функционирования, а также причина изменения их свойств, связей, форм движения.

15

Проблема бытия то исчезает из философского рассмотрения, то вновь появляется, это свидетельствует о присущей людям «онтологической потребности» стремиться к безусловному, т.е. признать нечто, превосходящее и превышающее человеческое существование. Данная потребность проявляется наиболее остро в те исторические эпохи, когда люди осознают, что выбранный ими способ жить по своему своекорыстному усмотрению и произволу сопряжен с негативными последствиями, когда в обществе нарастает усталость от свободы, когда построенный по человеческому разумению мир начинает демонстрировать однобокость, «нечеловекоразмерность», жестокость, непредсказуемость и т.д. Возвращение к теме бытия начинается с вопроса о «смысле жизни». Когда философы осознают, что смысл жизни исчезает или вырождается в мелкую и тщетную суету ради сиюминутных потребностей, они вспоминают о высших смыслах, о непреходящем и вечном бытии.

В XX в., с одной стороны, обнажились все последствия безбытийного существования человека, его упоения собственной свободой. Человеку, возомнившему себя автономным и свободным от онтологических устремлений, пришлось признать, что в результате такого «освобождения» он превратился в систему различных функций: социальных, психологических, политических и т.д., что он потерял целостность, высший смысл своего существования, построил «самозаконодательную и саморазрушительную» цивилизацию (М. Хайдеггер). Протест против этих последствий и стал для многих философов отправной точкой возвращения к теме бытия, к онтологической направленности своих исследований.

С другой стороны, постмодернистская философия отвергает идею абсолютного бытия. С ее точки зрения, эта идея в разных своих вариациях, от Парменида до Гегеля, оправдывала необходимость для человека подчиняться каким-то высшим ценностям. Признав существование бытия как чего-то надчеловеческого, люди добровольно поработили себя на века. Избавиться от этого порабощения, низвергнуть высшие ценности, которые еще Ф. Ницше называл идолами, в этом видят свою задачу философы - постмодернисты. Они последовательно проводят мысль о том, что в той мере, в какой философы-классики выдумали абсолютное бытие, т.е. мир идеальный, у реального мира, мира жизненного были отняты смысл, истинность, ценность.

«Ложь идеала была до сих пор проклятием, тяготевшим над реальностью...» (Ф. Ницше). Идея абсолютного бытия заставляла людей устремлять свой взор на небеса, в силу чего многие стороны его реальной жизни рассматривались как греховные, запретные. Философия постмодернизма, таким образом, окончательно разбожествила мир, сломала вертикаль «высшее-низшее», оправдала «странствия по запретному», к которому вплоть до конца XIX в. относились секс, безумие, тюрьма, садизм, мазохизм, нарциссизм и т.д.

Философия постмодернизма отвергла классический способ философствования, нацеленный на отработку ощущения самотождественности через отношение к чему-то надчеловеческому, чему-то, что было бы и без людей (Бог, Разум, Истина и т.д.), и попыталась показать людям, что они обретают смысл жизни и нравственную идентичность только в общении с другими людьми. Нет Бога, Истины, Разума, есть только люди, нуждающиеся в стратегии совместной жизни.

16

При философском осмыслении проблемы бытия целесообразно выделить его основные формы:

1. Бытие вещей, процессов, которое в свою очередь может быть разделено на:

а) бытие вещей, процессов, состояний природы как целого;

б) бытие вещей и процессов, произведенных человеком, т.е. бытие культуры.

2. Бытие человека, которое разделяется на:

а) бытие человека в мире вещей;

б) специфическое человеческое бытие.

3. Бытия духовного (идеального), которое делится на:

а) бытие индивидуализированного духовного,

б) бытие объективированного (внеиндивидуальное) духовного.

4. Бытия социального, которое делится на:

а) индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в истории);

б) бытие общества.

Каждая из этих форм бытия - особых форм реальности - обладает своей качественной и количественной определенностью, структурой, соотношением изменчивости и устойчивости, особенностями функционирования и развития, находятся между собой в определенных связях и отношениях. Все эти особенности различных форм бытия отражаются в философских категориях - материальное и идеальное, материя и сознание, движение и развитие, пространство и время, причина и следствие, необходимость и случайность и т.д.

1.6. Философская антропология:

сущность человека и смысл

его существования

Человек - объект внимания не только множества частных наук, но и философии, которая, осмысливая результаты этих исследований, стремится постичь человека в его целостности, и на основе этого задает методологические и мировоззренческие ориентиры этих исследований. Проблема человека принадлежит к числу «вечных» проблем философии.

Философская антропология - это раздел философии, в котором изучается человек, его отличие от других живых существ, его место в универсуме, особенности и смысл его существования и мировосприятия.

В качестве самостоятельного раздела философская антропология сформировалась только в XVIII в., однако уяснение сущностных особенностей человека - это ведущая задача всякого философствования. В отличие от культурной антропологии, занятой изучением образа жизни и сознания людей конкретных культур, философская антропология фиксирует свое внимание на основных чертах человека как рода. В то же время она может включать в себя и включает изучение человека как индивидуальности, как субъекта уникальных переживаний (экзистенциальные проблемы).

17

Философская антропология стремится понять:

· положение человека в мире, какое место занимает он в иерархии вещей и существ: Является ли человек случайной обмолвкой бездушной природы или «сыном божьим»? Он - только маленький частичный фрагмент мироздания или он - микрокосм, зеркало мира как целого?

· природу и сущность человека: Чем он отличается от животных?

· в какой степени человек свободен? Какие виды необходимости господствуют над нами и можем ли мы преодолеть их?

· человек - разумное существо или же существо, руководимое влечениями и страстями? Каковы возможности разума и какова мера влияния бессознательного на наше мышление и поведение?

· что такое смерть, как человек должен относиться к ней?

· в чем смысл жизни? Есть ли у каждого из нас конкретное предназначение и как можно «стать собой»?

· какое реальное место занимают в человеческой жизни любовь, мужество и другие важнейшие духовные ценности?

Это далеко не все вопросы, которые ставит философская антропология, и надо сказать, ни на один из них не имеет окончательного и исчерпывающего ответа. Люди каждой новой эпохи дают свои ответы, заново осмысливая свое собственное положение в мире.

Античные мыслители исходили из того, что Космос - мировой порядок - это живое телесное целое, а человек - микрокосм, маленькая модель единой одушевленной вселенной, в своих проявлениях подчиненный высшему началу - судьбе. В то же время они стремились понять те различия, которые имеются между человеком и другими живыми существами. Аристотель, например, считал, что человек - это существо политическое и нравственное...

В эпоху средневековья господствовало представление о том, что у истоков истории стоит единый Бог-творец, создавший мир из ничего. Человек создан по образу и подобию божьему, он, как и творец, наделен свободой воли. Однако человек греховен, так как воспротивился воле творца. Фома Аквинский, например, помещает человека между миром животных и ангелами

С эпохи Возрождения в европейской культуре утверждается антропоцентризм. Он господствует в философии, по мнению многих мыслителей, и по сегодняшний день. Антропоцентризм исходит из того, что мы на весь мир смотрим только через призму собственно человеческих потребностей и интересов. Антропоцентризм возвышает человека, но он чреват субъективизмом, практической и познавательной самозамкнутостью.

В настоящее время на базе синтеза современной науки и древних учений рождается новый - холистический подход к пониманию места человека в мире. Он на новом уровне рассматривает человеческий род как органическую частицу единого живого одушевленного Космоса.

1.6.1. Природа и сущность человека










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...