Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и значение работы органов прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан.




ВОПРОСЫ

К экзамену по курсу «Прокурорский надзор»

На 2011/2012 учебный год для студентов очной и заочной форм обучения

По специальности «Правоведение»

 

Предмет и система прокурорского надзора.

Создание и развитие органов прокуратуры.

Принципы организации и деятельности прокуратуры. Структура органов прокуратуры.

Понятие, предмет, пределы прокурорского надзора за исполнением законов.

Основные направления надзора за исполнением законов и соблюдением прав и свобод граждан.

Виды надзорной деятельности. Порядок подготовки и проведения проверок по осуществлению надзора за исполнением законодательства.

Акты прокурорского надзора как правовые средства устранения выявленных нарушений законов.

Участие прокурора в нормотворческой деятельности и совершенствовании практики применения законодательства.

Правовое воспитание как составная часть системы мер по борьбе с преступностью и иными нарушениями законности.

10. Организация работы органов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства.

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.

Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел.

Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции.

Участие прокурора в суде кассационной инстанции по уголовным делам.

16. Прокурорский надзор за своевременностью и правильностью обращения к исполнению приговоров.

Участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции по уголовным делам.

Участие прокурора в пересмотре судом уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел.

Цель, задачи и формы участия прокурора в гражданском процессе.

Участие прокурора в суде первой инстанции по гражданским делам.

Участие прокурора в суде кассационной инстанции по гражданским делам.

Участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции по гражданским делам.

Участие прокурора в пересмотре судом гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Прокурор как субъект хозяйственных процессуальных отношений.

Участие прокурора в суде первой инстанции по хозяйственным делам.

Участие прокурора в кассационной инстанции по хозяйственным делам.

Участие прокурора в рассмотрении хозяйственных дел в порядке надзора.

Участие прокурора при возобновлении хозяйственных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Сущность и задачи надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов о несовершеннолетних.

Прокурорский надзор за законностью задержания и привлечения к ответственности несовершеннолетних.

Прокурорский надзор за законностью деятельности специализированных учреждений, обеспечивающих исправление несовершеннолетних.

Надзор прокурора за исполнением законов в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних.

Надзор прокурора за исполнением законов об образовании и о труде несовершеннолетних.

37. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Сущность и значение работы органов прокуратуры с заявлениями, жалобами и иными обращениями граждан.

39. Организация работы по заявлениям, жалобам и иным обращениям граждан в органы прокуратуры.

40. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

 

 

Вопросы утверждены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин

 

Зав. кафедрой государственно-правовых дисциплин                              В.А. Кодавбович

 


1 вопрос: Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением за­конов представляет собой самостоятельную отрасль государственной деятельности. . Про­куратура является неотъемлемой частью государственного механизма, наделена определенным объемом власти для осуществления высшего надзора за исполнением законов в государстве. Объектом прокурорского надзора является исполнение законов орга­нами государственного управления, общественными объединениями, политическими партиями и движениями, субъектами хозяйствования, должностными лицами и гражданами без вмешательства в их опера­тивно-хозяйственную деятельность. Органы прокуратуры выступают как самостоятельные и независимые. Предметом прокурорского надзора являются правовые нормы, оп­ределяющие функцию, задачи, направления, принципы организации и деятельности прокуратуры, систему и структуру ее органов, правовые средства и методы осуществления надзора. Прокурорский надзор имеет свои отличительные особенности:1 - надзор осуществляется от высшего органа государственной власти;2 - надзор осуществляется на всей территории государства;3 - прокурор надзирает за всеми органами, которые сами осуще­ствляют контроль за исполнением законов. Курс «Прокурорский надзор» взаимосвязан с курсами других учеб­ных дисциплин. Наиболее тесно он связан с уголовным и гражданским процессом, трудовым, жилищным, семейным, земельным, хозяйствен­ным и административным правом, где прокурорский надзор занимает видное место. Он также связан и с такими отраслями права, как таможенное, пред­принимательское, коммерческое, банковское, торговое и экологическое право, где рассматриваются процессуальные полномочия прокурора. Курс «Прокурорский надзор» делится на две основные части - об­щую и особенную. В общей части рассматриваются понятие законности, предмет про­курорского надзора, система, структура и кадровое обеспечение орга­нов прокуратуры, история возникновения и развития органов прокурату­ры, принципы ее организации и деятельности. В особенной части раскрываются сущность, пределы, задачи и пол­номочия прокуроров в различных отраслях надзора. Специальные раз­делы посвящены организации и деятельности прокуроров в сферах об­щего надзора за органами дознания, предварительного расследования и осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, участие про­курора в уголовном и гражданском судопроизводстве, в стадии исполне­ния приговоров. Определенное место в работе органов прокуратуры за­нимает надзор за исполнением законов в отношении несовершеннолет­них. Один из разделов посвящен участию прокуроров в совершенство­вании законодательства. Также рассматриваются вопросы, связанные с международным сотрудничеством органов прокуратуры и ролью про­куратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

 

