Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теизм, деизм, пантеизм, язычество. Стадии развития язычества.




Общее определение религии (широкое и узкое понятия). 7 моделей объяснения происхождения религии.

Широкое понятие религии, которое наиболее четко сформулировал психолог Эрих Фромм (1900–1980): «...под религией я понимаю любую разделяемую группой систему мышления и действия, позволяющую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения».

Узкое понятие религии – это такая разделяемая группой людей система особенностей мышления и действия, которая позволяет человеку вести осмысленное существование, дает целостную систему мировоззрения, целей, идеалов, эталонов и норм поведения, дает объект для преданного служения и при этом основной или неотъемлемой частью такой системы мышления является вера в сверхъестественное.

Сверхъестественное определяется здесь как нечто, соответствующее трем условиям:

1. Сверхъестественное, по убеждению верующих, полностью или частично находится вне реального мира, вне всей существующей материальной Вселенной.

2. Сверхъестественное, по убеждению верующих, не подчиняется законам окружающего материального мира, материальной Вселенной.

3. Сверхъестественное, по убеждению верующих, само не подчиняясь законам материальной Вселенной, способно не только отслеживать происходящее в реальном мире, но и влиять на происходящие в реальном мире события, вмешиваться в их естественный ход с различными целями

Семь моделей объяснения происхождения религий:

1.Религия как иррациональный дар свыше.

2.Религия как аллегорическое знание впервые была истолкована Теагеном Регийским (6 в. до н.э.). В этом смысле религия понимается как некий особый способ познания, позволяющий увидеть то, что недоступно обыденному познанию, даже если оно предельно систематизировано.

3.Религия как преклонение впервые была понята Эвгемером из Мессены (4 в. до н.э.) в его книге «Священная запись».

4.Религия как общественный институт впервые была объяснена афинским тираном Критием (ум. 403 г. до н.э.), осмыслившим ее как изобретение властителей с целью лучшего управления. В дальнейшем эта точка зрения выросла в т. н. «теорию обмана», согласно которой религия есть сознательный обман со стороны властей и бессознательный самообман со стороны подчиняющегося народа.

5.Религия как плод страха и бессилия впервые была определена Демокритом из Абдеры (5 в. до н.э.)

6.Религия как врожденное свойство человека была впервые интерпретирована философом-стоиком Посидонием из Апамеи (ок. 135–51 гг. до н.э.).

7. Религия – направляющая сила – впервые была понята Иммануилом Кантом (1724–1804).

Понятия веры, минимума веры. Вера как интеллектуальный феномен и мифологическая система. Вера как эмоционально-волевой феномен. Психология религии о вере.

Первый подход утверждает, что этот «минимум» следует искать в сфере религиозного сознания: в особенностях взглядов, представлений, чувств и переживаний верующих. Второй подход утверждает, что специфика религии связана с культовой деятельностью. Третий – с религиозными организациями. Большинство религиоведов, считают, что «минимум» религии следует искать в сфере религиозного сознания.

Вера - это особое эмоционально-психологическое состояние человека и одновременно его отношение к определенным явлениям окружающего мира. Помимо религиозной веры бывает вера и нерелигиозная. Всякая вера имеет свой предмет.Вера – это элемент человеческого сознания, и она непосредственно направлена на те или иные образования сознания: понятия, представления, образы, теории и т.д

Предметом веры являются образования сознания, которые не являются предметом знания. Ученые отмечают, что предметом веры являются гипотетические представления, образы, понятия и теории. Без религиозная вера отличается от религиозной предметом своей веры. Предметом же религиозной веры является сверхъестественное.

Веру в существование сверхъестественного и в возможность установления с ним определенных связей, отношений в качестве всеобщей, существенной характеристики религии признают и многие светские религиоведы. Такой подход к исследованию религии называется преформизмом. Преформизм – это учение, утверждающее, что все высшие формы, которые достигает явление в процессе своего развития уже содержит потенции, в зародыше в низших формах. Процесс развития явлений направлен на раскрытие этих потенций, заложенных в самом явлении, формах.

Имеется еще один аспект при выявлении специфики религии. Среди религиоведов, признающих религиозное сознание в качестве ведущего, определяющего элемента религии, отчетливо выявляются две тенденции. 1.Одни истолковывают религиозную веру по преимуществу как интеллектуальный феномен. Религия, с позиций такого подхода, предстает по преимуществу как мифологическая система. 2.Другие переносят акцент на эмоционально-волевой элемент. Религиозная вера, по их мнению, это, прежде всего, религиозные переживания, религиозные чувства.

Теизм, деизм, пантеизм, язычество. Стадии развития язычества.

Теизм– это учение о безраздельной власти над миром одного живого существа – Бога. Как правило, это существо обладает абсолютным знанием, всемогуществом и бессмертием. Но главное – божество это воспринимается как Личность и является Абсолютом, может одним своим желанием изменить всю Вселенную. Теизм включает в себя теистический монотеизм (деизм) и пантеизм.

Теистический монотеизм (деизм) – это система мировоззрения, при которой божество считается не просто самой могущественной сущностью, но большим, чем вся реальная материальная Вселенная, которая является в этом варианте лишь малой частью божества. Божество – гораздо больше всей материальной Вселенной. В рамках теистического монотеизма объяснение судьбы человека также может варьироваться: одни религии признают, что Бог властвует над миром и человеком совершенно произвольно, другие же, что Его власть опосредована специальным договором (заветом) между Богом и людьми, и этот договор может иметь разные формы. Соответственно, первые призывают человека быть угодным Богу любой ценой, вторые же требуют соблюдения закрепленных в договоре Божьих заповедей. К религиям Завета относятся иудаизм, христианство и ислам, некоторые относят к ним и зороастризм, но по последнему вопросу единства среди ученых нет.

Пантеизм – это система мировоззрения, при которой божество отождествляется со всей Вселенной, Вселенная – это и есть видимая часть божества, но в этом варианте божество практически тождественно Природе, и «равно» Вселенной, в отличие от деизма, где оно больше Вселенной. Пантеизм, как правило, является следствием развития языческого мировоззрения, которое на определенной стадии развития общества перестает полностью удовлетворять общественным запросам и тогда языческие культы объединяются в рамках пантеистической надсистемы.

Язычество – это класс религий, признающих верховным принципом мироздания, Высшей Силой, не Бога (или богов), а некий Высший Мировой Закон, который имеет два основных варианта – принцип этической причинности (также известный как принцип мировой справедливости) и принцип чистой причинности. Справедливость мировым Законом может осуществляться самыми разными способами. Во-первых, она может осуществляться как бы сама собой, благодаря самому всемирному закону справедливости, или закону этической причинности. Во-вторых, справедливость может осуществляться волей властвующих в мире богов, которые могут быть организованы по разному – иерархически и беспорядочно, с верховным богом и без него, дуалистически (т.е. двумя лагерями – добрых богов и злых) и монистически (без такого разделения). В язычестве чаще всего говорится о власти множества богов (политеизм), но может признаваться и единоличный бог (монотеизм).

Политеизм– это класс языческих учений, приписывающий власть в мире богам, непосредственно или опосредованно олицетворяющим природные стихии. Внутри этого класса можно выделить топографический политеизм, политеизм хаотический и иерархический, дуалистический и монистический, чистый и комбинированный; разновидностью комбинированного политеизма следует считать оккультный политеизм.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...