Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Расследование нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств




Родовая криминалистическая характеристика преступлений; Нарушение правил безопасности эксплуатации и движения транспортных средств носит преступный характер в случае причинения смерти или тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью человека, а также причинения крупного ущерба. Закон различает эти преступления по видам транспортных средств: если нарушение относится к правилам безопасности и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, то ответственность наступает по ст. 263 УК РФ, если механического транспортного средства (автомобиля, трамвая, троллейбуса и др.) — по ст. 264 УК.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в результате нарушения нормального режима эксплуатации или движения транспортного средства, повлекшее за собой травмирование или смерть людей, повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных искусственных сооружений, причинение иного крупного материального ущерба. По характеру механизма все ДТП подразделяются на: наезд, столкновение, опрокидывание транспортного средства и т. п. Большинство ДТП — это аварии (столкновение транспортных средств, их опрокидывание, падение, взрыв, пожар на транспортном средстве). Аварию, связанную с большим количеством жертв, значительными разрушениями техники, дорожных и иных сооружений и пр., именуют катастрофой; другими видами ДТП являются: наезд (на пешехода, велосипедиста, гужевой транспорт и пр.), выпадение пассажира из транспортного средства, получение им травмы при входе и выходе из транспортного средства на ходу и пр.

Следственная практика наиболее часто имеет дело с автотранспортными происшествиями. Уголовная ответственность наступает лишь в случае тяжких последствий (смерть потерпевшего, причинение тяжко-то или средней тяжести вреда здоровью, крупного материального ущерба). Если потерпевший получил легкие телесные повреждения, ответственность может наступить в гражданском порядке. Крупный размер определяется судом исходя из характера причиненного материального ущерба.

Объективная сторона преступления предполагает наличие причинной связи между событием и его последствиями. При установлении причинной связи необходимо выяснить, имел ли место период неуправляемости транспортным средством. Этот период слагается из времени реакции водителя на возникшую опасность и времени действия соответствующих механизмов транспортного средства. "Поэтому, если водитель даже и обнаружил опасность, но по объективным причинам, вопреки предпринятым усилиям, не мог в ограниченное время ее предотвратить, состав преступления в его действиях (бездействии) отсутствует"[254].

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной по отношению к последствиям. При наличии же прямого или косвенного умысла ответственность наступает за преступление против личности, имущества или диверсию.

В последние годы резкий рост автомобильного транспорта в стране в сочетании с низким уровнем подготовки водителей и значительным числом нарушений ими правил дисциплины на транспорте (управление автомобилем при отсутствии прав на его вождение, управление в нетрезвом состоянии, грубые нарушения правил движения и т. п.) вызвали опасный рост ДТП, в том числе влекущих тяжкие и особо тяжкие последствия. Меры, предпринимаемые органами государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), пока не в состоянии переломить эту тенденцию. Особую роль в ДТП играют водители автомобилей иностранного производства, поскольку их профессиональный уровень зачастую не соответствует высоким техническим характеристикам автомобилей, развивающих значительную стартовую скорость, не адаптированных к отечественным дорожным условиям и т. п. К этому следует добавить типичную недисциплинированность пешеходов, по вине которых нередко возникают аварийные ситуации. И хотя привлечение их к ответственности по ст. 264 УК в надлежащих случаях возможно, на практике это осуществляется редко.

При расследовании ДТП подлежат выяснению следующие обстоятельства:

а) является ли данное происшествие ДТП;

б) время и место происшествия, его последствия;

в) имеются ли потерпевшие, характер причиненного их здоровью вреда, время и причины смерти;

г) характер и размер причиненного материального ущерба;

д) какие транспортные средства участвовали в происшествии, каков механизм ДТП;

е) по чьей вине произошло ДТП (водителя, пешехода, пассажира, велосипедиста и др.), каков ее характер;

ж) какие правила дорожного движения и эксплуатации транспортного средства были нарушены виновным и в чем выразились эти нарушения;

з) имеется ли причинная связь между нарушениями этих правил и наступившими последствиями;

и) не несут ли ответственности за ДТП работники автопарка, гаража или базы и за что конкретно (выпуск в рейс неисправного транспортного средства, водителя с признаками переутомления, больного и др.);

к) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности виновного, а также способствовавшие ДТП;

л) не имела ли места инсценировка ДТП.

