Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эклектика в архитектуре Западной Европы второй половины XIX в.




В европейском зодчестве сер. XIX столетия восторжествовал эклектизм – архитектурная практика, основанная на воспроизведении конструктивных и декоративных форм различных стилей. В Европе наиболее часто появляются приемы и формы ренессанса, барокко и классицизма при проектировании оперных театров, дворцов «нуворишей» - новых богатых торговых фирм.Таковы Гранд-Опера в Париже (автором проекта был архитектор Шарль Гарнье), оперные театры в Вене и Будапеште, Праге и Дрездене. На фасадах эклектичных зданий – крупная рустовка, окна-порталы, элементы ордерного декора: полуколонны, пилястры. Обилие скульптуры тоже становится характерно для эклектичных зданий данной эпохи. Церковь Сакре Кер в Парижебыла построена по проекту архитектора Абади в римско-византийском стиле. Вестминстерский дворец в Лондоне.После пожара, уничтожившего старое здание Парламента, новое здание решено было строить в духе средневековья. Так архитекторы пришли к идее использовать готические формы в совершенно новом здании. Автором архитектурного проекта был Чарльз Бэрри, известный своими постройками в духе итальянского Возрождения. Самой любопытной постройкой в этом стиле, является Королевский павильон в Брайтоне, в котором архитектор Джон Нэш виртуозно играет восточными мотивами. Здесь встречаются арки и купола, напоминающие мавританские, индийские или мусульманские формы, башенки похожи на минареты, а окна на нижнем этаже — типичные «французские», открывающиеся в сад на уровне земли. Парламент в Будапеште.В его архитектуре сплелись элементы неоготики по образцу Вестминстерского дворца и влияние парижской эклектики, в частности высокие скаты трапециевидных крыш.

 

8. Изоискусство Франции середины- 2/2 XIX в. Домье, Милле, Курбе, Коро и развитие французского пейзажа. Барбизонская школа. Реалистические тенд. В скульптуре Далу. Во фр живописи реализм заявил о себе в пейзаже. Реализм в пейзаже начинается с - барбизонской школы. Это была группа молодых живописцев — Теодор Руссо, Диаз делла Пенья, Жюль Дюпре, Констан Тройон и др.—которые приехали в Барбизон писать этюды с натуры. В произведениях Теодора Руссо в изображении деревьев, лугов, равнин мы видим вещественность мира, объемность. Но в картинах Руссо («Дубы») есть чрезмерная детализация, несколько однообразный колорит в отличие от Жюля Дюпре, кот писал широко и смело, любил светотеневые контрасты. Констан Тройон в свои изобр природы любил вводить мотив животных («Отправление на рынок»). Из более молодых худ барбиз школы особого внимания заслуживает Шарль Франсуа Добиньи. («Деревня на берегу Уазы»). Некоторое время работал в Барбизоне Жан Франсуа Милле. Крестьянский мир — основной жанр Милле («Веятель» и «Сеятель»). Он показал сельский труд как естественное состояние человека, как форму его бытия. Этой идеей также пронизаны картины («Собирательницы колосьев»; «Анжелюс», «Человек с мотыгой»). Камиль Коро пишет этюды и становится создателем интимного пейзажа («Воз сена»). Люди в пейзажах Коро – это люди живущие и делающие свою извечную, как жизнь, работу («Семья жнеца»). Гюстав Курбе. В Салоне 1842 он дебютирует «Автопортретом с черной собакой», в 1846 г. пишет «Автопортрет с трубкой». Художник обращается к темам труда и нищеты («Дробильщики камней»). Самое знаменитое творение Курбе — «Похороны в Орнане». Оноре Домье славу ему принесла литография «Гаргантюа» — карикатура на Луи Филиппа. Иногда Домье становится поистине трагичен - литографии «Улица Транснойен». Часть работ составляет серию «Карикатюрана». В ней художник борется против всего буржуазного миропорядка. В 40-е Домье создает серии «Прекрасные дни жизни», «Синие чулки», «Представители правосудия».

 

9. Импрессионизм: новая теория и практика живописи.История импрессионизма (далее И) охватывает всего 12 лет: с 1ой выставки в 1874 г. по последнюю, 8-ю, в 1886 г. Импрессионисты (далее ИЫ) стремились передать в своих произв впечатление от окр среды, впечатление от совр города с его подвижной, импульсивной, разнообразной жизнью. Главой импресс школы - Клод Моне. В его творчестве воплотилась проблема И - проблема света и воздуха. Мир Моне с его предметами лишается материальности и превращается в гармонию цветовых пятен («Стога», «Руанский собор»). Он первый изгнал из своей палитры черный цвет, считая, что такого нет в природе. В жанре пейзажа - Камиль Писсарро(«Бульвар Монмартр»). Еще более лиричны и тонки пейзажи Иль де Франса в творчестве Альфреда Сислея («Маленькая площадь в Аржантейе»). Огюст Ренуар. Его произв производят впечатление сделанных необычайно легко, быстро, шутя. Его композиции всегда тщательно обдуманы, в них чаще всего нет элемента случайности («Мулен де ла Галетт»; «Зонтики»). Его образы построены на гармонии чистых, радостных, красочных сочетаний («Качели», «Молодой солдат»; «Бал в Буживале»). В них нет психол глубины, человек воспринимается худ как часть природы («Мадам Моне»; «Девушка с веером»). Эдгар Дега. Тематика картин Дега типична для импрессионистов и довольно ограничена, изображение будней театра, в основном балета, перемежается с изображением женщины за туалетом и сцен труда - прачек, гладильщиц, модисток. Дега никогда не обращался к пейзажу. («Урок танцев», «У фотографа», «Танцовщицы на репетиции» «Прачки», «Абсент» и др). Анри Тулуз-Лотрек работал в графике и оставил острые, иногда даже трагические по мироощущению работы. Он делает плакаты с изображением знаменитых танцовщиц, певиц кабаре, циркачек («Танец в Мулен Руж», «В кафе»). Тулуз-Лотрек проявил себя портретист (портреты Аристида Бриана, Оскара Уайльда; Поля Леклерка).

9а. Импрессионизм в скульптуре: творчество О. Родена. Имя великого французского скульптора Огюста Родена впервые получило известность в 1877 году, когда он послал на выставку статую «Бронзовый век».В течение своей долгой творческой деятельности Роден создал огромное количество произведений в самых разных жанрах — от монументальных памятников до портрета («Врат ада», навеянный «Божественной комедией» Данте). С 1880 года до конца дней работал над ними мастер, но так и не смог завершить этот сложнейший комплекс, включавший статуи и рельефы. Одна из скульптур, входивших в этот ансамбль, получила право на самостоятельное существование и стала одной из самых важных в творчестве Родена — это «Мыслитель». Продолжая и разрабатывая пластические приемы, найденные в «Бронзовом веке», Роден и в «Мыслителе» подчеркивает резкие провалы глаз, напряженные мускулы ног и спины, нервно сведенные пальцы. Родена всегда интересовал характер, настроение и переживания человека, в каком бы виде и жанре скульптуры он ни работал. Поэтому таких поразительных результатов он достиг в портретах. Среди них наиболее известны портреты скульптора Далу, критика Рошфора, художника П. Пювие де Шаванка, писателя Виктора Гюго. Но работа над портретами не стала основной для Родена. Его влекли значительные драматические темы и большое монументальное искусство. В 1885 году была создана группа «Граждане города Кале» — величайшее творческое достижение Родена. Скульптору была заказана лишь одна статуя, а он создал группу из шести фигур. У каждого из них свой характер и свое особое состояние в последние минуты жизни. И выражено это не только мимикой лица, но и позой и жестом. Спустя 10-летие после создания «Граждан города Кале» Роден закончил свой последний большой монумент — памятник Бальзаку.

 

9б. Импрессионизм за пределами Франции: Германия (А. Цорн), США (Ф. Хэссем), Бельгия (Я. Йонгкинд) и др. Творчество Дж. Уистлера и Д. Сарджента. Андерс Цорн- живописец, график и скульптор. Цорн работал в свободной и виртуозной, почти эскизной манере, сочно и смело лепя формы широким мазком ("Танец в Иванову ночь", "Тост", "Девушки в бане"). Индивидуальность модели, своеобразие мимики, жеста, мимолетного выражения лица остро схвачены в портретах Цорна (Портрет Мамонтова), богатой игрой света и тени отличаются его многочисленные офорты ("Омнибус", "Мадонна"). Мягкие пластические формы свойственны созданным Цорном бронзовым статуэткам. Чайлд Хэссемначинал как гравер по дереву и иллюстратор, а позже — в Париж для изучения живописи, испытал сильное влияние Клода Моне. Для своих произв он выбирал время суток или погоду, трудные для воспроизведения («Июльская ночь», «Закат», «Сумерки», «Летний вечер в Париже», «Золотые рыбки», «нарциссы»). Знаменитое произв - «Комната с цветами».Я. Йокиндвплоть до 1855 пишет виды парижских набережных («Эстакада»; «Набережная Орсэ») и портов Нормандии. В 1860-е фактура его картин смягчается («Эффект лунного света на речной воде»). Он создает и акварельные работы («Гавр, пляж Сент-Андресс», Париж, музей Орсэ). Джеймс Уистлер в 1858 г. создает серию офортов («Двенадцать офортов с натуры»). Худ продолжает заниматься гравюрой; 1858 – 1863 создал порядка 80 листов. На выставке Королевской академии искусств было показано его полотно «За роялем». В 1862 г. была представлена картина «Симфония в белом №1. Девушка в белом». Уистлер — мастер пейзажной живописи. В Лондоне Уистлер создал целый ряд этюдов с изображ Темзы («Ноктюрн в синем и серебряном. Огни Креморна»). В 1870-е Уистлер создает ряд велик портретов («Портрет матери»). В 1876—77 выполнил роспись скандально известной «Комнаты павлинов» в лондонском особняке Лиланда. Джон Сарджментмастер светского портрета, написанного крупным мазком и великолепно оттеняющего «кастовые» черты модели (Р.Л.Стивенсон; Миссис Дайер; Миссис Суинтон). Тонкое декорное чутье вносили в его творчество черты модерна, которые особенно ярко проявились в жанрово-типажных вещах мастера («Халео»), среди которых наиболее известна картина Гвоздика, лилия, лилия, роза – с двумя девочками, зажигающими китайские фонарики в саду. Выступал и как живописец-монументалист (настенные композиции в Публичной библиотеке).

10. Неоимпрессионизм: Ж. Сера, П. Синьяк. Неоимпр-течение в живописи, возникшее во Фр около 1885 г. Его основн представ были Ж. Сёра и П. Синьяк. Пуантилизм - техника неоимпрессионистов. Чистые цвета наносятся отдельными маленькими мазками, похожими на точки. Поль Синьяк. После посещения нескольких выставок импрессионистов Синьяк начинает подражать манере Клода Моне. В 1884 г. Синьяк выступил одним из инициаторов созд Общ-ва незав худ-«Салон Независимых». Суть нового худ метода заключалась в том, что художник не смешивает краски друг с другом на палитре, а накладывает на холст мелкие мазки чистых цветов, которые, оптически сливаясь в глазу зрителя, и дают требуемый тон («Резервуары для газа в Клиши»). Работал мастер в различных жанрах («Натюрморт с книгой и апельсинами»; «Завтрак»). Его работами явл морские пейзажи («Мыс Ломбар»; «Дорога в Сен-Тропезе»). Синьяк писал также виды Парижа и др городов, при этом неизменно старался ввести в свои картины воду с зыбкими, многоцветными, искрящимися отражениями («Дома в Сен-Тропезе»). Одна из лучших картин этой серии - «Большая сосна в Сен-Тропезе». Жорж Сёра в 1884 1ое большое полотно «Купание в Аньере», сюжетом послужила сцена отдыха рабочих на берегу Сены. Художник стремился к идеальной красоте, гармонии линий и тонов. В течение след года Сера работал над полотном «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт». В посл 6 лет Сера создал одну за другой несколько картин («Натурщицы», «Парад», «Канкан», «Пудрящаяся женщина»).Значительную часть наследия Сёра составляют небольшие по размеру пейзажи («Мост в Курбевуа», «Порт-ан-Бессен», «Сена в Гранд-Жатт»). Последняя картина Сера «Цирк» (1891) была выставлена в «Салоне независимых» в 1891 г.

10а. Постимпрессионизм: П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек. Сезанн, Ван Гог и Гоген начали работать параллельно с импрессионистами и испытали их влияние. П. Сезанна нет картин сложного содержания: портреты близких людей, друзей и множество автопортретов, пейзажи («Берега Марны»), натюрморты («Натюрморт с корзиной фруктов»), портреты-типы («Курильщик»), редко сюжетные изображения («Игроки в карты»). Наиболее сильная сторона таланта Сезанна — колорит. Сезанн утратил конкретность формы, чувство ее фактуры. На натюрмортах Сезанна трудно определить, какие фрукты изображены, на портретах-в какие ткани облачены фигуры. В портретах, в изобр людей есть бездушность. Винсента Ван Гога. Под влиянием импрессионистов техника Ван Гога становится более свободной, смелой, палитра высветляется («Пейзаж в Овере после дождя»).В невиданном творческом подъеме Ван Гог начинает лихорадочно работать и создает работу («Красные виноградники в Арле»). Под его кистью изображение простых домов или комнат («Хижины»; «Спальня»). Ван Гог достигает внутр экспрессии при помощи особых приемов наложения краски резкими, зигзагообразными, параллельными мазками. Он в большинстве случаев писал с натуры, но даже его этюды имеют х-р законченной картины. («Прогулка заключенных»; «Автопортрет с перевязанным ухом»).
С необычайной обостренностью восприятия он пишет природу, арх-ру, людей («Овер после дождя«, «Церковь в Овере», «Портрет доктора Гаше»). Гогена пользуется упрощенным рисунком, формы изображаемых им предметов нарочито плоскостны, краски чистые и яркие, композиции носят орнаментальный х-р. «Женщина, держащая плод». Многие полотна напоминают вост декорат ткани («А, ты ревнуешь?»). Он вносит в свои произв элементы символики («Таитянская пастораль», «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»). Тулуз_Лотрек.Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Его моделями были танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као.

 

 

11. Искусство Англии середины-второй половины XIX в.(«Прерафаэлиты» и искусство Англии викторианской эпохи.). Творчество Ф. Медокса Брауна связывают с объединением «Прерафаэлитское братство», хотя он сам не входил в него. Прерафаэлиты, однако, объявляли его своим главой, и он был близок с ними. Он писал в основном истор и религ картины («Чосер при дворе Эдуарда III», «Лир и Корделия»), но настоящим откровением для современников стали 2 его произв-я жанрового х-ра: «Прощание с Англией» и «Труд». Братство прерафаэлитов возникло в 1848. Художников-прерафаэлитов объединяло преклонение перед искусством художников раннего Возр: Б. Гоццоли, Ф. Липпи, Фра Беато Анджелико, С. Боттичелли, то есть до Рафаэля (отсюда и название). Многое их роднило и с романтиками: любовь к старине, легендам, сказаниям. Каждый из худ братства прерафаэлитов был индивидуальностью. Данте Габриэль Россетти («Детство Марии»; «Благовещение») и Э. К. Берн-Джонс («Золотая лестница»; «Любовь среди развалин») тяготели к символизму, к декоративному изыску. Холман Хант («Светоч мира», «Пробуждение совести») и Д. Э. Миллес («Лоренцо и Изабелла», «Христос в доме родителей»). Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что всё необходимо писать с натуры. Они выбирали в качестве моделей друзей или родственников. Так, например, на картине «Юность Девы Марии» Россетти изобразил своих мать и сестру Кристину. Уильям Хольмен Хант.Наиболее известны его 2 полотна: «Пробуждающаяся совесть»и «Свет миру».В 1854 начинает самую потрясающую картину, «Козел отпущения». Данте Габриел Россетти. Россетти любил Данте и сам был поэтом, поэтому многие свои картины снабжал стихотворными подписями или писал как иллюстрации к собственным произведениям. Поначалу его интересовали религиозные сюжеты ("Детство Марии"), потом он продолжил эту тему, написав несколько картин на сюжет Благовещения. Самая известная, без сомнения, это «Се, раба Господня».

 

12. Искусство Германии, Австрии и др. стран середины-второй половины XIX в. (Реализм в искусстве Германии: А. Менцель, В. Лейбль. Реалистические тенденции в творчестве бельгийца К. Менье.) Адольф Менцел, живописцу и графику, мастеру истор и жанровых композиций, пейз живописи. В творчестве Менцеля сказались лучшие традиции романтиков, «назарейцев», с их любовью к нем истории, к отечеств прошлому, к легендам и сказкам, и «бидермайера» с его любовью к точной бытовой детали. Все это прекрасно выражено в огромном труде Менцеля, посвященном Фридриху II: в 400 иллюстр к «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера, 200 иллюстр к сочинениям самого короля и 600 литографиях «Обмундирование армии Фридриха Великого». В живописи Менцель посвятил целую серию картин Фридриху II - изображает быт, интимную жизнь короля («Концерт в Сан-Суси»). В 1860—1870-е он все чаще обращается к темам: городская и дерев жизнь, парижские улицы, гуляющая толпа, придворные празднества и труд обыкновенных людей. Среди картин последней темы особое место занимает «Железопрокатный завод»-одно из 1ых изображ труда пролетариев в иск-ве XIX в. В русле реалист иск-ва работает и Вильгельм Лейбль, художник мюнхенской школы, испытавший сначала влияние реализма Курбе («Неравная пара»; «Деревенские политики»), а затем фр импрессионистов с их проблемами световоздушной среды («Прядильщица»). Жизненность и большая пластическая сила в образах баварских крестьян, которых так любил изображать художник («Крестьяне»). В 1890-е вместе с худ Й. Шперлем Лейбль создал цикл полотен, живописующих сцены в интерьере («В кухне»; «Девушка у окна»). Константин Менье. Рисунки и картины Менье на индустриальную тему поражали всех особой человечностью. ("Плавка","Девочки с фабрики"). Мастер почти никогда не передает в своих скульптурах момент самой работы, он использует выразительные позы, предпочитая обычно стоящие во весь рост фигуры. Хотя истинное призвание Менье-скульптора, он выполнил на хорошем профессион уровне и немало портретных бюстов - К. Лемонье, Э. Верхарна, Э. Золя, Э. Пикара. В области скульптурной группы особенно интересна работа Менье над памятником «На водопое» (1899), установленного в сквере Амбьорис в Брюсселе.

 

12а. Архитектура Германии первой половины 19в. Развитие немецкой архитектурной школы этого периода во многом определило творчество двух мастеров — К. Ф. Шинкеля и Ф. К. Л. фон Кленце.Карл Фридрих Шинкель — виднейший немецкий архитектор первой половины XIX в. Он стремился возродить зодчество классической древности, преимущественно древнегреческое. «Новая караульня» в Берлине, возведённая по его проекту — суровое приземистое здание с глухими стенами.

Совсем по-другому выполнен фасад берлинского «Драматического театра»: его стены, прорезанные рядами больших окон, обрели лёгкость, созвучную стройным колоннам портика. Самая известная постройка Шинкеля — «Старый музей» в Берлине. Другой крупнейший представитель неоклассицизма — Франц Карл Лео фон Кленце — был придворным архитектором короля Баварии Людвига I. Его знаменитые работы — «ансамбль площади Кёнигсплац», спроектированной по античному образцу: «дорические» Пропилеи – сочетание лаконичных архитектурных объемов, акцент на 6-колонный портик, тонкие архитектурные детали; «ионическая»Глиптотека» – здание для музейного собрания, ионический 8-колонный портик, элементы римской архитектуры; «коринфское» Античное собрание. Пинакотека – лаконичная архитектурная структура, вытянутые фасады с арками. Валгалла близ Регенсбурга — своего рода Пантеон немецкого народа, выстроенный в форме античного храма по заказу Людвига I. Выполнял заказы иностранных государей. Для Николая I он исполнил в 1839 г. проект здания Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

 

13. Общая характеристика искусства России XIX века: периодизация и осн. стил. направления. Историю русского искусства XIX века принято делить на этапы. П. П. 19 века - называют Золотым веком русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. Классицизм обогащается новыми чертами, его сильные стороны отчетливее всего проявились в архитектуре, исторической живописи, отчасти в скульптуре. Восприятие культуры античного мира стало более историчным и более демократичным. Наряду с классицизмом получает интенсивное развитие романтическое направление и начинает формироваться новый реалистический метод.

ВТ. П. 19 века - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Популярной в искусстве стала «русская тема». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Во ВТ. ТРЕТИ 19 века искусство во многом утратило те прогрессивные черты, которые были свойственны ему ранее. Классицизм к этому времени в сущности исчерпал себя. Архитектура этих лет вступила на путь эклектики - внешнего использования стилей разных эпох и народов. Скульптура утеряла значительность содержания. Перспективные поиски наметились лишь в скульптуре малых форм, здесь так же, как в живописи и графике, росли и укреплялись реалистические начала, утверждавшиеся вопреки активному сопротивлению представителей официального искусства. В 70-е годы прогрессивная демократическая живопись завоевывает общественное признание. У нее появляются собственные критики - И.Н.Крамской и В.В.Стасов и свой собиратель - П.М.Третьяков. Наступает пора расцвета русского демократического реализма вт. пол. XIX в. В это время в центре официальной школы - Петербургская Академия художеств.

