Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перспективная модель национальной экономики Беларуси: политические и социально-экономические предпосылки ее построения




Перспективная модель эк-ки РБ включает:                                 1.Общую соц ориентацию общ-ва, гос-ва, экон сис-мы                                         2. Построение политической и идеологической структур коституционнозакрепленного, соц., демократического, правового гос-ва. 3. Приоритетное развитие человеческого потенциала.4. Переход на инновационный, ресурсосберегающий тип воспроизводства.5. Повышение эф-ти проз-ва и страновой конкурентоспособност.                          6. интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества.                           7. Следование экологическим стандартам. Кроме того, перспективная модель экономики должна обес­печивать: - преемственность действующей белорусской модели разви­тия и ориентацию на мировой опыт; - единство социального и экономического, сочетание эконо­мической эффективности и социальной справедливости; - единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом; - экономическую свободу человека и свободу экономическо­го выбора; - равенство государственных и частных субъектов рыноч­ных отношений; - экономическое и социальное партнерство; - ориентацию на жизненные потребности населения и рост его благосостояния; - приоритет прав граждан; - ответственность государства перед гражданами и социальную защиту.

 Предпосылки:- Признание преимуществ эволюционной формы ее рыночного реформирования; - признание необходимости недопущения дальнейшего снижения благосостояния народа; - признание закономерности проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально ориентированной модели экономики. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:
- длительная принадлежность к социалистической системе обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям; - историческая вера в необходимость сильного государства обусловила сохранение ведущей роли государства в рыночных преобразованиях; - традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловила взвешенный подход к рыночным реформам, отказ от «шокового» пути преобразований; - неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, обогащения немногих за счет большинства населения.      Типовая модель социально ориентированной экономики отличается следующими чертами: - «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности;
- макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но охватывает и другие сферы экономики: инвестиционную, структурную области, трудовые отношения;
- особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;
- развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета.  Белорусская перспективная модель экономики включает следующие принципы и направления государственной политики, определяющей контуры будущего общества: - общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы; - построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства; - формирование развитого гражданского общества и самоуправления; - приоритетное развитие человеческого потенциала;
- переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства; - повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности; - интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества; - следование экологическим стандартам. - экономического роста, основанного на результатах деятельности общества на предшествующих двух этапах. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. определяет стратегическую цель как динамичное повышение уровня благосостояния, обогаще­ние культуры, нравственности на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духов­ной сфер, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущего поколений.

 29. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике
Проблемы перехода от плановой экономики к рыночной.. Перспективная модель национальной экономики Беларуси. Этапы (стадии) построения перспективной модели экономики.Рыночная экономика – социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности, опирающаяся на принципы свободы предпринимательства и выбора.Плановая экономика – социально-экономическая система, развивающаяся на основе централизованного планирования и жесткого государственного регулирования экономических процессов.Экономическая эффективность – результативность производства, соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами труда.Демонтаж старого экономического порядка – ликвидация устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что нередко связано с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике.Становление нового экономического порядка – создание необходимых условий, способствующих зарождению новых экономических структур и механизмов.Переход от централизованно регулируемой экономики к рыночной сопровождается существенными преобразованиями экономической деятельности.Трансформационный процесс – это процесс превращения одной экономической системы в другую.Продолжительность переходного периода в разных странах различна и зависит от многих факторов: первоначального состояния экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, значимости различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену.Переходный период включает следующие три направления преобразований:демонтаж старого экономического порядка;становление нового экономического порядка;структурную перестройку.
Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем, другой – основан на радикальной перестройке экономики, так называемой «шоковой терапии».Переходный период от административно-командной экономики к рыночной включает следующие направления преобразований:ликвидацию негативных последствий экономического кризиса на первом этапе переходного периода;обоснование перспективной модели национальной экономики;создание законодательно-нормативной базы, правовых институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений;либерализацию экономики (расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических);демонополизацию экономики и создание конкурентной среды;изменения отношений собственности, обеспечение равноправия всех форм собственности;институциональные изменения, формирование рыночной инфраструктуры (валютной, фондовой и товарных бирж);структурную перестройку экономики на основе развития наукоемких ресурсосберегающих экспортно ориентированных и импортозамещающих производств, прогрессивных технологий и высокопроизводительной тех.;совершенствование структуры образования, подготовки и переподготовки кадров;повышение роли заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности;разработку системы социальной защиты населения;повышение эффек. методов государственного регулирования экономической деятельности.Структурная перестройка экономики – регулирующее воздействие государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящее ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям.Модель национальной экономики – модель, отражающая состояние и развитие национальной экономики как единого целого и как совокупности взаимодействующих ее частей (отраслей экономики и территорий, на которых эти отрасли функционируют)

10.Лесные и минерально-сырьевые ресурсы Беларуси. Лесные ресурсы включают стволовые запасы древесины, разнообразные недревесные ресурсы: технические (живицу, пробку и др.), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (грибы, плоды, ягоды, орехи и др.), лекарственные растения, и выполняют общественно полезные и защитно-ресурсоохранные функции (водоохранные, климаторегулирующие, полезащитные, противоэрозионные и др.), в том числе рекреационные и эстетические. Лесной фонд Беларуси как совокупность всех лесов страны натурального и искусственного происхождения включает покрытые лесом земли, а также другие земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства. Общая площадь лесного фонда составила 9,2 млн га. Лесистость территории Беларуси составила 39 %, что в целом для нашей страны можно считать оптимальным. Леса Беларуси в соответствии с их экологическим, экономическим и социальным значением, местоположением и выполняемыми функциями делят на две группы. - первую группу составляют леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции. Их доля в лесном фонде страны составляет 49,8 %.     - вторую группу образуют хозяйственные леса, которые наряду с экологическим имеют эксплуатационное значение (в структуре лесного фонда занимают 50,2 %). Лесное хозяйство — отрасль народного хозяйства, которая обеспечивает потребности страны в древесине и других продуктах леса, сохранение и рациональное использование всего многообразия ресурсов лесного фонда, усиление экологических функций лесов. В соответствии с этим в круг деятельности лесохозяйственных органов входят: организация и регулирование всех видов пользования с учетом сохранения средозащитных, климаторегулирующих и оздоровительных функций леса; охрана и защита лесов от пожаров, вредителей и болезней; государственный надзор за использованием лесных ресурсов; проведение комплекса лесохозяйственных мероприятий по восстановлению, выращиванию и уходу за лесом, повышению плодородия лесных земель, улучшению качества и повышению продуктивности лесов. В структуре экономики страны доля лесного хозяйства невелика – около 0,6 % ВВП. В соответствии с Лесным кодексом Республики Беларусь (2000 г.) государственный контроль за состоянием, использо­ванием, охраной, зашитой государственного лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется Министерством лесного хозяйства, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и их территориальными органами, а также иными государственными органами в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь. Перспективная деятельность в лесах Беларуси определена Концепцией устойчивого развития лесного хозяйства Республики Беларусь до 2015 г. Ее направления: • сохранение многогранной роли и разнообразных функций всех видов лесов; • совершенствование мероприятий по охране, рациональному использованию и сохранению лесов, увеличению лесистости малолесных районов; • содействие эффективному использованию всего комплекса товаров и услуг, получаемых за счет эксплуатации лесных угодий и лесных массивов.Минерально-сырьевые ресурсы — это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов. В настоящее время в ее недрах выявлено и разведано почти 5 тыс. месторождений, представляющих около 30 видов минерального сырья. Важнейшими полезными ископаемыми, добыча которых наиболее существенно воздействует на экономику страны, являются калийные и каменные соли, нефть, торф, строительные материалы и сырье для их производства, подземные пресные и минеральные воды. Топливные минеральные ресурсы Беларуси включают нефть, нефтяные газы, торф, бурый уголь и горючие сланцы. Перспективными в отношении нефти и природного газа являются Оршанская и Брестская впадины. Торфяные ресурсы значительно истощены вследствие интенсивного использования на предыдущих этапах экономического развития Беларуси. Горючие сланцы рассматриваются в качестве потенциальной сырьевой базы для развития энергетики, химической промышленности и производства строительных материалов. Горнохимическое сырье представлено калийными и каменными солями, фосфоритами, минерализованными рассолами. Запасы каменной соли оцениваются как практически неисчерпаемые. Территория Беларуси перспективна в отношении поиска руд черных и цветных металлов. Беларусь имеет довольно мощную минерально-сырьевую базу для производства строительных материалов. Наиболее значительны запасы цементного сырья, доломита, мела, строительного и облицовочного камня, глин для производства грубой керамики и легких заполнителей, силикатных и строительных песков, песчано-гравийных и других материалов. Вместе с тем ощущается дефицит в стекольных песках, глинах для производства качественного кирпича. Расширяется исследование и вовлечение в эксплуатацию минеральных подземных вод. Минеральные воды используются для санаторно-курортного лечения, а также реализуются через торговую сеть в качестве минеральных лечебных и столовых вод. Богата Беларусь минеральными рассолами. Высокоминерализованные рассолы (порода получила название «беларусит») могут служить сырьевой базой для получе­ния йода, брома, калия, магния и многих других химических элементов. Перспективны так­же поиски на территории Беларуси новых месторождений руд черных и цветных металлов, алмазов, золота, янтаря и других видов полезных ископаемых.

11. Демографический и трудовой потенциалы Беларуси.  Демографический и трудовой потенциалы определяются численностью и половозрастной структурой населения, количеством и качеством трудовых ресурсов, их занятостью в экономике.Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг. К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике. В Республике Беларусь к населению трудоспособного возраста относятся мужчины в возрасте от 16 до 60 и женщины – от 16 до 55 лет. Демографический потенциал во многом определяется продолжительностью жизни людей. В последние годы для характеристики демографического и трудового потенциалов страны используется такое понятие, как «человеческий капитал». Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также накопление знаний, умений, опыта, образования, квалификации, информации, физического и психологического здоровья, духовного богатства, всесторонней мобильности. Он представляет собой не просто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек, а их накопленный запас. Демографическая политика должна быть направлена на обеспечение режима воспроизводства населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого ростом населения, сознательно регулируемой рождаемостью, снижающейся смертностью и повышающейся продолжительностью жизни. Особого внимания требует проблема создания благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей, постепенного перехода от мало- к среднедетности. ,Стратегической целью государственной политики на рынке труда является обеспечение свободно избранной, продуктивной занятости и создание условий для более полной реализации трудового потенциала общества в соответствии с профессиональными возможностями каждого человека. Важнейшей задачей миграционной политики является оптимизация межгосударственных перемещений населения на основе сочетания государственных и личных интересов граждан: повышение эффективности воздействия на процессы внутренней миграции с учетом потребностей социально-экономического развития отдельных регионов страны, необходимости сохране­ния демографического потенциала сельской местности. В Республике Беларусь за годы государственного суверенитета проделана большая работа по проведению активной демографической политики, созданию соответствующей нормативно-правовой базы. К числу важнейших документов государственной политики в области народонаселения следует отнести: Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, вступивший в действие с 01.01.1999 г., Трудовой кодекс - с 01.01.2000 г.; законы Республики Беларусь «О демографической безопасности Республики Беларусь» (2002 г.), «О занятости» (1999 г.), «О внешней трудовой миграции» (1998 г.), «Об иммиграции» (1998 г.), «О гражданстве» (2002 г.), «О беженцах» (1999 г.), «О здравоохранении» (2002 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (2000 г.), «О радиационной безопасности населения» (1998 г.), «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991 г.). Разработаны президентская программа «Дети Беларуси», государственная программа «Здоровье нации», республиканские программы «Женщины Республики Беларусь» и др.

12. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы Беларуси.   Научный потенциал определяется как совокуп­ность ресурсов и условий осуществления научных исследова­ний. Научно-технический потенциал — это совокупность ресур­сов и условий осуществления прикладных научных исследова­ний и разработок, включая опытно-конструкторские и опыт­но-технологические работы. Инновационный потенциал — это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения ре­зультатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продук­ции и технологии. Т.о, научный, научно-технический и инноваци­онный потенциалы явл взаимосвязанными и дополняю­щими друг друга звеньями единого научно-инновационного цикла. Наряду с законодательной базой в стране была создана орга­низационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспечивающих реали­зацию научно-технической политики: Государственный коми­тет по науке и технологиям (ГКНТ), Национальная академия наук (НАН) и Высшая аттестационная комиссия (ВАК). Коли­чественные и качественные параметры и показатели потенциалов научной и научно-технической деятельности:количество научных организаций, их функциональная структура (по видам деятельности, секторам, отраслям, регио­нам);объемы и структура исследований и разработок — ИР (фун­даментальные и прикладные исследования, государственные на­учно-технические программы, отраслевая структура ИР и др.);научные кадры (численность персонала, занятого ИР), в том числе по категориям и уровню квалификации;финансовое обеспечение (источники финансирования, объ­ем затрат на ИР и др.);материально-техническая база (научное оборудование, приборы, производственные помещения и др.);научно-информационные ресурсы (библиотечные и патент­ные фонды, компьютерные информационные системы, Интер­нет-хосты и др.);система управления научной сферой, процессами ИР, включая блок оценки их результатов.

 

13. Информационно-технологический потенциал Беларуси. Информационно-технологический потенциал - это совокупность всех видов ресурсов и условий, обеспечивающих возможность формирования ключевых институтов информационного общества в рамках национальной экономической системы. Для комплексной оценки информационно-технологического развития стран используется система критериев, разработанная Международным исследовательским центром Гарвардского университета. Оценка производится на базе следующих параметров: плотность телефонных сетей (в Республике Беларусь 30 на 100 жителей, и развитых странах 40); охват кабельными сетями потенциальных пользовате­лей (в Республике Беларусь 3 % от количества потенциальных пользователей, в развитых странах 10 %>; доступность Интернета для граждан (с точки зрения стоимости) (в Республике Беларусь Интернет доступен 10% населения, в развитых странах 100 %); степень конкуренции в области предоставления доступа в Интернет (в Республике Беларусь монополия);   обеспеченность школ доступом в Интернет (в Республике Беларусь 4 % школ имеют доступ, но он закрыт вне времени занятий, в развитых странах 100 % школ); доля занятого населения, регулярно работающего в Интернет-среде (в Республике Беларусь 3 %, в развитых странах 10 %); представительство правительственных организаций в Интернет (в Республике Беларусь 55 правительственных сайтов, в развитых странах 100 % представительство в Интернет);
- и др.  Еще одной характеристикой информационно-технологического потенциала страны является структура используемых технологий.
 По степени прогрессивности используемых технологий прослеживается следующая ситуация: 79 % - традиционные технологии, 15,8 % — новые технологии и 5,2 % - высокие технологии.

14. Производственный потенциал Беларуси. Производственный потенциал в масштабе национальной экономики определяется как совокупность всех ресурсов и условий общественного производства, оценивается объемом производства товаров и услуг (ВВП), производственными мощностями промышленных предприятий и строительных организаций, возможностями производства сельскохозяйственной продукции, уровнем развития производственной инфраструктуры. Одним из обобщающих показателей, характеризующих производственный потенциал, является стоимость основных фондов (основных средств, основного капитала): зданий, сооружений, передаточных устройств, рабочих и силовых машин и оборудования, измерительных и регулирующих приборов и устройств, вычислительной техники, транспортных средств, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей, рабочего и продуктивного скота, многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог и др. Республика Беларусь в настоящее время обладает значительным производственным потенциалом. Стоимость основ­ных фондов всех отраслей экономики составила 152,6 трлн. р., что по объему эквивалентно 4,2 ВВП страны. В то же время основные фонды имеют динамику роста, уровень обновления и качественные характеристики, которые не могут быть оценены как оптимальные. В Беларуси, хотя и медленнее, чем в соседних странах с переходной экономикой, происходит процесс приватизации и разгосударствления основных фондов Основные фонды делятся на две группы: - основные фонды отраслей, производящих тиары промышленности, сельского хозяйства, строительства, лесного хозяйства и др. - основные фонды отраслей, оказывающих услуги транспорта и связи, торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, образования, здравоохранения, физической культуры и др. Используется также традиционное деление основных фондов на производственные и непроизводственные. Производственная мощность как способность средств труда предприятия, отрасли к максимальному выпуску продукции. Качественными характеристиками производственного потенциала экономики являются: уровень износа основных фондов; возрастной состав активной части основных фондов; доля оборудования, соответствующего передовым мировым высокотехнологическим образцам (по уровню энерго- и топливоемкости, производительности, экологичности). Анализ количественных и качественных показателей позволяет определить потенциальную способность основных фондов производить конкурентоспособную продукцию и обеспечивать поступательный экономический рост.   Основные фонды экономики Беларуси в настоящее время характеризуются высоким уровнем морального и физического износа. Анализ движения основных фондов показывает, что коэффициент их износа в целом превысил 52 %.

 

15. Инвестиционный потенциал Беларуси. Инвестиционный потенциал страны — это ее способность ос­воить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потенци­ала, создание объектов и учреждений производственной и соци­альной инфраструктуры. Уровень развития инвестиционного потенциала страны опре­деляют объемы и структура капиталовложений и строительно-монтажных работ, качество и технический уровень вводимых в эксплуатацию объектов, а также накопленные материальные и нематериальные ценности, квалификация рабочей силы. Основными составляющими инвестиционного потенциала являются проектно-изыскательские, строительно-монтажные организации и такие отрасли народного хозяйства и промыш­ленности, как строительство, промышленность строительных материалов, конструкций и деталей (строительный комплекс). Источниками инвестиций явл валовые накопления — разница между объемами произведенного ВВП и текущего пот­ребления. В Беларуси сохраняется тенденция преимущественного ин­вестирования в объекты производственного назначения — 65 % и устойчивая тенденция роста инвестиций в негосуд сектор экономики - до 50% общего объема инвестиций в осн капитал. Главными получателями остаются такие отрасли, как про­мышленность (30 %), жилищное строительство (17,3%), транс­порт (12,4 %) и сельское хозяйство (8,2 %).

 Важной задачей повышения эффективности использования инвестиционного потенциала страны явл мобилизация оте­чественных и активизация привлечения иностранных капи­талов с целью обеспечения приоритетных направлений соци­ально-экономического развития страны. Для сохранения и развития инвестиционного потенциала страны на уровне европейских стандартов требуется модернизация производственной базы строительного комплекса. Основными целями его развития на 2006-2010 гг. являются:
• техническое перевооружение и модернизация действующих предприятий и на этой основе более полное удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в высокоэффективной строительной продукции;
• внедрение ресурсосберегающих технологий, выпуск новых видов материалов, конструкций и изделий, отвечающих требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, 14000;
• совершенствование проектирования, внедрение прогрессивных архитектурное шанировочно-конструктивных решений;
• совершенствование законодательно-нормативной и информационной базы, организационных структур управления строительным комплексом, адекватных рыночным условиям;
• эффективная реализация долгосрочных программ и инвестиционных проектов, обеспечивающих снижение себестоимости продукции и работ;
• разработка новой государственной политики развития территорий и населенных пунктов с созданием рациональной модели расселения, инженерной и транспортной инфраструктурой. Для достижения этих целей необходимо обеспечить реализацию системы мероприятий, включающих;
• совершенствование внутриотраслевой структуры строительного комплекса на основе приоритетного развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств, базирующихся на высоких и экологически чистых технологиях;
• создание новых архитектурно-планировочных систем зданий и сооружений, возведение жилых и административных зданий по современным эффективным проектам, обеспечивающим снижение уровня затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла;
• модернизацию технологий строительства и производства строительных материалов до уровня передовых европейских стран, постепенное поэтапное закрытие энергоемких и эколо­гически вредных производств, требующих импорта дорогостоящего и экологически вредного сырья и перепрофилирования их на новые виды продукции;
• расширение международного сотрудничества, прежде всего с Россией и другими странами СНГ, Евросоюза, направленного на привлечение иностранных инвестиций и кредитов в приоритетные подотрасли — цементную промышленность, промышленность стеновых и теплоизоляционных материалов;
• активизацию проведения подрядных торгов на строительство объектов за пределами страны, поиск потенциальных потребителей строительных материалов и изделий;
• обеспечение развития территорий, моделей расселения, инженерно-транспортной инфраструктуры в соответствии с утвержденными генеральными планами.

Инвестиционной политикой Республики Беларусь предполагается, что деятельность научно-производственной составляющей инвестиционного потенциала необходимо сосредоточить на разработке и внедрении прогрессивных технологий, обеспечивающих новое качество возводимых объектов.

          16. Внешнеэкономический потенциал Беларуси Внешнеэкономический потенциал страны определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприятиям, без вывоза их за границу. Экономические показатели, определяющие внешнеэкономический потенциал страны: - объем производства ВВП, в том числе надушу населения; - удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП; - доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров. Для Республики Беларусь внешнеэкономический потенциал имеет важное значение, так как по мировым масштабам она является небольшой европейской страной с открытой экономикой, в которой доля экспорта составляет около 2/3 валового внутреннего продукта. Роль и значение внешнеэкономического потенциала для развития национальной экономики определяются совокупностью факторов и условий:
• выгодное экономико-географическое положение;
• развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом;
• многоотраслевой промышленный комплекс;
• созданный научный и инновационный потенциал;
• достаточно мощная строительная база;
• значительные лесные и водные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др.);
• высокий общеобразовательный уровень населения и сложившаяся система подготовки специалистов;
• многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.
 Основу внешнеэкономического потенциала Беларуси создает промышленность и прежде всего те ее отрасли, продукция которых занимает наибольший удельный вес в экспорте товаров. В товарной структуре экспорта Беларуси наибольший удель­ный вес имеет продукция машиностроения, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности. Значителен удельный вес продукции черной металлургии, легкой, пищевой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, строительных материалов.

 

 

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...