Планирование расследования и первоначальные следственные действия. На начальном этапе планирование заключается, как правило, в определении круга неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Их перечень зависит от наличия на месте ДТП участвовавших в нем транспортных средств. УК РФ предусматривает ответственность за оставление места ДТП лицом, управлявшим транспортным средством и нарушившим соответствующие правила движения или эксплуатации транспортного средства (ст. 265 УК). Если это лицо скрылось с места происшествия на автомобиле или без него, в плане расследования предусматриваются меры по розыску того и другого; их следует проводить параллельно с осмотром места происшествия.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования становится известным из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от водителя транспортного средства.

Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП. Общими задачами этого следственного действия являются: а) установление факта ДТП, точного места и времени его совершения; б) предположительная классификация ДТП; в) направленность движения, местонахождение и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации; г) местонахождение и действия участников в момент самого ДТП; д) положение и состояние участников в конечной (завершающей) стадии ДТП; е) состояние груза, дорожных сооружений и местных предметов в связи с ДТП.

Особенностью следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены (на законном основании) существенные изменения, что требует учета и корректив в ходе осмотра. В соответствии с установленными правилами, работник ГИБДД, прибывший на место происшествия, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела. Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения. При необходимости наладить дорожное движение разрешает отбуксировать поврежденные транспортные средства в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия; устанавливает участников ДТП, изымает у водителей документы (водительские права, технический паспорт и др.); устанавливает очевидцев; налаживает движение транспорта и ожидает приезда следственно-оперативной группы.

До выезда на место ДТП следователь с учетом поступивших сообщений определяет круг лиц, которых следует привлечь к участию в осмотре (автоинженер, криминалист, судебный медик и др.). Если известно, что водитель скрылся, то в группу включают работника уголовного розыска или иного оперативного сотрудника. Выезжающая группа должна иметь с собой необходимые технические средства осмотра и фиксации, а в ночное время — осветительные приборы.

В начальной стадии осмотра следователь должен получить представление и зафиксировать (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку: а) тип и состояние дорожного покрытия; б) ширину и разметку дороги, ее обустройство; в) характеристику прилегающих участков; г) наличие дорожных знаков; д) обзорность; е) видимость; ж) освещенность;

з) интенсивность и плотность движения; и) наличие помех движению и дефектов дороги.

Приступив к непосредственному осмотру, следователь устанавливает местонахождение центра (узла) происшествия (его кульминационной стадии). Для этого учитывают: расположение осколков осветительной аппаратуры транспортного средства; пролившейся жидкости (топлива, тормозной жидкости, смазки, охлаждающей жидкости); следов, оставленных на дорожном покрытии колесами и иными частями транспортного средства, следов на объектах обустройства дороги. Отмечается зона распределения, следов и объектов, размеры единичных следов, осуществляется привязка к неподвижным ориентирам (столб на обочине, осевая линия, бордюрный камень и пр.).

Если транспортное средство (ТС) опрокинулось при заносе на повороте, то с помощью специалиста устанавливают радиус поворота, закругления дороги и ее поперечный профиль.

Изучая следы на месте происшествия, следователь отмечает в протоколе и на схеме положение левых и правых колес по отношению к осевой линии и к краю дорожного покрытия (обочине, бордюрному камню). Особое внимание обращают на наличие или отсутствие следов торможения, отмечая вид следов (сплошные, прерывистые) и их длину.

Затем переходят к осмотру транспортного средства, сочетая его с некоторыми проверочными действами технического состояния: отмечают местоположение транспортного средства в заключительной стадии ДТП. Осмотр ТС начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное соприкосновение с другим ТС, телом человека или иным объектом при столкновении или наезде. При этом фиксируют форму образовавшихся следов, их размеры и местоположение по отношению к частям ТС, а также по отношению к дорожному покрытию, высоту расположения верхней и нижней границ следа. Повреждения на ТС характеризуют как вмятины, царапины, разрывы, излом, отслоение и наслоение краски, грязи.

При наезде на пешехода основное внимание при осмотре обращают на детали передней части ТС, которыми чаще всего травмируются пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары (ободки фар), крылья. Фиксируют их деформацию, отслоение грязи, краски; наложение волокон ткани, частиц крови, эпидермиса, других веществ; отпечатки ткани одежды.

