Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность и значение работы органов прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан.
ВОПРОСЫ К экзамену по курсу «Прокурорский надзор» На 2011/2012 учебный год для студентов очной и заочной форм обучения По специальности «Правоведение»
Предмет и система прокурорского надзора. Создание и развитие органов прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Структура органов прокуратуры. Понятие, предмет, пределы прокурорского надзора за исполнением законов. Основные направления надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод граждан. Виды надзорной деятельности. Порядок подготовки и проведения проверок по осуществлению надзора за исполнением законодательства. Акты прокурорского надзора как правовые средства устранения выявленных нарушений законов. Участие прокурора в нормотворческой деятельности и совершенствовании практики применения законодательства. Правовое воспитание как составная часть системы мер по борьбе с преступностью и иными нарушениями законности. 10. Организация работы органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства. Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания. Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции. Участие прокурора в суде кассационной инстанции по уголовным делам. 16. Прокурорский надзор за своевременностью и правильностью обращения к исполнению приговоров. Участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции по уголовным делам. Участие прокурора в пересмотре судом уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел. Цель, задачи и формы участия прокурора в гражданском процессе. Участие прокурора в суде первой инстанции по гражданским делам. Участие прокурора в суде кассационной инстанции по гражданским делам. Участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции по гражданским делам. Участие прокурора в пересмотре судом гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Прокурор как субъект хозяйственных процессуальных отношений. Участие прокурора в суде первой инстанции по хозяйственным делам. Участие прокурора в кассационной инстанции по хозяйственным делам. Участие прокурора в рассмотрении хозяйственных дел в порядке надзора. Участие прокурора при возобновлении хозяйственных дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Сущность и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Прокурорский надзор за законностью задержания и привлечения к ответственности несовершеннолетних. Прокурорский надзор за законностью деятельности специализированных учреждений, обеспечивающих исправление несовершеннолетних. Надзор прокурора за исполнением законов в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних. Надзор прокурора за исполнением законов об образовании и о труде несовершеннолетних. 37. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Сущность и значение работы органов прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан. 39. Организация работы по заявлениям, жалобам и иным обращениям граждан в органы прокуратуры. 40. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Вопросы утверждены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин
Зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин В.А. Кодавбович
1 вопрос: Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов представляет собой самостоятельную отрасль государственной деятельности. . Прокуратура является неотъемлемой частью государственного механизма, наделена определенным объемом власти для осуществления высшего надзора за исполнением законов в государстве. Объектом прокурорского надзора является исполнение законов органами государственного управления, общественными объединениями, политическими партиями и движениями, субъектами хозяйствования, должностными лицами и гражданами без вмешательства в их оперативно-хозяйственную деятельность. Органы прокуратуры выступают как самостоятельные и независимые. Предметом прокурорского надзора являются правовые нормы, определяющие функцию, задачи, направления, принципы организации и деятельности прокуратуры, систему и структуру ее органов, правовые средства и методы осуществления надзора. Прокурорский надзор имеет свои отличительные особенности:1 - надзор осуществляется от высшего органа государственной власти;2 - надзор осуществляется на всей территории государства;3 - прокурор надзирает за всеми органами, которые сами осуществляют контроль за исполнением законов. Курс «Прокурорский надзор» взаимосвязан с курсами других учебных дисциплин. Наиболее тесно он связан с уголовным и гражданским процессом, трудовым, жилищным, семейным, земельным, хозяйственным и административным правом, где прокурорский надзор занимает видное место. Он также связан и с такими отраслями права, как таможенное, предпринимательское, коммерческое, банковское, торговое и экологическое право, где рассматриваются процессуальные полномочия прокурора. Курс «Прокурорский надзор» делится на две основные части - общую и особенную. В общей части рассматриваются понятие законности, предмет прокурорского надзора, система, структура и кадровое обеспечение органов прокуратуры, история возникновения и развития органов прокуратуры, принципы ее организации и деятельности. В особенной части раскрываются сущность, пределы, задачи и полномочия прокуроров в различных отраслях надзора. Специальные разделы посвящены организации и деятельности прокуроров в сферах общего надзора за органами дознания, предварительного расследования и осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, участие прокурора в уголовном и гражданском судопроизводстве, в стадии исполнения приговоров. Определенное место в работе органов прокуратуры занимает надзор за исполнением законов в отношении несовершеннолетних. Один из разделов посвящен участию прокуроров в совершенствовании законодательства. Также рассматриваются вопросы, связанные с международным сотрудничеством органов прокуратуры и ролью прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