2 вопрос: Образование и развитие органов прокуратуры имеет давнюю исто­рию в мировой практике. Впервые об образовании органов прокуратуры упоминается примерно в XII веке в странах Востока и в Древней Гре­ции. При создании прокуратуры изначально идея состояла не в каратель­ной ее функции, а в обеспечении законности и справедливости. Поэтому в этих странах функция прокуратуры состояла: во-первых, в обеспечении справедливости и законности, во-вторых, осуществлении обвинения в суде. В переводе с латинского языка сам термин «прокуратура» означа­ет «забочусь, обеспечиваю, предотвращаю». В Европе впервые прокуратура была образована во Франции в XIV веке. В феодальной Беларуси органы прокуратуры были образованы в XV веке, когда она входила в состав Великого Княжества Литовского. Фор­мы ее деятельности нашли отражение в Статутах Великого Княжества Литовского. Полномочия прокуратора заключались как в поддер­жании обвинения (в случае, если он выступал на стороне потерпевшего), так и в защите обвиняемого. Дальнейшее образование и развитие органов прокуратуры в Бела­руси относится уже к тому историческому периоду, когда она входила в состав России. Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в Рос­сии является царь Петр I. Никаких особых личных требований для службы в прокуратуре в то время не определялось. Велено было избирать их «из всяких чинов», но «лучших». Многие прокуроры со дня их назначения развернули довольно ак­тивную работу. Они строго наблюдали и контролировали деятельность учреждений и организаций. В то время существовал такой порядок действий прокуроров. Заме­тив нарушение, прокурор вначале устно предлагал устранить его, а если его обращение не помогало, то он приносил протест. После смерти Петра 1 прокуратура несколько утратила свое значе­ние.Возродилась прокура­тура во времена правления Екатерины II. В 1775 г. Екатерина II издала Указ об «Учреждении для управления губерниями». При Павле I, который стремился «все созданное Екатериной II из­менить и переделать», прокурорский надзор был существенно ослаблен, значительно были сокращены штаты органов прокуратуры. Деятельность органов прокуратуры была существенно трансфор­мирована и усилена в период царствования Александра II. После судебной реформы 1864 г., проведенной Александром II, про­куроры становятся представителями обвинения в суде и осуществляют надзор за следствием, органами полиции. После убийства императора Александра II в 1881 г. прокуратура постепенно превращается в сугубо карательный орган. Советская прокуратура была образована в 1922 г. по инициативе В.И. Ленина. Он подготовил проект «Положения о прокурорском надзо­ре», который после обсуждения на пленуме ВЦИК 28 мая 1922 г. был принят. Во главе прокуратуры стоял народный комиссар юстиции. 30 ноября 1979 г. был принят первый Закон «О Прокуратуре СССР» которым были образованы коллегии и в прокуратурах областей Этот Закон с последующими изменениями и дополнениями действовал до распада Советского Союза. В Беларуси Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» был при­нят Верховным Советом Республики Беларусь 29 января 1993 г. С изме­нениями и дополнениями, внесенными в него в 1994-1996 гг. он дей­ствовал до июня 2007 г. 8 мая 2007 г. принят новый Закон «О прокуратуре Республики Бела­русь» за № 220-3, который вступил в силу с 01 июня 2007 г.

 

3 вопрос:1. Принцип подчиненности нижестоящих прокуроров выше­стоящим,: Единство органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Бела­русь. Вышестоящий прокурор вправе издавать приказы и указания, обя­зательные для исполнения нижестоящими прокурорами. Приказы и ука­зания Генерального прокурора, издаваемые во исполнение законов, обя­зательны для исполнения всеми подчиненными прокурорами. Они мо­гут быть отменены только Национальным собранием. Вышестоящий прокурор вправе отменить необоснованное решение, принятое нижесто­ящим прокурором.Принцип независимости. Он заключает в себе осуществле­ние прокурорских полномочий независимо от органов государственной власти и управления должностных лиц, средств массовой информации, политических и иных общественных и религиозных объединений в соот­ветствии с Конституцией и законами Республики Беларусь.Принцип законности. Этот принцип включает в себя следую­щие положения: • Равенство всех перед законом. • Выявление и своевременное устранение нарушений закона. • Принятие мер к восстановлению прав и законных интересов граждан. • Принятие мер к привлечению лиц, виновных в нарушениях закона. Равенства всех граждан перед законом. Прокурор осуще­ствляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, за­конодательных актах, предусмотренных международными обязатель­ствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, националь­ности, языка, происхождения, гражданства.Принцип гласности. Прокуратура действует гласно в той мере, в которой это не противоречит требованиям законодательства Респуб­лики Беларусь.Обязательность исполнения требований прокурора.Требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в ус­тановленный срок всеми организациями, должностными лицами и ины­ми гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Прокуратура Республики Беларусь (далее - прокуратура) - единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени госу­дарства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполня­ющих иные функции, установленные законодательными актами. Структуру органов прокуратуры утверждает Президент по представлению Гене­рального прокурора. Срок полномочий прокуроров всех степеней на дол­жности - пять лет. В соответствии с Конституцией Республики Бела­русь Генеральный прокурор подотчетен Президенту и несет ответствен­ность за выполнение задач, возложенных на прокуратуру. В отсутствие Генерального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей их выполняет его первый заместитель, всего их пять. За­местители назначаются и освобождаются от должности Президентом по представлению Генерального прокурора. Распределение обязаннос­тей между ними производит Генеральный прокурор. Прокуроры областей, города Минска, приравненные к ним прокуро­ры назначаются на должность и освобождаются от должности Гене­ральным прокурором, ему подчинены и подотчетны. Прокуроры районов (городов), приравненные к ним прокуроры на­значаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Ге­неральному прокурору Республики Беларусь. То есть работает принцип централизации. Прокуроры областей, города Минска, приравненные к ним прокуро­ры руководят деятельностью прокуратур городов и районов на основе законов, действующих на территории Республики Беларусь, приказов, указаний, постановлений Генерального прокурора. Они вправе издавать приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. В систему органов прокуратуры входят Белорусская военная про­куратура и транспортная прокуратура.Белорусская военная прокуратура приравнена к областной прокуратуре.Транспортная прокуратура состоит из Белорусской транспортной прокуратуры, приравненной к областной прокуратуре.Совещательным органом выступает коллегия. В Генеральной про­куратуре Республики Беларусь образуется коллегия в составе Генераль­ного прокурора Республики Беларусь (председатель), первого замести­теля и заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь и иных прокурорских работников.Персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры Респуб­лики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по пред­ставлению Генерального прокурора Республики Беларусь. Положение о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь. В прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним спе­циализированных прокуратурах образуются коллегии в составе проку­рора, возглавляющего соответствующую прокуратуру (председатель), его заместителей и иных прокурорских работников.Персональный состав коллегий утверждается Генеральным про­курором Республики Беларусь по представлению соответствующе­го прокурора.