Если столкнулись два ТС, то осмотр начинают с контактировавших поверхностей. При этом учитывают, что столкновения бывают встречные, попутные и угловые. Осматривая следы первичного соударения, выделяют так называемые контрпары следов, т. е. следы, взаимно переходящие с одного ТС на другое. Для того чтобы определить, какой частью одного ТС оставлены следы на другом, учитывают форму следа, его размеры и высоту от дорожного покрытия как следа, так и предполагаемой следообразующей детали.

При осмотре боковых и задней поверхностей ТС особое внимание обращают на выступающие детали и части ручки дверей, порожки, боковые зеркала заднего вида, катафоты, осветительную аппаратуру. Осматривая нижнюю часть ТС, фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, а также состояние деталей и узлов, которые могли оставлять следы на дорожном покрытии, на теле человека (при переезде).

Наряду с наружными поверхностями осматривают и внутреннюю часть салона (кабины); обращают внимание на ветровое стекло, его проемы, если стекло разбито, на боковое окно, зеркала заднего вида, рукоятку переключения передач, рукоятку ручного тормоза; отмечают положение органов управления и показания спидометра.

Если водитель заявил, что транспортным средством управлял не он, а другое лицо (обычно указывают на погибшего), то предпринимают меры к обнаружению и фиксации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения передач. С этой целью изымают также резиновые коврики и накладки педалей для последующего их экспертного сопоставления с возможными следами на подошвах обуви.

В ходе осмотра ТС следователь совместно со специалистом (в том числе работником ГИБДД) проверяет исправность рулевого управления, тормозной системы, действие осветительных приборов, замеряет давление в шинах. При выпадении человека проверяется исправность дверных замков. Эти сведения отражают в протоколе осмотра.

Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехода, переезд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет прийти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП. Осматривая труп, отмечают его местоположение относительно осевой линии, обочины, базовых ориентиров, ТС; фиксируют местоположение, форму и размеры следов крови на дороге.

При осмотре одежды отмечают ее повреждения и загрязнения: разорвана, скручена, имеются следы волочения, отпечатки протектора, наличие наложений краски, грязи и т. п. В наружном осмотре трупа обязательно .участвует судебный медик или заменяющий его врач. В протоколе и на схеме частей тела отмечают наличие ссадин, кровоподтеков, ушибленных и рваных ран, необычную подвижность костей, указывают форму повреждения, размеры, расстояние от подошвы стопы.

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которые помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления. Сначала фиксируют следы ходовой части:

ширину колеи, ширину беговой части протектора, рисунок протектора, базу ТС (по следам разворота или стоянки). Затем изучают следы, возникшие от ТС на объектах окружающей обстановки, замеряют верхнюю и нижнюю границы следа от дорожного покрытия (на теле трупа — от подошв обуви). Обращают внимание на отделившиеся детали, части, кусочки краски, осколки и т. п. С учетом следов на потерпевшем и на иных объектах может быть сделан вывод о том, какие повреждения и следы могли остаться на ТС, на каких его частях. Суммируя полученные сведения, следователь определяет ориентирующие данные для розыска ТС и дает задание сотрудникам уголовного розыска и ГИБДД.

Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, на крышке ящика для мелких вещей;

изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине).

Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку, а при необходимости и видеозапись. Особо хорошие результаты дает применение фотограмметрической стереофотокамеры, позволяющей получить метрические снимки с точной передачей размеров и расстояний между объектами.

После осмотра места происшествия водитель ТС во всех случаях направляется в медицинское учреждение для установления, не употреблял ли он спиртные напитки.

Допрос водителя. После свободного рассказа следователь выясняет, было ли исправно ТС, в чем заключалась неисправность, в какой момент водитель ее обнаружил, какие меры принял (устранил ее, прекратил движение). Сведения о неисправности, сообщаемые водителем, сопоставляются с данными осмотра и проверки ТС на месте происшествия. Впоследствии при назначении судебно-автотехнической экспертизы перед экспертом должен быть поставлен вопрос о наличии неисправности, ее причине и влиянии на происшедшее событие. .

