Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблемы развития предпринимательства в Беларуси
Государственное предпринимательство «Предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления»1. Предпринимательство может быть как частным, так и государственным и осуществляется как в индивидуальной, так в коллективной форме. Основной формой юридического лица, осуществляющего государственное предпринимательство, является предприятие. Государственное предпринимательство осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия (в капитале и управлении). В связи с этим актуальной проблемой является обеспечение эффективного функционирования государственных предприятий. Для этого требуются всемерная их коммерциализация, перестройка внутренней структуры предприятий с усилением менеджмента и другие меры для адаптации их к развивающейся рыночной среде. Для повышения эффективности работы государственных предприятий в рыночных условиях необходимо совершенствовать систему управления. С целью формирования эффективной модели управления целесообразно разделение управленческих и хозяйственных функций посредством преобразования концернов (объединений) в ассоциации, союзы, финансово-промышленные и иные хозяйственные группы, а также в другие интегрированные структуры. Для повышения эффективности государственного предпринимательства необходимо: • провести техническое обновление предприятий, перейти на высокие наукоемкие технологии, освоить новые образцы продукции, имеющие спрос на внутреннем и внешних рынках; • снизить издержки производства и расходов на управление; • усилить ответственность руководителей государственных унитарных предприятий за эффективное использование закрепленного за этими предприятиями на праве хозяйственного ведения государственного имущества; • обеспечить государственные инвестиционные проекты по обновлению и расширению производства. Частное предпринимательство Предприниматель — это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью (по производству либо реализации товаров и услуг). Частное предпринимательство — это экономическая система, где хозяйственной деятельностью занимаются независимые физические лица или фирмы при минимальном вмешательстве государства. Фирма — это обобщенное название, используемое по отношению ко всем (или почти ко всем) организациям бизнеса. В странах с развитой рыночной экономикой существуют три формы организации предпринимательства: • единоличное владение; • партнерство; • корпорация. В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом. Малый бизнес Малый бизнес — это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в Республике Беларусь представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели. Развитие малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Развитие малого бизнеса в Беларуси сопряжено со многими проблемами: нестабильное законодательство; сложность и высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юридических лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов малого бизнеса; громоздкое налогообложение; высокие арендные ставки на помещения; сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг и др. Для субъектов негосударственной формы собственности по-прежнему сохраняются неравные условия функционирования по сравнению с государственными предприятиями, в частности, при выделении квот на приобретение сырья, формировании цен на сырье, материалы и комплектующие. Для активизации малого бизнеса следует устранить факторы, препятствующие развитию предпринимательства, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. В связи с этим необходимо: • совершенствовать правовые и экономические условия для устойчивого развития предпринимательства; • повысить эффективность системы государственной поддержки малого бизнеса; • упростить налогообложение и процедуру получения кредитов; • упорядочить систему государственной регистрации и лицензирования видов деятельности; • развивать инфраструктуру предпринимательства, в том числе на региональном уровне (центров поддержки предпринимательства, технопарков, инкубаторов, инновационных центров, венчурных фондов и др.) при частичном финансировании государства; • создавать льготные условия для доступа малого бизнеса к материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям; • расширять возможность эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства; • стимулировать развитие малого бизнеса в сельской местности и малых городах. Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Важным является также вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных категорий, увеличение доходов людей, а значит, обеспечение социальной стабильности. Местные органы власти и управления должны обеспечивать оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность. Для стимулирования развития субъектов малого предпринимательства, занимающихся производством экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, другими видами производственной деятельности, наукой и научным обслуживанием, требуются создание условий для инвестирования и кредитования на основе внедрения прогрессивных финансовых технологий; формирование стабильной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого бизнеса, а также другие меры государственной поддержки.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 210. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |