Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Состояние физической науки на рубеже XIX – XX вв.




Наука и культура древней Греции. Первые донаучные картины мира.

 

Учебная литература

1. В.М. Найдыш. Концепции современного естествознания. М.: 1999, 2003.

Дополнительная литература

1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М.: Агар, 1996.

2. Клайн М. Математика. Поиск истины / Пер. с англ. – М.: Мир, 1988.

3. Философия. Основные идеи и принципы. / Под общ. ред. А.И. Ракитова. – М, 1990.

4. Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1975.

5. Ильин. В.В. Теория познания. Эпистемология. Изд-во МГУ. – 1994.

6. Лешкевич Т.Г. Философия науки. – М.: ИНФРА-М, 2006.  

Вопросы для обсуждения

1. Почему первобытной культуре свойственна синкретичность? Привести примеры практических умений и навыков первобытного человек.

2. Сформулировать важнейшую черту развивающегося первобытного сознания. Как современная наука воспроизводит становление количественных представлений и систематического счета в первобытном обществе?

3. Зарождение астрономических знаний в первобытном обществе. Привести примеры, указывающие на применение в древности астрономических знаний.

4. Мифологическое сознание и его отличительная особенность, основные черты и своеобразие.  

5. Привести примеры зооморфного видения мира и в «образе мирового дерева» в древних мифах.

6. Как изображался хаос и космос в древнегреческих космогонических мифах?

7. Значение неолитической революции в истории становления цивилизации.

8. Первый и второй металл, освоенный человеком? К каким политическим последствиям привело широкое использование в трудовой деятельности второго металла?  

9. Какие новые типы общения, новые социальные отношения, уровень самосознания человека - присущи цивилизации и сам человек – стать цивилизованным?

10. Какова причина доминирования ценностных форм сознания над рациональными  формы сознания в эпоху неолита?

11. Важнейшее достижение гомеровского периода (XI-IX вв. до н.э.) и предпосылки подъема греческой материальной и духовной культуры в VIII – VI вв. до н.э. и возникновения рационалистических форм культуры (науки и философии)  в истории Древней Греции.

12. Сформулировать первую естественнонаучную проблему, поставленную и решаемую первыми «учеными» милетской школы.

13. В чем главное отличие древнегреческой математики от древневавилонской и древнеегипетской? В чем состоит всемирно – историческая заслуга пифагореизма? Прокомментировать «Математика есть средство познания природы». 

14. Назвать великое открытие элейской школы и ее основателя.

15. Сформулировать две исторически первые естественнонаучные программы познания природы; их основатели.

16. Суть учения Аристотеля о материи и форме. Субстанция или первоматерия Аристотеля.

17. Историческое значение и причины упадка античной науки.

 

 

 Темы докладов

 

1. Первобытное познание и культура. Мифологическая картина мира.

2. Становление цивилизации и развитие рациональных знаний

3. Возникновение письменности.

6. Астрология как феномен древней культуры.

7. Математические знания древнего Востока.

8. Древнейшие цивилизации Европы.  

9. Проблема познания внешнего мира древнегреческими философами.

10. Фалес Милетский – «первый европейский ученый».

11. Гераклит – его учение о безостановочной изменчивости вещей.

12. Пифагор и его мировоззренческое кредо – «все есть число».

13. Апории Зенона.

14. Платон и его Академия.

15. Атомистическое учение Демокрита.

16. Физика и космология Аристотеля.

17. «Начала» Евклида – образец классического математического знания.

18. Универсальная ученость Эратосфена.

19. Геоцентрическая система Птолемея.

20. Александрийская школа: развитие античной теоретической и прикладной механики.

21. Античные воззрения на органический мир. 

Оформление доклада и ответа на вопрос семинарского занятия.

1. Ответ необходимо оформить на формате А4 в печатном виде (шрифт Times New Roman, кегль 14 , полуторный межстрочный интервал).

2. Титульный лист:

 
Тольяттинский Государственный Университет кафедра «Общая и теоретическая физика»   НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА                    Выполнил студент Ф.И.О.,гр.                                     Тольятти 2009г.    

 

 


3. В заключении доклада высказать свою точку зрения, резюме по данной тематике .

4. Оформить список используемых терминов (глоссарий).

5. Необходимо указать список используемой литературы.

6. Продолжительность ответа на вопрос семинарского занятия и доклада 5-7 мин.

 


ТГУ, программа 30/70: Концепции современного естествознания

2009-2010 уч. год

Семинар 2



Естествознание в период XVIII – XIX вв.

Учебная литература

1. В.М. Найдыш. Концепции современного естествознания. М.: 1999, 2003.

2. Концепции современного естествознания./ В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников и др. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001.

Список дополнительной литературы

1. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М.: Агар, 1996.

2. Азимов А. Краткая история химии. Развитие идей и представлений в химии. М., 1983.

3. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999.

4. История биологии. С древнейших времен до начала XX века. М., 1972.

5. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М., 1974.

6. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1973.

7. Клайн М. Математика. Поиск истины / Пер. с англ. – М.: Мир, 1988.

8. Философия науки / Мел Томпсон. – Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 

Вопросы для обсуждения

1. Какие основные отрасли классической физики сформировались в 18-19 вв..  

2. Характерная особенность физики на рубеже XIX – XX вв. 

3. Сформулировать «жесткий» принцип дальнодействия; его значение. 

4. Прокомментировать закон взаимодействия между электрическими зарядами, установленный фр. физ. Ш.О. Кулоном.

5. Раскрыть суть открытия Х.К. Эрстеда в 1819 г, и его теоретическую и практическую значимость.

6. Назвать явления, указывающие волновую природу света и пояснить суть опытов их подтверждающих

7. Что в физике понималось под термином «эфир»? Какова главная проблема эфира?

8. Научные заслуги М. Фарадей; его представления о материи и силовых линиях.

9. В чем суть концепции трансформизма?

10. Гипотезы ламаркизма, катастрофизма и униформизма как промежуточные формы конкретизации идеи эволюции.

11. Методологические установки классической физики (конец XVII – начало XX в.).

12. Методологические установки классической биологии.

13. Какой вклад внес в развитие термодинамики и статистической физики французский инженер Сади Карно, нем. физик Рудольф Клаузиус и англ. физик Уильям Томсон, Людвиг Больцман?

14. Назвать центральное понятие термодинамики. Как оно определяется?

15. Сформулировать второе начало термодинамики. Объяснить смысл понятия «тепловая смерть» Вселенной.

16. Основные положения полевой концепции электрических и магнитных явлений Джеймса К. Максвелла.

17. Какие открытия привели к возникновению и развитию нового научного направления в астрономии – астрофизики? 

18. Великие открытия конца 19 в.: нем. физика Вильгельма Рентгена, франц. физика Анри Беккереля, нем. физика Генриха Герца.

19. Назвать четыре основных направления в биологической науке, которые способствовали утверждению теории естественного отбора Дарвина.

 

 

Темы докладов

1. Теория теплорода.

2. Изобретение паровой машины и ее применение.

3. Электрическая природа молнии. Шаровая молния.

4. Закон сохранения и превращения энергии (Р. Майер, Г. Гельмгольц, Дж. Джоуль).

5. Концепции пространства и времени: неевклидовы геометрии.

6. Космогония Канта-Лапласа.

7. Возникновение и развитие научной химии.

8. Волновая теория света.

9. Дарвиновская научная революция.

Состояние физической науки на рубеже XIX – XX вв.

11. Физика и философия Эрнста Маха.

12. Теория флуктуаций М. Смолуховского.

13. Статистическая механика Гиббса.

14. История открытия восьмой большой планеты Солнечной системы.

15. Истоки возникновения астрофизики и ее роль в зарождении новых физических теорий.

16. Дарвиновская теория естественного отбора

17. Учение о наследственности – генетика. 

18. Открытие живой клетки. Создание клеточной теории - как крупнейшее достижение биологии в 19 в.

 

 

 


ТГУ: программа 30/70 

Концепции современного естествознания

2009-2010 уч. год

семинар №3










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 459.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...