В конце XIX - начале XX века еще работали крупнейшие представители Товарищества передвижных художественных выставок: И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, В.В.Верещагин, В.Д.Поленов и другие. Тогда расцвел талант В.А.Серова - крупнейшего мастера-реалиста предреволюцион-ной эпохи. Эти годы были временем формирования молодых представителей передвижничества А.Е.Архипова, С.А.Коровина, С.В.Иванова, Н.А.Касаткина.

13а.Искусство России первой половины XIX века.В АРХИ-РЕ п.п. XIX в. господствовал классицизм. Центром строи-ва стан. С-ПБ. Работа по упорядочению центра новой столицы началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту А.Д.Захарова. Андрей Никифорович Воронихин. Главное творение Воронихина - Казанский собор. Принципиальное значение имело строительство в начале XIX в. здания Биржи (арх. Тома де Томон - придал зданию Биржи вид греческого храма). Здание Адмиралтейства, возведенное по проекту А.Д.Захарова. К. Росси. Он проектировал целыми ансамблями - Михайловский дворец (ныне Русский музей). Принял К.И.Росси участие в оформлении Дворцовой площади, прилегающей к Зимнему дворцу Растрелли. К.И.Росси были спроектированы здания Александринского театра, Публичной библиотеки, Сената и Синода. В.П.Стасов. Самыми известными его постройками стали два петербургских храма - Преображенский и Троицкий соборы. Им спроектированы Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге и Императорские конюшни. ФР. Арх. Огюст Монферран - Исаакиевский собор. О. Бове. Им было построено здание Большого театра, спроектирована Театральная площадь, возведены Триумфальные ворота. Лео Кленце - здание Нового Эрмитажа. К.А.Тон- большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя. СКУЛЬПТУРА. И.П.Мартос - памятник Минину и Пожарскому. Много работ было создано скульпторами С.С.Пименовым и В.И.Демут-Малиновским (Колесница Славы на Триумфальной арке Росси, скульптурные группы у Горного института Воронихина и пр.). И.П.Витали (бюст Пушкина; ангелы у светильников на углах Исаакиевского собора), П.К.Клодта («Укротители коней»на Аничковом мосту, конный памятник Николаю I, установленный на площади перед Исаакиевским собором). ЖИВОПИСЬ. Господств. Стиль п.п. 19 - стал романтизм. Мастер романтического портрета О. Кипренский (портреты В.А.Жуковского и А.С.Пушкина). Не менее прославленным портретистом был В. Тропинин - портрет сына Арсения. Создатель одного из прижизненных портретов А.С.Пушкина. Родоначальником бытового жанра явился А. Венецианов («Гумно», «На пашне. Весна», «Утро помещицы»). Традиции бытописательства нашли продолжение в творчестве П.А.Федотова. Его работы носят сатирический характер «Свежий кавалер», «Сватовство майора». Мастер романтической живописи К. Брюллов - «Последний день Помпеи». Брюллов был выдающимся портретистом («Всадница»; портрет графини Ю.П.Самойловой; Автопортрет.). А. Иванов. Главн. Произведение - «Явление Христа народу». В жанре морского пейзажа работал И.К.Айвазовский. Известность приобрела картина «Девятый вал».

13б. Искусство России второй половины XIX века. Вт.п. XIX в. - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. Формируется течение, в основе которого лежали идеи критического реализма. Мастер этого направления - В.Перов. Его жанровые произведения («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проводы покойника», «Тройка») являют собой горестные истории жизни простого народа. Портреты (Ф.М.Достоевского, А.Н.Островского, И.С.Тургенева). Новое направление утверждалось в борьбе с официальным искусством, представленным руководством Академии художеств. Группа студентов-выпускников отказалась писать программные картины на сюжеты скандинавского эпоса, предложив вместо этого выбрать другие темы. В этом им было отказано. В знак протеста художники во главе с И.Н.Крамским покинули Академию, образовав «Петербургскую артель художников». В 1870 г., уже в Москве, И.Н.Крамской, В.Г.Перов, Н.Н.Ге, и Г.Г.Мясоедов организовали «Товарищество передвижных художественных выставок». Лидером этого объединения был И.Крамской. Крупнейшая работа - «Христос в пустыне». Портреты (Л.Н.Толстого, М.Е.Салтыкова-Щедрина, И.И.Шишкина, П.М.Третьякова). Популярна- «Незнакомка». Батальный жанр был представлен работами В.В.Верещагина («Апофеоз войны», «Балканская серия»).Мастерами пейзажа были А.К.Саврасов («Грачи прилетели»), И.И.Шишкин («Сосновый бор», «Рожь), А.И.Куинжи («Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре»), В.Д.Поленов («Московский дворик»), И.И.Левитан («Вечерний звон», «Весна. Большая вода»), К.А.Коровин («Зимой», «Париж. Бульвар капуцинок»). Репин - «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».Портреты (В.В.Стасова, Л.Н.Толстого и др). Историческая живопись – В. Суриков. знаменитое - «Утро стрелецкой казни». К позднему периоду творчества относятся картины «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы».На исторические темы писал и В.М.Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Аленушка», «Богатыри». В.Серов - «Девочка с персиками». Портреты (К.А.Коровина, И.И.Левитана, А.П.Чехова, А.М.Горького, и др.). АРХИТЕКТУРА. В архитектуре - смешение разных стилей - эклектизмом.Сочетание классицизма и барокко стало основой архитектурной композиции Исаакиевского собора (фр. Арх. О.Г.Монферран). В псевдовизантийском стиле работал К.А.Тон – проект храма Христа Спасителя в Москве, Большого Кремлевского дворца, железнодорожных вокзалов петербургского и московского. Им были построены Верхние торговые ряды в Москве (арх А.Н.Померанцев). Псевдорусский стиль нашел выражение в работах А.А.Парланда (Храм Спаса на крови в Петербурге), А.А.Семенова и О.В.Шервуда (Исторический музей в Москве). СКУЛЬПТУРА. М.М.Антокольский - портреты («Иван Грозный», «Петр I», «Умирающий Сократ», «Спиноза»). П.П.Трубецкой -  самая известная работа - бронзовый памятник Александру III.

 

14. Основные тенденции в развитии искусства XX в.: проблемы стилистики и периодизации.В XX в. «европ человечество» столкнулось с глобальностью катастроф, с утратой традиционных этических и эстетич ценностей. Все это породило трагический разлад в душах даже крупнейших самобытных художников, привело к девальвации образцов, к отсутствию авторитетов. Каждый оригинальный мастер XX в. стремится породить свой стиль, свою манеру, утвердить свой почерк. Прекрасное подменяется безобразным, духовное — бездуховным, подлинное искусство — подражанием или издевкой. Создается одержавшая к концу столетия победу массовая культура и китч как ее крайнее выражение. Многие мастера XX ст выказали разносторонность интересов, проявив себя в самых разных видах и жанрах искусства: станковом, монументальном, театрально-декорационном, в графике, искусстве витража, керамики, в скульптуре малых форм и пр. Искусство столетия делится: иск-во начала века, между двумя мир войнами, периода 2ой мир войны, послевоенное, на соврем этапе. Столетие дало жизнь множеству разных худ направлений: столкнуло авангард (модернизм) с искусством традиционным, верным реалист принципам предыдущих веков. Переходя к хар-ке арх-ры и изобр искусств XX ст с его трагедиями и противоречиями достаточно ярко выражено в творчестве таких мастеров, как Корбюзье, Райт, Пикассо, Шагал, Матисс. В этот период художники со всего мира, привлеченные славой французской школы живописи XIX в., собираются в Париже, который становится свидетелем рождения новых направлений в искусстве. Представителями набизма были П. Боннар, М. Дени, Ж. Вилар, П. Серюзье и др. Набизм явился связующим звеном нового искусства авангарда с символизмом культуры XIX ст. Фовизм - название живописи нескольких молодых художников: Матисс, Дюфи. Из всей группы (Фламинк, Руо, Ван Донген, Марке, Матисс, Дюфи) самым талантливым оказался Анри Матисс олицетворявший европ живопись XX ст. Матисс пришел к плоскости форм, но он открыл небывалую концентрацию света, яркого и звучного, не существующего в видимости. И благодаря этому создал свою поэтику, свой поэтический мир. Художник восхищается пленительными аксессуарами, растениями, цветами, птицами, он создал свой счастливый, снимающий напряжение гуманизм. Кубизм (Сезанн, Пикассо, Леже) - на их полотнах появл кубы, цилиндры, конусы как попытка углубить живопись. Художники отказываются детально воспроизводить действительность. Кубизм является одной из разновидностей абстракционизма. Пикассо стилизует, символизирует, созерцает. В его работах ("Семья акробатов с обезьяной", "Семья жонглеров", "Мать и сын", "Актер" и др.), исчезает боль жизни, остаются только фигуры этой боли. Дадаизм возник в Швейцарии в 1916 г. Автором термина "дадаизм" - Тзара, а 1ыми дадаистами - Бретон, Дюшан, Тзара, Миро, Пикабия. Свое искусство дадаисты считали средством высвобождения подсознательного в целях преобразования мира. Дадаизм просуществовал до 1922 г. а затем на его почве возник сюрреализм. Наибольшее распростр сюрреализм приобрел в живописи (Дали, Арп, Миро, Танги, Эрнст). Художник-сюрреалист выбирает образы внешнего мира. Для Дали х-но фотографическая точность полотен. Примитивные и рудиментарные формы привлекательного цвета, которые X. Миро запускает в воображаемое пространство, это волнующие зародыши жизни, гибкие и волнообразные, плавающие в ирреальном молочном цвете полотен Ива Танги; это круглые и прочные рельефы одного из основоположников дадаизма Арпа; это "элементарные", трагические сражения А. Массона.

Абстракционизм и экспрессионизм. Абстракционизм явился завершением экспериментального демарша. Это до конца исчерпало изучение реального, на смену кот пришли чертежи голландца П. Мондриана, одного из первых абстракционистов, полагавшего, что чистые геометрические формы - это и есть подлинная красота. Кандинский создал в 1910 г. первую абстрактную акварель. Специалисты называют живопись абстракционизма "метафизической", "сбивающей с толку", "непостижимой". Экспрессионизм. Это крупнейшее течение евр жив первых трех десят XX в. Свойственная ему эмоц острота проявилась в творчестве таких фр экспрессионистов, как Руо, Громер, Маршан, Бюффе. Экспрессионисты стремятся исказить или преувеличить естественную внешность с целью отражения внутреннего мира (яркий пример - картина норвежского художника Э. Мунка "Крики").

15. Искусство рубежа XIX-XX вв. Символизм (особенности художественного мировоззрения) и модерн (историко-культурные основания стиля, особенности художественного мировоззрения, регионы распространения, хронология). Символизм(знак, символ) – направление в лит-ре и изобр иск-ве Европы к 19 века – н 20. Символизм возник как альтернатива исчерпавших себя и художественной практики реализма и натурализма, обратившись к антиматериалистическому, антирационалистскому образу мышления и подхода к искусству. В основе его мировоззренческой концепции лежала идея существования за миром видимых, реальных вещей другой, настоящей действительности, смутным отражением которой и является наш мир. Символизм в изобразительном искусстве – явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам. Черты символизма отчетливо прослеживаются в творчестве самых разных мастеров – от Пюви де Шаванна, Г.Моро, О.Редона и прерафаэлитов до постимпрессионистов (П.Гогена, Ван Гога, «набидов» и др.), работавших во Франции (родине символизма), Бельгии, Германии, Норвегии и России. Во Франции изобразительное искусство рубежа XIX— XX вв. было теснейшим образом связано с символизмом, у истоков которого стоит французский живописец Пюви де Шаванн (1824—98). Предельно простые по содержанию, работы представляют собой символическое воплощение отвлеченных идей и понятий («Надежда»). Зрелое творчество художника сочетает приемы классицизма и романтизма, являясь одним из вариантов живописного символизма («Девушки у моря»). Пюви де Шаванн — крупнейшая фигура в области монументальной живописи конца XIX в. Пюви де Шаванн выполнил росписи парижского Пантеона, Сорбонны, Дворца искусств в Лионе и др. Его лучшие произведения в этом жанре — цикл панно «Жизнь св. Женевьевы» для парижского Пантеона (бывшей церкви Св. Женевьевы). Одна из лучших композиций цикла — «Св. Женевьева, созерцающая Париж» — прекрасно передаёт дух сосредоточенности и строгого благородства, к которым всегда стремился художник. Еще один французский живописец, воплощавший в своих произведениях эстетику символизма, — Одилон Редон (1840—1916). Первоначально работал в области рисунка (гл. обр. углем) и тоновой литографии, он выпустил целый ряд альбомов гравюр, в которых создал индивидуальную иконографию, основанную на гротеске и иллюзиях («Улыбающийся паук») в духе Гойи. Художник обращается к религиозным, восточным, античным сюжетам («Рождение Венеры»). Создавая в своих произведениях мир фантастических существ, вводит в него реальные детали. Редон писал также красочные пейзажи и удивительные натюрморты. («Две девочки среди цветов»).

Моро Гюстав (1826-1898), французский живописец и график. Пишет в пастели и акварели. Романтическая стилистика, отрешенность. После смерти свой особняк с картинами (более 1200 полотен) и мастерской завещал государству. (Картины: "Орфей", “Одифус и Сфинкс”, “Саломея”)

Наиболее ярким и своеобразным представителем символизма в изобразительном искусстве был бельгийский живописец и график Джеймс Энсор (1860—1949). Энсор начинал с незатейливых бытовых сюжетов, живописующих жизнь буржуазии. Однако очень скоро художник отошел от этой тематики и начал создавать мрачные символико-фантастические композиции с изображением гротескных масок и скелетов («Маски, сражающиеся за тело повешенного»). В окружении невообразимых масок художник изобразил себя на автопортрете 1889 г. («Энсор с масками»). В творчестве Энсора отразился его взгляд на человеческое общество как на маскарад («Въезд Христа в Брюссель»).

В конце 1880-х гг. можно наблюдать ярко выраженное тяготение к символизму в картинах известного импрессиониста П. Гогена и его «понт-авенской» школы: (Э. Бернар, Л. Анкетен и др.).