 

4 вопрос: Надзор за исполнением законов является главным направлением деятельности органов прокуратуры и представляет собой действия про­куроров по наблюдению за законностью решений органов власти и уп­равления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направ­ленные на устранение нарушений законов и способствовавших им об­стоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение винов­ных к ответственности. Предметом надзора за исполнением законодательства является точ­ное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных норма­тивных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительны­ми, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организация­ми, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивиду­альными предпринимателями. Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществля­ют надзор за исполнением законодательства с тем, чтобы правовые акты, издаваемые органами государственного управления и власти, должнос­тными лицами, соответствовали Конституции Республики Беларусь, дек­ретам и указам Президента, а также постановлениям правительства. Проверка исполнения законодательства проводится на основании глубо­кого анализа поступившей информации о состоянии законности во всех сферах поднадзорной деятельности, а также с учетом следственной и судебной практики. При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор в пределах своей компетенции имеет право: – беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения вхо­дить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей– требовать от руководителей и иных должностных лиц государствен­ных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей пре­доставления принятых этими лицами (органами) постановлений, прика­зов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в установ­ленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз. При установлении нарушений законодательства: – опротестовывает правовые акты и решения, а в случаях, предусмотренных законодательными ак­тами, отменяет их; – освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;– в установленном порядке вносит представления, выносит предпи­сания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения.– вносит в порядке, установленном законодательными актами, пред­ложение о роспуске местного представительного органа в случае сис­тематического или грубого нарушения им требований законодательства; – обращается в случаях, предусмотренных законодательными акта­ми, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организа­ций, общественных и государственных интересов; – составляет протоколы об административных правонарушениях;– выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производ­ства или о привлечении к материальной ответственности;

 

 

5 вопрос: Основными направлениями деятельности являются:- надзор за соблюдением прав и свобод граждан;- законностью издаваемых правовых актов; - исполнением законодательства в сфере экономики и экологии;- обеспечение законности в социальной сфере; - предупреждение правонарушений. Надзор за соблюдением прав и свобод граждан является приори­тетным направлением в работе органов прокуратуры.В ходе проверок прокурор дает квали­фицированную правовую оценку актам этих организаций и должностных лиц, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан. Если говорить о социальной сфере, прокуроры осуществляют над­зор за соблюдением трудовых, имущественных, жилищных и иных прав и свобод граждан, а также за исполнением законодательства, гаранти­рующего права и законные интересы граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране. Особое внимание прокурорские работники уделяют выявлению на­рушений законодательства о разгосударствлении и приватизации госу­дарственной собственности, нарушений прав собственника (законного владельца) при распоряжении имуществом государственных, арендных, кооперативных организаций, колхозов. Особое внимание в настоящее время уделяется вопросам возрож­дения и обновления агропромышленного комплекса. Поэтому в процес­се проверок в организациях такого рода прокуроры дают правовую оценку деятельности должностных лиц и других работников по обеспечению сохранности материальных и денежных средств путем изучения состо­яния дебиторской и кредиторской задолженности, обоснованности спи­сания на убытки просроченной задолженности.

 

       6 вопрос: а) соблюдение законодательства об обращениях граждан в мини­стерствах и иных республиканских органах государственного управле­ния, учреждениях, организациях и на предприятиях. б) соблюдение трудовых, имущественных, жилищных и иных прав и свобод граждан, в том числе реагирование на факты несвоевременной выплаты заработной платы, социальных пособий, денежного довольствия и необеспечения безопасных условий труда;в) исполнение законодательства, гарантирующего права и законные интересы граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охра­не (пожилых людей, инвалидов, сирот, малоимущих граждан и др.); г) защита права потребителей, привлечение к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации недоброкачественной продукции и т.д.При осуществлении надзора в сфере экономики и экологии в каче­стве объектов рассматриваются:а) соблюдение законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, в том числе земель­ного и водного законодательства;б) исполнение законодательства о ликвидации последствий катаст­рофы на Чернобыльской АЭС в наиболее пострадавших регионах Го­мельской, Могилевской и Брестской областей; в) исполнение законодательства об охране историко-культурно­го наследия;г)исполнение законодательства о собственности, приватизации, предпринимательской деятельности, налогового, таможенного и банков­ского законодательства. Проверки исполнения законов проводятся на основании материалов, в которых содержится информация, указывающая на признаки правона­рушений, допущенных в деятельности определенного должностного лица или организации, требующих использования прокурорских полномочий. Это могут быть заявления и жалобы, поступившие от имени физических и юридических лиц, материалы уголовных, гражданских, хозяйственных и административных дел. Проведение проверки состоит из ряда этапов, которые включают; - подготовку к проведению проверки;- непосредственное осуществление проверки;- составление справок по итогам проверки отдельного направления (должностного лица), объекта; проведение на их основе анализа полу­ченных результатов и составление итогового документа (справки) о ре­зультатах проверки;- правовую оценку полученных результатов проверки и принятие предусмотренных законом мер по выявленным в ходе проверки наруше­ниям права со стороны физических, должностных лиц, предприятий. В зависимости от качественной характеристики проверяемых воп­росов существуют следующие разновидности проверок:- целевая (предметная) проверка исполнения определенных норм законодательства (например, исполнение законодательства, регламен­тирующего тот или иной вид экономической деятельности);- комплексная проверка исполнения основных норм действующего законодательства, направленная на выяснение широкого круга проверя­емых вопросов;- сквозная проверка, охватывающая полностью структуру городс­кого (районного) органа, которая по своему содержанию может носить как целевой, так и комплексный характер; - контрольная проверка, преследующая цель получения достовер­ных сведений о фактическом устранении ранее выявленных нарушений действующего законодательства. Итоги проведенных проверок отражаются в аналитических доку­ментах: справках, обобщениях. Прокурорской практикой выработан под­ход, выражающийся в составлении справки по результатам проверки тем прокурорским работником, которым она проводилась. В справке излага­ются все установленные факты, имеющие юридическое значение. В зак­лючительной части формулируются предложения о принятии мер, на­правленных на устранение выявленных нарушений закона. Результаты проверки докладываются руководителю прокуратуры, с которым также согласовывается вопрос о необходимости передачи информации и ее объеме руководителю проверяемого объекта.