При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства: кто, кроме него, находился в кабине (салоне), на каком часу его работы произошло ДТП, сколько времени до этого он непосредственно находился за рулем, куда ехал, по. какой улице (дороге), в каком направлении, с какой скоростью, на какой полосе движения (или на каком расстоянии от осевой линии, от обочины шоссе), какова была видимость, обзорность, какие транспортные средства находились на дороге и их взаиморасположение, какие дорожные знаки видел водитель непосредственно перед ДТП; если имеется светофор, то какой был на нем сигнал. Затем выясняют обстоятельства механизма самого ДТП, его кульминационной стадии: когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию, в чем она выражалась; какие действия он предпринял или собирался предпринять; попытался ли затормозить и применил маневр. Детали события уточняются в зависимости от характера ДТП.

В случае столкновения двух ТС у каждого водителя выясняют, как ему представлялись действия другого водителя. При допросе водителя, скрывшегося с места происшествия, выясняют, почему он скрылся, какие меры предпринимал для уничтожения следов, возникших на ТС. При допросе может быть использована схема ДТП.

Допрос свидетелей. Следует иметь в виду, что редко одно лицо видело во всех деталях развивающиеся события и действия их участников. Обычно присутствующие реагируют на звук резкого торможения, сигнала, удара после того, как ДТП уже произошло. Кроме того, для восприятия свидетелем происшедшего значимо его местоположение в данной дорожной ситуации, что и необходимо выяснить в начале допроса.

При допросе выясняют: направленность движения ТС, приблизительную скорость, наличие другого транспорта, поведение потерпевшего и другие обстоятельства. Когда столкнулись два или несколько ТС, то свидетеля спрашивают о каждом из них.

Если свидетель находился в кабине (салоне) вместе с водителем, то у него выясняют, как давно он ехал с водителем, не употреблял ли последний спиртные напитки, не отвлекался ли во время движения, вели ли они разговор, смотрел ли свидетель на панель приборов, замечал ли он показания скорости и какова она была перед ДТП и во время него; когда он, свидетель, осознал аварийную ситуацию, какие меры предпринимал водитель, чтобы ее предотвратить.

Если допрашивается свидетель, видевший ТС, скрывшееся с места происшествия, то основное внимание уделяют установке его общих и частных признаков: тип и модель автомобиля, цвет окраски, номер или его отдельные знаки и цифры; горели ли габаритные огни, фары и фонарь номерного знака, не заметил ли свидетель вмятин или царапин на автомобиле, сколько человек сидело в салоне (кабине), признаки внешности водителя и пассажиров, в каком направлении скрылось ТС.

Допрос потерпевших. При наличии тяжелых травм потерпевший не в состоянии вспомнить и изложить существенные детали происшедшего события. Иногда ДТП происходит настолько неожиданно, что потерпевший его не осознает. Кроме того, следует иметь в виду, что потерпевший — заинтересованное лицо, почему особенно важно допросить его детально, выясняя мельчайшие подробности события.

При допросе потерпевшего, сбитого ТС, выясняют, не страдает ли он дефектами органов чувств. Затем устанавливают, где он находился до наезда, в каком месте, куда и как двигался, когда увидел ТС и как реагировал на него, с какой скоростью двигалось ТС, какова была дорожная обстановка в этот момент, какой частью ТС он был сбит и др. Показания потерпевшего сопоставляются с показаниями водителя и свидетелей, особенно в той части, где говорится о направлении и режиме его движения.

Розыск ТС, задержание и допрос его водителя. Для розыска проверяемого ТС сведения, полученные в ходе осмотра и допросов свидетелей, сообщаются на посты ГИБДД по пути возможного движения ТС.

Если автомобиль значительно поврежден и по этой причине не мог далеко уехать, организуется прочесывание расположенных неподалеку улиц, дворов, лесных массивов (в местах съездов с магистралей).

При наличии сведений о номере или части номера ТС осуществляется проверка по учетам ГИБДД. Розыск ведется и в автохозяйствах с привлечением оперативных сотрудников, инспекторов ГИБДД, общественных автоинспекторов. В качестве ориентирующих данных этим лицам сообщаются сведения о повреждениях, оставшихся на транспортном средстве, времени ДТП и вероятном времени возвращения в гараж. В ходе подобных проверок выясняют: Какие ТС были на линии, какие из них приехали после ДТП, не имелось ли у них повреждений или свежеотремонтированных участков, следов свежей покраски, выправления (рихтовки) металлических частей, замены частей; не предпринимал ли кто-нибудь из водителей мер к устранению неисправностей (поломок, вмятин, погнутостей) в частном порядке; каким образом он объяснял наличие имеющихся повреждений.