Стиль Модерн зародился в Европе в конце 19 века. Модерн как стиль начинает с живописи и графики. Основным орнаментом и формой нового стиля становится изогнутая линия, похожая на локон волос или изгиб стебля растения. Стиль носит четко выраженный декоративно - прикладной характер ориентированный на подражание природным формам. Художники модерна стали использовать в своем творчестве разные формы: греческой архаики, крито-микенского искусства, античной классики, экзотического искусства Китая и Японии, Готики и Ренессанса, искусство этрусков и французского Рококо. Перед стилем модерн ставилась задача создания синтеза искусств, поэтому был необходим общий формальный язык. В Австриион получает название Сецессион. Основателями Сецессионизма стали Густав Климт, Отто Вагнер, Йозеф Гофман, Коломан Мозер и другие. В Германииприверженцы стиля Модерн группировались вокруг журнала "Jugend", по названию которого немецкий модерн стал называться Jugendstil (Молодой стиль). К этой группе принадлежали Отто Экман, Петер Беренс, Бернгард Панкок и др. Во Франции Модерн получил название Art nouveau (Арт - Нуво, дословно Новый стиль). Также во Франции в новом стиле работал Анри Тулуз - Лотрек (плакат, графика), Эмиль Галле (Emile Gallé), Луи Можараль (Louis Majorelle) и многие другие. В Англии наиболее последовательными приверженцами Модерна были Макинтош, Ашби, Б. Скотт и другие. Английский Модерн отличается от общеевропейского более сдержанными формами. В Венгрии новый стиль особого распространения не получил. Единственным очагом распространения Модерна тут была "Будапештская Мастерская", художественным руководителем которой был архитектор Лайош Козма. Также стоит отметить Эде Виганда, Кароя Кош, Бела Лайта и других. В России стиль Модерн наиболее ярко проявился в архитектуре. Закат Модерна как всеобщего стиля в интерьере, архитектуре и живописи приходиться на 1910е года. Обусловлено это несколькими причинами. Во-первых стиль носил очень ярко выраженный декоративно - прикладной характер, что как любое ярко выраженное явление имело не только своих сторонников, но и противников. Кроме того, технически изготовление предметов интерьера в стиле Модерн было сложным и дорогим.

16.Архитектура 1-й пол. XX в. Победа функционализма и конструктивизма в архитектуре первой половины века. В 20—30-е сложились 2 противопол теории стр-ва — урбанистическая и дезурбанистическая. Создатель и сторонник первой Ле Корбюзье в осеннем Салоне 1922 в Париже представил диораму «Современный город на 3 млн. жителей», а в 1925-проект реконструкции центра Парижа, превращавший столицу Фр в комбинацию небоскребов в сочетании со свободными пространствами зелени и сложной сетью транспортных артерий.

Города с населением не более 32 тыс. человек должны были образовывать группы вокруг большого города. Эти «ситэ-жарден» мыслились как самост промышл рабочие поселки или как большие жилые комплексы в предместьях больших городов (Ла Мюетт в Дранси под Парижем (архитекторы Эжен Бодуэн и Марсель Лодса). От дезурбанистических проектов идет, напр, идея разобщения пешеходных и транспортных потоков, ставшая важнейшим принципом совр градостроительства. Еще в 1944 1ым примером решения проблемы разуплотнения больших городов благодаря городам-спутникам послужил проект «Большого Лондона». Проект восьми таких городов в радиусе 30—50 км от Лондона принадлежит англ арх-ру Патрику Аберкромби. Позднее появились «Большой Париж», «Большой Нью-Йорк» и т. д.

В 30—40-х и в Англии побеждает функционализм континент Европы. Англ арх-ры умело сочетали новаторство даже в таком международном стиле, как функционализм. Так, шекспировский Мемориальный театр в Стрэдфорде на Айвоне (арх-р Элизабет Скотт) имеет романт и поэтический облик, свободный от всякой стилизации и органичный англ зодчеству. В межвоенный период для арх-ры всей Европы хар-но применение металл и железобетонных каркасов, стр-тво жилых домов из сборных железобетонных панелей. «Органическая арх-ра» Райта призывала к отказу от ордерных принципов: от пилястр, колонн, балок, карнизов, антаблементов. Иногда здание стилизуется под природные формы: дерево, пчелиный улей и т. д. Среди его ключевых работ - "дома в прерии", в которых он упразднил разделение пространства, утверждая, что изобрел "интерьер открытого плана",Его знаменитый "Дом над водопадом" в пенсильванском лесу выглядит почти как нагромождение скал. До конца жизни Райт активно творил, создавая такие смелые проекты, как Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Офиц датой рождения конструктивизман ХХ века. Это новое направл лишено таинственно-романтич ореола. Оно было сугубо рационалистично, подчиняясь логике конструкции, функциональности, целесообразности. Стиль, утверждавший приоритет конструкции и функциональности, которую провозглашали америк арх-р Луис Генри Салливен и австриец Адольф Лоос-конструктивизмом. Конструктивизму свойственна эстетика целесообразности, рациональность строго утилитарных форм, очищенных от романтического декоративизма модерна. В 1851 сооружение Хрустального дворца для Всемирной выставки, это огромное здание представляло собой гигантскую оранжерею - чугунный каркас, заполненный стеклом. Рац арх-ра родилась после 1МВ – когда появилась большая потребность в жилье. Главные её принципы: архитектонические формы должны быть рациональны; должны зависеть от функционального назначения сооружения; расходы минимизированы; в целях экономии и ускорения строительства используются строительные полуфабрикаты и стандарты; в целом архитектура рассматривается как фактор прогресса. В задачу архитектора входило рациональное проектирование с использованием прогрессивных технологий. В результате главным стала демонстрация чистоты формы и цвета, а также новых материалов – стекла, стали, армированного бетона. Предпочтение отдавалось кубическим и призматическим формам с плоскими крышами. Принцип симметрии был заменен на асимметрию. Представителями этого направления в архитектуре являются: Адольф Лоос (1870-1933) ( рис. 10-12) в Австрии, Мис Ван дер Ройя (1886-1965) в Америке, Ле Корбузье (1887-1965) во Франции, Джузеппе Терраньи (1904-1943) в Италии, Оскар Ниемейер в Бразилии. К этому же направлению относится школа Баухауса.

17. Фовизм, экспрессионизм. Фовизм — направление во французской живописи конца XIX — начала XX века.Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями. Это было реакцией современников на поразившую  «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Группа «диких» выдвигала единственный общий принцип — свободу живописных поисков, проявление субъективной точки зрения на мир.

Анри Матисс. Во главе группы «диких» стоял Анри Матисс (1869—1954). С первых своих зрелых выступлений он ставит перед собой преимущественно декоративные задачи. Характернейшими его произведениями являются «Испанка с бубном», «Танец». «Красные рыбки», «Урок музыки».

Амедео Модильяни.Черты субъективизма и деформации, присущие «диким», были свойственны и другим художникам, не входившим в эту группу. Эта тенденция, например, звучит в несколько болезненных и меланхоличных картинах итальянца Амедео Модильяни (1884—1920), работавшего в Париже. В своих портретах — «Крестьянский мальчик» (1917, Лондон, Галерея Тейт) и в изображениях обнаженной модели — «/Канна Эбютерн» (1918, Берн), «Лежащая» (Милан, собрание Маттиоли) — он часто деформирует натуру, стремясь своеобразным ритмом линий и особенностями колористических отношений выразить CDOII душевные переживания.