 

           7 вопрос: Акты про­курорского надзора - это правовые акты, издаваемые прокурорами (про­курорскими работниками) в процессе осуществления ими своих долж­ностных функций в сфере общего надзора. Протест - это акт прокурорского реагирования на противоречащие законодательству правовые акты, и решения (действия) республикан­ских органов государственного управления и иных государственных орга­низаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, мест­ных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринима­телей, который приносится прокурором или его заместителем в государ­ственный орган, иную организацию, должностному лицу или индивиду­альному предпринимателю, принявшим противоречащие законодатель­ству правовой акт или решение (совершившим незаконное действие), либо в суд. Протест приносится с целью отмены незаконного правового акта либо приведения его в соответствие с законодательством, а равно с целью прекращения незаконного действия должностного лица или ин­дивидуального предпринимателя и восстановления нарушенного права. Представление - это акт прокурорского реагирования, который имеет своей целью устранить нарушения законов, причины нарушений и усло­вия, им способствующие.В отличие от протеста в представлении на первое место выдвига­ется превентивная роль акта прокурорского реагирования, требование об устранении причин и условий, способствующих правонарушению. Представление в порядке общего надзора вносится прокурором или его заместителем в государственный орган, иную организацию или дол­жностному лицу, которые правомочны устранить допущенные наруше­ния и принять меры к устранению способствующих им причин и усло­вий.Постановление.В отличие от других форм реагирования постановление прокурора носит властный характер. Если прокурору в процессе проверки в поряд­ке надзора за исполнением законодательства становится известно о на­рушении правовых норм, за которое предусмотрена уголовная, дисцип­линарная или материальная ответственность, он выносит постановле­ние соответственно о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. Вид постановления зависит от характера правонарушения. Постановление прокурора может касаться не только привлечения к ответственности. Так, прокурор выносит постановление о выселении из жилых домов, грозящих обвалом. Предписание - форма прокурорского реагирования, которая являет­ся наиболее быстрой и императивной в деле устранения нарушений за­кона. Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить существенный вред правам и инте­ресам граждан, если оно не будет немедленно устранено. Предписание выносится в письменной форме и направляется госу­дарственному органу, иной организации, должностному лицу или индиви­дуальному предпринимателю, допустившему нарушение, либо вышесто­ящему государственному органу, иной организации (вышестоящему дол­жностному лицу), правомочным устранить такое нарушение.Официальное предупреждение.Сущность официального предупреждения заключается в предъяв­лении прокурором соответствующему лицу, нарушившему закон или по­пытавшемуся его нарушить, требования о прекращении противоправ­ных действий и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности). В случае невыполнения изложенных в официальном предупреждении тре­бований прокурор может реализовать свои полномочия по привлечению к ответственности граждан и должностных лиц. Официальное предупреждение может выноситься параллельно с иными актами прокурорского реагирования, например, с постановлени­ем о возбуждении дисциплинарного производства.

 

         11 вопрос: Оперативно-розыскная деятельность является одним из государ­ственно-правовых средств защиты жизни, здоровья, прав, свобод и за­конных интересов граждан, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Осуществляет­ся она гласно и негласно специально уполномоченными на то государ­ственными органами. Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предо­ставлено оперативным подразделениям:1) органов внутренних дел;2) органов государственной безопасности;3) пограничных войск;4) Службы безопасности Президента Республики Беларусь;5) органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;6) таможенных органов; Надзор за законностью деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, возложен Законом на Генераль­ного прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему нижестоящих прокуроров в пределах их компетенции. Надзор могут осуществлять только те прокуроры, которые имеют надлежащим образом оформленный допуск к сведениям, составляю­щим государственную тайну. Кроме того, они должны хорошо знать специфику работы оперативных структур и разбираться в особенностях проведения различных ОРМ. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законодатель­ства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности преду­смотрены ст. 29 Закона.Прокурор вправе требовать объяснения от соответствующих долж­ностных лиц по поводу нарушения ими закона, а также от иных лиц, кото­рым известны обстоятельства нарушения. Такое объяснение получают как в устной, так и в письменной форме (письменное подписывается лицом, которое его дало, а содержание устно отражается в справке, ко­торую составляет прокурор).Прокурор вправе давать указания оперативно-розыскному органу: по уголовному делу, находящемуся в его производстве; в письменной форме - о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовно­му делу, принятому им к производству. Он также вправе требовать не­обходимые оперативно-служебные документы, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты. Кроме того, прокурор вправе:- опротестовывать противоречащие закону об ОРД решения руко­водителей оперативных органов; - выносить мотивированные постановления о возбуждении уголов­ного дела или производства об административном правонарушении; - требовать привлечения нарушившего закон должностного лица к иному виду юридической ответственности. Прокурор не вправе участвовать в подготов­ке и проведении какого-либо оперативно-розыскного мероприятия или лично его проводить, а также давать указания о необходимости осуще­ствления какого-либо конкретного оперативно-розыскного мероприятия.

 

 

 

 