2 вопрос: Образование и развитие органов прокуратуры имеет давнюю историю в мировой практике. Впервые об образовании органов прокуратуры упоминается примерно в XII веке в странах Востока и в Древней Греции. При создании прокуратуры изначально идея состояла не в карательной ее функции, а в обеспечении законности и справедливости. Поэтому в этих странах функция прокуратуры состояла: во-первых, в обеспечении справедливости и законности, во-вторых, осуществлении обвинения в суде. В переводе с латинского языка сам термин «прокуратура» означает «забочусь, обеспечиваю, предотвращаю». В Европе впервые прокуратура была образована во Франции в XIV веке. В феодальной Беларуси органы прокуратуры были образованы в XV веке, когда она входила в состав Великого Княжества Литовского. Формы ее деятельности нашли отражение в Статутах Великого Княжества Литовского. Полномочия прокуратора заключались как в поддержании обвинения (в случае, если он выступал на стороне потерпевшего), так и в защите обвиняемого. Дальнейшее образование и развитие органов прокуратуры в Беларуси относится уже к тому историческому периоду, когда она входила в состав России. Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России является царь Петр I. Никаких особых личных требований для службы в прокуратуре в то время не определялось. Велено было избирать их «из всяких чинов», но «лучших». Многие прокуроры со дня их назначения развернули довольно активную работу. Они строго наблюдали и контролировали деятельность учреждений и организаций. В то время существовал такой порядок действий прокуроров. Заметив нарушение, прокурор вначале устно предлагал устранить его, а если его обращение не помогало, то он приносил протест. После смерти Петра 1 прокуратура несколько утратила свое значение.Возродилась прокуратура во времена правления Екатерины II. В 1775 г. Екатерина II издала Указ об «Учреждении для управления губерниями». При Павле I, который стремился «все созданное Екатериной II изменить и переделать», прокурорский надзор был существенно ослаблен, значительно были сокращены штаты органов прокуратуры. Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и усилена в период царствования Александра II. После судебной реформы 1864 г., проведенной Александром II, прокуроры становятся представителями обвинения в суде и осуществляют надзор за следствием, органами полиции. После убийства императора Александра II в 1881 г. прокуратура постепенно превращается в сугубо карательный орган. Советская прокуратура была образована в 1922 г. по инициативе В.И. Ленина. Он подготовил проект «Положения о прокурорском надзоре», который после обсуждения на пленуме ВЦИК 28 мая 1922 г. был принят. Во главе прокуратуры стоял народный комиссар юстиции. 30 ноября 1979 г. был принят первый Закон «О Прокуратуре СССР» которым были образованы коллегии и в прокуратурах областей Этот Закон с последующими изменениями и дополнениями действовал до распада Советского Союза. В Беларуси Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» был принят Верховным Советом Республики Беларусь 29 января 1993 г. С изменениями и дополнениями, внесенными в него в 1994-1996 гг. он действовал до июня 2007 г. 8 мая 2007 г. принят новый Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» за № 220-3, который вступил в силу с 01 июня 2007 г.
3 вопрос:1. Принцип подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим,: Единство органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Вышестоящий прокурор вправе издавать приказы и указания, обязательные для исполнения нижестоящими прокурорами. Приказы и указания Генерального прокурора, издаваемые во исполнение законов, обязательны для исполнения всеми подчиненными прокурорами. Они могут быть отменены только Национальным собранием. Вышестоящий прокурор вправе отменить необоснованное решение, принятое нижестоящим прокурором.Принцип независимости. Он заключает в себе осуществление прокурорских полномочий независимо от органов государственной власти и управления должностных лиц, средств массовой информации, политических и иных общественных и религиозных объединений в соответствии с Конституцией и законами Республики Беларусь.Принцип законности. Этот принцип включает в себя следующие положения: • Равенство всех перед законом. • Выявление и своевременное устранение нарушений закона. • Принятие мер к восстановлению прав и законных интересов граждан. • Принятие мер к привлечению лиц, виновных в нарушениях закона. Равенства всех граждан перед законом. Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах, предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства.Принцип гласности. Прокуратура действует гласно в той мере, в которой это не противоречит требованиям законодательства Республики Беларусь.Обязательность исполнения требований прокурора.Требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Прокуратура Республики Беларусь (далее - прокуратура) - единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами. Структуру органов прокуратуры утверждает Президент по представлению Генерального прокурора. Срок полномочий прокуроров всех степеней на должности - пять лет. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Генеральный прокурор подотчетен Президенту и несет ответственность за выполнение задач, возложенных на прокуратуру. В отсутствие Генерального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей их выполняет его первый заместитель, всего их пять. Заместители назначаются и освобождаются от должности Президентом по представлению Генерального прокурора. Распределение обязанностей между ними производит Генеральный прокурор. Прокуроры областей, города Минска, приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором, ему подчинены и подотчетны. Прокуроры районов (городов), приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Республики Беларусь. То есть работает принцип централизации. Прокуроры областей, города Минска, приравненные к ним прокуроры руководят деятельностью прокуратур городов и районов на основе законов, действующих на территории Республики Беларусь, приказов, указаний, постановлений Генерального прокурора. Они вправе издавать приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. В систему органов прокуратуры входят Белорусская военная прокуратура и транспортная прокуратура.Белорусская военная прокуратура приравнена к областной прокуратуре.Транспортная прокуратура состоит из Белорусской транспортной прокуратуры, приравненной к областной прокуратуре.Совещательным органом выступает коллегия. В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь образуется коллегия в составе Генерального прокурора Республики Беларусь (председатель), первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь и иных прокурорских работников.Персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь. Положение о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь. В прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего соответствующую прокуратуру (председатель), его заместителей и иных прокурорских работников.Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора.