Экспрессиони́зм — течение в европейскомискусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Основным общим принципом экспрессионизма является деформация изображения во имя передачи экспрессии переживания или подсознательного импульса. В творчестве многих экспрессионистов ясно звучало негативное, критическое отношение к буржуазному миру. Отто Дике (р. 1891) в картинах «Окоп» (1920—1923, уничтожена), «В кафе» (1922) и в цикле офортов «Война» (1924) клеймил отвратительную жестокость буржуазной действительности.
Георг Гросс (1893—1959) стал в эти годы крупным политическим сатириком, выступающим в немецкой коммунистической прессе. Такие его рисунки, как «Здесь пахнет плебсом» или «Коммунисты падают, акции поднимаются», оказываются шедеврами сатирической графики тех лет..

18. Кубизм, футуризм, абстракционизм. Кубизм — модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века во Франции и характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм. Цветовое решение подчиняется задаче выявления объема и для этого сводится к ограниченной гамме, построенной главным образом на тяжелых черных, серых, коричневых, охристых и белых тонах.

Пабло Пикассо. Реалистическая струя, уживающаяся в его творчестве ясно выражается во многих работах в «Арлекине» (1917, Барселона), в портретах его жены Ольги Хохловой (1930), сына Поля («Поль в одежде арлекина», 1924, собственность художника), вплоть до портрета маслом «Жаклина с черным шарфом» (1954, собственность художника) и таких рисунков, как портрет Мориса Тореза (1945). В некоторых его работах, как, например, в «Любительнице абсента» (1901, Эрмитаж), звучат острые пессимистические ноты. Характернейшей картиной является «Девочка на шаре» (1905, Москва, ГМИИ). Он создает серии офортов «Мечты и ложь Франко» и большое панно «Разрушение Герники» (1937, временно в Музее современного искусства, Нью-Йорк).

Футуризм— общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Наиболее известными его представителями в живописи были Умберто Боччиони (1882—1916) и ДжиноСеверини (р. 1883). Стремясь передать ощущение быстроты движения, футуристы строили свои картины на расчлененных элементах предмета, повторяющихся многократно на холсте в разных местах, как бы фиксируя повторные этапы движения тел в пространстве. Так изображал поезд в своей картине Боччионе. Так изобразил танцующие фигуры с десятками рук и ног ДжиноСеверини в картине «Танец панпан в Монико».

Абстракциони́зм — направление нефигуративногоискусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации, хотя некоторые картины выглядят как простая точка посередине холста. Основоположники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Пит Мондриан.

Василий Кандин­ский создал свои первые «беспредметные» произведе­ния еще раньше кубистов. Как уже говорилось, он был одним из организаторов альманаха «Синий всадник». В своей работе «О духовном в искусстве» он провозглашает отход от натуры; его активно занимают проблемы сближения цвета с музыкой. Картины Кандинского напоминают чем-то зафиксированные в красках фотографические эффекты света («абстрактный экспрессионизм» Кандинского).

Казимир Малевич. Создал свою собственную систему абстрактной живописи, выраженную им в картине «Черный квадрат», назвав эту систему «динамический супрематизм». В начале 30-х годов он возвращается к фигуративной живописи в реалистических традициях («Девушка с красным древком»). «Чер­ный квадрат» Малевича вошел в историю как наивысшее выражение крайностей модернистского искусства.

19. Дадаизм, сюрреализм. В февр 1916 В Цюрихе эмигрантская богема организовала артистический «Клуб Вольтера». Основателем -поэт Тристан Тзара, кот, найдя в словаре слово «дада» — игра в лошадки, дал этому объедин назв «дадаизм». Как центр дадаистов переместился в Париж, к нему примкнули поэты Бретон, Арагон, худож Дюшан, Пикабия, Миро и др. 2ым очагом дадаизма - была Германия. Дадаизм -самое хаотичное, пестрое, кратковременное, лишенное всякой программы выступление авангардистов. На нью-йорской выставке 1917 Дюшан выставил разнообразные коллажи - готовые изделия, вводимые в изображ, напр наклеенные на холст опилки, окурки, газеты), в кот был включен даже фонтан в виде писсуара. Демонстрация сопровождалась «музыкой» битья в ящики и банки и танцами в мешках. Существовало с 1916 по 1922 г.

Основн принципами - иррациональность, отрицание признанных канонов и стандартов в искусстве, цинизм, разочарованность и бессистемность. Излюбленные жанры Дадаизма - монтаж, коллаж и "реди-мейд" (обыденные предметы, представленные как произведения искусства).коллаж — техн приём созд произв-ния из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д. В дадаизме можно выделить три ветви развития коллажа: цюрихский «случайный» коллаж, берлинский манифестационный коллаж и кёльнско-ганноверский поэтический коллаж.Ключевыми фигурами кёльнскойгруппы- худМакс Эрнст и Жан Арп. История америк дадаизма началась со скандально-известной выставки Армори-шоу 1913 года, на кот представлены работы европ мастеров Марселя Дюшана и Франсиса Пикабиа. Пикабиа создавал фантастич конструкции («Парад любви», «Женщина со спичками» в Нью-Йорке - Марсель Дюшан – «Ню, спускающаяся по леснице», Марсель Дюшан).

На почве дадизма возник сюрреализм. В 1919 журнал «Litterature» становится центром сюрреализма. В 1924 появился «Первый манифест сюрреализма». Из лит-ры сюрреализм переходит в живопись, ск-ру, кино и театр.

Сюрреал направл в иск-ве родилось как философия «потерянного поколения», чья молодость совпала с ПМВ. Его представляла бунтарски настроенная худ молодежь, близкая по мироощущению к дадаистам. Именно Фрейда сюрреалисты считают своим духовным отцом. В первом манифесте сюрреалистов говорилось о том, что творчество строится на «психолог автоматизме. В манифесте провозглашалась безоговорочная вера «во всемогущество сна». К сюрреализму примкнули в 20-е большие мастера, как Элюар, Арагон, Пикассо, Лорка, Неруда.

Своими предшественниками сюрреалисты объявили испанск арх-ра Антонио Гауди, выходца из России живописца Марка Шагала и ит худ и поэта Джордже ди Ки-рико-создателя «метафизической живописи». 1ыми сюрреалистами в живописи были: Андре Массон (быстрые наброски животных, растений); Хоан Миро (подражание детскому рисунку, мир, увиденный как сквозь микроскоп); Макс Эрнст, бывший дадаист, принесший в сюрреализм основной его принцип — «обман глаз»; Ив Танги, художник-самоучка, с его пейзажами, напоминающими мертвую пустыню, оживляемую фантастич растениями или животными.

В 30-х в среде сюрреалистов появл художник, кот воплотил в своем творчестве кульминацию этого направления. Имя этого худ-Сальватор Дали. Ранние вещи Дали, уже сюрреалистического толка, очень многословны. Это сказывается даже на их названии («Остатки автомобиля, дающие рождение слепой лошади, убивающей телефон»).

В 1936 в картине «Предчувствие гражд войны» изображена какая-то ужасающая конструкция из разлагающейся головы на костяной ноге и с двумя огромными лапами, одна из которых сжимает грудь с окровавленным соском. «Осеннее каннибальство», Автор поясняет, что оно должно изображать, как два иберийца, вооружившись ножами и вилками, пожирают, «черпают» друг друга,-в этом и видит он «пафос гражд войны».

В 30-х сюрреализм выходит за европ рамки. В 1931 устраивается первая выставка в Америке. Нью-йоркская выставка 1936 - «Фантастическое искусство, дада, сюрреализм». Рядом с произв-ми сюрреалистов и дадаистов на ней экспонировались произв-ния душевнобольных, «естественные объекты сюрреалист х-ра», вроде ложки из камеры смертника.

Во время 2МВ центр сюрреализма перемещается в Америку. Сюда переезжает Дали, Бретон, Массон, Эрнст, Танги и др. Деятельность Дали в Америке разнообразна: он пишет полотна, ставит балеты, сотрудничает в журналах, оформляет магазины и даже выступает консультантом по дамским прическам. Так, грудь, живот, колени копии Венеры Милосской он превращает в какие-то выдвинутые ящики шкафа с ручками-присосками. В 50-е в зените своей славы он делает абсолютно точную копию в Лувре с «Кружевницы» Вермера и одновременно рисует в зоопарке носорога. Плодом таких занятий явилось произв-ие, изображающее искромсанное рогом носорога тело вермеровской «Кружевницы».

После 2МВ Дали пишет картины: «3 сфинкса бикини» (вырастающие из земли три головы с перманентом), «Атомный Нерон» (расколотая статуя императора) и «Атомная Леда» (почти академически правильная штудия обнаженной женской натуры и лебедь с огромными лапами).

В 40—50-е в Америке сюрреалисты имели наивысший успех. В 1947 с выставки в Нью-Йоркском музее совр иск-ва - новый этап сюрреализма Дали – католич сюрреализм. Произв-ия 50-х не имеют никакой деформации, выполнены на высоком професс уровне («Христос св. Иоанна на кресте»;«Тайная вечеря»; «Св. Иаков»). Помимо картин на религ темы Дали пишет такие, в которых пытается примирить религию и науку («Атомистический крест» - изобр атомного реактора и куска хлеба как символа святого причастия). В 60-е сюрреализм стал уступать свои позиции новой волне абстракционизма и, главное, новым направлениям авангардизма, прежде всего искусству поп-арта.

20. Реалистические тенденции в европейском искусстве XX в. Монументальная живопись Мексики. Иск XX в. - особый этап в развитии художественной культуры. В самом начале века усиление кризиса капитализма, обострение классовых противоречий в эпоху империализма, пролетарские революции придали иск Зап Европы специфические черты:усилилась поляризация реалистических и модернистских направлений в художественной культуре. Крупные мастера, такие, как П. Пикассо, А. Матисс, Ф. Леже и другие стремились вырваться из плена авангардистского искусства. Красочные, декоративные полотна А. Матисса утверждают красоту окружающей природы, пронизаны светлым оптимистическим мироощущением («Танец», «Красные рыбы» и др. В Эрмитаже и Музее изобр иск им. А. С. Пушкина). Центральная тема в творчестве Ф. Леже — труд и отдых рабочих («Строители»). Социальные контрасты, напряженность общественной и политической борьбы — главные темы в творчестве бельгийца Франса Мазереля. Его графические листы объединены единым сюжетом, раскрывающим историю героев, сложные жизненные конфликты (циклы «Город», «Крестный путь человека»). После 2 мир войны в Италии и Франции складывается новая реалистическая школа (неореализм). Значительным мастером, связанным с неореализмом, стал Ренато Гуттузо, начавший свой творческий путь с антифашистских произведений («Распятие», «Расстрел партизан», серия рисунков «С нами бог!»). Многие его картины посвящены истории страны, борьбе крестьян за землю, новому жизненному укладу современного города («Битва Гарибальди у моста Амиральо», «Занятие пустующих помещичьих земель крестьянами в Сицилии», «Воскресенье у калабрий-ского рабочего в Риме» и др.). В прогрессивное искXX в. внесли свой вклад такие разные художники, как франц.пейзажисты А. Марке («Неаполитанский залив», «Мост Сен-Мишель в Париже»), М. Утрилло («Улица Мон-Сени на Монмартре»), немец.живописцы и графики О. Дике, Г. Грос.

Мексиканская монумент живопись или Мексиканский мурализм— художественное движение монумент живописи в Мексике 1920-1960-х гг. В 1920—1921 гг. молодые художники, вдохновленные мексиканской революцией, провозгласили новые идеи:искусство должно было обращаться к народу и поднимать его на революционную борьбу, быть национальным, возрождать древнюю культуру индейцев и быть массовым. ОРОСКО, ХОСЕ КЛЕМЕНТЕ (1883–1949), мексиканский живописец и график. Среди наиболее значительных работ в области монументальной живописи, созданных им в США, –«Прометей в Помона»- в колледже в Клермонте (шт. Калифорния); Борьба человечества (1930–1931) в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, а также Американская цивилизация (1932–1934) в Дартмут-колледже в Хановере (шт. Нью-Хэмпшир). В Мексике Ороско выполнил росписи во Дворце изящных искусств в Мехико (1934), в университете (1936), в госпитале Каваньяс (1938–1939) в Гвадалахаре, а также в зданиях Верховного суда (1941) в Мехико. Д. Ривера (1886—1957) Он открывает для себя Сезанна, сближается с Пикассо и другими мастерами парижской школы. В живописном строе его картин и частично в самой их тематике ясно ощутимо национальное своеобразие художника. «Сапатистский пейзаж» 1915 г. Его творчество не укладывалось в рамки станковой картины: Ривера стремился и к более мощным формам. В поисках исторических аналогий монументального стиля он обращается к мастерам Ренессанса. Первая его монументальная работа-«Созидание» для Подготовительной школы в Мехико (1921 —1923)-оказалась неудачной. Но уже в последующих грандиозных циклах росписей для Министерства просвещения в Мехико и сельскохоз. школы в Чапинго (1923—1929) Ривера находит современный и при этом глубоко национальный монументальный стиль. В этот период он творчески осваивает великое наследие древней мексиканской пластики, а также народного искусства Нового времени. Одна из самых впечатляющих поздних работ Риверы — фреска «Воскресный сон в Аламеде». В поздний период творчества Ривера пишет также много станковых картин, среди которых выделяются мажорное по звучанию полотно «Демонстрация 7 ноября в Москве» (1955), написанное во время второго приезда художника в СССР, а также серия насыщенных фольклорными мотивами детских портретов.

 ХОСЕ ДАВИД (1896–1974). В 1932–1934 и 1935–1936 Сикейрос работал в США; там он украсил росписями фасады зданий Художественной школы Чуинард и художественного центра Плаза в Лос-Анджелесе (1932) и основал экспериментальную мастерскую. Работал с группой художников в Буэнос-Айресе над композицией, получившей название Пластический этюд (1933). В 1950-е годы Сикейрос добавил к числу своих живописных произведений мозаики на фасадах зданий университетского городка и монументальные живописные композиции для госпиталя Ла-Раса и замка Чапультепек (все в Мехико).

Графика Мексики.Леопольдо Мендес (1902-1969) был одним из наиболее известных представителей Мексиканской мастерской народной графики, которая была создана в 1937 году. Работы Леопольдо Мендеса отличаются яркой социальной направленностью. Его произведения созданы в технике черно-белой литографии, гравюры на линолеуме. Ярким примером этого становится гравюра «Соединенные несчастьем». «Я жажду».

21. Основные направ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 725.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...