12 вопрос: Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дозна­ния и предварительного следствия понимается деятельность прокуро­ров, их заместителей и помощников в досудебных стадиях уголовного процесса в пределах их компетенции с использованием предоставлен­ных им законом полномочий по обеспечению режима законности при проведении производства но материалам и уголовному делу. Задачами рассматриваемой отрасли прокурорского надзора являются: - обеспечение защиты личности, государства и юридических лиц от преступных посягательств; соблюдение предусмотренного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, возбужде­ния уголовных дел, расследования преступных деяний, приостановления и прекращения производства по уголовным делам;- соблюдение сроков проведения расследования и содержания под стражей; - недопущение незаконного привлечения граждан к уголовной от­ветственности;- неуклонное исполнение при расследовании преступлений требова­ния закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств, которые изобличают обвиняемого, смягчают и отягча­ют его ответственность;- строгое соблюдение прав и законных интересов участников про­цесса и других граждан; - осуществление мер по предупреждению преступлений, устране­нию причин и условий, которые способствуют их совершению. Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» определяет, что при осуществлении надзора за законностью действий органов, осуществля­ющих дознание и предварительное следствие, прокурор в порядке, уста­новленном законодательством, в пределах своей компетенции: 1) проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;2) рассматривает и разрешает жалобы на действия и решения лиц, производящих дознание и предварительное следствие;4) отменяет незаконные и необоснованные постановления следова­телей и лиц, производящих дознание. 5) санкционирует заключение лица под стражу, производство обыс­ка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, прослушивание телефонных и иных переговоров, телеграфных сообщений, которые передаются по техническим каналам связи, извле­чение трупа из места захоронения (эксгумация), помещение подозрева­емого или обвиняемого, не содержащихся под стражей, в лечебно-пси­хиатрическое учреждение, отстранение обвиняемого от должности;6) продлевает и устанавливает срок расследования, содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установлен­ных законом;7) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительно­го следствия с письменными указаниями о производстве дополнитель­ного расследования;8) вправе участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, а также лично производить отдельные следственные дей­ствия или расследование в полном объеме по любому делу либо пору­чить это подчиненному прокурорскому работнику;Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь 1999 года значительно конкретизировал полномочия прокурора:1) истребовать от нижестоящего прокурора, следователя, дознава­теля и органа дознания для проверки уголовные дела, материалы и до­кументы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования;;5) отменять незаконные и необоснованные постановления нижесто­ящего прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, а также не соответствующие закону указания нижестоящего прокурора, руково­дителя следственного подразделения, органа дознания;8) прекращать производство по уголовному делу в случаях и по ос­нованиям, предусмотренным УПК;9) разрешать отводы и самоотводы;10) разрешать жалобы на решения и действия нижестоящего проку­рора, следователя, органа дознания и дознавателя, кроме жалоб, рас­смотрение которых отнесено законом к компетенции суда;11) отстранять нижестоящего прокурора, следователя, руководите­ля органа дознания и дознавателя от производства предварительного расследования по данному уголовному делу, если ими были допущены нарушения законности при его расследовании;14) возвращать уголовные дела нижестоящему прокурору, следова­телю, органу дознания со своими письменными указаниями о производ­стве дополнительных следственных и иных процессуальных действий;15) направлять уголовное дело в суд;

 

 

13 вопрос: Согласно ч.8 ст.34 УПК, при судебном разбирательстве уголовных дел участие прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно по делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором. По подавляющему большинству уголовных дел, доказывание возложено на государственного обвинителя. Государственное обвинение, поддерживаемое прокурором в суде следует рассматривать как одну из форм осуществления надзора за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел в судах. Прокурор, выступая от имени государства и закона обязан принять меры к устранению нарушений закона независимо от того, кем они допущены. Своим участием в судебном разбирательстве прокурор способствует устранению нарушений прав и законных интересов потерпевшего, обвиняемого и других участников процесса. Процессуальное положение прокурора как блюстителя законности остается неизменным на любой стадии уголовного процесса. При поддержании государственного обвинения в суде первой инстанции при изложении мнения кассационной или даче заключения в надзорной инстанции, прокурор остается представителем органа, осуществляющего надзор за точным и единообразным исполнение законов, только изменяются формы надзора и средства процессуального реагирования на обнаруженные нарушения закона.

 

14 вопрос: Подготовка и поддержание государственного обвинения начинается с изучения уголовного дела. Любой государственный обвинитель обязан глубоко знать материалы уголовного дела. На всех стадиях судебного разбирательства прокурор должен в полной мере использовать свои права по устранению нарушений норм УПК, допущенных другими участниками процесса, которые в дальнейшем могут является основанием для признания принятого по делу решения незаконным и подлежащим отмене. С этой целью прокурор наделен правом:1)заявлять отводы и ходатайства 2)высказывать мнения по поводу действий участников уголовного процесса и протестовать против действия другой стороны 3)возражать против необоснованных или представляющих ему неправильными по другим основаниям действия председательствующего 4)требовать внесения в протокол судебного заседания возражений на указанные действия Позиция государственного обвинителя в судебном разбирательстве определяется поддержанием государственного обвинения, собиранием, представлением, исследованием и оценкой доказательств, изменением обвинения и мотивированному отказу от обвинения. В рамках состязательности процесса роль прокурора состоит не только в надзоре за законностью и соблюдением прав и свобод личности, но и в обеспечение достижения неотвратимости наказания за совершенное преступление.Права и обязанности государственного обвинителя в судебном заседании регламентируются разделом 9 УПК. Прокурор в подготовительной части судебного заседания участвует в решении судом вопросов об отводах участников судебного заседания, о необходимости вызова в суд новых свидетелей, экспертов, специалистов, об истребовании вещественных доказательств и документов, возможности рассмотрения уголовного дела без присутствия кого-либо из участвующий в деле лиц. В подготовительной части судебного заседания прокурор излагает суду свое мнение по возникающим вопросам, заявленным участниками процесса, ходатайством, сам заявляет различного рода ходатайства, высказывает свои соображения о возможности слушания дела в отсутствии кого-либо из лиц, вызванных в судебное заседание. В подготовительной части судебного заседания суд заслушивает мнение прокурора. При неявке государственного обвинителя, суд откладывает судебное разбирательство, сообщая о неявке вышестоящему прокурору. В случае, когда прокурор по каким-либо причинам не может участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела, допускается замена государственного обвинителя. Государственный обвинитель не только участвует в исследовании доказательств, но и оглашает обвинение и представляет доказательства. Государственный обвинитель вправе излагать суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, но не дает заключений. Судебное следствие начинается с оглашение государственным обвинителем предъявленного обвинения. Прокурор обязан в полном объеме огласить постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Председательствующий обязан опросить обвиняемого, разъяснить его сущность и выяснить отношение к нему. После этого государственный обвинитель представляет доказательства. Особенно важно для государственного обвинителя является участие в исследовании доказательств, центральное место в котором, по общему правилу, занимают допросы обвиняемого и свидетелей. Прокурор вправе не только отказаться от обвинения в какой то его части, но он также вправе в 3 случаях предъявить новое обвинение, если:1)возникает необходимость в предъявлении более тяжкого обвинения 2)возникает необходимость в предъявлении нового обвинение, ухудшающего положение обвиняемого 3)возникает необходимость нового обвинения, существенно отличающегося по своему содержанию от предъявленного ранее Обвинительной речью заканчивается деятельность прокурора в судебном разбирательстве.