4 вопрос: Надзор за исполнением законов является главным направлением деятельности органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности. Предметом надзора за исполнением законодательства является точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за исполнением законодательства с тем, чтобы правовые акты, издаваемые органами государственного управления и власти, должностными лицами, соответствовали Конституции Республики Беларусь, декретам и указам Президента, а также постановлениям правительства. Проверка исполнения законодательства проводится на основании глубокого анализа поступившей информации о состоянии законности во всех сферах поднадзорной деятельности, а также с учетом следственной и судебной практики. При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор в пределах своей компетенции имеет право: – беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей– требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей предоставления принятых этими лицами (органами) постановлений, приказов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз. При установлении нарушений законодательства: – опротестовывает правовые акты и решения, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменяет их; – освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;– в установленном порядке вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения.– вносит в порядке, установленном законодательными актами, предложение о роспуске местного представительного органа в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства; – обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов; – составляет протоколы об административных правонарушениях;– выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;
5 вопрос: Основными направлениями деятельности являются:- надзор за соблюдением прав и свобод граждан;- законностью издаваемых правовых актов; - исполнением законодательства в сфере экономики и экологии;- обеспечение законности в социальной сфере; - предупреждение правонарушений. Надзор за соблюдением прав и свобод граждан является приоритетным направлением в работе органов прокуратуры.В ходе проверок прокурор дает квалифицированную правовую оценку актам этих организаций и должностных лиц, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан. Если говорить о социальной сфере, прокуроры осуществляют надзор за соблюдением трудовых, имущественных, жилищных и иных прав и свобод граждан, а также за исполнением законодательства, гарантирующего права и законные интересы граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране. Особое внимание прокурорские работники уделяют выявлению нарушений законодательства о разгосударствлении и приватизации государственной собственности, нарушений прав собственника (законного владельца) при распоряжении имуществом государственных, арендных, кооперативных организаций, колхозов. Особое внимание в настоящее время уделяется вопросам возрождения и обновления агропромышленного комплекса. Поэтому в процессе проверок в организациях такого рода прокуроры дают правовую оценку деятельности должностных лиц и других работников по обеспечению сохранности материальных и денежных средств путем изучения состояния дебиторской и кредиторской задолженности, обоснованности списания на убытки просроченной задолженности.
6 вопрос: а) соблюдение законодательства об обращениях граждан в министерствах и иных республиканских органах государственного управления, учреждениях, организациях и на предприятиях. б) соблюдение трудовых, имущественных, жилищных и иных прав и свобод граждан, в том числе реагирование на факты несвоевременной выплаты заработной платы, социальных пособий, денежного довольствия и необеспечения безопасных условий труда;в) исполнение законодательства, гарантирующего права и законные интересы граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране (пожилых людей, инвалидов, сирот, малоимущих граждан и др.); г) защита права потребителей, привлечение к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации недоброкачественной продукции и т.д.При осуществлении надзора в сфере экономики и экологии в качестве объектов рассматриваются:а) соблюдение законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, в том числе земельного и водного законодательства;б) исполнение законодательства о ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в наиболее пострадавших регионах Гомельской, Могилевской и Брестской областей; в) исполнение законодательства об охране историко-культурного наследия;г)исполнение законодательства о собственности, приватизации, предпринимательской деятельности, налогового, таможенного и банковского законодательства. Проверки исполнения законов проводятся на основании материалов, в которых содержится информация, указывающая на признаки правонарушений, допущенных в деятельности определенного должностного лица или организации, требующих использования прокурорских полномочий. Это могут быть заявления и жалобы, поступившие от имени физических и юридических лиц, материалы уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел. Проведение проверки состоит из ряда этапов, которые включают; - подготовку к проведению проверки;- непосредственное осуществление проверки;- составление справок по итогам проверки отдельного направления (должностного лица), объекта; проведение на их основе анализа полученных результатов и составление итогового документа (справки) о результатах проверки;- правовую оценку полученных результатов проверки и принятие предусмотренных законом мер по выявленным в ходе проверки нарушениям права со стороны физических, должностных лиц, предприятий. В зависимости от качественной характеристики проверяемых вопросов существуют следующие разновидности проверок:- целевая (предметная) проверка исполнения определенных норм законодательства (например, исполнение законодательства, регламентирующего тот или иной вид экономической деятельности);- комплексная проверка исполнения основных норм действующего законодательства, направленная на выяснение широкого круга проверяемых вопросов;- сквозная проверка, охватывающая полностью структуру городского (районного) органа, которая по своему содержанию может носить как целевой, так и комплексный характер; - контрольная проверка, преследующая цель получения достоверных сведений о фактическом устранении ранее выявленных нарушений действующего законодательства. Итоги проведенных проверок отражаются в аналитических документах: справках, обобщениях. Прокурорской практикой выработан подход, выражающийся в составлении справки по результатам проверки тем прокурорским работником, которым она проводилась. В справке излагаются все установленные факты, имеющие юридическое значение. В заключительной части формулируются предложения о принятии мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона. Результаты проверки докладываются руководителю прокуратуры, с которым также согласовывается вопрос о необходимости передачи информации и ее объеме руководителю проверяемого объекта.
