Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие о жанре, стиле, форме и содержании




Глава 5. АНАЛИЗ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Основные понятия в балетмейстерской деятельности – замысел, тема, идея

Любой танец имеет своё содержание, он не исполняется просто так. Его возникновение всегда зависит от путеводного толчка, эмоционального состояния, отношения к событиям. Любой танец несёт ту атмосферу действия, которая создаётся обстоятельствами и событиями. Содержание складывается из повествования, действия, рисунка. Танца без содержания не бывает.

Что входит в содержание танца?

Замысел – есть конкретное выражение идеи будущего номера. Тема появляется после появления идеи.

Идея – система понятий, выводов из определённых событий, явлений, фактов. Это и политика и мораль, которая отражается в сфере искусств. Идея – это то, к чему подводит своего зрителя автор произведения. И в зависимости от этого у человека складывается оценка увиденного им произведения. Независимая от нас идея всегда присутствует в танце.

«Драматическое произведение не может быть совершенным, если оно не содержит морали…».

Карло Блазис.

Тема – жизненная проблема (нравственная, эстетическая, и др.), это духовная проблема, поставленная ходом самой общественной жизни. Тема – это то, о чём повествует действие. А идея – то, зачем, для чего это действие происходит.

Найти подходящую тему для пантомимы и балета – задача нелёгкая, требующая осмотрительности; сюжет необходимо подкрепить интересными эпизодами; развитие действия должно быть живым и надлежаще оправданным.

«Если автор не умел выбрать подходящей темы, которая дала бы ему возможность показать свой талант и блеснуть им и которая увлекла бы и вдохновила его, - он не может рассчитывать на успех. Случается, что тема, казалось бы посредственная, не содержащая необходимых для балета элементов, прекрасно поддаётся обработке. Но это удаётся только в том случае, если тема значительна в корне, если она зажигает и вдохновляет фантазию автора».

Карло Блазис.

«Показатель таланта – умение многое сделать с малыми средствами, и явный признак посредственности – при больших средствах сделать мало. Нередко одно какое-нибудь слово, чёрточка, обломок скульптуры, поражая воображение художника, становятся основой для шедевра».

Леонардо да Винчи.

«Тема общего характера и всем известная всегда весьма пригодна для балета. Если подобной темы нет, необходимо, по меньшей мере, чтобы события были представлены наиболее естественным образом: «Естественное – всегда безошибочно».

Алигьери Данте.

Выбирая тему, необходимо согласовать её с собственными возможностями и никогда не предпринимать свыше своих сил.

Сюжет – конкретное событие, которое изображается в хореографическом произведении через конфликтные ситуации и конкретные действия героев.

Сюжет требует наличие событий, порождающих новое действие через конфликт.

Сюжет – это определённая условность, но они влияют на язык танца. Он определяется объёмом конфликта.

«Красота в скульптуре, живописи, поэзии и танце – это не геометрическая красота пропорций, но живое и воодушевлённое её выражение. Основное действие и весь ход театрального представления захватывают внимание только в том случае, если они даны интересно; тогда они беспокоят и волнуют наши чувства, и мы принимаем участие в судьбе действующих лиц. Главная заслуга автора заключается в умении завладеть умом и чувствами зрителя.

Нашими образцами и вожатыми должны быть подлинные и душевные движения.

Недостаточно дать уму множество представлений, их надо дать в порядке. Таким только образом можно запомнить, что произошло, и предположить, что произойдёт. Нашему уму нравится подобная растяжимость проницательности. Но, воспринимая произведение, в котором нет порядка, уму приходится постоянно отвлекаться вследствие старания привести неясное в ясность. Намерения автора спутываются с нашими предложениями, ум не усваивает и не угадывает ничего и приходит в смятение от той нелепости, в какую отливаются его мысли. Утомлённый борьбой, он становится неспособен воспринимать удовольствие. Таким образом, несмотря на то, что у автора не было нарочитого желания создать путаницу, – порядок, который хочет восстановить зритель, производит в пьесе только окончательный беспорядок».

Шарль Луи Монтескье.

 

Понятие о жанре, стиле, форме и содержании

Жанр – вид, род, тип: эстетический (вид), лирический (род), драматический (тип).

Жанры в хореографии созвучны с жанрами театрального искусства. Многообразие жанров включает в себя: лирический, комический, драматический, героический, эпический, сатирический, романтический, трагический, исторический, эссе, смешанный, где могут быть черты разных жанров. Зачастую жанр хореографического произведения трактует жанр литературного первоисточника, который служит основой для сюжета в постановочной работе.

Форма – наружный вид, внешнее очертание, строение, устройство системы организма.

В хореографическом искусстве произведение состоит из отдельных элементов, составляющих его форму и раскрывающих его конкретное содержание. Это построение не стихийно. Оно осуществляется при помощи различных систем, категорий, понятий, находящихся во взаимодействии.

За многовековую историю танцевальное искусство накопило и отработало определенные приемы, позволяющие посредством присущей этому искусству выразительности передавать богатейшую информацию, составляющую содержание и эмоциональный заряд искусства хореографии. На протяжении веков претерпели изменения формы и жанры танца, виды и стили, основные выразительные средства, язык, делающие танец танцем. Потому сегодня мы уже говорим об исторически сложившейся системе норм и выразительных средств, составляющих искусство хореографии, определяющих его специфические черты и право на самостоятельность в потоке всех искусств.

Форма – способ существования и выражения содержания.

Содержание – определяющая сторона целого, совокупность его частей.

Форма хореографическая это система специфических ритмически организованных выразительных движений человека, претворяющих и обобщающих пластику реальной жизни, организующихся в цельную композицию. Простейший танец, выражающий то или иное настроение, всегда содержателен, одухотворен, его форма, как воплощение явлений духовной жизни человека.

Соотношение формы и содержания носит неизбежный характер и относится к философским категориям. Отношение содержания и формы характеризуется относительным единством. Содержание и форма выражают соотношения в искусстве внутреннего, духовного, идейно-образного начала и его внешнего, непосредственно воспринимаемого, слышимого и зримого воплощения. Содержание произведения танцевального искусства отражает реальную действительность. Оно может включать чувства, переживания, состояния людей, их характеры и поступки, события истории и современной жизни, особенности труда, быта, национального характера и психического склада народа.

Содержание и форма взаимосвязаны друг с другом, одно без другого не существует. О содержании можно узнать только через форму; все, что не воплощено в форме, остается лишь замыслом, но не действительным содержанием произведения. И наоборот, форма только тогда художественна, когда она одухотворена, наполнена содержанием. Выразительные возможности отдельных танцевальных движений приобретают определенный характер, когда эти движения ставятся во взаимосвязь, складываются в целостную танцевальную форму, организуемую в соответствии с особенностями и требованиями содержания. Форма не механическая совокупность отдельных движений, а их целостная система, подчиненная содержанию. Лишь в качестве элементов такой формы отдельные движения приобретают образно-содержательный смысл.

В единстве содержания и формы определяющее значение принадлежит содержанию. Именно оно придает танцу его общественное значение и идейный смысл. Одухотворенность танца, идейная глубина и образная значительность – важнейшие критерии художественности.

Вместе с тем только совершенство и красота формы, отточенность и меткость выразительных средств делают содержание действительной духовной силой искусства. Форма зависит от содержания, но она активна и сама влияет на него. Слабая, не соответствующая содержанию форма может испортить самое хорошее содержание. Талант и мастерство хореографа выражаются, помимо прочего, в умении создать форму, наилучшим образом выражающую содержание, найти такие выразительные средства, которые окажутся единственными и незаменимыми для данного содержания.

Веками вырабатывались малые и крупные танцевально-хореографические формы, способные выражать обобщенно-поэтическое жизненное содержание. Но в процессе исторического развития хореографического искусства содержание и форма эволюционируют. Меняют свой характер соответственно потребностям времени. Открываются новые грани жизни, углубляется содержание, расширяется и обогащается круг выразительных средств. Эти изменения начинаются с содержания и влекут за собой развитие формы. Следует всегда помнить, что все виды танцевального искусства имеют свои формы, свои особенности построения композиции танца.

В настоящее время можно выделить наиболее распространенные формы хореографических произведений, такие как:

  • малая форма (миниатюра, соло, дуэт, трио);
  • хореографический этюд – основа сюитной формы;
  • хореографическая сюита;
  • хореографическая картина;
  • хореографический спектакль;
  • одноактный балет;
  • балетный спектакль (классический балет);
  • крупная форма (массовая хореографическая композиция);
  • симфонический танец, танцсимфония;
  • триптих.

Содержательность и образность хореографического текста и целостного танцевального произведения, непосредственно зависят от выбора балетмейстером формы, жанра и приемов построения композиции танца.

Стиль танца– один из самых важных компонентов и должен быть во всех танцах разным. Непонимание стилистической разницы нивелирует различные образы героев танцев. Чаще всего это ощущается в массовых танцах. Массовый танец не менее значим, а иногда даже более выразителен и вызывает реакцию зрительного зала более восторженную, чем фрагмент, исполняемый солистом. Выдержать стиль конкретного танца, иметь свой уникальный стиль в работе над сочинением и постановкой хореографического произведения именно это подразумевается под определением «стиль» в хореографии.

В работе по созданию танца нет мелочей. Это творческий, созидательный процесс. Основываясь на знаниях природы танца, опыте профессиональных балетмейстеров, мы учимся логике построения композиции, используя самые разнообразные формы ее представления. При этом грамотно выдержать стиль, манеру, характер. Это, в свою очередь дает возможность талантливому балетмейстеру выработать свой почерк, определить свой стиль.

Следует всегда помнить, что все виды танцевального искусства имеют свои формы, свои особенности построения композиции танца. Хореография как один из видов сценического искусства, имеет свои оригинальные и разнообразные формы и виды, а также развивается в различных направлениях и жанрах.

«Я не понимаю пустословия в искусстве. Афористически я выразил бы эту мысль такими словами: «В искусстве лучше не сказать ничего, чем сказать ничего». Танцевать просто для того, чтобы танцевать, ничего этим не выразив: если не мысль, так чувства, – нет смысла! Иначе это не искусство, а пустое времяпровождение. Я всегда ищу мысль, которая дала бы повод появиться именно этому танцу… Я всегда приспосабливаюсь к той музыке, которая в данный момент нужна для того или иного танца».

Игорь Моисеев.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 1441.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...