Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Функции межличностного конфликта
К конструктивным функциям относят: -познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий); -функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия); -инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий); -перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками). Деструктивные функции конфликта связаны с: -разрушением существующей совместной деятельности; -ухудшением или развалом отношений; -негативным самочувствием участников; -низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др. Эта сторона конфликта вызывает у людей негативное отношение к ним и они стараются их избегать. Структура и элементы межличностного конфликта Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта – это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются. Динамика межличностных конфликтов В зависимости от степени напряженности отношений они выделяют дифференцирующую и интегрирующую части конфликта. Сам конфликт состоит из трех периодов: 1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация); 2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта); 3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений). В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта. К субъектом межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица. Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов. Предметом конфликта служат противоречия. Всякий межличностный конфликт в конце концов имеет свое разрешение. Формы их разрешения зависят от стиля поведения субъектов в процессе развития конфликта. Эту часть конфликта называют эмоциональной стороной и считают ее наиболее важной. Стили поведения в межличностном конфликте Исследователи выделяют следующие стили поведения в межличностном конфликте: противоборство, уклонение, приспособление, компромисс, сотрудничество, ассертивность. 1) Противоборство – характерно настойчивое, бескомпромиссное, отвергающее сотрудничество отстаивание своих интересов, для чего используются все доступные средства. 2) Уклонение – связано с попыткой уйти от конфликта, не придавать ему большой ценности, возможно из за недостатка условий для его разрешения. 3) Приспособление – предполагает готовность субъекта поступиться своими интересами с целью сохранения взаимоотношений, которые ставятся выше предмета и объекта разногласий. 4) Компромисс – требует уступок с обеих сторон до той степени, когда путем взаимных уступок находится приемлемое решение для противостоящих сторон. 5) Сотрудничество – предполагает совместное выступление сторон для решения проблемы. При таком поведении считаются правомерными различные взгляды на проблему. Эта позиция дает возможность понять причины разногласий и найти выход из кризиса, приемлемый для противостоящих сторон без ущемления интересов каждой из них. 6) Ассертивное поведение (от англ. assert – утверждать, отстаивать). Такое поведение предполагает способность человека отстаивать свои интересы и добиваться своих целей, не ущемляя интересов других людей. Оно направлено на то, чтобы реализация собственных интересов являлась условием реализации интересов взаимодействующих субъектов. Ассертивность – это внимательное отношение как к себе, так и к партнеру. Организационные конфликты, их специфика. Особенности управления конфликтами. Конфликт в организации – это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного порядка. Социальная напряженность Предтечей конфликта в организации является социальная напряженность в коллективе. Можно назвать несколько точек зрения на сущность социальной напряженности. 1) Социальная напряженность в реальной жизни выступает как осознание большинством членов трудового коллектива очевидных нарушений принципа социальной справедливости и готовность найти выход из ситуации через ту или иную форму конфликта. 2) Социальная напряженность представляет собой противоречие между объективным характером социальных отношений и субъективным характером поведения субъектов этих отношений. На уровне организации проявление напряженности будет сопровождаться отклонением от нормального сотрудничества, которое является специфической качественной характеристикой социальных отношений в процессе трудовой деятельности. 3) Социальная напряженность – это нарушение нормальных отношений и неадекватное функционирование участников взаимодействия. Выделяют две группы факторов, способствующих возникновению социальной напряженности в трудовом коллективе: внутренние и внешние. 1 К внутренним факторам относятся: -невыполнение руководством организации своих обещаний и нежелание объяснить людям действительное состояние дел; -нарушение режима производства из за постоянного срыва поставок сырья и материалов; невозможность для членов трудового коллектива хорошо заработать; -отсутствие видимых результатов предметной заботы об улучшении условий труда, быта и отдыха работников; -конфронтация персонала управления и работников из за несправедливого распределения материальных благ и фонда оплаты труда; -внедрение инноваций и радикальных преобразований без учета интересов работников; -подстрекательская деятельность неформальных лидеров. 2 Внешние факторы: -дестабилизация обстановки в стране, столкновение интересов различных политических групп; -возникновение острого дефицита на продукты и товары первой необходимости; -ущемление социальных льгот в новых законодательных актах; -резкое ослабление правовой социальной защиты интересов членов трудового коллектива; -обеспечение честного и добросовестного труда, незаконное обогащение отдельных граждан. Нарастание социальной напряженности в организации, перерастающее в конфликт, может быть преодолено при адекватном разрешении конфликтной ситуации. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 591. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |