Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Результаты заключительного этапа исследования.




Зохидова Гулмира

«Развитие связной речи через театрализованную

Деятельность в ДОУ»

Автор: Попова Л.И., воспитатель МБДОУ «Теремок» г.Нягань

 

Из всех…знаний и умений самым

                                                           важным, самым необходимым                                           

                                                       для жизненной деятельности является,

                                            конечно, умение ясно, понятно,

                                              красиво говорить на своём языке.

В.И. Чернышёв

Актуальность:Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения — это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку.Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, связно, последовательно и понятно для окружающих передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст.Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Цель исследования: выявить пути и охарактеризовать условия развития связной речи дошкольников в театрализованных играх

Объект исследования:развития связной речи дошкольников

Предмет исследования:театрализованные игры дошкольников

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Определить педагогические условия развития связной повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать методические рекомендации по развитию связности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования:процесс развития связной речи дошкольников будет протекать наиболее успешно при соблюдении следующих педагогических условий:

– учета индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребенка;

– использования разнообразных форм, методов и приемов развития связной речи;

– использования игр соответственно возрасту детей;

Методы исследования:педагогическоенаблюдение, анкетирование родителей, диагностика развития связной речи.

Теоретическую основу проведенной работы, положения о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности, теории речевой деятельности, сформулированные в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.А. Леонтьева, концепции речевого развития дошкольников, разработанной Ф.А. Сохиным и О.С. Ушаковой, опирающейся на формирование у детей языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. В системе обучения родному языку формирование связной речи выступает во взаимосвязи с освоением звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя языка, особое место занимает работа над семантическим компонентом речи.

Центральным понятием для нашей работы являлось понятие "текст", которое рассматривается в современном научной литературе как основная единица речевого общения.Исследователи текста (И.Р. Гальперин, С.И. Гиндин, Л.П. Доблаев, Т.М. Дридзе, Г.А. Золотова, Л.А. Киселнв, Г.В. Колшанский, А.А. Леонтьев, Л.М. Лосева, Н.С. Поспелов, Е.А. Реферовская, И.П. Севбо, З.Я. Тураева, И.А.Фигуровский, Г.Д. Чистяков и др.) определяют место текста в системе языка или речи, вычленяют собственнотекстовые категории, присущие только этой единице. Основными характеристиками текста являются цельность и связность.

Связность как один из самых значимых категориальных признаков текста характеризуется взаимодействием нескольких факторов: содержания текста, его смысла, логики изложения, особой организации языковых средств; коммуникативной направленности; композиционной структуры.

Лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения ряда языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства.

В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся, на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. Втакого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.

Результаты заключительного этапа исследования.

Первым этапом стала повторная диагностика уровня развития связной речи. Мы увидели, что у 10 детей, что составляет 50%, находившихся на среднем уровне развития связной речи, наблюдается переход на высокий уровень, так как дети правильно формулируют основную мысль произведения, умеют точно и последовательно строить описательный рассказ по картинкам, используют в речи простые и распространенные предложения, используют существительные, обозначающие названия предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия предметов; предлоги, употребляемые в речи.

   5 детей с низким уровнем развития связной речи достигли среднего уровня, что составляет 25 %. Это характеризуется тем, что дети могут выразить основную мысль произведения. Последовательно, логично, связно пересказывают сказки, но при этом присутствует небольшое количество подсказок воспитателя. В своей речи больше всего используют существительные и глаголы.

Для получения наиболее достоверных результатов провели педагогическое наблюдение за детьми в ходе свободной самостоятельной деятельности. Была разработана программа и составлен протокол наблюдения.

Программа наблюдения за детьми в ходе свободной самостоятельной деятельности:

Объект:самостоятельная игра детей

Цель:выявить уровень развития связной речи в ходе игровой деятельности

Время:23 мая 2012 года

Продолжительность:30 минут

Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что дети:

Дети свободно ведут диалог

Умеют грамотно задавать вопросы

Умеют грамотно отвечать на вопросы

Используют в своей речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения

Протокол наблюдения:

Наблюдение показало, что дети:

Дети свободно ведут диалог– 75%

Умеют грамотно задавать вопросы–80%

Умеют грамотно отвечать на вопросы–75%

Используют в своей речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения– 70%

Итоги педагогического наблюдения позволили сделать следующие выводы – дети правильно формулируют основную мысль произведения, умеют точно и последовательно строить описательный рассказ по картинкам, используют в речи простые и распространенные предложения, используют существительные, обозначающие название предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия героев; предлоги, употребляемые в речи.

Также было проведено повторное анкетирование родителей по теме «Развитие речи в семье». В анкетировании приняло участие 20 родителей воспитанников. Респондентам было предложено ответить на 6 вопросов. Были предложены следующие варианты ответов:

«Да»

«Нет»

«Не знаю»

После обработки анкет были получены следующие результаты:

Вопрос Ответило «Да» Ответило «Нет» Ответило «Не знаю»
1. Знаете ли вы что входит в понятие связной речи? 85% 5% 10%
2. Знаете ли вы как развивать связную речь? 75% 5% 20%
3. Используете ли в общении с детьми произведения детской литературы? 85% 15%  
4. Организовываете ли вы дома игры, направленные на развитие речи? 70% 30%  
5. Проявляет ли ваш ребенок интерес к театрализованной деятельности? 100%    
6. Необходима ли вам консультации педагогов в данном вопросе? 90%   10%

 

Исходя из итогов анкетирования сделан вывод о том, что родители знают как правильно развивать речь детей, какие методы и средства необходимо использовать.

Список использованной литературы

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 400 с.

3.  Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

4. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.

5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

8. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 3.

9. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2004. - 102 с.

10. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение 2003. – 136 с.

11. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2005. – 312 с.

12.  Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с.

13. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

14.  Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с.

15.  Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 485 с.

16.  Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999. - №11.

17.  Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...