 

15 вопрос: Кассационный протест прокурора имеет целью устранить судебные ошибки и не допустить вступление в силу незаконного или необоснован­ного приговора. Статья 370 УПК предоставляет прокурору не право, а возлагает на него обязанность опротестовать в кассационном порядке каждый при­говор, постановленный с нарушениями уголовного или уголовно-процес­суального закона. Правом принесения протеста прежде всего обладает прокурор, не­посредственно участвовавший в рассмотрении уголовного дела в каче­стве государственного обвинителя. Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, городов, районов, а также приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции впра­ве опротестовать приговор независимо от того, принимали ли они непо­средственное участие в судебном разбирательстве уголовного дела. Кассационный протест приносится через суд, постановивший при­говор. Вместе с тем, если протест принесен непосредственно в касса­ционную инстанцию это не является препятствием для его последующего рассмотрения. Принесение кассационного протеста на приговор приостанавливает приведение приговора в исполнение. Если прокурор вносит частный протест на определение или поста­новление, вынесенное во время судебного разбирательства уголовного дела, которое закончилось постановлением приговора, уголовное дело подлежит направлению в кассационную инстанцию только по истечении срока, установленного для обжалования и опротестования приговора. Сроки, порядок подачи и рассмотрения частных протестов регули­руются аналогично кассационным протестам. В соответствии со ст. 382 УПК прокурор имеет право участвовать в заседании суда, рассматривающего уголовное дело в кассационном порядке. Неявка в заседание прокурора, своевременно извещенного о дне рассмотрения уголовного дела, не является препятствием для его рассмотрения. Участвующий в кассационном рассмотрении уголовного дела про­курор имеет право в подтверждение доводов, приведенных в протесте, представить в кассационную инстанцию дополнительные материалы как до, так и во время рассмотрения уголовного дела. Он также имеет пра­во представлять дополнительные материалы, направленные на опровер­жение доводов, содержащихся в кассационных жалобах других участ­ников уголовного процесса.

 

 17 вопрос: Вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда могут быть пересмотрены в порядке надзора по протестам соответствующих должностных лиц, суда и про­куратуры. Из числа прокурорских работников к ним относятся:1) Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители, которые могут вносить протесты на приговоры, определения, постанов­ления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановле­ний Президиума Верховного Суда Республики Беларусь; 2) прокуроры областей, города Минска, Белорусский транспортный прокурор, имеющие право опротестовать в порядке надзора пригово­ры, определения, постановления районного (городского) суда и опреде­ления судебной коллегии по уголовным делам соответственно област­ного, Минского городского судов, рассматривавших дело в кассацион­ном порядке; 3) Белорусский военный прокурор и его заместители, имеющие пра­во опротестовать приговоры, определения, постановления межгарни­зонного военного суда и определения судебной коллегии по уголовным делам Белорусского военного суда, рассматривавшего дело в касса­ционном порядке. Поступившая в прокуратуру жалоба должна быть рассмотрена не позднее одного месяца, а в случае истребования уголовного дела - не позднее одного месяца со дня поступления в прокуратуру уголовного дела.В случае, если ознакомившись с содержанием жалобы, прокурор не находит оснований для внесения протеста, он сообщает об этом заяви­телю. Рассмотрение дела в надзорной инстанции начинается с доклада, с которым выступает председатель суда или действующий по его поруче­нию член президиума или судья, которые ранее не участвовали в рас­смотрении дела. После этого в судебном заседании выступает прокурор. Если дело рассматривается по протесту, внесенному данным или вышестоящим прокурором, то в своем выступлении он приводит аргументацию, на­правленную на поддержание протеста, высказывает доводы, которые должны убедить судей надзорной инстанции в правоте занимаемой им процессуальной позиции. Если уголовное дело стало предметом рассмот­рения в силу протеста, внесенного иным уполномоченным лицом, то про­курор в своем выступлении дает заключение по уголовному делу, в ко­тором должна содержаться его процессуальная позиция, представляе­мая в виде полного или частичного согласия с внесенным протестом или отказа в удовлетворении протеста.

 

18 вопрос: . Если суды не выяснили всех обстоятельств по уголовному делу и неверно оценили все исследованные в судебном заседании доказательства, в связи с чем вынесли незаконный и необоснованный судебный акт, то этот акт подлежит пересмотру в кассационном порядке) или в порядке надзора. По вновь открывшимся обстоятельствам дело может быть пересмотрено только в тех случаях, когда эти обстоятельства на момент рассмотрения уголовного, гражданского или хозяйственного дела не только не были известны суду, но и не могли быть ему известны. Например, при постановлении судебного акта он не мог даже предполагать, что принимает решение по делу на основе ложных показаний свидетеля, ложного заключения эксперта и т.д. Производство о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам может быть начато по представлению прокуроров, наделенных правом принесения протеста в порядке надзора, в пределах их компетенции. Суд не может пересмотреть судебный акт по вновь открывшимся обстоятельствам по своей инициативе.В соответствии со ст.ст. 421, 422 УПК заключение прокурора вместе с уголовным делом и материалами проверки или расследования вновь открывшихся обстоятельств направляются в суды надзорной инстанции. Заключение с этими материалами вправе представлять в указанные суды прокуроры района, города, приравненные к ним прокуроры через вышестоящих прокуроров, а также вышестоящие прокуроры. Вновь принятые судебные акты могут быть обжалованы или опротестованы в порядке, установленном УПК.

19 вопрос: В соответствии со ст. 45 Закона «О прокуратуре Республики Бела­русь» 2007 г. при наличии письменного поручения вышестоящего проку­рора нижестоящий прокурор принимает участие в рассмотрении граж­данских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. Прокурор, участвующий в рассмотрении гражданского дела, обязан реагировать на каждое нарушение процессуальных норм и норм мате­риального права в ходе всего судебного заседания, допускаемое любым участником судебного разбирательства. В подобных случаях он дол­жен обращать внимание суда на нарушения закона со стороны участника (участников) судебного разбирательства либо со стороны самого суда, используя средства прокурорского реагирования в виде заявления хода­тайств, отводов, принесения протестов и т.д. Прокурор высказывает мнения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела, и по существу дела в целом, а также совершает другие процессуальные дей­ствия, предусмотренные гражданским процессуальным кодексом РБ. В своей деятельности он активно участвует в исследовании доказа­тельств, чем способствует точному установлению фактов, имеющих юри­дическое значение, дает им правильную юридическую оценку, при этом руководствуясь принципами законности, состязательности и процессу­ального равноправия сторон. Свои полномочия в гражданском судопро­изводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было ор­ганов и должностных лиц, руководствуясь только законодательными акта­ми и подчиняясь указаниям Генерального прокурора Республики Беларусь.