7 вопрос: Акты прокурорского надзора - это правовые акты, издаваемые прокурорами (прокурорскими работниками) в процессе осуществления ими своих должностных функций в сфере общего надзора. Протест - это акт прокурорского реагирования на противоречащие законодательству правовые акты, и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, который приносится прокурором или его заместителем в государственный орган, иную организацию, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, принявшим противоречащие законодательству правовой акт или решение (совершившим незаконное действие), либо в суд. Протест приносится с целью отмены незаконного правового акта либо приведения его в соответствие с законодательством, а равно с целью прекращения незаконного действия должностного лица или индивидуального предпринимателя и восстановления нарушенного права. Представление - это акт прокурорского реагирования, который имеет своей целью устранить нарушения законов, причины нарушений и условия, им способствующие.В отличие от протеста в представлении на первое место выдвигается превентивная роль акта прокурорского реагирования, требование об устранении причин и условий, способствующих правонарушению. Представление в порядке общего надзора вносится прокурором или его заместителем в государственный орган, иную организацию или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения и принять меры к устранению способствующих им причин и условий.Постановление.В отличие от других форм реагирования постановление прокурора носит властный характер. Если прокурору в процессе проверки в порядке надзора за исполнением законодательства становится известно о нарушении правовых норм, за которое предусмотрена уголовная, дисциплинарная или материальная ответственность, он выносит постановление соответственно о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. Вид постановления зависит от характера правонарушения. Постановление прокурора может касаться не только привлечения к ответственности. Так, прокурор выносит постановление о выселении из жилых домов, грозящих обвалом. Предписание - форма прокурорского реагирования, которая является наиболее быстрой и императивной в деле устранения нарушений закона. Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и интересам граждан, если оно не будет немедленно устранено. Предписание выносится в письменной форме и направляется государственному органу, иной организации, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, допустившему нарушение, либо вышестоящему государственному органу, иной организации (вышестоящему должностному лицу), правомочным устранить такое нарушение.Официальное предупреждение.Сущность официального предупреждения заключается в предъявлении прокурором соответствующему лицу, нарушившему закон или попытавшемуся его нарушить, требования о прекращении противоправных действий и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности). В случае невыполнения изложенных в официальном предупреждении требований прокурор может реализовать свои полномочия по привлечению к ответственности граждан и должностных лиц. Официальное предупреждение может выноситься параллельно с иными актами прокурорского реагирования, например, с постановлением о возбуждении дисциплинарного производства.
11 вопрос: Оперативно-розыскная деятельность является одним из государственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Осуществляется она гласно и негласно специально уполномоченными на то государственными органами. Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставлено оперативным подразделениям:1) органов внутренних дел;2) органов государственной безопасности;3) пограничных войск;4) Службы безопасности Президента Республики Беларусь;5) органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;6) таможенных органов; Надзор за законностью деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возложен Законом на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему нижестоящих прокуроров в пределах их компетенции. Надзор могут осуществлять только те прокуроры, которые имеют надлежащим образом оформленный допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Кроме того, они должны хорошо знать специфику работы оперативных структур и разбираться в особенностях проведения различных ОРМ. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности предусмотрены ст. 29 Закона.Прокурор вправе требовать объяснения от соответствующих должностных лиц по поводу нарушения ими закона, а также от иных лиц, которым известны обстоятельства нарушения. Такое объяснение получают как в устной, так и в письменной форме (письменное подписывается лицом, которое его дало, а содержание устно отражается в справке, которую составляет прокурор).Прокурор вправе давать указания оперативно-розыскному органу: по уголовному делу, находящемуся в его производстве; в письменной форме - о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовному делу, принятому им к производству. Он также вправе требовать необходимые оперативно-служебные документы, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты. Кроме того, прокурор вправе:- опротестовывать противоречащие закону об ОРД решения руководителей оперативных органов; - выносить мотивированные постановления о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении; - требовать привлечения нарушившего закон должностного лица к иному виду юридической ответственности. Прокурор не вправе участвовать в подготовке и проведении какого-либо оперативно-розыскного мероприятия или лично его проводить, а также давать указания о необходимости осуществления какого-либо конкретного оперативно-розыскного мероприятия.
12 вопрос: Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается деятельность прокуроров, их заместителей и помощников в досудебных стадиях уголовного процесса в пределах их компетенции с использованием предоставленных им законом полномочий по обеспечению режима законности при проведении производства но материалам и уголовному делу. Задачами рассматриваемой отрасли прокурорского надзора являются: - обеспечение защиты личности, государства и юридических лиц от преступных посягательств; соблюдение предусмотренного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждения уголовных дел, расследования преступных деяний, приостановления и прекращения производства по уголовным делам;- соблюдение сроков проведения расследования и содержания под стражей; - недопущение незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности;- неуклонное исполнение при расследовании преступлений требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств, которые изобличают обвиняемого, смягчают и отягчают его ответственность;- строгое соблюдение прав и законных интересов участников процесса и других граждан; - осуществление мер по предупреждению преступлений, устранению причин и условий, которые способствуют их совершению. Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» определяет, что при осуществлении надзора за законностью действий органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие, прокурор в порядке, установленном законодательством, в пределах своей компетенции: 1) проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;2) рассматривает и разрешает жалобы на действия и решения лиц, производящих дознание и предварительное следствие;4) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. 5) санкционирует заключение лица под стражу, производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, прослушивание телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, которые передаются по техническим каналам связи, извлечение трупа из места захоронения (эксгумация), помещение подозреваемого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение, отстранение обвиняемого от должности;6) продлевает и устанавливает срок расследования, содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом;7) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия с письменными указаниями о производстве дополнительного расследования;8) вправе участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу либо поручить это подчиненному прокурорскому работнику;Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь 1999 года значительно конкретизировал полномочия прокурора:1) истребовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования;;5) отменять незаконные и необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руководителя следственного подразделения, органа дознания;8) прекращать производство по уголовному делу в случаях и по основаниям, предусмотренным УПК;9) разрешать отводы и самоотводы;10) разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, кроме жалоб, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции суда;11) отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководителя органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании;14) возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следователю, органу дознания со своими письменными указаниями о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий;15) направлять уголовное дело в суд;
13 вопрос: Согласно ч.8 ст.34 УПК, при судебном разбирательстве уголовных дел участие прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно по делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором. По подавляющему большинству уголовных дел, доказывание возложено на государственного обвинителя. Государственное обвинение, поддерживаемое прокурором в суде следует рассматривать как одну из форм осуществления надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судах. Прокурор, выступая от имени государства и закона обязан принять меры к устранению нарушений закона независимо от того, кем они допущены. Своим участием в судебном разбирательстве прокурор способствует устранению нарушений прав и законных интересов потерпевшего, обвиняемого и других участников процесса. Процессуальное положение прокурора как блюстителя законности остается неизменным на любой стадии уголовного процесса. При поддержании государственного обвинения в суде первой инстанции при изложении мнения кассационной или даче заключения в надзорной инстанции, прокурор остается представителем органа, осуществляющего надзор за точным и единообразным исполнение законов, только изменяются формы надзора и средства процессуального реагирования на обнаруженные нарушения закона.
