Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психофизиологические методики.




ГИГИЕНА ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

1, Физиология труда, содержание, цели, задачи. Требования, предъявляемые к проведению психофи­зиологических исследований в условиях экспери­мента.

Физиология труда, содержание, цели, задачи.

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов и явлений природы для удовлетворения его материальных или духовных потребностей.

Труд с одной стороны является социальным процессом, а с другой -физиологическим (психофизиологическим).

Гигиена труда - это наука, изучающая взаимосвязь между условия­ми, процессом труда и здоровьем человека, разрабатывающая научные основы, а также практические меры по обеспечению высокого уровня работоспособности, предупреждению заболеваний и иных отрицательных последствий, связанных с производственной деятельностью.

Разделом гигиены трупа является физиология труда.

Физиология труда - это наука, изучающая изменение функциональ­ного состояния организма человека в связи с трудовым процессом.

На основании обнаруженных в организме изменений в процессе тру­довой деятельности разрабатываются мероприятия по:

 Нормализации физиологических функций

 Предупреждению утомления

 Повышению работоспособности

Любой труд имеет две составляющих в отношении организма:

1. Деятельность ЦНС

2. Мышечная деятельность

В основе трудового процесса лежит как рефлекторная деятельность так и деятельность функциональных систем.

Основу труда составляет комплекс условных и безусловных рефлек­сов, таким образом к трудовому процессу вполне применима теория условных рефлексов И. П. Павлова. При тренировке полезные рефлексы закрепляются, а бесполезные уничтожаются, вырабатывается динамиче­ский стереотип. Динамический стереотип - это сложная уравновешен­ная система всех внутренних процессов и внешних действий, которая легко воспроизводится при воспроизведении условий, ее вызывающих и позволяет выполнять работу максимально экономично с точки зрения затрат как физической, так и психической энергии.

Наряду с теорией Павлова имеется теория функциональных систем Анохина, согласно которой существуют функциональные системы, осуще­ствляющие деятельность по типу саморегуляции.

При физической нагрузке наблюдаются изменения со стороны раз­личных систем организма:

Сердечно-сосудистая система - увеличение МОК, ЧСС, ударного
объема, повышение артериального давления (систолического и пуль­
сового) и др.

Дыхательная система - увеличение легочной вентиляции, глубины и частоты дыхания и тд.

Система крови - увеличение числа эритроцитов и лейкоцитов, повы­шение вязкости крови, накопление молочной кислоты, снижение кон­центрации глюкозы и др.

Требования, предъявляемые к проведению психофизиоло­гических исследований в условиях эксперимента:

 Группы испытуемых должны быть однородны по таким признакам как пол, возраст, стаж работы по специальности, образование, семейно-бытовые условия

 Для исследований выбираются практически здоровые лица в возрасте 25-40 лет.

 При исследовании обращают внимание на функционаньное состояние ЦНС, наиболее загруженных и наименее загруженных при работе сис­тем

 Сначала определяют исходные показатели (до начала работы или через час после начала работы). Заключительное исследование прово­дят за 30-60 минут до окончания работы. Исследования проводят не­сколько дней подряд.

 Учитываются внешние влияния (температура, шум и тд.), организация и характер труда

2. Физиологические особенности умственного и фи­зического труда. Методы исследования.

Труд условно делится на физический и умственный.

В физическом труде преобладает мышечный компонент, а психи­ческий относительно мал. Мышечная деятельность характеризуется со­кращением и расслаблением работающих мышц, образованием тепла, усилением обмена веществ и повышением расхода энергии. Чем интен­сивнее работа, чем больше групп мышц в ней участвует, тем выше энер­готраты. При физической работе усиливается кровообращение и дыхание, развивается ацидоз, повышается осмотическое давление и температура тела. При тяжелом физическом труде возможно нарушение соотношения между потребностью в кислороде и его фактическим потреблением. В результате этого возникает кислородное голодание, и в организме скап­ливаются недоокисленные продукты распада.

При умственном труде преобладает психический компонент, а мышечный относительно мал. Соответственно энергозатраты при умст­венном труде ниже, чем при физической работе. Повышение основного обмена не превышает 10-15%, незначительны и непостоянны изменения в крови.



Методы исследования.

Определение времени скрытого периода двигательной реакции.

Время скрытого периода двигательной реакции - время, прошедшее с момента действия раздражителя до ответной двигательной реакции на него. Для определения данного показателя используется специальный прибор - хронорефлексометр, который фиксирует время с момента зажи­гания лампочки до нажатия испытуемым кнопки. По мере нарастания тренированности в работе время скрытого перио­да двигательной реакции уменьшается, при наступлении утомления и снижении работоспособности - увеличивается.

Определение мышечной силы кисти рук.

Обычно используется ручной динамометр или кистевой динамометр Абалакова. Силовые качества меняются под влиянием физической на­грузки: после незначительной физической работы они остаются без изме­нений, тяжелая физическая работа сопровождается падением мышечной силы. Таким образом, уменьшение мышечной силы кисти является пока­зателем снижения работоспособности и наступления утомления.

Определение выносливости.

Показателем выносливости является предельное время, в течение ко­торого может выполняться данная работа. Выносливость препятствует развитию утомления и обеспечивает более длительное сохранение рабо­тоспособности.

При определении выносливости вначале измеряют мышечную силу кисти рук с помощью динамометра, а затем испытуемый сжатием руко­яток прибора устанавливает стрелку динамометра на цифре, равной поло­вине максимальной силы, и держит ее на этом уровне сколько может. Время удержания и является показателем выносливости.

Психофизиологические методики.

Существует большое количество различных психофизиологических методик определения работоспособности. Одним из возможных вариантов является использование специально составленных арифметических при­меров, на решение которых необходимо определенное время. Испытуе­мый решает примеры до работы, и число правильно решенных принима­ют за 100%. Снижение процентного содержания правильно решенных примеров по мере выполнения той или иной работы свидетельствует о снижении умственной работоспособности, увеличение - о ее повышении.

3. Утомление и переутомление. Критерии оценки тяжести и напряженности труда.

Замечено, что в процессе труда имеется определенная фазовость изменений, трудовой процесс можно разделить на следующие периоды:

1) Фаза врабатываемости. В этой фазе увеличивается работоспособ­ность, улучшается функциональное состояние организма, улучшаются результаты труда. Длительность - 0.5-1 час.

2) Фаза устойчивой высокой работоспособности. Функциональное со­стояние стабильно, практически близко к оптимальному. Длитель­ность - 1.5-2 часа.

3) Фаза снижения работоспособности. Снижается работоспособность, ухудшается функциональное состояние, результаты труда. Длитель­ность - 0.5-1 час

Работоспособность

1 - Фаза врабатываемости

2 - Фаза устойчивой высокой работоспособности

3 - Фаза снижения работоспособности

График изменения работоспособности в процессе работы.

После обеденного перерыва все фазы повторяются, но имеются сле­дующие отличия:

 Период врабатываемости короче

 Вторая фаза несколько короче

 Период снижения работоспособности наступает раньше

Наступление фазы снижения работоспособности в процессе трудовой деятельности обусловлено развитием утомления.

Утомление - это снижение работоспособности, наступившее в ре­зультате предшествующего труда. Утомление возникает в результате тор­можения в двигательном центре коры головного мозга. Также определен­ную роль играет накопление кислых продуктов обмена в мышцах, нару­шение обмена веществ в сердце и мозге, гипогликемия, под влиянием которых нарушается нормальное течение нервных процессов.

Утомление (чувство усталости) является физиологическим явлением, если носит однодневный характер, т.е. уменьшается после отдыха, а на следующий день работоспособность полностью восстанавливается. Если утомление сохраняется, т.е. имеется кумулированное состояние утомле­ния, речь идет о переутомлении. Хроническое переутомление может привести к перенапряжению. Некоторые авторы считают, что переутом­ление и перенапряжение - предпатологические состояния, другие пола­гают, что переутомление - это предпатологическое состояние, а перена­пряжение - патологическое.

Профилактика переутомления:

1. Технологические меры - создание наиболее благоприятных технологи­ческих условий для уменьшения утомляемости (механизация, автома­тизация, улучшение технических характеристик аппаратуры, инстру­ментов и тд.)

2. Рационализация трудового процесса (экономичность, ритмичность, перерывы, отдых и тд.). Режим работы играет важную роль и опреде­ляется тяжестью работы: чем тяжелее работа, тем перерывы чаще и короче. В течение рабочего дня необходим большой перерыв (обеденный). Хороший эффект дает также производственная гимна­стика.

3. Рационализация санитарно-гигиенических условий.

4. Повышение квалификации (тренированности) работников. Высоко­квалифицированные рабочие обычно утомляются позже.

Показатели тяжести труда:

1.Энерготраты (ккал/час)

2. Мощность работы (Вт)

3. Величина статической нагрузки (кг/с)

По тяжести труда выделяют следующие категории:

1. Легкий труд - не более 150 ккал/час

2. Труд средней тяжести 2А - 150-200 ккал/час

3. Труд средней тяжести 2Б - 200-250 ккал/час

4. Тяжелый труд - больше 250 ккал/час

Понятие напряженности наиболее характерно для умственного труда. О напряженности труда судят по

1. Числу объектов, наблюдаемых одновременно

2. Длительности сосредоточенного наблюдения

3. Плотности сигналов, которые поступают в течение часа

4. Эмоциональному напряжению

Для оценки напряженности труда регистрируют физиологические па­раметры: изменение пульса, частоты дыхания, выносливости, реакции на свет и звук.

По степени напряженнности труд делят на ненапряженный, малона­пряженный, напряженный и очень напряженный.

4. Понятие о производственных вредностях и про­фессиональных заболеваниях. Классификация про­фессиональных вредностей. Медицинские меры профилактики профзаболеваний.

В процессе труда важное значение имеют условия труда. Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказываю­щих влияние на здоровье и работоспособность человека.

Согласно гигиенической классификации выделяют следующие виды условий труда:

1. Оптимальные условия - исключается неблагоприятное действие на здоровье и создаются условия для постоянно высокой работоспособ­ности.

2. Допустимые условия - воздействие производственных факторов не превышает установленных норм, а возможные функциональные изме­нения носят временный характер и легко восстанавливаются после от­дыха.

3. Вредные условия - из-за нарушения норм возможно воздействие про­изводственных факторов, изменяющее функциональное состояние и приводящее к нарушению работоспособности и здоровья.

Условия труда состоят из нескольких производственных факторов. При определенном уровне этих факторов они могут приводить к наруше­нию здоровья.

С точки зрения негативного влияния производственных факторов на здоровье человека выделяют:

1. Опасные производственные факторы - факторы, воздействие которых при определенных условиях может привести к травме или резкому ухудшению здоровья.

2. Вредные производственные факторы - факторы, воздействие которых в определенных условиях может привести к заболеваниям или стой­кому снижению работоспособности.

В ГОСТе существует классификация вредных производственных факторов :

1. Физические - повышенная или пониженная температура, увеличенная или пониженная влажность, наличие движущихся механических час­тей, повышенное давление, повышенный уровень шума, вибрация, действие ИИ, электромагнитные поля, лазерное излучение и др.

2. Химические:

По происхождению

 органические

 неорганические

По пути проникновения в организм

 пероральные

 ингаляционные

 перкутанные

По преимущественному характеру действия

 раздражающие

 сенсибилизирующие (аллергены)

 канцерогены (канцерогенное действие)

 мутагены

 тератогенные

 влияющие на репродуктивную функцию организма

 

4. Биологические - микроорганизмы, бактерии, вирусы, риккетсии, пато­генные животные, патогенные растения.

5. Психофизиологические

 

 Физические нагрузки (статические и динамические)

 Гиподинамические

 Монотонкость труда (так называемый конвейерный труд)

 Перегрузка отдельных систем органов (дыхательной системы, кровообращения, голосовых связок и тд.)

 Перегрузка анализаторов (слухового, зрительного, тактильного)

 Нервно-психические перенапряжения (эмоциональное, умствен­ное)

Существует и другая классификация опасных и вредных производст­венных факторов :

1) Физические (статические и динамические) перегрузки опорно-двигательного аппарата: подъем и перенос тяжестей, неудобное по­ложение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости. Пример: немеханизированный труд (погрузочно-разгрузочные работы, ремонтные работы, труд шахтеров, горняков и тд.)

2) Физиологически недостаточная двигательная активность (гиподинамия). Пример: умственный труд.

3) Физиологические перегрузки органов кровообращения, дыхания, голо­совых связок. Пример: тяжелые работы в разных областях промыш­ленности, музыканты, играющие на духовых инструментах, стеклодувы и др.

4) Нервно-психические перегрузки - умственное перенапряжение, эмо­циональные нагрузки, перенапряжение анализаторов. Пример: труд операторов, диспетчеров, водителей и тд.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...