Последующие следственные действия. Они зависят от той ситуации, которая сложится после начального этапа расследования. Если ТС еще не установлено и водитель не разыскан, то основное внимание уделяется розыскным действиям. Когда ТС и водитель известны, то главным служит получение и проверка сведений о ДТП. С этой целью планируется установление и допрос новых свидетелей, проверка и уточнение показаний на месте, назначение судебных экспертиз, проведение при необходимости следственного эксперимента и предъявления для опознания.

Судебные экспертизы играют по данной категории важную роль. В первую очередь это относится с автотехнической экспертизе. Она проводится, чтобы выяснить техническое состояние ТС или отдельных его механизмов и узлов; определить относительное время появления конкретной неисправности (возникла ли она до ДТП или в результате его);

причин и условий ее образования; установить причинную связь между имеющейся неисправностью и наступившими последствиями, приведшими к ДТП. Автотехническая экспертиза решает также ряд вопросов, связанных с анализом механизма этих происшествий, например: определяет по длине тормозного пути скорость движения ТС, возникновение момента опасной ситуации; как должен был действовать в данной ситуации водитель, имел ли он техническую возможность избежать происшествия (наезда, столкновения); соответствовали ли его действия правилам дорожного движения. Однако эксперт не предрешает вопроса, о виновности водителя; она будет установлена на основе оценки всех фактов, собранных по делу, в частности, наличия или отсутствия причинной связи между действиями (бездействием) водителя и наступившими последствиями.

Наряду с автотехнической может быть назначена и транспортно-трасологическая экспертиза. Она решает два вида задач: идентификационные и диагностические. К первым относится отождествление ТС или установка его групповой принадлежности по следам его ходовой части, по следам выступающих частей, по отделившимся деталям и частям (часто по осколкам фарных рассеивателей). Диагностическая задача: установить направленность движения ТС, точное место кульминационной стадии ДТП, линию и угол столкновения; разграничить следы первичного и повторного соударения (опрокидывания); установить обстоятельства выпадения человека из ТС; изучить прочие следы, обнаруженные на ТС. Решение подобных вопросов позволяет эксперту получить представление о механизме ДТП, точном его месте и динамике.

Судебно-медицинская экспертиза решает вопросы о причине и времени смерти, механизме повреждений на теле человека, прижизненности или посмертности этих повреждений, степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, и др. Если на ТС обнаружены следы крови, волосы или иные объекты биологического происхождения, то назначается судебно-биологическая экспертиза вещественных доказательств.

Важное значение при расследовании ДТП имеет назначение комплексных экспертиз. В случаях наезда (переезда) на человека чаще всего назначают комплексную судебно-медицинскую и судебно-автотехническую экспертизу, при столкновении ТС — судебно-автотехническую и трасологическую.

В ходе расследования нередко проводят судебно-материаловедческие экспертизы: горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов, лакокрасочных покрытий, волокон тканей и пр. На экспертизу направляют одежду потерпевшего со следами смазки или краски; волокна ткани, изъятые с поверхности ТС; частицы краски с места происшествия и т. д. На разрешение экспертизы ставятся вопросы: каким веществом образованы пятна, не совпадает ли это вещество по источнику своего происхождения с аналогичным веществом, изъятым при осмотре ТС; не совпадают ли волокна, обнаруженные на ТС, с волокнами одежды потерпевшего.

Следственный эксперимент может проводиться как для проверки показаний водителя, потерпевшего, свидетеля, так и для объективизации данных о механизме ДТП. В первом случае эксперимент позволяет проверить сведения об обзорности и видимости в данной ситуации; о возможности наблюдать ход события с конкретного места в конкретных условиях; совершать определенные действия в данной обстановке. При воссоздании обстановки ДТП следует учитывать, что она не может и не должна повторять самого происшествия, создавать опасность для жизни и здоровья участников эксперимента и окружающих лиц.

При необходимости ТС, водитель могут бытьпредъявлены для опознания; проводяточные ставки и иные следственные действия. В ходе дальнейшего расследования возможны повторные допросы.

Собрав достаточные данные, следователь выносит мотивированное постановление о привлечении в качестве обвиняемого и допрашивает его. В этой стадии возможно назначение повторных и дополнительных экспертиз по ходатайству обвиняемого или его защитника.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...