14 вопрос: Подготовка и поддержание государственного обвинения начинается с изучения уголовного дела. Любой государственный обвинитель обязан глубоко знать материалы уголовного дела. На всех стадиях судебного разбирательства прокурор должен в полной мере использовать свои права по устранению нарушений норм УПК, допущенных другими участниками процесса, которые в дальнейшем могут является основанием для признания принятого по делу решения незаконным и подлежащим отмене. С этой целью прокурор наделен правом:1)заявлять отводы и ходатайства 2)высказывать мнения по поводу действий участников уголовного процесса и протестовать против действия другой стороны 3)возражать против необоснованных или представляющих ему неправильными по другим основаниям действия председательствующего 4)требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия Позиция государственного обвинителя в судебном разбирательстве определяется поддержанием государственного обвинения, собиранием, представлением, исследованием и оценкой доказательств, изменением обвинения и мотивированному отказу от обвинения. В рамках состязательности процесса роль прокурора состоит не только в надзоре за законностью и соблюдением прав и свобод личности, но и в обеспечение достижения неотвратимости наказания за совершенное преступление.Права и обязанности государственного обвинителя в судебном заседании регламентируются разделом 9 УПК. Прокурор в подготовительной части судебного заседания участвует в решении судом вопросов об отводах участников судебного заседания, о необходимости вызова в суд новых свидетелей, экспертов, специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов, возможности рассмотрения уголовного дела без присутствия кого-либо из участвующий в деле лиц. В подготовительной части судебного заседания прокурор излагает суду свое мнение по возникающим вопросам, заявленным участниками процесса, ходатайством, сам заявляет различного рода ходатайства, высказывает свои соображения о возможности слушания дела в отсутствии кого-либо из лиц, вызванных в судебное заседание. В подготовительной части судебного заседания суд заслушивает мнение прокурора. При неявке государственного обвинителя, суд откладывает судебное разбирательство, сообщая о неявке вышестоящему прокурору. В случае, когда прокурор по каким-либо причинам не может участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела, допускается замена государственного обвинителя. Государственный обвинитель не только участвует в исследовании доказательств, но и оглашает обвинение и представляет доказательства. Государственный обвинитель вправе излагать суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, но не дает заключений. Судебное следствие начинается с оглашение государственным обвинителем предъявленного обвинения. Прокурор обязан в полном объеме огласить постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Председательствующий обязан опросить обвиняемого, разъяснить его сущность и выяснить отношение к нему. После этого государственный обвинитель представляет доказательства. Особенно важно для государственного обвинителя является участие в исследовании доказательств, центральное место в котором, по общему правилу, занимают допросы обвиняемого и свидетелей. Прокурор вправе не только отказаться от обвинения в какой то его части, но он также вправе в 3 случаях предъявить новое обвинение, если:1)возникает необходимость в предъявлении более тяжкого обвинения 2)возникает необходимость в предъявлении нового обвинение, ухудшающего положение обвиняемого 3)возникает необходимость нового обвинения, существенно отличающегося по своему содержанию от предъявленного ранее Обвинительной речью заканчивается деятельность прокурора в судебном разбирательстве.
15 вопрос: Кассационный протест прокурора имеет целью устранить судебные ошибки и не допустить вступление в силу незаконного или необоснованного приговора. Статья 370 УПК предоставляет прокурору не право, а возлагает на него обязанность опротестовать в кассационном порядке каждый приговор, постановленный с нарушениями уголовного или уголовно-процессуального закона. Правом принесения протеста прежде всего обладает прокурор, непосредственно участвовавший в рассмотрении уголовного дела в качестве государственного обвинителя. Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, городов, районов, а также приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправе опротестовать приговор независимо от того, принимали ли они непосредственное участие в судебном разбирательстве уголовного дела. Кассационный протест приносится через суд, постановивший приговор. Вместе с тем, если протест принесен непосредственно в кассационную инстанцию это не является препятствием для его последующего рассмотрения. Принесение кассационного протеста на приговор приостанавливает приведение приговора в исполнение. Если прокурор вносит частный протест на определение или постановление, вынесенное во время судебного разбирательства уголовного дела, которое закончилось постановлением приговора, уголовное дело подлежит направлению в кассационную инстанцию только по истечении срока, установленного для обжалования и опротестования приговора. Сроки, порядок подачи и рассмотрения частных протестов регулируются аналогично кассационным протестам. В соответствии со ст. 382 УПК прокурор имеет право участвовать в заседании суда, рассматривающего уголовное дело в кассационном порядке. Неявка в заседание прокурора, своевременно извещенного о дне рассмотрения уголовного дела, не является препятствием для его рассмотрения. Участвующий в кассационном рассмотрении уголовного дела прокурор имеет право в подтверждение доводов, приведенных в протесте, представить в кассационную инстанцию дополнительные материалы как до, так и во время рассмотрения уголовного дела. Он также имеет право представлять дополнительные материалы, направленные на опровержение доводов, содержащихся в кассационных жалобах других участников уголовного процесса.
17 вопрос: Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам соответствующих должностных лиц, суда и прокуратуры. Из числа прокурорских работников к ним относятся:1) Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители, которые могут вносить протесты на приговоры, определения, постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь; 2) прокуроры областей, города Минска, Белорусский транспортный прокурор, имеющие право опротестовать в порядке надзора приговоры, определения, постановления районного (городского) суда и определения судебной коллегии по уголовным делам соответственно областного, Минского городского судов, рассматривавших дело в кассационном порядке; 3) Белорусский военный прокурор и его заместители, имеющие право опротестовать приговоры, определения, постановления межгарнизонного военного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам Белорусского военного суда, рассматривавшего дело в кассационном порядке. Поступившая в прокуратуру жалоба должна быть рассмотрена не позднее одного месяца, а в случае истребования уголовного дела - не позднее одного месяца со дня поступления в прокуратуру уголовного дела.В случае, если ознакомившись с содержанием жалобы, прокурор не находит оснований для внесения протеста, он сообщает об этом заявителю. Рассмотрение дела в надзорной инстанции начинается с доклада, с которым выступает председатель суда или действующий по его поручению член президиума или судья, которые ранее не участвовали в рассмотрении дела. После этого в судебном заседании выступает прокурор. Если дело рассматривается по протесту, внесенному данным или вышестоящим прокурором, то в своем выступлении он приводит аргументацию, направленную на поддержание протеста, высказывает доводы, которые должны убедить судей надзорной инстанции в правоте занимаемой им процессуальной позиции. Если уголовное дело стало предметом рассмотрения в силу протеста, внесенного иным уполномоченным лицом, то прокурор в своем выступлении дает заключение по уголовному делу, в котором должна содержаться его процессуальная позиция, представляемая в виде полного или частичного согласия с внесенным протестом или отказа в удовлетворении протеста.
18 вопрос: . Если суды не выяснили всех обстоятельств по уголовному делу и неверно оценили все исследованные в судебном заседании доказательства, в связи с чем вынесли незаконный и необоснованный судебный акт, то этот акт подлежит пересмотру в кассационном порядке) или в порядке надзора. По вновь открывшимся обстоятельствам дело может быть пересмотрено только в тех случаях, когда эти обстоятельства на момент рассмотрения уголовного, гражданского или хозяйственного дела не только не были известны суду, но и не могли быть ему известны. Например, при постановлении судебного акта он не мог даже предполагать, что принимает решение по делу на основе ложных показаний свидетеля, ложного заключения эксперта и т.д. Производство о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам может быть начато по представлению прокуроров, наделенных правом принесения протеста в порядке надзора, в пределах их компетенции. Суд не может пересмотреть судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам по своей инициативе.В соответствии со ст.ст. 421, 422 УПК заключение прокурора вместе с уголовным делом и материалами проверки или расследования вновь открывшихся обстоятельств направляются в суды надзорной инстанции. Заключение с этими материалами вправе представлять в указанные суды прокуроры района, города, приравненные к ним прокуроры через вышестоящих прокуроров, а также вышестоящие прокуроры. Вновь принятые судебные акты могут быть обжалованы или опротестованы в порядке, установленном УПК. 19 вопрос: В соответствии со ст. 45 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» 2007 г. при наличии письменного поручения вышестоящего прокурора нижестоящий прокурор принимает участие в рассмотрении гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. Прокурор, участвующий в рассмотрении гражданского дела, обязан реагировать на каждое нарушение процессуальных норм и норм материального права в ходе всего судебного заседания, допускаемое любым участником судебного разбирательства. В подобных случаях он должен обращать внимание суда на нарушения закона со стороны участника (участников) судебного разбирательства либо со стороны самого суда, используя средства прокурорского реагирования в виде заявления ходатайств, отводов, принесения протестов и т.д. Прокурор высказывает мнения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела, и по существу дела в целом, а также совершает другие процессуальные действия, предусмотренные гражданским процессуальным кодексом РБ. В своей деятельности он активно участвует в исследовании доказательств, чем способствует точному установлению фактов, имеющих юридическое значение, дает им правильную юридическую оценку, при этом руководствуясь принципами законности, состязательности и процессуального равноправия сторон. Свои полномочия в гражданском судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, руководствуясь только законодательными актами и подчиняясь указаниям Генерального прокурора Республики Беларусь.
20 вопрос: Целью деятельности прокурора в гражданском процессе является реализация правозащитной функции, возложенной на него государством и заключающейся в установлении действительных обстоятельств по каждому гражданскому делу, чтобы принятое решение отвечало требованиям законности и справедливости, чтобы обоснованные и законные требования были удовлетворены судом, а незаконные - оставлены без удовлетворения. Задачами прокурора в гражданском процессе, вытекающими из обозначенной цели, являются:- определение законности и обоснованности интересов физических и юридических лиц, нуждающихся в защите, реального нарушения их законных прав;- определение совокупности процессуальных средств и служебных полномочий, направленных на защиту прав и интересов лиц; - использование соответствующих средств и служебных полномочий на различных стадиях гражданского процесса.Формами участия прокурора в рассмотрении гражданских дел являются: предъявление исков (заявлений) в суд, непосредственное участие в разбирательстве гражданских дел в первой, кассационной и надзорных инстанциях, подача частных, кассационных и надзорных протестов на решения, определения и постановления суда (судьи), надзор за исполнением законодательства при исполнении судебных постановлений.
21 вопрос: Подготовительная часть судебного разбирательства в соответствии со ст. 274 ГПК открывается председательствующим по делу. Рассмотрение дела по существу начинается кратким докладом председательствующего. В докладе называются истец и ответчик, излагаются сущность заявленных требований, факты, на которых основаны требования, указываются возражения, если они известны, сущность требований по заявленному встречному иску.После доклада дела председательствующий выясняет, поддерживает ли истец свои требования и в каком объеме, признает ли ответчик требования истца и не желают ли стороны заключить мировое соглашение.После этого суд приступает к выяснению позиций сторон и третьих лиц. Прокурор, обратившийся в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц, дает объяснения первым. Если ответчик предъявляет встречный иск, то прокурор, поддерживающий иск, не вправе оставить без внимания доводы встречного иска ответчика. Стороны вправе задавать ему вопросы. Лицо, в интересах которого предъявлен иск, выступает в суде после прокурора. Прокурор, обратившийся в суд за защитой прав других лиц, выступает в судебных прениях первым. Если же прокурор вступил в рассмотрения гражданского дела в силу закона, он выступает в судебных прениях последним.
22 вопрос: После провозглашения решения по гражданскому делу для его вступления в законную силу необходимы определенные временные рамки - 10 суток. Они предоставляются юридически заинтересованным лицам для того, чтобы определиться — согласны ли они с принятым судом решением или будут его обжаловать или опротестовывать в порядке кассационного производства. Кассационный протест прокурора имеет целью устранить судебные ошибки и не допустить вступление в силу незаконного или необоснованного решения. Он является дополнительной гарантией по обеспечению защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также интересов государства и общества. В соответствии с ч. 2 ст. 413 ГПК до вступления решения в законную силу дело никем не может быть истребовано из суда. Юридически заинтересованные в исходе дела лица, в том числе и прокурор, вправе знакомиться с материалами дела и поступившими кассационными жалобами или кассационными протестами только в суде. Прокурор вправе знакомиться с материалами дела даже в том случае, если он в деле не участвовал. Знакомясь с данным процессуальным документом, прокурор должен проверить его с точки зрения достоверности и полноты изложенных в нем записей, т.е. правильно ли отражены его объяснения, заданные им вопросы участникам судебного разбирательства, а также - полноты отражения объяснения сторон, третьих лиц, других участников судебного разбирательства, его мнения. Зачастую мнение прокурора по делу в протоколе судебного заседания отражается очень кратко. В связи с этим не представляется возможным установить содержание итоговой позиции участвовавшего по гражданскому делу прокурора. Прокурор, принесший кассационный протест, вправе отозвать его в суде кассационной инстанции до начала судебного заседания. Письмо прокурора об отзыве протеста приобщается к делу. Протест возвращается прокурору. Об отзыве протеста извещаются юридически заинтересованные в исходе дела лица.
23 вопрос: Вступившие в законную силу судебные постановления, кроме постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора по протестам соответствующих должностных лиц суда и прокуратуры. Из числа прокурорских работников к ним относятся:- Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители, которые могут вносить протесты на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;- прокуроры области, города Минска и приравненные к ним прокуроры, имеющие право вносить протесты на решения и определения районных (городских) судов и кассационные определения судебных коллегий по гражданским делам областных, Минского городского судов;- Белорусский военный прокурор имеет право внесения протеста в порядке надзора на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не были обжалованы или опротестованы в кассационном порядке, с учетом положений ч. 6 ст. 437 ГПК. Эти должностные лица, кроме того, обладают правом приостанавливать исполнение соответствующих судебных постановлений до окончания производства в порядке надзора.Гражданское дело, по которому решение вступило в законную силу, может быть истребовано из соответствующего суда для проверки в порядке надзора, а протест в порядке надзора принесен на вступившее в законную силу судебное постановление только при наличии:а) жалобы (надзорной жалобы) юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением;б) представления судьи, участвовавшего в рассмотрении данного дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение;в) представления председателей судов;г) инициативы должностных лиц, обладающих правом принесения протестов в порядке надзора, на вступившие в законную силу судебные постановления.Надзорная жалоба может быть подана в течение трех лет со дня вступления в законную силу судебного постановления.Поступившая в прокуратуру надзорная жалоба должна быть рассмотрена не позднее одного месяца со дня ее поступления, а в случае истребования дела - не позднее одного месяца со дня поступления дела.Прокурор, внесший в соответствующую судебную инстанцию протест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела судом. В ходе рассмотрения дела этот протест не может быть ни отозван, ни изменен. Об отзыве протеста суд извещает юридически заинтересованных в исходе дела лиц.В случае отзыва протеста в порядке надзора письменный отзыв прокурора приобщается к делу, а протест изымается из дела.
