Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Алгоритм выполнения задания 24
Меджидова М.Б.
Алгоритмвыполнениязадания 24 ЕГЭ порусскомуязыку
Введение
ЕГЭ по русскому языку – это обязательная форма итоговой аттестации выпускников. Для успешной сдачи экзамена необходима систематическая и целенаправленная подготовка, требующая повторения всех основных разделов школьного курса русского языка.Практика подготовки обучающихся к ЕГЭ показала, что особое затруднение вызывает выполнение задания 24. Оно проверяет умение находить и правильно определять изобразительно-выразительные средства языка, используемые авторами в текстах.За выполнение задания 24 может быть начислено от 0 до 4-х баллов.За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина изсписка, экзаменуемый получает 1 балл (4 балла: нет ошибок; 3 балла:допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указанатолько одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный наборцифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр в ответе имеет значение (Официальный информационный портал ЕГЭ. (www.ege.edu.ru)).
При подготовке обучающихся к выполнению данного типа заданий необходимо особое внимание уделить терминологическому аппарату. В данном пособии впервые предложено распределение всех изобразительно – выразительных средств на четыре группы: тропы, лексические средства, синтаксические средства и приёмы. Это намного облегчит выполнение задания 24. Пособие начинается со СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ.
Также в нём предложены выдержки текстов как художественных, так и публицистических, на основе которых написаны фрагменты рецензий. В них анализируются языковые особенности текстов. Необходимо вставить на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из предложенного списка.
Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, готовящимся к ЕГЭ, а также учителям русского языка.
Словарь терминов
Тропы
1
| Эпитет
| Художественное, образное определение, обычно выражается прилагательными, реже существительными или наречиями
| На берегу пустынных волн
Стоял он дум великих полн.
| 2
| Метафора
(Развернутая метафора)
| Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов (скрытое сравнение). Развернутая метафора – это метафора, выраженная не в одном слове, а в целом предложении.
| Мертвая тишина.
Колесом за сини море солнце скатилось.
Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, а вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной(разв.метафора).
| 3
| Сравнение
| Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого(выражается через союзы будто, точно, словно, как, как будто, сравнительную степень прилагательного)
| Река покраснела, как девушка. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
| 4
| Литота
| Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого–либо явления
| Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
| 5
| Гипербола
| Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера силы, значения и т.д. какого – либо явления
| Пот катился градом.
В сто сорок солнц закат пылал.
| 6
| Синекдоха
| Разновидность метонимии, употребление части вместо целого или целого вместо части
| Швед, русский колет, рубит, режет.
| 7
| Олицетворение
| Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ
| Отговорила роща золотая.
| 8
| Ирония
| Троп, состоящий в употреблении слова или выражения, в смысле обратном буквальному, с целью насмешки (создание комического эффекта)
| Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на слона.
| 9
| Метонимия
| Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними
| Стальной оратор дремлет в кобуре – револьвер.
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал.
| 10
| Перифраз
| Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
| Лев-царь зверей. Унылая пора, очей очарованье (Осень).
| 11
| Аллегория
| Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа
| Хитрость показывается в образе лисы, жадность – в образе волка, трусость – в образе зайца, весы означает правосудие, сердце - любовь
| | | | | | | | | | | | |
Лексические средства
1
| Антонимы
| Слова, принадлежащие к одной и той же части речи, имеющие противоположные значения
| Они никогда не говорили друг другу ты, а всегда вы
| 2
| Контекстные антонимы
| Это слова, которые считаются антонимами только в данном контексте
| Странный он был человек: при большом начальстве звонким соловьем трели разводил, при подчиненных же диким медведем рыкал.
| 3
| Синонимы
| Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение
| Конница – кавалерия,
смелый – храбрый.
| 4
| Контекстные синонимы
| Это слова, которые считаются синонимами только в данном контексте
| Морские суда, покинутые своими командами, иногда годами блуждают по океанам, пока их не поглотит пучина. Не раз эти бродяги океанов становились источниками морских легенд.
| 5
| Фразеологизмы
| Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову
| На краю света( «далеко»), зуб на зуб не попадает ( «замерз»)
| 6
| Разговорная лексика
| Это слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринужденности и поэтому не всегда уместны в письменной
| Работяга, белобрысый, разиня, читалка
| 7
| Просторечные слова
| Слова, выражения, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок
| Башка (голова), муторный (неприятный)
| 8
| Профессиона-
лизмы (специальная лексика)
| Слова, составляющие принадлежность речи к той или иной профессиональной группе
| Скальпель, капельница, шприц – в речи врачей; камбуз, кок, склянка – в речи моряков
| 9
| Термины (специальная лексика)
| Слова или сочетанияслов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве
| Фонетика, наклонение, рифма, косинус,
цитоплазма
| 10
| Книжная лексика
| Слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных работах, официальных и деловых документах, публицистике
| Гипотеза – предположение, генезис – происхождение.
