Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

VII. Становление радиовещания в Европе и США




Программа семинарских занятий по курсу

«История мировой журналистики» (второй семестр)

I. Развитие английской прессы в первой половине XIX века

1. Положение британской печати в начале XIX в. Особенности содержания и

оформления английских газет начала XIX века.

2. Основные типологические отряды британской прессы первой половины ХХ

века: респектабельная, радикальная, нелегальная и чартистская пресса.

3. Становление лондонской «Таймс» в качестве наиболее влиятельного бри-

танского издания.

4. Взаимоотношения прессы и государства в Великобритании: формирование

концепции «четвертой власти».

 

Литература

1. Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. История печати Велико-

британии от «новостных писем» до электронных газет. – М.: Изд-во Моск.

ун-та, 2002.

2. История мировой журналистики. Издание третье. Ростов н/Д., 2004.

3. Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики: Учеб. пособие.

Краснодар, 1996.

4. Периодическая печать назападе //История печати: Антология. Т.II. М., 2001.

5. Сергеев Г.С. «Таймс» - старейшая национальная газета Англии //Вестник

МГУ. Серия журналистика. 1966. - №5, 6.

6. Соколов В. С., Виноградова С. М. Периодическая печать Великобритании.

СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.

 

II. Пенни-пресс и её значение для развития журналистики в XIX веке

1. Особенности американской прессы первых десятилетий XIX века и соци-

ально-политические предпосылки появления пенни-пресс.

2. «New-York Sun» Б.Дея и причины её успеха: особенности содержания,

оформления и распространения пенни-пресс, её основные представители.

3. Новые методы сбора и подачи новостей в пенни-пресс: «New-York Herald»

Д.Г.Беннета.

4. Значение пенни-пресс для развития рекламной деятельности в XIX веке.

5. Истоки альтернативной прессы: первые женские и аболиционистские изда-

ния.

 

Литература

1. Бурстин, Д. Американцы: демократический опыт. М., 1993.

2. История мировой журналистики. Издание третье. Ростов н/Д., 2004.

3. Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики: Учеб. пособие.

Краснодар, 1996.

4. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. – СПб.: Изд-

во Михайлова, 2004.

5. Мкртчян А. А. История журналистики США XVIII—XIX вв. М.: Изд-во РУДН,

1995.

6. Периодическая печать на западе //История печати: Антология. Т.II. М., 2001.

 

 

III. Развитие немецкой прессы в XIX веке

И формирование марксистской концепции печати

1. Особенности развития немецкой печати в первой половине XIX века.

2. Журналистская деятельность К.Маркса и Ф.Энгельса, значение «Рейнской

газеты» и «Новой Рейнской газеты» для формирования коммунистической

теории печати.

3. Политика О.Бисмарка по отношению к немецкой печати.

4. Закон о печати 1874 г. и его значение для развития немецкой печати на ру-

беже XIX – ХХ веков. Появление массовой печати и первых концернов

прессы.

 

Литература

1. Вороненкова Г.Ф. Бисмарк и печать //Вестник МГУ. Серия журналистика.

1998. - №3.

2. Вороненкова Г.Ф. Путь длинною в пять столетий: от рукописного листка до

информационного общества (национальное своеобразие средств массовой

информации Германии) М., 1994.

3. Вороненкова Г.Ф. Чесанов А.А. Периодическая печать Германии. СПб.,

2001.

4. Гуревич С.М. К.Маркс и Ф.Энгельс – основоположники коммунистической

теории журналистики. М., 1973 г.

5. Зарубежная коммунистическая и рабочая журналистика. М., 1989.

6. К.Маркс. Биография. М., 1989.

7. Кучерова Г.Э. Очерки теории зарубежной журналистики (XIX – первая поло-

вина XX вв). Ростов н/Д., 2000.

Винниченко В.М. 3

8. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

 

Первоисточники

1. Дебаты шестого Рейнского ландтага о свободе печати и об опубликовании

протоколов сословного собрания. ПСС. Т.1.

2. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции. ПСС. Т.1.

3. Коммунизм и аугсбургская «Allgemeine Zeitung». ПСС. Т.1.

4. Запрещение «Leipziger Allgemeine Zeitung» ПСС. Т.1.

5. Оправдание мозельского корреспондента. ПСС. Т.1.

6. Коммунисты и Карл Гейнцен. ПСС. Т.4.

7. Маркс и «Новая Рейнская газета». ПСС. Т.21.

Http://lugovoy-k.narod.ru/marx/marx.htm

IV. Особенности развития французской прессы в XIX веке

Развитие взаимоотношений французской прессы и государства с 1814 по 1870

гг. (с начала Реставрации и до провозглашения Третьей республики). Роль

прессы в революциях 1830 и 1830 гг.

Реформы Э. де Жирардена для развития француззакона о ской печати. Газеты

«Пресс» Э. де Жирардена и «Сьекль» А. Дьюьтака.

«Пти журналь» М.-П.Мийо как первый представитель французской массовой

прессы: предпосылки возникновения и причины успеха.

Значение Закона о печати 1881 г. для дальнейшего развития французской

прессы. Особенности французской системы печати на рубеже XIX- XX вв.

 

Литература

1. Аникеев В. Е. История французской прессы (1830-1945) — М.: 1999.

2. Захарова М. В. «Пти журналь» как тип массовой газеты во Франции во вто-

рой половине XIX века //Вестник МГУ. Серия журналистика. 2010. – № 5, 6.

3. Захарова М. В. Моиз-Полидор Мийо – основатель французской массовой

газеты «Пти журналь» //Медиаскоп. 2010 г. <http://mediascope.ru/node/582>

4. История мировой журналистики. Издание третье. Ростов н/Д., 2004.

5. Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики: Учеб. пособие.

Краснодар, 1996.

6. Соломонов Ю.Ю. Региональная пресса Франции. История и секреты успеха

ежедневных газет. М., 2003.

7. Периодическая печать на западе //История печати: Антология. Т.II. М., 2001.

V. «Новый журнализм» в США и Великобритании

Влияние научно- технического прогресса на развитие журналистики во второй

половине XIX века. «Перевернутая пирамида» и различные версии её проис-

хождения.

Становление «нового журнализма» в США: издательская деятельность

Дж.Пулитчера. От «нового журнализма» к «желтому»: конкурентная борьба

Дж.Пулитцера и У.-Р.Херста.

Особенности «нового журнализма» в Великобритании. У.Стид и «Pall Mall Gazette

». Издательская деятельность А.Хармсуорта: газеты «Daily Mail» и «Daily

Mirror».

«Новый журнализм» и качественная пресса: «New York Times» А.Окса.

 

Литература

1. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М.,

1991 г.

2. Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. История печати Велико-

британии от «новостных писем» до электронных газет. – М.: Изд-во Моск.

ун-та, 2002.

3. Виниченко В.М. Рождение «перевернутой пирамиды»: пять ответов на один

вопрос //Вестник Московского университета. Серия журналистика. 2006.

№5.

4. История мировой журналистики. Издание третье. Ростов н/Д., 2004.

5. Кранс М.И. Социально-исторические предпосылки дифференциации буржу-

азной прессы Великобритании в период окончательного утверждения капи-

тализма и переходи к империализму //Вестник Московского университета.

Серия журналистика. 1978. №6.

6. Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики: Учеб. пособие.

Краснодар, 1996.

7. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. – СПб.: Изд-

во Михайлова, 2004.

8. Мкртчян А. А. История журналистики США XVIII—XIX вв. М.: Изд-во РУДН,

1995.

9. Погорелый Ю. А. Информационное агентство: стиль оперативных сообще-

ний. М., 2000.

 

VI. Развитие мировой журналистики в первой половине ХХ века

Массовые журналы и движение маккрейкеров. Влияние маккрейкеров на фор-

мирование принципов американской журналистики.

Военная пропаганда противоборствующих стран в годы Первой мировой вой-

ны.

Типологическое развитие журнальной периодики в 20 – 30-е гг. ХХ века: дай-

джесты, журналы новостей, иллюстрированные и деловые журналы. Медиаим-

перия Г.Люса.

«Джазовая журналистика» и появление «интерпретирующего репортажа».

 

Литература

1. Болотова Л.Д. Американские массовые журналы конца XIX – начала XX в. и движение «разгребателей грязи» //Вестник МГУ. Серия журналистика. 1970.

- №1.

2. Голованова Г.А. Становление «Ридерз дайджест» как типа массового жур-

нала (К вопросу о методах создания читательской аудитории) //Вестник

МГУ. Серия журналистика. 1970. - №3.

3. История мировой журналистики. Издание третье. Ростов н/Д., 2004.

4. Лучинский Ю.В. Медиавек Генри Люса. Глобальный медиажурнал. Россий-

ское издание. Том I, Выпуск 1. Осень 2010.

<http://www.gmj.sfedu.ru/v1i1/v1i1_luchinsky.htm>

5. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. – СПб.: Изд-

во Михайлова, 2004.

6. Привалова Е.А. Литературные судьбы макрейкеров: от «разгребателей гря-

зи» к пропаганде «Pax Americana» //Вестник МГУ. Серия журналистика.

2004. - № 4.

7. Стюарт К. Тайны дома Крю. Английская пропаганда в мировую войну 1914–

1918 гг. М.-Л.: Госиздат. Отдел военной литературы, 1928.

 

 

VII. Становление радиовещания в Европе и США

1. Особенности развития радио до и во время Первой мировой войны.

2. Становление коммерческой модели вещания в США. Роль компаний RCA и

ATT в развитии американского вещания. Особенности американской систе-

мы регулирования вещания (ФКС, Акт о радиовещании 1927 г. и Акт о ком-

муникациях 1934 г.)

3. Формирование общественной модели вещания в Великобритании. Особен-

ности британской системы организации, финансирования и регулирования

вещания.

4. Особенности организации радиовещания в фашистской Италии и нацист-

ской Германии. Государственная модель вещания: использование радио в

качестве инструмента внутри- и внешнеполитической пропаганды.

5. Взаимоотношения радио и печатных СМИ. Становление жанровой системы

радиовещания.

 

Литература

1. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М.,

1991 г.

2. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. М.,

2003.

3. Вороненкова Г.Ф. Путь длинною в пять столетий: от рукописного листка до

информационного общества (национальное своеобразие средств массовой

информации Германии) М., 1994.

4. История мировой журналистики. Издание третье. Ростов н/Д., 2004.

5. Лучинский Ю.В. Очерки истории зарубежной журналистики: Учеб. пособие.

Краснодар, 1996.

6. Любимов Б.И. Семьдесят лет британского вещания (Краткая история ра-

диовещания и телевидения Великобритании). М., 1995.

7. Познин В.Ф. От пиктограммы до Интернета: Краткий очерк развития средств

коммуникации: Учеб. пос. - СПб., 2001.

8. Радиожурналистика /Под ред. проф. А.А. Шереля. М., Изд-во МГУ, 2000.

9. Правовые вопросы журналистики и телекоммуникаций в США. М., 2005.

10. Кузнецов Г.В. Первый век радио: от «морзянки» до цифрового стереовеща-

ния // Вестник МГУ. Серия журналистика. 2004. №2.

11. Чернова И.М. Становление и развитие жанра радиопьесы в Германии

(1923-1933). Первый период расцвета //Вестник МГУ. Серия журналистика.

1996 г. №1.__










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 249.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...