 

20 вопрос: Целью деятельности прокурора в гражданском процессе является реализация правозащитной функции, возложенной на него государством и заключающейся в установлении действительных обстоятельств по каждому гражданскому делу, чтобы принятое решение отвечало требо­ваниям законности и справедливости, чтобы обоснованные и законные требования были удовлетворены судом, а незаконные - оставлены без удовлетворения. Задачами прокурора в гражданском процессе, вытекающими из обо­значенной цели, являются:- определение законности и обоснованности интересов физических и юридических лиц, нуждающихся в защите, реального нарушения их законных прав;- определение совокупности процессуальных средств и служебных полномочий, направленных на защиту прав и интересов лиц; - использование соответствующих средств и служебных полномо­чий на различных стадиях гражданского процесса.Формами участия прокурора в рассмотрении гражданских дел яв­ляются: предъявление исков (заявлений) в суд, непосредственное учас­тие в разбирательстве гражданских дел в первой, кассационной и над­зорных инстанциях, подача частных, кассационных и надзорных протес­тов на решения, определения и постановления суда (судьи), надзор за ис­полнением законодательства при исполнении судебных постановлений.

 

 

 

21 вопрос: Подготовительная часть судебного разбирательства в соответствии со ст. 274 ГПК открывается председательствующим по делу. Рассмотрение дела по существу начинается кратким докладом пред­седательствующего. В докладе называются истец и ответчик, излага­ются сущность заявленных требований, факты, на которых основаны требования, указываются возражения, если они известны, сущность тре­бований по заявленному встречному иску.После доклада дела председательствующий выясняет, поддержива­ет ли истец свои требования и в каком объеме, признает ли ответчик тре­бования истца и не желают ли стороны заключить мировое соглашение.После этого суд приступает к выяснению позиций сторон и третьих лиц. Прокурор, обратившийся в суд с заявлением в защиту прав и закон­ных интересов других лиц, дает объяснения первым. Если ответчик предъявляет встречный иск, то прокурор, поддерживающий иск, не вправе оставить без внимания доводы встречного иска ответчика. Стороны вправе задавать ему вопросы. Лицо, в интересах которого предъявлен иск, выступает в суде после прокурора. Прокурор, обратившийся в суд за защитой прав других лиц, высту­пает в судебных прениях первым. Если же прокурор вступил в рассмот­рения гражданского дела в силу закона, он выступает в судебных прени­ях последним.

 

22 вопрос: После провозглашения решения по гражданскому делу для его вступления в законную силу необходимы определенные временные рам­ки - 10 суток. Они предоставляются юридически заинтересованным лицам для того, чтобы определиться — согласны ли они с принятым су­дом решением или будут его обжаловать или опротестовывать в поряд­ке кассационного производства. Кассационный протест прокурора имеет целью устранить судебные ошибки и не допустить вступление в силу незаконного или необоснован­ного решения. Он является дополнительной гарантией по обеспечению защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также интересов государства и общества. В соответствии с ч. 2 ст. 413 ГПК до вступления решения в закон­ную силу дело никем не может быть истребовано из суда. Юридически заинтересованные в исходе дела лица, в том числе и прокурор, вправе знакомиться с материалами дела и поступившими кассационными жа­лобами или кассационными протестами только в суде. Прокурор впра­ве знакомиться с материалами дела даже в том случае, если он в деле не участвовал. Знакомясь с данным процессу­альным документом, прокурор должен проверить его с точки зрения достоверности и полноты изложенных в нем записей, т.е. правильно ли отражены его объяснения, заданные им вопросы участникам судебно­го разбирательства, а также - полноты отражения объяснения сторон, третьих лиц, других участников судебного разбирательства, его мнения. Зачастую мнение прокурора по делу в протоколе судебного заседания отражается очень кратко. В связи с этим не представляется возмож­ным установить содержание итоговой позиции участвовавшего по гражданскому делу прокурора. Прокурор, принесший кассационный протест, вправе отозвать его в суде кассационной инстанции до начала судебного заседания. Письмо прокурора об отзыве протеста приобщается к делу. Протест возвраща­ется прокурору. Об отзыве протеста извещаются юридически заинтере­сованные в исходе дела лица.

 

23 вопрос: Вступившие в законную силу судебные постановления, кроме по­становлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора по протестам соот­ветствующих должностных лиц суда и прокуратуры. Из числа прокурор­ских работников к ним относятся:- Генеральный прокурор Республики Беларусь и их заместители, которые могут вносить протесты на судебные постановления любого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;- прокуроры области, города Минска и приравненные к ним проку­роры, имеющие право вносить протесты на решения и определения рай­онных (городских) судов и кассационные определения судебных колле­гий по гражданским делам областных, Минского городского судов;- Белорусский военный прокурор имеет право внесения протеста в порядке надзора на решения и определения межгарнизонных военных судов, которые не были обжалованы или опротестованы в кассационном порядке, с учетом положений ч. 6 ст. 437 ГПК. Эти должностные лица, кроме того, обладают правом приостанавливать исполнение соответ­ствующих судебных постановлений до окончания производства в по­рядке надзора.Гражданское дело, по которому решение вступило в законную силу, может быть истребовано из соответствующего суда для проверки в по­рядке надзора, а протест в порядке надзора принесен на вступившее в законную силу судебное постановление только при наличии:а) жалобы (надзорной жалобы) юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также лиц, чьи права или охраняемые законом инте­ресы нарушены вынесенным по делу судебным постановлением;б) представления судьи, участвовавшего в рассмотрении данного дела или рассматривающего другое дело, для которого вступившее в законную силу судебное постановление имеет юридическое значение;в) представления председателей судов;г) инициативы должностных лиц, обладающих правом принесения протестов в порядке надзора, на вступившие в законную силу судебные постановления.Надзорная жалоба может быть подана в течение трех лет со дня вступления в законную силу судебного постановления.Поступившая в прокуратуру надзорная жалоба должна быть рас­смотрена не позднее одного месяца со дня ее поступления, а в случае истребования дела - не позднее одного месяца со дня поступления дела.Прокурор, внесший в соответствующую судебную инстанцию про­тест в порядке надзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела судом. В ходе рассмотрения дела этот протест не может быть ни отозван, ни изменен. Об отзыве протеста суд извещает юридически за­интересованных в исходе дела лиц.В случае отзыва протеста в порядке надзора письменный отзыв прокурора приобщается к делу, а протест изымается из дела.

 

 

24 вопрос: Согласно ст. 452 ГПК основаниями для пересмотра судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам являются:1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;2) установленные вступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложные заключение эксперта или вывод специалиста, заведомо неправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления;3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные действия сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц или преступные деяния судей, повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебного постановления; 4) отмена решения, приговора, определения или постановления суда либо постановления иного государственного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления. Вновь открывшиеся обстоятельства – факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, поэтому их надо четко отличать от доказательств, целевое значение которых ограничивается установлением таких юридических фактов.Должностные лица суда и прокуратуры не ограничены каким-либо сроком на подачу представления о пересмотре гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам, но необходимо наличие определенных условий:1) заявление должно исходить от лиц, пользующихся правом ставить вопрос о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 2 ст. 54 ГПК);2) должен быть соблюден срок, в течение которого такое обращение возможно.Государственной пошлиной заявление о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам не облагается.Заявление (представление) о пересмотре решений, определений или постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается судом в судебном заседании по общим правилам гражданского судопроизводства.В судебном заседании суд заслушивает объяснения сторон и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц, исследует представленные доказательства и по результатам рассмотрения дела удовлетворяет заявление, представление и отменяет решение, определения или постановления либо отказывает в пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Определение суда об удовлетворении заявления или представления о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам опротестованию в кассационном порядке не подлежит. После отмены судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам дело рассматривается судом на общих основаниях.

 

 

25 вопрос: В соответствии со ст.6 ГПК право на обращение в хозяйственный суд в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов юр.лиц, и.п., организаций, не являющихся юр.лицами (в том числе и коллективов работников), в случаях, предусмотренных законодательными актами имеют прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы. Прокурор вправе предъявить в хозяйственный суд иск (заявление) в целях защиты интересов юр.лиц, и.п. и других лиц с их согласия. Иск направляют.1)в ВХС РБ – генеральный прокурор, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители.2)в другие хозяйственные суды – генеральный прокурор, прокуроры областей и приравненные к ним, прокуроры городов, районов, приравненные к ним и их заместителиПрокурор, предъявивший иск, пользуется процессуальными правами и несет обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения. Истцом в таком случае является лицо, в целях защиты интересов которого прокурором предъявлен иск. Если иск предъявлен прокурором в защиту государственных интересов, то истцом является РБ или АТЕ РБ в лице соответствующих государственных органов. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу. Прокурор, предъявивший иск пользуется правами и обязанностями истца (кроме права заключения мирового соглашения) в том числе и обжалования (опротестования) судебного постановления в апелляционном и кассационном порядке. Возбужденное по инициативе прокурора дело рассматривается хозяйственным судом по существу.Прокурор выступая в целях защиты интересов юр.лица, и.п., организации, не являющейся юр.лицом, граждан вправе предъявить в хозяйственный суд иск только с их согласия. Отсутствие такого согласия или просьбы при рассмотрении иска, предъявленного прокурором является основанием для оставления такого заявления без рассмотрения.Право обращения в ВХС закреплено за генеральным прокурором, прокурорами областей и приравненными к ним прокурорами и их заместителями. Прокуроры городов, районов вправе направлять исковые заявления в хозяйственные суды областей.Соблюдение прокурором досудебного порядка урегулирования споров не обязательно. На прокурора не распространяется требование об уплате государственной пошлины.

 

26 вопрос: .ГПК предусматривает возможность обращения прокурора в хозяйственный суд в следующих формах:1)искового заявления по хозяйственным (экономическим спорам) и иным вопросам, возникающим по гражданским правоотношениям2)заявление по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, а также по делам об экономической несостоятельности, от установлении юр. фактов3)заявление о возбуждении приказного производстваВ соответствии со ст.16 закона О прокуратуре и п.3 Постановления Пленума ВХС от 28.10.2005г. №22 «Об участии прокурора в хозяйственном судопроизводстве» компетенция прокурора на предъявление в хозяйственные суды исков определяется территорией АТЕ РБ, на которой расположена соответствующая прокуратура, а также подведомственностью дел хозяйственным судам и правилам подсудности.В соответствии со ст.45 закона О прокуратуре, нижестоящий прокурор может по письменному поручению вышестоящего прокурора принимать участие в рассмотрении дел, связанной с предпринимательской и иной хозяйственной деятельности по первой инстанции ВХС, хозяйственными судами областей и г.Минска, специализированными хозяйственными судами. Прокурор, участвующий в деле при установлении нарушений законодательства в зависимости от характера нарушений в пределах своей компетенции обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами в хозяйственный суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов и.п. и организаций, общественных и государственных интересов.

 

27 вопрос: прокурор в кассационном производстве может выступать в нескольких ролях: как кассатор (лицо, принесшее кассационный протест), тогда он выступает первым; как прокурор, выступивший в защиту интересов других лиц, тогда он выступает после лиц, имеющих непосредственный интерес в исходе дела (стороны и третьи лица). Правда, ГПК (ст. 422) не указывает, в какой очередности и сколько раз будет выступать прокурор, если им предъявлен иск в интересах других лиц и принесен кассационный протест на решение суда. о принятии кассационной жалобы или кассационного протеста прокурора к производству хозяйственный суд кассационной инстанции выносит определение, в котором указывает время и место рассмотрения дела. Определение направляется лицам, участвующим в деле (ст. 182 ХПК). ХПК предусматривает более короткие сроки для рассмотрения дела в кассационной инстанции — 10 дней со дня поступления дела. В исключительных случаях этот срок может быть продлен председателем хозяйственного суда илиего заместителем, но не более чем на 20 дней.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...