| 11
| Заимствованные слова
| Это слова, которые взяты из другого языка
| Олимпиада, энциклопедия,
жалюзи
| 12
| Диалектизмы
| Слова, распространенные на определенной территории
| Курень – сигарета, гутарить–говорить, кочет - петух
| 13
| Архаизмы
| Устаревшие слова, замененные в современном языке синонимами
| Лоно – грудь,
выя – шея, лани-
ты -щеки
| 14
| Историзмы
| Слова, служившие названием исчезнувших предметов, понятий, явлений
| Кушак, боярин, кафтан, треуголка
| | Старославянизмы
| Это слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг
| Собеседование, грядущее,
изложить
| 15
| Неологизмы
| Это новые слова, которые появляются в языке для обозначения новых предметов, понятий, явлений
| Портал, сайт, маркетинг, дилер
| 16
| Эмоционально – оценочные слова
| Слова, отражающие отношение говорящего к кому – либо или чему – либо и выражающие оценку
| Мамочка, голубчик, торгаш, разгильдяй, оболтус
| 17
| Паронимы
| Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении
| Величественный-великий,
адресат-адресант
| 18
| Научная лексика
| Слова для передачи научной информации
| Энциклопедия, рефераты
| 19
| Общеупотреби-
тельная лексика
| Слова русского языка, которые известны и понятны всем, употребляются всеми
| Думать, деревья, располагать, лгун
| 20
| Жаргонизмы (специальная лексика)
| Это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой
| Телевизор – телек, домашнее задание - домашка
| 22
| Крылатые слова
| Яркие и меткие выражения писателей, ученых, общественных деятелей и т.д.
| Служить бы рад, да прислуживаться тошно
| 23
| Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами
| Слова, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (-очк, -оньк, -еньк и т.д.), для выражения доброты, заботы, ласки к миру и к людям
| Домик, Машуля, сказочка,столик
| 24
| Индивидуально – авторское слово
| Авторский неологизм, слово, придуманное или образованное автором текста
| Я свирел в свою свирель
| 25
| Эмоционально – окрашенные слова
| Слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. Эмоциональная окраска может быть положительной и отрицательной
| Лузгать – грызть семечки (отрицательная),
куколка (положительная)
| 26
| Канцеляризмы
| Слова, характерные для стиля деловых бумаг.
| Имеет место отсутствие запасных частей.
| | |
|
| | | | | |
Синтаксические средства.
1
| Ряды однородных членов
| Несколько слов предложения, относящихся к одному и тому же слову, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одной части речи
| По вечерам дедушка смотрел телевизор, или читал, или уходил к соседу.
| 2
| Вопросительные предложения
| Предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что – либо или удостовериться в чем - либо
| Ты действительно был дома?
| 3
| Восклицательные предложения
| Предложения, в котором выражение содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего
| У нас большая радость!
| 4
| Риторические вопросы
| Это вопросы, не требующие ответа (либо ясен сам по себе, либо вопрос обращен к условному собеседнику)
| Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить?
| 5
| Риторические восклицания
| Восклицательные предложения, которые в тексте выполняют роль усиления эмоциональности и выразительности речи
| Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!
| 6
| Риторические обращения
| Риторическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому – либо или чему – либо для усиления выразительности речи
| Цветы, любовь, деревня, праздность, поле!
Я предан вам душой.
| 8
| Синтаксический параллелизм
| Одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи
| Око зрит – невидимейшую даль, Сердце зрит – невидимейшуюсвязь,Ухо пьет – невидимейшую молвь.
| 9
| Вводные слова
| Это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает
| Стало жарко, значит, в доме затопили печи.
| 10
| Вводные предложения
| Это предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания
| Калиныч, как я узнал после, каждый день ходил с барином на охоту. Время, казалось, остановилось.
| 11
| Вставные конструкции
| Это слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения
| Однажды вечером (это было в начале 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра и смотря в окно на тучи, бегущие мимо луны.
| 12
| Односоставные предложения
| Это предложения, имеющие только один главный член.
| Видишь синий небосвод. Зима.
| 13
| Определенно –личные предложения
| Это предложения, которые называют действие говорящего или собеседника или выражают побуждение к действию. Главный член выражен глаголом в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения.
| Взбегу на холм и упаду в траву.
Нехотя вспомнишь и время былое, вспомнишь и лица, давно позабытые.
| 14
| Неопределенно – личные предложения
| Односоставные предложения, в которых лицо, совершающее действие, не названо, не определено.
| В кабинете спорят(гл.в форме 3-го лица наст. вр.илибуд.вр.).В лагере долго вспоминали вожатого (гл.множ.числапрош.вр.).Сделали бы уроки побыстрее (усл.наклонение).
| 15
| Безличные предложения
| Предложения с одним главным членом – сказуемым, в которых не называется тот, кто производит действие.
| Стоит подумать над этой проблемой. На улице вечереет.
| 16
| Назывные предложения
| Это тип односоставных предложений, в которых только один главный член - подлежащее
| Шепот, робкое дыханье, трели соловья…
| 17
| Неполные предложения
| Это предложения, в которых отсутствуют какие – либо структурно – необходимые члены, главные или второстепенные
| -Как тебя зовут?
-Меня Федей (зовут).
Летом светает рано, а зимой – поздно.
| 18
| Обращение
| Слово или сочетание слов, называющее лицо,которому адресована речь.
| Что ты рано в гости, осень, к нам пришла.
| 19
| Сравнительный оборот
| Оборот, выражающий сравнение и представляющий собой часть простого предложения
| И березы стоят, как большие свечки.
| 20
| Уточняющие конструкции
| Это уточняющие слова и уточняющие словосочетания (уточняющие обстоятельства, определения, дополнения и т.д.)
| Там, в горах, повалил снег. Поздно вечером, часов в десять, я вышел в сад.
| | | | | | | | | | | | |
Приемы
1
| Аллитерация
| Повторение одинаковых или однородных согласных в тексте, придающее ему особую звуковую выразительность
| Грохочет эхо по горам, как гром, гремящий по громам
| 2
| Градация
| Расположение синонимов в порядке возрастания или убывания смыслового и эмоционального значения
| Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.
| 3
| Инверсия
| Расположение членов предложения в особом порядке,нарушающем обычный, так называемый прямой порядок слов, с целью усилить выразительность речи (обратный порядок слов)
| Белеет парус одинокой в тумане моря голубом
| 4
| Синтаксический параллелизм
| Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
| В синем море волны хлещут,
В синем небе звезды блещут.
| 5
| Лексический повтор
| Повтор одного и того же слова для усиления эмоционального воздействия
| Казалось в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака.
| 6
| Звукопись
| Художественный прием, заключающий в создании образов путем подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рев мотора)
| Ветер веет и вьется украдками меж ветвей, над водой наклоненных.. (слышится ветер с помощью повторения в)
| 7
| Антитеза
(противопоставление)
| Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
| Мне грустно потому, что весело тебе. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая.
| 8
| Анафора
| Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание
| Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем..
| 9
| Эпифора
| Стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех слов в конце отрывков, из которых состоит высказывание
| Деточка, Все мы немножечко лошади,
Каждый из нас по- своему лошадь
| 10
| Оксюморон
| Сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художест-венном образе
| Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь.
| 11
| Цитирование
| Это прямое использование текста из какого – нибудь источника
| Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».
| 12
| Вопросно – ответная форма изложения
| При вопросно – ответной форме изложения автор задает вопросы и сам же на них отвечает
| Что плохого в насмешливом взгляде?! А все плохо! Я не хочу попадать под прицел презрительных глаз.
| 13
| Парцелляция
| Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно – смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы
| Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда.
(Можно передать одним предложением)
| | | | | | | | |
Формы речи
1
| Диалог
| Это разговор двух лиц
| -Вы?
-Я.
-Глазам своим не верю!
- Вы же сами просили меня приехать. Вот я и приехал.
| 2
| Монолог
| Это речь одного лица
| Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала всё было тихо.
|
Алгоритм выполнения задания 24
А:(3) Мать – это первая родина. (43) Худая, тонкая рука моей матери провела меня через все сложности.
Б: (5) Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких – то жизненных обстоятельств, этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.
В: (2)И самым чистым, самым светлым, самым важным, большим и значимым навсегда остаётся образ матери. (5) Мать по крови, мать, давшая жизнь, или женщина, заменившая мать, ставшая ею в силу каких – то жизненных обстоятельств, этот образ никогда не теряет своей притягательности, своей силы, и любой человек невольно соотносит свою жизнь, свои уже взрослые поступки с тем зачастую неуловимым, неощутимым, незримым научением, которое пришло к нему от матери.
Г: (20) В нашей семье было принято держать свои чувства на привязи.
« Юрий Маркович Нагибин рассуждает о серьёзных мировоззренческих вопросах. Особенно трогают слова писателя о матери. Выразить свои мысли и чувства автору помогают разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А)_______( «Мать- это первая родина» в предложении 3; «рука моей матери провела меня через все сложности» в предложении 43) и (Б)_______( «неуловимым, неощутимым, незримым научением» в предложении 5), приём-(В)_______( «самым» в предложении 2, «мать» в предложении 5), лексическое средство – (Г)____ ( «держать чувства на привязи» в предложении 20)».
Проанализируем список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируем их:
Тропы отметим буквой «Т»,
|