24 вопрос: Согласно ст. 452 ГПК основаниями для пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам являются:1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложные заключение эксперта или вывод специалиста, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления;3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц или преступные деяния судей, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления; 4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления иного государственного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления. Вновь открывшиеся обстоятельства – факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, поэтому их надо четко отличать от доказательств, целевое значение которых ограничивается установлением таких юридических фактов.Должностные лица суда и прокуратуры не ограничены каким-либо сроком на подачу представления о пересмотре гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам, но необходимо наличие определенных условий:1) заявление должно исходить от лиц, пользующихся правом ставить вопрос о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 2 ст. 54 ГПК);2) должен быть соблюден срок, в течение которого такое обращение возможно.Государственной пошлиной заявление о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам не облагается.Заявление (представление) о пересмотре решений, определений или постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается судом в судебном заседании по общим правилам гражданского судопроизводства.В судебном заседании суд заслушивает объяснения сторон и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц, исследует представленные доказательства и по результатам рассмотрения дела удовлетворяет заявление, представление и отменяет решение, определения или постановления либо отказывает в пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Определение суда об удовлетворении заявления или представления о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам опротестованию в кассационном порядке не подлежит. После отмены судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам дело рассматривается судом на общих основаниях.
25 вопрос: В соответствии со ст.6 ГПК право на обращение в хозяйственный суд в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов юр.лиц, и.п., организаций, не являющихся юр.лицами (в том числе и коллективов работников), в случаях, предусмотренных законодательными актами имеют прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы. Прокурор вправе предъявить в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты интересов юр.лиц, и.п. и других лиц с их согласия. Иск направляют.1)в ВХС РБ – генеральный прокурор, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители.2)в другие хозяйственные суды – генеральный прокурор, прокуроры областей и приравненные к ним, прокуроры городов, районов, приравненные к ним и их заместителиПрокурор, предъявивший иск, пользуется процессуальными правами и несет обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения. Истцом в таком случае является лицо, в целях защиты интересов которого прокурором предъявлен иск. Если иск предъявлен прокурором в защиту государственных интересов, то истцом является РБ или АТЕ РБ в лице соответствующих государственных органов. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу. Прокурор, предъявивший иск пользуется правами и обязанностями истца (кроме права заключения мирового соглашения) в том числе и обжалования (опротестования) судебного постановления в апелляционном и кассационном порядке. Возбужденное по инициативе прокурора дело рассматривается хозяйственным судом по существу.Прокурор выступая в целях защиты интересов юр.лица, и.п., организации, не являющейся юр.лицом, граждан вправе предъявить в хозяйственный суд иск только с их согласия. Отсутствие такого согласия или просьбы при рассмотрении иска, предъявленного прокурором является основанием для оставления такого заявления без рассмотрения.Право обращения в ВХС закреплено за генеральным прокурором, прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами и их заместителями. Прокуроры городов, районов вправе направлять исковые заявления в хозяйственные суды областей.Соблюдение прокурором досудебного порядка урегулирования споров не обязательно. На прокурора не распространяется требование об уплате государственной пошлины.
26 вопрос: .ГПК предусматривает возможность обращения прокурора в хозяйственный суд в следующих формах:1)искового заявления по хозяйственным (экономическим спорам) и иным вопросам, возникающим по гражданским правоотношениям2)заявление по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, а также по делам об экономической несостоятельности, от установлении юр. фактов3)заявление о возбуждении приказного производстваВ соответствии со ст.16 закона О прокуратуре и п.3 Постановления Пленума ВХС от 28.10.2005г. №22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве» компетенция прокурора на предъявление в хозяйственные суды исков определяется территорией АТЕ РБ, на которой расположена соответствующая прокуратура, а также подведомственностью дел хозяйственным судам и правилам подсудности.В соответствии со ст.45 закона О прокуратуре, нижестоящий прокурор может по письменному поручению вышестоящего прокурора принимать участие в рассмотрении дел, связанной с предпринимательской и иной хозяйственной деятельности по первой инстанции ВХС, хозяйственными судами областей и г.Минска, специализированными хозяйственными судами. Прокурор, участвующий в деле при установлении нарушений законодательства в зависимости от характера нарушений в пределах своей компетенции обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами в хозяйственный суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов и.п. и организаций, общественных и государственных интересов.
27 вопрос: прокурор в кассационном производстве может выступать в нескольких ролях: как кассатор (лицо, принесшее кассационный протест), тогда он выступает первым; как прокурор, выступивший в защиту интересов других лиц, тогда он выступает после лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела (стороны и третьи лица). Правда, ГПК (ст. 422) не указывает, в какой очередности и сколько раз будет выступать прокурор, если им предъявлен иск в интересах других лиц и принесен кассационный протест на решение суда. о принятии кассационной жалобы или кассационного протеста прокурора к производству хозяйственный суд кассационной инстанции выносит определение, в котором указывает время и место рассмотрения дела. Определение направляется лицам, участвующим в деле (ст. 182 ХПК). ХПК предусматривает более короткие сроки для рассмотрения дела в кассационной инстанции — 10 дней со дня поступления дела. В исключительных случаях этот срок может быть продлен председателем хозяйственного суда илиего заместителем, но не более чем на 20 дней.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 208. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |