![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Увеличение содержания углекислого газа в атмосферном воздухе.Стр 1 из 3Следующая ⇒
ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИЯ 1. Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими дисциплинами. Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружающей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осуществление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптимальные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека. Сам термин гигиена происходит от греческого слова ку&епоз, что значит "целебный, приносящий здоровье". Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, гигиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др. Необходимо различать термины "гигиена" и "санитария". Гигиена - это наука, а санитария - совокупность практических мероприятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии. Предмет гигиеныхорошо раскрывается в ее определении. Задачи гигиены. Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здоровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направления: 1) Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и социальных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответствующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены. 2) Разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др. 3) Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается непосредственная связь между гигиеной и эпидемиологией. Методы гигиены: Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы: 1. Гигиенические обследования и наблюдения или "санитарные описания". При этом обычно заполняются санитарные карты. 2. Инструментально-лабораторные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.). 3. Экспериментальные методы - эксперименты на лабораторных моделях. 4. Статистические (медико-статистические) методы. Связь гигиены с другими дисциплинами. В вопросе борьбы с инфекционными заболеваниями и эпидемиями гигиены тесно связана с эпидемиологией. В вопросах изучения влияния окружающей среды на организм гигиена тесно соприкасается с такими науками, как физиология, патофизиология, токсикология и др. В своих исследованиях гигиена применяет методы таких наук как физика, химия, биохимия и др. 2. Эмпирический период развития гигиенических навыков и знаний. Как область эмпирических знаний гигиена зародилась в глубокой древности, когда народная гигиена существовала наравне с народным врачеванием. Вначале появились санитарные.мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни. Они часто были облечены в форму религиозных обрядов. Практически все мировые религии содержат наставления по укреплению здоровья (например, ислам - неупотребление в пищу мяса свиней, т.к. велика вероятность попадания свиного цепня и других гельминтов в организм человека и др). В дальнейшем санитарные мероприятия постепенно приобретали характер законодательных актов, в которых прежде всего отражалась задача иметь боеспособное войско, вследствие чего основное внимание уделялось закаливанию, физическим упражнениям. Попытки создания здоровых условий жизни предпринимались в Древней Греции, Риме, Египте, Китае и др. Это выражалось в различных мероприятиях, касавшихся образа жизни, питания, предупреждения заразных заболеваний и борьбы с ними, физической культуры и тд. Девиз "Лучше предупреждать болезни, чем лечить" был известен в Древнем Китае. Древняя Греция. Наибольшего развития достигла гигиена в Древней Греции. Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний было сделано Гиппократом В трактате "О воздухах, водах и местностях" Гиппократ дает систематическое описание природных условий, показывает их влияние на здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупреждении болезней. Гиппократ выделял здоровые и нездоровые местности, отмечал передачу заболеваний через воздух. Гиппократ говорил: "Причина болезни -жизнь, не сообразная с законами природы". В Греции, где в начале обращали больше внимания на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, закаливании, постепенно стали проводить общественные санитарные мероприятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот. Древний Рим. У древних римлян санитарные мероприятия получили еще большее развитие. Их гордостью были крупные водопроводы, купальни и бани. К. Гален (II век до н.э.) давал наставления о здоровом образе жизни. Средневековье. Период средних веков характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены. Постоянные войны и низкий кулыурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий. Например, население Франции почти не мылось. Бани были редкостью, прачечные отсутствовали, пищу брали руками, посуда для питья была общей. Города строились без соблюдения гигиенических условий, уборные отсутствовали, нечистоты выливались прямо на улицу. Париж носил название города грязи. Все это способствовало распространению инфекционных болезней. Общая заболеваемость и смертность достигали колоссальных размеров. Вспышки оспы, холеры, тифа, массовое распространение проказы, кожных, гигиенических и глазных болезней были характерным явлением того времени. Пандемия чумы в 14 веке, известная под названием "черной смерти" унесла около 25 миллионов человек. Древний Восток. Ибн Сина (Авицена) в своем монументальном произведении "Канон врачебной науки" подробно разрабатывал вопросы питания. По мнению Авиценны питание должно учитывать время года, температуру, физическое состояние человека, его эмоциональный настрой. Ибн Сина считал необходимым уход за жильем, высказал мысль о том, что заболевания могут передаваться с пищей и водой. Возрождение. Эпоха Возрождения характеризуется повышением интереса к гигиене, особенно к профессиональной гигиене. Труд Раммацини (1700) "О болезнях ремесленников" был первым в этой области. Ван Гейм исследовал профессиональные заболевания горняков. Фрокасторо обобщил все знания о заразных болезнях и их профилактике. Франк (1788) - обобщение всех медицинских знаний по гигиене "Полная система медицинской полиции" 3. Развитие гигиенической науки в 19 веке. Виднейшие представители гигиенической науки в России. Особенно интенсивно гигиеническая наука стала развиваться в 19 веке. Развитию гигиены в этот период способствовали крупные открытия естественных наук, рост промышленности и городов и, конечно, деятельность выдающихся ученых-гигиенистов. В 1844 г. М. Леви (Париж) был создан первый учебник по гигиене. В 1854 г. Парке (Лондон) выпустил в свет пособие по экспериментальной гигиене. Джон Саймон. В 1848 году в Англии был издан первый в мире закон об общественном здравии и создано первое в мире государственное учреждение по охране здоровья. Среди выдающихся деятелей общественной медицины того времени особой место занимает Джон Саймон - санитарный врач и хирург, один из основоположников общественной гигиены в Англии. Саймон создал крупную школу английских общественных врачей, деятелей санитарного и санитарно-промышленного надзора. Вместе со своими сотрудниками он изучал причины смертности рабочих в связи с условиями их труда, санитарным состоянием их жилища, питанием и тд. Организованные группой Саймона обследования, проводились с целью изучения таких важных гигиенических проблем как общесанитарное состояние промышленных центров, условия труда и профессиональные заболевания, жилищные условия, питание, эксплуатация труда женщин и. детей, детская смертность, связанная с вынужденным участием женщин-матерей в промышленном производстве. Развитие промышленности и успехи естествознания способствовали развитию экспериментальной гигиены, основоположником которой явился немецкий врач Макс Петтенкофер (1818 - 1901). Макс Петтенкофер. Назначенный в 1853 году ординарным профессором, Макс Петтенкофер приступил к созданию специальной, самостоятельной гигиенической кафедры, которая официально была открыта в 1865 году в Мюнхенском университете. По инициативе ученого и его планам в Мюнхене в 1875 году был построен первый гигиенический институт, который послужил примером для учреждений такого рода и явился центром развития гигиенической науки. Макс Петтенкофер справедливо признается основоположником современной научной экспериментальной гигиены. До него эта дисциплина носила почти исключительно характер личной гигиены, занималась разработкой, пропагандой правил и советов, касающихся сохранения здоровья и продления личной жизни. Со времени Макса Петтенкофера гигиена получила направление как наука об общественном здоровье и общественных мерах его сохранения и укрепления. Макс Петтенкофер первым применил точные-методы естественных наук к изучению окружающей среды - воздуха, воды, почвы, жилища, одежды и ее влияния на организм человека и здоровье населения. При этом ученый не только вооружил гигиену лабораторными способами исследования, но и разработал ряд крупных гигиенических проблем, подняв гигиену на уровень точной экспериментальной науки. Ученый разрабатывал проблему воздуха жилища во всех ее аспектах. На первое место необходимо поставить фундаментальные работы ученого о вентиляции, основанные на экспериментальных исследованиях оценки доброкачественности воздуха жилых помещений по степени содержания углекислого газа как показателя загрязнения воздуха и установлении величины воздухообмена в помещениях. Разработанная им методика определения углекислоты в воздухе применяется и в настоящее время. Следует отметить, что Макс Петтенкофер возражал против решающей роли микробного фактора, защищаемой Р. Кохом и возглавляемой им бактериологической школой. В 1882 году Макс Петтенкофер выпустил многотомное руководство по гигиене. Влияние Макса Петтенкофера на развитие гигиены во всех европейский странах огромно. По примеру Мюнхена кафедры гигиены стали создаваться во всех университетах. Как правило руководители вновь создаваемых гигиенических кафедр считали своим долгом посетить Мюнхен и поработать в гигиенической лаборатории Макса Петтенкофера. В их числе были и наши первые научные деятели в области гигиены - Доброславин, Эрисман, Субботин, Судаков и другие. Развитие гигиены в России. Виднейшие представители. Основоположник отечественной терапии М. Я. Мудрое подчеркивал необходимость заботиться о здоровье "людей здоровых, предохранить их от болезней...". Н. Г. Захарьин говорил о необходимости включения гигиены в медицинское образование и, более того, утверждал, что гигиена является "важнейшим предметом деятельности всякого практического врача". Великому хирургу Н. И. Пирогову принадлежат слова о том, что "будущее принадлежит медицине предохранительной". Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении. Сначала гигиена в России преподавалась в виде курса при кафедре судебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии. В 1871 году А. П. Доброславиным была создана первая в России самостоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал первую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для последующего развития отечественной гигиены. В 1882 году кафедра гигиены была создана в Московском университете. Руководителем кафедры был Ф. Ф. Эрисман. Эрисман представял общественное направление в гигиене. Известны учебники Эрисмана по гигиене, его -труды по школьной, профессиональной гигиене, -гигиене питания. Одним из учеников Эрисмана был выдающийся ученый Г. В. Хлопин. Онсоздал большую школой гигиенистов, возглавлял кафедры гигиены, в том числе в нашем университете (Женском медицинском институте) с 1904 года. Хлопин является автором" ряда учебников по гигиене и монографий по различным проблемам гигиены. Учеником Хлопина был В. А. Углов, который также работал в 1 ЛМИ. Он работал в области коммунальной гигиены, гигиены питания, военной гигиены. В советский периодогромный вклад в гигиену внесли такие ученые как Я. А. Семашко, А. Н. Сысин,Ф. Г. Кротков, А. Н. Марзеев, А. В. Мольков, А. А. Летавет, Л. К. Хоцянов. 4. Экология как наука. Этапы развития. Учение Вернадского о биосфере Термин "Экология". Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу 20-го века. Экология- наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Главная цель экологии - оптимизация взаимоотношений человека с окружающей средой, что должно позволить максимально использовать положительные влияния природы на человека. ■ Экология охватывает изучение процессов, происходящих в почве, воде, воздухе. Экология является комплексной системой знаний. Она образует несколько разделов. Одним из разделов является медицинская экология. Этапы развития экологии. 1) 1866-1903 гг. - этап анализа окружающей среды химическими, физическими и биологическими методами. 2) 1904-1958 гг. - анализ экологии отдельных видов животных и растений. 3) 1959-1974 гг. - изучение экологических систем. 4) С 1975 г. до настоящего времени - период бурного развития экологии, профилизации экологии. В. И. Вернадскомупринадлежит научная разработка понятий биосфера и ноосфера. Биосфера- оболочка земли, на которой и в которой развивается и существует жизнь. Биосфера включает: - всю гидросферу до 12 км. - всю атмосферу до 10 км. - всю литосферу до 5 км. Основа существования биосферы и динамического равновесия - круговорот веществ в природе. Круговорот веществ обеспечивают: • 1. Организмы продуценты. Чаще это растения. Они образуют из неорганических веществ органические. 2. Организмы консументы. Они потребляют органические вещества и выделяют органические вещества. Консументы делятся на консументов I порядка (употребляют в пищу продуцентов) и консументов II порядка (употребляют в пищу консументов I порядка) 3. Организмы редуценты (микроорганизмы). Они перерабатывают органические остатки в неорганические вещества. Полный обмен биомассы происходит за 15 лет. Элементарная первичная структура биосферы - биоценоз. Биоценоз- это участок биосферы, на котором в результате совместного существования растений, животных и микроорганизмов возникает тесная взаимосвязь и взаимозависимость живой природы. Биоценоз имеет строго очерченные границы, однороден. Существует понятие экосистемы. Экосистема- комплекс сообщества совместно проживающих организмов и условий их существования, объединенных общим круговоротом веществ, потоком энергии и обменом информации. Это - основная функциональная единица живой природы. Экосистема не имеет четких границ. Размеры - от капли воды до вселенной. Например, Земля - сложная экосистема с определенным уровнем ресурсов. Масса живого измеряется биллионами тонн. Включает в себя около 2.000.000 видов животных и 500.000 видов растений. Ноосфера- оболочка Земли, где существует разумная жизнь. Естественно, что по своим границам ноосфера значительно уже биосферы. В то же время ноосфера оказывает влияние на всю биосферу в целом. 5. Понятие о зонах чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия. Деятельность человека иногда может нарушать равновесие в окружающей среде, изменяя экологию, и как следствие нанося вред здоровью населения, животным, растениям и тд. В случае подобных нарушений экологической ситуации территория, на которой они происходят или произошли может быть объявлена зоной чрезвычайной экологической ситуации или зоной экологического бедствия. Зона чрезвычайной экологической ситуации- территория Российской Федерации, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые изменения в окружающей исходной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию экосистем, генетическому фонду животных и растений. Зона экологического бедствия-территория Российской Федерации, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли необратимые изменения состояния окружающей среды, повлекшие за собой устойчивое ухудшение здоровья населения, нарушения природного равновесия, разрушение экологических систем. Примером такой зоны может служить Аральское море. 6. Опасность антропогенного воздействия на экологические процессы в атмосфере. Меры защиты. Антропогенное воздействие на атмосферу проявляется в ее загрязнении, которое носит глобальный характер. Наиболее заметными и опасными проявлениями негативного антропогенного воздействия на атмосферу являются: 1) Повышение содержания углекислого газа в атмосферном воздухе 2) Истощение озонового слоя Земли. 3) Загрязнение атмосферы различными веществами промышленного происхождения. Увеличение содержания углекислого газа в атмосферном воздухе. В начале 20 века концентрация углекислого газа в воздухе составляла 0,029 %, а в настоящее время - 0,035 %. При сохранении нынешнего темпа роста к 2050 году количество углекислого газа удвоится, что может привести к увеличению температуры поверхности Земли на 3-4 градуса {парниковый эффект) и таянию полярных льдов и ледников с повышением уровня мирового океана на 1,5 метра и затоплением прибрежных территорий, население которых составляет около половины всего человечества. Как показывают исследования температура поверхности океана повышается примерно на 0,1 градус в год. Истощение озонового слоя. Другой важной проблемой является истощение озонового слоя. В середине 80-ых годов с помощью спутников было обнаружено значительное истощение озонового слоя над Антарктидой. Образование "озоновых дыр" таит в себе большую опасность в связи с увеличением интенсивности УФ-облучения (при уменьшении содержания озона на 50 % интенсивность облучения возрастает в 10 раз). Основной причиной истощения озонового слоя является загрязнение атмосферы хлорфторуглеводородами. Поскольку эти соединения летучи и нерастворимы, они способны достигать стратосферы. Там они разлагаются под действием УФ-излучения с вьщелением атомов хлора, которые разрушают озон. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 481. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |